Конспект занятия с элементами тренинга " Гроздь винограда"
план-конспект по психологии

Трофимова Алёна Андреевна

Формирование благоприятного психологического климата в группе;

 - повышение самооценки учащихся;

- развитие творческих способностей.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_zanyatiya_s_elementami_treninga_grozd_vinograda.docx18.24 КБ

Предварительный просмотр:

ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ ГОРОДА МОСКВЫ 

 

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ГОРОДА МОСКВЫ «ШКОЛА № 222»  

Конспект занятия с элементами тренинга «Гроздь винограда»

Педагог – психолог

Трофимова Алёна Андреевна

«Москва 2018

Цель: формирование и развитие навыков группового взаимодействия, сплочение группы.

Задачи: - формирование благоприятного психологического климата в группе;

           - повышение самооценки учащихся;

               - развитие творческих способностей.

Продолжительность занятия: 45 мин.

Возраст: 9 – 13 лет.

Условия проведения, оборудование: комната для проведения групповых занятий, цветные карандаши или фломастеры, картон, наклейки, картинки из журналов, открытки, ножницы, клубок ниток.

Ход занятия

I. Вступление

Здравствуйте, ребята! Я очень рада видеть вас сегодня. Надеюсь, что мы с пользой проведем время. Наше занятие называется  « Гроздь винограда».  Как вы думаете почему?  (Ответы детей). Виноградинки могут немного отличаться по размеру, форме, оттенку, но все вместе они образуют гроздь, к которой крепко прикреплены. Следует предложить детям порассуждать над вопросами:

  • Если бы виноградинки росли по отдельности, их бы кто-то замечал?
  • Что будет с виноградинкой, если она будет держаться на веточке некрепко?
  • Как ветру легче сорвать виноградинку с ветки: когда она отдельно или в составе большой грозди?

Упражнение «Поздоровайся локтями»

Перед тем как начать создавать наш «ковер мира» мы с вами должны поздороваться. Давайте встанем все в круг и рассчитаемся на один-четыре:

- каждый «номер первый» складывает руки за головой, так чтобы локти были направлены в разные стороны;

- каждый «номер второй» упирается руками в бедра так, чтобы локти также были направлены вправо и влево;

- каждый «номер третий» кладет левую руку на левое бедро, правую руку – на правое колено, при этом руки согнуты, локти отведены в стороны;

- каждый «номер четвертый» держит сложенные крест-накрест руки на груди (локти смотрят в стороны).

Участники здороваются, соприкоснувшись локтями. 

Упражнение «Атомы и молекулы»

Необходима небольшая первичная настройка: группу просят закрыть глаза и представить, что каждый человек – маленький атом, а атомы, как известно, способны соединяться и образовывать молекулы, которые представляют собой достаточно устойчивые соединения. Далее следуют слова ведущего: «Сейчас вы откроете глаза и начнете беспорядочное движение в пространстве. По моему сигналу (сигнал оговаривается) вы объединитесь в молекулы, число атомов в которых я также назову. Когда будете готовы, откройте глаза». Участники начинают свободное перемещение в пространстве и, услышав сигнал ведущего, объединяются в молекулы. Подвигавшись, некоторое время цельным соединением, молекулы вновь распадаются на отдельные атомы. Затем ведущий снова дает сигнал, участники снова объединяются и т.п.

Если последним числом атомов в молекуле будет два, то упражнение служит хорошим способом деления группы на пары для последующей работы.

II. Основная часть

Упражнение «Самопохвала»

            Ребята,  скажите мне, пожалуйста, вы любите хвалить себя? (Ответы детей).

Сейчас мы будем называть своё имя, и хвалить себя за какой-то поступок,  за свою внешность, за черту характера и т.д. Я думаю, у каждого из вас найдется, за что себя похвалить.

Молодцы! Однако в жизни очень важно не только уметь похвалить себя, но и важно говорить другим людям добрые слова.

Упражнение «Ты мне нравишься»

Сядьте, пожалуйста, все в один общий круг. Я хочу предложить вам принять участие в одной очень интересной игре. Мы все вместе составим одну большую цветную паутину, связывающую нас между собой. Кроме того, каждый из нас может выразить свои добрые мысли и чувства, которые он испытывает к своим одноклассникам. Сейчас я покажу вам, как должна протекать эта игра.

Пару раз обмотайте свободный конец шерстяной нити вокруг своей ладони и покатите клубок в сторону одного из детей. Постарайтесь выбрать не самого популярного в классе ученика.

Вы видите, что я сейчас сделала. Я выбрала ученика, который должен быть следующим в "паутине". После того, как мы передали кому-то клубок, мы говорим этому ученику фразу, начинающуюся с одних и тех же слов: "Маша! Ты мне нравишься, потому что..." Например, я говорю: "Маша! Ты мне нравишься, потому что сегодня перед началом уроков ты вежливо открыла передо мной дверь в класс". Выслушав обращенные к ней слова, Маша обматывает нитью свою ладонь так, чтобы "паутина" была более-менее натянута. После этого Маша должна подумать и решить, кому передать клубок дальше. Когда клубок окажется у кого-то из вас, то Маша обращается  с фразой, которая начинается с тех же слов, что и моя. Например: "Яна, ты мне нравишься, потому что вчера ты помогла мне решить трудную задачу по математике". При этом вы можете говорить о том, чем вас обрадовал этот человек, что вам в нем нравится, за что вы хотели бы его поблагодарить. И так продолжается наша игра все дальше и дальше... Постарайтесь хорошо запомнить то, что вам скажут, когда будут передавать клубок.

Постепенно "паутина" будет расти и заполняться. Ребенок, получивший клубок последним, начинает сматывать его в обратном направлении. При этом каждый ребенок наматывает свою часть нити на клубок и произносит сказанные ему слова и имя сказавшего, отдавая ему клубок обратно.

Анализ упражнения:

- Легко ли тебе говорить приятные вещи другим детям?

- Кто тебе уже говорил что-нибудь приятное до этой игры?

- Почему каждый ребенок достоин любви?

-  Что-нибудь удивило тебя в этой игре?

Упражнение «Пожелание другу»

Ведущий: На листочке напишите приятную фразу другу или нарисуйте что-либо красивое. По моей команде передаете листок соседу справа и выполняете аналогичное задание.
Ведущий собирает в декоративный мешочек листочки с пожеланиями. Они перемешиваются. Затем каждый участник вынимает из мешочка пожелание. Ребята, а сейчас я предлагаю вам сделать на память открытки и написать в них добрые слова или пожелания каждому здесь сидящему.

Анализ упражнения:

- Легко ли тебе писать приятные слова другим детям?

- Приятно ли было получать от других ребят комплименты и добрые слова в свой адрес?

- Что было неожиданным?

III. Рефлексия

Упражнение «Аплодисменты»

 Сейчас мы выполним последнее упражнение, которое называется «Аплодисменты».  Вы поаплодируйте себе так, как вы собой довольны, чтобы было слышно.

Если вы аплодируете громко,  значит,  всё понравилось.

Если хлопаете тихо, то…

Ребята, спасибо вам большое за прекрасно проведённое время! Всего вам хорошего! До свидания!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект занятия с элементами тренинга "Влияние мыслей на человека"

Занятие направлено на обучение учащихся поиску выхода из трудной ситуации, дает понятие об элементах саморегуляции, знакомит с "позитивным формулированием" как способом изменения отношения к ситуации....

Конспект занятия с элементами тренинга «Учимся говорить «нет»

Занятие напрвлено на формирование у учащихся навыков противостояния давлению, "культуры отказа", развитие умения принимать ответственность за свою жизнь....

Конспект профилактического занятия с элементами тренинга "Наши вредные привычки"

Конспект профилактического занятия с элементами тренинга "Наши вредные привычки"...

Конспект занятия с элементами тренинга и дискуссии по теме: "Организация конструктивного взаимодействия в детском коллективе. Профилактика и технология разрешения конфликта"

В процессе занятия происходит знакомство подростков с приемами, способствующими выстраиванию конструктивного взаимодействия в обществе и нивелированию конфликтных ситуаций.Задачи:Обучающие:&minu...

Конспект занятия с элементами тренинга "Экзамен без стресса"

Данное занятие поможет одиннадцатиклассникам психологически подготовиться к экамену....

Конспект занятия с элементами тренинга для подростков "Уверенность в себе"

Цель тренинга: Формирование навыков уверенного поведения, открытого выражения своих чувств, с помощью сотрудничества и коммуникаций.Задачи:Познакомить участников со способами повышения самооценки;Спос...