Нравственно-ориентированное поведение школьников.
статья на тему
Выступление на родительском собрании
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vystuplenie_na_obshcheshkolnom.doc | 37 КБ |
Предварительный просмотр:
Выступление на общешкольном-родительском собрании:
Нравственно-ориентированное поведение школьников.
Нравственное воспитание является важнейшей стороной формирования и развития личности ребёнка и предполагает становление его отношения к родителям, окружающим, к коллективу, обществу; отношения к труду, своим обязанностям, самому себе.
Психологи установили, что младший школьный возраст характеризуется повышенной восприимчивостью внешних влияний, верой в истинность всего, чему учат, что говорят. Именно сейчас возникают большие возможности для систематического и последовательного нравственного воспитания детей.
Современная социально-психологическая ситуация, сложившаяся в обществе, характеризуется своеобразным кризисом личности, который проявляется как кризис ее духовности, нравственности, возникший вследствие утраты духовно-нравственных ценностей.
В связи с происходящими в обществе социально-экономическими изменениями к современной школе предъявляются совершенно новые требования, выражающиеся в частности в том, что ее выпускникам уже недостаточно обладать широкими и разносторонними знаниями, навыками и умениями. Школа переориентируется с сугубо образовательных технологий, вооружающих учащихся только некоторым объемом знаний, на более глубокое личностно-ориентировочное воспитание, дающее школьнику возможность понять особенности своей личности.
Одной из главных является проблема духовно-нравственного развития личности учащихся. Писатель и педагог С. А. Соловейчик пишет: «Воспитание – это обучение нравственной жизни… Воспитывая детей, мы учим их добиваться своих целей за свой счёт, пользуясь лишь нравственными средствами. Нравственность (определяемая вопросом «за чей счёт?») указывает нижнюю границу возможных для человека действий и поступков; через требования нравственности переступить невозможно. Нравственность – граница дозволяемого совестью. А верхней границы нет, верх – духовность, а она бесконечна…
Будет нравственное воспитание – ребёнок воспримет правила культурного поведения из среды, его окружающей, возьмёт пример с родителей… Будет нравственность, почти наверняка будет и духовность; не будет нравственности – не будет ничего, никакого воспитания».
В школе большое внимание уделяется духовно-нравственному воспитанию школьников. Это система работы школы и в частности классных руководителей. Эта система включает тесное сотрудничество с профилактическими структурами, а именно ПДН и КДН. Данные структуры регулярно проводят профилактические акции, цель которых не столько выявить и наказать, сколько предупредить. В рамках этих акций (последняя «Подросток» с 10 по 19 декабря ) проводятся рейды в места общественного пребывания. Недопустимо, лицам, не достигшим 16-летнего возраста в зимнее время находиться без сопровождения взрослых после 22 часов, в летнее – после 23 часов. Также употребление спиртных напитков до 18 лет запрещается.
Одна из задач, стоящих перед специалистами – это способствовать нравственному воспитанию подростков в системе духовно-нравственных ориентаций и моральных стереотипов, формирование толерантности.
В настоящее время все чаще возникают разговоры о толерантном мире без насилия и жестокости. Как воспитывать ребенка, чтобы он вырос человеком, уважающим окружающих его людей. Такое воспитание ребенок должен получать с раннего детства и в семье, и в школе.
Воспитывать необходимо не только толерантное отношение к окружающим, но и уважение к культуре, традициям страны, в которой живем.
За последний год выросло число подростковых суицидов в Волгоградской области. Как бы на ни казалось, что это далеко от нас, эта проблема есть и в нашей местности. Профилактика по данному направлению заключается в максимальной занятости подростков, понимании проблем. Очень сильно на сознание влияют социальные сети. Интересуйтесь, чем живут ваши дети. Контроль. Пропаганда вандализма, фашистских течений. Российским законодательством предусмотрена ответственность за распространение и хранение фотографий со свастикой, и другой информации фашистской направленности.
Сегодня необходимо сосредоточиться на том, что ценностные основания бытия человека отрабатывались веками и всегда были значимы и первостепенны в обществе. Они выражались в разные периоды жизнедеятельности человечества в постулатах религиозных учений, заповедях христианства, моральных исканиях мыслителей, традициях народов и этносов, провозглашались в различных социальных кодексах поведения людей. Это не случайно, как и не случайно, что смысловой ключ и ценностные основания жизнедеятельности человека лежат в плоскости морали, откуда черпает каждый человек свои смыслозначимые основы и символы жизни.
Моральный исток осмысления человеческой жизни на протяжении столетий рассматривался философией и этикой в попытке найти ему единое содержательное определение, в результате чего было выделено и обосновано такое ёмкое понятие как «простые нормы нравственности», одинаково значимое для всего человечества. Отсюда понятие «общечеловеческие ценности», употребляемое сегодня и акцентирующее ценностный аспект жизнедеятельности людей.
Напоминайте детям как необходимо себя вести: в отношении к людям: доброта, отзывчивость, заботливость, милосердие, чуткость; в отношении к обществу: бережливость ко всем элементам общественной культурно-пространственной среды, общее чувство ответственности за состояние средовых ценностно-коммуникативных отношений; в отношении к труду: трудолюбие, ответственность, дисциплинированность; в отношении к самому себе: требовательность, самокритичность, простота, скромность, стремление вести здоровый образ жизни; в отношении к Родине: патриотизм, бережное отношение к природе, культурному и историческому прошлому.
Духовно – нравственные ценности, ориентиры и убеждения личности заключаются в семье. Семья – это особого рода коллектив, играющий в воспитании основную, долговременную и важнейшую роль. Сегодня мы достаточно хорошо понимаем, что основы нравственности, первые уроки «нельзя» и «можно», первые проявления тепла и участия, жестокости и безразличия, безусловно, формируются в семье.
Воспитать развитые духовно-нравственные потребности – главнейшая задача родителей. Задача вполне выполнимая. Что же нужно для её успешного решения?
Во-первых, родители должны осознавать важность духовно-нравственного воспитания детей в семье.
Во-вторых, родители должны развивать сами в себе нравственные потребности.
В-третьих, родители, которые хотят воспитать своего ребёнка не стихийно, а осознанно, должны начать анализ воспитания своего ребёнка с анализа самих себя, с анализа особенностей собственной личности.
В-четвёртых, они должны осознавать важность этой задачи для самих себя, а также чётко представлять себе, как и какими методами формировать в детях нравственные качества.
Воспитание, даваемое в образовательном учреждении, не принесет ожидаемой от него пользы, если родители не будут стараться поддерживать в детях те добрые правила жизни, преподаваемые педагогами. Помочь родителям в решении задач духовно-нравственного воспитания детей в семье призвана школа.
Семья играет центральную роль в сознании ребенка. То, что обязана дать малышу семья, никто кроме нее не даст в полной мере. Наша задача – помочь родителям осознать, что, в первую очередь, в семье должны сохраняться и передаваться нравственные и духовные обычаи и ценности, созданные предками (а для этого мы должны познакомить их с этими обычаями и ценностями) и что именно родители ответственны за воспитание детей перед Богом и обществом.
Общая перспектива нашей работы по духовно-нравственному воспитанию как с детьми, так и с родителями предусматривает интеграцию духовно-нравственного содержания в повседневную жизнь как лицея, так и семьи. Воспитание духовной личности возможно только при совместных усилиях образовательного учреждения и семьи.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Беседа-призыв о правилах поведения школьников.
Беседа-призыв о правилах поведения школьников. Лекторская группа отряда ЮИД. Средний состав 10 лет. Юные Друзья и уважаемые взрослые! Мы ЮИД хотим обратить ваше внимание на...
Способы преодоления типичных отклонений в поведении школьников
Статья адресована классным руководителям 5-х-7-х классов. Материал взят из практического пособия "Проблемные ситуации в школе и способы их решения" (авторы Королёва Е.В., Юрченко П.Г., Бурдыгина Т.Н.)...
Дивиантное поведение школьника: коррекция гиперактивности в процессе обучения
Проблемы детей, имеющих нарушения поведения, связанные с ними трудности обучения в настоящее время особенно актуальны. Постоянно возбужденные, невнимательные, непоседливые и крикливые, такие дети прик...
ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ Школа и семья: пути взаимодействия в современном социально - образовательном пространстве с целью уменьшения отрицательных проявлений в поведении школьников
В работе даны конкретные рекомендации педагогам и родителям по уменьшению отрицательных проявлений в поведении школьников...
Воспитание культуры поведения школьников
Способы воспитания культуры поведения школьников, трудности, с которыми могут столкнуться родители...
Статья «Роль педагога дополнительного образования детей в формировании нравственно- ориентированной системы ценностей обучающихся»
Основной ценностью современного образования является личностное развитие подрастающего человека. Перед обществом стоит цель не только научить школьника основным знаниям и умениям, сформировать ключевы...
Нравственно- ориентированное воспитание на уроках иностранного языка (английский)
Иностранный язык в школе – это неотъемлемый компонент процесса обучения. Иностранный язык выступает как средство формирования и воспитания морально ответственной личности, как средство обще...