Программа "Мы вместе"
рабочая программа по теме
Программа по совместной работе учителя музыки и родителями учащихся.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_my_vmeste.doc | 159.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Программа «Мы вместе»
Вокальная группа «Новый день» существует в МБОУ ИСОШ п.Игрим 2 года. Учащиеся коллектива пользуется заслуженной популярностью среди учеников школы, так как принимают активное участие в общественной и культурной жизни поселка и района.
Образовательная программа коллектива «Новый день» составлена в соответствии с растущей популярностью современных ритмов, с желанием молодежи самовыразиться, повысить свою физическую активность, которая снизилась в век научно-технического прогресса.
Занятия в данном музыкальном коллективе являются одним из способов социально-психологической поддержки учащихся, так как занятия музыкой выполняют функции стимуляции творчества и уменьшения тревожности, напряжения и агрессии.
В современных условиях без поддержки родителей и социокультурных учреждений поселка, без их понимания ценности дополнительного образования трудно обеспечивать полноценный процесс воспитания подрастающего поколения.
Потребность в разработке программы развития социального партнерства обусловлена основной целью в работе вокального кружка «Новый день» - формирование человека-личности, гармонично развитой, здоровой, приобщенной к миру прекрасного искусства музыки.
Пояснительная записка.
В процессе развития ребенка педагогика выделяет три сферы - образование (целенаправленное воздействие на ребенка), семью (основной институт социализации личности) и социум. Система музыкального образования детей является одной из составляющих сферы образования, что определяет необходимость для учителя не только учитывать в своей профессиональной деятельности влияние всех факторов, определяющих становление личности, но и по возможности создавать условия для их содержательного взаимодействия, их социального партнерства.
Под социальным партнерством мы понимаем совместную деятельность различных социальных субъектов, отвечающих общему для всех сторон интересу – высокому уровню духовно-нравственного развития подрастающего поколения.
Социальный заказ современного общества, обращенный к подрастающему поколению, ориентирован на удовлетворение потребностей:
- общества: в воспитании молодого поколения граждан, воспринявших лучшие образцы отечественной и мировой культуры; способных к творческой деятельности, самоопределению и самореализации;
- государства: в сохранении и дальнейшем развитии отечественного духовного наследия, в увеличении интеллектуального потенциала страны;
- региона: в сохранении и преумножении традиций своей малой Родины как самобытного центра культуры, неотъемлемой части многонациональной России;
- высших, средних и начальных профессиональных учебных заведений: в учащихся с высокой мотивацией к продолжению образования, способных к творческому поиску и интенсивному труду.
Исследования и опрос учащихся музыкального коллектива и их родителей, а так же социокультурных организаций г.п. Игрим показали, что их социальный заказ на работу творческого объединения ориентирован на удовлетворение потребностей:
- выпускников и их родителей: в социальной адаптации, творческом развитий личности, способности противостоять аморальному поведению и бездуховности, готовности к выбору между добром и злом.
- социокультурных организаций г.п. Игрим: в воспитании гармонично – развитого подрастающего поколения, через привлечение их к общественной, культурно-массовой жизни поселка.
Изучив данные социальные заказы, определилась модель выпускника коллектива «Новый день».
Образ конечного результата (модель выпускника)
Выпускники коллектива «Новый день» – это учащиеся:
- интеллектуально развитые, имеющие свою мировоззренческую позицию;
- ведущие здоровый образ жизни;
- имеющие четкую гражданскую позицию, уважающие права и свободы других людей;
- эмоционально развитые, умеющая разделять радость ближних и сопереживать их горю;
- бережно и уважительно относящиеся к духовной культуре своей малой Родины;
- умеющие видеть и ценить прекрасное, способные реализовать себя в музыкальном искусстве.
Конечно, нельзя говорить о том, что педагог одного детского творческого объединения может оказать значительное влияние на все сферы развития ребенка. Но необходимо выделить и системно работать с теми проблемами, которые могут и должны стать частью воспитательного процесса дополнительного образования детей, а именно работа с родителями учащихся и социумом.
Определение взаимодействия в системе «учитель - дети - родители» в качестве одного из приоритетных не случайно: именно родители оказывают значительное влияние на выбор и успешность занятий ребенка в сфере досуга.
Посмотрим, как это реализуется на практике.
К сожалению, в настоящее время рассмотрение участников образовательного процесса в системе «дети — учитель — родители» зачастую носит лишь декларативный характер. Объясняется это особенностями отношений взрослых к самой деятельности детского объединения и друг другу. Попробуем кратко проанализировать эти особенности.
Отношение родителей к занятиям ребенка в системе дополнительного образования, а также их взаимоотношения с педагогом детского объединения нередко носят парадоксальный характер:
- с одной стороны родители заинтересованы в том, чтобы ребенок занимался каким-либо «полезным делом»;
- с другой стороны значительная часть родителей проявляет крайне «потребительское отношение» к занятиям и педагогу.
Сложным является и понимание родителями содержания деятельности детского объединения дополнительного образования, его значения в развитии ребенка — к занятиям относятся либо как к чему-то несерьезному (детская забава, времяпровождение), либо сразу рассматривают их как начальную профессиональную подготовку, т. е. базу для выбора будущей профессии.
Лишь некоторые родители понимают и адекватно оценивают возможности не только своего ребенка, но и учителя и содержания занятий в детской жизни.
Неоднозначным является и отношение учителя к родителям своих воспитанников — к сожалению, многие руководители детских творческих объединений видят перед собой некую «родительскую массу», которую необходимо «использовать в работе». Поэтому к родителям относятся как к «обслуживающему персоналу», основное назначение которого «помогать, провожать, обеспечивать...» детей.
Такая позиция руководителя детского творческого объединения во многом определяется его непониманием и недооценкой значения позитивных и содержательных отношений в триединой системе «ребенок — родитель — учитель» для развития воспитанников творческого объединения.
Помочь в преодолении противоречий в отношениях взрослых может системная работа учителя с родителями учащихся детского коллектива, которая сделает их полноправными и активными участниками образовательного процесса.
Теперь рассмотрим связь «Учитель – ребенок – социум».
В сложившейся социокультурной среде нравственное воспитание детей реализуется в достаточно сложных условиях. В настоящее время, к сожалению, в России повсеместно практикуется сокращение детских учреждений: общеобразовательных, дошкольных, дополнительного образования (центров внешкольной работы, художественных школ, детских клубов, лагерей отдыха). В силу этого сегодня приходится говорить не только о необходимости развитии ребенка, но и о защите духовного мира детей, поскольку необходимо освободить их мироощущение, непосредственность восприятия от агрессивного влияния массовой культуры. Тем более, что обостряется реальная опасность распада общественных связей, а значит, ослабления процесса педагогизации среды как важного фактора нравственного и гражданского воспитания личности.
Необходимо, чтобы, помимо обучения и воспитания в творческих объединениях, дети имели реальную возможность практически осваивать и закреплять полученные знания и умения, нравственно-этические нормы, ведущие к овладению механизмами социальных и нравственно-гражданских отношений между людьми через активное взаимодействие с социокультурными учреждениями.
Настоящая программа определяет методологические, организационные и содержательные основы деятельности творческого музыкального объединения «Новый день» по реализации развития системы «учитель - ребенок – семья – социум» через социальное партнерство, которая обеспечивает:
- осуществление духовно – нравственного воспитания, развитие творческих способностей и просвещения учащихся;
- высокий уровень социализации учащихся;
- условия безопасности и комфортности для всех участников педагогического взаимодействия;
- рост профессионального мастерства педагога ТО;
- вовлечение в процесс воспитания родителей учащихся;
- привлечение к партнерству социокультурные учреждения поселка;
- саморазвитие учащихся и условия для их самореализации.
Социальное партнерство в образовании – это тип социальных отношений, для которого характерны следующие особенности:
- наличие сторон, имеющих как общие, так и различные, иногда противоположные интересы;
- ориентация сторон на поиск и достижение социального консенсуса, а не конфронтацию;
- объективная заинтересованность всех социальных субъектов в конструктивном решении вопросов образования и развития молодого поколения.
В выборе организационных и содержательных форм сотрудничества мы ориентируемся на взаимовыгодные отношения. Опыт ТО в этом направлении позволяет говорить о возможности и перспективности такого подхода.
В содержательной основе индивидуальной модели ТО «Новый день» лежит широкая сеть его взаимосвязей с родителями учащихся, государственными и общественными институтами, учреждениями культуры и другими субъектами образовательного пространства на принципах социального партнерства.
Цель программы:
Формирование в коллективе социокультурной среды, способствующей успешной социальной адаптации, социализации и самореализации личности учащегося. Создание условий для духовно – нравственного развития личности каждого учащегося.
Задачи программы:
- Установление партнерских отношений с семьями учащихся, создание атмосферы взаимопонимания и сотрудничества;
- Включение социальных структур в систему образования, предоставляющих учащимся вокальной группы возможность включения в общественную деятельность, необходимую для их развития.
- Научно-методическое обеспечение и информационное сопровождение психолого-педагогического просвещения родителей с целью повышения их педагогической культуры;
- Привлечение родителей и субъектов социально-культурной среды к управлению и поддержке воспитательного процесса в вокальной группе;
- Сохранение и преумножение традиций семьи и своей малой Родины, через совместную досуговую деятельность.
Принципами реализации программы являются:
- Открытость образовательной и воспитательной среды творческого объединения.
- Вариативность.
Ведущие идеи программы.
Идея системного понимания педагогической действительности.
В свете концепции системного понимания педагогической действительности любое творческое объединение по своей сути является педагогической системой, основными свойствами которой является открытость, целенаправленность, целостность, функциональность. Системное понимание предполагает выстраивание вертикальных и особенно горизонтальных связей между участниками образовательного пространства, их ориентацию на достижение общих интегративных целей.
Идея определения функций вокальной группы как открытого социального звена.
Современное понимание целей образования требует включенности в процесс обучения и воспитания всех субъектов социального заказа.
Идеи культурологического и ценностного подходов к образованию.
Компонентами культурологического и ценностного подходов к образованию являются отношение к образованию как к культурному процессу, движущими силами которого являются ценности, личностные замыслы, диалог и сотрудничество его участников в достижении целей их культурного саморазвития;
Идея компетентностного подхода к образованию.
Важной задачей реализации компетентностного подхода является обновление содержания образования для решения задачи овладения «жизненными навыками». Продвижение по этому направлению способствует повышению компетентности выпускников, их готовности к работе и взрослой жизни.
Идея социальной активности творческого объединения – субъекта образовательного пространства. Данная идея отражает необходимость активной позиции в выявлении образовательных потребностей субъектов социального заказа и привлечении из их числа к сотрудничеству.
Данная программа реализуется в следующих направлениях:
- социальное партнерство с семьями учащихся;
- социальное партнерство с организациями поселка.
Содержание основных направлений программы.
Социальное партнерство с семьями учащихся творческого объединения
Семья является той важной средой, в которой ребенок начинает познавать особенности общественных отношений, усваивает первые понятия о добре и зле, получает первые представления о труде и отдыхе, интересах, выражениях чувств. Именно семья может дать ребенку нравственный стержень, духовную опору, которая и обеспечит ему душевное здоровье, радостное восприятие жизни, творческое отношение к любимому делу.
Основные направления деятельности педагога с семьями воспитанников:
- Социологическое и маркетинговые исследования семьи, диагностика мотивации выбора самим ребенком или родителями данного творческого объединения.
- Организационно-педагогическая деятельность, которая включает в себя работу педагога по планированию взаимодействия с семьей, проведение открытых занятий и мастер-классов, родительских собраний, совместное обсуждение содержания учебного и воспитательного процесса, а, следовательно, повышение педагогического потенциала семьи.
Вовлекая родителей в учебно-воспитательный процесс детского творческого объединения, педагог формирует в семьях своих воспитанников общие интересы, значит, и повышает педагогический потенциал семьи.
Результатом педагогически направленного общения родителей и руководителя детского объединения должны стать сходные взгляды на процесс развития ребенка, а также единые подходы к его воспитанию. Такое единство требований в семье и в детском творческом объединении создает условия для полноценного и правильного развития ребенка, формирования у него устойчивых социальных установок.
- Психолого-педагогическое просвещение родителей.
Психолого-педагогическое просвещение родителей реализуется через следующие формы: проведение «круглых столов», лекций по проблемам семейного воспитания, правовая школа для родителей, индивидуальные семейные консультации, психологические тренинги, разработка методических пособий, памяток для родителей, диагностика и коррекция межличностных отношений воспитанников и родителей.
В процессе совместного выявления и обсуждения различных проблем, возникающих как у педагога, так и у родителей в общении с детьми, коллективный поиск оптимального решения, консультации с педагогом-психологом учреждения позволят взрослым участникам образовательного процесса получить необходимые практические психологические и педагогические знания и умения.
4. Традиционные культурно-массовые мероприятия с участием родителей: консультации, семейные творческие конкурсы и спортивные праздники, массовые досугово - развивающие мероприятия для детей и родителей, организация деятельности родительского актива.
Вне зависимости от выбранных педагогом содержания и организационной формы работы с родителями своих воспитанников, главным является достижение взаимопонимания и взаимоуважения всех участников образовательной деятельности детского творческого объединения.
Социальное партнерство с организациями поселка.
Формы осуществления социального партнерства
- заключение договоров о социальном партнерстве; согласование совместных планов работы;
- осуществление совместной деятельности в соответствии с договорами и планами.
Социальное партнерство строиться на следующих основных принципах:
- уважения и учета интересов участников;
- заинтересованности договаривающихся сторон в участии на договорных отношениях;
- соблюдения социальными партнерами и их представителями норм международного права, законодательства РФ и ХМАО – Югра;
- равноправия сторон и доверия в отношениях;
- невмешательства в дела друг друга;
- свободы выбора и обсуждения вопросов, входящих в сферу социального партнерства;
- реальности обеспечения принятых социальными партнерами обязательств;
- регулярности проведения консультаций и переговоров по вопросам, входящим в сферу социального партнерства;
- обязательности исполнения достигнутых договоренностей.
Модель социального партнерства с организациями поселка.
Перспективный план реализации программы
Учреждения | Мероприятия | Срок исполнения | Ответственные |
Дом культуры | День поселка | Сентябрь | Руководитель вокальной группы |
Дом культуры | День матери | Ноябрь | Руководитель вокальной группы |
Дом культуры | «Рождественские встречи» | Январь | Руководитель вокальной группы |
Дом культуры | «Ко дню защитника Отечества» | Февраль | Руководитель вокальной группы |
Дом культуры | «8 Марта» | Март | Руководитель вокальной группы |
Дом культуры | Фестиваль – конкурс военной песни «Красные маки» | Май | Руководитель вокальной группы |
Дом культуры | Празднование дня Победы | Май | Руководитель вокальной группы |
ДЮЦ | День рождения ДЮЦ | Декабрь | Руководитель вокальной группы |
ДЮЦ | Новогодние утренники | Декабрь | Руководитель вокальной группы |
ДЮЦ | 8 Марта | Март | Руководитель вокальной группы |
ДЮЦ | Отчетный концерт | Май | Руководитель вокальной группы |
КЦСОН «Альянс» | День пожилых людей | Октябрь | Руководитель вокальной группы |
КЦСОН «Альянс» | День матери | Ноябрь | Руководитель вокальной группы |
КЦСОН «Альянс» | Ко Дню защитника Отечества | Февраль | Руководитель вокальной группы |
КЦСОН «Альянс» | 8 Марта | Март | Руководитель вокальной группы |
КЦСОН «Альянс» | Празднование дня Победы | Май | Руководитель вокальной группы |
Школа искусств | Участие в концерте, учащихся ДШИ | Январь | Руководитель вокальной группы |
Школа искусств | Отчетный концерт ДШИ | Май | Руководитель вокальной группы |
Д/С «Снежинка» | Концерт для воспитанников детского сада | В течение года | Руководитель вокальной группы |
С/К «Олимпиец» | Концертные номера для соревнований и награждений | В течение года | Руководитель вокальной группы |
Р/Ц «Росток» | Концертные номера для детей – инвалидов | День инвалидов | Руководитель вокальной группы |
ИСОШ №1 | Концертные номера | В течение года | Руководитель вокальной группы |
ИСОШ №2 | Концертные номера | В течение года | Руководитель вокальной группы |
Ожидаемые результаты:
Реализация программы социального партнерства с семьей и социумом обеспечит высокий уровень воспитанности учащихся, отвечающий потребностям общества, родителей, детей.
Содержательная структура позволит реализовать актуальные задачи современного образования, привлекать к их решению родительскую общественность, кадровый и образовательный потенциалы учреждений социокультурной сферы, использовать материально-технические ресурсы участников социального партнерства.
Результатом педагогически направленного общения социума и руководителя детского творческого объединения должны стать сходные взгляды на процесс развития ребенка, а также единые подходы к его воспитанию. Такое единство требований создаст условия для полноценного и правильного развития ребенка, формирования у него устойчивых социальных установок.
Список литературы
- Актуальные проблемы современной культуры детства: сб. науч. материалов – Челябинск: ЧГАКИ, 2006.
- Андреев В.И. Педагогика творческого саморазвития: инновационный курс. Кн.2. Казань, 1998.
- Арнаутова Е.П., Иванова В.М., Общение с родителями: зачем? Как? Научн.ред.-Иванова В.М. М.: А.П.О., 1993 – 59 с.
- Голованова В.П.: "Свой мир мы строим сами". М.ООО "ДОД", 2007. – 132 с. (Серия "Библиотечка педагога – практика").
- Дармодехин С.В., Проблемы развития системы воспитания детей в Российской Федерации.- Педагогика.- 2001.-№1.
- Демакова И.Д. пространство детства: гуманизации. Москва – Ижевск: Академия повышения квалификации и переподготовки работников образования, Республиканский Центр развития образования МНО УР, 1999. – 52 с.
- Журнал "Классный руководитель". Издательский центр "Педагогический поиск"
- Маленкова, Л.И. Педагоги, родители, дети: Метод. пособие для воспитателей, классных руководителей / Л.И. Маленкова – М.: Педагогическое общество России, 2000.
- Научно-методический журнал "Наука и практика воспитания и дополнительного образования" Издательство: Центр "Педагогический поиск".
- Общественная организация социально-культурной деятельности: материалы Всерос. Науч.-практ. Конф. «Культура Тюменской области: история, современное состояние, проблемы и перспективы» (г.Тюмень, 15-16 апр. 2004г.) / науч. ред. В.В.Попов; отв.ред. Ф.Х.Попова. Тюмень, 2004.240 с.
- Общие технологии социально-культурной деятельности: учеб.-метод. комплекс по специальности 07.14.01. «Социально-культурная деятельность» специализации «Менеджер СКД»/Сост. Т.В. Бабина.- Тюмень, Тюмен. гос. ин-т искусств и культуры, 2006. – 260с.
- Осипова Е /Конфликты и методов их преодоления: социально-психологический тренинг /Е.Осипова, Е.Чуменко. – М.: Чистые пруды, 2007. – 32 с. – (Библиотечка "Первого сентября", серия "школьный психолог". Вып. 5(17)).
- Приложение к журналу "Воспитание школьников" Духовно-нравственное воспитание. Издательство "Школьная Пресса"
- Русанова В.С. Стратегия и тактика досугового объединения // социальная педагогика. Челябинск, 1998.
- Русанова, В.С. Детство. Отрочество. Юность: Программа воспитания в сфере досуга / В.С. Русанова - Челябинск, 1998.
- Семейное право в вопросах и ответах / Серия "Консультирует юрист" – Ростов-на-Дону: Фенгикс, 2002. – 256 с.
- Социальная педагогика. – Издатель: НИИ Школьных технологий
- Социальное воспитание в учреждениях дополнительного образования детей (текст): учеб. пособие / под ред. А.В. Мудрика. – М.: Академия, 2004.
- Хаткевич О.А., Не рядом, но вместе – Минск: Красико-Принт, 2007. – 176 с. – (Педагогическая мастерская).
- Ярошенко Н.Н. Социально-культурная деятельность: парадигмы, методология, теория.- М., 2000.
Дом Культуры
ИСОШ №1
Вокальная группа «Новый день»
С/К «Олимпиец»
ИСОШ №2
Р/Ц для детей инвалидов «Росток»
Дом ветеранов
ДЮЦ
Д/с «Снежинка»
Школа искусств
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Родительское собрание "Вместе, но не вместо"
Как помочь ребенку в выборе профессии?...
«"АНСАМБЛЬ" – ЭТО ЗНАЧИТ "ИГРАЕМ ВМЕСТЕ", А ВМЕСТЕ, КОНЕЧНО, ИГРАТЬ ИНТЕРЕСНЕЙ!»
Сценарий тематической лекции-концерта ансамблевой музыки учащихся и преподавателей отделения духовых инструментов ДМШ....
Статья по музыке на тему:« Вместе с ней, вместе с мамочкой моей».
В статье дан материал из опыта работы. Рекомендован музыкальным руководителям....
"Вместе с мамой, вместе с папой..."
Консультация для родителей...
"Вместе жить, вместе и умирать"? Урок-дискуссия по творчеству А.С. Пушкина между учащимися 9 и 11 классов.
Цель этого урока - развитие коммуникативной и дискуссионной культуры. На примере произведений А.С. Пушкина учащиеся попытаются обсудить актуальность семейных ценностей сегодня....
Внеклассное мероприятие «Вместе дружно поживаем, вместе книжечки читаем!»
Описание материала: Данное мероприятие проводится в детском доме или школе-интернате, где наряду с детьми участвуют и педагоги. Для нашей школы – это обычная практика, поэтому мероприятия ...
«Вместе, но не вместо…, или как помочь ребенку в выборе профессии»
Родительское собрание...