Выступление на родительском собрании «Роль семьи в развитии морально – нравственных качеств подростка»
материал (8 класс)

Хулина Наталья Юрьевна

формирование морально-нравстаенных качеств в семье-рекомендации для родителей

Скачать:


Предварительный просмотр:

Выступление на родительском собрании

 «Роль семьи в  развитии

морально – нравственных качеств подростка»           30.09.14

Цель:

1. Показать, что  семейные  традиции,  моральные  принципы, педагогическое     мастерство     родителей     являются необходимыми   условиями    формирования    нравственных убеждений ребёнка;

2. Рассмотреть проблемы нравственного воспитания  детей  в семье.

Задачи:

1. Выявить  уровень нравственного воспитания детей в семье.

2. Определить семейные условия, микроклимат и способы, необходимые  для формирования нравственно  развитой личности в семье.

3.Спосбствовать формированию единых  нравственных требований семьи и школы.

                                                                                                     «Богатство  духовной жизни начинается там, где благородная мысль

 и моральное  чувство, сливаясь воедино,

живут в высоконравственном поступке»

                                                                                                         ( В.А. Сухомлинский).

В современных условиях ситуация складывается так, что семья и  школа являются главными ответчиками за все неудачи, связанные с воспитанием молодого поколения.

Сегодняшние дети, к сожалению или к счастью, взрослеют гораздо раньше. Школа сталкивается с тем фактом, что проблемы, связанные с взрослением учащихся, касаются не только старшего школьного возраста, но и подростков. Это очень важная проблема, которая сказывается не только на учении ребенка, но и на всем образе его жизни, его поступках и поведении.

Какую роль в этот период в жизни подростка должна играть семья и школа? Как они  могут помочь пережить этапы взросления своего ребенка с минимальными потерями для него и для  родителей?

В первую очередь, это всемерная эмоциональная поддержка  ребенка. Какие бы метания не терзали ребенка, какими бы нелепыми эти метания не были с точки зрения взрослого, родители должны сопереживать, понимать, принимать и поддерживать свое дитя уже только потому, что они его родители.

Многие родители совершают ошибку в том, что обвиняют своего ребенка в наступившем взрослении. «Раз ты такой взрослый, значит, и разговаривать я буду с тобой по-взрослому», — говорят они. Попытка руководить ребенком, стремление родителей «раз и навсегда» поставить все на свои места зачастую приводит к краху детско-родительских отношений.

Первым и главным чувством родителей по отношению к своему ребенку должна быть глубокая вера в него и доверие, искреннее и настоящее, которое формируется в раннем детстве, а ростки его дают свои всходы в подростковом возрасте.

Современная школа всегда выступает союзником родителей в воспитании будущего поколения. К большому сожалению, многие взрослые, педагоги и родители, забывают о том, что от первых проб и ошибок не застрахован ни один подросток — слишком велик соблазн неизведанного, слишком просты способы достижения многих соблазнов, слишком трудно противопоставить себя своим сверстникам. Общая цель семьи и школы — воспитать меры устойчивости к неоправданным пробам

Проблема воспитания учащихся, стоит перед школой также остро, как и перед родителями. Воспитание детей в школе не должно подменять родительское воспитание. Оно должно продолжать его, а это возможно лишь в том случае, если семья доверяет школе, а школа оправдывает доверие семьи и помогает семье в становлении и взрослении ребенка.

Одна из важнейших особенностей подросткового возраста развитие нравственного сознания: нравственных представлений, понятий, убеждений, системы оценочных суждений, которыми подросток начинает руководствоваться. В зависимости от того, какой нравственный опыт приобретает подросток, какую нравственную деятельность он осуществляет, будет складываться его личность.

Именно в подростковом возрасте родители приходят в школу к учителям и говорят о том, что ребенок, с которым еще совсем недавно были теплые и откровенные отношения, совершенно изменил свое отношение к семье.

Проблема нравственного воспитания остаётся сегодня  очень  актуальной.

     Ребёнок и общество, семья и общество, ребёнок и семья. Эти тесно связанные понятия можно расположить в такой последовательности: семья - ребёнок - общество. Ребёнок вырос, стал сознательным членом общества, создал семью, в которой опять родились дети... Из этого можно сделать вывод, что от того, насколько нравственными, добрыми и порядочными будут наши дети, зависит нравственное здоровье нашего общества.

      Семья является традиционно главным институтом воспитания. То, что ребёнок в детские годы приобретает в семье, он сохраняет в течение всей последующей жизни. Важность семьи как института воспитания обусловлена тем, что в ней ребёнок находится в течение значительной части своей жизни, и по длительности своего воздействия на личность ни один из институтов воспитания не может сравниться с семьёй. В ней закладываются основы личности ребёнка, и к поступлению в школу он уже более чем наполовину сформирован как личность.

Сущность нравственного воспитания:   воспитание - навыки поведения, привитые семьёй, школой, средой и проявляющиеся в общественной жизни.; нравственность - правила, определяющие поведение, духовные и душевные качества, необходимые человеку в обществе, а также выполнение этих правил, поведение. Будет нравственность, почти наверняка будет духовность, не будет нравственности - не будет ничего, никакого воспитания.

      Итак, семья - ребёнок - нравственность - вот цепочка, интересующая нас.

     Для возникновения нравственной потребности ребёнка необходима моральная среда. Такой средой должен быть добрый мир семейного, школьного или иного окружения.

Действенность добра успешно формируется у детей всем примером жизни взрослого семейного окружения и поэтому важно, чтобы  не расходилось слово с делом. В свою очередь школа вносит свой посильный вклад в формирование нравственной личности. Очень часто именно в классе в общении с  одноклассниками, учителями, во время участия в различных мероприятиях детям приходится демонстрировать основы нравственного поведения.

     Современная педагогики и психология позволяет нам, опираясь на собственный опыт и используя научные знания  попробовать сформулировать некоторые основы нравственного воспитания.

    Давайте вместе на практике, разбирая  педагогические ситуации, попробуем сформулировать определённые правила воспитания.

СИТУАЦИЯ: Мальчик был наказан. Он получил две двойки. Отец серьёзно с ним поговорил и в наказание не разрешил выходить ему из дома. Пришли друзья и позвали его сходить в кино. Мама пожалела сына и стала уговаривать отца отпустить его с друзьями. Между родителями произошёл конфликт.        Как правильно поступить, чтобы избежать конфликта?

1 ЗАКОН: Родители должны предъявлять единые требования к ребёнку.

СИТУАЦИЯ: Родители решили поехать за город, поработать на даче. Все нашли себе работу, кроме Пети. Ему предлагали пополоть грядки, принести воды из родника, но он отказался от всех предложений. Бегал по саду за бабочками, кричал, мешал работать.        Почему сложилась такая ситуация? 

2 ЗАКОН: Основы трудолюбия должны закладываться с детства.

СИТУАЦИЯ: Девочке очень хотелось сделать сюрприз для мамы. Она пришла из школы, помыла посуду, приготовила обед. Пришла с работы мама у неё были неприятности на работе. Девочка бросилась к ней и поцеловала её. Мама была не в настроении и никак не отреагировала на поцелуй. Девочка обиделась и ушла в свою комнату.        О каком правиле забыла мама?

ЗАКОН №3: Ребёнок нуждается в ласке, похвале.

СИТУАЦИЯ: Мама пришла с работы, сын встретил. Дома предлагает ей тапочки и накрывает на стол. После ужина мальчик сел выполнять домашнее задание по русскому языку вместе с мамой, так как не мог справиться сам. Мама объяснила ему задание, проверила дневник, похвалила за «5» и нежно обняла его.     Как вы думаете, какие взаимоотношения сложились между членами этой семьи?

 4 ЗАКОН: Уважительного отношения членов семьи друг к другу.

СИТУАЦИЯ: В семье двое детей: брат и сестра. Брат ходит в 4 класс, сестра — в детский сад. Сестре уделяют больше внимания, так как она ещё маленькая. Ей чаще покупают игрушки, чем брату, опираясь на то, что он вышел из этого возраста. Мальчик очень обижается, но родители не реагируют на это.         О чем мы не должны забывать при воспитании детей разного возраста?

ЗАКОН: В семье должно быть правильное и равномерное распределение материальных и моральных средств для детей.

Таких законов существует достаточно много. Каждая семья создаёт свои собственные законы нравственного поведения.  Если эти законы в семье исполняются, если отец и мать оптимисты и друзья своего ребенка, значит, ребенок состоится как человек, как личность.

 При подготовке собрания вам была предложена анкета, на такие же вопросы отвечали и наши дети. Результаты вы видите на экране.

Таким образом ,подводя итоги сегодняшнего разговора, можно сделать следующие выводы:

Семья – это первая инстанция на пути ребёнка в жизнь.

Семья  воспринимает  и  передаёт  своим  воспитанникам  культурные   и моральные ценности. «Семья есть первичное лоно  человеческой  духовности;  а потому и всей духовной культуры, и прежде всего – Родины».

Родители  составляют  первую  общественную  среду  ребёнка.   Родители являются образцами, на которые  ребёнок  ориентируется  ежедневно.  Личности родителей играют существеннейшую роль в жизни каждого человека.

Цель  и  мотив  воспитания  ребёнка  –  это  счастливая,  полноценная, творческая, полезная  людям,  а  значит  нравственно  богатая,  жизнь  этого ребёнка.  На  созидание  такой  жизни  и  должно  быть  направлено  семейное и школьное воспитание.

Только  при  уверенности  ребёнка  в   родительской   любви   возможно правильное формирование  психического  мира  человека,  возможно  воспитание нравственного поведения.

Нравственность ребёнка – это необходимое  условие  его  принципиальных позиций, последовательности его поведения,  уважения  достоинства  личности, духовности.

Само  нравственное  воспитание  осуществляется  путём  формирования  у ребёнка  нравственных  потребностей  и  убеждений,  нравственных  чувств   и эмоций, моральных знаний о добре и зле.

Бесспорно,  работа по нравственному воспитанию ответственна и сложна, добиться положительных результатов можно лишь при взаимодействии семьи и школы, сотрудничестве родителей и самих детей, поэтому в общении необходимы принципы взаимодействия взрослых и учащихся.

      Принципы взаимодействия:  

Взаимное уважение и доверие. 

Разумная система взысканий и положительное стимулирование – путь к успеху.

Верить в творческие силы ребёнка.

     Главное в воспитании ребёнка – ласка, похвала, поощрение за хорошее поведение и добрые поступки.

 У нас у всех есть возможность выбора. Но именно от вас в большей степени зависит, каким вырастет ваш ребенок, каким он войдет во взрослую жизнь. Школа и учителя помогут найти выход в сложной ситуации. Важно вспомнить, что самое большое влияние на формирование личности ребенка оказывают реальные поступки и поведение родителей, а не слова и нравоучения.

Нашу встречу хотелось бы закончить стихотворением, еще раз подтверждающим это:

Чем Проповедь выслушивать,

Мне лучше бы взглянуть.

И лучше проводить меня,

Чем указать мне путь.

Глаза умнее слуха,

Поймут все без труда.

Слова порой запутаны,

Пример же – никогда.

Тот лучший проповедник –

Кто веру в жизнь привел.

Добро увидеть в действии -

Вот лучшая из Школ.

И если все мне показать,

Я выучу урок.

Понятней мне движенье рук,

Чем быстрых слов поток.

Должно быть, можно верить

И мыслям, и словам,

Но я уж лучше погляжу,

Что делаешь ты сам.

Вдруг я неправильно пойму

Твой правильный совет.

Зато пойму, как ты живешь,

По правде или нет.  




Предварительный просмотр:

Доклад на тему: 

«Организация внеурочной деятельности как эффективное  условие реализации ФГОС».

Учитель физики МАОУ СОШ № 5

Н.Ю. Хулина

                                                                     

                                                                           

2019 год

В Стандарте основного общего образования предлагается новая структура учебного плана, в состав которого в качестве компонента включена внеурочная деятельность, которая, являясь неразрывной частью образовательного процесса, направлена на становление личностных характеристик выпускника, достижение личностных и метапредметных результатов освоения обучающимися основной образовательной программы основного общего образования.

Внеурочная деятельность более эффективно, чем урочная, позволяет удовлетворить индивидуальные познавательные потребности обучающихся, организовать деятельность, направленную на развитие конкретного ученика, достижение личностных результатов освоения основной образовательной программы.

Цели внеурочное деятельности:

- создать условия для развития личностных характеристик каждого ученика в процессе творческой коллективной деятельности;

- углубить и расширить знания обучающихся (за счет включения внепрограммного и расширения программного материала);

- способствовать формированию метапредметных универсальных способов учебной деятельности (путем выполнения творческих, исследовательских, проектных работ, не укладывающихся в рамки уроков);

- создать условия для сохранения и укрепления здоровья обучающихся; - содействовать социализации, профориентации школьников.

Согласно Стандарту, «внеурочная деятельность организуется по направлениям развития личности (духовно-нравственное, физкультурно-спортивное и оздоровительное, социальное, общеинтеллектуальное, общекультурное). Вне зависимости от реализуемого педагогом направления, внеурочная деятельность отличается разнообразием организационных форм. Выбор содержания и организационных форм работы, как правило, определяется педагогом исходя из его компетентности, круга увлечений. При этом педагог обязан учитывать как интересы и возрастные особенности обучающихся, так и ресурсы образовательной среды, особенности и традиции конкретного образовательного учреждения

Внеурочная деятельность позволяет решить  целый ряд очень важных задач:

  • обеспечивать благоприятную адаптацию ребенка в школе;
  • оптимизировать учебную нагрузку обучающихся;
  • выявлять интересы, склонности, способности, возможности учащихся к различным видам деятельности;
  • создавать условия для индивидуального развития ребенка в избранной сфере внеурочной деятельности;
  • формировать систему знаний, умений, навыков в избранном направлении деятельности;
  • развивать опыт творческой деятельности, творческих способностей;
  • создавать условия для реализации приобретенных знаний, умений и навыков;
  • развивать опыт неформального общения, взаимодействия, сотрудничества;
  • расширять  рамки общения в социуме.

Основными целями внеурочной деятельности по ФГОС являются создание условий для достижения учащимися необходимого для жизни в обществе социального опыта и формирования принимаемой обществом системы ценностей, создание условий для многогранного развития и социализации каждого учащегося, создание воспитывающей среды, обеспечивающей активизацию социальных, интеллектуальных интересов учащихся в свободное время, развитие здоровой, творчески растущей личности с сформированной гражданской ответственностью и правовым самосознанием, подготовленной к жизнедеятельности в новых условиях, способной на социально значимую практическую деятельность, реализацию добровольческих инициатив.

С одной стороны, организация внеурочной деятельности для школы – дело не новое. В систему воспитательной работы школы всегда включался комплекс мероприятий, направленных на реализацию тех или иных образовательных целей и задач. На базе школы также организовывалась деятельность творческих, интеллектуальных, спортивных объединений. Тем не менее, воспитание зачастую сводится  к проведению мероприятий и фактически отделено от социального и информационного окружения, от содержания деятельности ребёнка в школе, в семье, в группе сверстников, в обществе.

Таким образом, главной задачей педагогов, осуществляющих внеурочную работу, становится формирование личности обучающегося, что является принципиальным условием его самоопределения в той или иной социокультурной ситуации.

Заинтересованность школы в решении проблемы внеурочной деятельности объясняется не только включением ее в учебный план, но и новым взглядом на образовательные результаты. Если предметные результаты достигаются в процессе освоения школьных дисциплин,  то в достижении метапредметных, а особенно личностных результатов – ценностей, ориентиров, потребностей, интересов человека, удельный вес внеурочной деятельности гораздо выше, так как ученик выбирает ее исходя из своих интересов, мотивов.

Если учесть, что цель внеурочной деятельности – это развитие ребенка и оно ориентировано на воспитательные результаты, на приобретение ребенком социальных знаний, то этот процесс невозможен без социальной среды, без участия социума. Результатов можно достичь лишь в том случае, если объектом познавательной деятельности детей станет собственно социальный мир, т.е. познание жизни людей и общества. Причем важны не столько  фундаментальные знания, сколько те, которые нужны человеку для полноценного проживания его повседневной жизни, успешной социализации в обществе. Таким образом, идеей программы внеурочной деятельности школы является объединение всех образовательных ресурсов социума в единое образовательное пространство, школа должна стать открытой для адаптации и социализации ребенка.

Принципы организации внеурочной деятельности:

- выбор учащимися внеурочных занятий в соответствии с их интересами и способностями.

- учёт возрастных особенностей;

- сочетание индивидуальных и коллективных форм работы;

- связь теории с практикой;

- доступность и наглядность;

- включение в активную жизненную позицию;

- единство и целостность партнёрских отношений всех субъектов социума;

Внеурочная деятельность позволяет ребенку раскрываться как личности.

Главное при этом — осуществить взаимосвязь и преемственность общего и дополнительного образования как механизма обеспечения полноты и цельности образования.

«Энергосбережение и энергоэффективность»

 10- 11 класс , 34 часа в год.

Результаты освоения курса внеурочной деятельности

Личностные результаты изучения курса:
сформированность познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей учащихся;
убежденность в возможности познания природы, в необходимости разумного использования достижений науки и технологий для дальнейшего развития человеческого общества;
самостоятельность в приобретении новых знаний и практических умений.
Метапредметные результаты изучения курса:
овладение навыками самостоятельного приобретения новых знаний, организации учебной деятельности, постановки целей, планирования, самоконтроля и оценки результатов своей деятельности, умениями предвидеть возможные результаты своих действий;
овладение универсальными учебными действиями на примерах гипотез для объяснения известных фактов и экспериментальной проверки выдвигаемых гипотез, разработки теоретических моделей процессов или явлений;
формирование умений воспринимать, перерабатывать и предъявлять информацию в словесной, образной, символической формах, анализировать и перерабатывать полученную информацию в соответствии с поставленными задачами, выделять основное содержание прочитанного текста, находить в нем ответы на поставленные вопросы и излагать его;
приобретение опыта самостоятельного поиска, анализа и отбора информации с использованием различных источников и новых информационных технологий для решения познавательных задач;
развитие монологической и диалогической речи, умения выражать свои мысли и способности выслушивать собеседника, понимать его точку зрения, признавать право другого человека на иное мнение;
формирование умений работать в группе с выполнением различных социальных ролей, представлять и отстаивать свои взгляды и убеждения, вести дискуссию;
освоение приемами действий в нестандартных ситуациях, овладение эвристическими методами решения проблем;
Предметными результатами изучения курса являются:
понимание смысла законов, раскрывающих связь изученных явлений;
умения пользоваться методами научного исследования явлений природы, планировать и выполнять эксперименты, обрабатывать результаты измерений, представлять результаты измерений с помощью таблиц, графиков и формул, объяснять полученные результаты и делать выводы, оценивать границы погрешностей результатов измерений;
умения применять теоретические знания по энергосбережению на практике, решать задачи на применение полученных знаний;
формирование убеждения в закономерной связи и познаваемости явлений природы, в объективности научного знания, в высокой ценности науки в развитии материальной и духовной культуры людей;
развитие теоретического мышления на основе формирования умений устанавливать факты, различать причины и следствия;
коммуникативные умения докладывать о результатах своего исследования, участвовать в дискуссии, кратко и точно отвечать на вопросы, использовать справочную литературу и другие источники информации.

Программа реализует межпредметные связи энергосбережения, физики, технологии, информатики, математики, биологии, химии.

Важно иметь в виду, что внеурочная деятельность — это отнюдь не механическая добавка к основному общему образованию, призванная компенсировать недостатки работы с отстающими или одарёнными детьми.
Школа после уроков – должна стать миром творчества, проявления и раскрытия каждым ребёнком своих интересов, своих увлечений, своего «я». Ведь главное, что здесь ребёнок делает выбор, свободно проявляет свою волю, раскрывается как личность. Это даст возможность превратить внеурочную деятельность в полноценное пространство воспитания и образования.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Выступление на родительском собрании « Роль примера и авторитета родителей в воспитании детей»

Воспитание детей- это государственное дело. Качества, которыми должен обладать гражданин нашей страны, не придут сами собой,- их надо воспитывать у ребёнка с самого раннего возраста, воспитывать целен...

Выступление на родительском собрании "Роль родителей в воспитании детей"

Данный доклад можно использовать на родительских собраниях....

мотивирующее выступление на родительском собрании "роль биологии в жизни моего ученика"

Мой ученик – это открытый, неравнодушный, любознательный, креативный, способный ребенок. Он не готов в полной мере осознать все стороны своей будущей жизни и нуждается в поддержке со стороны учителя.И...

Родительское собрание «РОЛЬ СЕМЬИ В ФОРМИРОВАНИИ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННЫХ КАЧЕСТВ ЛИЧНОСТИ ПОДРОСТКА. ПРОФИЛАКТИКА ПРАВОНАРУШЕНИЙ СРЕДИ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ»

Подрастают наши дети… Из маленьких беспомощных детишек они превращаются в подростков. Растут дети, и более серьезными становятся проблемы, с которыми мы сталкиваемся. Как уберечь своего ребенка от кур...

Выступление на родительском собрании «Роль родителей и их практическая помощь при подготовке к ОГЭ и ЕГЭ»

Материал для выступления на рождительском собрании для родителей учащихся 9, 11 классов...

Родительское собрание "Роль родителей в вопросах профессионального самоопределения подростка"

Родительское собрание в рамках реализации программы профессионального сопровождения обучающихся 9-х классов...