Психологическая программа для родителей в “Маминой” и “Папиной” школах
рабочая программа по теме
Установлению партнерских отношений педагогического коллектива с семьей каждого обучающегося, созданию атмосферы взаимоподдержки и общности интересов коллектива, ученика и родителей способствует психологическая программа для родителей в «Маминой» и «Папиной » школах, которая позволяет скоординировать усилия администрации, учителей, социального педагога, психолога, логопеда.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_maminoy_i_papinoy_shkoly_2010_g.rar | 174.04 КБ |
Предварительный просмотр:
Согласовано Утверждено
Зам. директора по УВР Директор
МКС(К)OУ для ДсОВР МКС(К)OУ для ДсОВР
«УНСК(К)ООШ VII-VIII вида» «УНСК(К)ООШ VII-VIII вида»
_______ В.Н.Якимец _______Н.Н.Омельченко
«___» _______2011 г. «__»_______2011 г
ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ПРОГРАММА
для родителей
в “Маминой” и “Папиной” школах
МКС(К)OУ для ДсОВР «УНСК(К)ООШ VII-VIII вида»
Автор-составитель:
педагог-психолог Паскал Виктория Викторовна
ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ПРОГРАММА
для родителей в “Маминой” и “Папиной” школах
в МКС(К)OУ для ДсОВР «УНСК(К)ООШ VII-VIII вида»
Цели и задачи:
- исследование степени удовлетворенности обучающихся и родителей школьной средой;
- выявление психологических причин, вызывающих затруднения у обучающихся в воспитательном процессе;
- снижение эмоционального напряжения обучающихся, родителей;
- изучение трудных семей, оказание им методической помощи;
- повышение уровня знаний родителей об опасности курения, употребления алкоголя, наркотиков;
- формирование ответственности у обучающихся, родителей школы за свое здоровье;
- формирование навыков уверенного поведения обучающихся, родителей в сложных ситуациях;
- предупреждение случаев вовлечения детей в раннюю алкоголизацию, эмоционального – отвержения детей, жестокого обращения с ними в семье;
- предупреждение развития стресса обучающихся, родителей школы;
- изучение трудных семей, оказание им методической помощи;
- изучение воспитательных возможностей семей;
- оказание психотерапевтической помощи родителям и обучающимся;
- создание благоприятных условий для психологического развития родителей и
обучающихся;
- предупреждение наиболее распространенных ошибок родителей в воспитании детей;
- формирование высокой общей культуры, нравственных, морально-психологических, деловых и организаторских качеств родителей и обучающихся;
- формирование гуманистических навыков общения родителей с ребенком;
- оказание помощи родителям в организации психолого-педагогического самообразования;
- оказание психолого-педагогической помощи родителям в воспитании и социальной защите детей;
- пропагандирование достижений педагогической и психологической науки;
- укрепление у обучающихся и их родителей чувства единства, умения действовать согласованно;
- укрепление уверенности родителей в собственных воспитательных возможностях;
- улучшение понимания родителями собственного ребенка, особенностей и закономерностей его развития;
- изучение стиля взаимоотношений в семье, между ребенком и родителями;
- изучение жизненного пространства ребенка, анализ социума каждой семьи;
- участие в родительских конференциях, собраниях, т.е. родительский всеобуч;
- привлечение родителей к воспитательному процессу.
- развитие положительного отношения родителей к школе.
- развитие у родителей умения взаимодействовать с педагогами.
Основные направления программы:
- изучение причин семейного неблагополучия, отношения в семье к ребенку;
- ознакомление родителей с содержанием и методикой учебно-воспитательного процесса, организуемого школой;
- психолого-педагогическое просвещение родителей;
- корректировка воспитания в отдельных семьях учащихся;
- психолого-педагогическое просвещение родителей по вопросам семейного воспитания, знакомство с положительным опытом воспитания детей;
- оказание практической помощи и психологической поддержки семье.
Принципы и подходы к реализации программы:
- личностно-ориентированный подход, подразумевающий признание личности ребёнка высшей социальной ценностью, принятие его таким, каков он есть;
- принцип гуманистического воспитания, предполагающий, что дети, родители, педагоги - субъекты воспитательной системы;
- принцип средового подхода, исходящий из того, что школа не может оградить детей от негативных влияний среды, но в состоянии включить в деятельность детей заботы и проблемы социума, ближайшего окружения.
Программа реализуется на основе психодиагностики, которая проводится 1 раз в год (изучения качества воспитания в семьях)
Алгоритм реализации программы:
Первый этап – организационный – анализ семей социального неблагополучия, непосредственное планирование, согласование планов, сведение их в единый комплексный план с учётом обстановки и рекомендаций, изучение потребностей и запросов педагогов, обучающихся и членов их семей.
Второй этап – координация действий, осуществление запланированных мероприятий, разработка системы контроля за их реализацией.
Третий этап – итоговый – анализ и подведение итогов работы, планирование на следующий год с учётом рекомендаций, выработанных в результате анализа.
Длительность программы 1 год
Нормативно – правовое обеспечение – Письмо Министерства образования РФ «Об организации родительского всеобуча в образовательных учреждениях», 2002 г.,Федеральный закон №120-Ф3 «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» принятый Государственной Думой 21 мая 1999 года; Должностная инструкция педагога-психолога; Положение о Совете по профилактике правонарушений учащихся в МКС(К)OУ для ДсОВР «УНСК(К)ООШ VII-VIII вида».
Программу реализует педагог-психолог Паскал Виктория Викторовна
Эффективность программы оценивается по результатам наблюдения, психологического обследования
Руководитель учреждения апробирования программы директор школы Омельченко Надежда Николаевна
Адрес учреждения 678739, Оймяконский р-н, п. Усть-Нера, ул. Ленина 12
Телефон (41154) 22790 , paskalvica@mail.ru
Форма реализации программы:
- Анкеты, беседы, опросы, тесты.
- Родительские собрания, беседы.
- Школьные лектории, тематические конференции.
- Круглые столы, родительские конференции, вечера вопросов и ответов, тренинги, индивидуальные консультации.
- Посещения семей.
Общее количество участников программы - 35
Сроки реализации программы с 01.09.11 г. по 31.05.12 г.
Место реализации программы в МКС(К)OУ для ДсОВР «УНСК(К)ООШ VII-VIII вида»
Система организации контроля над исполнением программы осуществляется заместителем директора по учебно-воспитательной работе Якимец В.Н. и директором школы Омельченко Н.Н.
Материально-техническая база
Ожидаемый результат
Организованная психологическая работа позволит улучшить понимание родителями собственного ребенка, особенностей и закономерностей его развития.
Также позволит организовать работу по оптимизации взаимоотношений в детско-родительской среде.
Актуальность программы:
Семья - главный фактор воспитания семьянина. Но ее воспитательное влияние в настоящее время ослабляется. Все реже можно видеть картину сотрудничества родителей и детей. Необходима помощь специалистов, педагогов в возрождении семьи в тех традициях, когда ее нравственный облик, климат, культура быта, уважение к труду являлись родниками гражданственности.
А.С. Макаренко выдвинул весьма важную педагогическую идею: школа не может и не должна пассивно выжидать улучшения семейного воспитания, она должна организовывать и направлять воспитательную деятельность родителей, причем атмосферу, способствующую этому, вносить через детей.
Семья – воспитательный коллектив, воспитание – её важнейшая функция, которую она выполняет вместе со школой. В связи с этим приобретает особую актуальность проблема педагогического просвещения, повышения общей и педагогической культуры родителей.
Необходимость и важность сотрудничества семьи и школы никогда не ставилась под сомнение. Семья вместе со школой создаёт тот важнейший комплекс факторов воспитывающей среды, который определяет успешность, всего учебно-воспитательного процесса.
Благодаря занятиям «Маминой» и «Папиной» школ устанавливается тесная связь “семья - школа”, дети видят, что школа занимает важное место в жизни семьи. В результате постоянной заинтересованности родителей делами школы, вырабатывается в детях положительное отношение к учению, сознательная дисциплина, воспитывается активная личность, что является основой для развития интеллектуального потенциала ребенка.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
В условиях, когда большинство семей озабочено решением проблем экономического, а порой и физического выживания, усилилась тенденция самоустранения родителей от решения вопроса обучения и воспитания ребенка. Другой негативной тенденцией является то, что многие родители, не владея в достаточной мере знанием возрастных и индивидуальных особенностей развития ребенка, порой осуществляют воспитание интуитивно. А это не всегда приносит позитивные ре зультаты.
Установлению партнерских отношений педагогического коллектива с семьей каждого обучающегося, созданию ат мосферы взаимоподдержки и общности интересов коллектива, ученика и родителей способствует психологическая программа для родителей в «Маминой» и «Папиной » школах, которая позволяет скоординировать усилия ад министрации, учителей, социального педагога, психолога, логопеда.
Настоящая программа составлена для родителей обучающихся МС(К)OУ «Усть-Нерская специальная (коррекционная) основная общеобразовательная школа VII-VIII вида»
CОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ:
1, 3-я неделя месяца - среда
№ п/п | Дата про-ведения | Тема занятий | Работа с ... | Кол-во часов |
07.09 | Консультация на тему: «Адаптация первоклассников» | Родителями | 1 | |
28.09 | Консультация на тему: «Ответственность лиц за жестокое обращение с детьми» | Родителями | 1 | |
05.10 | Беседа на тему: «Школьные страхи» | “---” | 1 | |
26.10 | Консультация на тему: «Содержание энергетических напитков» | родителями, педагогами | 1 | |
02.11 | Лекция на тему: «Роль в воспитании и развитии самооценки ребенка» | “---” | 1 | |
30.11 | Консультация на тему: «Подросток ворует» | “---” | 1 | |
07.12 | Беседа на тему: «Влияние алкоголя на организм подростка» | “---” | 1 | |
28.12 | Выступление на родительском собрании на тему: «Речь ребенка» | “---” | 1 | |
11.01 | Консультация на тему: «Половое воспитание детей» | “---” | 1 | |
25.01 | Лекция на тему: «Причины возникновения детских краж» | родителями, педагогами | 1 | |
01.02 | Консультация на тему: «Ребенок и работа» | “---” | 1 | |
29.02 | Беседа на тему: «Влияние алкоголя на организм подростка» | родителями, педагогами | 1 | |
07.03 | Лекция на тему: «Причины возникновения детских краж» | “---” | 1 | |
28.03 | Выступление на родительском собрании на тему: «Развод родителей» | Индивид. | 1 | |
04.04 | Выступление на родительском собрании на тему: «Режим дня школьников и влияние его на здоровье» | “---” | 1 | |
25.04 | Консультация на тему: «Расстройства сна» | “---” | 1 | |
02.05 | Практикум на тему: «Защитите себя от стресса» | “---” | 1 | |
30.05 | Лекция для родителей на тему: «Авторитет родителей» | “---” | 1 | |
Всего : 18 часов |
К КОНЦУ ГОДА У РОДИТЕЛЕЙ ДОЛЖНЫ СФОРМИРОВАТЬСЯ СЛЕДУЮЩИЕ УМЕНИЯ И НАВЫКИ:
- сформироваться высокая общая культура, нравственных, морально-психологических качеств родителей;
- сформироваться представление о здоровом образе жизни;
- сформироваться культура общения родителей с детьми;
- укрепиться уверенность родителей в собственных воспитательных возможностях;
- улучшиться понимание родителями собственного ребенка, особенностей и закономерностей его развития;
- появиться интерес к учебно-воспитательному процессу школы, увеличение количества участия родителей в общешкольных мероприятиях.
Список литературы, использованной при разработке программы:
- Дьячкова Г. Т, Волкова Е. В. Родительские собрания в начальн6ой школе. – Волгоград изд. “Учитель”. 2006
- Диреклеева Н.И. Возрастные особенности учащихся – М., 2005
- Максимочкина В.Н. Проверяй все сердцем – М., 2007.
- Михайлина М.Ю., Павлова М.А. Психологическая помощь подростку в кризисных ситуациях. – Волгоград., 2009.
- Проблемы нравственного становления. Материалы для родительских собраний – Воронеж, 2007.
- Попова Т.В. Учимся понимать подростка – М., 2006.
- Крыжановская Л.М. Психолого-педагогическая реабилитация подростков. – М., 2008 .
- Коробкина С.А. Адаптация учащихся на сложных возрастных этапах. – Волгоград., 2008 .
- Курамшина О.Н., Железнина А.М. Школа оптимизма. – М., 2008 .
- Скоркина М.Н. Методические разработки родительских собраний – М, 2006.
- Синягин Ю.В. Детский суицид. – Спб, 2006.
- Саляхова Л.И. Педагогический совет: технология подготовки и практические разработки. – М., 2007 .
- Шульгина В. П. 25 современных тем родительских собраний в школе. - Ростов н/Д: изд. “Феникс”2003.
- Яничева Т.Г. Полезная книга для хороших родителей. – Спб. 2007 .
Программу составила
педагог-психолог: В.В.Паскал
Проверено зам. директора по УВР: В.Н.Якимец
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ФОРМИРОВАНИЕ ПРАКТИЧЕСКИХ НАВЫКОВ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ НА УРОКЕ ПСИХОЛОГИИ В СОВРЕМЕННОЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЕ (ПО МАТЕРИАЛАМ АВТОРСКОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ «КАКОЕ СЧАСТЬЕ БЫТЬ ЧЕЛОВЕКОМ!» 1-11 КЛАСС)
НпНовая авторская программа "Какое счастье быть Человеком!" является частью общей образовательной и воспитательной программы школы нового поколения и решает задачи как развивающего, коррекционного, пс...
«Программа тренинговых занятий по развитию социальной одаренности Школа «Лидер» в рамках психологического сопровождения ученического самоуправления»
Актуальность проблемы воспитания лидера обусловлена тем, что в подростковом возрасте создаются оптимальные условия для формирования организаторских способностей, предприимчивости, многих других личнос...
Конспект праздника на английском языке "Мамин день" для школ с углубленным изучением английского языка
Тема мероприятия: The International Women’s Day (Mother’s Day)...
Программа психологического мониторинга развития ребёнка в процессе обучения в школе
Программа психологического мониторинга развития ребёнка в процессе обучения в школе...
Опыт работы психологической службы ГКУ СПДП "Балкыш" г.Нижнекамск по программе "Ответственный родитель" (коррекция детско-родительских отношений)
В 2014 году психологами Приюта была разработана программа «Ответственный родитель», основной целью которой является коррекция и гармонизации детско-родительских отношен...
Мама, папа, я - дома пребывающая семья! - психологическая консультация для родителей Как сохранить самообладание и психологически комфортную обстановку в семье в условиях карантина.
Уверена, что многие из Вас успели познакомиться с некоторой информацией на эту тему (добровольно или навязанную неравнодушными знакомыми), но все же предлагаю сделать акцент основных моментах. За...
Программа психологического практикума "Я - пятиклассник! Адаптация детей в новой школе: развитие коммуникативных навыков, эмоционально-волевых качеств и уверенности в себе"
Переход из младшего школьного звена в среднее – серьезное испытание для большинства пятиклассников, связанное с резким изменением всего образа жизни. Дети должны привыкнуть к новому коллективу, ...