Развитие моторной функции у дошкольников средствами музыкально-ритмических игр и упражнений с речевым компонентом
статья по музыке по теме
Из опыта работы использования с детьми логоретмических игр и упражнений
Скачать:
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Развитие моторной функции у дошкольников
средствами музыкально-ритмических игр и упражнений с речевым компонентом.
С каждым годом все больше детей имеют слуховые, речевые, двигательные и интеллектуальные нарушения. И причины этому- плохая экология, педагогическая запущенность, невнимание родителей по отношению к процессу познавательно- речевого развития ребенка. Этим детям, по моему мнению, необходимы специальные логоритмические занятия, которые способствуют решению коррекционных задач. Но в условиях обычного дошкольного учреждения, где действует только логопункт, регулярные занятия логоритмикой в полном объёме невозможны. А вот использовать на музыкальных занятиях логоритмические игры и упражнения, на мой взгляд, вполне реальная задача. Ведь музыкальные коррекционно-развивающие игры способствуют повышению уровня музыкального развития детей и коррекции имеющихся у них нарушений.
Игровая форма музыкального материала помогает вызвать у детей интерес к занятиям, создать у них положительное эмоциональное отношение к музыкальной деятельности, в процессе которой происходит развитие общей и мелкой моторики, ритмического слуха, артикуляционного аппарата. Основу музыкально-ритмических игр и упражнений с речевым компонентом составляет синтез слова, музыки и движения. В играх и упражнениях развивается внимание, память, наблюдательность, закрепляются навыки движения, дети приучаются ориентироваться в окружающей обстановке.
Исходя из вышеизложенного, целью моей работы, является развитие общей и мелкой моторики, координации речи и движений с помощью музыкально-ритмических игр и упражнений с речевым компонентом.
Для реализации поставленной цели мною определены следующие задачи:
- Формировать интерес к музыкально-ритмическим играм и упражнениям с речевым компонентом, желание двигаться под собственный голос (пение и речетатив).
- Развивать музыкальные способности (ритмический и звуковысотный слух), координацию движений, артикуляционный аппарат, общую и мелкую моторику, внимание, память.
- Учить детей владеть своим телом, ориентироваться в пространстве, соотносить, согласовывать слова и движения, контролировать силу и длительность выдоха.
- Формировать умение выразительно петь и двигаться, развивать творческие способности.
В музыкальной игре ребенок выполняет различные задания: все его действия и движения связаны с процессом узнавания и различения характера музыки, отдельных выразительных средств. Это вырабатывает у ребенка умение согласовывать движения с началом и окончанием музыки, ощущать фразировку, такты, метроритм, интонацию.
Эмоционально окрашивая игровое действие, музыка предъявляет детям требование проявлять волевые усилия, сосредотачиваясь на многообразии выразительных интонаций, ритмических рисунков мелодии. Понимание музыкально-игрового задания вызывает у ребенка быстроту на звуковое раздражение, формирование музыкальных и двигательных навыков, активизацию чувств, воображения, мышления.
В соответствии с этим музыкальная игра имеет следующие задачи:
1. Коррекционные:
- развитие слухового, зрительного, тактильного восприятия, дыхательной системы, артикуляционного аппарата, свойств голоса (высоту, темп, динамику, ритм), координации движений и нормализация их темпа и ритма;
- формирование выразительных средств - интонации, мимики, жестов, движения.
2. Оздоровительные:
- укрепление сердечно - сосудистой системы, костно-мышечного аппарата;
- развитие моторики: общей, мелкой, артикуляционной;
- развитие способности снимать эмоциональное и физическое напряжение;
- развитие быстроты двигательной реакции.
3. Образовательные:
- обучение речевым, двигательным, певческим умениям и навыкам;
- развитие музыкальных, творческих, коммуникативных способностей;
- формирование умственных умений и действий.
4. Воспитательные:
- воспитание общей музыкальной, речевой, двигательной культуры;
- эстетическое отношение к окружающему;
- развитие положительных эмоций и чувств.
5. Развивающие:
- познавательную активность;
- устойчивый интерес к действиям;
- саморегуляцию и самоконтроль;
- внимание, память, мышление;
- ориентировку в пространстве.
Музыкально-ритмических игр и упражнений с речевым компонентом, направленные на развитие моторной функции, можно условно разделить на следующие группы (см. схему 1):
1. Музицирование - это выражение своего активного отношения к музыкальному искусству в реальном звучании.
1.1. Вокальное музицирование предполагает приведение голосового аппарата в рабочее состояние, знакомство с возможностями человеческого голоса. В этот раздел входят игры по развитию голосового аппарата, звукоподражательные игры с пением, пение с движением, пропевание ритмического рисунка. Например: я применяю «День и ночь» («Колыбельная» Н. Римского-Корсакова, «Полька» С. Рахманинова) «Белка», «Мышеловка» (попевка на двух нотах, полька - муз. А.Филиппенко), «Мы на карусели сели» и т.д.
1.2. Инструментальное музицирование является основой формирования ритмических навыков игры на различных музыкальных инструментах и их заместителях. Это развивает умения использовать характерное звучание инструментов при создании музыкальных картинок. В эту группу входят игры с инструментами, звучащими предметами, ритмодекламации с инструментами, ритмическое и мелодическое
сопровождение литературных текстов. В своей работе я использую «Дождик» (муз. М. Пацхаладзе), «Маленькие и большие ножки» (муз. М. Раухвергера «Ножками затопаем»), «Музыкальный домик», «У всех есть мама» Боровик и др.
2. Речедвигательные игры и упражнения - предполагают развитие координационно - регулирующей функции речи и движения. Они развивают дыхательную систему, все виды моторики, устанавливают ассоциации между выразительными движениями и персонажами сказок, стихов, драматизации.
- Дыхательно-артикуляционный тренинг. Игры и упражнения данной группы используются на каждом занятии и являются основой для формирования неречевого и речевого дыхания, артикуляционной базы звуков. Дыхательно - артикуляционный тренинг проводится сначала изолированно, а затем включается в ролевые ситуации. Упражнения выполняются под счет с музыкальным сопровождением, с опорой на дирижерский жест и образец педагога. Например: упражнение «Эхо», «Ветер и ветерок», «Ветерок и листочки», «Какой ветерок?», «Гудок» (театральный шум) и другие.
- Игровой массаж и пальчиковая гимнастика. Игровой массаж служит для снятия излишнего мышечного тонуса (утомления, умственного напряжения). Я использую такие упражнения, как «Грибной дождик», «Снеговик» (М.Ю. Картушина), «Что? Где?», «Вот на улице мороз» (Р.Л. Бабушкина) и другие. Желательно использовать музыкальное сопровождение, так как в этом случае слова и движения быстрее запоминаются детьми и выполняются ритмичнее.
Пальчиковая гимнастика является основой для развития мелкой моторики и координации движений рук и пальцев с речью. Пальчиковые игры и упражнения стимулируют развитие артикуляционного компонента речи, развивают фантазию. В своей работе можно и нужно использовать такие игры, как «Домик для пальчиков» и «Осень» (О. Клезович), «Сидит белка», «Осенний букет», «Дружба» (М.Ю. Картушина) и другие. Здесь так же, по усмотрению педагога, можно использовать музыкальное сопровождение.
2.3. Речевые игры и ролевые стихи являются основой для развития просодических компонентов речи: ритмичности, мелодики, интонационной выразительности. Соединение ритмичной, выразительной речи с движениями способствует конкретизации слуховых образов, формированию связной речи. Важность их использования на музыкальных занятиях объясняется тесной взаимосвязью в развитии музыкального и речевого слуха, так как речь и музыка имеют единую интонационную природу. В работе с детьми на музыкальных занятиях эта группа игр и упражнений самая обширная и разнообразная. Это такие игры, как «Осень спросим», «Листочки», «Кто скорей возьмет грибок» (М.Ю. Гоголева), «Повстречались», «Пролетает самолет», «Лошадка», «Санки», «Месим тесто» (Р.Л. Бабушкина), «Кот и мышь», «По коврику гуляли», «Мы погреемся немножко», «Стучит-бренчит», «У дядюшки Трифона», «Раз, два - острова!», «Снежок» (муз. Г.П. Федоровой), «Здравствуйте» (полька, муз. Ю. Чичкова), «Как у дедушки Мороза», «Эй, что за народ» (М.Ю. Картушина) и другие.
3. Танцевально- ритмические упражнения - являются основой для развития чувства ритма и двигательных способностей, позволяющих свободно и красиво выполнять согласованные с музыкой движения, задания и игры. Осознание возможностей своего тела при выполнении тех или иных поз, движений, жестов означает вместе с тем и осознание своих чувств. Способность активно переживать музыку и тонко чувствовать эмоциональную выразительность временного хода (ритма) музыкального произведения - понятие динамическое, следовательно, эта способность развивается при «стороннем» воздействии.
- Игрогимнастика позволяет чувствовать и развивать определенную группу мышц, регулировать мышечный тонус, эта группа включает в себя игры и упражнения, необходимые для развития координации, пространственной ориентировки, осознания схемы собственного тела. Рекомендуется использовать такие игры и упражнения, как «Ветер и ветерок», «Регулировщик» (муз. Раухвергера «Автомобиль»), «Кенгуру» (муз. К. Сен-Санса «Кенгуру»), (Р.Л. Бабушкина), «Прогулка
в лес», «Разминка», «Мы шагаем по сугробам» (М.Ю. Каржушина), «Музыкальные кубики», «Зарядка», «Мы ногами топ-топ», (М.Ю. Гоголева), «Стирка», «Машина», «На улице», «Марш медвежонка» (муз. Е. Железновой) и другие. - Игроритмика - это двигательные и ритмические комплексы, выполняемые под специально подобранную музыку. Каждая танцевально-ритмическая композиция имеет целевую направленность, сюжетный характер и завершенность. В танцевальных комплексах передается характеристика музыкального произведения при помощи движения рук, пластических жестов и выразительных поз. При исполнении ритмических комплексов используются жесты рук, телодвижения, сопровождающиеся звуком (хлопки, щелчки, шлепки, притопывания и т.д.). Временная организация игр и упражнений поддерживается счетом, музыкой, стихотворным текстом. Для игрового оформления заданий часто используются погремушки, кубики, камешки и т.д. Мною используются такие игры и упражнения, как «Солнышко и дождик» («Дождик» А. Александрова или любой вальс), «Разноцветная листва» (муз. Д.
Кабалевского), «Веселый поезд» («Jingle bells»). (P.Л. Бабушкина), «Бездомная кукушка», «Зайцы и лиса» (муз. М. Красева), «Дни недели» (М.Ю. Гоголева), «Дождик», «Машинист», «Кот и мыши», «День рождения», «Садовники» (слова С. Железнова, муз. Е. Железновой), «Подарки», «Мяч», «Снежок» (муз. Г.П. Федоровой) и другие.
4. Креативный тренинг - способствует развитию беглости, гибкости, оригинальности мышления, формированию конструктивных представлений, переходу от наглядно-действенного мышления к наглядно-образному мышлению. Опираясь на музыкальные впечатления дети создают графические, пластические и словесные образы. В эту группу входят задания на замещение предметов, создание музыкально-речевых сказок при помощи жестов, сопровождающихся звуком, выразительных двигательных, вокальных, инструментальных импрови заций. Это такие игры и упражнения, как «Шляпа» (любая спокойная музыка), «Волшебный платок» (муз. Т. Хренникова «Лодочка»), «Танец лоскутка» (муз. Т. Ломовой «Передача платочка»), «Звуковые картинки» (театральный шум), «Дождик» (звуки природы и окружающего мира), «Музыкальный лес» (звуки природы), (Р.Л. Бабушкина) и другие.
Игры и упражнения всех групп могут варьироваться и сочетаться между собой. Одни и те же игры могут проводиться педагогами по-разному, так как в них всегда есть возможность использовать свое творчество и фантазию.
Исключительная ценность использования игровой деятельности заключается в том, что в игре развивается способность творческого воображения - базиса различных видов искусств, происходит освоение и осознание ребенком действительности. Музыкально-ритмические игры с речевым компонентом включаются мною в любое музыкальное занятие. Схема вариантов включения игр в различные виды музыкальной деятельности на занятии прилагается (см. схему 2). Кроме того, музыкально-ритмические игры с речевым компонентом могут включаться в любое занятие группы, использоваться в качестве динамического и эмоционального материала для «пятиминуток» между занятиями, на прогулках. Эти игры полезны и на физкультурных занятиях. Главное их преимущество не только в том, что они способствуют закреплению тех или иных танцевальных движений и поднимают настроение, но и, благодаря своему эмоционально-образному содержанию, обогащают речь детей. К тому же эти игры способствуют развитию такой важной способности, как чувство ритма.
Используемая литература:
- Анисимова Г.И. Сто музыкальных игр для развития дошкольников. - Ярославль: Академия развития, 2005;
- Анищенко Е.С. Логопедическая ритмика для развития речи дошкольников: пособие для родителей и педагогов, - М.: Астрель, 2006;
- Бабушкина Р.Л., Кислякова О.М. Логопедическая ритмика: Методика работы с дошкольниками, страдающими общим недоразвитием речи /Под ред. Г.А.Волковой. - СПб.: КАРО, 2005;
- Волкова Г.А. Логопедическая ритмика. - М: Гуманитарный изд. центр ВЛАДОС,2003;
- Галанова Т.В. Развивающие игры с малышами, - Ярославль: Академия развития,1996;
- Гоглева М.Ю. Логоритмика в детском саду. Старшая, подготовительная группа. - Ярославль: Академия развития, 2006;
- Картушина М.Ю. Логоритмика для малышей: Сценарии занятий с детьми 3-4 лет. -М.: ТЦ СФЕРА, 2005;
- Картушина М.Ю. Логоритмические занятия в детском саду. Методическое пособие. - М.: ТЦ СФЕРА, 2004;
- Клезович О.В. Музыкальные игры и упражнения для развития и коррекции речи детей: пособие для дефектологов, муз. руководителей и воспитателей, - М.: АВЕРСЭВ, 2005.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методические рекомендации к образовательной программе "Развитие двигательных навыков младших школьников на музыкально-ритмических занятиях" для 1 и 2 года обучения
Развитие двигательных навыков младших школьников: методические рекомендации к образовательной программе «Развитие двигательных навыков младших школьников на музыкально-ритмических занятиях» (1 год обу...
Проект «Развитие коммуникативной функции речи у воспитанников через систему игр и упражнений»
В презентации представлены основные направления коррекционной раброты и подборка игр и упражнений по каждому направлению....
"Развитие патриотического чувства у дошкольников средствами музыки"
"Развитие патриотического чувства у дошкольников средствами музыки"...
Мастер – класс «Развитие эмоциональной отзывчивости у дошкольников средствами музыкально -театрализованной деятельности»
Мастер – класс «Развитие эмоциональной отзывчивости у дошкольников средствами музыкально -театрализованной деятельности»...
Коррекция психического и физического развития детей с ЗПР средствами музыкально- ритмической деятельности.
Уроки ритмики наряду с другими предметами способствуют разностороннему развитию школьников, корректируют эмоционально-волевую зрелость. У детей развивается чувство ритма, музыкальный слух и память....
Коррекция психического и физического развития детей с ЗПР средствами музыкально- ритмической деятельности.
Уроки ритмики наряду с другими предметами способствуют разностороннему развитию школьников, корректируют эмоционально-волевую зрелость. У детей развивается чувство ритма, музыкальный слух и память....