Особенности влияния информационных технологий на самооценку современных подростков
статья по психологии

Публикация в журнале. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Косинова  М.Н.,

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение средняя школа № им. М.М. Пришвина, г. Елец

ОСОБЕННОСТИ ВЛИЯНИЯ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ НА САМООЦЕНУ СОВРЕМЕННЫХ ПОДРОСТКОВ

Аннотация. В статье описано исследование, целью которого было изучение влияния сети Интернет на самооценку современных подростков.

Ключевые слова: подростковый возраст, самооценка, констатирующий эксперимент, методика, гипотеза.

Современное развитие общества имеет преимущественно техногенный характер и компьютер на сегодняшний день стал главным информационным инструментом человека. Поэтому так важен вопрос о последствиях активного «электронного» преобразования жизни людей в столь неоднозначном и противоречивом возрасте – подростковом.

Подростковый возраст - это период завершения детства, вырастания из него, переходный от детства к взрослости. В целом подростки характеризуются импульсивностью, повышенной возбудимостью, легко переходящей в запальчивость, неуравновешенностью. В данном возрасте под влиянием некоторых факторов активно вырабатывается собственная независимая система эталонов самооценивания и самоотношения, т.е. проходит процесс формирования самооценки.

Самооценка, по Головину С.Ю. – это оценка своих возможностей, качеств и места среди других людей; это ценность, приписываемая личностью себе или отдельным своим качествам [2].

 Самооценка, как психологическая категория, имеет свою структуру, операции, дифференцируется на уровни и выполняет несколько функций. В современной психологии накоплен значительный опыт изучения самооценки, что обусловлено, прежде всего, ее важной ролью в становлении личности.

Первыми научный интерес к феномену самооценки проявили философы, затем ее рассмотрением начали заниматься отечественные и зарубежные психологи, в числе которых отметим К. Роджерса, А. Адлер, Э. Эриксона, С. Куперсмит, Л.В. Бороздину, О.Н. Молчанову и др. [1].

Основываясь на результаты уже имеющихся исследований, мы провели констатирующий эксперимент с целью изучения влияния сети Интернет на самооценку в подростковом возрасте. На наш взгляд, негативная самооценка формируется у тех детей, которые по каким – либо причинам не могут соответствовать веяниям современного развития цивилизации. На сегодняшний день все больше входит в оборот использования планшетов, карманных персональных компьютеров, гаджетов, ноутбуков нового поколения и др. Однако не каждый подросток имеет возможность использовать тот или иной информационный продукт и как следствие этому не способен ориентироваться в новинках компьютерных разработок. Такая ситуация способна провоцировать формирование «комплекса неполноценности» и, следовательно, образование негативной самооценки.

Эксперимент проводился на базе общеобразовательного учреждения города Ельца – МБОУ СШ № 1 имени М.М. Пришвина. В работе мы предполагали следующую гипотезу – при активном использовании Интернет – ресурсов, самооценка юношей не будет отличаться от самооценки девушек.

Диагностическая работа проводилась с подростками численностью более 70 человек, которая позволила в соответствии с гипотезой исследования сформировать две независимые выборки объемом  30 человек в каждой (выборка девушек и выборка юношей). Возраст испытуемых составил от 13 до 15 лет.

Проведенное анкетирование позволило установить факт о высокой степени «информационности» современной молодежи. Преобладающее большинство девушек и юношей используют ресурсы сети Интернет каждый день, имеют свои личные странички в социальных сетях. Более того, большинство подростков считают, что информационные технологии не способны навредить человеку, хотя при этом указывают на наличие порнографических сайтов в Рунете, возникающую зависимость и т.п. Школьники отмечают, что современный человек не способен обойтись без Интернета.

С помощью методики  Дембо-Рубинштейна в модификации А.М. Прихожан нам удалось измерить сформированность двух показателей – уровень притязаний и уровень самооценки [3]. В результате были получены следующие данные: оптимальное представление о своих возможностях (реалистичный уровень притязаний) в группе девушек составляет 70%, в группе юношей – 60%. Некритичное отношение к собственным возможностям, нереалистичное оценивание себя и своих возможностей встречается  в группе девушек у 30%, у юношей – 40%. Для наглядного представления результатов, отразим полученные данные в гистограмме № 1.

Гистограмма  № 1

Показатели уровня притязаний в группах девушек и юношей по методике

Дембо-Рубинштейна в модификации А.М. Прихожан

Методика позволила выявить тех подростков, которые имеют адекватный уровень самооценки. Показатель в группе девушек составляет 53%, в группе юношей – 47%. Завышенная самооценка отмечается у 47% девушек и у 43% юношей. Заниженная самооценка в группе девушек не была выявлена, а в группе юношей показатель составляет 10%. Для наглядного представления результатов, отразим полученные данные в гистограмме № 2.

Гистограмма № 2

Показатели уровня самооценки в группах девушек и юношей по методике

Дембо- Рубинштейна в модификации А.М. Прихожан

Количественный анализ данных по методике  Дембо-Рубинштейна в модификации А.М. Прихожан осуществлялся с помощью компьютерной программы SPSSStatistics 17.0 t – критерия Стьюдента. В результате было доказано, что уровень самооценки в группе юношей не отличается от уровня самооценки в группе девушек (при р≤0,05).

В качестве взаимодополняющего метода исследования самооценки, нами использовался тест исследования личности - Вариант I. Полученные результаты позволяют констатировать следующее: адекватный или средний уровень самооценки выявился у 50% девушек и 27% юношей. Завышенная самооценка или неадекватно высокая встречается у 40% девушек и 70% юношей. Заниженный уровень самооценки выявился у 10% девушек и 3% юношей.

Как видно из предложенных выше результатов, показатели по методикам «Дембо-Рубинштейна» и «Вариант I»  кардинально отличаются в группе «активные пользователи юноши». Сдвиг в результатах исследования самооценки дает основание полагать о  том, что юноши склонны приписывать себе те личностные черты, которыми не обладают в реальности.

Количественный анализ по методике исследования самооценки личности (Вариант I) осуществлялся также с помощью компьютерного пакета SPSSU критерием Манна-Уитни. В результате было доказано, что две генеральные совокупности тождественны. Иными словами уровень самооценки в группе юношей не отличается от уровня самооценки в группе девушек (при р≤0,05).

Заключительным диагностическим материалом нашего исследования является тест-опросник самоотношения В.В.Столина и С.Р.Пантелеева. Данная методика позволила выявить не только уровень самооценки (отношение к себе), но и такие интегральные показатели, как самоуважение, самоинтерес, аутосимпатию, ожидание отношения от других людей.

По результатам теста самоотношения можно констатировать следующее: 60% девушек из всей выборки и 70% юношей верят в свои силы и способности, контролируют собственную жизнь, самопоследовательны, понимают самих себя. У оставшихся подростков из двух выборок (40% девушек и 30% юношей) данный признак не выражен (шкала «самоуважение»).

Выраженность признака по шкале «аутосимпатия» отмечается у 73% девушек и 77% юношей и отражает наличие у подростков позитивной самооценки, доверительное отношение к себе и одобрения себя как личности в целом. Соответственно негативная самооценка встречается у 27% девушек и 23% юношей.

Отмечено, что преобладающее большинство подростков из двух выборок ожидают негативное отношение к себе окружающих (шкала «ожидание отношения от других»). Это заключение исходит из процентного показателя по невыраженности признака (70% девушек и 70% юношей).

Дополнительно по тесту самоотношения было выявлено, что интерес к собственным мыслям и чувствам, близость к самому себе, готовность общаться с собой «на равных», уверенность в своей интересности для других в большей степени проявляется в группе девушек - 87%. В группе юношей показатель составляет  50% от всей выборки. Таким образом, половина из обследуемых подростков – юношей имеют низкую меру близости к самим себе.

Статистическую проверку данных, на наш взгляд, нецелесообразно проводить по всем шкалам теста самоотношения, поскольку каждая из них отражает выраженность установки на конкретные внутренние действия, а данные самооценки отражены лишь в одной шкале – «аутосимпатия». В результате применения U критерия Манна-Уитни было доказано, что две генеральные совокупности тождественны  (при р≤0,05).

Таким образом, анализ результатов применяемых методик указывает на отсутствие различий в уровне самооценки школьников. Доказано: активные пользователи Интернета – девушки и активные пользователи – юноши в равной степени имеют адекватный либо завышенный уровень самооценки. Следовательно, наша предполагаемая гипотеза эксперимента подтвердилась.

Список источников

  1. Абрамова, Г.С. Возрастная психология: учеб. пособие для вузов / Г.С. Абрамова. – 5-е издание. – М.: «Альма Мастер», 2005. – 702 с.
  2. Головин, С.Ю. Словарь практического психолога / Сост. С.Ю. Головин.: Харвест; Минск; 1998
  3. Практикум по возрастной психологии: Учеб. пособие / Под ред. Л. А. Головей, Е. Ф. Рыбалко. - СПб.: Речь, 2002. - 694 е.: ил.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Влияние информационных технологий и рыночных отношений на формирование внутреннего мира ребенка.

Очень полезная информация для родителей заинтересованных в будущем своего ребенка....

Влияние изобразительного искусства на культуру современного подростка

Эстетическая культура может активно влиять на духовную жизнь, выступать составной частью общественной жизни, условием развития творческих сил, средством развития личности, способной осваивать и ...

Влияние информационных технологий на психику человека

Актуальность данного исследования обусловлена тем, что персональные компьютеры (ПК) стремительно вошли в современную действительность и стали ее неотъемлемым атрибутом. Работа во многих областях челов...

Тезисы выступления по теме «Влияние информационных технологий на образовательный процесс отдела музыкального творчества»

Педагог Мужичкова Н.И. в своём выступлении раскрывает практические возможности информационных технологий на примере оркестровой студии "Гармония" в ГБОУ Зеленоградлском дворце творчества детей и молод...

Урок "Влияние изобразительного искусства на культуру современного подростка

Конспект урока "Влияние изобразительного искусства на культуру современного подростка"...

Влияние информационных технологий на формирование информационной культуры школьников

Взрывной характер изменений приводит к тому, что знания в новой информационной среде устаревают с рекордной скоростью. В областях, которые относятся к высоким технологиям, «период полураспада зн...