Школьная служба примирения как новая форма работы в направлении профилактики правонарушений в среде несовершеннолетних
статья по теме
Выступление педагога-психолога Захаровой Г.Ю.
на окружном «Совете профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» Северо-Западного округа «О реализации комплекса мероприятий по профилактике асоциальных проявлений среди учащихся» (из опыта работы)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
выступление | 20.59 КБ |
Предварительный просмотр:
Выступление педагога-психолога Захаровой Г.Ю.
на окружном «Совете профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» Северо-Западного округа «О реализации комплекса мероприятий по профилактике асоциальных проявлений среди учащихся»
Школьная служба примирения как новая форма работы в направлении профилактики правонарушений в среде несовершеннолетних
Коллегией Департамента образования Кировской области от 18.04.2013 г. было принято решение, в п.7.2. которого сказано:
«С целью своевременного купирования конфликтных ситуаций, достижения взаимопонимания между участниками образовательного процесса, создания комфортного микроклимата в образовательном учреждении, совершенствования профилактики асоциального поведения подростков принять меры по созданию Школьных служб примирения (ШСП)».
В октябре 2013 г. в рамках региональных семинаров по проекту «Информационно-методическая служба сопровождения медиации в образовательных учреждениях» педагог-психолог школы прошла подготовку на базе Центра социально-психологической помощи подросткам и молодежи в г. Кирове. Проинформировала педагогический коллектив о необходимости внедрения Служб примирения в школы. Был разработан и принят на педагогическом совете школы, утвержден директором «Локальный акт о Школьной службе примирения». 25 ноября 2013 г. ШСП начала свою деятельность в нашей школе.
Деятельность ШСП основана на концепции восстановительного правосудия, которое разрабатывается и реализуется в форме различных практик во многих странах мира. Восстановительное правосудие – это новый подход к тому, как обществу необходимо реагировать на преступление, и практика, построенная в соответствии с этим подходом. Идея восстановительного правосудия состоит в том, что всякое преступление должно повлечь обязательства правонарушителя по заглаживанию вреда, нанесенного жертве (потерпевшему). Государство и социальное окружение жертвы и правонарушителя должны создавать для этого необходимые условия.
Восстановительный подход противостоит подходу, ориентированному на наказание, и может применяться в различных конфликтных случаях, кроме криминальных ситуаций в системе общего, профессионального и дополнительного образования, в системе социальной защиты, в судебной системе, в деятельности КДН и ЗП, в семейно-бытовой сфере для преодоления негативных последствий конфликтов.
Восстановительный подход предполагает вовлечение и активное участие потерпевшего и обидчика, а также затронутых правонарушением людей, в работу по решению возникших в результате правонарушения проблем с помощью беспристрастной третьей стороны – медиатора.
Восстановительная медиация – это процесс, в котором медиатор создает условия для восстановления способности людей понимать друг друга и договариваться о приемлемых для них вариантах разрешения проблем (при необходимости – о заглаживании причиненного вреда), возникших в результате конфликтных или криминальных ситуаций.
В ходе восстановительной медиации важно, чтобы стороны имели возможность освободиться от негативных состояний и обрести ресурс для совместного поиска выхода из ситуации (от отношений конфронтации, предубеждений, подозрительности, агрессивности к позитивным взаимоотношениям).
Восстановительная медиация включает предварительные встречи медиатора с каждой из сторон по отдельности и общую встречу сторон с участием медиатора. Медиатор помогает выразить и услышать точки зрения, мнения, чувства сторон, что формирует пространство взаимопонимания.
Важнейшим результатом восстановительной медиации являются восстановительные действия (извинение, прощение, стремление искренне загладить причиненный вред), т.е. такие действия, которые помогают исправить последствия конфликтов или криминальной ситуации. Не менее важным результатом медиации может быть соглашение или примирительный договор, передаваемый в орган, направивший на медиацию. Примирительный договор (соглашение) может учитываться данным органом при принятии решения о дальнейших действиях в отношении участников ситуации.
В нашей школе сформировалась команда медиаторов из педагогов (5 человек) и учащихся 8-10 классов (16 школьников). Перед тем, как начать занятия с медиаторами, мы получили согласие родителей на участие их ребенка в работе Школьной службы примирения. Все родители одобрили желание школьников быть медиаторами. Медиаторы (и взрослые, и дети) на базе школы прошли курс обучения, состоящий из 2-х семинаров – тренингов, которые провели психологи Кировского Центра социально-психологической помощи детям, подросткам и молодежи. Организацию обучения медиаторов ШСП специалистами Центра инициировала КДН и ЗП администрации ЗАТО Первомайский при поддержке сектора по делам молодежи, физкультуры, спорта и связям с общественностью администрации ЗАТО Первомайский.
На школьных заседаниях службы сами ребята придумали эмблему, девиз, название службы. Название: «Миротворцы». Девиз: «Если мира у вас нет или нужен вам совет. Ты к нам просто подойди, помощь нашу попроси». Эмблема: «В круге - два мизинца, сцепленные вместе» (как символ примирения).
Проведена просветительская работа среди педагогов на педсоветах, совещаниях классных руководителей. Среди родителей - на общешкольной родительской конференции, классных родительских собраниях. Тематика встреч: «Возможности школьной службы примирения», «Школьная служба примирения как новая форма работы в направлении профилактики правонарушений в среде несовершеннолетних». На общешкольных линейках учащиеся были проинформированы о создании ШСП.
Были распространены информационные буклеты «Школьная служба примирения» среди всех участников образовательного процесса. Взрослые медиаторы провели классные часы «Конфликт: взаимодействие или противодействие» в среднем звене школы. Педагог-психолог выступила на заседании КДН и ЗП с информацией «О работе по внедрению Школьной службы примирения в МКОУ СОШ ЗАТО Первомайский». Школьники – медиаторы выступили на общешкольных линейках перед учащимися школы с информацией о Деятельности службы примирения.
За прошедший учебный год медиаторами Школьной службы примирения была оказана помощь семьям, педагогам и школьникам в урегулировании конфликтов, т.е. были организованы и проведены предварительные и примирительные встречи с участниками образовательного процесса. Одну из пяти примирительных встреч проводили медиаторы – школьники под руководством педагогов - медиаторов. Доказательством эффективности применения восстановительной медиации в школе является отсутствие рецидивов в рассмотренных Школьной службой примирения конфликтных ситуаций в диаде «ученик - ученик».
В настоящее время
- Командой медиаторов готовится информация для оформления стенда «Миротворцы», на котором будут располагаться заметки о деятельности службы, ее медиаторах, условиях работы службы, полезные советы «Как грамотно общаться»; литературные зарисовки о людях – миротворцах, их деятельности, подвигах.
- Назначены ответственные за размещение информации о деятельности Школьной службы примирения в МКОУ СОШ ЗАТО Первомайский на школьном сайте.
В плане работы Школьной службы примирения:
- Продолжить обучение медиаторов – школьников эффективным приемам коммуникации на совместных заседаниях ШСП.
- Продолжить организацию обучающих тренингов по обработке технологии ведения предварительных и примирительных встреч.
- Организовать классные часы в начальной школе и среднем звене с ведущими – медиаторами - школьниками. Цель таких классных часов: трансляция опыта работы в ШСП и обучение учащихся эффективным способам коммуникации, а также профессиональные пробы самих медиаторов в сфере «Человек-человек».
Таким образом, продвижение восстановительной медиации в системе образования способствует расширению возможностей использования восстановительного способа реагирования на конфликтные ситуации и тем самым содействует укреплению позитивных социальных связей в обществе, в частности является эффективным способом профилактики правонарушений в среде несовершеннолетних.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Годовой план мероприятий по профилактике правонарушений, безнадзорности среди несовершеннолетних
В плане отражены проводимые мероприятия, сроки, исполнители....
План работы совета по профилактике правонарушений среди несовершеннолетних по МКОУ « Возрождение» на 2015 -2016 учебный год
Планработы совета по профилактике правонарушенийсреди несовершеннолетних по МКОУ « Возрождение»на 2015 -2016 учебный год...
План работы совета по профилактике правонарушений среди несовершеннолетних на 2016 -2017 учебный год
Планработы совета по профилактике правонарушенийсреди несовершеннолетних на 2016 -2017 учебный год...
«Круги сообществ» - одна из групповых форм работы, для разрешения конфликтных ситуаций, в рамках Школьной Службы Примирения (из опыта практической работы).
Данный метод является частью востановительной медиации которая лежит в основе работы "Школьной Службы Примирения" и помогает легко и быстро разрешать конфликты в которых участвует боль...
План работы Совета по профилактике правонарушений среди несовершеннолетних на 2020-2021учебный год
оказание своевременной и квалифицированной помощи детям, подросткам и (или) их семьям, попавшим в сложные социальные, семейные, педагогические и прочие ситуации....