Конспект занятия с элементами тренинга Тема занятия: «Кто управляет временем или как все успеть?»
план-конспект по психологии

Зубенко Алена Андреевна

Цель: сформировать более глубокое понимание ценности времени как ресурса, который позволяет человеку реализовать свои идеи и планы. Развитие навыков управления временем для повышения продуктивности и личностного роста.

Задачи:

— изучить, как человек взаимодействует со временем.

— Научиться планировать и контролировать своё время.

— Освоить эффективные методы планирования и использования времени.

Структура занятия:

1) вводная часть: приветствие, организация работы группы, определение готовности к работе обучающихся.

2) основная часть: теоретическая составляющая, выполнение упражнений.

3) заключительная часть: рефлексия, получение обратной связи, выражение своих эмоций.

На занятии используются такие формы работы, как: психологические игры, беседа, упражнения.

Ожидаемые результаты:

- развитие навыков самоанализа и самоорганизации;

- приобретение обучающимися навыков успешного управления своим учебным и свободным временем;

- снижение у учащихся уровня личностной тревожности, возникающей в период подготовки к экзаменам;

Необходимые материалы: карточки с заданиями, таблицы, карандаши, ручки, лист А3.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект занятия с элементами тренинга

Тема занятия: «Кто управляет временем или как все успеть?»

Зубенко Алена Андреевна

Педагог – психолог

«Любишь жизнь? Тогда не теряй времени,

ибо время — ткань, из которой состоит жизнь.»

Бенджамин Франклин

Цель: сформировать более глубокое понимание ценности времени как ресурса, который позволяет человеку реализовать свои идеи и планы. Развитие навыков управления временем для повышения продуктивности и личностного роста.

Задачи:

— изучить, как человек взаимодействует со временем.

— Научиться планировать и контролировать своё время.

— Освоить эффективные методы планирования и использования времени.

Структура занятия:

1) вводная часть: приветствие, организация работы группы, определение готовности к работе обучающихся.

2) основная часть: теоретическая составляющая, выполнение упражнений.

3) заключительная часть: рефлексия, получение обратной связи, выражение своих эмоций.

На занятии используются такие формы работы, как: психологические игры, беседа, упражнения.

Ожидаемые результаты:

- развитие навыков самоанализа и самоорганизации;

- приобретение обучающимися навыков успешного управления своим учебным и свободным временем;

- снижение у учащихся уровня личностной тревожности, возникающей в период подготовки к экзаменам;

Необходимые материалы: карточки с заданиями, таблицы, карандаши, ручки, лист А3.

Ход занятия

1. Вводная часть: приветствие, организация работы группы, определение готовности к работе обучающихся.

- Здравствуйте, ребята! Сегодня мы с вами попробуем ответить на вопрос: «Кто управляет временем или как все успеть?». Но, прежде чем мы начнем, предлагаю Вам познакомится.

Упражнение: «Знакомство»

Цель: знакомство с участниками.

Описание: ведущий обращается ко всем участникам с шаблонной репликой — «Всем привет! Алена-Манго-Париж», где каждый участник называет свое имя, любимый фрукт, любимый город и так по очереди должны представиться все участники занятия.

Упражнение «Наполеон»

Цель: определить готовность к работе всех обучающихся.

Описание: Ведущий предлагает выбрать жест, который участники покажут по команде: Руки скрещены на груди, руки сжаты в кулаки и вытянуты вперед или руки вытянуты вперед ладонями вверх. Далее участникам дается команда и все показывают выбранный жест, игра продолжается до тех пор, пока все участники не вытянут ладони вперед.

2. Основная часть: теоретическая составляющая, выполнение упражнений.

Мини лекция на тему «Управление временем и режим дня».

С самого детства детей приучают соблюдать режим дня. Однако, как правило, этот режим составляют родители. Когда ребенок идет в школу, расписание его дня определяют родители и учителя, а участие самого ученика в этом процессе минимально. С каждым учебным годом количество задач, стоящих перед школьником, увеличивается, но в школах не обучают тайм-менеджменту.

Тайм-менеджмент — это комплекс навыков и техник, которые помогают эффективно планировать, распределять и контролировать время, затрачиваемое на различные виды деятельности.

Цель тайм-менеджмента — повысить продуктивность, снизить уровень стресса и улучшить качество жизни.

Основные задачи тайм-менеджмента:

  1. Планирование: определение целей и задач, разработка плана действий.
  2. Организация: создание системы для эффективного использования времени.
  3. Контроль: отслеживание выполнения задач и корректировка плана при необходимости.
  4. Приоритизация: расстановка задач по степени важности и срочности.
  5. Мотивация: поддержание мотивации и концентрации на поставленных целях.

Тайм-менеджмент помогает:

  • Достигать поставленных целей в срок.
  • Улучшать качество работы.
  • Снижать уровень стресса и усталости.
  • Находить время для отдыха и личных интересов.
  • Развивать навыки самоорганизации и ответственности.

Обучение тайм-менеджменту помогает школьникам справляться с учебной нагрузкой, эффективно распределять время на учебу, хобби и отдых, а также развивать навыки, которые пригодятся им в будущем.

Упражнение: “Ассоциации”

Цель: введение в тему, активизация группы.

Описание: участникам предлагается назвать свои ассоциации со словом “Время” Выполняется по кругу. Далее предлагается вспомнить пословицы, поговорки, афоризмы о времени. 

Игра: «Действие»

Цель: мобилизация участников для следующего творческого упражнения.

Описание: Каждый участник по команде ведущего в течение одной минуты должен выполнить задание, написанное в карточке. (Приложение 1)

Задание (выполнить за 1 минуту):

• дотронуться до всех углов в комнате;

• прикоснуться к полу;

• прикоснуться к шести парам коленок присутствующих игроков;

• написать свое имя на доске.

Обсуждение: как правило, участники с трудом вспоминают об использованной ими в ходе игры стратегии, но отмечают повышение уровня работоспособности.

Каждому человеку необходимо решать большое количество задач, но они не все одинаково важны. Определите, какие из них требуют немедленного внимания, а какие можно отложить. Например, если Вы готовитесь к ЕГЭ, то важно сначала сосредоточиться на предметах, по которым будете сдавать экзамены. А потом уже заниматься хобби и другими делами.

«У меня есть два типа проблем: срочные и важные. Срочные не важны, а важные — всегда несрочные», — Дуайт Эйзенхауэр

Метод Эйзенхауэра оформил и популяризировал американский консультант Стивен Кови, описав его в книге «Семь навыков высокоэффективных людей». (Приложение 2)

Суть метода: в начале нужно каждое дело или задачу оценить по приоритетности в одну из четырех групп:

A - Важное и срочное, это Аврал!

B - Важное и не срочное

C - Срочное, но не важное

Д - Не срочное и не важное. Д – “дурацкие” дела.

Для наглядности обозначим их буквами: A, B, C, D.

А - Важное и срочное. Только незапланированные, внезапно возникшие дела. Часто они появляются в результате кризиса или аврала.  Эти дела очень важные и откладывать их не получится. Если человек правильно организован, то эта часть дел минимальна. Например, навестить друга/ подругу в больнице.

В - Важное, но не срочное. Дела и задачи, которые мы относим к этой категории и выполняем, чаще всего результативны. Отсутствие спешки помогает спланировать дела: наметить сроки и способы выполнения задачи. Это самые большие по времени дела. Если человек сосредоточивает свое внимание на этих задачах, то он чаще всего добивается успеха. Но если такие дела постоянно откладывать, то они могут перейти в разряд авральных! Например, зайти в бухгалтерию; либо сходить на прием к окулисту.

С - Не важное, но срочное. Чаще всего это незапланированные второстепенные дела, никак не влияющие на нашу жизнь, но требующие срочного внимания. Многие причисляют их ошибочно к важным. Поэтому нужно научиться понимать действительно ли это для вас важное дело или нет.

Это работа, которую можно поручить другим. Например, купить корм для кота, посидеть на планерке.

D (Д) - Не важные и не срочные. Это поглотители времени. Они забирают много времени, но не приносят никакого результата. Часто советуют, что от них просто нужно избавляться. Но так как они легки и интересны, то отказаться от них бывает сложно. И поэтому можно выделять на них время по остаточному принципу. Например, ненужное общение в сети, некоторые телефонные звонки « ни о чем», SPAM, рассылка типа « разошли это сообщение 10 друзьям,  и у тебя будет счастье и т .д.

Упражнение «Важное-срочное»

Цель: научить расставлять дела по приоритету.

Описание: ведущий предлагает учасникам написать список дел на неделю, далее раздаются таблицы, в которых предлагается самостоятельно распределить дела из списка по 4 категориям. (Приложение 3)

Обсуждение.

3. Заключительная часть: рефлексия, получение обратной связи, выражение своих эмоций.

Упражнение: «Путаница»

Цель: научиться справляться с определенной задачей в короткие сроки.

Описание: Ведущий выбирает добровольца для решения задачи.

- Известно, что часто случаются ситуации, которые требуют быстрого решения. «Давайте измерим, как это происходит у нас. Мне нужен доброволец. Я попрошу тебя выйти и подождать за дверью. Оставшиеся участники, встаньте, пожалуйста, в круг и возьмитесь за руки. Ваша задача — запутаться как можно сильнее. Отпускать руки участники не должны.

Задача выбранного участника — распутать путаницу. Разнимать руки участников при этом нельзя.

Обсуждение. Что было сложного в выполнении упражнения? Очень часто многое зависит от сложности ситуации, однако сильное влияние имеет и личность ведущего.

 - Пора подвести итог нашего занятия. Назовите несколько наиболее важных идей, которые вас заинтересовали на занятии, какие у вас возникли мысли? (ответы) Спасибо за ответы!

В завершении хотелось бы с вами поделиться притчей, которая замечательно подходит для понимания сути тайм-менеджмента. (Приложение 4)

Притча

Однажды старый профессор читал лекцию по философии своим студентам. Он взял большую банку и доверху наполнил её крупными камнями. И спросил у студентов:

— Эта банка полная?

— Полная, — ответили студенты.

Тогда он взял сухой горох и высыпал в ту же банку. Горох занял свободное пространство между камнями. Профессор снова спросил:

— Полна ли эта банка?

— Да, — снова ответила аудитория.

Тогда он достал стакан, наполненный песком, и высыпал его в банку, которая, казалось бы, была до краёв полна камнями и горохом. Песок свободно разместился между более крупными элементами, заняв, однако, всё оставшееся место. Профессор снова задал свой вопрос. И снова студенты ответили ему утвердительно.

Но профессор взял со стола свою чашку с водой и вылил в банку. Песок размок и осел, и вода спокойно вместилась в банку.

Студенты рассмеялись.

— Поймите одно: пустая банка – это ваша жизнь. Камни – это самые важные её составляющие: семья, работа, друзья, здоровье… Даже если всего остального не будет, они наполнят вашу жизнь смыслом.

Горох – это важные для вас лично детали: машина, должность, дом. Песок – все оставшиеся мелочи. И если начать заполнение банки с песка, то совсем не останется места для камней и гороха. В жизни так же: если распыляться на мелочи, никогда не хватит времени на самое главное. Не жалейте сил и времени и занимайтесь самым важным для вас: тем, что даёт вам тепло и самые яркие эмоции. И помните, что для мелочей всегда останется место.

— А что тогда значит вода? – спросил один из слушателей.

— Очень хороший вопрос! Я просто хотел напомнить вам, что как бы ни была наполнена ваша жизнь, даже если вам кажется, что сутки расписаны по минутам, всегда можно найти время для чашечки кофе.

Чтобы грамотно спланировать свое время и успеть выполнить задачи в школе и дома, нужно уметь правильно расставлять приоритеты.

Рефлексия:

- Что было сложного при выполнении упражнений занятия?

- С каким настроением вы уходите с занятия?

- Давайте поблагодарим друг друга за работу и похлопаем.

Время – это сама жизнь... Научитесь любить свое время, и вы научитесь любить саму жизнь. Научитесь распоряжаться временем - получите успешную саморганизованную жизнь! Сделайте время своим другом! Спасибо всем за участие! До новых встреч!

Список литературы:

  1. Архангельский, Г.А. Корпоративный тайм-менеджмент: энциклопедия решений / Г.А. Архангельский; под ред. Н. Нарциссовой. - 4-е изд. - М.: Альпина Паблишерз, 2016. - 161 с.
  2. Гений, А. Высокоэффективный тайм-менеджмент по Матрице Эйзенхауэра/ А. Гений.-М.: АСТ, 2018.- 928с.
  3. Давыдова, О.И. Тайм-менеджмент в работе образовательных учреждений/ О.И. Давыдова, Л.Г. Богославец. – М.: ТЦ Сфера, 2012. – 128с.


Приложение 1

Задание (выполнить за 1 минуту):

• дотронуться до всех углов в комнате;

• прикоснуться к полу;

• прикоснуться к шести парам коленок присутствующих игроков;

• написать свое имя на доске.

Задание (выполнить за 1 минуту):

• дотронуться до всех углов в комнате;

• прикоснуться к полу;

• прикоснуться к шести парам коленок присутствующих игроков;

• написать свое имя на доске.

Задание (выполнить за 1 минуту):

• дотронуться до всех углов в комнате;

• прикоснуться к полу;

• прикоснуться к шести парам коленок присутствующих игроков;

• написать свое имя на доске.

Задание (выполнить за 1 минуту):

• дотронуться до всех углов в комнате;

• прикоснуться к полу;

• прикоснуться к шести парам коленок присутствующих игроков;

• написать свое имя на доске.

Приложение 2

Матрица Эйзенхауэра

 

Приложение 3

Упражнение « Важное-срочное»

Приложение 4banka


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект занятия с элементами тренинга "Влияние мыслей на человека"

Занятие направлено на обучение учащихся поиску выхода из трудной ситуации, дает понятие об элементах саморегуляции, знакомит с "позитивным формулированием" как способом изменения отношения к ситуации....

Конспект занятия с элементами тренинга «Учимся говорить «нет»

Занятие напрвлено на формирование у учащихся навыков противостояния давлению, "культуры отказа", развитие умения принимать ответственность за свою жизнь....

Конспект занятия с элементами тренинга " Гроздь винограда"

Формирование благоприятного психологического климата в группе; - повышение самооценки учащихся;- развитие творческих способностей....

Конспект занятия с элементами тренинга и дискуссии по теме: "Организация конструктивного взаимодействия в детском коллективе. Профилактика и технология разрешения конфликта"

В процессе занятия происходит знакомство подростков с приемами, способствующими выстраиванию конструктивного взаимодействия в обществе и нивелированию конфликтных ситуаций.Задачи:Обучающие:&minu...

Конспект занятия с элементами тренинга "Экзамен без стресса"

Данное занятие поможет одиннадцатиклассникам психологически подготовиться к экамену....

Конспект занятия с элементами тренинга для подростков "Уверенность в себе"

Цель тренинга: Формирование навыков уверенного поведения, открытого выражения своих чувств, с помощью сотрудничества и коммуникаций.Задачи:Познакомить участников со способами повышения самооценки;Спос...