развитие речевых функций
методическая разработка по теме
Р Е К О М Е Н Д А Ц И И ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ ПО РАЗВИТИЮ РЕЧЕВЫХ ФУНКЦИЙ
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rekomendacii_po_razvitiyu_rechi.doc | 41 КБ |
Предварительный просмотр:
Р Е К О М Е Н Д А Ц И И
ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ ПО РАЗВИТИЮ РЕЧЕВЫХ ФУНКЦИЙ
Родители должны:
- Следить за чистотой произношения звуков в словах, за соблюдением ударения.
- Формировать внятность и выразительность речи.
- Объяснить ребенку значения каждого нового слова.
- Расширять знания и представления, связанные со словом.
- Следить за грамматической и стилистической правильностью речи детей.
- Поправлять в высказываниях детей ошибки и предлагать повторить верно оформленную фразу.
- Учить стихи, загадки.
- Учить составлять предложения и рассказы по сюжетным картинкам детских книг.
- Создавать ситуацию успеха в учебной деятельности.
- Исправлять неправильность речи детей осторожно, с большим тактом, чтобы не отбить у ребенка желание научиться правильно говорить и чтобы он не потерял уверенность в своих возможностях.
РАЗВИТИЕ СЛОВАРНОГО ЗАПАСА
Основной целью словарной работы являются активизация и обогащение речи детей новыми словами. Ребенок должен не только запомнить новые слова, но и ввести их в свой активный запас, уметь свободно пользоваться ими в своей речи.
- Приёмы словарной работы.
- Показ и называние нового предмета (или его признаков) или действий, с тем, чтобы у ребенка создать образное представление, а также установить связь слова с реальным предметом. Новое слово обязательно проговаривать хором и индивидуально. Для лучшего понимания и запоминания данное слово включается в знакомый контекст.
- Объяснение происхождения нового слова (хлебница – посуда, в которой хранят хлеб, кофейник – посуда, в котором варят кофе и т.д.).
- Примерные виды работ по развитию словаря.
- Настольные игры:
«На скотном дворе» (домашние животные и птицы)
«В зоопарке (лесу)» (дикие животные и птицы)
«Огород» (овощи, инструменты)
«В саду» (фрукты, ягоды, деревья, кустарники)
«В универмаге»
«В городе» (транспорт)
- Игра «Животные и их детеныши».
У ВОЛЧИЦЫ … ВОЛЧАТА
У МЕДВЕДИЦЫ … МЕДВЕЖАТА
У ЗАЙЧИХИ … ЗАЙЧАТА
У ЛИСЫ … ЛИСЯТА
У СОБАКИ … ЩЕНЯТА
- Игра «Профессии людей».
Посмотри на картинки. Расскажи, кем работают эти люди, что они делают.
- Игра «Обобщающие слова.
Назвать обобщающее слово по предъявленным предметам.
ОГУРЕЦ, РЕДИС, КАРТОФЕЛЬ - ОВОЩИ
- Обогащение словарного запаса за счет глаголов.
Игра «Летают, прыгают». (Ребенок машет руками или прыгает)
ПТИЦЫ, БАБОЧКИ, МУХИ, ЖУКИ, КОМАРЫ, СТРЕКОЗЫ – ЛЕТАЮТ
КУЗНЕЧИКИ, ЛЯГУШКИ, ЗАЙЦЫ - ПРЫГАЮТ
- По иллюстрированному материалу как можно больше назвать возможные способы передвижения кошки, собаки, лошади.
СОБАКА – СТОИТ, СИДИТ, ЛЕЖИТ, СПИТ, БЕЖИТ, ЛАЕТ, ЕСТ, ИГРАЕТ
- Подбор слов-антонимов (по парным картинкам).
ДЕРЕВО ВЫСОКОЕ, А КУСТИК НИЗКИЙ.
МЕДВЕДЬ БОЛЬШОЙ, А МЕДВЕЖОНОК МАЛЕНЬКИЙ.
РЕКА ШИРОКАЯ, А РУЧЕЕК УЗКИЙ.
ВЕРЕВКА ТОЛСТАЯ, А НИТКА ТОНКАЯ.
У КОРОВЫ ХВОСТ ДЛИННЫЙ, А У КОЗЫ КОРОТКИЙ.
БЕРЕЗА БЕЛАЯ, А ЧЕРНИКА ЧЕРНАЯ.
СТАРИК СТАРЫЙ, А ЮНОША МОЛОДОЙ.
- Игра «Наоборот».
Ребенок подбирает слова с противоположным значением.
ГОРЯЧИЙ – ХОЛОДНЫЙ ХОРОШИЙ – ПЛОХОЙ ДОБРЫЙ – ЗЛОЙ ВЕСЁЛЫЙ – ГРУСТНЫЙ ОСТРЫЙ – ТУПОЙ ЛЁГКИЙ – ТЯЖЕЛЫЙ | УМНЫЙ – ГЛУПЫЙ ВЫСОКО – НИЗКО ДАЛЕКО – БЛИЗКО ЧЁРНЫЙ – БЕЛЫЙ ДЕНЬ – НОЧЬ ДРУГ – ВРАГ |
ФОРМИРОВАНИЕ ГРАММАТИЧЕСКОГО СТРОЯ РЕЧИ
Цель. Формирование навыков словоизменения и словообразования.
- Работа над образованием множественного числа имён существительных.
Игра «Один – много»
СТОЛ ШКАФ СТАКАН ТЕТРАДЬ СТУЛ ДЕРЕВО ЛИСТ ПЕРО КРЫЛО ДЕНЬ ЛОБ ПЕНЬ СОН УХО ДОКТОР | СТОЛЫ ШКАФЫ СТАКАНЫ ТЕТРАДИ СТУЛЬЯ ДЕРЕВЬЯ ЛИСТЬЯ ПЕРЬЯ КРЫЛЬЯ ДНИ ЛБЫ ПНИ СНЫ УШИ ДОКТОРА |
- Работа над согласованием существительных с числительными.
Игра «Считай и не ошибись»
Участник игры считает предметы (посуду, дома, животных в зоопарке и т.д.)
Одна тарелка Две тарелки Три тарелки Четыре тарелки Пять тарелок | Один котёнок Два котёнка Три котёнка Четыре котенка Пять котят |
- Работа над образованием сложных слов.
Заучивание стихов и текстов со сложными словами
РЫБУ ЛОВИТ ПЧЁЛ РАЗВОДИТ ПЕШКОМ ХОДИТ ЛЕС РУБИТ ТРУБЫ ЧИЧТИТ САМ ЛЕТАЕТ САМ ВАРИТ | (РЫБОЛОВ) (ПЧЕЛОВОД) (ПЕШЕХОД) (ЛЕСОРУБ) (ТРУБОЧИСТ) (САМОЛЁТ) (САМОВАР) |
- Работа над употреблением предлогов.
Цель. Помочь ребенку усвоить смысловое значение каждого предлога.
Объяснить, что:
НА В ПОД НАД |
|
- Составление рассказов по сюжетной картине и по серии сюжетных картин.
РАБОТА НАД СЛОГОВОЙ СТРУКТУРОЙ СЛОВА
Цель. Формировать навыки проговаривания сложных слов:
МИЛИЦИОНЕР
ТРОТУАР
ВЕЛОСИПЕД и т.д.
Виды работ:
- Чётко проговорить (взрослому) слово по слогам, отбивая ритм (деля на части слово) рукой.
- Проговаривание сложных слов сопряженно (взрослый и ребенок одновременно проговаривают сложное слово).
- Проговаривание сложных слов отраженно (после четкого проговаривания слово взрослым, ребенок повторяет это слово).
- Самостоятельное (индивидуальное) проговаривание трудных слов. Ребенку предъявляются предметные картинки или предметы, он произносит название предметов.
- Включение сложных слов в предложения.
Литература, в которой можно получить краткие сведения о развитии письменной и устной речи ребенка школьного возраста
- Агранович З.Е. Логопедическая работа по преодолению нарушений слоговой структуры слов у детей. – СПб.: Детство-Пресс, 2001.
- Волина В. Занимательное азбуковедение. – М.: Просвещение, 1991.
- Волина В. «Пословицы, поговорки, ребусы». – СПб.: Дидактик плюс, 1997.
- Готовим руку к школе / Сост. Гаврина С.Е. и др. Ярославль.
- Лопухина И. Логопедия. 550 занимательных упражнений для развития речи». – М.: Аквариум, 1995.
- Козырева Л.М. И свистящие, и шипящие, и самые звонкие. – Ярославль: Академия развития, Академия, К″, 1999.
- Коноваленко В.В., Коноваленко С.В. Артикуляционная и пальчиковая гимнастика. –М., 1998.
- Максаков А.И. Правильно ли говорит ваш ребенок. – М.: Просвещение, 1982.
- Максаков А.И., Тумакова Г.А. Учите играя. – М.: Просвещение, 1983.
- Новоторцева Н.В. Развитие речи детей. – Ярославль: Академия развития, 1997.
- Популярное пособие для родителей «Играем в слова». – Ярославль: Академия развития, 1997.
- Селиверстов В.И. Речевые игры с детьми. М., 1994.
- Ундзенкова А., Колтыгина Л. Звукарик. – Екатеринбург: АРД ЛТД, 1998.
- Ундзенкова А., Сагирова О. Русский с увлечением! – Екатеринбург: АРД ЛТД, 1999.
- Худенко Е.Д., Мельникова Т.С., Шаховская С.Н. Как научить ребенка думать и говорить. – М.: НПФ Унисерв, 1993.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Развитие моторной функции у дошкольников средствами музыкально-ритмических игр и упражнений с речевым компонентом
Из опыта работы использования с детьми логоретмических игр и упражнений...
РАЗВИТИЕ РЕЧЕВОГО УМЕНИЯ С ПОМОЩЬЮ МЕТОДА ОПОРНЫХ СИГНАЛОВ-КОНСПЕКТОВ РАЗВИТИЕ РЕЧЕВОГО УМЕНИЯ С ПОМОЩЬЮ МЕТОДА ОПОРНЫХ СИГНАЛОВ-КОНСПЕКТОВ.АНГЛИЙСКИЙ ЯЗЫК.
Говорение на иностранном языке, особенно в монологической форме, представляет большую трудность для учащихся.Обучение с помощыо метода опорных сигналов открывает большие возможности в развитии речи уч...
Презентация " Развитие мелкой моторики рук и речевой функции".
Консультация для воспитателей....
Развитие двигательной активности ребенка, как основа для развития речевых функций
Известно: чем выше двигательная активность ребенка, тем интенсивней развивается его речь. Известно также, что формирование движений происходит при участи речи. Она является одним из основ...
Критические периоды в развитии речевой функции у детей
Критические периоды в развитии речевой функции у детей...
ПРОГРАММА ПРОФИЛАКТИКИ РАЗВИТИЯ РЕЧЕВЫХ ФУНКЦИЙ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
В программе изложены последовательность и содержание работы, способствующие речевому развитию детей старшего дошкольного возраста....
Методика преодолений нарушений артикуляционного праксиса, развития речевого дыхания, функций глотания в работе логопеда при дизартрии
Нарушения артикуляционного праксиса при дизартрии....