Сценарий проведения семинара-тренинга для классных руководителей
материал на тему

Унгарова  Самал Утемураткызы

семинар-тренинг для классных руководителей

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon seminar_dlya_kl.rukv_20.01.11g.doc73 КБ

Предварительный просмотр:

Утверждаю

___________

директор СШ№1

Ж.И. Муханова

План проведения

семинара-тренинга  для классных руководителей

Тема семинара: «Рекомендации в организации шефской работы»

Цель: предложить рекомендации по активизации классного коллектива, рекомендации по формированию классного коллектива и развития сотрудничества в классе и между классами. 

Дата проведения: 20 января 2011года

План:

          1. Целевая установка

               - сообщение темы, цели, плана

         

         2. Введение в тему

            - деловая игра «Газета»

               - из опыта организации шефской работы

                                                           Субханкулова С.П.

          3. Работа в группах

                   - разработка алгоритма  работы классного

                руководителя по формированию  коллектива;

                   - разработка алгоритма коллективного дела  

              - рекомендации классным руководителям

       

          4. Рефлексия

            - анкета «Обратная связь»

Сценарий проведения семинара-тренинга

 I. Целевая установка

   Как вы  понимаете  значение понятия «климат в коллективе»?

      Если люди безразличны друг к другу, если они равнодушны к работе, то как это отражается на коллективе?  Какой будет в нем климат?

     Значит, от хорошего климат зависит успех любого дела. Что нужно для создания хорошего климата в коллективе?

Правила сотрудничества

1. Терпение, выдержка, доброжелательность.

2. Распределение обязанностей.

3. Умение подчиняться.

4. Правильная самооценка.

II. Введение в тему

1) Деловая игра «Газета»

А теперь у нас есть возможность применить правила сотрудничества на практике и проверить, можем ли мы создать теплый, хороший климат в нашем коллективе. А успешность вашей работы будем оценивать по результату.

Перед вами лежат фломастеры и лист ватмана. Внимание, начинаем игру «Газета».

Представьте себе, что ваша команда - это редакция газеты или журнала.

Задача каждой редакции - выпустить номер газеты о шефской работе в нашей школе.

Когда работа будет закончена, вы повесите газеты на доску. На работу вам дается 5 минут. Засекаю время - начали!     Можно включить тихую музыку.

2) Выступление  кл.рук .7В класса Субханкуловой С.П «Из  опыта организации шефской работы»

III. Работа в группах

ДЕТСКИЙ КОЛЛЕКТИВ – ОСНОВА ОРГАНИЗАТОРСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ   КЛАССНОГО РУКОВОДИТЕЛЯ

       Коллектив – это группа воспитанников, объединенная общей социально значимой целью, деятельностью, организацией этой деятельности, имеющая общие выборные органы и отличающаяся сплоченностью, общей ответственностью, взаимной зависимостью при безусловном равенстве всех членов в правах и обязанностях.

Стадии развития коллектива.

1. Становление коллектива (стадии первоначального сплочения). Организатор коллектива – педагог, от него исходят все требования.

    Первая стадия считается завершенной, когда в коллективе выделился и заработал актив, воспитанники сплотились на основе общей цели, общей деятельности и общей организации.

2. Стабилизация структуры коллектива.

     Коллектив в это время выступает как целостная система, в ней начинают действовать механизмы самоорганизации и саморегуляции.

     Основная цель педагога на этой стадии – максимально использовать возможности коллектива для решения тех задач, ради которых коллектив создается.

      На этой стадии в развитии коллектива возможны скачки, остановки движения из-за преодоления противоречий между коллективом и отдельными учениками; между общими и индивидуальными перспективами; между отдельными группами уч-ся.

3. Расцвет коллектива.

     На данной стадии коллектив превращается в инструмент индивидуального развития каждого из его членов.

     Общий опыт, одинаковые оценки событий – основной признак и наиболее характерная черта коллектива на третьей стадии.

4. Развитие коллектива.

      На этой стадии каждый школьник благодаря прочно усвоенному коллективному опыту сам предъявляет к себе определенные требования, процесс воспитания переходит в процесс самовоспитания.

       Между стадиями нет четких границ – возможности для перехода к последующей стадии создаются в рамках предыдущей.

Если понадобилось сплотить учащихся в новый коллектив для выполнения своей цели работы с ними, то предлагается следующий алгоритм формирования коллектива.

Алгоритм формирования коллектива.

Я создаю коллектив.

1. Я должен понравиться детям.

2. Я должен их изучить.

3. Я должен определить ведущий вид деятельности, в котором мы объединимся.

4. Я должен увлечь ребят этой деятельностью.

5. Я должен объединить вокруг этой деятельности ядро – моих ближайших помощников (актив).

6. Я должен поставить перед ребятами яркую далекую и не менее яркую близкую цель.

7. Я должен утвердить определенный стиль общения, стиль отношений между ребятами.

8.Я должен частично передать управление деятельностью ребятам и создать органы самоуправления.

9. Я должен предложить ребятам знаки отличия, элементы формы, ритуалы.

10. Я должен найти и оборудовать место встречи коллектива.

11. Я должен заложить определенные традиции.

12. Я должен обеспечить всем надежное чувство защищенности.

13. Я должен не допустить замыкания детей на себя, должен сделать коллектив открытым.

14. Я должен найти друзей для моих ребят – интересный коллектив.

15. Я должен не стоять на месте. Остановка – смерть коллектива.

Главные черты, которые любят дети: быть тактичным, добрым, уметь хранить детские тайны, учитывать индивидуальные особенности детей, иметь чувство юмора, доверять детям, спокойно реагировать на все, не отходить от поставленных целей и задач.

Принцип воспитательной работы с детьми:

  • не запрещать, а направлять;
  • не управлять, а соуправлять;
  • не принуждать, а убеждать;
  • не командовать, а организовывать;
  • не ограничивать, а предоставлять свободу выбора…

Как организовать коллективное дело?

У любого дела есть свои ступени роста – этапы:

1- определение цели и задач дела;

2- планирование работы и распределение обязанностей;

3- коллективная подготовка дела;

4- проведение;

5- подведение итогов, анализ результатов дела.

Прохождение каждого этапа будет успешнее, если придерживаться правил организаторской работы:

Правило 1. «Получив задание, разберитесь в нем».

Определите цель, задачи дела, выделите главное, установите сроки, место проведения, используемые средства для подготовки и проведения мероприятия, участников работы.

Правило 2. «Используйте опыт других в подобных делах».

Узнайте, как проводили подобные дела другие. Помните: вы можете не только выбрать способ, форму деятельности, но и придумать что-то совершенно особое, новое.

Правило 3. «Учитывайте возможности каждого члена вашего коллектива».

Нельзя планировать невыполнимые и слишком легкие дела. Всегда помните о талантах вашего коллектива: танцорах, певцах, музыкантах, актерах, юмористах и др.

Правило 4. «Работа должна быть понятна каждому».

Разберите все вместе поручения каждого (микрогруппы). Определите, какими способами можно выполнить поручение, а ответственный пусть сам выберет подходящий ему вариант.

Правило 5. «Каждый отвечает за свой участок работы».

Безответственное отношение к одному из поручений может погубить все дело. Командиры из совета дела должны контролировать выполнение поручений каждым членом их микрогруппы.

Правило 6. «Действуйте дружно, действуйте вместе».

Поручение должно найтись для каждого, но можно и одно задание выполнять целой командой.

Правило 7. «Итоговый анализ – залог успешных дел в будущем».

Собравшись после проведенного дела все вместе, обязательно ответьте на вопросы:

- Добились ли вы цели, которую ставили?

- Что получилось хорошо (плохо) при подготовке и проведении дела? Почему? Какой вывод на будущее можно сделать?

- Что нового узнали, чему научились при проведении дела?

Попробуйте организовать свое дело по предложенным этапам.

Алгоритм коллективного дела.

1. Поставьте цель, определите, что требуется сделать (копилка идей, разведка дел и др.).

2. Определите, кто будет организовывать и контролировать все дело, отдельные поручения (штаб, совет дела или др.).

3. Разбейте всю планируемую работу на части, составьте план выполнения дела (этапы подготовки, проведения дела).

4. Посоветуйтесь с опытными людьми о выполнении этапов дела.

5. Разбейтесь на микрогруппы (экипажи, команды, патрули, звездочки и др.).

6. Распределите обязанности (задания) между микрогруппами, а в них - между отдельными ребятами.

7. Решите, как будете выполнять поручение: на общем сборе, собрании микрогруппы.

8. Вносите по ходу работы изменения, если условия требуют этого.

9. Учитывайте, кто и как работает (награждение самых активных знаками отличия, переходящие знаки отличия).

10. Подведите итоги дела, проанализируйте все его этапы, сделайте выводы на будущее (собрания микрогрупп, общий сбор).

      Настоящий, сплоченный коллектив не возникает сразу, а формируется постепенно, поэтапно, чему способствует совместная деятельность ребят - участников групп. В зависимости от стадии развития детского коллектива классный руководитель использует различные стили руководства им. Рассмотрим некоторые стили руководства детским коллективом с учетом специфики и характера деятельности.

Приказание:

- четко ставьте цели и инструктируйте ребят;

- чаще проводите инструктаж;

- уточняйте, как поняты ребятами конкретные задания;

- кратко с каждым исполнителем уточните его действия;

- проверяйте выполнение заданий;

- отмечайте ошибки и хорошо выполняемые поручения;

- будьте требовательны, но тактичны.

Распределение и стимулирование:

- оценивайте и учитывайте в работе индивидуальность характеров ребят;

- выявляйте общие интересы;

- если необходимо – давайте задания;

- следите за тем, чтобы задания выполнялись точно;

- хвалите в присутствии других;

- недостатки разбирайте наедине;

- поощряйте за позитивную самостоятельную деятельность.

Участие в принятии решений:

- ставьте цель, не уточняя способов достижения;

- ограничивайте прямые указания и контроль;

- создавайте системы самоконтроля;

- проводите консультации по отдельным проблемам;

- поощряйте высказанные замечания;

- предоставляйте больше самостоятельности;

- не самоустраняйтесь от контроля.

Передача полномочий:

- оказывайте поддержку и помощь, если ребята просят о ней;

- избегайте вмешательства в дела без особой необходимости;

- не ослабляйте контроль;

- соизмеряйте возможности ребенка и сложность задания;

- не забывайте хвалить ребят как можно чаще.

Результаты работы классного самоуправления убеждают, что жизнь коллектива становится более интересной, активность каждого, сопричастность к классной жизни улучшает общий эмоциональный настрой. Ученики отмечают, что чувствуют себя в школе комфортно,  повышение морального уровня в коллективе, выявление организаторских навыков подростков, учащиеся проявляют самостоятельность в реализации многих программ.

Быть классным руководителем – это радость общения, это круг своих детей, это реализация педагогического сотрудничества, это стремление быть нужным каждому своему воспитаннику, это радость небольших достижений и больших побед. Успех приходит тогда, когда проявляешь искреннюю любовь к детям, принципиальность, тактичную требовательность, справедливость, неподдельный интерес к жизни и личности каждого воспитанника.

Памятки

Акции для учащихся

Акция № 1. “Дружба для меня…”

Акция является составляющей частью Дня толерантности.

Цель: актуализировать представления участников о толерантности.

Инструкция: проголосуй за то высказывание на тему дружбы, которое тебе сейчас наиболее близко.

Предлагаемые пословицы для размышлений, а также их трактовка.

Высоко сижу, далеко гляжу (трудно сблизиться, так безопаснее).

Как аукнется, так и откликнется (понимаю свою ответственность, вклад в отношения).

Дедка за репку, бабка за дедку…(признание ценности дружбы в коллективе).

По щучьему велению, по моему хотению (в отношения не вкладываюсь).

Акция № 2. “Такие ли мы разные?..”

Акция создавалась по материалам проектной деятельности учащихся многонационального класса.

Цель: создать атмосферу общности у представителей разных этносов класса.

Предлагаемый фольклорный материал для исследовательской работы и рефлексии участников акции: большое количество пословиц и поговорок народов мира на разные темы, написанных на бумаге в форме листьев дерева.

Инструкция: выбери пословицу или поговорку о дружбе и укрась ею “Дерево дружбы”.

Акция № 3. “В здоровом теле – здоровый дух”.

Акция создавалась для проведения в школе Дня Здоровья.

Цель: закрепить у участников ценность здорового образа жизни.

Инструкция: проголосуй за ту пословицу на тему здоровья, которое тебе сейчас наиболее близко.

Предлагаемые пословицы и поговорки, направленные на осознание личной ответственности участников акции за свое здоровье.

Здоровье дороже золота (понимаю ценность собственного здоровья).

Не каждый больной, кто стонет (понимаю, что в болезни может быть выгода).

Болит бок девятый год, не знаю которо место (безответственное отношение к своему здоровью).

Больной лечится, здоровый бесится (не ценю собственное здоровья).

Акции для педагогического коллектива.

Акция № 1. “Классный классный”.

Акция является составляющей тренинга для классных руководителей.

Цель: помощь классному руководителю в осознании своей социальной роли.

Инструкция: отдайте свой голос той роли, которая на данный момент вами наиболее востребована.

Предлагаемые роли дают возможность понять, какую позицию выбирает классный руководитель во взаимоотношении с учениками.

Контроль за успеваемостью и дисциплиной.

Вторая мама.

Организатор досуга.

Помощник в трудных обстоятельствах.

Старший товарищ.

Защитник.

Акция № 2. “Сгорая сам …”

Акция создавалась для тренингов с педагогами по профилактике эмоционального выгорания.

Цель: дать обратную связь педагогам, развить рефлексию.

Инструкция: выберите ту поговорку на тему отношения к работе, которая вам сейчас наиболее близка.

Предлагаемые пословицы и поговорки для диагностики эмоционального состояния педагогов.

Сгорай, а товарища выручай (педагог хочет работать, но есть риск выгорания).

Сколько волка не корми, все равно в лес смотрит (педагог находится в критическом состоянии).

Кто работает, на том, и везут (педагог находится в начальной стадии выгорания).

Один в поле не воин (педагог занимает разумную позицию).

Акция № 3. “Я и труд”

Акция разработана для педагогического совета школы.

Цель: повысить сплоченность коллектива для решения учебных задач.

Инструкция: выберите то выражение, которое вам сейчас наиболее близко, организуйте группу и объясните что вам в нем важно.

Аффирмации для размышлений.

Труд продлевает нашу молодость.

Можно познать все, кроме самого себя.

Кадры решают все.

Берись за дело, не спеша, начатое доводи до конца.

Безделье ускоряет наступление старости.

Анкета «Обратная связь»

Ф.И.О.___________________________________________________________________________

Дата_____________________________________________________________________________1.    Степень моей включенности в работу: 0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

Что мешало мне быть включенным в работу___________________________________________

Что помогало____________________________________________________________________

  1. Мои основные ошибки в ходе занятия:

      а) по отношению к себе____________________________________________________________

      б) по отношению к группе__________________________________________________________

      в) по отношению к ведущему_______________________________________________________

      3.    Самыми значимыми для меня стали следующие эпизоды и упражнения (помогли что – то понять, осознать, в чем – то разобраться), что – то изменить в себе и т. п._____________________

___________________________________________________________________________________

      4. Что раздражало, вызывало агрессию, напряжение, неприятие_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

      5. Я реализовал(а) себя на занятиях:

- на эмоциональном уровне   1 2 3 4 5 6 7

- на интеллектуальном уровне     1 2 3 4 5 6 7

- на поведенческом уровне     1 2 3 4 5 6 7

     6. Мои замечания, пожелания ведущему_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Анкета «Обратная связь»

Ф.И.О.___________________________________________________________________________

Дата_____________________________________________________________________________1.    Степень моей включенности в работу: 0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

Что мешало мне быть включенным в работу___________________________________________

Что помогало____________________________________________________________________

  1. Мои основные ошибки в ходе занятия:

      а) по отношению к себе____________________________________________________________

      б) по отношению к группе__________________________________________________________

      в) по отношению к ведущему_______________________________________________________

      3.    Самыми значимыми для меня стали следующие эпизоды и упражнения (помогли что – то понять, осознать, в чем – то разобраться), что – то изменить в себе и т. п._____________________

___________________________________________________________________________________

      4. Что раздражало, вызывало агрессию, напряжение, неприятие_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

      5. Я реализовал(а) себя на занятиях:

- на эмоциональном уровне   1 2 3 4 5 6 7

- на интеллектуальном уровне     1 2 3 4 5 6 7

- на поведенческом уровне     1 2 3 4 5 6 7

     6. Мои замечания, пожелания ведущему_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сценарий выступления на районном конкурсе классных руководителей

1-я часть конкурса - "Визитная карточка" 2-я часть конкурса - "Моё педагогическое кредо"...

Сценарий выступления на районном конкурсе классных руководителей "Самый классный классный"

Презентация классного руководителя, включающая в себя самопрезентацию и выступление учащихся класса, поставлена в форме литературно-музыкального шоу....

Сценарий финала районного конкурса для классных руководителей "Самый классный классный".

Есть особая категория педагогов, которые о своих учениках и воспитанниках говорят "это мои дети". Эти педагоги - классные руководители!...

Сценарий творческого выступления на конкурсе классных руководителей "Самый классный классный"

Сценарий представляет собой авторскую разработку. Большинство стихотворений и переделка песни мои собственные. Отражает направление воспитательной работы "Классный руководитель - воспитатель патриота ...

Разработка содержания и проведение (участие в проведении) семинаров, тренингов или конференций

Разработка содержания и проведение (участие в проведении) семинаров, тренингов или конференций...

Сценарий практического семинара- тренинга для педагогов ««Смысловые барьеры во взаимоотношениях учитель – старшеклассник. Профилактика смысловых барьеров».»

Семинар посвящен развитию навыка  конгруэнтной коммуникации при взаимодействии с учениками  у педагогов старшей школы....