Нравственно- ориентированное воспитание на уроках иностранного языка (английский)
учебно-методический материал по английскому языку (6 класс)

Маслова Елена Александровна

Иностранный язык в школе – это неотъемлемый компонент процесса обучения.

 Иностранный язык выступает как средство формирования и воспитания морально ответственной личности, как средство общения, познания, осмысления и интерпретации фактов иной культуры, осознания своей собственной культуры и ознакомления с ней представителей других языковых сообществ. Среди целей обучения иностранному языку – воспитательная цель, которая предполагает: воспитание гуманистического мировоззрения, уважения к представителям других культур, патриотизма; формирование системы ценностных ориентаций, нравственных и эстетических взглядов; воспитание культуры общения, чувств, поведения, потребности в самовоспитании .

Одним из составляющих компонентов процесса обучения как иностранному языку, так и другим предметам в школе является нравственное воспитание, направленное на приобщение к общечеловеческим и национальным ценностям, формирование эстетической и этической культуры, воспитание культуры самопознания и саморегуляции личности, направленное на формирование потребности в саморазвитии и социальном взаимодействии, психологической культуры . Нравственность в свою очередь представляет совокупность исторически сложившихся принципов, норм и правил поведения людей, которые поддерживались и поддерживаются силой общественного мнения, традициями, привычками, системой воспитания и личными убеждениями . Сам процесс нравственного воспитания – это целенаправленный, насыщенный и организованно оформленный педагогический процесс, способствующий становлению нравственных взглядов, убеждений, ценностных ориентаций, формированию способности руководствоваться в ситуациях нравственного выбора мотивами долга, совести, справедливости, уважения и любви .

К условиям эффективности формирования нравственного поведения школьников следует отнести:
- направленность учителя на формирование нравственных мотивов и установок у детей;
 - опору на теорию личностно-ориентированного обучения и передовой опыт нравственного воспитания;
- многообразие методического обеспечения в формировании нравственного опыта школьников в учебном процессе: подбор наглядного материала, жизненных ситуаций с нравственным содержанием,
- своевременное разрешение противоречий между нравственными ценностями общественного сознания и негативными действиями микросреды через организацию индивидуальной, групповой и коллективной форм работы детского и родительского коллективов .

Таким образом, целостность формирования опыта нравственного поведения школьников определяет: просвещение, которое организуется на уроке; интерактивная деятельность на уроке; взаимоотношения; коллективные и групповые задания; включение ребенка во все виды деятельности; рефлексия и др. Нельзя забывать и то, что для закрепления первых позитивных результатов обязательно нужно дать ученику свободу выбора, отметить положительные моменты в его поведении и отношении, поощрить словом и с пониманием относиться ко всем переживаниям ученика по поводу его нравственного выбора и самоопределения .

Исходя из всего вышеизложенного, можно представить структуру опыта нравственного поведения школьника следующим образом:
 - знания: историко-культурные ценности, этические, эстетические и духовные ценности;
- умения: принимать решения в ситуациях морального выбора, разрешать конфликтные ситуации, анализировать нравственные поступки и ситуации, прогнозировать результаты поведения;
- навыки и привычки: культура поведения в быту, забота о других, поведение в обществе, позитивное взаимодействие;
- качества личности: самостоятельность мышления в сфере морали, рефлексивность, ценностная направленность мышления, эмпатия, импрессия, чувство возвышенного и должного.

 Для реализации нравственной направленности обучения учитель может использовать такие приемы: - представление ситуации с нравственным содержанием; - личный пример учителя; - целостное интуитивное ее восприятие; - чувственная индивидуальная ее оценка; - логический анализ индивидуальных суждений-оценок, соотнесение своей оценки с другими; - самоанализ; - адекватная похвала; - практическое закрепление норм в поведенческом акте .

 Проанализировав разную педагогическую литературу, можно сказать, что нравственное воспитание – это специфический процесс, обусловленный своими особыми целями, мотивами, приемами и отношениями, которые меняются в зависимости от возраста школьника (таблица).

 

Развитие нравственного сознания, самосознания и нравственных мотивов учащихся

 

Отношения

                                                     Цели воспитания

в 1 – 4 классах

в 5 – 7 классах

в 8 – 9 классах

в 10 – 11 классах

К знаниям

Развитие
любознательности

Развитие

познавательного

 интереса

Развитие

Познавательной

 активности

Развитие познавательной потребности

К обществу

Уважение к школе и семье

Уважение к людям

Уважение к обществу и власти

Гражданская позиция

К труду

Трудолюбие

Интерес к труду

Потребность в труде

Готовность к профессиональному самоопределению

К природе

Бережное отношение к природе

Экологическая грамотность

Экологическая культура

Экологическая потребность

К прекрасному

Чувство прекрасного

Эстетический вкус

Эстетическая культура

Эстетическое отношение к действительности

К себе

Я-человек

Я-личность

Самоуважение; взаимоуважение; здоровье

Готовность к личностному и мировоззренческому самоопределению

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vystupl.pedsovet_maslova_2021.docx24.97 КБ

Предварительный просмотр:

          МБОУ «СОШ № 69» Приволжского района г. Казани

             Нравственно- ориентированное воспитание

           на уроках иностранного языка (английский)

               Выступление подготовила  

                                                          учитель английского   языка
                                                         1 квалификационной категории

                            Маслова Е.А.

        Казань- 2021

  Иностранный язык в школе – это неотъемлемый компонент процесса обучения.

 Иностранный язык выступает как средство формирования и воспитания морально ответственной личности, как средство общения, познания, осмысления и интерпретации фактов иной культуры, осознания своей собственной культуры и ознакомления с ней представителей других языковых сообществ. Среди целей обучения иностранному языку – воспитательная цель, которая предполагает: воспитание гуманистического мировоззрения, уважения к представителям других культур, патриотизма; формирование системы ценностных ориентаций, нравственных и эстетических взглядов; воспитание культуры общения, чувств, поведения, потребности в самовоспитании .

Одним из составляющих компонентов процесса обучения как иностранному языку, так и другим предметам в школе является нравственное воспитание, направленное на приобщение к общечеловеческим и национальным ценностям, формирование эстетической и этической культуры, воспитание культуры самопознания и саморегуляции личности, направленное на формирование потребности в саморазвитии и социальном взаимодействии, психологической культуры . Нравственность в свою очередь представляет совокупность исторически сложившихся принципов, норм и правил поведения людей, которые поддерживались и поддерживаются силой общественного мнения, традициями, привычками, системой воспитания и личными убеждениями . Сам процесс нравственного воспитания – это целенаправленный, насыщенный и организованно оформленный педагогический процесс, способствующий становлению нравственных взглядов, убеждений, ценностных ориентаций, формированию способности руководствоваться в ситуациях нравственного выбора мотивами долга, совести, справедливости, уважения и любви .

К условиям эффективности формирования нравственного поведения школьников следует отнести:
- направленность учителя на формирование нравственных мотивов и установок у детей;
- опору на теорию личностно-ориентированного обучения и передовой опыт нравственного воспитания;
- многообразие методического обеспечения в формировании нравственного опыта школьников в учебном процессе: подбор наглядного материала, жизненных ситуаций с нравственным содержанием,
- своевременное разрешение противоречий между нравственными ценностями общественного сознания и негативными действиями микросреды через организацию индивидуальной, групповой и коллективной форм работы детского и родительского коллективов .

Таким образом, целостность формирования опыта нравственного поведения школьников определяет: просвещение, которое организуется на уроке; интерактивная деятельность на уроке; взаимоотношения; коллективные и групповые задания; включение ребенка во все виды деятельности; рефлексия и др. Нельзя забывать и то, что для закрепления первых позитивных результатов обязательно нужно дать ученику свободу выбора, отметить положительные моменты в его поведении и отношении, поощрить словом и с пониманием относиться ко всем переживаниям ученика по поводу его нравственного выбора и самоопределения .

Исходя из всего вышеизложенного, можно представить структуру опыта нравственного поведения школьника следующим образом:
- знания: историко-культурные ценности, этические, эстетические и духовные ценности;
- умения: принимать решения в ситуациях морального выбора, разрешать конфликтные ситуации, анализировать нравственные поступки и ситуации, прогнозировать результаты поведения;
- навыки и привычки: культура поведения в быту, забота о других, поведение в обществе, позитивное взаимодействие;
- качества личности: самостоятельность мышления в сфере морали, рефлексивность, ценностная направленность мышления, эмпатия, импрессия, чувство возвышенного и должного.

 Для реализации нравственной направленности обучения учитель может использовать такие приемы: - представление ситуации с нравственным содержанием; - личный пример учителя; - целостное интуитивное ее восприятие; - чувственная индивидуальная ее оценка; - логический анализ индивидуальных суждений-оценок, соотнесение своей оценки с другими; - самоанализ; - адекватная похвала; - практическое закрепление норм в поведенческом акте .

 Проанализировав разную педагогическую литературу, можно сказать, что нравственное воспитание – это специфический процесс, обусловленный своими особыми целями, мотивами, приемами и отношениями, которые меняются в зависимости от возраста школьника (таблица).

Развитие нравственного сознания, самосознания и нравственных мотивов учащихся

Отношения

                                                     Цели воспитания

в 1 – 4 классах

в 5 – 7 классах

в 8 – 9 классах

в 10 – 11 классах

К знаниям

Развитие
любознательности

Развитие

познавательного

 интереса

Развитие

Познавательной

 активности

Развитие познавательной потребности

К обществу

Уважение к школе и семье

Уважение к людям

Уважение к обществу и власти

Гражданская позиция

К труду

Трудолюбие

Интерес к труду

Потребность в труде

Готовность к профессиональному самоопределению

К природе

Бережное отношение к природе

Экологическая грамотность

Экологическая культура

Экологическая потребность

К прекрасному

Чувство прекрасного

Эстетический вкус

Эстетическая культура

Эстетическое отношение к действительности

К себе

Я-человек

Я-личность

Самоуважение; взаимоуважение; здоровье

Готовность к личностному и мировоззренческому самоопределению

Опыт нравственного поведения приобретет целостный характер, если в системе обучения школьников будет предмет, который систематически включает детей в различные виды личностно-значимой деятельности, которые формируют знания, умения, навыки нравственного поведения. Для школьников любого звена таким предметом может выступать иностранный язык (английский) .

 Иностранный язык (английский) как школьный предмет обладает широкой и всесторонней содержательной стороной, которую можно разбить на следующие сферы и их составляющие:
- социально-бытовая сфера: семья, взаимоотношения, помощь по дому, друзья, животные, жилье, покупки и магазины, здоровый образ жизни, полезные и вредные привычки, культура быта, межличностные отношения;
- учебно-трудовая сфера: школа, учеба, уроки иностранного языка, правила поведения в школе, школьные традиции, выбор профессии, планы на будущее, образование в России, роль иностранного языка;
- социально-культурная сфера: национальные и семейные праздники, культурный досуг, искусство, спорт, международное сотрудничество, культурная жизнь России, национальный характер, правила безопасного поведения;
- социально-познавательная сфера: Россия (географическое положение, климат, обычаи и традиции), выдающиеся люди страны, исторические сведения о России и Великобритании, государственное устройство этих стран.

Благодаря разнообразному и глубокому предметно-тематическому содержанию учебных пособий для школьников по английскому языку учителя имеют возможность формировать нравственные качества учащихся, могут создавать различные педагогические ситуации, связанные с формированием нравственных качеств личности школьника.

Иностранный язык способствует формированию таких качеств личности ученика, как: вежливость, благодарность, трудолюбие, дружба и преданность, дисциплинированность, благородство, воля, терпение, взаимопомощь, ответственность, сочувствие, радость за других, верность, умение владеть собой, бережливость и любознательность. Проанализировав учебные пособия для школьников 2 – 6 классов, можно констатировать тот факт, что темы: «Знакомство», «Семья», «Мой дом и домашние животные», «На уроке», «Выходной день», «Родная земля», способствуют формированию, развитию и применению таких нравственно ориентированных качеств, как забота о себе, близких и домашних питомцах, любовь к родителям, дружба, трудолюбие, помощь старшим, дисциплинированность, сострадание, любовь к стране, знание праздников и традиций родного края, а также благодарность. Тематика 7 – 11 классов по английскому языку становится более углубленной, обширной и более сложной: «Учеба в школе и школьная жизнь», «Взаимоотношения и дружба», «Памятные места», «Праздники», «Здоровье и спорт», «Искусство», «Профессии», «Молодежь», «Страны мира», «Мир вокруг нас». Эти сложные и нравственно ориентированные темы нацелены на такую учебную деятельность, в процессе которой формируется, осознается, переживается личностный смысл нравственных принципов и норм учащихся .

 Наличие широкого спектра тем для изучения не может быть гарантом продуктивного и успешного овладения нравственными качествами. И содержание, и цель, и методы, и приемы, и желание учителя и учеников должны идти совместно с хорошо подобранными и нравственно ориентированными заданиями и упражнениями. Приведем лишь небольшой перечень заданий, который будет способствовать быстрому усвоению как знаний, так и норм морали, который позволит учителю проводить уроки с пользой для учеников, для их нравственного становления и развития:
- высказать свое мнение, суждение, доводы;
- рассказать свою историю;
- дать совет герою, оказавшемуся в сложной жизненной ситуации;
- дать оценку действиям и поступкам героев рассказа;
- проанализировать ситуацию и выделить положительные и отрицательные мотивы поведения действующих лиц;
- написать эссе по выдвижению своих предложений;
- провести интервью;
- обыграть ситуацию и дать ей оценочную характеристику;
- выступить экспертом по одной из тем;
- создать проект о своей стране;
- «прорекламировать» лучшие качества своего друга-одноклассника;
- высказать похвалу или порицание;
- поделиться советами по тому, как найти настоящего друга и сохранить хорошие отношения;
- выполнить объемные грамматические упражнения для закрепления знаний и воспитания воли;
- представить древо семьи и рассказать о семейных традициях;
- сравнить традиции и культурные праздники своей страны и страны изучаемого языка.

К методам и приемам, содействующим нравственному воспитанию учащегося на уроке английского языка, могут быть отнесены коллективные формы взаимодействия. Среди них можно выделить групповую и парную работы. Именно в группах и парах проходит обсуждение той или иной проблемы, именно во взаимодействии с окружающими детьми складываются определенные точки зрения. Таким образом, обсуждение проблемы в данном случае выступает одним из приемов работы. Причем работа не заканчивается одним лишь обсуждением. Решение, принятое в ходе обсуждения, какой-то проблемы, презентуется всему классу, в то время как класс выбирает лучшее решение и обосновывает свой выбор.

Следующим эффективным приемом работы в упомянутом выше направлении является ролевая игра. Ролевая игра также является формой коллективного взаимодействия. Однако в данном случае каждый ученик уже несет индивидуальную ответственность за принятое решение. В то же время в ролевой игре обычно предварительно оговаривается траектория поведения участника игры в определенной ситуации. Хотя в некоторых случаях оговариваться может только результат взаимодействия, тогда как траектория поведения остается за выбором самого учащегося.

В ходе использования данного приема работы также необходимо ввести этап рефлексии для того, чтобы учащиеся смогли проанализировать уместность, необходимость и эффективность той или иной модели поведения. Конечно, во многом ролевое поведение определяется изучаемым языковым материалом, но нравственная направленность также оказывает влияние на предполагаемый вариант поведения. Задача учителя – показать образцы поведения, обосновав в их с точки зрения разумности и морали, определить поведение ребенка в предполагаемой проблемной ситуации и в случае необходимости провести коррекцию данного поведения, но ни в коем случае не в форме назидания и наставления. Лучшего всего, если корректировать модель поведения будет не учитель, а сами дети, предлагая свои варианты и обосновывая свой выбор.

И, конечно, не последнюю роль играют тематические уроки.  Проектная методика обучения иностранным языкам даёт большие возможности для формирования у учащихся таких общечеловеческих ценностей, как уважительное и толерантное отношение к другой культуре и более глубокое осознание своей культуры. Знакомство с культурой страны изучаемого языка происходит путём сравнения и постоянной оценки имевшихся раннее знаний и понятий с вновь полученными, со знаниями и понятиями о своей стране, о себе самих. Этому способствуют задания под рубриками “In Your Culture” (“В твоей культуре”) и “All About Me”(“Все обо мне”). В результате происходит своеобразный диалог культур устами школьников. Сравнивая зарубежного сверстника и самих себя,  учащиеся выделяют общее и специфичное, что способствует объединению, сближению, развитию понимания и доброго отношения к стране, её людям, традициям. Для достижения этих целей на уроках иностранного языка в нашей школе используются самые разнообразные формы и приёмы учебной и внеклассной работы. Учащиеся могут участвовать в моделировании и решении проблемных ситуаций, викторинах, составлении кроссвордов, написании сообщений и докладов, экскурсиях по историческим местам, работать с печатными материалами, проводить “круглые столы”. В конце изучения темы “Не хотели бы вы отправиться в Великобританию?” в 8 классе, учащимся предлагается “пригласить иностранных гостей в Россию и организовать для них путешествие”. Этот проект называется “Добро пожаловать в Россию!”. Познавательным аспектом таких уроков является увеличение объёма знаний об особенностях культуры родной страны, знакомство с достопримечательностями Москвы, Санкт-Петербурга, Казани; воспитательный аспект – осознание понятия Родина, “малая Родина”, более глубокое осознание своей культуры.

Работая по теме “Меняются времена, меняются стили”, учащимся предлагается посещение местного краеведческого музея, отзывы о котором они предоставляют на изучаемом языке.

Работая по теме “Моя семья” в 5 классе, учащиеся изучают родословную своей семьи, а затем предоставляют проекты генеалогических деревьев вплоть до пятого поколения.

При изучении темы “Герои и гордость твоей страны” мы знакомимся с биографиями выдающихся людей страны изучаемого языка и нашей Родины, также и при изучении таких тем как “Достопримечательности Британии, Америки и России”, “Образование” и др. Здесь имеет место культурологический аспект обучения, сравнение национальных культур разных народов.

На основании теоретического анализа и изучения передового педагогического опыта по проблемам духовно-нравственного воспитания школьников средствами изучения иностранного языка можно сделать следующие заключения:

 Изучение иностранного языка повышает духовно-нравственную культуру, развивает логическое мышление, оказывает большое влияние на память, расширяет кругозор и повышает общую культуру.

В ходе освоения языка совершенствуются профессиональные теоретические знания, а также учебно-организационные, учебно-интеллектуальные, учебно-информационные, учебно-коммуникативные умения.

 Изучение иностранного языка способствует нравственно-эстетическому развитию, оказывает воздействие на духовное становление личности. В современном обществе владение иностранным языком повышает рейтинг специалиста в любой отрасли, делает его конкурентно способным, создает условия для комфортного выполнения профессиональных обязанностей.

Процесс нравственно воспитания на уроках иностранного языка становится более эффективным, если осуществляется использование художественных текстов, созданных в рамках различных культур. Воспитательный потенциал поэзии, фольклора, музыкальных произведений, художественной литературы, кинематографа, практики их перевода и специального дискуссионного обсуждения достаточно велик, т.к. позволяет формировать у школьников личностно-значимое отношение к нравственным и духовных явлениям, обеспечивающим личностное постижение вырабатываемых обществом духовно-нравственных ценностей, идей, принципов, идеалов.

Школа осуществляет подготовку ребенка к последующему участию в процессе межличностного и межкультурного взаимодействия через обучение иностранному языку. При этом ее задача – воспитывать у ребенка толерантность, позитивное и заинтересованное восприятие иноязычной культуры и вместе с тем, развивать у школьников уважение по отношению к культуре собственного народа. Процесс восприятия иноязычной культуры идет через обогащение внутреннего опыта ребенка, путем формирования у него познавательных и коммуникативных навыков. Средствами поликультурного воспитания школьников могут быть обучающие игры, занятия по страноведению. Это может быть и общение со сверстниками из других стран, и переписка с носителями языка в режиме online, и поездки за границу. Именно так изучение языка оказывается наполненным для школьников живым содержанием, оказывается для них все более необходимым, формирует навыки спонтанного общения, учит их пониманию других культур


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Внеклассное мероприятие по английскому языку "Основы нравственности детям через урок иностранного языка"

Данный материал относится к внеклассным мероприятиям на английском языке. Цель данного мероприятия больше воспитательная - развитие такой нравственной категории, как уважение и любовь к ближнем...

Внеклассное мероприятие по английскому языку "Основы нравственности детям через урок иностранного языка"

В продолжении данной темы "Основы нравственности детям через урок иностранного языка"  еще один урок по воспитанию чувства уважения и любви к ближнему своему....

Внеклассное мероприятие по английскому языку "Основы нравственности детям через урок иностранного языка"

В продолжении данной темы "Основы нравственности детям через урок иностранного языка"  еще один урок по воспитанию чувства уважения и любви к ближнему своему....

Технологическая карта конструирования урока иностранного языка (английский) на тему "Экология. Можем ли мы спасти планету?", 8 класс

Тема урокаEcology. Can our Planet be Saved?Планируемые образовательные результатыПредметныеМетапредметныеЛичностные§  Сформируют языковые, фонетические, орфографические, лексические навыки в рамк...

Обучение диалогической речи студентов на уроках иностранного языка (английского)

Данный материал поможет учителям при обучении студентов диалогической реси на уроках английского языка...

Практика формирования функциональной грамотности учащихся на уроках иностранного языка (английский, немецкий)

    Цель обучения функциональной грамотности на уроках иностранного языка – это совершенствование иноязычной компетенции, способности и готовности школьников использовать я...