Коррекционно-развивающая работа с детьми, страдающими ДЦП
материал по теме

Луконина Ирина Владимировна

Детский церебральный паралич (ДЦП) — заболевание центральной нервной системы при ведущем поражении двигательных зон и двигательных проводящих путей головного мозга.

            Двигательные нарушения могут быть настолько тяжелыми, что полностью лишают детей возможности свободного передвижения. При нерезком нарушении мышечного тонуса отмечаются диспраксии, дети с трудом, но осваивают навыки самообслуживания.

            Слабое ощущение своих движений, затруднение в действиях с предметами, недостаточность активного осязания еще больше затрудняет развитие целенаправленных практических действий и отражается на психическом развитии детей.

            С первых моментов общения с ребенком важно создать благоприятные условия для формирования познавательной активности и творческой инициативы, развития мотивационной, психоэмоциональной и волевой сфер.

            Особенности развития детского мозга, его пластичность и способность к компенсированию нарушенных функций обусловливает важность ранней коррекционно-развивающей работы при ДЦП.

            Движение пальцев рук стимулирует созревание ЦНС и ускоряет развитие речи ребенка. Вот почему необходима совместная систематическая работа по формированию общей и мелкой моторики рук родителей, педагогов, специалистов.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon dcp_.doc38 КБ

Предварительный просмотр:

        Детский церебральный паралич (ДЦП) — заболевание центральной нервной системы при ведущем поражении двигательных зон и двигательных проводящих путей головного мозга.

        Двигательные нарушения могут быть настолько тяжелыми, что полностью лишают детей возможности свободного передвижения. При нерезком нарушении мышечного тонуса отмечаются диспраксии, дети с трудом, но осваивают навыки самообслуживания.

        Слабое ощущение своих движений, затруднение в действиях с предметами, недостаточность активного осязания еще больше затрудняет развитие целенаправленных практических действий и отражается на психическом развитии детей.

        С первых моментов общения с ребенком важно создать благоприятные условия для формирования познавательной активности и творческой инициативы, развития мотивационной, психоэмоциональной и волевой сфер.

        Особенности развития детского мозга, его пластичность и способность к компенсированию нарушенных функций обусловливает важность ранней коррекционно-развивающей работы при ДЦП.

        Движение пальцев рук стимулирует созревание ЦНС и ускоряет развитие речи ребенка. Вот почему необходима совместная систематическая работа по формированию общей и мелкой моторики рук родителей, педагогов, специалистов.

        Коррекционно-развивающая работа с детьми, страдающими ДЦП

        Целью данной работы является последовательное развитие и коррекция движений руки, формирование мелкой моторики, что обеспечивает своевременное развитие речи, личности ребенка, адаптацию в социуме.

        Коррекционно-развивающую работу нужно начинать с первых недель и месяцев жизни, т. к. двигательные нарушения приводят к вторичной задержке развития других функций.

        Эта работа должна проводиться ежедневно и строиться на основе тщательного изучения нарушенных и сохранных функций и их использования.

        Большое значение при педагогической коррекции имеет взаимосвязь педагога и родителей ребенка-инвалида. Ошибки семейного воспитания могут еще более усугубить отклонения психофизического развития. К недостаткам воспитания в семье можно отнести гипо- и гиперопеку, отрицательный психоэмоциональный фон, реактивные состояния негативного характера. Поэтому родители наряду с ежедневными совместными с ребенком занятиями по окончании курса реабилитации получают рекомендации по формированию навыков самообслуживания, развитию мелкой моторики рук, соблюдению охранительного щадящего режима, развитию устной и письменной речи в домашних условиях, особенностям внутрисемейных взаимодействий, включающих толерантное отношение к нетипичному ребенку, доминирование поощрительных реакций, ситуаций успеха.

Развитие мелкой моторики рук

        Личностная незрелость ребенка, страдающего ДЦП, проявляется в слабости  волевых установок, эмоциональной незрелости. Стойкие неудачи при попытках воспроизвести нужное движение или действие могут привести к отказу от занятий. Поэтому любое занятие надо предлагать в игровой форме, которая вызовет у него интерес и за счет положительной эмоциональной стимуляции будет способствовать повышению психического тонуса, а, следовательно, и улучшению работоспособности.

Массаж является одним из видов пассивной гимнастики. Под его влиянием в рецепторах кожи и мышцах возникают импульсы, которые, достигая коры головного мозга, оказывают тонизирующее воздействие на ЦНС, в результате чего повышается ее регулирующая роль в отношении всех систем и органов.

Далее следует обучить ребенка элементам самомассажа кистей, ладоней, пальцев.

Хорошо зарекомендовали себя упражнения для пальцев и кистей рук с использованием различных предметов:

-собирание пирамидок, матрешек, мозаики,

-нанизывание колец на тесьму,

-застегивание молний, пуговиц, кнопок, крючков, замков разной величины,

-сортировка монет,

-работа со спичками,

-перебор крупы,

-шнуровка, завязывание узлов на веревке, шнурке, нитке.

Рисование в воздухе, рисование различными материалами (карандашом, ручкой, мелом, красками, углем)

       Ритмическая организация движений (хлопки, постукивание) оказывает положительное влияние на совершенствование слухо-зрительно-двигательные ощущения.

     Игровая деятельность:

-игры с песком, водой,

-игры с конструктором, кубиками.

        Активизация хватательных движений:

- бросить, дать игрушку,

-положить игрушку в коробку,

-покатать машину, мяч,

-покачать куклу,

-вынуть-вложить игрушку в коробку,

-выполнить подражательные действия («ладушки», «до свидания»),

-собрать рассыпанные мелкие предметы,

-взять крупные предметы всей кистью,

-наиболее крупные предметы взять двумя руками.

  Подготовка детей к письму

       Письмо — сложный координационный навык, требующий слаженной работы мелких мышц кисти, всей руки, правильной координации движений всего тела. Овладение навыком письма — длительный, трудоемкий процесс, который детям с ДЦП достается нелегко. При формировании навыков письма обязательно соблюдайте следующие условия:

-правильная посадка при письме,

-постановка руки,

-ориентировка на странице тетради и строке,

-правильное движение руки по строке,

-применение лекал, шаблонов, трафаретов,

-штриховка,

-графические упражнения,

-рисование в книжках-раскрасках.

         Данные упражнения способствуют развитию не только мышц кисти, их координации, но и зрительному восприятию, пространственной ориентировке, а также формированию внутренней речи, образного и логического мышления.

        Обязательно соблюдайте охранительный режим, внимательно следите за позой ребенка.

Он должен находиться в той позе, которая в наибольшей степени соответствует мышечному расслаблению, уменьшению насильственных движений.

                


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Коррекционно-развивающая программа работы с детьми, имеющими нарушения устной речи

Основная ЦЕЛЬ данной коррекционно-развивающей программы:предупредить, выявить и устранить средствами специального обучения и воспитания недостатки звукопроизношения; уст...

«Использование изобразительной деятельности в реабилитационно-коррекционной работе с детьми, страдающими нарушением общения»

laquo;Ребёнок с задержкой психического развития», «ребёнок с нарушением общения» - это проблема, которая интересует врачей, психологов, логопедов, педагогов. Не всегда можно разобра...

Приемы и методы работы с детьми, страдающими расстройством аутистического спектра

В статье обобщен опыт работы с детьми с расстройством аутистического спектра....

Методические приёмы работы с детьми, страдающими алалией

Начальные этапы работы с детьми, страдающими алалией...

Коррекционно-развивающая логопедическая работа с неговорящими детьми по развитию общей моторики

Аспекты, задачи и методы развития общей моторики в коррекционно-развивающей работе с неговорящими детьми...

Организация и содержание логопедической работы с детьми, страдающими дизартрией.

Логопедическое, клиническое психологическое и логопедическое изучение детей с дизартрией показывает, что эта категория детей очень неоднородна с точки зрения двигательных, психических и речевых наруше...

Нетрадиционные приёмы повышения эффективности логопедической работы с детьми, страдающими псевдобульбарной дизартрией».

Дизартрия – нарушение произносительной стороны речи, возникающее вследствие органического поражения центральной нервной системы. Это нарушение обусловлено недостаточностью иннервации речевого ап...