Методические приёмы работы с детьми, страдающими алалией
методическая разработка
Начальные этапы работы с детьми, страдающими алалией
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
priyomy_raboty_s_detmi_stradayushchimi_alaliey.docx | 23.32 КБ |
Предварительный просмотр:
Приёмы работы с детьми, страдающими алалией.
Работа начинается с изготовления родителями портфолио с набором материала (ребёнок обязательно принимает участие).
1.Разворот в 2 листа ( папка с файлами).
Размещаются фотографии членов семьи на 4х углах ( координатная сетка).
Аутисты быстро утомляются и остывают.
- Кто наверху?
- Кто внизу?
- Кто справа или слева?
На первом занятии игрушка – кукла, управляемая пальцами ( кукольный театр).Н: лягушка – Кваша знакомится со своим семейством( с лягушками).
Затем играем в прятки с фотографиями. Берём прямоугольник нейтрального цвета ( серый или белый), прячем под прямоугольник фотографию. Ребёнок должен закрыть глазки ( - Ночь начинается, глазки закрываются! – ритуальная форма к сигналу действия; - Утро! или открываем глазки.)
В альбоме одна фотография закрыта.
- Кто спрятался?
Как только ребёнок отвечает, фотография открывается. Стимулируем, чтобы ребёнок хоть что-то произнёс.
- Да, мама!( или другой член семьи).
Вводим указательные местоимения. Любой ответ начинается со слова « Вот» или « Это» , в зависимости от того, что легче произнести ребёнку.
- Вот мама!
- Это мама!
Ребёнку прививаются начальные навыки глобального чтения (можно начинать с 2,5 – 3х лет): под фотографию подкладывают карточку с красными буквами для большей контрастности: мама, папа, баба, деда.
На боле поздних этапах мы начинаем применять выбор подписи из 2х карточек: «мама», не «мама».
Таблички держим в руках, фотографии не подписаны, подкладываем к тому, кто спрятался ,4 карточки на одном занятии, можно дать графический образ местоимения «это» или «вот».
Первые буквы – гласные. В тот момент, когда появляется «и», используем его как соединительный союз. Союз действенно расширяет предложение:
- Кто спрятался?
- Мама и папа!
- Что тебе купили?
- Мячик и куклу и машину!
На фотографиях начинаем развивать начальные навыки склонения имён существительных. Важно, чтобы все объекты, изображённые на фото, были сущ. 1го склонения:
деда, баба, Глебка; т.к. в В.п. окончания должны быть идентичны.
-Кого вижу?
-Кого нашли?
-Глебку, деду, маму, бабу, папу!
При этом нужно показывать букву У.
Если 8 раз за занятие получили правильную форму, на следующем занятии задаём вопрос до показа фотографии.
- Кого увижу?
Стараемся организовать игру, где глаголы будут управлять В.п.
- Вижу (можно импровизировать подзорную трубу, оклеив золотистой бумагой цилиндр от туалетной бумаги) кого?
- маму, кису, аву( собаку), ову (корову);
- Беру ( кого?);
- Везу ( кого?);
- Несу(кого?) Я несу банку. Я несу звезду.
Р.п.(Работа с фотографиями)
Кого нет? Ы – И (можно попробовать буквы)
Мамы, бабы, деды.
Фотографии закрываем геометрическими фигурами разного цвета: - У кого синий (красный, зелёный, жёлтый)?
- У папы!
- У кого круг (квадрат, треугольник, овал)?
- У мамы!
Д.п. (Кому?). Закрываем фотографии объектами разных цветов и форм. Кому дали круг? Квадрат? Закрываем 2 фотографии.
- Маме! – Папе!
На этой странице закрепляем представления о цвете, форме, количестве( цифры:1,2) , знание букв (у, а, ы, о, и).
- У кого «У»?
- У папы!
- У кого «А»?
- У мамы!
- Кому дать цифру «1»?
- Папе! И т.д.
Именно от прикосновения к объекту рождается указательный жест. Можно поменяться с ребёнком ролями, чтобы он сам разложил фигуры.
- Кому дал? (маме….).
2.Цвет.
На странице портфолио эталон всегда на левой стороне. Формируем навыки гнозиса путём сличения с эталоном.
Для обозначения цвета используем бесформенное пятно соответствующего цвета - «клякса», чтобы ребёнок понял, что это только цвет без формы).
Порядок изучения цветов: красный,
синий,
жёлтый,
зелёный.
На левой стороне - «клякса», на правой – предметы соответствующего цвета. Должны присутствовать картинки, с существительными 3х родов : красный (помидор), красная (ягода),красное( ведро).
3-4 объекта со стойким соответствием цветов: жёлтый -солнышко, лимон, луна; синий – море; зелёный –огурец, лягушка; красный – помидор.
При изучении цвета, в начале занятия организуем пространство: две игрушки. Одна изучаемого цвета, вторая контрастного (синего, белого и т.д.).
Например, красный цвет. Собираем все предметы в красное ведро.
- Это красный?
«- Нет!» или « - Нет, уберу!» Фраза фигурирует, когда нет отношения к эталону.
На следующем занятии фоновая игрушка будет похожего цвета: оранжевого или жёлтого. В завершении предлагаем сделать выбор не из 2х предметов, а больше: пройти по кабинету и собрать все предметы красного цвета.
3.Количество.(по Жуковой).
Слева – цифра (эталон) , справа – иллюстрации ( объекты), изучающие качество эталона. Хорошо использовать цифры с прорезями: на цифре « 1» - одна круглая прорезь, на цифре «2» - и т.д.
Напротив цифры размещаем предметы:2 котёнка, 2 дома, 3 карандаша, 3шарика. Напротив цифры «1»размещаем предметы на расстоянии.
При изучении количества, на самом первом занятии, показываем цифру, кладём один жёлтый круг и кучку со всеми цветами (много).
В цифре нарисовать кружки.
«Один» - палец на кружок;
«Два» - два пальца ставим на кружки в цифре и поднимаем их вверх;
«Три»- три пальца – на кружки в цифре и вверх.
Переходим на картинки:
Выбор из двух картинок: одна белка – много белок;
один петух – много петухов и т.д.
- Собери всех белок, петухов.
- Где одна белка?
-Где не одна?
Когда ребёнок научился из 4х фрагментов находить один с нужным предметом и усвоил цифры до 3х, можно играть в лото:
1.С сенсорным эталоном – показ картинки.
2.Без сенсорного эталона – картинку переворачиваем обратной стороной.
4.Форма.
Эталон для формы – бесцветное или нейтральное изображение геометрической фигуры: наклеить картон неравномерной структуры, можно бархатную бумагу серого цвета. Начинаем изучение геом. Фигур с круга, затем квадрат и треугольник.
При изучении формы опираемся на идею Монтессори.
К портфолио добавляем набор фигур.
Задание: из двух фигур определить круг, НЕ круг.
Изготавливаем рамки – трафареты геометрических фигур нейтрального цвета. « Окошко» диаметром 10 см. и вкладыши размером в 5 см. маленькие и в 10 см. большие по 4 штуки на каждый цвет большого и маленького размера.
- Где круг?
Круги всех цветов входят в «окошко».
- А это круг?
- Нет!
- Уберу!
В рамку проходит или не проходит.
Затем переходим к картинкам.
Одна как круг, другая другой формы.
Яблоко как круг (яблоко круглое);
Груша не как круг.
Хорошо приготовить лото на предметы круглой формы.
Когда усвоены круг и квадрат отдельно, можно дифференцировать на лото.
5.Звуки и буквы.
1)А, 2)У, 3)И, 4)О.
Изучая звуки, подкрепляем табличкой с артикуляционным укладом.
В портфолио: Слева – буква, вырезанная из бархатной бумаги или обсыпанная манной крупой (кинестетика), справа - изображения, названия которых начинаются с нужного звука в ударной позиции.
« А»: ангел, Аня, азбука, аист, арка, астра.
«У»: утка, ухо, угол, улица, уж, удочка, узел, улей.
«И»: Ира, ива, иволга, иглы, искры (бенг.огонь, костёр), игры, ирис (цветок).
«О» : осы, облако, озеро (разместить лодку посредине), остров, ослик, осень, обувь.
Хорошо изготовить букву в виде игрушки из пластилина и т.д.
Фонематическое восприятие: учим слышать на фоне других звуков. Можно хлопать. А лучше закрывать букву ладошкой и поднимать её, когда слышим звук, например, «А».
Логопед произносит звуки: П _ А_ С_А_ Ш_ А, ребёнок выделяет звук «А» с помощью логопеда(он поднимает его руку).
А _Д_Г_А_В_М_А.
Только в конце ставим в ряд гласные: Э_А_Г_А_О_А_И_А и т.д.
Когда ребёнок хорошо реагирует на звук, предлагаем слушать звук в словах.
Даём не больше 3х картинок (с 3х лет): «Аист», «арка», « Аня»: логопед называет картинку, ребёнок накладывает букву.
Игра в пары слов, кладём карточки попарно:
Аист - Аня (не пара!)
Аист - Аист (пара!) – Беру!
Затем эти слова включаем в ряд слов. В фоновых словах звук «А» д.б. только в ударной позиции: аист – кот – лес – арка – пирог – азбука - Аня – индюк.
Ребёнок может сам открывать букву А, либо за него поднимает его руку логопед. Тот же принцип используется для других букв и звуков.
6.Работа с глаголами .
На развороте:
Слева - глаголы в повелительном наклонении: иди, стой, сиди или сядь, лежи или ляг, беги, прыг (прыгать). Это и глобальное чтение.
На правой стороне – действующие лица, совершающие эти действия:
«Иди» - девочка, кот, собака. Персонажей пускаем по выстроенным дорожкам, они м.б.деревянными или пластиковыми разных цветов(кр.-ж.-с.-з) Действующим лицом можно сделать человечка из лего. Произносим: - Иди – иди! На красный – стой! На зелёный – иди!
«Сядь и ляг»: используем в качестве стула кубик, изготавливаем кровать с двумя спинками тоже из кубиков, перемещаем человечка из лего.
«Прыг» - человечек влезает и прыгает по лесенке, авария на дорожке: иди-иди-прыг!Чиним дорожки.
Парные картинки:
«Иди» - « Стой» (не пара!)
«Иди» - « Иди» (пара!)
Кто? Мальчик…….иди!
Птичка……..иди!
Получение двусторонней фразы.
Сказки не просто читаем, а разыгрываем с помощью персонажей.( Репка, Курочка – ряба, Теремок.)
Затем выкладываем сказку по картинкам.
.
-
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Коррекционно-развивающая работа с детьми, страдающими ДЦП
Детский церебральный паралич (ДЦП) — заболевание центральной нервной системы при ведущем поражении двигательных зон и двигательных проводящих путей головного мозга. ...
Отдельные методические приёмы работы со школьниками, страдающими ранним детским аутизмом
Методические приемы из личного опыта дефектолога, работающего с детьми, страдающими РДА....
«Использование изобразительной деятельности в реабилитационно-коррекционной работе с детьми, страдающими нарушением общения»
laquo;Ребёнок с задержкой психического развития», «ребёнок с нарушением общения» - это проблема, которая интересует врачей, психологов, логопедов, педагогов. Не всегда можно разобра...
Приемы и методы работы с детьми, страдающими расстройством аутистического спектра
В статье обобщен опыт работы с детьми с расстройством аутистического спектра....
Организация и содержание логопедической работы с детьми, страдающими дизартрией.
Логопедическое, клиническое психологическое и логопедическое изучение детей с дизартрией показывает, что эта категория детей очень неоднородна с точки зрения двигательных, психических и речевых наруше...
Методическая разработка "Методы и приёмы работы с детьми с ОВЗ"
Методическая разработка...
Нетрадиционные приёмы повышения эффективности логопедической работы с детьми, страдающими псевдобульбарной дизартрией».
Дизартрия – нарушение произносительной стороны речи, возникающее вследствие органического поражения центральной нервной системы. Это нарушение обусловлено недостаточностью иннервации речевого ап...