развитие речевых функций
методическая разработка по теме

Ложникова Кристина Валерьевна

Р  Е  К  О  М  Е  Н  Д  А  Ц  И  И  ДЛЯ  РОДИТЕЛЕЙ ПО РАЗВИТИЮ  РЕЧЕВЫХ  ФУНКЦИЙ

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rekomendacii_po_razvitiyu_rechi.doc41 КБ

Предварительный просмотр:

Р  Е  К  О  М  Е  Н  Д  А  Ц  И  И

  ДЛЯ  РОДИТЕЛЕЙ ПО РАЗВИТИЮ  РЕЧЕВЫХ  ФУНКЦИЙ

Родители должны:

  1. Следить  за чистотой произношения звуков в словах, за соблюдением ударения.

  1. Формировать внятность и выразительность речи.

  1. Объяснить ребенку значения каждого нового слова.

  1. Расширять знания и представления, связанные со словом.

  1. Следить за грамматической и стилистической правильностью речи детей.

  1. Поправлять в высказываниях детей ошибки и предлагать повторить верно оформленную фразу.

  1. Учить стихи, загадки.

  1. Учить составлять предложения и рассказы по сюжетным картинкам детских книг.

  1. Создавать ситуацию успеха в учебной деятельности.

  1. Исправлять неправильность речи детей осторожно, с большим тактом, чтобы не отбить у ребенка желание научиться правильно говорить и чтобы он не потерял уверенность в своих возможностях.

РАЗВИТИЕ  СЛОВАРНОГО  ЗАПАСА

Основной целью  словарной работы являются активизация и обогащение речи детей новыми словами. Ребенок должен не только запомнить новые слова, но и ввести их в свой активный запас, уметь свободно пользоваться ими в своей речи.

  1. Приёмы словарной работы.
  1. Показ и называние нового предмета (или его признаков) или действий, с тем, чтобы у ребенка создать образное представление, а также установить связь слова с реальным предметом. Новое слово обязательно проговаривать хором и индивидуально. Для лучшего понимания и запоминания данное слово включается в знакомый контекст.
  2. Объяснение происхождения нового слова (хлебница – посуда, в которой хранят хлеб, кофейник – посуда, в котором варят кофе и т.д.).
  1. Примерные виды работ по развитию словаря.
  1. Настольные игры:

«На скотном дворе» (домашние животные и птицы)

«В зоопарке (лесу)» (дикие животные и птицы)

«Огород» (овощи, инструменты)

«В саду» (фрукты, ягоды, деревья, кустарники)

«В универмаге»

«В городе» (транспорт)

  1. Игра «Животные и их детеныши».

У ВОЛЧИЦЫ … ВОЛЧАТА

У МЕДВЕДИЦЫ … МЕДВЕЖАТА

У ЗАЙЧИХИ … ЗАЙЧАТА

У ЛИСЫ … ЛИСЯТА

У СОБАКИ … ЩЕНЯТА

  1. Игра «Профессии людей».

Посмотри на картинки. Расскажи, кем работают эти люди, что они делают.

  1. Игра «Обобщающие слова.

Назвать обобщающее слово по предъявленным предметам.

ОГУРЕЦ, РЕДИС, КАРТОФЕЛЬ - ОВОЩИ

  1. Обогащение словарного запаса за счет глаголов.

Игра «Летают, прыгают». (Ребенок машет руками или прыгает)

ПТИЦЫ, БАБОЧКИ, МУХИ, ЖУКИ, КОМАРЫ, СТРЕКОЗЫ – ЛЕТАЮТ

КУЗНЕЧИКИ, ЛЯГУШКИ, ЗАЙЦЫ - ПРЫГАЮТ

  1. По иллюстрированному материалу как можно больше назвать возможные способы передвижения кошки, собаки, лошади.

СОБАКА – СТОИТ, СИДИТ, ЛЕЖИТ, СПИТ, БЕЖИТ, ЛАЕТ, ЕСТ, ИГРАЕТ

  1. Подбор слов-антонимов (по парным картинкам).

ДЕРЕВО ВЫСОКОЕ, А КУСТИК НИЗКИЙ.

МЕДВЕДЬ  БОЛЬШОЙ,  А  МЕДВЕЖОНОК  МАЛЕНЬКИЙ.

РЕКА  ШИРОКАЯ,  А  РУЧЕЕК  УЗКИЙ.

ВЕРЕВКА  ТОЛСТАЯ,  А  НИТКА  ТОНКАЯ.

У  КОРОВЫ  ХВОСТ  ДЛИННЫЙ,  А  У  КОЗЫ  КОРОТКИЙ.

БЕРЕЗА  БЕЛАЯ,  А  ЧЕРНИКА  ЧЕРНАЯ.

СТАРИК  СТАРЫЙ,  А  ЮНОША  МОЛОДОЙ.

  1. Игра «Наоборот».

Ребенок подбирает слова с противоположным значением.


ГОРЯЧИЙ   – ХОЛОДНЫЙ

ХОРОШИЙ – ПЛОХОЙ

ДОБРЫЙ     – ЗЛОЙ

ВЕСЁЛЫЙ   – ГРУСТНЫЙ

ОСТРЫЙ     – ТУПОЙ

ЛЁГКИЙ – ТЯЖЕЛЫЙ


УМНЫЙ – ГЛУПЫЙ

ВЫСОКО – НИЗКО

ДАЛЕКО – БЛИЗКО

ЧЁРНЫЙ – БЕЛЫЙ

ДЕНЬ – НОЧЬ

            ДРУГ – ВРАГ

ФОРМИРОВАНИЕ  ГРАММАТИЧЕСКОГО  СТРОЯ  РЕЧИ

Цель. Формирование навыков словоизменения и словообразования.

  1. Работа над образованием множественного числа имён существительных.

Игра «Один – много»

СТОЛ

ШКАФ

СТАКАН

ТЕТРАДЬ

СТУЛ

ДЕРЕВО

ЛИСТ

ПЕРО

КРЫЛО

ДЕНЬ

ЛОБ

ПЕНЬ

СОН

УХО

ДОКТОР

СТОЛЫ

ШКАФЫ

СТАКАНЫ

ТЕТРАДИ

СТУЛЬЯ

ДЕРЕВЬЯ

ЛИСТЬЯ

ПЕРЬЯ

КРЫЛЬЯ

ДНИ

ЛБЫ

ПНИ

СНЫ

УШИ

ДОКТОРА

  1. Работа над согласованием существительных с числительными.

Игра «Считай и не ошибись»

Участник игры считает предметы (посуду, дома, животных в зоопарке и т.д.)

Одна тарелка

Две тарелки

Три тарелки

Четыре тарелки

Пять тарелок

Один котёнок

Два котёнка

Три  котёнка

Четыре котенка

Пять котят

  1. Работа над образованием сложных слов.

Заучивание стихов и текстов со сложными словами

РЫБУ ЛОВИТ

ПЧЁЛ РАЗВОДИТ

ПЕШКОМ ХОДИТ

ЛЕС РУБИТ

ТРУБЫ ЧИЧТИТ

САМ ЛЕТАЕТ

САМ ВАРИТ

(РЫБОЛОВ)

(ПЧЕЛОВОД)

(ПЕШЕХОД)

(ЛЕСОРУБ)

(ТРУБОЧИСТ)

(САМОЛЁТ)

(САМОВАР)

  1. Работа над употреблением предлогов.

Цель. Помочь ребенку усвоить смысловое значение каждого предлога.

Объяснить, что:

НА

В

ПОД

НАД

  1. это значит на поверхности чего-то (на столе, на шкафу …)
  2. это значит внутри чего-то (в столе, в шкафу …)
  3. это значит внизу под чем-то (под столом, под тумбочкой …)
  4. вверху над чем-то, как бы в воздухе и т.д.

 

  1. Составление рассказов по сюжетной картине и по серии сюжетных картин.

РАБОТА   НАД   СЛОГОВОЙ  СТРУКТУРОЙ  СЛОВА

Цель.  Формировать  навыки проговаривания  сложных  слов:

МИЛИЦИОНЕР

ТРОТУАР

ВЕЛОСИПЕД и т.д.

Виды  работ:

  1. Чётко проговорить (взрослому) слово по слогам, отбивая ритм (деля на части слово)  рукой.

  1. Проговаривание сложных слов сопряженно (взрослый и ребенок одновременно проговаривают сложное слово).

  1. Проговаривание сложных слов отраженно  (после четкого  проговаривания  слово  взрослым,  ребенок  повторяет  это слово).

  1. Самостоятельное (индивидуальное)  проговаривание трудных слов.  Ребенку предъявляются  предметные  картинки  или  предметы, он  произносит  название  предметов.

  1. Включение  сложных  слов  в предложения.

Литература, в которой можно получить краткие сведения  о развитии  письменной  и устной  речи  ребенка  школьного  возраста

  1. Агранович З.Е.  Логопедическая  работа по преодолению нарушений  слоговой  структуры  слов  у  детей. – СПб.: Детство-Пресс, 2001.
  2. Волина В.  Занимательное  азбуковедение. – М.: Просвещение, 1991.
  3. Волина В. «Пословицы, поговорки, ребусы». – СПб.: Дидактик  плюс, 1997.
  4. Готовим руку к школе / Сост. Гаврина С.Е. и др. Ярославль.
  5. Лопухина И. Логопедия.  550 занимательных упражнений для развития речи». – М.: Аквариум, 1995.
  6. Козырева Л.М.  И свистящие, и шипящие, и самые звонкие. – Ярославль: Академия развития, Академия, К″, 1999.
  7. Коноваленко В.В., Коноваленко С.В. Артикуляционная и пальчиковая гимнастика. –М., 1998.
  8. Максаков А.И.  Правильно ли говорит ваш ребенок. – М.: Просвещение, 1982.
  9. Максаков А.И., Тумакова Г.А.  Учите играя. – М.: Просвещение, 1983.
  10. Новоторцева Н.В. Развитие речи детей. – Ярославль:  Академия  развития, 1997.
  11. Популярное пособие для родителей «Играем в слова». – Ярославль: Академия  развития,  1997.
  12. Селиверстов В.И. Речевые  игры  с  детьми.  М., 1994.
  13. Ундзенкова А., Колтыгина Л. Звукарик. – Екатеринбург: АРД ЛТД, 1998.
  14. Ундзенкова А., Сагирова О.  Русский  с  увлечением! – Екатеринбург: АРД ЛТД,  1999.
  15. Худенко Е.Д., Мельникова Т.С., Шаховская С.Н.  Как научить ребенка думать и говорить. – М.: НПФ Унисерв,  1993.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РАЗВИТИЕ РЕЧЕВОГО УМЕНИЯ С ПОМОЩЬЮ МЕТОДА ОПОРНЫХ СИГНАЛОВ-КОНСПЕКТОВ РАЗВИТИЕ РЕЧЕВОГО УМЕНИЯ С ПОМОЩЬЮ МЕТОДА ОПОРНЫХ СИГНАЛОВ-КОНСПЕКТОВ.АНГЛИЙСКИЙ ЯЗЫК.

Говорение на иностранном языке, особенно в монологической форме, представляет большую трудность для учащихся.Обучение с помощыо метода опорных сигналов открывает большие возможности в развитии речи уч...

Развитие двигательной активности ребенка, как основа для развития речевых функций

 Известно: чем выше двигательная активность ребенка, тем интенсивней развивается его речь. Известно также, что формирование движений происходит при участи речи. Она является одним из основ...

Критические периоды в развитии речевой функции у детей

Критические периоды в развитии речевой функции у детей...

ПРОГРАММА ПРОФИЛАКТИКИ РАЗВИТИЯ РЕЧЕВЫХ ФУНКЦИЙ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

В программе изложены последовательность и содержание работы, способствующие речевому развитию детей старшего дошкольного возраста....