Практика работы с детьми
план-конспект по психологии

Мотивы учебной деятельности формируются в ходе самой учебной деятельности Учебный материал должен подаваться в такой форме, чтобы у школьников вызвать эмоциональный отклик, активизировать познавательные психические процессы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon praktika_raboty_s_detmi.doc62.5 КБ

Предварительный просмотр:

Интеллект

Интеллект (от лат. intellectus — понимание, познание) — это способность, которая объединяет все познавательные способности индивида: ощущение, восприятие, память, представление, мышление, воображение.[

Методы стимулирования умственных способностей ребенка. Развитие интеллекта

Развитие через внимание

Развитие через игрушки и книжки

Развитие через движение

Развитие через сопереживание

Развитие через вопросы

Развитие через чтение книг

Упражнения на развитие интеллектуальных способностей

Развитие мышления, логики, памяти, внимания, наблюдательности, восприятия, вербального и невербального интеллекта.

Буриме, лимерики, загадки

Вопросы, задачи на логику

Задачи на развитие воображения

Исключение лишнего слова

Упражнения на развитие памяти

 Развитие воображения, фантазии.

 Развитие аналитико-комбинаторных способностей.

Развитие гибкости мышления

Развитие зрительной памяти

Развитие скорочтения

Развитие тактильной памяти

Мотивация

Мотивы учебной деятельности формируются в ходе самой учебной деятельности

Учебный материал должен подаваться в такой форме, чтобы у школьников вызвать эмоциональный отклик, активизировать познавательные психические процессы.

Для этого необходимы:

1. Особый подход к освещению учебного материала, характер его преподнесения (аналитический (разъяснительный, критический, логический, проблемный), деловой, необычный);

2. Использование, показ, подчеркивание различных элементов, привлекательных сторон содержания (важность отдельных частей, трудность, сложность (простота, доступность), новизна, познавательность материала, открытие нового в известном, историзм, современные достижения науки, интересные факты, противоречия, парадоксы);

3. Задания с интересным содержанием, занимательными вопросами;

4. Показ значимости знаний, умений (общественной, личностной, межпредметной связи).

На формирование мотивов учения оказывает стиль педагогической деятельности, взаимоотношений с учащимися.

В плане общения, отношения с учащимися очень важны:

1. Показ достижений и недостатков в развитии личности, проявление доверия к силам и возможностям учащихся;

2. Проявление личного отношения учителя к ученику, классу, высказывание собственного мнения;

3. Проявление учителем собственных качеств, данных личности (в плане общения, эрудиции, отношения к предмету, деловых качеств и т.д.) и побуждение учащихся к подобным проявлениям;

4. Организация дружеских взаимоотношений в коллективе (взаимопроверка, обмен мнениями, взаимопомощь).

СДВГ

Пути преодоления гиперактивности у детей:

  1. Обратиться к специалисту, который сможет помочь ребенку
  2. Установить четкий распорядок дня.
  3. Больше времени общаться с ребенком, вникая в его проблемы, решая их вместе с ним. Играть с ним в детские игры.
  4. Необходимо обучиться спокойному и мягкому общению со ребенком.
  5. Для того чтобы такой ребенок выполнял какие-либо указания и просьбы необходимо научиться давать ему инструкцию. Они должны быть немногословными (содержать не более десяти слов), иначе ребенок не услышит вас.
  6. Запрещая что-либо, надо помнить о том, что запретов должно быть немного, и они должны быть заранее оговорены с ребенком. Запреты должны быть сформулированы в четкой форме. Ребенок должен знать о последствиях нарушения этих запретов.
  7. Для гиперактивного ребенка существуют ограничения при просмотре телевизионных передач и длительных занятий на компьютере
  8. Необходимо проводить легкий успокаивающий массаж и выполнять упражнения на расслабление с целью снятия избыточного напряжения.

Тревожность

Как помочь тревожному ребенку.

Работа с тревожным ребенком сопряжена с определенными трудностями и, как правило, занимает достаточно длительное время.

Специалисты рекомендуют проводить работу с тревожными детьми в трех направлениях:

1. Повышение самооценки ребенка.
2. Обучение ребенка умению управлять собой в конкретных, наиболее волнующих его ситуациях.
3. Снятие мышечного напряжения.

Астеничные

Накапливайте силы медленно. Если ребенок привыкший к относительно сидячему образу жизни, внезапно приобретет группу новых активных друзей, займется другим видом спорта или присоединится к другой группе детей, играющих более живо, вполне вероятно, что сначала он будет уставать. Объясните своему ребенку, что потребуется определенное время, чтобы набрать скорость. Скажите ему, чтобы он сначала не спешил, больше отдыхал, пока не привыкнет к новому образу активной жизни.

Сбавьте скорость. Более старшие дети могут уставать, просто потому, что они занимаются слишком многим. Если ребенок принимает участие в играх после окончания занятий в школе почти каждый день плюс занимается спортом или является скаутом по выходным, вам придется сократить его занятия этим на одно или два.

Прибавьте к этому время на "охлаждение". Если ваш ребенок находится в школе или в детском саду весь день, это может оказаться длинным утомительным днем. Если можете, организуйте так, чтобы ваш ребенок время от времени проводил несколько часов после школы с другом или с одним из родителей, или с кем-то, кто присматривал бы за ним, вместо того, чтобы все время находиться в большой группе. Некоторые дети, независимо от возраста, получают немалую пользу от дневного сна.

Стремитесь к большему разнообразию. С другой стороны, ребенок, увлекающийся разными делами и с большим количеством друзей, вполне возможно, совсем не испытывает усталости - просто ему скучно от однообразной рутины, повторяющейся каждый день. Попытайтесь занять его еще чем-то, что по-настоящему может понравиться.

Следите за проблемами, связанными со сном. Если у вашего ребенка заметны вышеуказанные симптомы, продолжающиеся два или три месяца, вместе с понижением энергии, обратитесь за профессиональным советом, предпочтительнее всего к детскому неврологу.

Наконец, излишняя усталость может быть также вызвана синдромом хронической утомляемости,болезнь чаще встречающаяся у взрослых. Если удалось исключить все остальные возможные причины, спросите своего врача, не страдает ли ваш ребенок от этого заболевания.

Обсуждайте проблемы открыто. Если вы подозреваете, что плохое самочувствие вашего ребенка является результатом ссоры с его лучшим другом, событий в школе или плохих отношений в семье, убедите его откровенно рассказать обо всем этом. Чтение вслух разных историй может помочь маленькому ребенку справиться с трудными проблемами, возникающими в его жизни. Например, истории, в которых говорится о возникновении дружбы, поступлении в новую школу или детский сад, или о том, как справиться с потерей, могут оказаться очень полезными.

Будьте хорошим примером для него. А может быть ваш ребенок просто повторяет ваше "Я так устал", или "Я совершенно выдохся"? Иногда усталости можно научиться. Если у ребенка усталая мать, усталый отец или усталые дедушка и бабушка, он может замкнуться на этом и подражать их поведению и симптомам. Попытайтесь сами немного больше отдохнуть, если это возможно. И даже если вы почти всегда чувствуете себя усталым, попробуйте не жаловаться на это перед своим ребенком.

Агрессивные

1. Спокойное отношение в случае незначительной агрессии.

2. Акцентирование внимания на поступках (поведении), а не на личности.

3. Контроль над собственными негативными эмоциями.

4. Снижение напряжения ситуации.

5. Обсуждение проступка.

6. Сохранение положительной репутации ребенка.

7. Демонстрация модели неагрессивного поведения.

Замкнутые

Как предупредить и преодолеть застенчивость.

  1. Воспитывайте в ребенке чувство собственной значимости, адекватную самооценку.
  • Застенчивость и низкая самооценка взаимосвязаны: если человек застенчив, то, как правило, страдает низкой самооценкой, там, где самооценка высока, нет и речи о застенчивости. Ребенок с низкой самооценкой выглядит потерянным. Он более пассивен, внушаем, менее популярен и чрезмерно чувствителен к критике. Дети с низкой самооценкой более невротичны, чем дети с высокой самооценкой. Дошкольники, как правило, оценивают себя так, как их оценивают родители.
  1. Формируйте у ребенка ощущение уверенности в себе.
  • Постарайтесь создать для ребенка атмосферу защищенности, поддержки и любви.
  • Уверенность вырабатывается за счет успешного выполнения трудных задач. Начать можно с малых дел, постепенно поднимая планку.
  • Действия ребенка могут подлежать любой оценке, но не позволяйте себе критиковать личность ребенка, приписывая ему отрицательные черты – “глупый”, “неспособный”, “невезучий”, “неисправимый”, “уродливый” и т.д.
  • Не стремитесь к тому, чтобы ребенок чувствовал себя зависимым от вас, хотя это и позволяет легче им управлять.
  • Как можно раньше приучайте ребенка к ответственности за свои поступки.
  • Учите ребенка идти на разумный риск и переносить поражение. Позволяйте ему делать ошибки. Застенчивые дети избегают что-либо делать, так как боятся потерпеть неудачу.
  • Помогите ребенку стать интересным. Следует развить хотя бы одну такую черту, которая была бы положительно оценена окружающими.
  • Не забывайте хвалить ребенка за успехи.
  • Научите ребенка расслабляться – верное средство раскрыть свои потенциальные возможности и избежать неприятных переживаний.
  • Не следует до отказа наполнять жизнь ребенка спланированной полезной деятельностью. Научите его чувствовать себя комфортно наедине с самим собой.
  1. Развивайте в ребенке навыки социального поведения.
  • Стимулируйте активность ребенка, так как бездействие, пассивность – характерная особенность застенчивых.
  • Не допускайте социальной изоляции и игнорирования своего ребенка.
  • Разрабатывайте с ребенком сценарии действий и репетируйте его роль. Приняв роль, даже глубоко застенчивые дети начинаю вести себя иначе.
  • Старайтесь изменять поведение ребенка, а не его личность.
  • Одежда и прическа ребенка не должны быть предметом его переживаний.
  • Заботьтесь об уровне информированности вашего ребенка. Чтобы завести разговор и иметь, что сказать, нужно достаточно знать.
  • Обучайте ребенка принятым в обществе ритуалам приветствия, прощания, знакомства.
  • Нейтрализуйте тревогу и стресс.

Одаренные

Разработать специальные учебные материалы для развития одаренного ребенка в начальной школе, обеспечивающие закрепление и развитие творческой одаренности и специальных способностей детей.

Определить методы, способствующие развитию возможностей самовыражения одаренных детей.

Способствовать проявлению и самореализации широкого спектра его увлечений.

Совместно с родителями поддерживать талантливого ребенка в реализации его интересов в школе и в семье.

Проводить уроки творчества для одаренных детей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА ЗАНЯТИЯ по теме: Полное исследование функции и построение графика (практическое занятие)

Технологическая карта занития  по дисциплине "Математика" на 2 курсе учреждений СПО...

Практическое руководство по организации практических занятий МДК 03.01 Теоретические и методические основы деятельности классного руководителя специальность 050146 Преподавание в начальных классах

Руководство предназначено для организации практических занятий по МДК 03.01 Теоретические и методические основы деятельности классного руководителя специальность 050146 Преподавание в начальных к...

Методические указания по проведению практического занятия по учебной дисциплине «Безопасность жизнедеятельности» Практическая работа № 22

Тема. Оказание первой помощи пострадавшимЦель. В соответствии с ФГОС основная цель занятия направленна на реализацию умения оказывать первую медицинскую помощь пострадавшему.  Закрепление теорети...

практическое занятие 4 Планирование и наблюдение за объектами природы на занятиях и прогулках

практическое занятие "Планирование наблюдений за объектами природы на занятиях и прогулках" предназначено для студентов, обучающихся по специальности  44.02. 01 "Дошкольное образование", являяетс...

Занятие по ПДД. Программа "Дорожная азбука" Тема: Пешеходные переходы. Практическое занятие.

Конспект занятия по ПДД и раздаточный материал к занятию. Тема "Пешеходные переходы. Практическое занятие". Программа "Дорожная азбука", 1 год обучения....

Методические рекомендации "Проведение практического занятия по определению рН почв почвенной водной вытяжки на занятиях по экологии"

Освоение метода определение рН (реакции среды) в водных вытяжках из почв с помощью раствора универсального индикатора на занятиях по экологии...

Методическая разработка на практическое занятие по теме "Легкая атлетика" занятию "Обучение технике бега на короткие дистанции"

Методическая разработка подготовлена для подготовки преподавателя физической культуры к проведению занятий по разделу "Легкая атлетика"...