Урок нравственности, 5 класс
план-конспект занятия по психологии (5 класс)

Светлана Геннадьевна Тодыгашева

Что такое нравственность?

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Конспект21.44 КБ

Предварительный просмотр:

Занятие с элементами тренинга «Что такое нравственность?»

Класс: 5

Здравствуйте ребята! Сегодня занятие я начну со строк:

Я уважаю муравья

За то, что он трудолюбивый.

Я уважаю соловья

За песен звонких переливы.

Я уважаю снегирей

И дятлов тоже уважаю

За то, что родины своей

Они в мороз не покидают.

Еще я уважаю снег

За то, что он весной растает.

Я очень уважаю тех,

Кто никого не обижает.

Учитель: Ребята, как вы думаете, о чем автор рассказывает нам этим стихотворением?

Примерные ответы учеников: о трудолюбии, патриотизме, доброте и т.д.

Учитель: Совершенно верно! Автор до нас пытается донести, что положительные качества всегда пользуются уважением.

Сегодня мы познакомимся с особым правилом для всех без исключения, независимо от возраста, национальности. Это« золотое правило нравственности».

1. Обсуждение вопросов по теме классного часа.

Что такое нравственность?

Знаете ли вы, что такое нравственность? (обсуждение)

Нравственность есть наука об отношениях, существующих между людьми, и обязанностях, вытекающих из этих отношений.

(П.Гольдбах)

нравственность — это внутренняя установка индивида действовать согласно своей совести и свободной воле — в отличие от морали, которая, наряду с законом, является внешним требованием к поведению индивида. (Цицерон)

2. Скажите, пожалуйста, в праве ли каждый человек поступать так, как ему вздумается? Почему?

Примерные ответы учеников: Нет. Наши желания не всегда безопасны для окружающих. Если каждый будет делать, что он хочет, тем самым он может нанести вред другим, а те, в свою очередь ему.

(р-пример: девочка обозвала одноклассницка, а тот в свою очередь ее ударил. Кто не прав/прав. Не правы оба: девочка – позволила себе оскорбить честь и достоинство другого человека, мальчик – ответил физическим насилием, что намного серьезнее. Но оба поступка карается законом.)

Учитель Существуют правила, и называются они простыми нормами нравственности, являются простыми нормами поведения людей. Множество людей с разными взглядами, вкусами, настроениями, мыслями, знакомые и незнакомые, старые и молодые вступают в контакты между собой. Нормы нравственности помогают им сгладить, а порой и избежать разных конфликтных ситуаций.

Кто следит за выполнением этих правил?  Сами люди, закон

Записаны ли они где-либо?

Наказывается ли человек, отступивший от этих правил?

Учитель: За выполнением нравственных предписаний следит сам человек, а именно, его совесть. Поэтому быть добрым, честным, справедливым – это выбор самого человека. Так же в его выборе совершать и безнравственные поступки. А что вы отнесли бы к безнравственным поступкам? (Дети высказывают свои варианты).

3. Нормы нравственности.

Учитель: Ребята, давайте сформулируем простые нормы нравственности.

(уважать других людей, быть честным, правдивым, порядочным, вежливым, аккуратным человеком, уважать чужое время, проявлять уважение к людям старшего поколения, родителям и друзьям, уважать людей других национальностей, терпимо и уважительно относиться к их обычаям и правилам общения).

Притча старого индейца.

 Когда-то давно старый индеец рассказал своему внуку одну жизненную истину.

- Внутри каждого человека идет борьба очень похожая на борьбу двух волков. Один волк представляет зло, зависть, ревность, сожаление, эгоизм, амбиции, ложь…  Другой – мир, любовь, надежду, истину, доброту, верность.

  Маленький индеец, тронутый словами деда до глубины души задумался, а потом спросил:

 - А какой волк в конце победит?

Лицо старого индейца тронула едва заметная улыбка, и он ответил:

 -Всегда побеждает тот волк, которого ты кормишь.

Будут вас считать хорошим-плохим, воспитанным-невежей. Все зависит только от вас самих.

4. Разрешение ситуаций.

Учитель: Давайте с вами попробуем разрешить нравственные дилеммы. Дилемма – это двойное предположение.

Ситуация №1. Ваша одноклассница известна как сплетница и ябеда. Вы и большинство ваших одноклассников ее не можете терпеть. Однажды ваши одноклассники договорились проучить ее – побить. Как вы поступите? Вы присоединитесь; не будете вмешиваться или расскажете об этом кому-нибудь?

Дайте нравственную оценку: будет ли это «наказанием» для ябеды или «преступлением» с вашей стороны?

Ситуация №2. Представьте, что на улице вы нашли дорогой телефон, тот о котором, так долго мечтали. Что вы будете делать? Попытаетесь вернуть телефон владельцу? Присвоите телефон себе? Или может быть просто пройдете мимо находки?


5. Итоги занятия.

Давайте тогда сформулируем золотое правило нравственности:  «Поступай по отношению к другим так, как ты хотел бы, чтобы поступали по отношению к тебе».

 Проективная методика «Монстрики чувств» (МАК)

Упражнение «Угадай, какие чувства у монстрика»

Цель: научить детей распознавать эмоции, развивать коммуникативные навыки.

Инструкция. Выбери любую карточку, но не показывай ее никому. Опиши монстрика с твоей карточки, покажи его мимику и позу.

Примечание. Один из детей выбирает любую понравившуюся карточку или берет вслепую. Остальные дети должны угадать, о каком чувстве идет речь, какое настроение у монстрика. В конце ребенок, который вытянул карточку, показывает ее остальным детям. Упражнение выполняется всеми участниками группы по очереди


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Самоанализ урока литературы в 6 классе по теме: «Уроки нравственности в рассказе В. Г. Распутина «Уроки французского»

Урок обобщающий. С применением технологий проблемного обучения. развития критического мышления, ИКТ технологий. Прослеживается формирование УУД....

Урок литературы. 9 класс. « Лирическая миниатюра. Уроки нравственности»

« Лирическая миниатюра. Уроки нравственности». Урок литературы в 9 классе.В 9 классе после изучения рассказа А.И.Солженицына «Матрёнин двор» я провожу урок внеклассного чтения «Лирическая миниат...

Урок нравственности "Не позволяй душе лениться!" Нравственная идея святочного рассказа Н.С.Лескова "Под Рождество обидели"

Настоящая методическая разработка представляет собой комбинированный урок нравственности, основанный на литературном материале, посвященный анализу святочного рассказа  Николая Семеновича Лескова...

ПРОГРАММА ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ по духовно-нравственному направлению «Уроки нравственности».

Проблема духовно-нравственного воспитания в условиях современного общества приобрела особое значение. Потеря моральных ориентиров, обесценивание таких понятий, как совесть, честь, долг, привели к нега...

Технологическая карта урока внеклассного чтения по литературе, выполненного в технологии развития критического мышления через чтение и письмо (РКМЧП) ( класс-комплект 8-9). Тема урока: Нравственные уроки Г.Х. Андерсена (по сказке «Чайник»).

Технологическая карта урока внеклассного чтения по литературе, выполненного в технологииразвития критического мышления через чтение и письмо (РКМЧП)( класс-комплект 8-9)Цель урока: Знакомство учащихся...