Коррекционно-развивающее занятие "Уверенное и неуверенное поведение"
план-конспект по психологии
КРЗ для подростков по развитию эмоционально-волевой сферы"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
uver_i_neuver_povedenie.doc | 58.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Групповое коррекционно-развивающее занятие
для младших подростков
«Уверенное и неуверенное поведение».
Цель: развитие навыков и умений, необходимых для уверенного поведения.
Задачи:
Образовательные: ознакомление с новыми критериями оценки себя и окружающих.
Обучающие: обеспечить участников средствами самопознания (самонаблюдение, рефлексия и т.д.
Коррекционно-развивающие: развивать навыки, необходимые для уверенного поведения; укрепить чувство собственного достоинства.
Воспитательные: выработка доброжелательного отношения друг к другу, воспитание внимательность и наблюдательность по отношению к себе и окружающим.
Материалы:
- тетрадь, ручка, плотные шарфы для игры «Поводырь».
- Приветствие
- Давайте поприветствуем друг друга необычным способами. В разных культурах принято приветствовать по-разному. Поприветствуем друг друга, как принято:
в Великобритании (пожать друг другу руки на большом расстоянии друг от друга);
в Японии (сложить руки на груди и поклониться);
в Тибете (показать кончик языка).
Обсуждение:
- Понравилась ли вам приветствие?
- Подумайте, было бы вам трудно поприветствовать друг друга по-Новозеландски (потереться носами), или как принято в Париже (помахать рукой, обняться, поцеловать в щеки 4 раза по очереди)?
- Разминка.
Упражнение «Имя и качество».
- Сейчас каждый из вас по очереди будет называть свое имя и качество, начинающееся на ту же букву, что и имя. Например, Настя – надежная, Дима – дружелюбный.
Проводится в технике «снежный ком».
- Основная часть.
Упражнение «Зубы и мясо».
- На доске я написала несколько качеств: отзывчивый, упорный, волевой, нежный, целеустремленный, добрый.
Из этого списка выберите те качества, которых вам не хватает, и напишите в столбик – себе, а в другой запишите те качества, которых не хватает вам в окружающих людях (другим).
После выполнения задания поясняется:
- Качества – упорный, волевой, целеустремленный – характеризуют сильные стороны человека, условно их можно обозначить как «зубы», оставшиеся три качества характеризуют доброту и мягкость человека, условно их можно обозначить как «мясо».
- Какие качества вы выбрали для себя?
- Какие качества выбрали для окружающих?
- Почему большинство считает, что им не хватает сильных качеств, а в других они видят мало доброты?
- Какого человека мы называем «сильной личностью»?
- Что значит быть уверенным человеком?
- Какое поведение можно назвать неуверенным?
Упражнение «Немое кино».
- Представьте, что вы смотрите фильм, но звук выключен. По каким признакам вы поймете, что герой ведет себя уверенно или неуверенно. Назовите их.
Участники должны назвать признаки уверенного (открытый взгляд, раскованная поза, плавные жесты...) и неуверенного (скованность, взгляд в пол, постукивание пальцами по столу...) поведения.
- Представьте, что вы слушаете радиопередачу на иностранном языке без перевода. Как понять, говорит ли человек уверенно или неуверенно?
Вывод: Человек, уверенный в себе, выглядит спокойным, держится с достоинством. У него открытый взгляд, ровная осанка, спокойный и уверенный голос. Он не суетится, не заискивает, не выказывает раздражения. Это прямое, открытое поведение, не преследующее цели причинить вред другим людям.
Неуверенный человек может быть очень тихим, застенчивым, ходить ссутулившись и опустив голову, избегать прямого взгляда, пасовать перед любым давлением на него. Пассивен. Неуверенность проявляется и через прямо противоположное, агрессивное поведение, когда кричат, оскорбляют, размахивают руками, смотрят с презрением.
Упражнение «Маски неуверенности».
- Как вы поняли, очень часто неуверенное поведение скрывается под масками. Постарайтесь догадаться, как можно назвать человека, который:
- Постоянно боится сделать ошибку.
Боится сделать что-то не так.
С трудом знакомится.
Трудно начинает новое дело. (Застенчивый).
- Смотрит на других свысока.
Любит поучать других.
Подчеркивает собственную значимость. (Самоуверенный).
- Стремится, чтобы его заметили любой ценой, даже нарушая правила поведения.
Может оскорблять, унижать других.
Применяет физическую силу к окружающим. (Агрессивный).
- А сейчас давайте попробуем выполнить действия, «надев» сначала маску застенчивости, потом – самоуверенности, затем – уверенности.
1. Подойти и спросить: «Как тебя зовут?»
2. Улыбнуться.
3. Спросить: «Как поживаешь?»
- Какие чувства вызвал у вас уверенный герой, какие – неуверенный, а какие – грубый? С кем бы им было приятнее общаться?
Критерии | Уверенное поведение | Неуверенное поведение | |
Пассивно-неуверенное | Грубо-агрессивное | ||
Как выглядит? | Спокойный, улыбающийся, открытый взгляд, ровная осанка, жесты открытые, плавные, расслабленные | Напряженный, ходит и сидит ссутулившись, закрытые позы, избегает прямого взгляда, беспокойная и скованная жестикуляция | Напряженная поза, взгляд пристальный, бурная и хаотичная, чрезмерная жестикуляция и гримасы злости, гнева |
О чем думает? | Доволен собой, своими действиями, знает, что все получится, удовлетворен | Не доволен собой, своими действиями, сомневается, что получится, неудовлетворен, беспокоится, боится | Недоволен, защищается, прячет свои страхи под маской самоуверенности, неудовлетворен |
Как говорит? | Спокойный и уверенный голос, выразительная речь | Тихий, застенчивый голос, мямлит или торопится, речь невнятна | Кричит или угрожающе шипит, высокий или очень низкий голос, торопливость |
Как действует? | Быстро принимает решения, действует решительно, уважая интересы других | Долго не может принять решения, действует осторожно, с оглядкой, достигает поставленной цели, если его направляют | Достигает цели, не обращая внимания и ущемляя интересы других, часто жертвует своими интересами |
- Неуверенное поведение скрывается под масками застенчивости, самоуверенности и агрессии (грубости). Самоуверенные и агрессивные люди проявляют свою уверенность за счет унижения других, таких людей нельзя назвать сильными и уверенными в себе личностями. Грубость вызывает ответную агрессию и чаще всего не приносит успеха; неуверенность ставит человека в полную зависимость от других и тоже часто приводит к поражению; уверенность же вызывает у окружающих доверие и уважение и поэтому является наиболее эффективной поведенческой тактикой.
- Вам выбирать, какое поведение использовать. И если вы выбираете уверенное поведение, тогда вам следует помнить, что его следует тренировать, чтобы оно стало вашей повседневной привычкой.
Сложно всегда быть невозмутимым и уверенным в себе. Но разобравшись как работает этот механизм, мы можем добиться успеха!
Упражнение «Закончи предложение».
Участники, сидя в кругу и передавая друг другу мяч, завершают фразу: «Обычно я чувствую неуверенность, когда...» В высказываниях подчеркнуть: незнакомая обстановка, отсутствие поддержки окружающих, неопределенность перспективы развития событий; обсудить ощущения человека, испытывающего неуверенность, способы, которые используют участники, чтобы успокоиться и обрести уверенность, как могут окружающие помочь неуверенному человеку и т.п.
Далее таким же образом участники называют ситуации, когда они чувствуют уверенность, завершая фразу: «Я чувствую себя уверенно, когда...» В высказываниях подчеркнуть: знакомая обстановка, поддержка окружающих, наличие информации о возможном развитии событий, успешного опыта собственных действий в схожих обстоятельствах или возможности получить помощь, необходимую информацию, понимание окружающих т.п.
Упражнение «Копилка источников уверенности».
- Для того, чтобы быть уверенным, человеку необходимо верить прежде всего в себя самого. Человек чувствует себя уверенным, опираясь на свои внутренние силы, а также на внешние источники силы. Давайте попробуем создать «копилку источников уверенности». В нее войдут те качества, способности, достижения, которые могут помочь человеку осознать свою уверенность. Разделите лист на две части. В одной напишите: внутренние источники уверенности, в другой – внешние источники.
После выполнения работы и обсуждения появляется примерно такая запись:
Внутренние источники – ум, душевные качества, способности, умение защищаться.
Внешние источники – семья, друзья, природа, деньги.
- Какие источники являются для вас наиболее значимыми?
Упражнение «За что я уважаю…»
- Действительно уверенный в себе человек относится с уважением к окружающим. Можно и не любить человека, но уважать его за те или иные качества. Я предлагаю тем учащимся, которые считают, что они уважают своих товарищей, поучаствовать в соревновании. Для этого необходимы два участника. Они по очереди будут заканчивать предложение: «Я уважаю … (называют имя учащегося из класса) за … (называют качество)». Повторять названных учащихся нельзя. Тот, кто будет думать более трех секунд, считается проигравшим.
- Подведение итогов.
- Что вам понравилось на занятии?
- Что нового вы узнали о себе?
- Можете ли вы сказать, что после занятия изменили мнение о себе?
- Домашнее задание.
- Понаблюдайте за собой и окружающими, как проявляются уверенное поведение, застенчивое, самоуверенное и агрессивное. Подумайте, с какими из людей вам нравится общаться.
- Упражнение «на дорожку» - «Круг уверенности»
- Представьте невидимый круг диаметром 60 сантиметров на полу примерно в полуметре от себя.
- Зайдите в этот круг и вспомните прекрасное время, когда вы были на «волне успеха». В этой ситуации максимально проявились все ваши способности. Всё было хорошо, удача сопутствовала вам.
- Отметьте для себя и запомните то, как вы видите, слышите и чувствуете окружающий мир в ситуации успеха. Как обычно уверенно звучит ваш голос, как устойчива и горда осанка. Представьте себя в наилучшем состоянии.
- Вернитесь из круга в нейтральное состояние. Запомните комплекс в «Круге уверенности». Этот комплекс станет ключом к уверенности и спокойствию, когда они вам будут необходимы
Когда возникнет особая ситуация, требующая уверенности, войдите в своих мыслях в этот круг. Как вступив в картинку самого себя.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа коррекционно-развивающей работы с подростками с девиантным поведением с использованием возможностей сенсорной комнаты
Психологически здоровый человек — это человек, жизнь которого полна смысла. Он не тревожный, лишен комплексов, не боится неудач, не агрессивный, оптимистичный.Психическое здоровье детей и подростков —...
Программа коррекционно-развивающей работы с учащимися девиантного поведения.
Актуальность и необходимость предложенной программы заключается в том, дети с отклоняющимся поведением нуждаются в особой поддержке со стороны образовательного учреждения. Социальным педагогом отобран...
Нейропсихологический подход к коррекционно-развивающей работе с учащимися, имеющими синдромы гиперактивного поведения с дефицитом внимания и минимальной мозговой дисфункции
В работе представлен материал, раскрывающий проблему гиперактивного поведения школьников с дефицитом внимания и минимальной мозговой дисфункцией. Описана симптоматика данных нарушений в соответствии с...
Методическая разработка коррекционно-развивающего занятия на тему: "Культура поведения при приеме пищи"
Методическая разработка коррекционно-развивающего занятия по предмету "Социально-бытовая ориентировка" для 5 класса "Особый ребенок" (учащиеся с ТМНР) школы VIII вида...
Групповое коррекционно-развивающее занятие для подростков «Уверенное и неуверенное поведение».
Подростки не всегда различают понятия "уверенное" и "грубое" поведение. данное занятие знакомит учащихся с новыми критериями оценки себя и окружающих, развивает навыки, необходимые для уверенного пове...
Программа коррекционно-развивающей работы с обучающимися девиантного поведения.
Актуальность и необходимость предложенной программы заключается в том, что дети с отклоняющимся поведением нуждаются в особой поддержке со стороны образовательного учреждения. Учител...
Коррекционно-развивающее занятие "Эмоции и наше поведение"
Эмоциональная сфера детей с нарушением интеллекта имеет свое своеобразие. Оно связано преимущественно с недостаточностью произвольной регуляции эмоциональных проявлений. В целом для всех детей с ...