Психологические особенности подростков, склонных к агрессивному поведению.
статья по психологии
На сегодняшний день изучение проблемы агрессивного поведения человека стало одним из популярных направлений в исследованиях психологов со всего мира. Связано это, скорее всего, с высоким уровнем роста агрессивного поведения и насилия в современном обществе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya_2019.docx | 37.45 КБ |
Предварительный просмотр:
Я.А. Столярова
Психологические особенности подростков, склонных к агрессивному поведению.
На сегодняшний день изучение проблемы агрессивного поведения человека стало одним из популярных направлений в исследованиях психологов со всего мира. Связано это, скорее всего, с высоким уровнем роста агрессивного поведения и насилия в современном обществе.
Современный подросток входит в мир, предельно сложный по своему содержанию и тенденциям социализации, что связано с перенасыщенным характером информации, глубинно воздействующей на психику подростка, у которого еще не выработано четкой жизненной позиции и защитных механизмов; с темпом и ритмом научно-технических преобразований, предъявляющих новые требования к учащимся; с экологическим и экономическим кризисами, сложными политическими и идеологически–нравственными трудностями, поразившими наше общество; с нарушением преемственности между поколениями, усилением бездуховности и внедрения чуждых ценностей, традиций; с падением образовательного и культурного уровня значительной части подрастающего поколения и вызывающими у детей чувство безнадежности и раздражения[1]. Повышается агрессивность, дерзость подростков при совершении преступлений, возросло число фактов изъятия у несовершеннолетних наркотических средств, наблюдается устойчивая тенденция к омоложению преступности за счет роста криминальной активности подростков младшего возраста[2]. Агрессивное поведение имеет непосредственную связь с личностью, указывает на любые отклонения в ее формировании и затрудняет социальную адаптацию взрослеющего человека. Классические и современные представления о природе и механизмах агрессии представлены в работах: А. Басса, К.Лоренца, А. Бандуры, Л. Берковица, З. Фрейда, и др. Все концепции агрессии условно можно разделить на две группы: 1) Теории, в которых агрессивность трактуется как врожденное, инстинктивное свойство индивида[3,4]; 2) Концепции, которые рассматривают агрессивность как поведение, приобретенное посредством социального научения [5,6]. Индивидуальные и типологические особенности агрессии освещены такими учеными, как Р. Бэрон, А.А. Реан, Д. Ричардсон, С. Фешбек и др. По мнению Р. Бэрона и Д. Ричардсона, агрессия часто ассоциируется с негативными эмоциями, мотивами и установками. Данные факторы играют значимую роль в поведении, но их наличие не является необходимым условием для агрессивных действий. Исследователи отмечают, что агрессия может разворачиваться как в состоянии полнейшего равнодушия, так и в состоянии сильного эмоционального возбуждения[7]. С. Фешбах выделил друг от друга экспрессивную, враждебную и инструментальную агрессию. Экспрессивная агрессия – это непроизвольный взрыв ярости и гнева, нецеленаправленный и быстро прекращающийся, причем, источник нарушения спокойствия не обязательно подвергается нападению. Инструментальную агрессию ученый подразделяет на индивидуальную и социально – мотивированную, также можно говорить о своекорыстной и бескорыстной, или антисоциальной и просоциальной агрессии[12].
В отечественной науке проблему агрессии рассматривают в своих работах Г. Э. Бреслав, Л. М. Семенюк, Н. М. Платонова, А. А. Реан и др. По мнению П.А.Ковалева агрессивные действия человека обусловлены его агрессивностью, как психологическим свойством личности [8]. Лонгитюдные исследования проведенные А. И. Захаровым показывают, что агрессивность закладывается в детстве, становится устойчивой чертой характера и сохраняется на протяжении всей дальнейшей жизни[9]. И. Ю. Кулагина связывает проявления агрессивного поведения подростков с тем, какие трудности в социальной адаптации испытывал подросток в условиях подростковой группы, т.е. такие подростки не умеют выстраивать взаимоотношения со своими сверстниками и контролировать свое нормативное поведение, связывая все это проявление с их характерными чертами характера и личностными особенностями[10].
В психологических исследованиях агрессии традиционно поднимались вопросы её происхождения, выяснялись причины и специфика её проявления в разных возрастах, зависимость агрессивного поведения от личностных черт и ситуативных факторов. Существуют данные о том, что именно в критические периоды жизни проявление агрессивности достигает своего апогея. Данную проблему в своих работах затрагивали многие ученые: А. Бандура, Р. Уолтерс, А.А.Реан, Р. Бэрон, Д. Ричардсон[11]. Все это находит отражение, как в поведении индивида, так и в его внутренней организации. Между тем, вопросы изменчивости или, напротив, устойчивости агрессивных проявлений, обострения агрессивного поведения, смены умеренных его форм более резкими и открытыми, представляются крайне важными. Изучение агрессивного поведения подростков является важнейшей работой для коррекции профилактики агрессивности.
Целью нашего исследования являлось изучение психологических особенностей подростков склонных к агрессивному поведению.
В исследовании приняли участие 54 подростка 8-х классов общеобразовательной школы г. Архангельска, из которых 25 мальчиков (46,3%) и 29 девочек (53,7%).
В ходе нашего исследования использовались следующие методики: опросник Басса – Дарки, для диагностики показателей и форм агрессии, тест Спилбергера – Ханина, для определения показателей ситуативной и личностной тревожности, опросник Г. Шмишека (подростковый вариант), для диагностики акцентуаций характера личности.
Анализ полученных результатов по опроснику Басса – Дарки показал, что высокий индекс агрессивности (состоящий из физической, косвенной и вербальной агрессии) был выявлен у 40,7% подростков, свидетельствующий о том, что наши испытуемые, в основном, выражают свою агрессию открыто, используя физическую силу против другого лица и выражая негативные чувства как через форму (крик, визг), так и через содержание словесных ответов (проклятия, угрозы). Косвенная агрессия, используется ими реже. Средний уровень агрессивности составляет 44,4 %.
Низкий уровень агрессивности был выявлен только у 14,8%. Высокий уровень враждебности, состоящий из показателей обиды и подозрительности, отмечался у 37,0% подростков. Средний уровень – у 46,2% и низкий уровень у 16,6 % обследуемых.
Высокая ситуативная тревожность по методике Спилбергера – Ханина была выявлена у 7,4% подростков, что свидетельствует о том, что ситуация, в которой находится подросток, чрезвычайно важна для него. Она затрагивает актуальные на данный момент потребности, подросток воспринимает ее как несущую угрозу его физическому существованию, престижу, авторитету в группе или собственной оценке самого себя. Низкая ситуативная тревожность встречалась у 66,6% испытуемых, что свидетельствует о недостаточно высокой значимости для подростка той ситуации, в которой он оказывается на момент обследования. Это признак недостаточной актуализации потребностей организма, отсутствие заинтересованности в том, что происходит в мире и в самом себе. По исследованию личностной тревожности показатели таковы: высокая личностная тревожность наблюдается у 61,1 % ребят, что говорит о том, что большинство ситуаций, воспринимаются подростком как угрожающие ему, его престижу или самооценке. Поведение, взаимодействие с окружающими регулируются, прежде всего, эмоциями. Высокая эмоциональная чувствительность сочетается с повышенной ранимостью, обидчивостью. Замечания окружающих воспринимаются как порицание, оскорбление. Одобрение, поддержка, особенно комплименты, не вызывают доверия или принимаются за лесть. Конфликтные ситуации или избегаются, или вызывают чувство собственной вины. Неудачи часто переживаются как трагедии и надолго приковывают внимание, снижают активность, необходимую для их реального преодоления и анализа. Умеренная личностная тревожность у – 33,3%, низкая – у 5,5% испытуемых.
Анализ результатов по опроснику Шмишека показал, что преобладающими акцентуациями характера у подростков являются такие типы, как гипертимический тип – 42,5 %, экзальтированный тип – 24,0%, циклотимный тип – 24,0%.
Все подростки нами были разделены на 2 группы: 1 группа – с высоким уровнем агрессивности и 2 группа – со средним и низким уровнем агрессивности.
У 40,7 % подростков 1 группы и 59, 2 % подростков 2 группы были выявлены высокие показатели ситуативной тревожности, характеризующейся напряжением, беспокойством, мышечной скованностью и недовольством собой. Высокая личностная тревожность встречалась у 61,1% 1 группы и 38, 8 % 2 группы. Анализируя наше исследование, мы можем сказать, что у подростков с высоким уровнем агрессивности и враждебности наиболее частая корреляция с высоким и средним уровнем ситуативной и личностной тревожности.
У подростков 1 группы преобладающей акцентуацией характера был гипертимический тип, характеризующийся большой подвижностью, общительностью, болтливостью, выраженностью жестов, мимики, пантомимики, чрезмерной самостоятельностью, склонность к озорству, недостатку чувства дистанции в отношениях с другими. Везде вносят много шума, любят компании сверстников, стремятся ими командовать. Это люди с повышенной самооценкой, веселые, легкомысленные, поверхностные энергичные, деятельные, инициативные. Большое стремление к самостоятельности может служить источником конфликтов. Им характерны вспышки гнева, раздражения, особенно когда они встречают сильное противодействие, терпят неудачу. Склонны к аморальным поступкам, повышенной раздражительности. У подростков 2 группы преобладающей акцентуацией характера были: экзальтированный тип, характеризующийся высокой контактностью, словоохотливостью, влюбчивостью. Такие люди часто спорят, но не доводят дела до открытых конфликтов. В конфликтных ситуациях они бывают как активной, так и пассивной стороной. Могут быть паникерами, подвержены сиюминутным настроениям, порывисты, легко переходят от состояния восторга к состоянию печали, обладают лабильностью психики. Циклотимному типу характерны частые периодические смены настроения, а также зависимость от внешних событий. Типичные циклоиды в детстве обычно производят впечатление гипертимных, но затем проявляется вялость, упадок сил, то, что раньше давалось легко, теперь требует непомерных усилий. Прежде шумные и бойкие, они становятся вялыми домоседами, наблюдается падение аппетита, бессонница, или, наоборот, сонливость. Учатся неровно, случившиеся упущения наверстывают с трудом, порождают в себе отвращение к занятиям. В период подъема выражены желания иметь друзей, быть в компании. Настроение влияет на самооценку.
Таким образом, подростки с высоким уровнем агрессивного поведения отличались высоким и средним уровнем ситуативной и личностной тревожности, а также подростки, обладающие повышенным агрессивным поведением, имеют гипертимический тип личности.
Библиографический список
- Киселев К.А. Психолого-педагогическая коррекция агрессивного поведения подростков 12-13 лет. Челябинск. ФГБОУ ВО «ЧГПУ».2016. – 120 стр.
- Белоусова З.И., Овсянникова В.В. Социально-психологические проблемы девиантного поведения детей и подростков: Учебное пособие. Запорожье: ЗГУ. 1998. – 87 стр.
- Лоренц К. Агрессия (так называемое зло). М.: Издательская группа "Прогресс", "Универс", 1994. - 272 с.
- Берковиц Л. Агрессия: причины, последствия, контроль. М.: Прайм-Еврознак, 2005. - 512 с.
- Скиннер Б. Технология поведения //Американская социологическая мысль. М., 1994. – 496 с.
- Бандура А. Подростковая агрессия: Изучение влияния воспитания и семейных отношений. М.:Апрель Пресс, Эксмо Пресс, 2000. – 512 с.
- Бэрон Р., Ричардсон Д. Агрессия. СПб.: Питер, 2001. - 352 с.
- Ковалев, П. А. Возрастно-половые особенности отражения в сознании структуры собственной агрессивности и агрессивного поведения [Текст] / П.А. Ковалев /Автореф. канд. дисс. - СПб., 1996. - 22с.
- Захаров А. И. Опыт группой психотерапии при неврозах детского подросткового возраста. Методические рекомендации. М.: Апрель-Пресс, Эксмо-Пресс, 2000. - 448 с.
- Кулагина И. Ю. Возрастная психология: полный жизненный цикл развития человека / И. Ю. Кулагина, В. Н. Колюцкий. — М.: ТЦ «Сфера», 2002. — 464 с.
- Реан, А. А. Изучение агрессивности личности [Текст] / А.А. Реан // Психология изучения личности. - СПб., 1999. - С. 216 - 251.
- Feshbach S. Dynamics and morality of violence and aggression: Some psychological considerations // American Psychologist. 1971. P. 26. 281–292.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Из опыта работы на уроках информатики с подростками, склонными к девиантному поведению
Одной из наиболее сложных и болезненных проблем современной России является проблема социального сиротства, детской безнадзорности и беспризорности. На протяжении последних лет постоянно растут его ма...
Психологические особенности подростков, склонных к употреблению ПАВ
Психологические особенности подростков, склонных к употреблению ПАВ...
Профилактика агрессивного поведения у школьников. Причины агрессивного и суицидального поведения подростков. Раннее выявление агрессивного поведения подростков.
В статье рассмотрены вопросы раннего выявления агрессивного поведения подростков. Представлены причины агрессивного и аутоагрессивного поведения. Подробно рассмотрены факторы, ...
Исследование психологических особенностей подростков, склонных к проявлению вандализма
Проектная работа...
«Из опыта работы на уроках английского языка с подростками, склонными к девиантному поведению»
Одной из наиболее сложных и болезненных проблем современной России является проблема социального сиротства, детской безнадзорности и беспризорности. На протяжении последних лет постоянно растут его ма...
Программа профилактической работы с подростками, склонными к суицидальному поведению
Программа профилактической работы с подростками, склонными к суицидальному поведению...
АЛГОРИТМ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ПЕДАГОГОВ С ДЕТЬМИ И ПОДРОСТКАМИ, СКЛОННЫМИ К СУИЦИДАЛЬНОМУ ПОВЕДЕНИЮ
Помните: если не можете отговорить ребенка (подростка) совершить суицид, можно разговаривать долго, что само по себе утомит его. Человек может находиться в состоянии острого эмоционального напряжения ...