Выступление "Из опыта работы школьной службы примирения"
статья на тему

Конфликт в школе, как и в обществе, неизбежен, это одно из условий развития мира. Но надо учиться решать его мирным путём.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon vystuplenie_iz_opyta_raboty_shsp.doc94.5 КБ

Предварительный просмотр:

Из опыта работы ШСП МБОУ СОШ № 29

Разгневан — потерпи, немного охладев,

Рассудку уступи, смени на милость гнев.

 Разбить любой рубин недолго и несложно,

 Но вновь соединить осколки невозможно.

Саади Ширази (около 1181 — 1291)

Школьная жизнь – это сложный процесс, включающий в себя не только учебные ситуации, но и совершенно разные уровни взаимодействия большого количества людей: родителей, педагогов, учащихся.

В ходе этих отношений не редко возникают конфликтные ситуации.

В 2015 году наша школа вступила в проект создания Школьной службы примирения (медиации) (ШСП).

Начиная работу в проекте, мы задумались над вопросом, что же такое ШСП, и действительно ли она нужна в образовательном учреждении? Оказывается, нужна. Ребенок большую часть времени проводит в школе, поэтому школьные отношения в значительной степени влияют на ребенка и на его дальнейшую судьбу. Именно в школе он учится строить отношения с окружающими. Если за время обучения подросток не освоил допустимые в обществе способы взаимодействия с другими людьми, возникает риск, что в дальнейшем он не сможет выстраивать отношения или сам станет отвергаемым. Это проявляется в виде правонарушений, попыток суицида, конфликтов, примыкания к группировкам и пр.

 Мы очень часто видим в средствах массовой информации, что количество школьных конфликтов растет. Конфликты в школе, как и в обществе в целом, были, есть и будут. В частности, конфликты между детьми разных социальных слоев, национальностей, разного культурного уровня. Много конфликтов происходит между родителями и педагогами, между учениками и учителями. Но самое страшное это конфликты в подростковой среде. Решая конфликтные ситуации, дети проявляют агрессию, противоправные действия. Все это перерастает в борьбу за свое место в коллективе и стремление действовать безнаказанно, становится способом самоутверждения. Сам конфликт может быть и не так страшен, если он не переходит в драку, ссору, насилие, разрыв отношений.

• Если ребенок не чувствует себя в школе в безопасности, он будет думать не об учебе, а о том, что и кто поджидает его после уроков.

• Если ребенок находится в среде, где царят агрессия, издевки, насилие, подначки, где он все время вынужден обороняться, – он начинает воспринимать такие отношения как норму, привыкает и усваивает агрессивные способы взаимодействия с окружающими.

• Если для достижения высокого рейтинга в классе принято унижать, подавлять, проявлять насилие, то амбициозный подросток невольно становится на путь формирования агрессивных (а то и криминальных) черт характера.

Что можно предложить в ответ?

Это создание примирительной службы в школе, целью которой является формирование безопасной среды в школе.

Безопасность в школе – это уверенность, спокойствие, отсутствие страха за свою жизнь, знание того, что никто не останется безучастным к твоим проблемам. Это хороший микроклимат в школьном коллективе, помощь и забота старших учащихся о младших, взаимопонимание между взрослыми и детьми.

Безопасность в школе – это когда родители спокойны за своего ребенка, уверены, что ему ничего не угрожает.

В школе собраны дети из разных социальных слоев, разных национальностей, разных стилей воспитания и т.д., что создает потенциально конфликтную среду, в которой школьники обязаны находиться значительную часть своего времени. Никакой ребенок не будет думать об уроке, если у него конфликт, его после школы ждет «разборка» или он стал жертвой бойкота или насилия. Для многих подростков в школе важными вопросами являются их статус среди сверстников, общение, взаимоотношения с противоположным полом, способность влиять на других, принадлежность к определенной группе в классе, опробование разных социальных ролей.

Конфликты возникают почти во всех сферах человеческой жизни, рассмотрим конфликты, которые возникают в школе. Существует несколько основных групп школьных конфликтов:
• между детьми - как внутривозрастные, так и межвозрастные;
• между детьми и учителями;
• между учителями и родителями;
• конфликты в самом педагогическом коллективе - межучительские;
• конфликты между педагогами и администрацией;
• конфликты внутри родительского сообщества, межродительские - это наименее заметные и наименее болезненные для учителей конфликты .

Первое место в рейтинге школьных конфликтов занимают конфликты между учащимися. Причина большей части конфликтов между детьми заключается в общей раздражительности и неспособности некоторых школьников преодолевать психологические и учебные нагрузки без агрессивной реакции на источник раздражения. Этим источником могут выступать ученики, учителя, родители или школьная обстановка в целом. Перегруженность учебной программы, шумная атмосфера, большое количество различных людей в школе негативно отражаются на поведении эмоционально лабильных школьников с неустойчивой психикой и слабой нервной системой. Школьные конфликты в младших классах можно классифицировать следующим образом:
1. Борьба за лидерство.
Обычно в классе учится один- два сильных харизматичных лидера, которые быстренько занимают свои позиции и умело верховодят в коллективе. Но если в классе много ребят с ярко выраженными лидерскими наклонностями, то начинается борьба за лидерство. Порой с применением, как принято сейчас говорить, «грязных технологий». Так что если ребенок уже в детском саду проявлял лидерские качества, то в школе ему может быть нелегко, особенно если он схлестнется с более сильным, амбициозным характером.
2. Борьба за место под солнцем. Дети соревнуются, кто из них самый достойный, сражаются за любовь и внимание учителя. Эта борьба характерна не только для лидеров, но и для детей с мягким, незлобивым характером.
3. Борьба за статус ученика. Особенно это характерно для девочек, некоторые из них рьяно мечтают о статусе первой ученицы в классе, «звезды в тумане
». Отсюда и манипулирование сознанием учащихся, общественным мнением.
Также в названном звене обучения встречаются конфликты между успешными и неуспешными учащимися внутри класса.
          Вторым из наиболее распространенных конфликтов является конфликт между учителем и учащимися. Ребёнок здесь, как правило, оказывается в более уязвимом положении. И родители в подобных ситуациях далеко не всегда могут ему помочь. Основанием для таких конфликтов могут быть:
• «дискриминация» по отношению к учащимся (деление учеников на способных и неспособных; беседы во внеурочное время только с отличниками и др.);
• оценка успеваемости;
• демонстративное потакание школьникам, чьи родители имеют ту или иную форму власти над учителем;
• жестокость в обращении с учащимися [4].
       Третий по частоте конфликт - «учитель - родители», в который оказывается втянут и ребенок. Так, к примеру, в младшей школе характерна данная группа конфликтов. Школьные учителя, в основном женщины, зачастую сами создают конфликтные ситуации и придают им излишнюю эмоциональную окраску. Основными способами воздействия на нерадивых школьников со стороны взрослых, как правило, являются поучение, угроза наказанием или наказание, поиски виновного, формальное урегулирование конфликта. Неразрешенные конфликты с учителями и одноклассниками являются одной из основных причин нежелания ребёнка посещать школу, приводят к созреванию комплекса неполноценности, деформации личностного развития, закреплению негативного отношения к обучению.

 Частые способы реагирования на конфликты в школе:

  •  ·          Административный (наказание или угроза наказанием)
  • ·          Направление к психологу или социальному педагогу
  • ·          «Стрелки» среди подростков
  • ·          Замалчивание

  В этих способах либо не происходит полного решения конфликта, удовлетворяющее всех участников, либо решение конфликта находят не его участники,  а кто-то за них.

 В результате школьники не осваивают конструктивные способы разрешения конфликтных ситуаций, и потому в школе и  в дальнейшей жизни они часто необоснованно применяют  силу или становятся жертвами агрессивно настроенных людей.

        Мы считаем, что конфликт должен быть решен его непосредственными участниками, поскольку только они смогут найти лучшее решение. И если они приняли на себя ответственность за решение, то наверняка его выполнят и больше не попадут в подобную ситуацию. Помогает им нейтральный посредник (медиатор), который  не судит, не советует, не воспитывает, не защищает, не  винит и не принуждает.  Медиатор помогает всем участникам снизить эмоциональный накал, услышать и понять друг друга (в чем на их взгляд проблема, какой  и кому причинен вред), а также им самим найти выход из конфликтной ситуации и обсудить, как избежать повторения подобного  в будущем.  

   Медиатор организует примирительную встречу только при добровольном согласии обеих сторон  и в их интересах и потому он предварительно встречается с  каждым из участников отдельно. Медиатор в равной степени поддерживает обе стороны в стремлении решить конфликт, потому он легко налаживает с ними контакт.

 Для поддержки проведения медиации в образовательном учреждении организуются  Школьные службы примирения. Служба примирения — это новая технология решения конфликтных ситуаций в школе с привлечением детей-медиаторов. Она создает условия для конструктивного разрешения конфликтов. Это форма социально-психологической помощи всем участникам образовательного процесса в конфликтах, тяжелых жизненных ситуациях, случаях правонарушений обучающихся.

 Служба примирения стремится, чтобы максимальное количество ситуаций решались на программах примирения, и чтобы сторонам конфликта в первую очередь была предложено самим найти решение ситуации. 

В службе примирения участникам конфликта предлагают сесть за «стол переговоров», услышать и понять друг друга, а затем самостоятельно договориться о взаимоприемлемом способе выхода из конфликта. Если подростки самостоятельно принимают решение, скорее всего, они его выполнят. Поскольку часто взаимопониманию мешают гнев, обида, предубеждение друг к другу, нужен нейтральный посредник (медиатор). Он подготовит участников к встрече и поможет им организовать конструктивный диалог.

Медиатор учит выходить из сложных ситуаций и понимать, откуда они возникли. Оказывается, причины часто кроются в неудовлетворенных потребностях. Мальчик бьет девочку. Выясняется: он в нее влюблен. Парень на уроках крутится и всем мешает. Оказывается, стол низкий, стул неудобный. Разобравшись в причинах, легче найти решение проблемы.

Медиация строится на позитиве. Фразы подбираются так, чтобы вывести человека на новый эмоциональный уровень. Ребята, разбирая конфликты, понимают, какие слова произносить нельзя, чтобы не усугубить ситуацию, а какие надо повторять чаще. Такие навыки пригодятся не только при решении проблем с одноклассниками и учителями, но будут востребованы всю жизнь.

Цели деятельности службы примирения (медиации) в ОУ мы определили следующим образом:

  • распространение среди обучающихся, работников учреждения и педагогов цивилизованных форм разрешения конфликтов;
  • помощь в разрешении конфликтных и криминальных ситуаций на основе
  • принципов восстановительной медиации;
  • снижение количества административных реагирований на правонарушения.

Задачи деятельности службы примирения (медиации):

  • проведение примирительных программ (восстановительных медиаций, кругов сообщества, школьных и семейных конференций и т.д.) для участников конфликтов и ситуаций криминального характера;
  • обучение школьников цивилизованным методам урегулирования конфликтов;
  • информирование обучающихся и педагогов о принципах и ценностях восстановительной медиации.

Вовсе не редки случаи, когда дети, особенно в подростковом возрасте, прогуливают школьные занятия или вовсе перестают их посещать. Слишком часто выпускник школы с облегчением воспринимает окончание учебных занятий. Родители, как правило, ожидают от своих детей примерного обучения и поведения в школе; однако, как достичь того и другого и стоит ли этого добиваться, не знают. Все вышеперечисленные обстоятельства являются признаками неблагополучия в школе или дома. В основе этих причин, прежде всего, лежат самые разнообразные конфликты.

   Внутришкольные конфликты повседневны: школьники конфликтуют между собой и с учителями. Помимо этого, достаточно часто возникают конфликты и по поводу обучения в школе между родителями и детьми. Дети, как правило, не имеющие опыта разрешения конфликтов, не могут самостоятельно выйти из той или иной жизненной ситуации. А родители, которых так же, как и нынешних детей, никто не учил успешно разрешать конфликты, часто совершают ошибки, иногда – непоправимые. А также иногда педагоги сами допускают в своей работе промахи при возникновении конфликтов в школе.

Сегодня конфликты в школе разрешаются, как правило, на основе административных рычагов – через учителя, через руководство школы, в некоторых, особых и более сложных случаях – через руководство системой образования; в криминальных ситуациях – через правоохранительные органы. Только внимательное отношение к ребёнку в школе позволяет на более ранней стадии обнаружить неблагополучие в его семье, помочь ему и его родителям и близким.

 «Стрелки». Одной из основных форм разрешения конфликтов между школь- никами являются встречи, где происходят драки, которые дети называют «стрѐлками». Фактически, именно участие в «стрелках» формирует у детей ис- ходный силовой опыт разрешения конфликтов.

«Травля в школе» -продолжительное  подавление одних людей другими, не переходящее  в правонарушение. . Сначала начинаются стычки между несколькими учениками (агрессорами и жертвами), постепенно  в нее включаются другие ученики класса – чтобы поддерживать ту или иную сторону, чтобы не оказаться «вне коллектива» и так далее. Жертва, защищаясь, начинает резко отвечать обидчикам (что трактуется как агрессия) или жаловаться (что трактуется как ябедничество). Класс делиться на несколько групп (по своему отношению к происходящему).  То есть процесс  травли  идет по нарастающей с переплетением позиции жертва-обидчик. Жертву начинают провоцировать (это не сложно, поскольку жертва находится в стрессовом состоянии). Первоначальная травля со стороны группы ровесников и резкая реакция жертвы травли вызывает  неприязнь у  других одноклассников, чувство отверженного еще более обостряет эмоции и деструктивные реакции жертвы на уроках -  на что начинают резко реагировать учителя, а затем и родители учеников класса. От жертвы травли хотят избавиться не только одноклассники, но и некоторые родители (поскольку он «ведет себя неадекватно», чем мешает их детям учиться), и некоторые педагоги (поскольку он мешает им на уроках). Травля переносится на родителей  ребенка-изгоя (как «не умеющих воспитывать ребенка»), которые в ответ на постоянные претензии педагогов начинают защищать его и себя, на что подключается администрация. Теперь родители жертвы отстаивают своего ребенка вопреки его агрессивным действиям, поскольку видят что справедливость не восстанавливается . и их ребенка никто не поддерживает. Начинается конфликт между родителями  жертвы  и школой, которая «не обеспечивает» безопасность ребенка, направляются жалобы в вышестоящие органы но родителей и на школу. Воронка эскалации расширяется. Попытки уладить  ситацию  со стороны администрации часто сводятся к поиску виноватого, и к тому, что виноваты оба,  а также к угрозе наказанием. Это все усиливает давление на жертву.   Подросток реагирует все агрессивнее, с применением силы, постепенно из жертвы превращаясь в обидчика – ему жестко отвечают – и он опять жертва. Теперь те, кто раньше пытался в классе его защищать, сами оказываются перед выбором -  как относится к его агрессии и на чью сторону встать.  Некоторые школьники (и со стороны обидчиков, и со стороны жертв) начинают использовать конфликт взрослых в своих интересах, манипулируя сообщаемой взрослым информацией  и угрожая жалобами родителей. Каждая из сторон конфликта  стремиться привлечь побольше сил  «в свой лагерь»  - полицию, КДНиЗП (или органов опеки), СМИ и пр.

Например,  в одной школе  мальчик, ранее воспитывающийся в детском доме, придя в общеобразовательную школу, стал  мешать классу и учебе.  Его отвергает  часть одноклассников и часть учителей.  В ответ он совершает разрушительные действия (отвлекается на уроке, дерется), и против него объединяется значительная часть класса. Ему администрация дает «испытательный срок», в ходе которого некоторые одноклассники (видимо, при поддержке своих родителей) стараются его «вывести из себя», чтобы  продемонстрировать педагогам отсутствие его исправления и таким образом избавиться от него. То есть, фактически они его провоцируют на агрессию. То есть  жертва «оказывается» обидчиком, который в одиночку мешает всему классу, потом вновь оказывается «жертвой», потом он снова проявляет агрессию  и так далее.

           В ходе обсуждений медиаторы службы примирения выяснили следующее:

В классе не было никого, кто бы за него заступался. Мальчика спросили, кого он считает своими друзьями. Он назвал двоих одноклассников, но которые то заступались, то  наоборот примыкали к гонителям. Поэтому первой задачей было   поддержать их взаимодействие, чтобы он не был один против всего «мира»,  чтобы вокруг него были те, кто его поддерживает (а не попытка сразу  изменить отношение обидчиков).

У него не оказалось  определенных  навыков взаимодействия, которые есть у других одноклассников, но зато у  него есть другие навыки, которые ему помогали в другой ситуации – например, не сломаться в детском доме или «выжить» при переезде в другую среду.  То есть нельзя сказать, что его навыки «вообще плохие» -  просто в этой школе они оказались неуместные. И это можно обсудить с ним и с остальными учениками.

Он мешает учительнице вести урок и поэтому она  не прощает ему то, на что у других «закрывает глаза». Некоторые ученики воспринимают такую реакцию учительницы как разрешение им быть агрессивными к подростку, а другие начинают провоцировать на агрессию. Некоторые учителя не замечают (или не хотят замечать) как их негативное  отношение влияет на мнение других учеников. Это тоже возможная тема для обсуждения.

Поведение ребенка-изгоя не соответствует социальным нормам (ожиданиям)  этой конкретной группы. Но в разговоре группа не смогла четко сформулировать эти нормы, они  с подростком-изгоем не обсуждались, вроде «он и сам должен понять». Но у подростка затруднена как раз способность к пониманию других людей, в том числе таких  тонких элементов поведения как намеки, осуждение, изоляция и принятие, уместность того или иного действия, «расшифровка» эмоционального состояния другого человека. 

В этой ситуации всем важно было «сохранить свое лицо». Поэтому в ответ на неприятное для него поведение других ребят он не молча терпел, а отвечал им, и достаточно агрессивно. Но реагировать спокойно на внешнюю агрессию  может только человек, чувствующий себя в безопасности, владеющий приемами саморегуляции,  не находящийся в стрессе. Поскольку ничего этого не было, то  странно ждать или просить от него иной реакции, чем агрессия.

 И еще один момент: невозможно строить мосты с одной стороны. Одноклассники говорили, что подросток-жертва начинает меняться и описывали примеры, но учителя (и некоторые другие школьники), по их мнению, этого не видят, а ждут разового кардинального изменения, что «он прекратит так себя вести». И в этом смысле не поддерживают сложный и не быстрый процесс улучшения.  То есть, вместо поддержки процесса  выхода из ситуации травли, высказываются оценки и требования. Интересно, что некоторые одноклассники, когда говорили о проявлениях  агрессии,   отмечали: «он ведет себя как обычно», а другие говорили «он ведет себя как раньше» - то есть для некоторых  уже видны изменения, а для некоторых еще нет.

С куратором были сформулированы возможные вопросы на

  1. Как его способы   и ценности помогли ребенку справиться с трудными жизненными ситуациями (детский дом, приход в новую школу и пр.)?
  2. Какие у других учеников есть способы справляться с трудными ситуациями?
  3. Что из этого он может взять к себе в «копилку»?
  4. Кто готов ему в этом помочь?
  5. Какой вред и кому приносить эта ситуация?  
  6. К каким негативным последствиям может привести ее развитие в том же направлении?
  7. Кто из вас и что может сделать для ее исправления.  

После прояснения вышеперечисленных моментов,  одноклассники, входящие в службу примирения перестали поддерживать процесс травли и заявляли в классе о недопустимости подобного.  Кроме того они  говорили учителям о фактах провокации (что «он не виноват»). 

Как я уже сказала, конфликт должен быть решен его непосредственными участниками, поскольку только они смогут найти лучшее решение. Нейтральный посредник (медиатор) не судит, не советует, не воспитывает, не защищает, не  винит и не принуждает.  Медиатор помогает всем участникам снизить эмоциональный накал, услышать и понять друг друга (в чем на их взгляд проблема, какой  и кому причинен вред), а также им самим найти выход из конфликтной ситуации и обсудить, как избежать повторения подобного  в будущем.  

Медиатор организует примирительную встречу только при добровольном согласии обеих сторон  и в их интересах и потому он предварительно встречается с  каждым из участников отдельно. Медиатор в равной степени поддерживает обе стороны в стремлении решить конфликт, потому он легко налаживает с ними контакт.

Для поддержки проведения медиации в образовательном учреждении организуются  Школьные службы примирения. Служба примирения действует на основании действующего законодательства, устава школы и Положения о школьной службе примирения.

Куратором школьной службы примирения является зам.директора по ВР. В состав ШСП входят соц.педагог, педагог-психолог, 2 опытных классных руководителя, 2 старшеклассницы (1 лидер школы).

 Документация ШСП:

  1. приказ о создании службы примирения и назначении куратора (руководителя)
  2. положение о школьной службе примирения
  3. формы мониторинга деятельности службы ???
  4. регистрационная карточка
  5. примирительный договор
  6. журнал регистрации конфликтов
  7. план работы ШСП на год

В план работы на год мы включили проведение классных часов для учащихся 1-4 классов «Общение без конфликтов», для 5-11 классов «Разрешение конфликтных ситуаций в классе»

Основные восстановительные программы ШСП:

-программа примирения

-круг сообщества

-семейная встреча

Примирительные программы проводятся на основании письменного соглашения о проведении процедуры медиации, в нем содержатся сведения о предмете спора, медиаторе, о порядке проведения процедуры медиации, расходах, о сроках проведения медиации.

Результатом медиации становится письменное медиативное соглашение, в котором содержатся сведения о предмете спора, медиаторе, проведенной  процедуре медиации, а также согласованные сторонами обязательства, условия и сроки их выполнения. Медиативное соглашение подлежит исполнению на основе принципа добровольности и добросовестности сторон.

Программа примирения жертвы и обидчика (встреча по заглаживанию вреда)

Применяется, когда есть криминальная ситуация и стороны признают свое участие в ней. Такая программа может задействовать большой спектр ситуаций: кражи, конфликты, хулиганство, вымогательство, вандализм, грабежи, угоны. Встречи жертвы и правонарушителя «лицом к лицу» направлены на создание условий преодолений последствий конфликта силами самих участников криминальной ситуации. Такая программа проводится, при условии, что обидчик признает свою ответственность  за случившееся и хочет исправить ситуацию.

Медиатор помогает достичь взаимопонимания, разобраться с причинами, вызвавшими данную ситуацию, помогает выразить чувства, способствует принятию разумного решения конфликта.

Программа примирения в семье

При реализации данной программы акцент делается на изменение разрушительных для семьи отношений, взаимодействие ее членов и создание диалога. Такие программы особенно необходимы, поскольку именно в особенностях семьи и отношений в ней нередко заложены причины криминальной активности подростка.

Школьная и общественная конференция

Это более массовые программы примирения. Они необходимы тогда, когда ситуация затронула достаточно большое количество участников, и они испытывают потребность в нормализации отношений между ними. Сторонами конференции выступает группы людей или человек и группа. Стандартной ситуацией для проведения общественных или школьных конференций является решение вопросов, связанных с систематическим срывом занятий или прогулами. Такие конференции помогают также при разрешении затяжных конфликтов между классами, или обучающимся и классом, учителем и классом.

Задача медиатора помочь понять участникам конфликта, что нет «жертв» и «законченных отморозков», а есть люди, которые не поняли друг друга и не знают как конструктивно изменить ситуацию.

Семейная конференция

Программа включает в себя совместные действия семьи и ребенка по принятию ответственности за выход из криминальной ситуации и изменению поведения ребенка. Обучающимся не обязательно полностью возмещать причиненный ущерб. Важно, чтобы они приняли на себя ответственность. Кроме, того частично могут помочь и родители.

«Круги заботы»

Одна из самых сложных программ примирения. Такие круги проводятся в случаях, когда фактически разрушена или отсутствует семья. В этой ситуации необходимо создать эквивалент первичной социальной среды.

 «Безопасность в школе – это….»

Школа - это маленькая часть общества, которая включает много людей: родителей, педагогов, учащихся, и от каждого зависит, каким это общество будет. А если смотреть глубже и дальше, то из детей, которые выйдут из школы, будет складываться наше общество в целом.

Безопасность в школе  прежде всего зависит от взрослых, ведь именно они  своими поступками  и отношением к жизни учат нас, какими нам быть. Воспитывая своего ребенка, родители должны сформировать у него позитивное отношение к жизни, умение уважать мнение и чувства других людей,  умение прощать, быть терпимым к разным людям, разумно разрешать конфликты, договариваться, а самое главное, быть добрым, дружелюбным, отзывчивым.

Педагоги должны культивировать добрые отношения между детьми, стараться разрешать конфликтные ситуации путем объяснений и договоренностей. Строить дружеские отношения со своими коллегами, родителями, детьми.

Учащиеся, особенно старших классов, должны стремиться  разумно, конструктивно разрешать конфликтные ситуации, помогать младшим.

   В своей деятельности мы используем пока только программу примирения -программу, при которой конфликтующие (или обидчик и жертва) встречаются для переговоров, а ведущий создает условия для взаимопонимания участников и для достижения договоренности, о приемлемых вариантах разрешения проблемы.

 

Принципы деятельности службы:

1.       Принцип добровольности, предполагающий добровольное участие школьников в организации работы службы, так и обязательное согласие сторон, вовлеченных в конфликт, на участие в примирительной программе.

2.       Принцип согласия сторон, вовлеченных в примирительную программу. Основанием для начала работы может быть письменное заявление учителя, родителей или учащихся школы.

3.       Принцип конфиденциальности, предполагающий обязательство службы примирения не разглашать полученные в ходе программы сведения. Исключение составляет информация о возможном нанесении ущерба для жизни, здоровья и безопасности.

4.       Принцип нейтральности, запрещающий службе примирения принимать сторону одного из участников конфликта. Нейтральность предполагает, что служба примирения не выясняет вопрос о виновности или невиновности той или иной стороны, а является независимым посредником, помогающим сторонам самостоятельно найти решение.

Безопасность в школе - это уверенность, спокойствие, отсутствие страха за свою жизнь, знание того, что никто не останется безучастным к твоим проблемам. Это хороший микроклимат в школьном коллективе, помощь и забота старших учащихся о младших, взаимопонимание между взрослыми и детьми.

Безопасность в школе – это когда родители спокойны за своего ребенка, уверены, что ему ничего не угрожает.

Именно так  мы, медиаторы ШСП, видим безопасность в нашей школе. И от каждого из нас зависит, какой она будет. Это, наверное, трудно, но все вместе, каждый  своим личным примером может сделать нашу школу безопасной. 

В прошлом году через ШСП мы пропустили 8 конфликтных случаев.7 из них – конфликты между одноклассниками (мальчиками), причем 1 ученик 7 класса трижды вступал в конфликтную ситуацию с разными одноклассниками (подросток-физически агрессивен), трижды проходил через СП. Итог – конфликт разрешен. В классе проведена серия классных часов по способам разрешения конфликтов, по развитию межличностных отношений в коллективе. В 8 классе парень в конфликтные ситуации не вступает, контролирует свое поведение, старается сдерживать эмоции.

Еще один случай- конфликт между ученицами 9 и 8 (новенькой) классов. Обе высокой самооценкой. В ходе примирительной программы поняли проблему, но не считают нужным первой извиниться друг перед другом. Работали с каждой в отдельности, сажали за стол переговоров, подключались родители. В ходе встречи обе девушки высказали свою версию проблемы, свое отношение к случившемуся, пришли к взаимному пониманию проблемы, но не извинились. Но в тоже время конфликтов больше нет.

В одном из случаев- конфликт между одноклассниками, 6 класс. Артем придумал Саше прозвище, обозвал Сашу, а Саша в ответ ударил Артема. В работу включили лидера школы. Конфликт разрешен, но в ходе примирительной беседы, мы узнали, что в классе некоторые мальчики обзывают друг друга, потому провели час общения, на котором обсудили правила поведения учащихся, поговорили о культуре общения и взаимоотношениях, правилах развития коллектива.

В этом году разрешили конфликт во взаимоотношениях мамы с сыном. В семье сложная психологическая обстановка: мать не может заставить сына лучше учиться, запрещает долго гулять на улице, а сын отказывается идти ночевать домой, т.к.мать не хочет вести здоровый образ жизни, объясняя это временными жизненными трудностями. В ходе встречи обе стороны высказали свое отношение к случившемуся, пришли к взаимному пониманию проблемы, пообещав друг другу избегать повторения подобного. В настоящее время взаимоотношения в семье хорошие.

       Опыт работы  нашей ШСП небольшой. Курсы повышения квалификации специалисты ШСП не проходили, вся работа опирается на самостоятельном изучении методических материалов. Я бы хотела вам порекомендовать использовать метод.материалы с сайта Антона Юрьевича  Коновалова- руководитель направления «Школьной службы примирения» межрегионального общественного центра «Судебно-правовая форма», председатель Ассоциации кураторов служб примирения и медиаторов г.Москва,член Европейского форума по восстановительному правосудию и Всероссийской ассоциации восстановительной медиации, разработчик концепции психологии школьной службы примирения,  практикующий медиатр, сертифицированный тренер по медиации, сотрудник Московского городского психолого-педагогического университета. Предлагаю вашему вниманию его сборники, статьи:

-Рекомендации по созданию и развитию службы примирения в образовательной организации.

- Обзор правовых документов, касающихся служб примирения, а также восстановительной медиации в образовательной среде

- Школьная служба примирения и восстановительная культура взаимопонимания

- Медиация Ровесников в России (очень много разных примеров из практики работы СП)

          От каждого из нас зависит, будет ли наша школа безопасной. Это, наверное, трудно, но все вместе, каждый своим личным примером может сделать нашу школу безопасной.

Конфликт в школе, как и в обществе, неизбежен, это одно из условий развития мира. Но надо учиться решать его мирным путем. В общем, можно сказать следующее:  чтобы дети умели сами выходить из трудной ситуации, нужно, чтобы им дали возможность на равных участвовать в разрешении конфликтов, прислушивались к их мнению. Медиация, конечно, не волшебная палочка, которая мигом уладила бы все конфликты. Однако благодаря медиации можно хотя бы в какой-то мере снизить уровень подростковой преступности. Можно разрешать споры и конфликты, не доводя их до более тяжких последствий. То есть можно на ранних стадиях помочь детям, чтобы они не стали преступниками или не попали в сложную жизненную ситуацию.

Спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Школьная служба примирения как новая форма работы в направлении профилактики правонарушений в среде несовершеннолетних

Выступление педагога-психолога Захаровой Г.Ю.на окружном «Совете профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» Северо-Западного округа «О реализации комплекса меро...

Из опыта работы по созданию Школьных служб примирения в Северном и Южном Бутово

Программа-направлена на внедрение в школьную практику альтернативных способов разрешения конфликтных и напряженных ситуаций;-способствует снижению уровня социальной дезадаптации школьников;-развивает ...

План работы школьной службы примирения в МБОУ "СОШ №5"

Документ содержит план работы школьной службы примирения в МБОУ "СОШ № 5"...

Программа внеурочной деятельности для детской школьной службы примирения "Школа примирения"

Программа внеурочной деятельности для детской школьной службы примирения "Школа примирения" для детей 13-16 лет включает в себя пояснительную записку и тематическое планирование на 34 уч. ча...

Статья "Анализ работы школьной Службы примирения (медиации) 2017/18 учебный год." Куратор - социальный педагог ГБОУ школы №476 Песочина И.А.

Служба медиации действует на основании действующего законодательства, Положения о школьной службе медиации....

«Круги сообществ» - одна из групповых форм работы, для разрешения конфликтных ситуаций, в рамках Школьной Службы Примирения (из опыта практической работы).

Данный метод является частью востановительной медиации которая лежит в основе работы  "Школьной Службы Примирения" и помогает легко и быстро разрешать конфликты в которых участвует боль...

План работы школьной службы примирения на 2022- 2023 учебный год

План работы школьной службы примирения с указанием мероприятий и ответственных за выполнение....