Коррекционно-развивающая работа с детьми, страдающими ДЦП
материал по теме
Детский церебральный паралич (ДЦП) — заболевание центральной нервной системы при ведущем поражении двигательных зон и двигательных проводящих путей головного мозга.
Двигательные нарушения могут быть настолько тяжелыми, что полностью лишают детей возможности свободного передвижения. При нерезком нарушении мышечного тонуса отмечаются диспраксии, дети с трудом, но осваивают навыки самообслуживания.
Слабое ощущение своих движений, затруднение в действиях с предметами, недостаточность активного осязания еще больше затрудняет развитие целенаправленных практических действий и отражается на психическом развитии детей.
С первых моментов общения с ребенком важно создать благоприятные условия для формирования познавательной активности и творческой инициативы, развития мотивационной, психоэмоциональной и волевой сфер.
Особенности развития детского мозга, его пластичность и способность к компенсированию нарушенных функций обусловливает важность ранней коррекционно-развивающей работы при ДЦП.
Движение пальцев рук стимулирует созревание ЦНС и ускоряет развитие речи ребенка. Вот почему необходима совместная систематическая работа по формированию общей и мелкой моторики рук родителей, педагогов, специалистов.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
dcp_.doc | 38 КБ |
Предварительный просмотр:
Детский церебральный паралич (ДЦП) — заболевание центральной нервной системы при ведущем поражении двигательных зон и двигательных проводящих путей головного мозга.
Двигательные нарушения могут быть настолько тяжелыми, что полностью лишают детей возможности свободного передвижения. При нерезком нарушении мышечного тонуса отмечаются диспраксии, дети с трудом, но осваивают навыки самообслуживания.
Слабое ощущение своих движений, затруднение в действиях с предметами, недостаточность активного осязания еще больше затрудняет развитие целенаправленных практических действий и отражается на психическом развитии детей.
С первых моментов общения с ребенком важно создать благоприятные условия для формирования познавательной активности и творческой инициативы, развития мотивационной, психоэмоциональной и волевой сфер.
Особенности развития детского мозга, его пластичность и способность к компенсированию нарушенных функций обусловливает важность ранней коррекционно-развивающей работы при ДЦП.
Движение пальцев рук стимулирует созревание ЦНС и ускоряет развитие речи ребенка. Вот почему необходима совместная систематическая работа по формированию общей и мелкой моторики рук родителей, педагогов, специалистов.
Коррекционно-развивающая работа с детьми, страдающими ДЦП
Целью данной работы является последовательное развитие и коррекция движений руки, формирование мелкой моторики, что обеспечивает своевременное развитие речи, личности ребенка, адаптацию в социуме.
Коррекционно-развивающую работу нужно начинать с первых недель и месяцев жизни, т. к. двигательные нарушения приводят к вторичной задержке развития других функций.
Эта работа должна проводиться ежедневно и строиться на основе тщательного изучения нарушенных и сохранных функций и их использования.
Большое значение при педагогической коррекции имеет взаимосвязь педагога и родителей ребенка-инвалида. Ошибки семейного воспитания могут еще более усугубить отклонения психофизического развития. К недостаткам воспитания в семье можно отнести гипо- и гиперопеку, отрицательный психоэмоциональный фон, реактивные состояния негативного характера. Поэтому родители наряду с ежедневными совместными с ребенком занятиями по окончании курса реабилитации получают рекомендации по формированию навыков самообслуживания, развитию мелкой моторики рук, соблюдению охранительного щадящего режима, развитию устной и письменной речи в домашних условиях, особенностям внутрисемейных взаимодействий, включающих толерантное отношение к нетипичному ребенку, доминирование поощрительных реакций, ситуаций успеха.
Развитие мелкой моторики рук
Личностная незрелость ребенка, страдающего ДЦП, проявляется в слабости волевых установок, эмоциональной незрелости. Стойкие неудачи при попытках воспроизвести нужное движение или действие могут привести к отказу от занятий. Поэтому любое занятие надо предлагать в игровой форме, которая вызовет у него интерес и за счет положительной эмоциональной стимуляции будет способствовать повышению психического тонуса, а, следовательно, и улучшению работоспособности.
Массаж является одним из видов пассивной гимнастики. Под его влиянием в рецепторах кожи и мышцах возникают импульсы, которые, достигая коры головного мозга, оказывают тонизирующее воздействие на ЦНС, в результате чего повышается ее регулирующая роль в отношении всех систем и органов.
Далее следует обучить ребенка элементам самомассажа кистей, ладоней, пальцев.
Хорошо зарекомендовали себя упражнения для пальцев и кистей рук с использованием различных предметов:
-собирание пирамидок, матрешек, мозаики,
-нанизывание колец на тесьму,
-застегивание молний, пуговиц, кнопок, крючков, замков разной величины,
-сортировка монет,
-работа со спичками,
-перебор крупы,
-шнуровка, завязывание узлов на веревке, шнурке, нитке.
Рисование в воздухе, рисование различными материалами (карандашом, ручкой, мелом, красками, углем)
Ритмическая организация движений (хлопки, постукивание) оказывает положительное влияние на совершенствование слухо-зрительно-двигательные ощущения.
Игровая деятельность:
-игры с песком, водой,
-игры с конструктором, кубиками.
Активизация хватательных движений:
- бросить, дать игрушку,
-положить игрушку в коробку,
-покатать машину, мяч,
-покачать куклу,
-вынуть-вложить игрушку в коробку,
-выполнить подражательные действия («ладушки», «до свидания»),
-собрать рассыпанные мелкие предметы,
-взять крупные предметы всей кистью,
-наиболее крупные предметы взять двумя руками.
Подготовка детей к письму
Письмо — сложный координационный навык, требующий слаженной работы мелких мышц кисти, всей руки, правильной координации движений всего тела. Овладение навыком письма — длительный, трудоемкий процесс, который детям с ДЦП достается нелегко. При формировании навыков письма обязательно соблюдайте следующие условия:
-правильная посадка при письме,
-постановка руки,
-ориентировка на странице тетради и строке,
-правильное движение руки по строке,
-применение лекал, шаблонов, трафаретов,
-штриховка,
-графические упражнения,
-рисование в книжках-раскрасках.
Данные упражнения способствуют развитию не только мышц кисти, их координации, но и зрительному восприятию, пространственной ориентировке, а также формированию внутренней речи, образного и логического мышления.
Обязательно соблюдайте охранительный режим, внимательно следите за позой ребенка.
Он должен находиться в той позе, которая в наибольшей степени соответствует мышечному расслаблению, уменьшению насильственных движений.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Коррекционно-развивающая программа работы с детьми, имеющими нарушения устной речи
Основная ЦЕЛЬ данной коррекционно-развивающей программы:предупредить, выявить и устранить средствами специального обучения и воспитания недостатки звукопроизношения; уст...
«Использование изобразительной деятельности в реабилитационно-коррекционной работе с детьми, страдающими нарушением общения»
laquo;Ребёнок с задержкой психического развития», «ребёнок с нарушением общения» - это проблема, которая интересует врачей, психологов, логопедов, педагогов. Не всегда можно разобра...
Приемы и методы работы с детьми, страдающими расстройством аутистического спектра
В статье обобщен опыт работы с детьми с расстройством аутистического спектра....
Методические приёмы работы с детьми, страдающими алалией
Начальные этапы работы с детьми, страдающими алалией...
Коррекционно-развивающая логопедическая работа с неговорящими детьми по развитию общей моторики
Аспекты, задачи и методы развития общей моторики в коррекционно-развивающей работе с неговорящими детьми...
Организация и содержание логопедической работы с детьми, страдающими дизартрией.
Логопедическое, клиническое психологическое и логопедическое изучение детей с дизартрией показывает, что эта категория детей очень неоднородна с точки зрения двигательных, психических и речевых наруше...
Нетрадиционные приёмы повышения эффективности логопедической работы с детьми, страдающими псевдобульбарной дизартрией».
Дизартрия – нарушение произносительной стороны речи, возникающее вследствие органического поражения центральной нервной системы. Это нарушение обусловлено недостаточностью иннервации речевого ап...