Буллинг, его профилактика и последствия
статья по психологии

Профилактика травли 

Скачать:


Предварительный просмотр:

«Буллинг, его профилактика и последствия»

Буллинг – это повторяющиеся акты различных видов насилия, издевательств со стороны одного лица или группы лиц в отношении индивида, который не может себя защитить; травля одного человека другим, агрессивное преследование одного ребенка другими детьми.

Школьный буллинг отличается своей жестокостью, непримиримостью.

Цель буллинга – за агрессивным поведением скрыть свою неполноценность.

Предпосылками буллинга являются:

• зависть, желание унизить жертву ради удовлетворения своих амбиций, для развлечения, самоутверждения;

• желание подчинить, контролировать кого-то;

• виктимность жертвы (особенности личности и поведения индивида, навлекающие на него агрессию со стороны других людей, такие как покорность, внушаемость, неумение постоять за себя, неосторожность, доверчивость, легкомыслие, недифференцированная общительность, а также психические расстройства).

Психологический буллинг имеет несколько подвидов:

  • вербальный буллинг – обидное имя или кличка, с которым постоянно обращаются к жертве, обзывания, насмешки, распространение обидных слухов, бесконечные замечания, необъективные оценки, унижение в присутствии других детей. Обзывания могут также принимать форму намеков по поводу предполагаемой половой ориентации ученика;
  • невербальный буллинг – обидные жесты или действия (плевки в жертву либо в её направлении, показывания неприличных жестов);
  • запугивание – использование постоянных угроз, шантажа для того, чтобы вызвать у жертвы страх, боязнь и заставить совершать определенные действия и поступки;
  • изоляция – жертва умышленно изолируется, выгоняется или игнорируется частью учеников или всем классом. С ребенком отказываются играть, дружить, гулять, не хотят с ним сидеть за одной партой, не приглашают на дни рождения и другие мероприятия. Это может сопровождаться распространением записок, нашептыванием оскорблений, которые могут быть услышаны жертвой, либо унизительными надписями на доске или в общественных местах;
  • вымогательство – от жертвы требуют деньги, ценные вещи и предметы, талоны на бесплатное питание путем угроз, шантажа, запугивания;
  • повреждение и иные действия с имуществом – воровство, грабёж, прятанье личных вещей жертвы;
  • кибербуллинг – оскорбление, унижение через интернет, социальные сети, электронную почту, телефон или через другие электронные устройства (пересылка неоднозначных изображений и фотографий, анонимные телефонные звонки, обзывания, распространение слухов, жертв буллинга снимают на видео и выкладывают в интернет).

Физический школьный буллинг – применение физической силы по отношению к ребенку, в результате чего возможны телесные повреждения и физические травмы (избиение, побои, толчки, шлепки, удары, подзатыльники, пинки). В крайних случаях применяется оружие, например, нож. Такое поведение чаще встречается среди мальчиков, чем у девочек. Подвидом физического буллинга является сексуальный (домогательства, насилие, принуждения к сексу). 

       

В случаях буллинга наблюдается определенная структура участников. Это – обидчик, преследователь (булли, агрессор), это – жертва и это –  наблюдатель (-ли).

Характеристики участников травли:

 «Агрессор», булли человек, который преследует и запугивает жертву.

Чувства агрессоров:

  • злорадство, злость, агрессия, ощущение власти, удовлетворение, азарт («Будет мне за это что-то или нет?»), адреналин, чувство превосходства.
  • При этом есть чувство неполноценности, которое он скрывает. Это может быть самозащита: он сам может чем-то отличаться и, чтобы его не травили, наносит упреждающий удар.

Типы агрессоров:

  • «Нигилист» – чаще мальчик, чем девочка. Это логик по типу мышления. Патологическая безэмоциональность – его отличительная черта. Слышит только себя и считается только с собственным мнением. Придумывает для других язвительные и унизительные прозвища.
  • «Компенсатор» – недостаток знаний и способностей к учению восполняет проявлением власти, ложью, грубостью. Любит измываться над слабыми и беззащитными. Нанесенные ему обиды помнит долго, всегда пытается взять реванш. Единственная возможность борьбы с таким буллером – завоевать поддержку коллектива. Как только он понимает, что жертву поддерживают другие, накал его агрессии снижается.
  • «Комбинатор» – жестокий подросток с развитым интеллектом. Ему нравится манипулировать другими, цинично сталкивая одноклассников между собой, оставаясь при этом в стороне. Искреннее общение с таким буллером в любой момент может обернуться внезапным и очень болезненным ударом.

Жертвы буллинга.

Типичных жертв школьного террора нет. Любой ребёнок может быть изгоем.

  • физические недостатки – носящие очки, со сниженным слухом или с двигательными нарушениями (например, при ДЦП), то есть те, кто не может защитить себя, физически слабее своих ровесников;
  • особенности поведения – замкнутые, чувствительные, застенчивые, тревожные

или дети с импульсивным поведением. Гиперактивные дети бывают слишком назойливыми и общительными: влезают в чужие разговоры, игры, навязывают свое мнение, нетерпеливы в ожидании своей очереди в игре. По этим причинам они часто вызывают раздражение и негодование в среде сверстников;

  • особенности внешности – все то, что выделяет ребенка по внешнему виду из общей массы, может стать объектом для насмешек: рыжие волосы, веснушки, оттопыренные уши, кривые ноги, особенная форма головы, вес тела (полнота или худоба);
  • плохие социальные навыки – недостаточный опыт общения и самовыражения.

Такие дети не могут защищаться от насилия, насмешек и обид, часто не имеют ни одного близкого друга и успешнее общаются со взрослыми, чем со сверстниками;

  • страх перед школой – неуспеваемость в учебе часто формирует у детей отрицательное отношение к школе, страх посещения отдельных предметов, что воспринимается окружающими как повышенная тревожность, неуверенность;
  • отсутствие опыта жизни в коллективе (домашние дети) – не имеющие опыта взаимодействия в детском коллективе до школы, могут не обладать навыками, позволяющими справляться с проблемами в общении;
  • особенности здоровья – существует масса расстройств, которые вызывают насмешки и издевательства сверстников: эпилепсия, тики, заикание, нарушения речи дети с ОВЗ и другими болезненными состояниями;
  • низкий интеллект и трудности в обучении – слабые способности могут являться причиной низкой обучаемости ребенка. Плохая успеваемость формирует низкую самооценку: «Я не справлюсь», «Я хуже других» и т. Д. Низкая самооценка может способствовать в одном случае формированию роли жертвы, а в другом – насильственному поведению как варианту компенсации. Поэтому ребенок с низким уровнем интеллекта и трудностями в обучении может стать как жертвой школьного насилия, так и насильником.

Поведение свидетелей буллинга (наблюдатели):

Дети испытывают:

  • страх совершения подобного с ними, злорадство по этому поводу («Слава богу, не я»), беспомощность, что не могут оказать помощь ближнему, т.е. они боятся последствий.
  • потребность к бегству от ситуации буллинга, чтобы не быть в неё втянутыми, чтобы она не разрушила их душевный комфорт.
  • желание присоединиться к травле.

Взрослые испытывают:

  • Возмущение, негодование, желание немедленно вмешаться.
  • Страх, отчаяние, бессилие, что может быть ещё хуже, и они не знают, как это прекратить.
  • Защитное игнорирование фактов. «Я это не вижу», «Меня это не касается», «Пусть разбираются сами и отвечают за них те, кому это положено», «Дети должны сами научиться общаться, это возрастное».
  • Желание присоединения к агрессору.
  • Переживание чувств «праведного возмездия» и «торжества справедливости». «Наконец, ему (ей) воздалось по заслугам». Как правило, к подобным реакциям, могут быть склонны педагоги, травмированные длительным проблемным поведением своих учеников.

       Буллинг зачастую это скрытый процесс и для его предотвращения, разрешения конфликта и устранения последствий необходимо слаженное взаимодействие окружения ребенка и всех вовлеченных в образовательную деятельность лиц.

Первичная профилактика реализуется по 3 направлениям:

1. Создание условий недопущения буллинга.

2. Скорейшее и грамотное разобщение ребенка со стрессовыми воздействиями.

3. Укрепление защитных сил организма в противостоянии травле как для условно здоровых детей, так и для уже имеющих соматическую или психическую патологию.

На первом этапе следует признать наличие проблемы и осознать ее масштаб.

На втором – определить проблему (ее суть, серьезность, частоту возникновения, длительность, состояние жертвы, участников, свидетелей). Контролируются агрессивные намерения обидчиков и состояние жертвы. Вырабатывается план действий.

На третьем – реализуется выработанный план.

       Вторичная профилактика сводится к своевременному выявлению у подростков патологических последствий буллинга и оказанию квалифицированной комплексной помощи.

      Третичная профилактика предполагает реабилитацию детей и подростков с тяжелыми формами последствий травли. Острый психоз и суицидальное поведение – поводы для экстренной госпитализации. При выявлении признаков тяжелого душевного расстройства необходимо экстренно убеждать родителей проконсультировать ребенка у психиатра.

         Объединение профилактических мероприятий в единую систему позволяет создать в образовательной организации безопасное психологическое пространство. В основном меры сводятся к формированию определенных установок у каждого отдельного ученика, а также введению правил и норм, направленных против буллинга.

В нашей школе по данному направлению ведётся большая комплексная профилактическая работа, это:

1. Информирование учителей, сотрудников школы, детей и родителей о проблеме буллинга, его механизмах и последствиях, юридической ответственности для агрессора и его законных представителей (традиционные формы информирования- выступление психолога на родительских собраниях, раздача памяток по данной проблеме, освещение проблемы на официальном сайте)

2. Информационные минутки с инструктажем по правилу поведения в школе и на уроке для учащихся.

3. Межведомственное взаимодействие - профилактические беседы, лектории  инспекторов ОУУП и ПДН ОМВД России по Ейскому району  в рамках профилактики девиантного поведения.

4. Информирование всех участников образовательного процесса о Горячих линиях и Детском телефоне доверия через официальный сайт, стенд, запись в дневниках, выступление педагога-психолога на родительских собраниях, классных часах, раздачу памяток.

5. Введение единых алгоритмов работы для преподавателей в отношении учащихся с различными видами девиантного поведения («Навигатор профилактики», разработанный Московским государственным психолого-педагогическим университетом https://cppmsp52.ru/navigator-profilaktiki);

6. Повышение психологической компетентности педагогов (Семинар-практикум «Как предупредить буллинг в детском коллективе», лекция «Психологическая безопасность, как                   её создавать»); индивидуальная работа с классными руководителями, в классах которых есть дети «группы риска».

7. Проведение диагностик психо-эмоционального состояния обучающихся; диагностики социального статуса обучающихся с целью выявления фактов буллинга и выявления «отверженных» обучающихся.

8. Обучение учащихся знаниям и навыкам, необходимым для распознавания проявлений буллинга и насилия, своевременного и адекватного реагирования на них (Классный час «Буллинг. Травля» через которую происходит формирование негативного отношения детей к таким понятиям, как буллинг, формирование умения найти пути выхода из ситуаций травли; толерантного отношения к сверстникам; закрепление понятий буллинг, как резко отрицательных явлений жизни. В результате: подростками понимают важность проблемы психологического насилия; определяют нравственный ориентир.)

        9. Обучать детей конструктивным способам решения конфликтов (классный час с элементом тренинга «Конфликтные ситуации и способы их преодоления» где  участников знакомят с понятием «конфликт», формируют у подростков стремление к предупреждению конфликтов, позитивному выходу из конфликтных ситуаций, учат предотвращать развитие конфликта, показать и отработать способы выхода из конфликтных ситуаций.

        10. Профилактика девиантного поведения (тренинг «Мой выбор» где анализируется позиция человека, практикующего отклоняющееся поведение; происходит информирование и систематизация имеющихся знаний о негативных последствиях отклоняющегося поведения);

11. Групповые занятия с детьми под общим названием «Круг сообщества» цель которых может быть разная: сплочение класса, развитие чувства эмпатии и толерантности, обучение навыкам самоконтроля и саморегуляции, медиация.

В начале тренинга, ведущий озвучивает тему тренинга и его правила (уважение друг к другу, каждый высказывается по кругу в «микрофон» который даёт право слова, каждый выслушивается безоценочно, задавать вопросы может только тренер)

В качестве разминки участники знакомятся между собой, либо проговаривают имя, которым его можно называть.

Упражнение «Мои ожидания от тренинга». Фиксируется настроение участников на начало тренинга: выясняются его ожидания; проговаривается эмоциональное состояние (радость, интерес, грусть, скука и пр.)

Упражнение «Пожелание по кругу». Участники проговаривают добрые и радостные пожелания друг другу.

Упражнение «Пересадки, или угадай, что нас объединяет». Ведущий громко называет признак, объединяющий всех участников. Например: «Пересаживаются все то, кто живет на планете Земля». Несколько признаков, которые еще можно назвать в этой игре : …кого с утра разбудила мама, … кому хоть раз в жизни сопутствовала удача, …кто родился зимой (летом, весной, осенью) и тд. Обычно это упражнение проходит шумно и весело.

Далее, в зависимости от цели, идет обсуждение или соответствующие упражнения.

Упражнение «Дадим отпор». Все участники становятся в круг. Ведущий называет возможные страхи или опасности. Если кто-то из участников боится того, что было озвучено ведущим, то он должен встать в круг. Оставшиеся за кругом, в течении 5 секунд берутся за руки (как бы защищая тех, кто вошел в круг) и громко, дружно произносят «Дадим отпор…». Основные критерии этого упражнения – быстрота, громкость и дружность защиты.

Начинать это упражнение следует с шутки, а уже потом называть реальные опасности.

Например: «На нас напали зелёные человечки»

Ответ: «Дадим отпор зеленым человечкам».

Далее идет последовательность фраз, в той последовательности, в которой приобретают терапевтический смысл:

На нас напала плохая погода

…злые собаки

…много домашних заданий

…скука

…угрызения совести

…лень

…чувство грусти

…одиночество

…непонимание родителей

…злость и агрессия

… неуверенность в себе

Рефлексия:

-Что понравилось\не понравилось в занятии?

-было ли полезно это занятие?

- какую эмоцию испытываете?

12. Просмотры и обсуждения  видео («О травмах, которые травля оставляет на всю жизнь» https://vk.com/video-157766388_456239254, ; «Иван Мулин специально для Травли NET» https://vk.com/video-157766388_456239244; Мультфильм "Травле - НЕТ!" https://vk.com/video-157766388_456239035 )

        13.  Исследование проблемы травли и ее распространенности в МБОУ ООШ№5 (мониторинг психологической безопасности образовательной среды: методика „Человечки на дереве“, анонимное анкетирование а выявление буллинга) Обсуждение результатов с сотрудниками школы с детьми и родителями.

        14.  Тесное взаимодействие с законными представителями.

Последствия буллинга

Можно было бы сказать, что школьные годы пройдут и детские обиды забудутся, но психологи доказали, что это совсем не так. Школьное насилие буквально ломает личность жертвы, а его последствия сказываются на жизни человека в течение десятилетий. Жертвы частого или постоянного буллинга в школе, становясь взрослыми, существенно чаще жалуются на здоровье, страдают от депрессии, нервных расстройств и склонны к суициду. Они менее успешны в профессиональной деятельности, у них более низкий доход, выше риск остаться без работы. Они чаще ведут одинокий образ жизни, не имея семьи и друзей. Иначе говоря, «детские обиды» оборачиваются вполне серьёзными взрослыми проблемами. Зная это, родителям и педагогам стоит внимательнее следить за тем, чтобы их ребёнок не стал жертвой буллинга.

Обязательные правила для администрации школы, социального педагога, педагога-психолога, классного руководителя и преподавателей-предметников в образовательном учреждении при выявлении факта травли:

  1. Не игнорировать, не преуменьшать значение.
  2. Проявить активность в данной ситуации.

Если классному руководителю стало известно о случае буллинга, или он стал свидетелем такого случая, он должен занять ясную и недвусмысленную позицию. Классный руководитель может попытаться добиться того, чтобы, по меньшей мере «наблюдатели», а по возможности и сам «агрессор», изменили свою позицию в отношении буллинга, а также объяснить им, каковы психологические последствия для жертвы в этой ситуации и административные и уголовные последствия для агрессора и его законных представителей.

  1. Разговор с «агрессором» буллинга.

Если стало известно о случае буллинга, необходимо провести беседу с зачинщиком, где, прежде всего, ясно дать понять, что в школе не будут терпеть буллинг.

Нужно учитывать, что при работе с буллерами (агрессорами) разрешается критиковать, а также корректировать поведение, но ни в коем случае не переходить на личности. Нужно учитывать, что такие дети и подростки обычно теряют интерес совершать насилие, если находят в своем учреждении какое-то достаточно осмысленное, а также ценное занятие для себя, в котором они способны проявить свой потенциал, а также пережить чувство успеха.

Санкции являются отличным средством, чтобы дать ребенку понять, чем может быть чреват его свободный выбор. Если взрослый выдерживает такие ограничения, это учит подростка нести ответственность за свои поступки.

  1. Работа с «жертвой» буллинга.

Очень важно защитить ученика, ставшего «жертвой» и перестать скрывать буллинг. Провести доверительную беседу с ребенком, которого обидели, попытаться понять его, поддержать, помочь устранить негативные эмоции (чувство страха, обиды, вины). Оказать ему квалифицированную комплексную помощь.

  1. Разговор с классом.

Обсудить с ребятами в классе случай буллинга. Такой разговор сделает ситуацию явной для всех, поможет разрешить конфликт и разногласия, вместе обсудить имеющиеся правила против буллинга или выработать новые. При этом активно привлекаются к беседе и обсуждению те школьники, которые ведут себя позитивно.

  1. Задействовать Школьную службу медиации. Провести Круг сообщества и восстановительную медиацию.
  2. Проинформировать педагогический коллектив. Он должен знать о случае буллинга и взять ситуацию под контроль.
  3. Пригласить родителей для беседы.

Как можно раньше привлечь родителей, обсудить с ними, какие есть (или могут быть) признаки, свидетельствующие о буллинге, какими могут административные и уголовные последствия, а так же какие должны быть стратегии реагирования.

9. Наступление последствий.

Буллеры должны встретиться с неизбежными последствиями своих действий. Сюда относится, в том числе, принесение извинений «жертве» и восстановление того имущества, которое было испорчено или отобрано, учет.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

БУЛЛИНГ, ЕГО ПРОФИЛАКТИКА И ПОСЛЕДСТВИЯ Педагог-психолог МБОУ ООШ№5 г.Ейска МО Ейский район Хабарова З.В.

Слайд 2

Буллинг – это повторяющиеся акты различных видов насилия, издевательств со стороны одного лица или группы лиц в отношении индивида, который не может себя защитить; травля одного человека другим, агрессивное преследование одного ребенка другими детьми. Цель буллинга – за агрессивным поведением скрыть свою неполноценность.

Слайд 3

Предпосылками буллинга являются: • зависть, желание унизить жертву ради удовлетворения своих амбиций, для развлечения, самоутверждения; • желание подчинить, контролировать кого-то; • виктимность жертвы (особенности личности и поведения индивида, навлекающие на него агрессию со стороны других людей, такие как покорность, внушаемость, неумение постоять за себя, неосторожность, доверчивость, легкомыслие, недифференцированная общительность, а также психические расстройства).

Слайд 4

Психологический буллинг имеет несколько подвидов: вербальный буллинг – обидное имя или кличка, с которым постоянно обращаются к жертве, обзывания, насмешки, распространение обидных слухов, бесконечные замечания, необъективные оценки, унижение в присутствии других детей. Обзывания могут также принимать форму намеков по поводу предполагаемой половой ориентации ученика; невербальный буллинг – обидные жесты или действия (плевки в жертву либо в её направлении, показывания неприличных жестов); запугивание – использование постоянных угроз, шантажа для того, чтобы вызвать у жертвы страх, боязнь и заставить совершать определенные действия и поступки; изоляция – жертва умышленно изолируется, выгоняется или игнорируется частью учеников или всем классом. С ребенком отказываются играть, дружить, гулять, не хотят с ним сидеть за одной партой, не приглашают на дни рождения и другие мероприятия. Это может сопровождаться распространением записок, нашептыванием оскорблений, которые могут быть услышаны жертвой, либо унизительными надписями на доске или в общественных местах; вымогательство – от жертвы требуют деньги, ценные вещи и предметы, талоны на бесплатное питание путем угроз, шантажа, запугивания; повреждение и иные действия с имуществом – воровство, грабёж, прятанье личных вещей жертвы; кибербуллинг – оскорбление, унижение через интернет, социальные сети, электронную почту, телефон или через другие электронные устройства (пересылка неоднозначных изображений и фотографий, анонимные телефонные звонки, обзывания, распространение слухов, жертв буллинга снимают на видео и выкладывают в интернет).

Слайд 5

Физический школьный буллинг – применение физической силы по отношению к ребенку, в результате чего возможны телесные повреждения и физические травмы (избиение, побои, толчки, шлепки, удары, подзатыльники, пинки). В крайних случаях применяется оружие, например, нож. Такое поведение чаще встречается среди мальчиков, чем у девочек. Подвидом физического буллинга является сексуальный (домогательства, насилие, принуждения к сексу).

Слайд 6

В случаях буллинга наблюдается определенная структура участников. Это – обидчик, преследователь ( булли , агрессор), это – жертва и это – наблюдатель (-ли).

Слайд 7

Характеристики участников травли:

Слайд 8

«Агрессор» , булли – человек, который преследует и запугивает жертву. Чувства агрессоров: злорадство, злость, агрессия, ощущение власти, удовлетворение, азарт («Будет мне за это что-то или нет?»), адреналин, чувство превосходства. При этом есть чувство неполноценности, которое он скрывает. Это может быть самозащита: он сам может чем-то отличаться и, чтобы его не травили, наносит упреждающий удар.

Слайд 9

Типы агрессоров: « Нигилист» – чаще мальчик, чем девочка. Это логик по типу мышления. Патологическая безэмоциональность – его отличительная черта. Слышит только себя и считается только с собственным мнением. Придумывает для других язвительные и унизительные прозвища . « Компенсатор» – недостаток знаний и способностей к учению восполняет проявлением власти, ложью, грубостью. Любит измываться над слабыми и беззащитными. Нанесенные ему обиды помнит долго, всегда пытается взять реванш. Единственная возможность борьбы с таким буллером – завоевать поддержку коллектива. Как только он понимает, что жертву поддерживают другие, накал его агрессии снижается. « Комбинатор» – жестокий подросток с развитым интеллектом. Ему нравится манипулировать другими, цинично сталкивая одноклассников между собой, оставаясь при этом в стороне. Искреннее общение с таким буллером в любой момент может обернуться внезапным и очень болезненным ударом.

Слайд 10

Жертвы буллинга . Типичных жертв школьного террора нет. Любой ребёнок может быть изгоем.

Слайд 11

физические недостатки – носящие очки, со сниженным слухом или с двигательными нарушениями (например, при ДЦП), то есть те, кто не может защитить себя, физически слабее своих ровесников; особенности поведения – замкнутые, чувствительные, застенчивые, тревожные или дети с импульсивным поведением. Гиперактивные дети бывают слишком назойливыми и общительными: влезают в чужие разговоры, игры, навязывают свое мнение, нетерпеливы в ожидании своей очереди в игре. По этим причинам они часто вызывают раздражение и негодование в среде сверстников; особенности внешности – все то, что выделяет ребенка по внешнему виду из общей массы, может стать объектом для насмешек: рыжие волосы, веснушки, оттопыренные уши, кривые ноги, особенная форма головы, вес тела (полнота или худоба); плохие социальные навыки – недостаточный опыт общения и самовыражения. Такие дети не могут защищаться от насилия, насмешек и обид, часто не имеют ни одного близкого друга и успешнее общаются со взрослыми, чем со сверстниками; страх перед школой – неуспеваемость в учебе часто формирует у детей отрицательное отношение к школе, страх посещения отдельных предметов, что воспринимается окружающими как повышенная тревожность, неуверенность; отсутствие опыта жизни в коллективе (домашние дети) – не имеющие опыта взаимодействия в детском коллективе до школы, могут не обладать навыками, позволяющими справляться с проблемами в общении; особенности здоровья – существует масса расстройств, которые вызывают насмешки и издевательства сверстников: эпилепсия, тики, заикание, нарушения речи дети с ОВЗ и другими болезненными состояниями; низкий интеллект и трудности в обучении – слабые способности могут являться причиной низкой обучаемости ребенка. Плохая успеваемость формирует низкую самооценку: «Я не справлюсь», «Я хуже других» и т. Д. Низкая самооценка может способствовать в одном случае формированию роли жертвы, а в другом – насильственному поведению как варианту компенсации. Поэтому ребенок с низким уровнем интеллекта и трудностями в обучении может стать как жертвой школьного насилия, так и насильником.

Слайд 12

Поведение свидетелей буллинга (наблюдатели):

Слайд 13

Дети испытывают: страх совершения подобного с ними, злорадство по этому поводу («Слава богу, не я»), беспомощность, что не могут оказать помощь ближнему, т.е. они боятся последствий. потребности к бегству от ситуации буллинга , чтобы не быть в неё втянутыми, чтобы она не разрушила их душевный комфорт. желание присоединиться к травле. Взрослые испытывают: Возмущение , негодование, желание немедленно вмешаться. Страх , отчаяние, бессилие, что может быть ещё хуже, и они не знают, как это прекратить. Защитное игнорирование фактов. «Я это не вижу», «Меня это не касается», «Пусть разбираются сами и отвечают за них те, кому это положено», «Дети должны сами научиться общаться, это возрастное». Желание Присоединение к агрессору. Переживание чувств «праведного возмездия» и «торжества справедливости». «Наконец, ему (ей) воздалось по заслугам». Как правило, к подобным реакциям, могут быть склонны педагоги, травмированные длительным проблемным поведением своих учеников.

Слайд 14

буллинг зачастую это скрытый процесс и для его предотвращения, разрешения конфликта и устранения последствий необходимо слаженное взаимодействие окружения ребенка и всех вовлеченных в образовательную деятельность лиц.

Слайд 15

Первичная профилактика реализуется по 3 направлениям: 1. Создание условий недопущения буллинга . 2. Скорейшее и грамотное разобщение ребенка со стрессовыми воздействиями. 3. Укрепление защитных сил организма в противостоянии травле как для условно здоровых детей, так и для уже имеющих соматическую или психическую патологию. На первом этапе следует признать наличие проблемы и осознать ее масштаб. На втором – определить проблему (ее суть, серьезность, частоту возникновения, длительность, состояние жертвы, участников, свидетелей). Контролируются агрессивные намерения обидчиков и состояние жертвы. Вырабатывается план действий. На третьем – реализуется выработанный план. Вторичная профилактика сводится к своевременному выявлению у подростков патологических последствий буллинга и оказанию квалифицированной комплексной помощи. Третичная профилактика предполагает реабилитацию детей и подростков с тяжелыми формами последствий травли. Острый психоз и суицидальное поведение – поводы для экстренной госпитализации. При выявлении признаков тяжелого душевного расстройства необходимо экстренно убеждать родителей проконсультировать ребенка у психиатра.

Слайд 16

Объединение профилактических мероприятий в единую систему позволяет создать в образовательной организации безопасное психологическое пространство. В основном меры сводятся к формированию определенных установок у каждого отдельного ученика, а также введению правил и норм, направленных против буллинга .

Слайд 17

В нашей школе по данному направлению ведётся большая комплексная профилактическая работа , это: 1 . Информирование учителей, сотрудников школы, детей и родителей о проблеме буллинга , его механизмах и последствиях, юридической ответственности для агрессора и его законных представителей (традиционные формы информирования- выступление психолога на родительских собраниях, раздача памяток по данной проблеме, освещение проблемы на официальном сайте ) 2. Информационные минутки с инструктажем по правилу поведения в школе и на уроке для учащихся. 3. Межведомственное взаимодействие - профилактические беседы, лектории инспекторов ОУУП и ПДН ОМВД России по Ейскому району в рамках профилактики девиантного поведения. 4. Информирование всех участников образовательного процесса о Горячих линиях и Детском телефоне доверия через официальный сайт, стенд, запись в дневниках, выступление педагога-психолога на родительских собраниях, классных часах, раздачу памяток. 5. Введение единых алгоритмов работы для преподавателей в отношении учащихся с различными видами девиантного поведения («Навигатор профилактики», разработанный Московским государственным психолого-педагогическим университетом https://cppmsp52.ru/navigator-profilaktiki); 6. Повышение психологической компетентности педагогов (Семинар-практикум «Как предупредить буллинг в детском коллективе», лекция «Психологическая безопасность, как её создавать»); индивидуальная работа с классными руководителями, в классах которых есть дети «группы риска». 7. Проведение диагностик психо -эмоционального состояния обучающихся; диагностики социального статуса обучающихся с целью выявления фактов буллинга и выявления «отверженных» обучающихся.

Слайд 18

8. Обучение учащихся знаниям и навыкам, необходимым для распознавания проявлений буллинга и насилия, своевременного и адекватного реагирования на них (Классный час « Буллинг . Травля» через которую происходит формирование негативного отношения детей к таким понятиям, как буллинг ; формирование умения найти пути выхода из ситуаций травли; толерантного отношения к сверстникам; закрепление понятий буллинг , как резко отрицательных явлений жизни. В результате: подростками понимают важность проблемы психологического насилия; определяют нравственный ориентир). 9. Обучать детей конструктивным способам решения конфликтов (классный час с элементом тренинга «Конфликтные ситуации и способы их преодоления» через который участников знакомят с понятием «конфликт», формируют у подростков стремление к предупреждению конфликтов, позитивному выходу из конфликтных ситуаций, учат предотвращать развитие конфликта, показать и отработать способы выхода из конфликтных ситуаций. 10. Профилактика девиантного поведения (тренинг «Мой выбор» через который анализируется позиция человека, практикующего отклоняющееся поведение; происходит информирование и систематизация имеющихся знаний о негативных последствиях отклоняющегося поведения); 11. Групповые занятия с детьми под общим названием «Круг сообщества» цель которых может быть разная: сплочение класса, развитие чувства эмпатии и толерантности, обучение навыкам самоконтроля и саморегуляции , медиация.

Слайд 20

В начале тренинга , ведущий озвучивает тему тренинга и его правила (уважение друг к другу, каждый высказывается по кругу в «микрофон» который даёт право слова, каждый выслушивается безоценочно , задавать вопросы может только тренер) В качестве разминки участники знакомятся между собой, либо проговаривают имя, которым его можно называть во время занятия. Упражнение «Мои ожидания от тренинга ». Фиксируется настроение участников на начало тренинга: выясняются его ожидания; проговаривается эмоциональное состояние (радость, интерес, грусть, скука и пр.) Упражнение «Пожелание по кругу» . Участники проговаривают добрые и радостные пожелания друг другу. Упражнение «Пересадки, или угадай, что нас объединяет». Ведущий громко называет признак, объединяющий всех участников. Например: «Пересаживаются все то, кто живет на планете Земля». Несколько признаков, которые еще можно назвать в этой игре : …кого с утра разбудила мама, … кому хоть раз в жизни сопутствовала удача, …кто родился зимой (летом, весной, осенью) и тд . Обычно это упражнение проходит шумно и весело. Далее , в зависимости от цели, идет обсуждение или соответствующие упражнения .

Слайд 21

Упражнение «Дадим отпор ». Все участники становятся в круг. Ведущий называет возможные страхи или опасности. Если кто-то из участников боится того, что было озвучено ведущим, то он должен встать в круг. Оставшиеся за кругом, в течении 5 секунд берутся за руки (как бы защищая тех, кто вошел в круг) и громко, дружно произносят «Дадим отпор…». Основные критерии этого упражнения – быстрота, громкость и дружность защиты. Начинать это упражнение следует с шутки, а уже потом называть реальные опасности. Например: «На нас напали зелёные человечки» Ответ: «Дадим отпор зеленым человечкам». Далее идет игры идет последовательность фраз, в той последовательности, в которой приобретают терапевтический смысл: На нас напала плохая погода …злые собаки …много домашних заданий …скука …угрызения совести …лень …чувство грусти …одиночество …непонимание родителей …злость и агрессия … неуверенность в себе Рефлексия: -Что понравилось\не понравилось в занятии? -было ли полезно это занятие? - какую эмоцию испытываете?

Слайд 22

12. Просмотры и обсуждения видео («О травмах, которые травля оставляет на всю жизнь» https://vk.com/video-157766388_456239254 , ; «Иван Мулин специально для Травли NET» https://vk.com/video-157766388_456239244 ; Мультфильм "Травле - НЕТ!" https://vk.com/video-157766388_456239035 ) 13. Исследование проблемы травли и ее распространенности в МБОУ ООШ№5 (мониторинг психологической безопасности образовательной среды «Человечки на дереве»; анонимное анкетирование на выявление буллинга ) Обсуждение результатов с сотрудниками школы с детьми и родителями. 14. Тесное взаимодействие с законными представителями.

Слайд 23

Последствия буллинга Можно было бы сказать, что школьные годы пройдут и детские обиды забудутся, но психологи доказали, что это совсем не так. Школьное насилие буквально ломает личность жертвы, а его последствия сказываются на жизни человека в течение десятилетий. Жертвы частого или постоянного буллинга в школе, становясь взрослыми, существенно чаще жалуются на здоровье, страдают от депрессии, нервных расстройств и склонны к суициду. Они менее успешны в профессиональной деятельности, у них более низкий доход, выше риск остаться без работы. Они чаще ведут одинокий образ жизни, не имея семьи и друзей. Иначе говоря, «детские обиды» оборачиваются вполне серьёзными взрослыми проблемами. Зная это, родителям и педагогам стоит внимательнее следить за тем, чтобы их ребёнок не стал жертвой буллинга .

Слайд 24

Обязательные правила для администрации школы, социального педагога, педагога-психолога, классного руководителя и преподавателей-предметников в образовательном учреждении при выявлении факта травли: 1. Не игнорировать, не преуменьшать значение. 2. Проявить активность в данной ситуации. Если классному руководителю стало известно о случае буллинга , или он стал свидетелем такого случая, он должен занять ясную и недвусмысленную позицию. Классный руководитель может попытаться добиться того, чтобы, по меньшей мере «наблюдатели», а по возможности и сам «агрессор», изменили свою позицию в отношении буллинга , а также объяснить им, каковы психологические последствия для жертвы в этой ситуации и административные и уголовные последствия для агрессора и его законных представителей. 3. Разговор с «агрессором» буллинга . Если стало известно о случае буллинга , необходимо провести беседу с зачинщиком, где, прежде всего, ясно дать понять, что в школе не будут терпеть буллинг . Нужно учитывать, что при работе с буллерами (агрессорами) разрешается критиковать, а также корректировать поведение, но ни в коем случае не переходить на личности. Нужно учитывать, что такие дети и подростки обычно теряют интерес совершать насилие, если находят в своем учреждении какое-то достаточно осмысленное, а также ценное занятие для себя, в котором они способны проявить свой потенциал, а также пережить чувство успеха. Санкции являются отличным средством, чтобы дать ребенку понять, чем может быть чреват его свободный выбор, это учит подростка нести ответственность за свои поступки.

Слайд 25

4. Работа с «жертвой» буллинга . Очень важно защитить ученика, ставшего «жертвой» и перестать скрывать буллинг . Провести доверительную беседу с ребенком, которого обидели, попытаться понять его, поддержать, помочь устранить негативные эмоции (чувство страха, обиды, вины). Оказать ему квалифицированную комплексную помощь. 5. Разговор с классом. Обсудить с ребятами в классе случай буллинга . Такой разговор сделает ситуацию явной для всех, поможет разрешить конфликт и разногласия, вместе обсудить имеющиеся правила против буллинга или выработать новые. При этом активно привлекаются к беседе и обсуждению те школьники, которые ведут себя позитивно. 6. Задействовать Школьную службу медиации. Провести Круг сообщества и восстановительную медиацию. 7. Проинформировать педагогический коллектив. Он должен знать о случае буллинга и взять ситуацию под контроль. 8. Пригласить родителей для беседы. Как можно раньше привлечь родителей, обсудить с ними, какие есть (или могут быть) признаки, свидетельствующие о буллинге , какими могут административные и уголовные последствия, а так же какие должны быть стратегии реагирования. 9 . Наступление последствий. Буллеры должны встретиться с неизбежными последствиями своих действий. Сюда относится, в том числе, принесение извинений «жертве» и восстановление того имущества, которое было испорчено или отобрано , учет.

Слайд 26

Спасибо за внимание !


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Буллинг в образовательной среде. Отчет по анонимному анкетированию студентов II курса с целью выявления случаев буллинга в ОСП «ШЭТ». Профилактика буллинга в ОСП «ШЭТ»

30 ноября 2015 года я выступила с докладом на цикловой комиссии "транспортного отделения" ОСП ГБПОУ МО "Шатурский энергетический техникум". Тема доклада: "Буллинг в образовательной среде. Отчет по ано...

Как предотвратить буллинг в интернете или уменьшить его негативные последствия.

Мы не можем оградить наших детей от использования в повседневной жизни современных технологий. Интернет стал доступен практически каждому школьнику и студенту. Любой вопрос решается сегодня нажатием к...

Выступление на совещании классных руководителей "Буллинг: методы профилактики и коррекции"

Цель: повышение психологической компетентности классных руководителей по проблеме буллинга, методах профилактики и коррекции....

Буллинг в школе: причины, последствия, помощь

Беседа для родителей "Буллинг в школе: причины, последствия, помощь"...

Темы классных часов по профилактике употребления ПАВ, профилактика суицида, профилактика Буллинга и Кибербезопасность, противоправные нарушения.

Темы классных часов по профилактике употребления ПАВ, профилактика суицида, профилактика  Буллинга и Кибербезопасность, противоправные нарушения....

кл.час "Буллинг в школе как социально-психологическое явление: причины, последствия и профилактика"

Что такое буллинг? Какие виды буллинга бывают? Как распознать факты буллинга в классе? Какие последствия у этого явления? Как противостоять?     (профилактика б...