Классный час: “Подготовка к экзаменам. Как противостоять стрессу”
классный час по математике (9 класс) на тему
Проанализировать подготовленность детей к предстоящим экзаменам и дать рекомендации учащимся в период подготовки к выпускным экзаменам.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
podgotovka_k_ekzamenam._kak_protivostoyat_stressu.docx | 19.58 КБ |
Предварительный просмотр:
Классный час: “Подготовка к экзаменам. Как противостоять стрессу”
Цель:
1) проанализировать подготовленность детей к предстоящим экзаменам
2) дать рекомендации учащимся в период подготовки к выпускным экзаменам
Оформление.
На доске оформлены высказывания: «Стресс — это не то, что с вами случилось, а то, как вы это воспринимаете» (Г. Седье);
«Когда человек в панике, он не способен сосредоточиться на решении той или иной проблемы, однако, заставив себя мысленно принять самое худшее, мы тем самым сбрасываем груз панического беспокойства и оказываемся в состоянии искать и находить правильный выход»
(Д. Карнеги).
Ход классного часа:
I. Проводится анкетирование учащихся.
Анкета
1. Как ты считаешь, подвержен ли ты стрессам?
2. Какие ощущения испытываешь в связи с предстоящими экзаменами?
3. Как ты оцениваешь свою подготовленность к предстоящим экзаменам на сегодняшний день?
4. Есть ли у тебя свои испытанные методы для успешного запоминания учебного материала? Какие?
5. Какой режим работы при подготовке к экзаменам ты считаешь наилучшим? 6. Как ты считаешь, какие продукты питания активизируют умственную деятельность? .
II. Во время классного часа проходит тестирование по «Стресс-тесту». Учащимся предлагается прочитать включенные в тест утверждения и выразить степень своего согласия с ними, используя следующую шкалу:
1 — почти никогда;
2 — редко;
3 — часто;
4 — почти всегда.
1. Меня редко раздражают мелочи.
2. Я нервничаю, когда приходится кого-то ждать.
3. Когда я попадаю в неловкое положение, то краснею.
4. Когда я сержусь, то могу кого-нибудь обидеть.
5. Не переношу критики, выхожу из себя.
6. Если в транспорте меня толкнут, то отвечаю тем же, говорю что-нибудь грубое.
7. Все свое свободное время чем- нибудь занят.
8. На встречу всегда прихожу заранее или опаздываю.
9. Не умею выслушивать, вставляю реплики.
10. Страдаю отсутствием аппетита.
11. Беспричинно бываю беспокоен.
12. По утрам чувствую себя плохо.
13.Чувствую себя уставшим, плохо сплю, не могу отключиться.
14. И после продолжительного сна не чувствую себя нормально
15. Думаю, что сердце у меня не в порядке.
16. У меня бывают боли в спине и шее.
17. Я барабаню пальцами по столу, а когда сижу, покочиваю ногой.
18. Мечтаю о признании, хочу, чтобы меня хвалили за то, что я делаю.
19. Думаю, что лучше многих.
20. Не соблюдаю диету, все постоянно колеблется.
Шкала оценки:
30 баллов и меньше. — Вы живете спокойно и разумно, успеваете справиться с проблемами, которые возникают. Вы не страдаете ни ложным честолюбием, ни чрезмерной скромностью. Эти люди часто видят себя в розовом свете.
31—45 баллов. — Ваша жизнь наполнена деятельностью и напряжением, страдаете от стресса как в положительном смысле этого слова (т.е. у вас есть стремление чего-нибудь достигать), так и в отрицательном. По всей видимости, вы не измените образа жизни, но оставьте немного времени и для себя.
46—60 баллов. — Ваша жизнь — беспрестанная борьба. Вы честолюбивы и мечтаете о карьере. Для вас важно мнение других, и это держит вас в состоянии стресса. Если будете продолжать в том же духе, то многого добьетесь, но вряд ли это доставит вам радость. Избегайте лишних споров, усмиряйте свой гнев, вызванный мелочами. Не пытайтесь добиваться всегда максимального результата. Время от времени давайте себе полную передышку.
61 балл и больше. — Вы живете, как водитель машины, который одновременно жмет на газ и на тормоз Поменяйте образ жизни. Стресс, которому вы подвержены, угрожает и здоровью, и вашему будущему.
IV. Изготавливаются памятки.
Некоторые закономериостм запоминания
1. Трудность запоминания растет непропорционально объему. Большой отрывок учить полезнее, чем короткое изречение.
2. При одинаковой работе количество запоминаемого тем больше, чем выше степень понимания.
3. Распределенное заучивание лучше концентрированного. Лучше учить с перерывами, чем подряд, лучше понемногу, чем сразу.
4. Чем большую часть времени тратим на повторение по памяти, а не простое многократное чтение, тем эффектнее.
5. Из двух материалов, большего и меньшего, разумно начинать с большего.
6. Во сне человек не запоминает, но и не забывает.
Условия поддержки работоспособности
1. Чередование умственного и физического труда.
2. Предпочтение следует отдавать гимнастическим упражнениям [кувырок, свеча, стойка на голове}, т.к. усиливается приток крови к клеткам мозга.
3. Беречь глаза, делать перерыв каждые 20—30 минут ( взгляд вдаль, оторвать глаза от книги).
4. Минимум телевизионных передач!
Приемы психологической защиты
1. Переключение. Начинайте думать о чем-нибудь для вас актуальном, полезном, приятном. Через некоторое время неприятное переживание ослабнет.
2. Сравнение. Сравните свое состояние с состоянием других людей и вы найдете, что у многих оно тяжелее, чем у вас. Это ослабит ваше переживание.
3. Накопление радости. Вспоминайте события, вызвавшие у вас даже маленькую радость.
4. Мобилизация юмора. Смех — противодействие стрессу.
5. Интеллектуальная переработка. «Нет худа без добра»
6. Разрядка (физическая работа, игра, любимые занятия)
7. Быстрое общее мышечное расслабление (релаксация)
Некоторые советы…
1). Если ты заработался или заучился до того, что чувствуешь: «Все больше не могу» - нужно открыть кран и... помыть руки. Даже не помыть, а просто подержать под прохладной или холодной водой.
Конечно, лучше бы было выйти на свежий воздух, быстро походить или побегать, сделать несколько дыхательных упражнений, чтобы сбросить усталость.
Но если такой возможности нет, тебя выручит холодная вода, которая снимет и усталость, и нервное напряжение, и даже стрессовое состояние.
И ведь так просто - ополосни прохладной водой руки, а заодно и лицо. И ты - словно заново родился. Можно снова приниматься за работу.
2). Устали? Расслабьтесь!
Есть простой способ расслабиться и хорошо отдохнуть, придя из школы домой. Займет это всего несколько минут. Если эту паузу ты делаешь днем, окна лучше занавесить. Если вечером, следует приглушить освещение.
∙ Ляг на спину на коврик или на жесткую кушетку. Под го лову положи маленькую подушечку. Руки вытянуты вдоль тела, раскрытые ладони обращены вверх. Носки ступней разогнуты. Закрой глаза и полностью расслабься. Дыши ровно и спокойно. Оставайся в этом положении несколько минут, стараясь ни о чем не думать.
∙ Продолжая лежать, на вдохе приподними пятку правой ноги на несколько сантиметров вверх. Нога прямая. Подержи ее в воздухе несколько секунд и на выдохе медленно опусти. Повтори это 5 раз правой ногой и пять раз - левой. Когда ты поднимаешь слегка ступню и вдыхаешь, твои мышцы напрягаются. Когда опускаешь и выдыхаешь - расслабляются. Ты должен чувствовать это напряжение и расслабление.
∙ Находясь все в том же положении, очень сильно на вдохе сожми левую руку в кулак, подержи его несколько секунд и с выдохом разожми. Повтори это упражнение по пять раз для левой и правой руки. Затем 5 раз сжимай в кулаки одновременно и правую, и левую руки. Концентрируйся на своих кулаках и этом ощущении: при сжатии мускулы напрягаются, при разжатии - расслабляются.
∙ Не двигаясь, представь себе, что твое тело все больше и больше тяжелеет и как бы вжимается в землю. Повторяй про себя фразу: «Мое тело очень, очень тяжелое...» Старайся при этом как можно полнее расслабиться.
∙ Спустя несколько минут открой глаза и нерезким движением встань.
3). Никогда не отчаивайся.
Жизнь иногда преподносит неприятные сюрпризы: настроение из-за этого неважное, подавленное, порой отчаянное, а то и безнадежное. Естественно, это самым пагубным образом сказывается на здоровье. Что тут можно посоветовать? Главное: не зацикливайся на своих неприятностях! Думай и о том хорошем, что уже подарила тебе жизнь. Еще лучше возьми листок бумаги и составь список тех важных событий, которыми уже одарила тебя жизнь. Жизнь любит благодарных. Теперь с новыми силами берись за решение сегодняшних проблем. И верь, что жизнь еще одарит тебя своими радостями. Главное - верить в это.
Успокоительная часть.
Упражнение 1. Физический покой
Займите на стуле удобную для себя позу. Опустите голову слегка вниз. Руки положите на колени. Закройте глаза. Расслабьте мышцы тела. Шепотом произносите: «Мои мышцы расслаблены».
Расслабиться — значит освободиться от всех мышечных зажимов. Произнесите еще раз: «Мышцы расслаблены», постарайтесь почувствовать расслабление.
Сконцентрируйте внимание на руках. Произнесите: «Руки расслаблены». Сделайте паузу. Постарайтесь почувствовать расслабление рук. Произнесите: «Руки расслабленные, вялые. Хорошо чувствую это».
Ваше внимание устремилось к ногам. Произнесите: «Расслаблены ноги, расслаблены мышцы ног, расслаблены пальцы ног, расслаблены мышцы бедер, все мышцы ног расслабленные, вялые».
Шепотом сказали эти фразы и почувствовали расслабление рук и ног. Продолжайте расслабление всего тела.
Произнесите: «Расслабились мышцы спины, расслабились шейные мышцы. Все тело расслабленное и вялое».
Представьте себе, что вы лежите на пляже, закрыли глаза, и все тело, согретое солнцем, расслабилось. Произнесите шепотом несколько раз с паузами: «Каждый мой мускул расслаблен и вял. Невесомость. Я как парящая птица в воздухе».
Через 5-6 минут вы добьетесь отчетливого состояния отдыха всего тела.
Повторите в следующие дни это упражнение. Если у вас не получится, значит, вы допустили ошибки. Ошибки могут быть нескольких видов:
• вы плохо концентрируете внимание. Постарайтесь сосредоточиться на вырабатываемом состоянии;
• не удается добиться глубокого расслабления определенных групп мышц. Определите, какие мышцы плохо расслабляются. Увеличьте время на их расслабление;
• не удается представить картину расслабления на пляже. Ищите другой соответствующий вашему предшествующему опыту образ (картину), используйте его во время упражнения.
В течение недели вы должны научиться вырабатывать у себя состояние физического покоя.
Упражнение 2. Психический покой
Это упражнение выполняется только после овладения первым упражнением. Вы уже научились расслаблять мышцы и вырабатывать физический покой. Теперь следует научиться вырабатывать психический покой.
Займите позу пассажира в самолетном кресле. Закройте глаза. Проведите первое упражнение.
Итак, вы расслабились. Шепотом скажите: «Полный физический покой». Почувствуйте состояние покоя. Переходите к следующему упражнению. Только на фоне физического покоя можно достичь состояния психического покоя. Шепотом скажите: «Все мысли ушли. Я сосредоточен на покое. Все тревоги, заботы ушли. Покой, как одеялом, окутал меня» Вызовите знакомые вам представления: лежу на берегу, смотрю на воду; лежу на поляне, смотрю на небо…) «Я сливаюсь с природой. Растворяюсь в природе. Покой. Отдых. Я отдыхаю» (1-10 с)
«Расслабленность мышц ушла, сила, энергия, мощь. Я готов к работе». Откройте глаза. Сделайте разминку.
Занятие проводить в течении 5-6 мин в течение всей недели.
Принимается решение:
1. Сделать все возможное для создания благоприятной обстановки в период подготовки учащихся к экзаменам.
2. Обеспечить должный контроль за выполнением режима дня и режима питания.
3. Следовать рекомендациям, изложенным в памятках.
4. Верить в собственные силы, не поддаваться волнениям и панике.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Родительское собрание «Подготовка к единому государственному экзамену. Как противостоять стрессу».
Родительское собрание «Подготовка к единому государственному экзамену. Как противостоять стрессу»....
«Подготовка к единому государственному экзамену. Как противостоять стрессу».
Родительское собрание. Цели: – познакомить родителей с правилами и порядком проведения итоговой аттестации, в том числе единого государственн...
Презентация к родительскому собранию: «Подготовка к единому государственному экзамену.Как противостоять стрессу?"
Данная презентация содержит информацию о психолого-педагогической поддержке учащихся в период подготовки и проведения единого государственного экзамена,...
Родительское собрание «Подготовка к единому государственному экзамену. Как противостоять стрессу».
Данное родительское собрание познакомит родителей с правилами и порядком проведения итоговой аттестации, в том числе единого государственного экзамена; поможет проанализировать подготовленность детей ...
Родительское собрание «Подготовка к единому государственному экзамену. Как противостоять стрессу».
Родительское собрание знакомить родителей с правилами и порядком проведения итоговой аттестации, в том числе единого государственного экзамена. Дается анализ подготовленности детей к предстоящим испыт...
Родительское собрание «Подготовка к единому государственному экзамену. Как противостоять стрессу».
Родительское собрание «Подготовка к единому государственному экзамену. Как противостоять стрессу»....
Подготовка к экзаменам. Как противостоять стрессу.
создание благоприятной обстановки в период подготовки учащихся к экзаменам...