Преодоление стресса при подготовке к экзаменам
материал по психологии

Цвенгер Наталия Валерьевна

Презентация для родительского собрания

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 1.preodolenie_stressa_pri_podgotovke_k_ekzamenam.pptx248.6 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Преодоление стресса при подготовке к экзаменам. «Эмоции - это ветер, который надувает паруса. Он может привести корабль в движение, а может потопить его». Вольтер.

Слайд 2

Слово «экзамен» В переводе с латинского означает «испытание». Вот одно из значений понятия «испытание», данное в «Толковом словаре» С.И. Ожегова: «Тягостное переживание, несчастье». В соответствии со значением слова, экзамен является источником стресса, как любое переживание, несчастье.

Слайд 3

Что такое стресс? Стресс- состояние психического напряжения, возникающее у человека под влиянием сильных воздействий. Может оказывать как положительное, так и отрицательное влияние на жизнедеятельность, вплоть до ее полной дезорганизации. Физиологическая реакция организма, выражающаяся в состоянии напряжения, подавленности, спада настроения

Слайд 4

ФИЗИОЛОГИЧЕСКИЕ : головные боли тошнота, иногда диарея, мышечное напряжение, углубление и учащение дыхания, учащённый пульс, перепады артериального давления . ЭМОЦИОНАЛЬНЫЕ СИМПТОМЫ : чувство общего недомогания, растерянность, паника, страх, неуверенность, тревога, депрессия, подавленность, раздражительность . КОГНИТИВНЫЕ (ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫЕ) : чрезмерная самокритика, сравнение своей подготовленности с другими в невыгодном для себя свете, неприятные воспоминания о провалах на экзаменах в прошлом, воображение отрицательных последствий, неудачи на экзамене, ухудшение памяти, снижение способности к концентрации внимания, рассеянность ПОВЕДЕНЧЕСКИЕ : стремление заниматься любым другим делом, лишь бы не готовиться к экзамену, избегание любых напоминаний об экзаменах, уменьшение эффективности в учёбе в экзаменационный период, вовлечение других людей в тревожные разговоры о предстоящих экзаменах, увеличение употребления кофе, ухудшение сна, ухудшение аппетита Симптомы экзаменационного стресса:

Слайд 5

Познавательные трудности : Причины познавательных трудностей: недостаточный объем знаний, н едостаточная сформированность навыков работы с тестовыми заданиями, не могут дать развернутый ответ, неспособность гибко оперировать системой учебных тем и понятий предмета. Личностные трудности Причины личностных трудностей: недостаток информации о процедуре экзамена, о тсутствие возможности получить поддержку взрослых, повышенный уровень тревоги учащихся на экзамене, что приводит к дезорганизации деятельности, снижению концентрации внимания и работоспособности. Процессуальные трудности Причины трудностей: отсутствие четкой стратегии деятельности, трудности , связанные со спецификой фиксирования ответов, трудности , связанные с критериями оценки и оценивания.

Слайд 6

Давление окружающих Обучающиеся ощущают давление со стороны учителей и родителей. Баллы ЕГЭ, мониторингов и ВПР становятся своеобразным мерилом успешности и будущих перспектив, отчего перед экзаменом на подростков возлагаются соответствующие ожидания. Немалую часть этого давления составляют запугивания: экзамен очень сложный, занимайтесь как можно больше, не расслабляйтесь, иначе не сдадите. В итоге вокруг ЕГЭ создаётся нервная атмосфера, которая мешает эффективно подготовиться к экзамену и часто становится причиной ошибок и низких баллов.

Слайд 7

ДЕТИ, ИСПЫТЫВАЮЩИЕ НЕДОСТАТОК ПРОИЗВОЛЬНОСТИ И САМООРГАНИЗАЦИИ Обычно этих детей характеризуют как «невнимательных», «рассеянных». Как показывает практика, у них очень редко имеют место истинные нарушения внимания. Стратегии поддержки На этапе подготовки очень важно научить ребенка использовать для саморегуляции деятельности различные материальные средства: линейка, часы. список и т.д. Во время экзамена. Таким детям требуется помощь в самоорганизации. Это можно сделать с помощью направляющих вопросов: «Ты как?», «Ты сейчас что делаешь ?» Категории детей:

Слайд 8

Дети синтетики Дети-синтетики опираются в большей степени на общее, а не на частности. Они мало внимания уделяют деталям, потому что их интересуют общие взаимосвязи. При сдаче ЕГЭ синтетики могут испытывать затруднения, связанные с необходимостью аналитической деятельности и оперирования конкретными фактами. На этапе подготовки. Очень важно развивать у синтетиков аналитические навыки, учитывая, что общий ход их деятельности — от общего к частному. Синтетикам нужно помочь в составление общего плана деятельности в самом начале работы. Кроме того, на экзамене им важно опираться на умение выделять главное в каждом вопросе. Для тревожных детей учебный процесс сопряжен с определенным эмоциональным напряжением. Они склонны воспринимать любую ситуацию, связанную с учебой, как опасную. Наиболее трудной стороной ЕГЭ для тревожного ребенка является отсутствие эмоционального контакта со взрослым. На этапе подготовки. Для тревожных детей особенно важно создание ситуации эмоционального комфорта на предэкзаменационном этапе, нельзя нагнетать обстановку. Очень важно обеспечить тревожным детям ощущение эмоциональной поддержки. ТРЕВОЖНЫЕ ДЕТИ

Слайд 9

ПЕРФЕКЦИОНИСТЫ И «ОТЛИЧНИКИ» Дети данной категории обычно отличаются высокой или очень высокой успеваемостью, ответственностью, организованностью, исполнительностью. Им необходимо понять, что для получения отличной оценки нет необходимости выполнять все задания «превосходно». Во время экзамена перфекционисту нужно помочь выбрать стратегию деятельности и реализовать ее. Основная характеристика астеничных детей — высокая утомляемость, истощаемость. Стратегии поддержки. . Родителям астеничных детей стоит получить консультацию у психоневролога или невропатолога о возможности поддержать ребенка с помощью витаминов или травяных сборов. Во время экзамена астеничным детям требуется несколько перерывов, поэтому их не стоит торопить, чаще выпускать на экзамене отдохнуть . АСТЕНИЧНЫЕ ДЕТИ

Слайд 10

Неуверенные дети Очень похожи по поведению на тревожных детей. Проблема таких детей в том, что они не умеют опираться на собственное мнение, они склонны прибегать к помощи других людей. Предложить выбрать ему самому решение вопроса и терпеливо дождаться, когда он примет решение («Как ты думаешь, с чего лучше начать: с простых или сложных заданий?»). Предложить ему альтернативу: «Ты можешь начать с простых заданий или сначала просмотреть весь материал. Как ты думаешь, что будет лучше ?» Итак, важно понимать, что сдачей экзаменов жизнь не ограничивается. Семья и друзья не перестанут вас любить, если балл на ЕГЭ,ВПР и мониторинга будет ниже желаемого. Помните, что ни оценка в школе, ни результаты экзаменов – не определяют ваш уровень знаний и не характеризуют вас как человека. Вы не станете хуже, если сдадите на 60 баллов. И наоборот, не станете лучше, если ваш балл превысит отметку в 90 или будет 100 баллов. Весь материал выучить невозможно, в какой-то степени результат будет зависеть от попавшейся темы. Если вам не попадется материал, который вы отлично знали – не расстраивайтесь!

Слайд 11

Что делать учащемуся? Учиться противостоять стрессу : К аждый раз, когда сталкиваетесь с запугиваниями или агрессивными напоминаниями о важности экзамена, говорите себе, что эти слова отражают тревоги самого говорящего, но не имеют отношения к вам! Необходимо тренировать стрессоустойчивость; попробуйте специальные упражнения на расслабление, например, глубокое ритмичное дыхание. Также со стрессом помогают справляться медитация, йога, любые физические упражнения или приятное времяпровождение – поход в кино с друзьями, прогулка на природе, просмотр любимого сериала( лучше комедию), потанцевать, принять душ, поиграть с животным, послушать музыку.

Слайд 12

Памятка родителям Во время тренировки по тестовым заданиям приучайте ребёнка ориентироваться во времени и уметь его распределять. Подбадривайте детей , хвалите их за то, что они делают хорошо. Повышайте их уверенность в себе , так как чем больше ребенок боится неудачи, тем более вероятности допущения ошибок. Контролируйте режим подготовки ребёнка к экзаменам, не допускайте перегрузок. Обратите внимание на питание ребёнка . Такие продукты, как рыба, творог, орехи, курага и т. д. стимулируют работу головного мозга. Накануне экзамена обеспечьте ребёнку полноценный отдых , он должен отдохнуть и как следует выспаться. Не критикуйте ребёнка после экзамена . Помните: главное – снизить напряжение и тревожность ребёнка и обеспечить ему подходящие условия для занятий Посоветуйте детям во время экзамена обратить внимание на следующее: пробежать глазами весь тест, чтобы увидеть, какого типа задания в нем содержаться (это поможет настроиться на работу); внимательно прочитать вопрос до конца и понять его смысл (характерная ошибка во время тестирования- не дочитав до конца, по первым словам уже предполагают ответ и торопятся его вписать); если не знаешь ответа на вопрос или не уверен, пропусти его и отметь, чтобы потом к нему вернуться; если не смог в течение отведенного времени ответить на вопрос, есть смысл положиться на свою интуицию и указать наиболее вероятный вариант.

Слайд 13

Рефрейминг Слово «рефрейминг» происходит от английского слова «Фрейм»(рамка), так что буквально его можно перевести как переобрамление . Смены точки зрения, отношения к чему-либо, без изменения самой ситуации. Всякий раз, когда происходит что-то негативное, нужно взять за правило проводить рефрейминг, постараться найти хотя бы несколько позитивных последствий или выигрыша, которые можно извлечь из данной ситуации. Два – три раза в неделю нужно проводить рефрейминг. Следует помнить, что истинной причиной стресса являются не люди, не разочарования, не ошибки, а то как вы к этому относитесь.

Слайд 14

Накануне экзамена Многие считают: для того чтобы полностью подготовиться к экзамену, не хватает всего одной, последней перед ним ночи . Это неправильно. Ты устал, и не надо себя переутомлять. Напротив, с вечера перестань готовиться, прими душ, соверши прогулку. Выспись как можно лучше, чтобы встать с ощущением бодрости, боевого настроя.

Слайд 15

Спасибо за внимание! Берегите детей!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Родительское собрание по теме "Преодоление стресса при подготовке к итоговой аттестации"

В период итговой аттестации у учащихся возникают стрессовые ситуации. Родителям важно знать об этом и надо уметь помочь ребёнку справиться с возникшими проблемами. Данная разработка поможет найти сове...

Семинар №4 "Стресс-менеджмент или Приемы профилактики и преодоления стресса"

Данная работа продолжает цикл занятий по теме "Навыки профессиональной и личной эффективности". В ней рассматриваются вопросы:1. Что такое "стресс".2. Факторы стресса.3. Стадии стресса.4. Реакции на с...

Методические рекомендации по профилактике стресса в период подготовки к экзаменам.

Экзамены для учащихся – это всегда стрессовые ситуации. Единый государственный экзамен –форма проведения итоговой аттестации выпускников и вступительных экзаменов в ВУЗ. Все новое, неизвестное вс...

Мысленные стратегии преодоления страха при подготовке к экзаменам (2019 г.)

Советы психологаМысленные стратегии преодоления страха при подготовке к экзаменам....

Классный час: “Подготовка к экзаменам. Как противостоять стрессу”

Проанализировать подготовленность детей к предстоящим экзаменам и  дать рекомендации учащимся в период подготовки к выпускным экзаменам....

Психологическая подготовка к экзамену. Как справиться со стрессом

Как психологически подготовиться к экзамену. Как спривиться со стрессом....

Подготовка к экзаменам. Как противостоять стрессу.

создание благоприятной обстановки в период подготовки учащихся к экзаменам...