семинар-тренинг для родителей "Любить - значит заботиться"
методическая разработка (8 класс) по теме
родительское собрание с психологическими упражнениями, не требующими атрибутики
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
материал для родительского собрания | 30.23 КБ |
Предварительный просмотр:
Семинар-тренинг для родителей
«ЛЮБИТЬ – ЗНАЧИТ ЗАБОТИТЬСЯ»
Очень часто от родителей приходится слышать, что они не могут построить взаимоотношений со своими подрастающими детьми, дети их не слушают и не принимают во внимание их мнение. В школе и дома хотят, чтобы дети были «удобными», во всем слушались взрослых. И недоумевает взрослое поколение , почему сейчас дети стали такими непослушными и задаются вопросом, как найти путь к бесконфликтной дисциплине.
Цель: научиться понимать внутренние мотивы ребенка,
способствовать формированию доверительных и доброжелательных отношений между родителями и детьми,
Задачи:
обобщить знания родителей об индивидуальных особенностях подростков;
обозначить проблемы и способы содействия развитию личности.
выявить условия, необходимые для воспитания у ребенка дисциплины;
Форма проведения: родительское собрание -тренинг.
Категория: родители уч-ся 6-7 кл.
Ход семинара.
(Звучит спокойная музыка, стулья расставлены по кругу)
1.Упражнение-приветствие «Я рад вас видеть сегодня…» (клубок передается по кругу всем родителям, постепенно его разматывая).
-Вот так, как этой нитью, все мы связаны общей проблемой- как сформировать позитивные отношения с детьми, как найти путь к бесконфликтным отношениям. Сегодня мы вместе попробуем разобраться в этой проблеме.
В нашей непростой жизни существует множество проблем, с которыми сталкивается подрастающий ребенок.
1) Наркомания:
Россия:
- 3-4 тыс. человек употребляют героин, кокаин;
- токсикоманы – 7-8 тыс.;
- алкоголь – 13-15 тыс.;
- курильщики – 25% жен., ¾ муж.,
т.е. > ½ россиян официально наркоманы!
СПИД:
Россия:
240 тыс. на декабрь 2010 г.
Каждые пол года удвоение;
Каждый год увеличивается вчетверо;
Т.е. через 5 лет м.б. инфицировано ½ страны;
Москва и Подмосковье:
- инфицирован каждый 20-ый подросток;
Проблемы половой распущенности, наркомания, употребление алкоголя, курение – проблемы не экономические и не политические, а проблемы социально - психологические и нравственные.
Как мы можем уберечь наших детей от этих проблем?
Наказать? ( но ведь агрессия часто влечет за собой обратную реакцию)
Контролировать? (24 часа в сутки, у детей есть друзья, они сами делают выбор)
Упражнение с ладошками.
Мы можем только повлиять – т.е. когда к нашим словам будут прислушиваться и уважать!
Через 3 фактора:
Хорошие взаимоотношения родителей;
Создание безопасной и комфортной атмосферы в семье;
Хорошие взаимоотношения с ребенком.
Взаимоотношения родителей.
-Ребенок – плод взаимоотношений родителей.
- Мы корни дерева, каковы корни, таковы и плоды.
- Если с ребенком проблемы, то в первую очередь нужно смотреть на себя и на ваши взаимоотношения с друг другом в семье. Как проблемы зависимого поведения, они уходят корнями в психологическое состояние личности
- Родителям может показаться неожиданным тот факт, что детям нужны порядок и правила поведения в семье, они хотят и ждут их! Правила и разумный распорядок дают ребенку чувство безопасности, уверенности. И если по этому поводу у вас существуют проблемы, то скорее всего дело не в самих правилах, а в способах их «внедрения». Поэтому сегодня мы рассмотрим правила, с помощью которых можно наладить и поддержать в семье бесконфликтную дисциплину.
Правила.
(вывешиваются поочередно на доске)
1.Правила должны быть обязательно в жизни каждого ребенка.
2.Взрослые должны согласовать правила между собой.
Даже если один родитель не согласен с требованиями другого, лучше в эту минуту промолчать, а потом уже без ребенка обсудить разногласия.
3.При наказании ребенка лучше лишать его хорошего, чем делать ему плохое.
4.Дайте свободу.
Спокойно свыкнитесь с мыслью, что ваш отпрыск уже вырос и далее удерживать его возле себя не удастся, а непослушание- это стремление выйти из-под вашей опеки.
5.Никаких нотаций
Больше всего подростков раздражают нудные родительские нравоучения. Измените стиль общения, перейдите на спокойный , вежливый тон и откажитесь от категорических оценок и суждений. Поймите: ребенок имеет право на собственный взгляд и собственные выводы.
6.Уступает тот, кто умнее.
Костер ссоры погаснет, если в него не подбрасывать дров. Когда и родители, и дети охвачены негативными эмоциями, способность понимать друг друга исчезает.
7.Не надо обижать.
Прекращая ссору, не стремитесь сделать больно ребенку с помощью язвительных замечаний или хлопанья дверьми. Умению достойно выходить из трудных ситуаций ребенок учится у вас.
При составлении или изменении правил в вашей семье следует помнить о таких моментах:
Четкая формулировка запретов, ограничений (они должны быть выдержаны в позитивном стиле и иметь конкретный характер).
Ограничения и запреты должны соответствовать возрасту ребенка (и его опыту)
3. Ограничение должно быть выполнимым.
Практическая часть.
Обсуждение ситуаций в группах (родителям раздаются листки с описанием ситуаций.).
Инструкция: «Прочтите описание каждой ситуации, определите, в чем ошибка родителей; скажите вариант более действенного высказывания».
Ребенок обычно возвращается из школы раньше родителей. Поэтому родители говорят ему: «Как только ты приходишь домой, сразу же делай уборку в своей комнате!»
(Ответ: « Убери в своей комнате до моего возвращения». Не следует требовать выполнения сразу же.)
Родители говорят своему ребенку: «Забудь о прогулках. Мы разрешим, когда ты будешь нас слушаться»
(Ответ: «Мы переживаем за тебя, поэтому приходи домой вовремя»)
Родители говорят своему ребенку: «Не проси денег, ты все равно потратишь их впустую!»
(Ответ: « Разумно трать деньги, которые дают тебе на карманные расходы. Других денег не будет»)
Родители своему ребенку: «Ты опять разбил бокал! Вечно у тебя все из рук валится!»
( Ответ: «Я знаю, что ты не хотел этого. Но надо быть внимательным. Убери все за собой и садись обедать.»)
После обсуждения ситуаций и обмена мнениями психолог делает выводы:
любую информацию можно преподнести в позитивном ключе;
дети, слушая , что им говорят, получают информацию о том, как надо вести себя.
- высказывания, способствующие повышению самооценки ребенка, также формируют у него и чувство ответственности.
Непослушных детей, а тем более «отбившихся от рук», принято обвинять На самом деле в число «трудных» обычно попадают дети не «худшие», а чувствительные и ранимые. Они «сходят с рельсов» под влиянием жизненных трудностей, реагируя на них сильнее, чем более устойчивые дети. «Трудный» ребенок нуждается в помощи, а не в критике или наказаниях. Причины стойкого непослушания ребенка следует искать в глубине его психики.
Причины отклонения в поведении детей.
( наглядно вывешивается поочередно на доске)
1.Борьба за внимание. Если ребенок не получает внимания, которое ему
так необходимо для нормального развития и эмоционального
благополучия, то он находит свой способ его получить: он не слушается.
Борьба за самоутверждение. Это борьба против чрезмерной родительской власти и опеки.
Желание отомстить. Дети бывают часто обижены на родителей, например, если мать разошлась с отцом, или ребенка отлучили от семьи(бабушка опекун ), или родители уделяют больше внимания младшему в семье. В глубине души ребенок переживает и даже страдает, а на поверхности все те же протесты, непослушание.
Потеря веры в собственный успех. Ребенок переживает неблагополучие в какой-то одной области, а неудачи у него возникают совсем в другой. Например, у мальчика не сложились отношения в классе, а следствием стала запущенная учеба. Это происходит из-за низкой самооценки ребенка. Накопив горький опыт, ребенок теряет уверенность в себе и приходит к выводу: «Нечего стараться, все равно ничего не получиться». Это – в душе , а поведением он показывает: «Мне все равно…», «Пусть буду плохим…»
Всякое отклонение в поведении - это крик о помощи!
Все родители воспитывают детей в меру своего умения и понимания жизни и редко задумываются о том, почему в определенных ситуациях поступают так, а не иначе. Однако у каждого родителя в жизни бывают моменты, когда поведение любимого ребенка ставит в тупик.
В своих ошибках вы не одиноки, все родители их время от времени совершают. Но всегда лучше учиться на чужих ошибках, не правда ли?
Упражнение «Эмоциональное восприятие».
-Уважаемые родители! Закройте на минуту глаза и представьте , что вы встречаете своего лучшего друга(подругу). Как вы показываете ему, что рады, что он вам дорог, близок?.
Теперь представьте, что это ваш собственный ребенок: что он приходит из школы и вы показываете, что рады его видеть.
Представили? В чем разница? Всегда ли мы показываем нашим детям свои чувства?
Упражнение «Чаша чувств» ( каждый родитель по очереди вынимает из чаши листочек с каким-либо чувством, зачитывает вслух).
Мы поможем нашим детям общаться с нами, если наше отношение к ним будет включать:
- принятие
внимание
признание(уважение)
одобрение
теплые чувства.
понимание
любовь
доверие
поддержка
юмор
Моделируя свое отношение к детям в соответствии с указанными принципами, мы научим их устанавливать добрые отношения с ровесниками и другими людьми.
1) Личный пример.
Дети зеркально отражают наши проблемы.
Мы не можем от них требовать того, что не делаем сами (например: быть вежливым, уважать родителей...);
2) Любовь родителей.
- Если ребенок видит, что его родители любят друг друга, он чувствует себя в безопасности.
- «Лучший подарок, который вы можете сделать своему ребенку – это любить его папу или маму».
Обнимитесь на глазах у детей;
Говорите о том, что любите друг друга, чтобы дети это слышали;
Не соритесь, не выясняйте отношения, не обвиняйте друг друга при детях;
Не плачьте и не жалуйтесь, на глазах у детей;
3) Любить – глагол. Отвечает на вопрос «Что делать?»
Это действия для другого;
Выход за пределы своего «эго» и своего эгоизма;
Мы этому учимся всю жизнь;
(Статистика: состояние влюбленности заканчивается у всех через 2-3 года. Поэтому два выхода: новый брак, но может последовать опять развод; или это время начать учиться любить);
Вывод.
Чтение стихотворения (решение взаимоотношений детей и родителей через призму взаимоотношений в семье).
Любовь ещё не всё, ни хлеб и не вода
Не дождь в пустыне, не нагим одежда,
Не дождь, плывущий к тонущим тогда,
Когда иссякли силы и надежда,
Не заменяет воздуха любовь,
Когда дыханья в легких не хватает
Не сращивает кость, не очищает кровь,
Но без любви порою умирают.
Любите друг друга и берегите своих детей!
Список литературы:
Дереклеева Н.И. Родительские собрания в 1-11 кл.- М., 2001.
Кривцова Е.В., Мухаматулина Е.А. Навыки конструктивного взаимодействия с подростками.- М., 2004.
Монахова А.Ю.Психолог и семья: активные методы взаимодействия.- Ярославль, 2002.
Практическая психология образования. Под ред. Дубровиной И.В.- М., 2000.
«Родителям…»
-Чем проповедь выслушивать,
Мне лучше бы взглянуть.
И лучше проводить меня,
Чем указать мне путь.
Глаза умнее слуха,
Поймут все без труда.
Слова порой запутаны,
Пример же- никогда.
Тот лучший проповедник-
Кто веру в жизнь провел.
Добро увидеть в действии-
Вот лучшая из школ.
И если все мне показать-
Я выучу урок.
Понятней мне движенье рук,
Чем быстрых слов поток.
Должно быть, можно верить
И мыслям, и словам,
Но я уж лучше погляжу, что делаешь ты сам.
Вдруг я неправильно пойму
Твой правильный совет.
Зато пойму, как ты живешь,
По правде или нет.
Памятки-рекомендации (раздаются всем родителям)
Выстраивайте позитивные отношения между Вами и ребенком.
Беседуйте с ребенком дружелюбно, в уважительном тоне. Сдерживайте свой критицизм и создавайте позитивизм в общении. Тон должен демонстрировать только уважение к ребенку, как к личности.
Будьте одновременно тверды и добры. Взрослый должен быть дружелюбным и не выступать в роли судьи.
Контроль над подростком требует особого внимания взрослых. Ответный гнев редко приводит к успеху.
Поддерживайте подростка. В отличие от награды поддержка нужна даже тогда, когда он не достигает успеха.
Имейте мужество. Изменение поведения требует практики и терпения.
Демонстрируйте взаимное уважение. Взрослый должен демонстрировать доверие к подростку, уверенность в нем и уважение к нему как к личности.
Успехов Вам!
Список литературы:
Дереклеева Н.И. Родительские собрания в 1-11 кл.- М., 2001.
Кривцова Е.В., Мухаматулина Е.А. Навыки конструктивного взаимодействия с подростками.- М., 2004.
Монахова А.Ю.Психолог и семья: активные методы взаимодействия.- Ярославль, 2002.
Практическая психология образования. Под ред. Дубровиной И.В.- М., 2000.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Семинар - тренинг "Профилактика интолерантности"
Семинар – тренинг «Профилактика толерантности» разработан мною для занятий в школе и посвящен развитию толерантности и профилактике экстремизма среди молодежи.В программе приве...
Занятие семинара – тренинга «Учёба актива органов самоуправления воспитанников»
Формирование и закрепление навыков внутригрупповой коммуникации с акцентом на позитивную мотивацию поведения; продолжение ознакомления и усвоения основ речевого этикета....
Сценарий проведения семинара-тренинга для классных руководителей
семинар-тренинг для классных руководителей...
Семинар — тренинг для родителей "Пути формирования бесконфликтных взаимоотношений с детьми"
Очень часто от родителей приходится слышать, что они не могут построить взаимоотношений со своими подрастающими детьми, дети их не слушают и не принимают во внимание их мнение. В школе и дома хотят, ч...
Семинар- тренинг "Бесконфликтное взаимодействие родителей и детей"
Семинар- тренинг составлен мной и активно используется в работе с родителями, основной целью которого является профилактика жестокого обращения с детьми....
Семинар-тренинг "Технология АМО - технология ФГОС"
Представлен шаблон проведения учебного мероприятия для педагогов с использованием технологии активных методов обучения, применяемых на всех этапах учебного занятия (приветствие, целеполагание, формиро...
СЕМИНАР-ТРЕНИНГ на тему: «Психологическое здоровье коллектива. Эмоциональное выгорание педагога»
По степени напряженности нагрузка педагога в среднем больше, чем у других профессий, непосредственно работающих с людьми. По данным НИИ медицины труда, к неврозам, связанным с профессиональной де...