родительское собрание роль семьи в моральном развитии ребёнка
материал (8 класс) по теме
родительское собрание направлено на побуждение родителей к размышлениям об особенностях воспитания в собственной семье
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rol_semi_v_razvitii_moralnyh_kachestv_podrostka.doc | 86.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Роль семьи в развитии моральных качеств подростка
Цели: расширить представления родителей о семье как величайшей общечеловеческой ценности; показать, что любовь и доброжелательные отношения в семье - главное условие в развитии высоких моральных качеств ребенка; побудить родителей к размышлениям об особенностях воспитания в их семье.
Участники: родители, классный руководитель, психолог.
Подготовка:
- проведение за 2 недели до собрания анкетирования среди учащихся на тему «Мои проблемы» (см. дополнительный материал к собранию);
- написание сочинения детьми на тему «Моя семья»;
- заполнение анкеты «Мнения» родителями (см. дополнительный материал к собранию
Оформление: плакаты «Вся семья вместе, и душа на месте»; «Не будет добра, коли в семье вражда»; «Согласную семью и горе не берет».
Ход собрания:
- Вступительное слово классного руководителя
- Человек почти всю свою жизнь проводит в семье. Сначала в родительской, потом в своей собственной, затем, возможно, в семье своих детей. Со временем состав семьи меняется, меняются обязанности, заботы. Мы редко задумываемся над значением привычных слов: «Мир», «Семья». Но ведь мир на земле начинается с мира в семье. Семья — это школа любви для взрослых и детей. За последние 20 лет многое изменилось в нашем обществе, в семьe тоже произошли изменения. Сегодня редко встретишь патриархальную семью, где отец - хозяин, а мать - хранительница домашнего очага. Женщины все чаще стремятся в самореализации, достигают больших успехов в карьере. Непростые экономические отношения заставляют всех членов семьи думать о том, как заработать деньги. Центр социологического исследования Министерства образования России в апреле 2009г. провел анкетирование состояния и воспитания в семье детей школьного возраста. Опрошены родители из 2тыс.семей в 19 областных центрах, включая Москву и Санкт- Петербург. Данные исследования позволили сделать социологам выводы: треть семей сталкивается с серьезными и 48% с частичными трудностями воспитания детей.
Родители называют 7 причин трудностей в следующем порядке по их значимости:
1. недостаток материальных средств
2. недостаток времени
3. недостаток педагогического опыта
4. плохие жилищные условия
5. влияние неформальных групп
6. отсутствие помощи со стороны школы
7. неблагоприятная ситуация в семье ( в последнюю очередь)
- Очевидно, что большинство родителей уверены: воспитанию их детей мешает государственная политика, экономика, другие причины, а не внутрисемейные отношения, хотя по результатам опроса школьников, наиболее часто встречающиеся проблемы такие:
- нет контакта с мамой
- родители часто кричат, ссорятся
- очень жестокий контроль
- постоянные ссоры с братом, сестрой
- у родителей нет времени поговорить со мной
- нет понимания, мама постоянно кричит
- никогда не хвалят.
- А самое страшное высказывание: « Я не люблю своих родителей». И ни один ребенок не написал о материальных проблемах, в отличие от родителей, которые часто ссылаются — например, « у меня одна комната, где проживает 5 человек». Единственный параметр, совпадающий с родительским — нехватка времени на общение. Возрастной период подростков — самый благоприятный для новых начинаний, совершений. Особенно девочки открыты, чувствительны, и как важно в этот период сохранить контакт с самыми близкими людьми, со своими родителями. Ведь если нет теплых отношений в семье, они их ищут на стороне. И что из-за этого получается констатирует статистика.
- Беседа по анкетам
Классный руководитель знакомит родителей с результатами анкеты «Мнения». Родителям предлагается поочередно рассказать об обязанностях детей в семьях, о том, что чаще всего приводит к недовольству друг другом.
Далее следует обсуждения результатов анкеты « Мои проблемы».
3. Выступление школьного психолога
- Как часто мы слышим: « Ради детей.. Все терплю, всем жертвую- ради них. Им нужен отец...» Разумеется, детям нужны, необходимы и отец, и мать. А еще нужнее семья — в ее подлинно высоком значении, понимании. Нужен отчий дом — и самый теплый, и самый родной любимый уголок, уютный и ласковый, куда все приходят, чтобы отдохнуть душой, встретиться с дорогими людьми, поделиться радостями и огорчениями, попросить совета, будучи уверенным, что тебя поймут, поддержат, помогут, что тебя здесь любят и не дадут в обиду. И если отец и мать действительно хотят что-то сделать ради детей, их первейшая обязанность — создать этот семейный и душевный комфорт. Иначе никакие материальные блага, никакая высокая зарплата, квартира, шикарная обстановка и дорогие подарки не сделают дом родным, а присутствие родителей с их скандалами и взаимными оскорблениями не принесут ничего, кроме вреда.
Любой конфликт приводит к возникновению чувства раздражительности, протеста, неудовольствия, враждебности и агрессивности. Если он затянулся и родители не могут найти конструктивный выход из создавшейся конфликтной ситуации, то конфликт может привести к кризису семьи. Кризис в семье может иметь ряд отрицательных последствий. И самым тяжелым из них является психическая травматизация детей, которые в любом возрасте страдают от нездорового климата в семье. В условиях конфликтной семье любой ребенок приобретает отрицательный опят общения. Он перестает верить в возможность существования дружеский и нежных взаимоотношений между людьми. Ребенок разочаровывается в человеческих взаимоотношениях и не приобретает положительного опыта сотрудничества, столь необходимого для дальнейшей жизни.
Отмечается, что у супругов раздражительных, беспокойных, склонных к конфликтам, дети также раздражительны и нервны. Причина здесь в той эмоциональной атмосфере, которая постоянно складывается в семье и затем закрепляется в психике ребенка как естественная модель поведения. Любые конфликты, которые возникают между супругами на глазах у ребенка, являются для него травмирующей ситуацией. Она может быть источником повышенной возбудимости, тревожности, страха, может привести к неврозам и даже психическим заболеваниям. Конфликты между супругами играют огромную роль в развитии моральных качеств подростка. Он растет в условиях противоречивых, несогласованных требований отца и матери. Он вынужден решать, кто прав: папа и мама, становиться на чью-то сторону. Все это приводит в формированию лживости, двуличия в характере ребенка. При наличии конфликтов духовная атмосфера семьи лишена покоя, мира, благополучия, стабильности. Вырастить в таких условиях доброго и уравновешенного ребенка достаточно сложно. У подростка растет безнадзорность и бесконтрольность поведения, он не усваивает целого ряда нравственных общечеловеческих норм. Все эти дефекты семейного воспитания обязательно негативно отразятся на отношении ребенка к его будущей семье.
Если бы все родители знали, что в школах очень многие подростки (в иных случаях 70-80%), отвечая на вопрос анкеты, написали, что ни в коем случае не намерены создавать будущую семью на подобие той, которой наделила их судьба в образе отца и матери! Что родной дом не вызывает у них ничего, кроме чувства горечи, обиды, и жгучего стыда! Что в сочинениях на тему: «Моя семья» они пишут такие вещи, которые заставили бы — может, впервые серьезно задуматься некоторых пап и мам.
(Психолог приводит отрывки из некоторых работ)
- «Не могу жить дома, готова бежать куда глаза глядят. Каждое утро начинается у нас со скандала. Отец торопится на работу и придирается к матери: не так сготовила, не это подала, то слишком горячее, то холодное, то невкусное. Мать кричит «Ну и готовь сам, мне некогда, вы все мне надоели до смерти!». Брат ищет свои тетрадки, ручки, которые вечером разбросал. Отец дает подзатыльник, брат ревет. Мать кричит на обоих. Я молча завтракаю и собираюсь в школу, но иногда не выдерживаю и тоже начинаю кричать на всех и даже плачу. Мне очень обидно, что у нас такая недружная семья. А ведь моих родителей на работе уважают, они всегда безотказные, помогают соседям, знакомым. Но вот выдержки нет нисколько... Неужели и у меня будет такая же семья, мы так же будем все время враждовать и ссориться? Ведь люди женятся по любви. Куда же девается все хорошее и светлое?»
А вот противоположный пример: «Если я выйду замуж, то только за такого человека, как мой папа. А сама постараюсь быть похожей на маму. Как я их люблю за их спокойствие и выдержку, любовь и внимание друг к другу и ко мне! У нас никто и никогда не повышает голоса, разговаривают все дружелюбно, доброжелательно, все делают сообща, помогают один другому, заботятся. Папа наш всегда старается, чтобы маме было полегче. Он говорит: «Есть работы не женские, но нет, не мужских». Когда мама уезжает в командировку, папа и готовит, и убирает, и стирает, и гладит. В праздники и дни рождения он обязательно дарит цветы и подарки маме и мне. Я горжусь своими родителями. Многие девочки мне завидуют. Одна моя подружка пришла к нам и сказала: «Как у вас тихо и ласково! У нас так никогда не бывает». Мне стало ее очень жаль. И эти слова я навсегда запомню. Думаю, моя семья будет тоже хорошей и дружной».
Во многих сочинениях о неблагополучных семьях звучит вопрос: « А надо ли терпеть все унижения и оскорбления ради детей? Не лучше ли развестись?» Да, ссорясь и бранясь с мужьями, живя постоянно в состоянии стресса от конфликтов и скандалов, женщины действительно полагают, что все это терпят ради детей, ради их счастья, более того — приносят себя в жертву. Но не лучше ли пожертвовать другим — некоторыми особенностями своего характера, неуступчивостью, неуживчивостью, сварливостью, раздражительностью, грубостью? Не следует ли мужьям поступить таким же образом — опять-таки ради детей? (Я уж не говорю о бутылке, которую многие предпочитают всему, в т.ч. и миру в семье.) Очень многое, если не все, зависит от женщины в деле создания семейного уюта, спокойствия и дружественной атмосферы. Уметь вовремя удержаться от злых слов, погасить вспышку раздражения, разрядить шуткой начинающуюся ссору, улыбкой предотвратить конфликт, мягко и нежно проявить заботу, сделать приятное мужу, приготовить его любимое блюдо — и он, исполненный благодарности, будет рад ответить тем же. И, совершив дурной поступок, устыдится и раскается быстрее, чем когда жена в гневе и ярости будет кричать и браниться. Ну, а если глава семьи — закоренелый эгоист и негодяй, скандалист и пьяница, для которого всего дороже «пол - литра», к сожалению, вероятно, тут единственный выход — расстаться, но и то — сделать это надо по возможности по-хорошему, достойно. Не упрекая и не оскорбляя друг друга и не вовлекая в свои распри детей. Но и стараясь сохранить мир в семье, никто не должен поступаться принципами чести, добра и справедливости. Смешно, конечно, разводиться из-за какой-нибудь мелочи, например, из-за того, что молодой муж имел привычку приклеивать к новому куску мыла старый обмылок, а жене это не нравилось... Сравнимы ли подобные причины со следствием — разводом, крушением семьи, если молодые женились действительно по любви?
Автор одной из статей предлагает «играть»: например, молодой жене — играть в хорошую и заботливую супругу, тщательно одеваться и красиво сервировать стол к приходу мужа, встречать его улыбкой и поцелуем. Муж, соответственно, должен всегда вслух замечать, как идёт жене новое платье, как она вкусно готовит, как он рад её видеть и как он её любит. И если в начале всё это будет игрой, то впоследствии, возможно, станет правдой и войдёт в привычку. Не будем уверять, что это — единственный и абсолютно верный и нравственный способ достижения семейного единства и дружбы, но и отмахиваться от подобного метода не стоит. Если молодожёны любят друг друга по-настоящему, то каждому хочется сделать приятное для любимого человека — без какой-либо игры, без притворства; и прекрасно, если эту любовь и заботу впоследствии увидят дети. Для них пример родителей — самый главный.
Очень жаль, что из современной нашей лексики почти исчезли такие слова, как любимая, невеста, чувство, неприличие, робость, зато в обиходе — половой акт, проституция, презервативы и др. Нет смысла обвинять в тлетворном влиянии Запад, телевидение, я считаю, что семейной жизни может научить только собственная семья, родной дом, пример родителей. Если он отрицательный, вряд ли удастся внушить подростку, что счастливая семейная жизнь не только возможна, но и обязательна. Между тем цепная реакция ссор, выпивок, к несчастью, живуча и процветает до сих пор, отправляя детское сознание, калеча их души, заражая цинизмом. И причина всему — неустойчивость, эгоизм, нежелание сдержать себя, попробовать понять другого человека, ощутить его обиду и боль, поставить себя на его место. Иногда приходится слышать, что хорошо, мол, сохранять в семье мир и покой, когда у мужа и детей характеры спокойные, тогда и жена доброжелательна и внимательна. А может, как раз потому и спокойно, и хорошо в семье, что жена не кричит и не сердится?
Родители должны всегда помнить, что моральный облик ребенка: его взгляды, его отношение к людям — в огромной степени зависит от того, какими подросток видит своих родителей дома, в семье. Ребенок — это зеркало, в котором его родители могут увидеть себя. Если семейная среда благополучная и отношения между мужем и женой хорошие, то можно компенсировать даже некоторые наследственные факторы. И отец и мать по отношению к своему ребенку могут исполнять роль мудрых, проницательных и заботливых психотерапевтов. В этом случае нежность и любовь, понимание душевных состояний ребенка дают весьма успешный лечебный эффект. Вот почему спокойная, дружелюбная атмосфера в семье — обязательное условие для нормального развития личности ребенка.
К великому сожалению, многие молодые люди у нас не научены любить. Любить вообще — родителей, стариков, детей, больных, увечных, слабых... И конечно, жениха или невесту, мужа или жену, собственных будущих детей, природу, все живое. Вступая в брак вроде бы по любви, они не умеют ценить ее, не имеют понятия о самоотверженности, заботе, внимании к другому человеку. Выйдя из благополучных семей, они видят в своих избранниках таких же хороших и добрых людей, какими были их родители; и малейшее несоответствие созданному идеалу воспринимается как измена, вызывает гневное возражение, дает начало конфликтам. Тот же, кто сызмальства привык к семейным распрям, переносит прежнее впечатление в новую, уже свою, семью. И в том, и в другом случае жизнь молодых не налаживается: они привыкли думать только о себе, игнорировать образ мыслей, привычки, вкусы, желания и настроения супруга и супруги. А учить терпимости, заботе, ласке, выдержке, вниманию — иными словами, учить любви — необходимо с детства, в семье. Думать обо всем этом родителям надо было раньше, прежде чем произнести при детях злое слово.
4. Психологическая разминка для родителей. Анализ ситуаций
Ситуация 1. У Светы постоянные проблемы с историей. И вот, наконец-то, в один прекрасный день Света получила по истории «5». Комната. Папа сидит в кресле, читает газету. Вбегает радостная Света.
-Папа! Папа! Я сегодня по истории «5» получила!
Отец не отрываясь от газеты, спокойным тоном:
- Молодец.
-Папа, ты слышал? Я же по истории «5» получила.
- Я уже слышал. Вот мать пришла. Иди, встречай.
Света бросается к матери.
- Мам! А у меня сегодня пятерка!
-Ага. Ой, до чего устала. А ты еще посуду не помыла и не прибрала? Вечно лодыря гоняешь.
Света мрачно начала мыть посуду. И про школу больше не рассказывала.
Как бы вы ответили и что бы сделали на месте мамы?
Ситуация 2. Вы приходите неожиданно для сына и застаете его курящим возле открытого окна. Увидев вас, он не прекращает курение, а с вызовом говорит вам, что он уже самостоятельный и что таким образом расслабляется после нервного учебного дня
5. Заключительное слово классного руководителя
- Дорогие мамы и папы! Сегодня мы обсудили важнейшие условия формирования моральных качеств наших детей. Сделайте серьезные выводы о проблемах взаимоотношений в семье и о том, какое влияние они оказывают на ребенка.
В качестве решения собрания каждая семья получает «Памятку для родителей». Пусть она помогает вам в трудные минуты непонимания и отчаяния.
Дополнительный материал
Памятка для родителей
- Семья — это материальная и духовная ячейка для воспитания детей, для супружеского счастья и радости. Основой, стержнем семьи является супружеская любовь, взаимная забота и уважение. Ребенок должен быть членом семьи, но не ее центром. Когда ребенок становится центром семьи и родители приносят себя в жертву, он вырастает эгоистом.
- Главный закон семьи — все заботятся о каждом, а каждый член семьи в меру своих возможностей заботится о всех. Ваш ребенок должен твердо усвоить этот закон.
- Воспитание ребенка в семье — это непрерывное приобретение им в процессе жизни в семье полезного, ценного жизненного опыта. Главное средство воспитания ребенка — это пример родителей, их поведение, их деятельность.
4. Для воспитания ребенка очень вредны противоречия в требованиях родителей. Согласуйте их между собой. Также вредны противоречия между вашими требованиями и требованиями школы, учителей. Если вы не согласны с вашими требованиями или они вам не непонятны, придите к нам, и мы обсудим возникновение проблемы.
Анкета для детей «Мои проблемы»
- Поводы, приводящие к недовольству друг другом возникают в вашей семье:
а) часто
б) иногда
в) всегда
- Ваши обязанности в семье:
а) постоянные
б) в зависимости от ситуации
в) нет обязанностей
- Доверяют ли вам родители?
а) да
б) нет
в) не знаю
- Что бы вы хотели получить от семьи, в которой живете?
а) хорошую организацию быта
б) радость общения
в) покой и защищенность
- Хотите ли вы, чтобы ваша будущая семья была похожа на вашу сегодняшнюю семью?
а) да
б) нет
в) не знаю
- Что для вас вечер дома?
а) радость общения
б) возможность быть самим собой
в) мучение и пытка.
Анкета «Мнения»
- Счастливы ли вы в своей семье?
- Представляете ли вы свою жизнь без семьи?
- Что дает человеку, по вашему мнению, семья?
Тест «Понимаете ли вы своих детей?»
Прочтите некоторые «типичные» высказывания детей. Отметьте в списке предложенных вариантов, какие именно чувства стоят за этими словами. Можно указать не более двух.
Что чувствует ребенок, если говорит:
- Ура! Осталось только 10 дней до каникул!
а) радость
б) усталость
в) нелюбовь к учебе
г) облегчение
- Смотри, пап, я сделал самолет своими новыми инструментами!
а) хочет, чтобы похвалили
б) доволен собой
в) хвастается
г) чувствует радость
- Ты будешь держать мою руку, когда я буду сидеть у зубного?
а) боится
б) капризничает
в) не хочет идти к врачу
г) требует внимания к себе
- Здесь нет ничего интересного, совершенно нечем заняться
а) хочет, чтобы его развлекали
б) злится
в) скучает
г) чувствует себя лишним
- У меня никогда не будет таких же результатов, как у Саши. Я занимаюсь очень много, но он все равно оказывается впереди.
а) завидует
б) потерял уверенность
в) чувствует себя несостоятельным
г) злится
- Новая учительница слишком много задает на дом. Я никогда не могу выполнить все полностью. Что делать?
а) считает работу непосильной
б) испытывает досаду
в) чувствует себя глупым
г) хочет все бросить
- Все ребята разъехались на лето. Мне совсем не с кем играть.
а) хочет тоже куда-нибудь поехать
б) чувствует себя одиноким
в) хочет привлечь к себе внимание
г) чувствует себя забытым
- Родители Дениса разрешает ему ездить на велосипеде по городу, но я ведь лучше катаюсь, чем Денис.
а) считает запрет несправедливым
б) старается разжалобить родителей
в) гордится своим искусством
г) завидует Денису
- Зря я так резко вел себя с маленьким Витей. Думаю, я был не прав.
а) хочет казаться лучше в глазах окружающих
б) сожалеет о своем поступке
в) задабривает родителей
г) чувствует себя виноватым
- Хочу носить длинные волосы, ведь это мои волосы.
а)протестует против вмешательства родителей
б) капризничает
в) отстаивает свои права
г) ленится следить за собой
- Как ты думаешь, у меня нормальный доклад получился? Он достаточно хороший?
а) старается привлечь к себе внимание
б )сомневается в результатах своей работы
в) хочет, чтобы его похвалили
г) не уверен в себе
- Почему эта училка заставила меня остаться после уроков? Не только я разговаривал. Сказал бы я, что про нее думаю
а) злится
б) выгораживает себя
в) мстит
г) считает наказание несправедливым
- Я и сам справлюсь. Не нужно мне помогать.
а) чувствует уверенность в своих глазах
б) хочет чувствовать себя взрослым
в) не хочет помощи
г) хочет произвести впечатление на окружающих
- Математика — слишком трудный предмет. Мне не разобраться в ней никогда.
а) надеется получить помощь
б) пришел в отчаяние
в) оправдывается
г) чувствует себя несостоятельным
- Уходи, оставь меня в покое. Я не хочу ни с кем говорить. Тебя на самом деле не интересует, что со мной происходит.
а) чувствует боль
б) негодует
в) старается привлечь к себе внимание
г) ощущает себя нелюбимым
- Раньше у меня получалось хорошо, а сейчас ничего не получается. Я стараюсь изо всех сил, но это не помогает. Какой смысл стараться?
а) оправдывает собственную лень
б) хочет все бросить
в) старается привлечь к себе внимание
г) ощущает безнадежность усилий
- Я бы хотел встретиться с Олей, но не могу ей позвонить. Вдруг она будет смеяться надо мной.
а) очень хочет пойти
б )боится
в) не хочет идти
г) страдает от комплекса неполноценности
- Я больше не буду играть с Машей. Она жадина и тупица.
а) сердится
б) чувствует свое превосходство
в) хочет, чтобы Машу наказали
г) чувствует обиду
- Здорово, что я родился у вас с папой, а не у других родителей.
а) хочет заслужить ответную похвалу
б) гордится родителями
в) чувствует благодарность
г) хвастается перед другими
- Мне кажется, я знаю, что делать, но, может быть, я не прав. Я все время делаю что-то не то. Как ты думаешь, пап, что мне лучше сделать, пойти в 10 класс или поступить в училище?
а) хочет переложить ответственность на других
б )задабривает отца в расчете на что-то
в) чувствует неуверенность
г) подводит родителей к желаемому для него решению.
Ключ к тесту
Каждое совпадение оценивается в 1 балл. Обратите внимание, что в ряде пунктов возможны сразу 2 правильных ответа. Если вы указали оба, то за каждый из них прибавьте себе 1 балл.
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 |
А,Г | Б,Г | А | В | Б,В | А,Б | А,Г | А,В | Б.Г | А,В |
11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 |
Б,Г | А,Г | А,В | Б,Г | А,Г | Б,Г | А,Б | А | Б,В | В |
Анализ результатов теста
- 28-36 баллов — чрезвычайно высокая эмоциональная чуткость
- 19-27 баллов - высокая чуткость
- 10-18 баллов — недостаточная эмоциональная чуткость
- 0-9 баллов — слабая распознавание эмоций.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Выступление на родительском собрании «Роль семьи в развитии морально – нравственных качеств подростка»
формирование морально-нравстаенных качеств в семье-рекомендации для родителей...
Родительское собрание. "Роль семьи в развитии моральных качеств подростков"
Подростковый возраст (от 10 до 15 лет) - время бурного и во многом противоречивого развития. В это время происходят значительные изменения и в организме и в психике ребенка, играющие исключительно важ...
Родительское собрание "Роль семьи в нравственном воспитании ребёнка"
Тема: «Воспитание нравственных качеств личности» Цель: вовлечь родителей в осмысление нравственных ценностей. Применять полученные знания в процессе воспитания детей, во взаимоот...
Родительское собрание "Роль семьи в развитии моральных качеств подростков"
Семья — это основанное на браке или кровном родстве объединение людей, связанных общностью быта, взаимной моральной ответственностью и взаимопомощью. Семья – одна из...
Родительское собрание."Роль семьи в формировании личности ребёнка"
Чтобы вырастить полноценного человека, культурную, высоконравственную творческую и социально зрелую личность, необходимо, чтобы учителя и родители действовали как союзники, де...
Родительское собрание "Роль семьи в формировании личности ребёнка"
Родительское собрание...
Сценарий родительского собрания "Роль семьи в формировании личности ребёнка"
Тема родительского собрания "Роль семьи в формировании личности"Цель собрания - познакомить родителей с понятием «авторитет», рассмотреть виды авторитета родителей; раскрыть...