«Школьная служба примирения в межкультурной среде при работе с несовершеннолетними»
учебно-методический материал по психологии

Семчугова Лиана Викторовна

Мастер-класс для педагогов-психологов и социальных педагогов по работе школьной службы примирения

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл mediatsiya_gmo_psihologov_2024.docx41.13 КБ
Файл gmo_18.11.2024.pptx1.38 МБ

Предварительный просмотр:

ГМО педагогов-психологов г. Райчихинска 18.11.2024 г.

«Школьная служба примирения в межкультурной среде

при работе с несовершеннолетними»

Семчугова Л.В., педагог-психолог

Губенко Ж.Н., социальный педагог

МОАУ СОШ № 15

Губенко Ж.Н., социальный педагог

Добрый день, уважаемые гости.

В процессе обучения в школе каждый ребёнок хотя бы раз был вовлечён в конфликт, становился в нём обидчиком, жертвой или невольным свидетелем.

Для того чтобы выявить причины конфликтов и разрешить их, в 2015 году в нашей школе создана Служба Примирения. Это команда взрослых (кураторов) и подростков (медиаторов), прошедших подготовку по медиации.

Служба создана и действует в соответствии с Международной конвенцией «О правах человека и ребёнка», положением о Школьной Службе Примирения.

Целью деятельности службы примирения является содействие профилактике правонарушений и социальной реабилитации участников конфликтных и криминальных ситуаций на основе принципов восстановительного подхода.

Задачами деятельности службы примирения являются:

1. Проведение примирительных программ для участников школьных конфликтов и ситуаций криминального характера;

2. Обучение школьников методам урегулирования конфликтов.

Имеется:

1. Положение о Службе Примирения.

2. Устав Школьной Службы Примирения.

3. Права и обязанности членов Школьной Службы Примирения.

4. План работы Школьной Службы Примирения.

Всё рассмотрено на педагогическом совете. Протокол № 1 от 30 августа 2019 года.

Работа службы организуется в соответствии с Федеральным законом от 27 июня 2010 года под № 193-ФЗ «Об альтернативной процедуре урегулирования споров с участием посредника (процедуре медиации)».

В 2023-2024 учебном году процедура восстановительной медиации была проведена в 11 случаях, из них:

7 случаев - конфликты между детьми в классе и между классами;

4 случая - некорректное поведение, нарушение прав человека со стороны обучающихся.

Служба не оставила ни одного случая неразрешённым. Все конфликты были улажены.

 Школьная служба примирения тесно взаимодействует со следующими организациями:

1. МО МВД России «Райчихинское».

2. Отдел социальной помощи семье и детям ГКУ АО УСЗН по г. Райчихинск и п.г.т. Прогресс.

3. КДН и ЗП при администрации г. Райчихинска.

4. Помощник уполномоченного по правам ребёнка в г. Райчихинске.

5. Отдел опеки и попечительства управления образования администрации г. Райчихинска.

Были проведены мероприятия, направленные на профилактику агрессивных, насильственных и асоциальных проявлений среди детей, профилактику преступности среди несовершеннолетних в рамках деятельности службы медиации (примирения):

1. Классные часы «Возьмёмся за руки, друзья» для обучающихся начальной школы, «Дружба начинается с улыбки» для 5-8 классов.

2. Диспут «Человек и закон» для 9 классов, круглый стол «Конфликты и их разрешение» (10-11 классы).

Деятельность Службы примирения широко освещалась в средствах массовой информации, госпабликах школы.

Как же осуществляется процедура восстановительной медиации?

Конфликты между детьми, родителями, учителями очень разнообразны: прогулы учащихся, частые опоздания на уроки, хулиганства, кражи, драки, наличие «изгоев» в классе и другие.

В большинстве случаев они устраняются сразу «на месте» учителями, но самые болезненные или затянувшиеся, мешающие учебному процессу, поступают «наверх» – к директору, завучу, в Совет профилактики. Там к нарушителям применяют административные меры, объясняют им возможные негативные последствия, обращаются за помощью к родителям, а в исключительных случаях используют наказание (например, постановку на внутришкольный учёт).

Конфликт считается негативным явлением, мешающим учебе. Поэтому школа старается его «заглушить», чтобы он не разросся и не вышел за ее границы.

У нас существует другое понимание конфликта – как явления, помогающего обнаружить и разрешить неизбежно существующие противоречия. Такой подход мы используем в медиации.

Медиация – это особый вид переговоров, при котором нейтральный посредник помогает сторонам в конфликте найти взаимовыгодное решение.

Технология медиации отличается тем, что большая часть ответственности за процесс обсуждения и решения конфликта лежит на сторонах-участниках конфликта. Медиатор структурирует обсуждение, помогая направить дискуссию в конструктивное русло. Посредником является педагог-психолог, учитель или старшеклассник, прошедшие обучение в школьной службе примирения.

Используя медиацию как технологию, мы опираемся на четыре основных принципа её реализации.

Первый принцип – нейтральность медиатора. Он не решает, кто прав, а кто виноват. Посредник беспристрастен по отношению ко всем сторонам конфликта, не заинтересован в каком-то конкретном решении.

Второй принцип медиации – добровольность. Стороны добровольно принимают участие в процедуре медиации. Все участники переговоров (в том числе медиатор) могут выйти из процесса в любой момент. Технология предполагает, что всё происходит с согласия сторон, включая принятие решения, за реализацию которого они сами несут ответственность.

Третий принцип медиации – конфиденциальность. Медиатор не имеет права разглашать информацию, полученную в ходе медиации, без согласия сторон. Сами стороны вольны распоряжаться полученной в ходе медиации информацией так, как им заблагорассудится. Зачастую, однако, они при содействии медиатора заключают друг с другом соглашение о конфиденциальности.

Четвертый принцип медиации – равноправие. Каждый из участников имеет равное право высказываться, принимать участие в разработке, обсуждении и принятии конечного решения. Медиатор уделяет каждому равное количество времени и внимания.

Медиация проходит несколько важных этапов.

Первый этап является подготовительным. На данном этапе медиаторы получают информацию о конфликте и анализируют его по источнику информации, типу и характеру конфликта. Также выясняют, готов ли обидчик участвовать в разрешении конфликта, и планируют индивидуальную встречу с каждой из сторон.

Эти встречи проводятся на втором этапе. В ходе их проведения устанавливается доверительный контакт и безопасная атмосфера для диалога. Медиатор помогает каждой стороне увидеть ситуацию с разных сторон, в том числе, со стороны оппонента, готовит обе стороны к примирительной встрече. На этом этапе участнику конфликта предлагается озвучить вопросы, которые он хотел бы обсудить с противоположной стороной, объясняются правила и роль медиатора на встрече, назначается дата и время.

Третий этап – это непосредственно сама медиация, призванная организовать конструктивный диалог между сторонами. На этом этапе обсуждаются и фиксируются варианты решения проблемы, принимаются обязательства в случае неисполнения этих решений. Заключительной фазой третьего этапа является так называемая подстройка к будущему. Она осуществляется с помощью вопросов: «Как ты думаешь, что нужно делать, чтобы подобное не повторилось?», «Как ты поступишь, если ты или кто-то из твоих друзей попадет в похожую ситуацию?». В рамках заключаемого соглашения между сторонами появляется возможность узнать, довольны ли они встречей, осталось ли что-то недосказанное и какой опыт они получили.

Заключительным этапом служит сопровождение медиаторами участников примирительной встречи в течение какого-то периода времени, как правило, в течение месяца (в зависимости от сложности ситуации). На данном этапе медиаторы осуществляют наблюдение за своими подопечными, обсуждают с ними развитие отношений с противоположной стороной, и отслеживают выполнение условий договора.

Весь процесс медиации занимает несколько недель, а сама встреча сторон – 2-3 часа. Понятно, что сейчас мы сможем продемонстрировать только один фрагмент этого процесса.

Семчугова Л.В., педагог-психолог

Фрагмент тренинга

Предлагаю вам проиграть конфликт «учитель-родитель». Разделитесь, пожалуйста, на две группы. Одна группа выступает в роли учителя, другая – родителя.

Изучите предложенную ситуацию, выберите «переговорщика», который будет представлять вашу группу, и обсудите ход переговоров в своей «родительской» или «учительской» группе для того, чтобы провести встречу.

Ваша задача - прийти к соглашению. Для подготовки к переговорам заполните предложенный формуляр согласно схеме ведения переговоров. Мы с Жанной Николаевной в качестве медиаторов будем отвечать на вопросы обеих групп. Предлагаю провести обсуждение в течение пяти минут.

Фабула для «родителя»

У вас один сын в достаточно благополучной семье. Зовут его Николай, ему 13 лет, и учится он в 7-м классе. В семье у Вас все в порядке. Вы ходите в обычную достаточно большую городскую школу. Но в последние два года директор и учительский коллектив объявили, что родители - особые участники учебно-воспитательного процесса, к их мнению, говорят они, нужно прислушиваться и учитывать его. Вы стараетесь помогать классу и школе по мере сил, сдаёте деньги на школьные нужды.

Однако в последнее время у Вашего сына «пошли тройки» по русскому языку и литературе. По остальным предметам ситуация заметно не изменилась. Раньше всё  было нормально, сын учился на «4» и «5», и Вы особо не беспокоились. Домашние задания у Вас проходят нормально, сын говорит, что всё учит. Вы проверяете иногда - действительно, учит.

Вас просит зайти в школу классный руководитель Вашего сына - Алла Григорьевна, чтобы поговорить о сложившейся ситуации. Вы знаете, что Алла Григорьевна преподаёт русский язык и литературу в вашем классе.

Фабула для «учителя»

Вы классный руководитель 7 класса (Алла Григорьевна). В этом же классе Вы преподаёте русский язык и литературу. У Вас в классе учится Николай, ему 13 лет. В целом нормальный мальчик, но в последнее время у него пошли тройки по Вашим предметам, домашние задания не готовит, стал немного грубоват, иногда отказывается от выполнения поручений. Школа получает почти от всех родителей небольшие деньги на школьные нужды.

Евгения Петровна - мать Николая - не очень богатая, но достаточно состоятельная женщина. Николай - один ребёнок в семье, родители присматривают за ним, но иногда у Вас создаётся впечатление, что обучение сына - не их дело. Мама Николая производит порой впечатление достаточно высокомерной особы. После того как родители стали платить в школу деньги, их требования повысились, и у Евгении Петровны тоже.

Вы хотите прояснить с мамой Николая ситуацию, которая сложилась с её сыном. Для этого Вы просите её прийти в школу.

Формуляр для подготовки к переговорам

Элементы

(шаги)

Анализ

С моей стороны

С «их» стороны

1.

Участники переговоров

2.

Предмет переговоров

3.

Интересы сторон

4.

Цели сторон и участников

5.

Варианты решений

6.

Аргументы для решений

7.

Кто что будет делать

и почему

Приглашаю Аллу Григорьевну и Евгению Петровну за стол переговоров.

Сначала высказывается инициатор встречи – учитель русского языка и литературы, классный руководитель 7 класса Алла Григорьевна. У Вас одна минута.

Свою позицию представляет мама ученика 7 класса Николая – Евгения Петровна. У вас одна минута.

Как вы предлагаете разрешить сложившуюся ситуацию? Аргументируйте свои решения. Ваша задача - прийти к соглашению.

Озвучьте принятое решение. Кто и что будет делать?

Спасибо. Займите, пожалуйста, свои места в группах.

Уважаемые наблюдатели, поделитесь своими впечатлениями от увиденного и услышанного. (Если группа не справляется с этим, можно дать начало фразы: «Впечатление такое, что они ...».) Последними высказываются «переговорщики».

Затем обсуждение строится по ниже перечисленным вопросам.

Вопросы для определения назначения конфликта для его участников (первый ряд вопросов к случаю):

  1.  Была ли у сторон в этом конфликте совместная задача? Почему вы так считаете?  
  1.  Если была совместная задача, то какая, как ее можно сформулировать? Почему вы так считаете?
  1.  Как стороны представляли совместную задачу? Как сторона «учитель» представляла задачу? Сформулируйте.
  1.  Как сторона «родитель» представляла совместную задачу? Сформулируйте.

Вопросы для определения динамических характеристик конфликта (второй ряд вопросов):

  1.  На что это похоже, - назовите одним-двумя предложениями. Почему вы так считаете?
  2.  История вопроса. (Как и из чего развивались события?) Почему вы так считаете?
  3.  Последовательность действий сторон в конфликте. (Какова последовательность действий сторон?) Почему вы так считаете?  
  4.  Как развивались отношения сторон, какие отношения были у сторон до и после конфликта, во время конфликтной ситуации? Почему вы так считаете?

Вопросы для анализа конфликта с точки зрения его структурных характеристик (третий ряд вопросов):

  1.  В чем предмет конфликта? (на что притязают обе стороны?) Почему вы так считаете?
  2.  В чем состоят истинные интересы сторон? Почему вы так считаете?
  3.  Как разворачивалось взаимодействие сторон? Кто первым вступил в конфликт? Кто вторым? Почему вы так считаете?
  1.  Кто является участниками (сторонами) в конфликте? В какой степени каждая из сторон причастна к конфликту? Почему вы так считаете?

Обычно стороны в этих переговорах реализуют стратегию недоверия к тому, что говорит другая сторона. Предпринимаются попытки скрытого выяснения ситуации, задаются вопросы со скрытыми целями. Предметом борьбы, как правило, выступает ответственность. То есть стороны стараются найти виновного в том, что произошло. Такой сценарий разрешения конфликта образует конфронтационные установки и закрепляет их. В фабуле содержатся два провоцирующих это обстоятельства - деньги и невысокое мнение сторон друг о друге. Если переговорщики принимают это, то реализуется конфронтационный сценарий. В анализе важно обратиться к исходному заданию (прийти к соглашению) с тем, чтобы понять, удалось ли решить проблему с помощью переговоров.

Технология медиации в школе позволяет взрослым разрешать свои конфликты и конфликты детей более конструктивно, а детям учиться, выступая медиаторами в конфликтах своих сверстников.

Данная практика воспитывает чувство ответственности за собственные решения, поскольку в медиации бремя принятия и исполнения решения лежит на самих сторонах. Участие в медиациях детей сделало их более самостоятельными и приспособленными к окружающему миру, где качество договороспособности начинает цениться все выше. Это важно как для грамотной ориентации будущих профессионалов в деловой сфере, так и для построения крепких семейных отношений.

Использование технологии медиации полезно школе также и с точки зрения федерального государственного образовательного стандарта, так как медиация напрямую «работает» на достижение следующих личностных образовательных результатов:

  • на формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, детьми старшего и младшего возраста, взрослыми в процессе различных видов деятельности;
  • на формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению;
  • на формирование готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нём взаимопонимания.

А также на достижение метапредметных результатов, таких как:

  • умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей;
  • планирование и регуляция своей деятельности;
  • владение устной речью.

Спасибо за внимание, я готова ответить на ваши вопросы.


Список использованных источников

  1. Медиация // http://msk.100.ru 
  2. Медиация в образовании: школьный социум, основанный на позитивном общении
  3. Митичева Е. Восстановительные технологии как средство профилактической работы педагога-психолога по разрешению конфликтных ситуаций на примере школьной службы примирения
  4. Хасан Б.И., Сергоманов П.А. Разрешение конфликтов и ведение конфликтов // Мир без конфронтации / Под общ. ред. Л.И. Сёминой. – М.: Изд-во «Бонфи», 2002. – С. 109-274.
  5. Шигапова А.Г., Камакина О.Л. Медиация в школе: возможности и перспективы // http://kirov.spb.ru 


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Школьная служба примирения в межкультурной среде при работе с несовершеннолетними ГМО педагогов-психологов МОАУ СОШ № 15 18.11.2024 г.

Слайд 2

Служба Примирения МОАУ СОШ № 15 Цель: содействие профилактике правонарушений и социальной реабилитации участников конфликтных и криминальных ситуаций на основе принципов восстановительного подхода. Задачи: 1 . Проведение примирительных программ для участников школьных конфликтов и ситуаций криминального характера; 2. Обучение школьников методам урегулирования конфликтов.

Слайд 3

1. Положение о Службе Примирения. 2. Устав Школьной Службы Примирения. 3. Права и обязанности членов Школьной Службы Примирения. 4. План работы Школьной Службы Примирения. Работа службы организуется в соответствии с Федеральным законом от 27 июня 2010 года под № 193-ФЗ «Об альтернативной процедуре урегулирования споров с участием посредника (процедуре медиации)». Документация Службы Примирения МОАУ СОШ № 15

Слайд 4

В 2023-2024 учебном году процедура восстановительной медиации была проведена в 13 случаях , из них: 9 случаев - конфликты между детьми в классе и между классами; 4 случая - некорректное поведение, нарушение прав человека со стороны обучающихся.

Слайд 5

1 . МО МВД России « Райчихинское ». 2. Отдел социальной помощи семье и детям ГКУ АО УСЗН по г. Райчихинск и пгт . Прогресс. 3. КДН и ЗП при администрации г. Райчихинска. 4. Помощник уполномоченного по правам ребёнка в г. Райчихинске. 5. Отдел опеки и попечительства управления образования администрации г. Райчихинска. Школьная служба примирения тесно взаимодействует со следующими организациями :

Слайд 6

Мероприятия, проведённые Службой Примирения 1. Классные часы «Возьмёмся за руки, друзья» для обучающихся начальной школы, «Дружба начинается с улыбки» для 5-8 классов. 2. Диспут «Человек и закон» для 9 классов, круглый стол «Конфликты и их разрешение» (10-11 классы).

Слайд 7

Медиация – это особый вид переговоров, при котором нейтральный посредник помогает сторонам в конфликте найти взаимовыгодное решение. Технология восстановительной медиации

Слайд 8

Принципы: 1. Нейтральность медиатора. 2. Добровольность . 3. Конфиденциальность . 4. Р авноправие . Технология восстановительной медиации

Слайд 9

Этапы: 1. Подготовительный. 2. Индивидуальная встреча с каждой из сторон . 3. Медиация. 4. Заключительный. Технология восстановительной медиации

Слайд 10

Технология восстановительной медиации. Практикум

Слайд 11

Вопросы для определения назначения конфликта для его участников (первый ряд вопросов к случаю): Была ли у сторон в этом конфликте совместная задача ? Почему вы так считаете? Если была совместная задача, то какая , как ее можно сформулировать? Почему вы так считаете? Как стороны представляли совместную задачу ? Как сторона «учитель» представляла задачу? Сформулируйте. Как сторона «родитель» представляла совместную задачу? Сформулируйте.

Слайд 12

Вопросы для определения динамических характеристик конфликта (второй ряд вопросов): На что это похоже , - назовите одним-двумя предложениями. Почему вы так считаете? История вопроса . (Как и из чего развивались события?) Почему вы так считаете? Последовательность действий сторон в конфликте . (Какова последовательность действий сторон?) Почему вы так считаете? Как развивались отношения сторон , какие отношения были у сторон до и после конфликта, во время конфликтной ситуации? Почему вы так считаете?

Слайд 13

Вопросы для анализа конфликта с точки зрения его структурных характеристик (третий ряд вопросов): В чем предмет конфликта ? (на что притязают обе стороны?) Почему вы так считаете? В чем состоят истинные интересы сторон ? Почему вы так считаете? Как разворачивалось взаимодействие сторон ? Кто первым вступил в конфликт? Кто вторым? Почему вы так считаете? Кто является участниками (сторонами) в конфликте ? В какой степени каждая из сторон причастна к конфликту? Почему вы так считаете?

Слайд 14

Технология медиации в школе: разрешает конфликты более конструктивно; воспитывает чувство ответственности за собственные решения; развивает самостоятельность и приспособленность к окружающему миру.

Слайд 15

Достижение личностных образовательных результатов : формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, детьми старшего и младшего возраста, взрослыми в процессе различных видов деятельности; формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку , его мнению, мировоззрению; формирование готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нём взаимопонимания.

Слайд 16

Достижение метапредметных образовательных результатов : умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирование и регуляция своей деятельности ; владение устной речью .

Слайд 17

Медиация // http :// msk . 100 . ru Медиация в образовании: школьный социум, основанный на позитивном общении Митичева Е. Восстановительные технологии как средство профилактической работы педагога-психолога по разрешению конфликтных ситуаций на примере школьной службы примирения Хасан Б.И., Сергоманов П.А. Разрешение конфликтов и ведение конфликтов // Мир без конфронтации / Под общ. ред. Л.И. Сёминой . – М.: Изд-во « Бонфи », 2002. – С. 109-274. Шигапова А.Г., Камакина О.Л. Медиация в школе: возможности и перспективы // http :// kirov . spb . ru Список использованных источников


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Школьная служба примирения как новая форма работы в направлении профилактики правонарушений в среде несовершеннолетних

Выступление педагога-психолога Захаровой Г.Ю.на окружном «Совете профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» Северо-Западного округа «О реализации комплекса меро...

Из опыта работы по созданию Школьных служб примирения в Северном и Южном Бутово

Программа-направлена на внедрение в школьную практику альтернативных способов разрешения конфликтных и напряженных ситуаций;-способствует снижению уровня социальной дезадаптации школьников;-развивает ...

План работы школьной службы примирения в МБОУ "СОШ №5"

Документ содержит план работы школьной службы примирения в МБОУ "СОШ № 5"...

Программа внеурочной деятельности для детской школьной службы примирения "Школа примирения"

Программа внеурочной деятельности для детской школьной службы примирения "Школа примирения" для детей 13-16 лет включает в себя пояснительную записку и тематическое планирование на 34 уч. ча...

Выступление "Из опыта работы школьной службы примирения"

Конфликт в школе, как и в обществе, неизбежен, это одно из условий развития мира. Но надо учиться решать его мирным путём....

Статья "Анализ работы школьной Службы примирения (медиации) 2017/18 учебный год." Куратор - социальный педагог ГБОУ школы №476 Песочина И.А.

Служба медиации действует на основании действующего законодательства, Положения о школьной службе медиации....

«Круги сообществ» - одна из групповых форм работы, для разрешения конфликтных ситуаций, в рамках Школьной Службы Примирения (из опыта практической работы).

Данный метод является частью востановительной медиации которая лежит в основе работы  "Школьной Службы Примирения" и помогает легко и быстро разрешать конфликты в которых участвует боль...