Семинар - тренинг "Профилактика интолерантности"
методическая разработка по психологии по теме
Семинар – тренинг «Профилактика толерантности» разработан мною для занятий в школе и посвящен развитию толерантности и профилактике экстремизма среди молодежи.
В программе приведены сценарии деловых игр, описание упражнений и заданий, рекомендации по их использованию в процессе развития навыков толерантного диалога.
Предназначено для преподавателей, психологов, социальных работников, участвующих в деятельности по формированию толерантного сознания и поведения.
Цель программы: развитие навыков проявления толерантности у подростков
Задачи программы:
- повысить уровень информированности по вопросам толерантности/интолерантности;
- осознать чувства, сопровождающие проявления толерантности/интолерантности;
- изменить отношение к проблеме интолерантности;
- ориентировать участников на использование мягких технологий (переговоры, открытость, позитивное общественное мнение) противодействия интолерантным проявлениям, в частности молодежному экстремизму;
- мотивировать к дальнейшему поиску информации по толерантности, использованию полученных знаний и навыков, информированию близких людей.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
seminar-trening_profilaktika_intolerantnosti.doc | 110 КБ |
Предварительный просмотр:
Программа семинара-тренинга «Профилактика интолерантности»
Семинар – тренинг «Профилактика толерантности» разработан педагогом – психологом МОУ «Средняя школа №16» г.Кимры Тверской области и посвящен развитию толерантности и профилактике экстремизма среди молодежи.
В программе приведены сценарии деловых игр, описание упражнений и заданий, рекомендации по их использованию в процессе развития навыков толерантного диалога.
Предназначено для преподавателей, психологов, социальных работников, участвующих в деятельности по формированию толерантного сознания и поведения.
Цель программы: развитие навыков проявления толерантности у подростков
Задачи программы:
- повысить уровень информированности по вопросам толерантности/интолерантности;
- осознать чувства, сопровождающие проявления толерантности/интолерантности;
- изменить отношение к проблеме интолерантности;
- ориентировать участников на использование мягких технологий (переговоры, открытость, позитивное общественное мнение) противодействия интолерантным проявлениям, в частности молодежному экстремизму;
- мотивировать к дальнейшему поиску информации по толерантности, использованию полученных знаний и навыков, информированию близких людей.
Формы работы: дискуссии, мозговые штурмы, ролевые игры, психогимнастические упражнения.
Тематическое планирование семинара – тренинга
«Профилактика интолерантности»
№ | Содержание | Продолжительность |
1 | Первое занятие | 135-140 минут |
Знакомство Упражнение «Снежный ком» | 15 минут | |
Принятие правил | 15 минут | |
Работа с целями и ожиданиями участников Упражнение «Метод «Мастерской» | 15 минут | |
Информирование Упражнение «Ассоциации толерантности» | 15-20 минут | |
Основная часть Ролевая игра «Российский экспресс» | 60 минут | |
Подведение итогов (обратная связь) Анонс следующего занятия | 10 минут | |
Рефлексия занятия | 5 минут | |
2 | Второе занятие | 90 минут |
Приветствие: Упражнение «Прогноз погоды» Отсроченная обратная связь по предыдущему занятию | 15 минут | |
Основная часть Ролевая игра «Распределение сердец» | 60 минут | |
Подведение итогов (обратная связь) | 10 минут | |
Рефлексия занятия | 5 минут | |
3 | Третье занятие | 75 минут |
Приветствие Упражнение «Добрый день! Шалом! Салют!» Отсроченная обратная связь по предыдущим занятиям | 15 минут | |
Основная часть Упражнение «Мозговой штурм (метод ¾)» | 45 минут | |
Подведение итогов (обратная связь) | 10 минут | |
Рефлексия занятия | 5 минут | |
4 | Четвертое занятие | 70 минут |
Приветствие Упражнение «Рукопожатие или поклон» | 10 минут | |
Основная часть Упражнение «Вспомните ситуацию» | 45 минут | |
Подведение итогов (обратная связь) | 10 минут | |
Рефлексия занятия | 5 минут | |
5 | Пятое занятие | 70 минут |
Приветствие Упражнение «Пожелания друг другу». | 10 минут | |
Основная часть Упражнение «Спорные утверждения» | 45 минут | |
Подведение итогов (обратная связь) | 10 минут | |
Рефлексия занятия | 5 минут | |
6 | Шестое занятие (заключительное) | 75 минут |
Приветствие Упражнение «Комплименты» | 10 минут | |
Основная часть Упражнение «Пантомима» | 40 минут | |
Подведение итогов (обратная связь) | 10 минут | |
Притча «История о том, как один человек заблудился в лесу» | 5 минут | |
Рефлексия занятия Анкета для оценки семинара – тренинга | 10 минут |
Структурно-содержательная часть программы семинара-тренинга по профилактике интолерантности
Первое занятие
Введение: Знакомство, принятие правил, работа с целями и ожиданиями участников, информирование
Знакомство: Процедура знакомства призвана открывать потенциал группы, являясь первым шагом в сторону создания безопасного пространства, вне которого зачастую невозможно реализовать упражнения, каковые затрагивают ценностные установки участников, их личный опыт, проблемные зоны.
Упражнение «Снежный ком»
Во время этого упражнения участникам по очереди предлагается назвать имя или какую-либо собственную характеристику, начинающуюся, например с той же буквы, что и Имя. Например, Борис – большой. Следующий участник по кругу называет имя предыдущего участника и его характеристику, затем свое имя и характеристику для себя. Упражнение проводится по нарастающей до тех пор, пока не будут задействованы имена всех участников. Завершить упражнение можно процедурой наклеивания табличек с именами.
Материалы, необходимые для проведения процедуры: бейджи или широкий малярный скотч и маркеры 3-4 цветов
Принятие правил: Данная работа позволяет сделать шаг в сторону изменения процесса коммуникации, существовавшего в группе до тренинга. Правила могут включать все пункты, оговаривающие временной регламент, нормы поведения в тренинге и т.д. Очень важно, чтобы правила были предложены самими участниками группы, а в процессе их обсуждения и принятия участвовали все.
Выработка групповых правил: всем участникам предлагается высказаться о том, какие правила, они хотели бы установить во время семинара, чтобы чувствовать себя комфортно и безопасно. Все высказывания фиксируются на ватмане, в виде списка. После этого правила обсуждаются группой.
Примеры правил тренинговой группы:
- Пунктуальность (введение шуточных наказаний за нарушение (стихотворение, пантомима, танец));
- Правило поднятой руки;
- Безоценочность (принимаются разные точки зрения, никто никого не оценивает);
- Конфиденциальность (то, что происходит в кругу, остается между участниками);
- Правило «стоп» (если обсуждение какого-то личного опыта участников становится неприятным или небезопасным, лицо, чей опыт обсуждается, может закрыть тему, сказав «Стоп»);
- Добровольность;
- И т.п.
Работа с целями и ожиданиями участников: Для того чтобы создать возможность для достижения результатов группой, необходимо выяснить цели, ожидания, мотивации каждого из ее участников.
Упражнение «Метод «Мастерской» (суть метода заключается в создании группового поля (в нашем случае ожиданий и целей) с личным участием каждого)
Для реализации данного упражнения необходимо раздать каждому участнику следующую инструкцию:
В течение 5 минут подумайте, пожалуйста, и запишите в блокноте не менее 5 ожиданий от вашего участия в тренинге. Сформулируйте цели, которые вы ставите для себя в качестве основных на период вашего участия в тренинге.
В течение 5 минут обсудите результаты работы в группе. Выберите три наиболее приоритетные ожидания/цели на листы А4, крупно, маркером, так, чтобы написанное было видно всем участникам, следующий этап – визуализация целей участников, например, на стене.
Информирование
Что такое толерантность?
Мир, в котором мы живем, многообразен, при чем степень многообразия растет. Его формы множатся. В основе этого явления лежит огромное количество социальных различий: между людьми, группами людей, социальными процессами, объединениями, ситуациями, режимами, культурами и субкультурами. Адаптируясь к жизни в условиях существования такого количества различий, человечество пришло к выводу о необходимости развития у людей таких психологических качеств, которые позволяли бы им гармонично уживаться с другими людьми.
Одной из таких ключевых компетентностей является толерантность – готовность и способность человека жить и конструктивно действовать в многообразном мире. Толерантностью обозначают терпимость к иному мировоззрению, образу жизни, поведению и обычаям, вероисповеданию, национальности. Под толерантностью не подразумевается уступка чужим убеждениям, снисхождение или потворство, терпимости к социальной несправедливости; она не равносильна безразличию. Быть толерантным не означает отказа от своих убеждений, принятия иного мировоззрения (образа жизни), а также навязывания своих убеждений другим людям.
Упражнение «Ассоциации толерантности»
Цель: выработать определение толерантности для каждого участника группы.
Этапы:
Выработка каждым участником словесных ассоциаций на слово толерантность.
Выработка в малых группах образных ассоциаций на слово толерантность.
Основная часть
Задачи:
1. Изменить отношение участников к проблеме интолерантности через ее актуализацию;
2. Стимулировать спрос на информацию о проблеме, необходимую для реализации мотивации на развитие толерантного поведения.
Ролевая игра «Российский экспресс»
Цель: выявление и осознание собственных предрассудков.
Оснащение: списки пассажиров для упражнения «Российский экспресс» на отдельных листах.
Перед выполнением упражнения «Российский экспресс» ведущий дает краткую инструкцию: «Каждый из нас время от времени ездит на поездах. Отправляясь в путешествие и покупая билет на поезд, Вы не знаете своих соседей (за исключением тех случаев, когда Ваши попутчики - родственники или друзья). Представьте, что сейчас у Вас есть возможность выбрать себе попутчиков в поездке до Владивостока».
Ход работы. Каждому участнику представляется список пассажиров.
Список пассажиров
Цыганка
Явный гомосексуал
Скинхед
ВИЧ-инфицированный молодой человек
Неаккуратно одетая женщина с маленьким ребенком
Кавказец-мусульманин
Человек из деревни с большим мешком
Африканский студент
Подросток, похожий на наркомана
Бывший заключенный
Таджик в национальной одежде
Милиционер
Инвалид со складной коляской
Кришнаит
Китаец, который ест странно пахнущую еду
Афганский беженец
Человек, говорящий на непонятном языке
Далее ведущий задает следующий вопрос: «С кем из этих людей вы бы меньше всего хотели оказаться в одном купе поезда?». Участники индивидуально определяют три самых непредпочтительных выбора и три самых предпочтительных выбора (5-10 минут).
Затем участники делятся на группы по три человека. Каждая группа представляет собой купе. Если участников четное количество, то некоторые группы можно объединить в четверки или двойки (нестандартное купе). Цель - выбрать четвертого попутчика (предпочтительный выбор) и определить с кем вся группа не поедет (непредпочтительный выбор). Обсуждение в микрогруппах длится 10-15 минут. После этого группа собирается вместе и представляет результаты.
Каждая из групп получает следующее задание:
1) назвать предпочтительный и непредпочтительный выбор по результатам обсуждения в микрогруппе;
2) рассказать об атмосфере, которая была во время обсуждения (были ли разногласия в ходе обсуждения? Если да, то, по какому поводу? Все ли члены группы согласны с окончательным решением?).
Ответы каждой группы ведущий записывает на доске. Подсчитывается результат и определяется лидер среди предпочитаемых и непредпочтительных выборов. Далее следует групповая дискуссия (20-30 минут).
Вопросы для групповой дискуссии:
Почему у разных групп ответы оказались разными?
Почему иногда ответы всех групп совпадали?
Каковы причины нежелания ехать с человеком в одном купе? Какие чувства вы испытываете к этим людям (аффективный компонент установки)? Когда нами руководит страх, когда - брезгливость, когда - неприязнь? Насколько они в каждом случае обоснованы?
Можем ли мы что-то сделать с нашими чувствами в таких случаях?
Может ли кто-нибудь не захотеть ехать в одном купе с вами? А если дело происходит в другой стране?
Как мы поступаем, когда оказываемся в одном купе с нежелательным человеком?
Виноваты ли те, с кем мы не хотим ехать?
Что они почувствуют, если увидят наше недовольство?
Как лучше всего поступать в таких случаях?
Подведение итогов (обратная связь)
Что вы чувствовали в начале работы в семинаре – тренинге, и какие чувства вы испытываете сейчас?
Какие моменты тренинга произвели на вас хорошее впечатление?
Какие ваши ожидания от работы на семинаре на следующем занятие?
В конце анонсируйте следующее занятие, как занятие для работы по получению необходимой информации и умений в контексте темы.
Рефлексия занятия
На сколько баллов из 10 Вы оцениваете сегодняшний семинар-трениг
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
Второе занятие
Приветствие:
Упражнение «Прогноз погоды»
Участники по очереди высказываются, начиная свой рассказ с приветствия. Каждому необходимо рассказать о своем самочувствии в терминах прогноза погоды. Начиная свой рассказ, например, словами: «У меня в душе сейчас погода…»
Отсроченная обратная связь по предыдущему занятию
Поговорите немного о сохранившихся эмоциях, важных открытиях и откровениях, пришедших участникам в процессе выполнения упражнений первого занятии.
Основная часть
Ролевая игра «Распределение сердец»
Цель: Развитие способностей выхода из конфликтной ситуации на основе корректного разрешения конфликта, а также иллюстрация представленных стратегий.
Инструкция:
Представим себе больницу, которая специализируется на пересадке донорских сердец. Неожиданно в больницу поступает донорское сердце. На очереди находятся четыре человека: пожилой профессор, занимающийся разработкой вакцины против рака, работа которого близка к завершению; 16-летняя беременная девушка, сирота, у нее больное сердце; молодая, симпатичная женщина, которая пользуется исключительной любовью со стороны сотрудников, врач той же больницы, в которой ведут операции по пересадке донорского сердца; учительница, мать двоих детей, муж недавно погиб в автомобильной катастрофе.
У всех ситуация критическая, Каждому из них осталось жить один месяц. Проблема кому отдать единственное донорское сердце.
Этапы игры:
Деление группы на 4 команды.
Каждая группа выбирает одного из пациентов для дальнейшей защиты.
Подготовка в группах одного представителя для ведения переговоров с представителями из других групп для принятия общего решения.
Обсуждение итогов игры:
- какие стратегии поведения были использованы представителями в ходе переговоров?
- каким способом были реализованы те. Или иные стратегии представителями?
Подведение итогов (обратная связь)
Какие основные психологические механизмы вы увидели при реализации соперничества, сотрудничества, уклонения, приспособления и компромисса?
Рефлексия занятия
Какой процент полученной информации сегодня оказался полезен именно для Вас?
10% 20% 30% 40% 50% 60% 70% 80% 90% 100%
Третье занятие
Приветствие:
Упражнение «Добрый день! Шалом! Салют!»
Участники представляются и приветствуют друг друга на разных языках.
Материалы. Приготовьте для каждого участника карточку, где написано слово «здравствуйте» на разных языках. (Возможно, с помощью членов вашей группы вы расширите список слов-приветствий.) Если вы работаете с поликультурной группой, то впишите на карточку приветствия, «родные» для участников.
Приветствия
Италия: Bon giorno;
Швеция: Grüezi;
США: Hi;
Англия: Hello;
Германия: Guten Tag;
Испания: Buenos Dias;
Гавайи: Aloha;
Франция: Bonjours, Salut;
Малайзия: Selamat datang;
Россия: Здравствуй;
Чехия: Dobry den;
Польша: Dzièn;
Япония: Sayonara;
Израиль: Shalom;
Египет: Asalamu Aleikum;
Чероки (США): Schijou;
Финляндия: Hyvä päivää;
Дания: Goddag;
Турция: Merhaba.
1. Попросите участников начать игру, встав в круг.
2. Пройдите по кругу, держа в руках (или в шляпе) заготовленные карточки, и пусть каждый вытащит, не глядя, по одной.
3. Предложите членам группы прогуляться по комнате и при этом здороваться с каждым встречным.
4.В заключение предложите участникам кратко обменяться впечатлениями.
Отсроченная обратная связь по предыдущим занятиям
Поговорите с участниками, какие шаги они могут предпринять для реализации шагов толерантности.
Основная часть:
Упражнение «Мозговой штурм (метод ¾)»
Цель: активное продвижение информации о толерантности в группе
Группа разбивается на подгруппы по 5-7 человек. Обычно это 2-3 подгруппы. Группам предлагается найти ответы на следующие вопросы с помощью метода ¾
Вопросы:
Что такое толерантность? Какие существуют функции толерантности?
Что такое интолерантность? Какие существуют функции интолерантности?
Суть технологии 3/4 :
При подготовке ответов на поставленные вопросы работа проходит первые 3 минуты индивидуально, 4 минуты обсуждение в группе. Примечание: очень важно строго соблюдать временной регламент! Когда на все вопросы будут найдены ответы, группы готовят общую презентацию на листе ватмана. По результатам презентаций подводятся итоги. Ответы корректируются в форме корректных информационных сообщений.
Подведение итогов (обратная связь)
Что вы чувствовали в начале работы в семинаре – тренинге, и какие чувства вы испытываете сейчас?
Какие моменты тренинга произвели на вас хорошее впечатление?
Рефлексия занятия
На сколько баллов из 10 Вы оцениваете сегодняшний семинар-трениг
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
Четвертый день
Приветствие:
Упражнение «Рукопожатие или поклон»
Участники здороваются друг с другом, используя ритуалы приветствия разных народов.
1. Расскажите группе о жестах приветствия, принятых у различных народов. Заранее предупредите участников о том, что они должны будут использовать эти ритуалы, представляясь друг другу.
Вот несколько вариантов приветствия:
· объятие и троекратное лобызание поочередно в обе щеки (Россия);
· легкий поклон со скрещенными на груди руками (Китай);
· рукопожатие и поцелуй в обе щеки (Франция);
· легкий поклон, ладони сложены перед лбом (Индия);
· легкий поклон, руки и ладони вытянуты по бокам (Япония);
· поцелуй в каждую щеку, ладони лежат на предплечье партнера (Испания);
· простое рукопожатие и взгляд в глаза (Германия);
· мягкое рукопожатие обеими руками, касание только кончиками пальцев (Малайзия);
· потереться друг об друга носами (эскимосская традиция).
2. Предложите группе образовать круг.
3. Один из участников начинает «круг знакомств»: выступает на середину и приветствует партнера, стоящего справа. Потом идет по часовой стрелке и поочередно приветствует всех членов группы.
4. Каждый раз участник должен приветствовать своего визави новым жестом.
5. Во втором раунде в круг вступает другой участник, стоящий справа от первого, и так далее.
6. В конце упражнения можно провести краткий обмен впечатлениями.
Основная часть:
Упражнение «Вспомните ситуацию»
Цель: осознать виды интолерантности.
Этапы игры:
1. В парах вспомните, пожалуйста, ситуации когда вы чувствовали себя ущемленно или обидно.
2. В парах вспомните, пожалуйста, ситуации когда вы себя почувствовали некомфортно в связи со своей этнической принадлежностью.
3. В малых группах необходимо выписать проявления интолерантности по отношению к участникам группы в течение их жизни на основе уже предложенных ситуаций (языковая, возрастная, религиозная и т.п.)
4. Формируется сводный список уровней интолерантности.
5. Каждая группа должна выбрать один вид интолерантности и проиллюстрировать его в виде сценки.
6. Остальные должны угадать и проанализировать в чем это проявлялось конкретно (в словах, во взглядах, в насмешках, в жестах и т.п.)
Подведение итогов (обратная связь)
С какими сложностями вы столкнулись в процессе иллюстрирования одного из видов интолерантности?
Рефлексия занятия
Какой процент полученной информации сегодня оказался полезен именно для Вас?
10% 20% 30% 40% 50% 60% 70% 80% 90% 100%
Пятое занятие
Приветствие:
Упражнение «Пожелания друг другу»
Цель: положительный настрой, повышение групповой сплоченности, развитие чувства эмпатии.
Инструкция “Давайте начнем сегодняшний день с того, что выскажем, друг другу пожелания на день, и сделаем это так. Сейчас по очереди каждый из вас будет кидать мяч одному из участников группы, кому хотите пожелать, и говорите это пожелание. Тот, к кому попал мяч, в свою очередь бросает мяч другому, высказывая ему пожелание. Очень важно, чтобы мяч побывал у каждого участника”. Ведущий принимает участие в упражнении, давая поддержку отдельным учащимся.
При обсуждении выполнения упражнения можно использовать следующие варианты:
Как вы себя чувствуете?
Расскажите, что вы чувствовали, когда высказывали пожелание кому-то из нас, и какие у вас чувства, состояния, когда к вам обращались с пожеланиями на день.
Если во время выполнения упражнения ведущий замечает, что многие участники группы испытывают трудности, то после завершения упражнения можно спросить именно о них, используя вопрос “Какие у вас были трудности в ходе выполнения задания?”.
Основная часть:
Упражнение «Спорные утверждения»
Упражнение проводится в форме обсуждения спорных утверждений. В классе организуется 3 «угла», места в которых обозначают следующие позиции: Согласен, Не согласен, Согласен, но с оговорками
Утверждения:
- ВИЧ – инфицированная женщина не должна рожать детей
- Врач, у которого обнаружен ВИЧ, должен быть отстранен от работы
- Все ВИЧ – инфицированные должны быть изолированы
- ВИЧ – инфекция – это наказание за наркоманию, гомосексуализм и распущенность
- Проблема «СПИДа» раздувается журналистами, а на самом деле она касается небольшой и не самой лучшей части общества
- ВИЧ – инфицированные дети не должны посещать спортивные секции
- Все заключенные обязательно должны пройти тест на ВИЧ
Спорные утверждения зачитываются участникам и предполагают занимать место согласно выбранной позиции. Цель передвижения участников – это возникновение и проведение дискуссии по каждому утверждению. Если в процессе обсуждения участники изменяет мнение, он должен изменить и местоположение.
В идеале в процессе выполнения упражнения должны пройти 7 коротких дискуссий на заданные утверждениями темы, с правильными комментариями тренера.
Подведение итогов (обратная связь)
Легко ли Вам было сделать выбор позиции «Согласен, Не согласен, Согласен, но с оговорками»?
Рефлексия занятия
На сколько баллов из 10 Вы оцениваете сегодняшний семинар-трениг
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
Шестое занятие (заключительное)
Приветствие:
Упражнение «Комплименты»
Цель упражнения: - отработка навыков эмпатии и новых способов поведения; - формирование умения делать комплименты и создавать позитивные установки друг на друга.
Дается задание: "Вы можете, свободно передвигаясь по комнате, подходить к любому члену группы и обмениваться комплиментами, добрыми пожеланиями, похвалами. Возможно, этот человек чем-то помог вам в процессе тренинга, поблагодарите его. Таким образом, обойдите всех участников тренинга".
Для этого упражнения целесообразно использовать лирическую музыку.
Основная часть:
Упражнение «Пантомима»
В рамках данного упражнения участникам предлагается с помощью собственных тел изобразить толерантность.
Подведение итогов (обратная связь)
Возможные вопросы для проведения обратной связи:
Что важного я взял для себя с этого семинара, и буду использовать в своей жизни?
Самое важное открытие, которое я сделал на этом семинаре?
Завершите семинар – тренинг словами благодарности участникам и притчей в напутствие
Притча «История о том, как один человек заблудился в лесу»
(еврейская притча)
Один человек несколько дней блуждал в лесу и никак не мог из него выбраться. И вдруг он увидел человека, идущего ему навстречу! Сердце несчастного переполнилось радостью.
Он подумал:
— О, Слава Б-гу! Наконец-то, я узнаю верный путь!
В это время, человек, который шёл навстречу, увидев путника, вскрикнул и бросился к нему. Когда они сошлись, встречный закричал:
— Брат мой, не укажешь ли ты мне дорогу, по которой я наконец-то выйду из этого леса! Я блуждаю здесь уже несколько дней и не знаю, как отсюда выбраться!
Человек ему ответил:
— Брат мой, я тоже не знаю, какая дорога даст нам выход из этого леса. Я тоже брожу здесь не первый день.
Но кое в чём я могу тебе помочь. Не ходи тем путём, который я прошёл, потому что я знаю — это не тот путь. А ты покажи мне путь твоих скитаний.
И только после этого давай искать верный путь вместе.
Рефлексия семинара - тренинга
Предложите участникам тренинга пройти анкетирование
Анкета для оценки семинара – тренинга
1. Какой/какие из упражнений или занятий семинара – тренинга Вам понравился больше всего?
2. Какой/какие из упражнений или занятий семинара – тренинга Вам показались лишними/скучными?
3. Какой процент полученной информации на семинаре – тренинге оказался полезен именно для Вас?
10% 20% 30% 40% 50% 60% 70% 80% 90% 100%
4. На сколько баллов из 10 Вы оцениваете семинар-трениг в целом?
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
Объясните, пожалуйста, свою оценку
Спасибо!
Литература
Гутман К.А., Пелевина И.М. Формы и методы развития толерантности и профилактики экстремизма в молодежной среде. – Тверь.: 2012. – 97 с.
Бетти Э. Риэрдон. Толерантность – дорога к миру. / Институт «Открытое общество». М.: Изд-во «Бонфи» 2001. – 312 с.
Всероссийский конкурс семейного плаката «Школа толерантности». / Институт «Открытое общество». М.: Изд-во «Бонфи» 2002. – 192 с.
Солдатова Г.У., Шайгерова Л.А., Шарова О.Д. Жить в мире с собой и другими: Тренинг толерантности для подростков. – М.: Генезис, 2001. – 309 с.
Школа XXI: толерантная среда. / МОУ СОШ №21 г.Волгограда при финансовой поддержке Института «Открытое общество». – Волгоград, ИПК «Панорама», 2003. – 234 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Толерантная и интолерантная личность: основные черты и отличия
Материал для классного часа...
Новый опросник толерантности-интолерантности к неопределенности (Т.В. Корнилова)
Фактор 1 (12 пунктов) следует понимать в качестве ТН как генерализованного личностного свойства, означающего стремление к изменениям, новизне и оригинальности, готовность идти непроторенными путями и ...
Толерантность и интолерантность Классный час
Цель классного часа: формирование навыков ведения позитивного диалога....
Презентация Толерантность - интолерантность
Презентация к классному часу "Поговорим о толерантности"....
Классный час для учащихся 7 - 8 классов «Толерантная и интолерантная личность: основные черты и отличия»
Классный час для 7 - 8 классов разработан с целью познакомить учащихся с таким понятием, как толерантность.Практическое занятие позволит учащимся выявить основные черты толерантной и интолерантной лич...
Опросник интолерантного общения
тест - опросник...
Программа семинара-тренинга "Профилактика и предупреждение интолерантности"
Мир, в котором мы живем, многообразен, причем степень многообразия растет. Его формы множатся. В основе этого явления лежит огромное количество социальных различий: между людьми, группами людей, социа...