Особенности саморегуляции подростков, склонных к девиантному поведению
методическая разработка по психологии (10 класс)
Статья посвящена проблеме саморегуляции подростков со склонностью к девиантному поведению. Раскрываются вопросы о психологических особенностях саморегуляции, характерных для данной группы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 18.98 КБ |
Предварительный просмотр:
Чертыкова А.Г.
МБОШИ «Аскизский лицей-интернат» им. М.И. Чебодаева,
с. Аскиз, Республика Хакасия, Российская Федерация
ОСОБЕННОСТИ САМОРЕГУЛЯЦИИ ПОДРОСТКОВ, СКЛОННЫХ К ДЕВИАНТНОМУ ПОВЕДЕНИЮ
Аннотация
Статья посвящена проблеме саморегуляции подростков со склонностью к девиантному поведению. Раскрываются вопросы о психологических особенностях саморегуляции, характерных для данной группы.
Ключевые слова
Саморегуляция, система саморегуляции поведения, функциональные компоненты саморегуляции.
Саморегуляции поведения личности представляет собой целостную систему психических средств, при помощи которых человек способен управлять своей целенаправленной активностью [2, с.15]. Это системно организованный психический процесс по инициации, построению, поддержанию и управлению всеми видами и формами внешней и внутренней активности, направленный на достижение принимаемых субъектом целей [1, с.28].
Согласно концепции И.В. Моросановой, основными функциональными компонентами модели саморегуляции являются: цели деятельности, модель значимых условий, программа исполнительских действий, критерии успешности, оценивание результатов, коррекция. Представленные функциональные компоненты системы саморегуляции реализуются одним из частных регуляторных процессов, к которым относятся: планирование целей, моделирование значимых для достижения цели деятельности условий, программирование действий, оценивание, коррекция результатов. Эти процессы между собой взаимосвязаны, имеют сложную архитектонику и могут осуществляться как последовательно, так и параллельно [2, с.19].
Для выявления особенностей саморегуляции подростков мы использовали методику «Стиль саморегуляции поведения» (В.И. Моросанова), для определения склонности к девиантому поведению - методику «Склонности к отклоняющему поведению» (А.Н. Орел). Выборка исследования составила 60 человек (N=60), в возрасте 14-16 лет.
С помощью методики А.Н. Орла «Склонности к отклоняющему поведению» нами были выделены две группы исследуемых: группа подростков со склонностью к девиантому поведению и группа подростков с условной нормой развития, т.е не склонных к девиантному поведению. Группы были представлены не ровно, поэтому мы их уровняли, тогда общая выборка составила 54 человека: группа подростков со склонностью к девиантому поведению (26 человек) и группа подростков с условной нормой развития (26 человек).
В ходе анализа результатов исследования были выявлены различия по ряду компонентов саморегуляции подростков со склонностью к девиантому поведению и с условной нормой развития: планирование, программирование, оценка результатов, общий уровень саморегуляции.
Таблица 1- Сравнительный анализ саморегуляции подростков со склонностью к девиантному поведению и с условной нормой развития
Шкалы | Планирование | Моделирование | Программирование | Оценка результатов | Гибкость | Самостоятельность | Общий уровень |
Критерий U Манна-Уитни | 0,002* | 0,547 | 0,038* | 0,003* | 0,328 | 0,798 | 0,001* |
Примечание: *- значимые различия между подростками со склонностью к девиантому поведению и с условной нормой развития.
Не подтверждена достоверность различий показателей по шкалам: гибкость, моделирование и самостоятельность, что говорит об отсутствии различий по этим компонентам саморегуляции у подростков со склонностью к девиантому поведению и подростков с условной нормой развития.
Таким образом, для подростков со склонностью к девиантнтному поведению характерен низкий уровень планирования, программирования и оценки результатов. Это находит выражение в том, что цели рассматриваемой группы подростков подвержены частой смене, поставленная цель редко бывает достигнута, планирование мало реалистично. Они действуют импульсивно, не могут самостоятельно сформировать программу действий, часто сталкиваются с неадекватностью полученных результатов целям деятельности и при этом не вносят изменений в программу действий, действуют путем проб и ошибок. Субъективные критерии успешности недостаточно устойчивы, что ведет к резкому ухудшению качества результатов при увеличении объема работы, ухудшении состояния или возникновении внешних трудностей. При планировании и программировании своего поведения они более зависимы от ситуации и мнения окружающих людей. У подростков со склонностью к девиантному поведению снижена возможность компенсации неблагоприятных для достижения поставленной цели личностных особенностей. Выявленные особенности могут быть учтены при организации психолого-педагогического сопровождения подростков, склонных к девиантному поведению.
Список использованной литературы:
- Моросанова В.И. Индивидуальный стиль саморегуляции: феномен, структура и функции в произвольной активности человека. М., 2001. – 192 с.
- Моросанова В. И., Бондаренко И. Н. Диагностика саморегуляции человека. – М.: Когито-Центр, 2015. – 304 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Из опыта работы на уроках информатики с подростками, склонными к девиантному поведению
Одной из наиболее сложных и болезненных проблем современной России является проблема социального сиротства, детской безнадзорности и беспризорности. На протяжении последних лет постоянно растут его ма...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА профилактических занятий с учащимися учащиеся 5-11 кл. (склонные к девиантному поведению) «Профилактика девиаций через вовлечение в волонтерскую деятельность» с использованием историко-природно-ландшафтных ресурсов музея-усадьбы в д
Концепция развития волонтерского движения в музее-усадьбе - сохранение, восстановление и развитие мемориального природного комплекса и не мемориального исторического природного ландшафта «...

«Из опыта работы на уроках английского языка с подростками, склонными к девиантному поведению»
Одной из наиболее сложных и болезненных проблем современной России является проблема социального сиротства, детской безнадзорности и беспризорности. На протяжении последних лет постоянно растут его ма...

Психологические особенности подростков, склонных к агрессивному поведению.
На сегодняшний день изучение проблемы агрессивного поведения человека стало одним из популярных направлений в исследованиях психологов со всего мира. Связано это, скорее всего, с высоким уровнем...

Формы работы с родителями детей, склонных к девиантному поведению.
Изменения, происходящие сегодня в нашем обществе, выдвинули целый ряд проблем, одной из которых является проблема воспитания трудного ребенка. Актуальность ее заключается в том, что с каждым годом отм...
Программа профилактической работы с подростками, склонными к суицидальному поведению
Программа профилактической работы с подростками, склонными к суицидальному поведению...

Комплекс психодиагностик направленных на выявление подростков склонных к девиантным формам поведения (рисковое поведение, склонность к зависимому поведению)
Перечень методик направленных на исследование авитальной активности несовершеннолетних, склонности к зависимым формам поведения...