Выступление на заседании круглого стола по профилактике буллинга по теме "Служба Школьной медиации в профилактике буллинга"
статья

Савостьянова Татьяна Михайловна

Выступление на заседании круглого стола по профилактике буллинга

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vystuplenie_na_zasedanii_kruglogo_stola_po_bullingu.docx20.68 КБ

Предварительный просмотр:

Служба школьной медиации в профилактике буллинга

Так как школа является важным институтом для становления личности, является немаловажным изучение проблем, сопровождающих школьную жизнь. Одной из проблем является школьная травля (буллинг). Явление буллинга имеет широкий интерес у исследователей, это связано с увеличением запросов практики на профилактику буллинга, недостаточная разработка и внедрение программ профилактики в образовательные учреждения. Одним из популярных видов разрешения конфликтов является медиация. Метод медиации подходит для решения проблемы буллинга, так как позволяет решить задачу создания культуры отношений в классе, позволяет понять участникам конфликта друг друга.

Медиация – это процесс урегулирования конфликтов посредством привлечения нейтральной стороны, способствующей налаживанию коммуникации между конфликтующими сторонами, а также сопровождающей процесс взаимодействия, с целью разрешения проблемной ситуации [6].

Выделяют основные принципы медиации:

Конфиденциальность

Конфиденциальность является залогом целостности процесса медиации, защиты прав сторон, включенных в процесс, медиатор обеспечивает неразглашение информации о процессе и о результатах. Но конфиденциальность не является ограничением или запретом мониторинга, оценки программ соответствующими людьми.

Беспристрастность

Центральной идеей медиации является беспристрастность медиатора к происходящему, в его работе главное быть честным и объективным, чем выше беспристрастность медиатора, тем выше эффективность работы. Влияние предубеждений, личного мнения медиатора, его предвзятости говорит о некомпетентности медиатора.

Добровольность

Медиация – процесс сугубо добровольный. Все участвующие стороны дают согласие на участие и имеют право на выход из процесса на любой стадии, стороны сами контролируют процесс и результаты медиации, являются активными участниками процесса.

В России медиация развивается в образовательной сфере в форме Школьных служб примирения более 12 лет. Существует два вида служб примирения: территориальные (муниципальные) и школьные.

В Школьную службу примирения входят координатор (медиатор) и учащиеся, которые находятся непосредственно в группе. Суть метода заключается в развитии, а также на поддержку конструктивных взаимодействий внутри школьных групп и восстановительной культуры взаимоотношений. Процесс медиации можно поделить на этапы. На первом этапе медиатор организует атмосферу доверия; на втором – анализ фактов и проблем, на третьем – поиск альтернатив для решения проблем, на четвертом – переговоры и принятие решения. Далее составляется итоговый документ, где прописывается план будущих действий, правовая процедура и утверждение документа, выполнение. Роль медиатора заключается в том, чтобы с помощью специальных знаний обеспечить конструктивное разрешение конфликта, но окончательное решение остается за участниками конфликта.

Работа проводится в рамках восстановительного подхода, особенность которого заключается в том, что преступник рассматривается как автономный субъект, решающий самостоятельно, совершать ли повторно правонарушение, идентифицировать себя с девиантной ролью или вернуться в общество.

Важным вопросом является придание устойчивости создаваемым службам примирения за счет организации образовательных программ восстановительной медиации и создания команд в виде ассоциации восстановительной медиации.

Школьные службы примирения положительно оцениваются участниками и организаторами процесса.

Медиация дает возможность примириться, избегая учета в полиции. Позволяет увидеть конфликтующим сторонам альтернативы выхода из сложной ситуации.

Позитивно сказывается участие сверстников в процессе медиации, общение на равных способствует объяснению причины поведения, отработка навыков выхода из конфликтных ситуаций, без применения психологического и физического насилия, улучшить взаимопонимание, организаторы показывают правильный пример поведения, возможность вывести отношения на новый уровень.

Таким образом, медиация как метод профилактики конфликтов в общеобразовательных учреждениях в России развивается, увеличивается не только количество, но и качество служб. Разрабатываются новые программы.

Наличие школьных служб примирения в образовательных учреждениях уменьшит количество случаев буллинга и уровень жестокости подростков, так как основная цель медиации – это повышения уровня коммуникативной компетентности и культуры отношений в группе. Количество буллинг - структур будет снижается  при наличии медиаторов-подростков в классе, это связано с тем, что число бездействующих свидетелей, наблюдающих за сценами насилия, уменьшится.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Заседание круглого стола "Подросток в обществе риска"

Ученые пришли к выводу о том, что в современном обществе подросток находится в большей опасности, чем его одногодки в предшествующие эпохи. Развитие современных технологий, сверхскоростных магистралей...

заседание круглого стола "У нас у всех одна Земля"

19 апреля 2013 года состоялось заседание  районного круглого стола "У нас у всех одна Земля". Меролприятие посвящено году охраны окружающей среды....

ВНЕКЛАССНОЕ МЕРОПРИЯТИЕ Заседание круглого стола по итогам журналистского расследования «Скажи мне, что написано на твоей одежде, а я скажу – кто ты»

Место в учебно-воспитательном процессеЗанятие с воспитанниками школьного объединения «Редакция газеты «Конфетти»Технологии, методы, приемы Технология проектной деятельности, проблемный мет...

Выступление на заседании круглого стола

Из опыта работы учителя географии Лукьяновой О.Р.  Доклад на тему "Современный урок географии"...

Экологическое образование. Выступление на заседании круглого стола "Экологическая культура региона"

Департамент природных ресурсов и экологии Брянской области Брянская областная научная универсальная библиотека им. Ф.И. Тютчева      Круглый стол  «Экологи...

Выступление на городской конференции «Инновационные технологии в образовании», выступление на заседании круглого стола.

Одно из главных направлений работы школы – создание условий для оптимального развития одаренных детей, включая тех, чья одаренность в настоящий момент может быть еще не проявившейся, а также про...