Информационное поле современного подростка
статья по теме

Стрижаков Дмитрий Владимирович

Все мы родом из детства. Фраза, уже ставшая фольклорной. Как всегда, вспомню психологов: все приобретенные в подростковый период комплексы и страхи имеют прочную основу и предрасполагают заболевания в зрелом возрасте. Подростковый мир сложный многогранный и противоречивый.

Какими сложными категориями оперировали лично вы в возрасте 10-18 лет?! Мир наших детей прост. Все противоречия и скитания в поисках правды – это точное копирование противоречий взрослого мира. Есть такой афоризм: когда взрослые ругают молодежь, они забывают, кто её воспитал. Но мир подростка всегда был и остается насыщенным и очень бурным. Первая зрелость ума дополняется столкновением с взрослым миром и осознанием его, мира, многогранности. В этот поток мыслей и переживаний вливаются страсти души и, как это не звучало бы, гормоны. Рядом оказываются только два реальных помощника и наставника: родители. Именно они обязаны пройти этот возраст вместе с чадом. Именно они останутся с тем, что вынесет вчерашнее дитя из опыта взросления.

И самое большое горе, самая страшная душевная потеря – это отсутствие, душевная убогость или природная твердолобость родителей. У каждого должен быть хоть один вменяемый адекватный миру наставник!

1. Предмет статьи.

При переживании первого опыта осмысления своей жизни в новом качестве, мы анализируем само переживание и вырабатываем стратегию поведения. Многогранные эмоции, частая смена настроения и эмоциональные колебания сопровождают поиск себя. И вся многогранность и область этого поиска связана именно с доступным материалом. Этим самым материалом является внутренний мир и опят поведения, а также информация внешних источников. Мы попадаем в информационную сферу того мира, в который хотим влететь с «разбега» и как можно быстрее. Этот мир завораживает, пугает и притягивает. Притягивает осознанием неизбежности того, что очень скоро мы окажемся в нем, и нам придется действовать в этом новом для нас мире. У растущего мозга начинают укрепляться и расширяться основные интеллектуальные «инструменты»(логика, внимание, синтез и другие), только теперь за их развитием пристально следит сознание. Четкое и ясное сознание. Сознание, видящее себя, признающее ценность собственного личностного опыта. Первое удивление: а почему этот опыт не признают те, к кому я скоро примкну?

Что несет подростку окружающая среда? Примеры поведения. Каждый из носителей информации несет то, что он выражает (ссылка). И это выражение мы впитываем всем своим существом. Это происходит потому, что из детства человек не может вынести реальных навыков поведения во взрослом мире. Он в нем не жил. Поэтому, необходимо, по мере сил и собственных возможностей, отфильтровать все способы действий, принять «на вооружение» только полезные и ждать в полной готовности неизбежного взросления.

А что предлагает взрослый мир? А взрослый мир занят собой! Каждый взрослый старается высказать свое важное и непреложное мнение, воспитать, обучить, заставить следовать собственным интересам, помочь, показать себя, поиметь выгоду. Если все это обрушится на взрослого человека, он просто пошлет всех! А здесь речь идет о неокрепшем ребенке. Он остается один на один с миром. И это не бунтарское выражение, не образная фраза. На самом деле, за нас никто не построит нашу модель поведения. Никто не отберет нужные ориентиры. И вот, в силу ограниченности внимания и мышления, мы ускоряем собственное взросление, хватая то, что принесло перманентную пользу. Целые социальные миры строятся и разрушаются в нашем подростковом мире за недели и часы. Что вынести из этого потока? Ровно то, что успел принять, осознать и проверить на практике. На большее времени не хватило ни у кого из знакомых мне людей.

И если мы, повзрослев, преуспели в какой-либо области, то мы обязательно «просели» в другой! И здесь не нужно обманывать себя. Представим себя взрослыми, сегодняшними. Когда мы встречаем детей, умеющих говорить на жаргоне, мы понимаем, что они не знают основ нравственного поведения. Если перед нами образцовый отличник, мы подсознательно понимаем, что постоять за себя он не сможет. А если и сможет, то наверняка не умеет целоваться с девушками и не читал литературу, например. И что мы делаем каждый раз? Выражаем свое мнение и проходим мимо, проблема ведь не наша.

Дальше буду писать от поведения взрослых.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon 5.informacionnoe_pole_sovremennogo_podrostka.doc37.5 КБ

Предварительный просмотр:

Информационное поле современного подростка.

Как воспитать подростка? Не мешать и наставлять!

Все мы родом из детства. Фраза, уже ставшая фольклорной. Как всегда, вспомню психологов: все приобретенные в подростковый период комплексы и страхи имеют прочную основу и предрасполагают заболевания в зрелом возрасте. Подростковый мир сложный многогранный и противоречивый.

Какими сложными категориями оперировали лично вы в возрасте 10-18 лет?! Мир наших детей прост. Все противоречия и скитания в поисках правды – это точное копирование противоречий взрослого мира. Есть такой афоризм: когда взрослые ругают молодежь, они забывают, кто её воспитал. Но мир подростка всегда был и остается насыщенным и очень бурным. Первая зрелость ума дополняется столкновением с взрослым миром и осознанием его, мира, многогранности. В этот поток мыслей и переживаний вливаются страсти души и, как это не звучало бы, гормоны. Рядом оказываются только два реальных помощника и наставника: родители. Именно они обязаны пройти этот возраст вместе с чадом. Именно они останутся с тем, что вынесет вчерашнее дитя из опыта взросления.

И самое большое горе, самая страшная душевная потеря – это отсутствие, душевная убогость или природная твердолобость родителей. У каждого должен быть хоть один вменяемый адекватный миру наставник!

1. Предмет статьи. Взрослые заботы на детскую голову.

При переживании первого опыта осмысления своей жизни в новом качестве, мы анализируем само переживание и вырабатываем стратегию поведения. Многогранные эмоции, частая смена настроения и эмоциональные колебания сопровождают поиск себя. И вся многогранность и область этого поиска связана именно с доступным материалом. Этим самым материалом является внутренний мир и опят поведения, а также информация внешних источников. Мы попадаем в информационную сферу того мира, в который хотим влететь с «разбега» и как можно быстрее. Этот мир завораживает, пугает и притягивает. Притягивает осознанием неизбежности того, что очень скоро мы окажемся в нем, и нам придется действовать в этом новом для нас мире. У растущего мозга начинают укрепляться и расширяться основные интеллектуальные «инструменты»(логика, внимание, синтез и другие), только теперь за их развитием пристально следит сознание. Четкое и ясное сознание. Сознание, видящее себя, признающее ценность собственного личностного опыта. Первое удивление: а почему этот опыт не признают те, к кому я скоро примкну?

Что несет подростку окружающая среда? Примеры поведения. Каждый из носителей информации несет то, что он выражает. И это выражение мы впитываем всем своим существом. Это происходит потому, что из детства человек не может вынести реальных навыков поведения во взрослом мире. Он в нем не жил. Поэтому, необходимо, по мере сил и собственных возможностей, отфильтровать все способы действий, принять «на вооружение» только полезные и ждать в полной готовности неизбежного взросления.

А что предлагает взрослый мир? А взрослый мир занят собой! Каждый взрослый старается высказать свое важное и непреложное мнение, воспитать, обучить, заставить следовать собственным интересам, помочь, показать себя, поиметь выгоду. Если все это обрушится на взрослого человека, он просто пошлет всех! А здесь речь идет о неокрепшем ребенке. Он остается один на один с миром. И это не бунтарское выражение, не образная фраза. На самом деле, за нас никто не построит нашу модель поведения. Никто не отберет нужные ориентиры. И вот, в силу ограниченности внимания и мышления, мы ускоряем собственное взросление, хватая то, что принесло перманентную пользу. Целые социальные миры строятся и разрушаются в нашем подростковом мире за недели и часы. Что вынести из этого потока? Ровно то, что успел принять, осознать и проверить на практике. На большее времени не хватило ни у кого из знакомых мне людей.

И если мы, повзрослев, преуспели в какой-либо области, то мы обязательно «просели» в другой! И здесь не нужно обманывать себя. Представим себя взрослыми, сегодняшними. Когда мы встречаем детей, умеющих говорить на жаргоне, мы понимаем, что они не знают основ нравственного поведения. Если перед нами образцовый отличник, мы подсознательно понимаем, что постоять за себя он не сможет. А если и сможет, то наверняка не умеет целоваться с девушками и не читал литературу, например. И что мы делаем каждый раз? Выражаем свое мнение и проходим мимо, проблема ведь не наша.

Дальше буду писать от поведения взрослых.

2. Важный момент. Что бы что-то предложить, должен быть вариант выбора.

Какими бы теориями не описывалось поведение подростков, что бы они ни рассматривали в основе, суть остается одной: Переставая быть ребенком, человек ищет «путеводитель» по миру, в который его толкает время. И этим путеводителем как раз является генеральная линия поведения, в которой направления сформулированы четко и понятно, без влезающего везде ЧУЖОГО оценочного суждения. Именно эти рамки, в которых можно укрыться и побыть еще слабым ребенком, ищет взрослеющая личность. И не важно, насколько нормативны эти рамки, если они обеспечивают защиту ранимой натуре. Подросток выбирает из видимого мира по тем же принципам (ссылка атрибуты восприятие себя), что и взрослый идет к своей цели. Но взгляд подростка ограничен. Он не проник во все двусмысленные глубины взрослого мира, не реализовал механизмы социальной самоидентификации. Откуда ему знать, на чем основывается поведение старших? Что они, старшие, выдают за правду, то и воспримет дитя. Для него важным критерием является отсутствие фальши, так как эмоциональный мир юноши и девушки воспринимают и осознают в полной мере. Ведь их эмоциональная жизнь более полноценна, чем у нас (читайте выше о буре переживаний и гормонах). Поддонок искренне верит в свою правоту, поэтому его пример полноправен. А колеблющийся кормилец семьи, рассуждающий: «А не своровать ли чего, как все?» – не вызывает ничего кроме противоречий против своего же образа жизни. С нашей стороны юному миру нужен самодостаточный и понятный ПРИМЕР. Как можно жить, не воспитывать, не работать, не учить и толкать на эксперименты с поведением, а именно жить. И не нудно обращаться к ним (подросткам) со словами: «Вот я молодец, давай теперь ты!», и так хватает забот. Взрослые должны создавать информационное поле и жизненное пространство, в котором сами же следуют простым и понятным правилам. Без противоречий и двойных стандартов: врать плохо всегда, убегать можно только за дрыной и так далее.

Все остальное сделает жизнь. Обозначенная нами жизненная позиция, на глазах наших детей, вступит во взаимодействие – дополнение или противоречие, с системой поведения других субъектов информационной среды. Чья модель поведения проявит живучесть и эффективность в глазах юноши или девушки, та и будет принята как верная.

3. Иммунитет. Не сей там,  где не жал.

Именно в таком порядке. Глупо учить собирать капусту, не зная ничего о кочанах. Невозможно адекватно решить проблему своего ребенка, не зная, к чему она привела бы вас лично. Совет, искренний и сердечный! Как будто выбор стоит перед нами! Плюс решительные действия по отсеканию тех факторов, с которыми дитя не справится. Мир взрослых регулируют взрослые. Мир подростков – подростки. Если дядя пришел к вашему сыну, он пришел к вам. Он из вашего мира. Если дочку завет гулять мальчик, ему не нужна мама, он пришел не к ней. Если дочку зовет гулять дядя… (думаю понятно). Не придумывая себе мысли и доводы, мы оставляем только самое важное – наш жизненный опыт. Только то, что является настоящим, свершившимся! То, что мы пережили, мы можем оценить. Не нужно исправлять свои ошибки в детской жизни – она вам не принадлежит. Проблема и победа подростка является тем сигналом, на который должна реагировать наши система ценностей и модель поведения. А действие предстоит совершать, отвечая за них, именно подростку. Иллюзии «Как я вижу современных детей» самые вредные. Мы не живем их заботами, у нас есть только свои, пережитые и переживаемые. И адекватное отношение к пережитому нами и результату совершенных действий поможет понять, что выносит человек из этой поры – юность.

4. Практическая тренировка.

Оценивая настроение и поведение подростков, оценивайте, какие качества они стремятся проявить. Чужие пагубные манеры, не остановленные твердой рукой, станут навыком жизни взрослого человека. Нам ходить по одной земле с этим человеком! Полюбите детей, искренне, как своих. Разве можно позволить любимому выглядеть или поступать некрасиво? Да? Тогда это не любовь, а какая-то дрянная блажь! Не позволяйте терять достоинство и моральный облик тому, кем дорожите.

Оглядитесь вокруг: в транспорте, у магазина, в подъезде – везде живет тот мир, который завтра на полных  правах войдет в вашу жизнь? А если вы ничего не сделали для порядочности этого мира, не плачьте, что вас пнут. Твердость в поведении и простые понятные критерии! Повторяюсь? А других рецептов я и не знаю.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Занятие по ансамблевому музицированию "Информационное поле как предпосылка для интерпретации музыкального образа"

Цель занятия: активизация познавательной деятельности, привлечение информационных и электронных ресурсов для расширения музыкального и общекультурного кругозора учащихся....

Информационно-библиографический конкурс как форма активизации читательской деятельности и развития информационной культуры читателей-подростков.

Информационно-библиографические конкурсы - одна из форм активизации читательской деятельности и развития информационной культуры учащихся. В результате участия в таких конкурсах школьники начинают по...

Фейк в современном информационном поле

То, что история, как России, так и зарубежья пропитана ложью, уже мало кто сомневается. Процесс искажения истории продолжается и сейчас. В эпоху цифровых технологий историческая ложь приобретает друго...

Информационное поле для родителей. Информационные сообщения

Задачи создания информационного поля для родителей:1) оказывать педагогическую помощь родителям по вопросам организации занятий на фортепиано в домашних условиях и воспитания личностных качеств пианис...

Сравнительная психологическая характеристика типичного современного подростка и подростка из прошлого на примере книги «Тимур и его команда»

Для сравнения образов современного подростка и подростка из прошлого я взяла книгу «Тимур и его команда», в которой главный герой Тимур является своеобразным героем. На мой взгляд данное с...