Практико-значимая работа «Социальное партнерство семьи и школы в нравственном развитии личности»
материал ( класс) на тему

Сурин Александр Анатольевич

Практико-значимая работа

«Социальное партнерство семьи и школы в нравственном развитии личности»

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon munitsipalnoe_kazennoe_obrazovatelnoe_uchrezhdenie.doc88.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное казенное образовательное учреждение

методический центр в системе дополнительного педагогического образования

(повышение квалификации) (МКОУ ДПО МЦ г.о. Коломна)

Практико-значимая работа

«Социальное партнерство семьи и школы в нравственном развитии личности»

слушателя курсов

Сурина Александра Анатольевича,

учителя истории

 МБОУ СОШ № 18

Руководители:

Ярова Татьяна Владимировна,

Ерасова Наталья Владимировна

Г.о. Коломна

2015 г.

Оглавление.

  1. Введение
  2. Основная часть:

а) Описание истории вопроса;

б) Практическая часть, основанная на собственном опыте и разработка тематики с практической результативностью.

  1. Заключение
  2. Список литературы

  1. Введение.

Социальное партнерство в образовании – примета нового времени. Современная школа находится в таких условиях, когда без установления взаимовыгодного социального партнерства невозможно выжить и развиваться. Образовательное учреждение должно стать открытой системой, расширяющей сотрудничество с различными социальными институтами. Дети нуждаются в том, чтобы взрослые разделили между собой ответственность за их обучение и воспитание. Социальное партнерство означает практику совместной выработки решений и разделяемой ответственности. Необходимость социального партнерства в образовании предусмотрена современными теоретическими взглядами на образование. В современных условиях без социально-педагогического партнерства субъекты образовательного процесса не способны обеспечить полноценное духовно-нравственное развитие и воспитание обучающихся. Для решения этой общенациональной задачи необходимо выстраивать педагогически целесообразные партнерские отношения с другими субъектами социализации: семьей, общественными организациями и традиционными российскими религиозными объединениями, учреждениями дополнительного образования, культуры и спорта, СМИ. Организация социально-педагогического партнерства может осуществляться путем согласования социально-воспитательных программ общеобразовательных учреждений и иных субъектов социализации на основе национального воспитательного идеала и базовых национальных ценностей. Это возможно при условии, что субъекты воспитания и социализации заинтересованы в разработке и реализации таких программ. Развитие социально-педагогического партнерства должно стать приоритетной сферой государственной политики.

Перемены в социально-экономической жизни общества, произошедшие в последние десятилетия, привели к существенным изменениям и в системе образования, и в самом институте семьи. Однообразие советской школы сменилось современным разнообразием гимназий, лицеев и других типов школ. Внутри одного образовательного учреждения так же возникли уровни и профили образовательно-развивающей деятельности. Расширилась сфера дополнительного образования. Все это обеспечило семье реальные возможности выбора вида (типа) образовательного учреждения и набора предоставляемых им образовательных услуг. Как следствие появилась возможность прямого и косвенного влияния на школу через свой выбор.

Одновременно произошло существенное расслоение семей по социальным и экономическим показателям. Изменилась общая социальная стратификация населения. Формировавшиеся социальные слои начали осмысливать специфику собственных образовательных потребностей и формировать адекватные требования (ожидания) по отношению к образованию и воспитанию собственных детей. В отдельных группах населения уровень образования оказался близким к учительскому, и даже выше. В результате школа оказалась в центре критического внимания родителей, СМИ и общества в целом.

Традиционная практика организованных взаимодействий государства, семьи и школы в сфере образования давно уже не соответствует изменившимися социально-образовательными потребностями, возможностями и ожиданиями всех основных участников образовательного процесса.

Всё это породило объективную необходимость пересмотра ролей и отношений семьи и школы в системе их взаимодействий в образовательно-воспитательном процессе.

В условиях глубокого социально-экономического и культурного расслоения семей исторически привычный авторитарный характер отношений школы с семьёй является одним из факторов наблюдающегося падения престижа школы и авторитета учителя в глазах общества, роста критических настроений по отношению к системе образования, к его содержанию и качеству. Приведение взаимоотношений и взаимодействий семьи и школы на уровень, адекватный новым качествам и возможностям семьи и школы, является актуальной задачей для любого образовательного учреждения.

 В наиболее обобщенном понимании школа выступает как социальный институт, выполняющий заказ общества в части подготовки новых поколений к конструктивному поведению в условиях культуры (цивилизации). Этот «заказ» имеет, по крайней мере, две составные части. Одна из них задается государством (его органами и организациями), претендующим на выражение интересов общества. В этом варианте заказ облекается в весьма четкие формы законодательных актов, образовательных программ и иных официальных предписаний, обязательных для исполнения. Официальные предписания с полным основанием могут быть названы государственным заказом на образование и воспитание. Его реализация, обеспечивается  юридически, экономически, организационно и в иных отношениях. Однако государство, как правило, осмысливает, планирует и реализует лишь часть развития, необходимого личности, большим и малым социумам и обществу в целом. А остающаяся часть осмысливается, предъявляется, в некоторых случаях частично реализуется большими и малыми социумами - семьей, социокультурной группой, религиозным сообществом, нацией и обществом как неким целым. (Через общественное мнение, СМИ, литературу, искусство, науку). В интегрированном виде мнения этого сонма человеческих сообществ могут быть определены как социальный (общественный, негосударственный) заказ на развитие новых поколений. Если государственный заказ имеет форму предписаний, причем, весьма определенных, то социальный заказ выступает в форме общественных ожиданий, представлений, стимулов, зачастую не имеющих общепринятых формулировок, нередко противоречивых, а то и взаимоисключающих. Одни группы населения тяготеют, например, к раннему религиозному воспитанию, другие - к атеистическому, третьи - к сознательному выбору человеком религии в зрелом возрасте. Кто-то ратует за «классическое образование», а кто-то предлагает «формирование компетентностей»).  Социальный заказ представляет собою поле поиска оптимальных решений, поле согласования интересов к воспитанию, характерных для самых разных групп населения. Государственный заказ и социальный в различное время и в разных обстоятельствах могут в каких-то сферах совпадать (скажем, в сфере компьютерной грамотности населения), в иных вступать в противоречия (к примеру, по вопросу введения в школах начальной военной подготовки). Родительская общественность предлагает сегодня строить отношения семьи и школы на уровне социального партнерства, который бы обеспечивал:

•        повышение степени участия родительской и более широкой

 общественности в управлении образованием и школой, до уровня, обеспечивающего системный и постоянный общественный контроль выполнения школой социального и государственного заказов на образование;

•        дифференциацию взаимоотношений семьи и школы, в зависимости от потребностей, ожиданий, намерений, от воспитательных и экономических возможностей характерных групп родителей и учащихся;

•        изменение юридических позиций (ролей, прав и обязанностей партнёров);

•        расширение возможностей выбора семьёй типа, характера и уровня основного образования и дополнительных образовательных услуг для своих детей (реализации социального заказа);

•        качественные изменения психолого-педагогического просвещения населения, обеспечиваемые учетом образовательных потребностей и социальных особенностей характерных групп родителей и соответствующей дифференциацией форм, методов и содержания педобуча;

•        повышение качества образования и степени удовлетворенности

 взаимоотношениями всех основных участников образовательного процесса.

2. Основная часть.

а) Описание истории вопроса.

         Важность данной темы обусловлена тем, что сегодня стало очевидным отсутствие у многих российских граждан ясно выраженной системы ценностных приоритетов, объединяющих их в единую историко-культурную и социальную общность. Причиной этому послужили крупные социально-экономические перемены, произошедшие в стране на рубеже 20 – 21 веков.  

         Духовно-нравственное развитие и воспитание юных россиян, являясь первостепенной задачей современной образовательной системы, представляет собой важный компонент социального заказа для образования.

        Основная цель воспитания определена в Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, которая  является методологической основой  реализации Федерального государственного образовательного стандарта общего образования.

        Сегодня обществу требуется человек с возросшим чувством собственного достоинства, социально адаптированный, обладающий определённым набором компетентностей и  высоким уровнем самосознания.

         Проработав в школе 25 лет, я могу с уверенностью сказать, что школа даёт общее образование, очень важное и значимое, но развитию личности, раскрытию его способностей, ранней профориентации и духовно-нравственному воспитанию способствует именно дополнительное образование во внеурочной деятельности.

         Простейшие арифметические подсчёты показывают, что не менее 150 дней в году ученик свободен от школьных занятий. Но ребёнок никогда не бывает свободен от самого себя. И мы, взрослые, не имеем права лишать ребёнка возможности выбора той среды, где он может проявить себя.

          Учителю необходимо продумать систему выбора дела по душе, выявить предпочтения ребёнка и тогда можно развивать его способности в самых разных направлениях, причём делать это прямо в школе, не обрекая ребёнка и его родителей на поиск дополнительных услуг на стороне.  

            Среди социальных партнёров, участвующих в духовно-нравственном развитии и воспитании детей, важное место занимают родители, семья. То, что ребенок с детских лет приобретает в семье, он сохраняет в течение всей своей последующей жизни. Педагог прошлого века А.С.Макаренко утверждал: «Хорошее воспитание детей – это наша счастливая старость. Плохое – это наше горе, наши слезы». Главное в воспитании маленького человека в семье – это достижение душевного единения, нравственной связи родителей с ребенком.

            Именно в семье ребенок должен получать свой первый жизненный опыт духовно-нравственного поведения, делать первые наблюдения и учиться как себя вести в различных ситуациях. В каждой семье объективно складывается определенная  система воспитания детей.  

           Я считаю, очень важно для воспитания духовно богатой личности ребёнка правильно построенное семейное воспитание, основой которого должны стать уважительное отношение друг к другу всех членов семьи, доверие и любовь, соблюдение семейных традиций, знание своей родословной, почитание родителей, своих предков.

            Современные  родители  не всегда могут оказать правильное воздействие на формирование духовно-нравственных качеств личности ребёнка, и школа, обладающая педагогическими знаниями и большим опытом в области воспитания, должна оказывать родителям в этом помощь и поддержку. В связи с этим значительное место в моей деятельности  занимает просветительская работа с родителями. Это  проведение тематических родительских собраний, консультаций, совместных праздников, экскурсий, спортивных конкурсов и др.

             Тематика родительских собраний, направленных на ознакомление родителей с правильными методами духовно-нравственного воспитания может быть различной. Так, например, мы обсуждали вопросы:

«Духовные истоки воспитания в семье», «Роль матери в воспитании ребёнка», «Роль отца в воспитании ребёнка», «Роль бабушек и дедушек в воспитании детей», «Любовь и дружба – основа семейного воспитания», «Место и роль труда в жизни семьи», «Как сделать ребёнка счастливым»,                                                                

«Роль традиций в семейном воспитании» и другие.  

         Наши образовательные учреждения, называемые  «вторым домом», также должны стать для наших детей благоприятной высоконравственной средой, наполненной теплотой отношений, смыслом и содержанием, особой благоприятной для развития и образования детей комфортной атмосферой. Базовые национальные ценности лежат в основе всего уклада школьной жизни, определяющего урочную, внеурочную, внешкольную и общественно полезную деятельность обучающихся.

          Для того чтобы сформировать у ребёнка стержневые личностные качества, к которым, безусловно, относятся нравственность и патриотизм, школа должна так организовать деятельность, чтобы перед ребёнком создавались ситуации личностного выбора, вырабатывалась потребность в поиске нравственного поведения, проявлялись лучшие качества человека и гражданина.  Главное для наших школ сейчас – взять всё самое ценное и эффективное для построения системы духовно-нравственного воспитания учащихся. А многое из того, что мы уже делаем, ведёт нас к духовному совершенствованию, к формированию у школьников качеств истинного патриота и гражданина. Вот только некоторые направления и формы воспитательной деятельности, которые я использую:

Вот какой может быть структурно-функциональная модель партнерских взаимодействий семьи и школы.

Основные направления взаимодействий:

В учреждении в целом:

•        традиционные для городской общеобразовательной школы структура и содержание образовательной деятельности детей;

•        дополнительные образовательные услуги, соответствующие социальному (общественному) заказу на образование детей.

В работе с семьёй и общественностью:

•        научно-исследовательская и опытно-экспериментальная деятельность по изучению и организации взаимодействий и взаимовлияний школы и семьи на уровне социально-педагогического партнёрства;

•        организационное и научно-методическое обеспечение социально-педагогического партнёрства семьи и школы

•        выявление и учет образовательных потребностей характерных групп населения (социального заказа на образование детей);

•        привлечение родительской и иной общественности к обсуждению и утверждению образовательных программ (содержания образования) и контролю качества образования.

В организации психолого-педагогического просвещения родителей:

•        изучение образовательных потребностей представителей различных социальных групп в психолого-педагогической подготовке;

•        использование традиционных фронтальных форм психолого-педагогического просвещения родителей;

•        организация дифференцированной психолого-педагогической подготовки родителей в соответствии с выявляемыми образовательными потребностями;

•        организационное и научно-методическое обеспечение дифференцированной, психолого-педагогической подготовки родителей.

•        уровни психолого-педагогического просвещения родителей –                   ознакомительный, репродуктивный, продуктивный, творческий.

 Структурные элементы системы:

Система социально-педагогического партнёрства семьи (как представителя общественности и самостоятельного субъекта отношений) и школы (как представителя государства и самостоятельного субъекта отношений) опирается на следующие инновационные  и традиционные организационно-структурные элементы:

Общественное управление

        школьная конференция

        общественный совет школы (управляющий совет)

        общешкольный родительский комитет

        классные родительские комитеты

        общественный штаб педобуча (родительская секция)

        профильные родительские объединения

        общественное экспертное сообщество

        представители комиссии социальной защиты населения

        совет представителей УДОД микрорайона

        детская редакция раздела школьного сайта

        родительская редакция раздела школьного сайта

        учительская редакция раздела школьного сайта «Слово учителя»

Государственное управление

        Администрация школы

        Педагогический совет

        МО классных руководителей

        Редакция раздела школьного сайта "Административный вестник"

        Общественный штаб педобуча

        Временные научно-исследовательские коллективы

б) Практическая часть, основанная на собственном опыте и разработка тематики с практической результативностью.

Огромные воспитательные возможности сосредоточены в музейной педагогике. В Коломне есть хороший краеведческий музей, Музей Боевой Славы, в школе действует историко-литературный музей,  помогающие получить не только знания об истории родного края, традициях и обычаях наших предшествующих поколений, но и свидетельствуют о ярких и памятных исторических периодах нашей страны, рассказывают о судьбах наших земляков. Вместе с родителями класса я организовывал поездку детей в Зоологический музей, Палеонтологический музей, Политехнический музей, Исторический музей, музей Вооруженных сил, музей Великой Отечественной войны на Поклонной горе, усадьбу Кусково, ведущие театры в Москве. Учащиеся,  при непосредственном участии родителей совершали поездки в Псков, Пушкинские горы с посещением усадеб Тригорское, Михайловское, Святогорского Свято-Успенского монастыря (места последнего упокоения поэта А.С. Пушкина), в Псково-Печерский монастырь, Великий Новгород, Нижний Новгород, Казань,  Елабугу с музеями художника И. Шишкина,  кавалерист-девицы Н. Дуровой,  литературный  и мемориальный музей Марины Цветаевой,  дважды побывали с туристической поездкой за границей в Польше, Чехии, Германии, Австрии, где смогли увидеть величайшие памятники европейской архитектуры и живописи – Пражский Град, замки Чехии – Чешски Крумлов, замок Жлебы, Кутну Гору с костницей, Дрезденскую картинную  галерею в Цвингере с Сикстинской мадонной, резиденцию австрийских императоров в Вене - Шенбрунн и дворцовый комплекс Хофбург, красоты Зальцкаммергут, Зальцбурга, Инсбрука, замков Нойшванштайн и Линдерхов, неспешное течением Дуная в Пассау.

Все эти мероприятия родились не вдруг, не спонтанно. Этому предшествовал глубокий анализ своего опыта по работе с учащимися в 90-е годы ХХ века, когда все прежние духовные и ценностные ориентиры были преданы забвению, а новых предложено не было. Я бы назвал свой проект «Социальное партнерство с семьей через призму истории нашей страны и мира».

Его осуществление стало возможно при тесном взаимодействии с родителями учащихся. Всем поездкам предшествовало совместное обсуждение программы, родители предлагали свои варианты поездок, активно участвовали в их реализации на деле. После поездок совместными силами родителей и детей составлялись презентации, кино - и фотоотчеты о поездках, родители совместно с детьми писали рассказы по мотивам экскурсий и тематических музейных выставок. После последнего посещения Вены, ребята и их родители организовали шоу «Кулинарные изыски немецкой и австрийской кухни», в котором представили ими же приготовленные блюда, а после провели их дегустацию за совместным столом, делясь воспоминаниями о поездках.

Такие мероприятия не только позволяют родителям в неформальной обстановке лучше узнать своих детей, но и активно участвовать в образовательном процессе, осуществляя на деле функцию социального партнерства со школой.

         Когда-то учёный Дмитрий Сергеевич Лихачёв отметил: «Хранить память, беречь память – это наш нравственный долг перед самим собой и перед потомками».

         Наряду с внеклассными воспитательными мероприятиями большое место в духовном и нравственном развитии детей занимает хорошо организованная внешкольная и общественно полезная деятельность.

Вот виды внеклассной, внеурочной деятельности, которые осуществлялись в рамках социального партнерства.

1.Культурно-просветительное:

•Посещение классами театров, выставок, музеев в г.о. Коломна и г. Москве;

•Просмотр учебно-познавательных кинофильмов;

•Экскурсионные поездки;

•Школьные театрализованные и фольклорные представления.

•Отчетные концерты театральных и творческих коллективов.

2. Патриотическое, включающее:

•Встречи с ветеранами Великой Отечественной войны, работа поздравительной почты для ветеранов и участников ВОВ, тружеников тыла, «Уроки мужества»;

•Концерты для ветеранов и участников ВОВ;

•Тематические классные часы;

•Видеолектории; конкурсы, акции, детские проекты, тематические линейки;

•Экскурсии по школьной «Галерее Славы»;

•Вахты памяти;

•Экскурсия в школьный музей на экспозицию «Тех дней не смолкнет слава»;

•Организацию и проведение праздника Победы для ветеранов ВОВ;

3. Физкультурно-оздоровительное и спортивное, включающее:

•Проведение традиционных общешкольных праздников «23 февраля», «Папа, мама, я – спортивная семья», «Зимние забавы»;

•Тематические классные часы о здоровом образе жизни;

•Работу по городской программе «Формирование здорового образа жизни школьников»;

•Проведение тематической программы «Опасная зона»;

•Работу спортивных секций;

•Проведение подвижных игр и «веселых стартов» для начальной и средней школы;

•Дни здоровья, Дни профилактики, Уроки здоровья.

4. Нравственно-правовому,  это:

•Классные часы по духовно – нравственному воспитанию обучающихся;

•Встречи с инспектором ОДН для лекционной работы по предупреждению законов Московской области и Российской Федерации;

•Работа Уполномоченного по защите прав участников образовательного процесса: составление памяток «Права и обязанности участников образовательного процесса;

•Тематические классные часы; конкурсы, праздники;

•Недели дорожной безопасности;

•Работа кабинета «Безопасности дорожного движения»;

•Практические занятия с уч-ся на дорожной разметке в школьном дворе;

•Мероприятия, воспитывающие у школьников правильное отношение к окружающему миру, человеку;

•Экологическая работа;

•Беседы о правилах поведения в общественном месте;

•Работа с социального педагога и психолога с социально-неадаптированными подростками и их семьями.

5. Эстетическое, включающее:

•Проведение тематических выставок рисунков, стенгазет, поделок, фотовыставок, творческих работ учащихся;

•Тематические классные часы по культуре поведения и речи;

•Посещение музеев, выставок эстетического цикла, экскурсий, концертов, театрализованных представлений;

•Участие в конкурсах, олимпиадах, фестивалях, выставках детского творчества эстетического цикла на уровне области, города.

6. Лекционно-образовательное для родителей:

•Участие в общешкольных и общегородских родительских собраниях;

•Родительские лектории;

•Индивидуальные консультации;

•Работа с родителями социального педагога, психолога.

•кружок «Краеведение»;

•кружок «Хореография»;

•кружок «Правила дороги»;

•научное общество «Потенциал»

3. Заключение

Подвижник православной русской школы А.А. Радонежский полагал главную цель в развитии личности «в её стремлении к величайшему». Он видел цель образования в «направлении сердец к добродетели, где удобно извлекать нравственные уроки, чтобы образование питало не любопытство, а сердце».  Духовно-нравственное развитие достигает содержательной полноты и становится актуальным для самого обучающегося, когда соединяется с жизнью, реальными социальными проблемами, которые необходимо решать на основе морального выбора. Ребенок школьного возраста, наиболее восприимчив к духовно-нравственному развитию и воспитанию. Недостатки этого развития и воспитания трудно восполнить в последующие годы. Поэтому школа, изначально стремится к тому, чтобы включить семью в воспитание детей. В сотворчестве семьи и школы скрыты огромные и очень действенные резервы.  Добиться, чтобы школа и семья стали единым педагогическим коллективом и сообща решали вопросы воспитания, школе необходимо привлекать родителей к проведению праздников и различных  школьных мероприятий.

Современный национальный воспитательный идеал – это высоконравственный, творческий, компетентный гражданин России, принимающий судьбу Отечества как свою личную, осознающий ответственность за настоящее и будущее своей страны, укоренённый в духовных и культурных традициях многонационального народа Российской Федерации. Кризисные явления в современном обществе  не могут не сказаться на состоянии духовного, физического, нравственного и психологического здоровья подрастающего поколения.

        Пытаясь сегодня найти пути решения этих проблем, школа ищет новые формы взаимодействия с семьей, понимая, что родители и педагоги – воспитатели одних и тех же детей. Результат их деятельности может быть успешным тогда, когда учитель и родители станут союзниками. Их союз должен быть основан на взаимном понимании, уважении, доверии и ответственности, на действиях, интересах развития личности ребенка.

        Сегодня, в общем  образовании наиболее активно используются четыре группы форм работы с семьей:

1.        Интерактивные:  анкетирование,  диагностика, дискуссии, «круглые столы»,  конференции,  вечера вопросов и ответов,  консультации специалистов.

2.         Традиционные: тематические классные часы, родительские собрания, вечера отдыха, семейные спортивные и интеллектуальные состязания, творческие конкурсы.

3.        Просветительские: использование СМИ, для освящения проблем воспитания и обучения детей, организация родительского всеобуча, выпуск бюллетеней, стенды и уголки для родителей.

4.        Государственно-общественные: создание попечительских советов, советов школ, советов отцов.

Первые три группы  форм достаточно широко используются в процессе работы, апробированы  в течение десятков лет и дают хорошие результаты в области взаимодействия семьи и школы.

Сегодня же наиболее важной, требующей распространения представляется 4 группа форм, получающая все большее развитие в регионах.

   И если школа не будет уделять должного внимания совершенствованию учебно-воспитательного процесса, направленного на взаимодействие родителей и педагогов, произойдет отчуждение семьи от образовательного учреждения, педагогов - от семьи, семьи - от интересов творческого и свободного развития личности.

В создании союза родителей и педагогов важнейшая роль принадлежит классным руководителям. Не все родители откликаются на стремление к сотрудничеству, не все родители проявляют интерес к объединению усилий по воспитанию своего ребенка.  Классному руководителю необходимы терпение и целенаправленный поиск путей  решения этой проблемы, исключающих авторитаризм и морализм.

Эрих Фромм говорил: «Характер и нравственное поведение ребёнка – это слепок с характера родителей, он развивается в ответ на их характер и их поведение».

В заключении хотелось бы сказать, наша школа – не только место, где учатся дети. Здесь дети живут яркой, творческой, полноценной жизнью. Ведь у каждого ребенка есть способности и таланты. Деятельность учащихся, ее содержание, общение, отношение детей и взрослых – естественная среда, в которой формируется нравственный и духовный облик растущего человека. Для этого жизнь детей нашей школы, наполненная разнообразными делами, организована так, чтобы каждый ребенок нашел свое дело по душе, пережил радость творческой удачи.

4. Список литературы

1. Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Начальная школа / [сост. Е.С.Савинов] - 2 е изд., перераб. — М.: Просвещение, 2010. — 204 с. — (Стандарты второго поколения)

2. Лукьяненченко Н.В. Семья как фактор психоэмоционального благополучия подростка // Воспитание школьников – 2011. – №5.

3. Вершинин В.Н., Шаркаев Р.Н. Социально-педагогическое партнерство семьи и школы. Методические рекомендации к областному родительскому собранию. – Ульяновск: УИПК и ПРО, 2009 г.

4. Жарич Л. А. Взаимодействие семьи и школы. //ИД Первое сентября. Открытый урок. 1 sep-tember.ru

5. Патрушева И. Н. Роль семьи в формировании духовно-нравственной личности [Текст] / И. Н. Патрушева // Теория и практика образования в современном мире: материалы IV междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, январь 2014 г.).  — СПб.: Заневская площадь, 2014. — С. 192-197.

6. Н. И. Дереклеева «Азбука классного руководителя». Начальная школа. Москва, 2008г.

7.Чернилевский Д. В. Духовно-нравственные ценности образовательной системы России XXI века. / Д. В. Ченилевский — М.: РИО МГТА, 2008.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Доклад классного руководителя Сопиной Л.А.«Взаимодействие семьи и школы в интересах развития личности ребенка»(духовно-патриотическое воспитание)

Доклад классного руководителя Сопиной Л.А. «Взаимодействие семьи и школы в интересах развития личности ребенка» (духовно-патриотическое воспитание)   Патриотизм, патриотические чувства у дете...

Научная работа - "Современные воспитательные технологии в области духовно-нравственного развития личности в 5-6 кл"

В "Программе патриотического воспитания граждан Российской Федерации" одной из решаемых задач является формирование патриотических чувств и сознания граждан на основе исторических ценностей и по...

Социальное партнерство семьи и школы из опыта работы

В данной статье описывается опыт работы школы для детей с нарушением слуха в создании информационного поля для родителей, путем написания программы «Сотрудничество», в которой кратко прописаны все эта...

Выступление на педагогическом совете на тему: «Работа с родителями обучающихся в направлении духовно- нравственного развития личности гражданина РФ»

В выступлении ставится задача рассмотреть  возможные формы работы с родителями обучающихся в направлении духовно- нравственного развития личности гражданина РФ...

Родительское собрание как средство взаимодействия семьи и школы в интересах развития личности ребенка

Успешное решение задач воспитания возможно только при условии взаимодействия семьи и школы. Сотрудничество семьи и школы становится все более актуальным и востребованным....

Методическая разработка "Родительское собрание как средство взаимодействия семьи и школы в интересах развития личности ребенка"

Данная методическая разработка "Родительское собрание  как  средство взаимодействия семьи и школы в интересах развития личности ребенка" может помочь в методике проведения родительских собра...

МОДЕЛЬ СОЦИАЛЬНОГО ПАРТНЕРСТВА СЕМЬИ И ШКОЛЫ

Предлагаемая модель содержит теоретические рекомендации и конкретные мероприятия по организации социального партнёрства семьи и школы.Цель педагогического опыта: обобщение результатов интерактивных фо...