Искусство общения с ребенком. Техника "Я-высказывания"
презентация к уроку по психологии
В данном материале представлена и описана техника эффективного общения "Я высказывания". Данная техника считается универсальной и подходит для использования не только в детско-родительских отношениях, а также полностью применима в общении между взрослыми.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ya-vyskazyvaniya.pptx | 1.22 МБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
КАКОЙ ТЫ НЕСОБРАННЫЙ, ОДЕВАЙСЯ БЫСТРЕЕ! ТЫ ВЕЧНО РАЗБРАСЫВАЕШЬ СВОИ ВЕЩИ! ОПЯТЬ ТЫ ИСПАЧКАЛСЯ! НУ ПОЧЕМУ ТЫ ТАКОЙ ГРЯЗНУЛЯ! Я очень зла, когда прихожу уставшая с работы и вижу беспорядок и разгром в квартире. Я чувствую себя нелюбимой и незначимой. Я хочу, чтобы ты научился убирать свои вещи сразу на место.
Структура техники
1. Описание ситуации, вызвавшей напряжение. Можно начать так: Когда я вижу, что… Когда я слышу, что… Когда я сталкиваюсь с тем, что… Я чувствую ( я испытываю)…(раздражение, злость. обиду, боль, беспокойство и т.д.) ПРАВИЛО! Когда вы говорите о своих чувствах ребенку, говорите от ПЕРВОГО ЛИЦА. Сообщайте о СЕБЕ, О СВОЕМ переживании, а не о нем, не о его поведении.
2. Обозначение причины своих чувств и эмоций: Потому что… В связи с тем, что… 3. Формулировка желаемого поведения: Мне бы хотелось, чтобы… Мне было бы приятно (радостно, спокойно и т.д.) если бы…
Описание ситуации Когда я вижу, что твоя одежда опять грязная Мое эмоциональное состояние / эмоции Я испытываю досаду Объяснение причины своих чувств и эмоций Потому что прикладываю много сил, чтобы ты ходил в чистой и опрятной одежде Формулировка желаемого поведения Мне бы хотелось, чтобы ты был более аккуратным
Первые ошибки 1. Начав с «Я-сообщения», заканчивать фразу «Ты-сообщением». Например: « Мне не н равится, что ты такая неряха!» или « Меня раздражает это твое хныканье!» Лучше сказать так: Например: « Мне не нравится, когда за стол садятся с грязными руками» или « Меня раздражает когда дети хнычут».
2. Боязнь выразить чувство истинной силы. Если вы от чего-то приходите в ужас, не стоит говорить: « Мне не нравится, когда мальчики так делают». Ребенок почувствует фальш . Выражайте силу вашего чувства подходящими, точными определениями в спокойном тоне.
ВАЖНО! Я-сообщение – это не новый, более искусный способ повлиять на поведение ребенка, добиться того, что хочет родитель. Это скорее фраза «приглашающая» ребенка понять родителя, шаг к взаимному доверительному контакту. Я-сообщение действует только в том случае, если оно искренне и произносится без намерения изменить поведение ребенка.
Ситуация 1. Вы который раз зовете дочь садиться за стол. Она отвечает: «Сейчас» – и продолжает заниматься своими делами. Вы начали сердиться. Ваши слова: 1. Да сколько же раз тебе надо говорить? 2. Я начинаю сердиться, когда приходиться повторять одно и то же. 3. Меня сердит, когда ты не слушаешься.
Ситуация 2. У вас важный разговор с другом. Ребенок то и дело его прерывает. Ваши слова: 1. Мне трудно беседовать, когда меня прерывают. 2. Не мешай разговаривать. 3. Ты не можешь заниматься чем-нибудь другим, пока я разговариваю?
Ситуация 3. Вы приходите домой усталая. У вашего сына-подростка друзья, музыка и веселье. На столе следы их чаепития. Вы испытываете смешанное чувство раздражения и обиды ( «Хоть бы обо мне подумал!»). Ваши слова: 1. Тебе не приходит в голову, что я могу быть усталой? 2. Уберите за собой посуду. 3. Меня обижает и сердит, когда я прихожу усталая и застаю дома беспорядок.
«Ты-высказывания» «Я-высказывания» Ты никогда меня не слушаешь! Почему во время разговора со мной ты вечно крутишься и еще параллельно говоришь с сестрой? Ты неправильно себя ведешь! Какая ты капризная девочка! Вечно истерики закатываешь! Ты опять не убрал за собой тарелку после еды в раковину! Почему ты не сказал, что пойдешь гулять на улицу? Я была вынуждена тебя искать! Ты зачем без спроса берешь вещи брата? Какой же ты жадина! Нужно делиться угощением и с другими ребятами! Перестань на меня кричать!
Позитивные «Ты-высказывания» Ты мне очень помог, спасибо! Вчера ты меня обрадовал – сам лег вовремя. Мне нравится, как ты бережно обращаешься с книгами.
Подведем итоги Техника «Я-высказывания» позволяет: Понижать уровень эмоциональных напряжений; Давать знать ребенку о своем переживании; Задавать искренний тон общения; Избавляться от воспитательных «рефлексов»; Устанавливать доверительный контакт с ребенком; Чаще сообщать детям и близким о своих добрых чувствах!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Особенности общения с ребенком в семье
Материал для родительского собрания в старших классах...
Презентация "Трудности в обучении учащихся и общении с ребенком"
Презентация помогает учителю проанализировать психологические особенности учащихся, испытывающих трудности в обучении, и,возможно, перестроить свою деятельность....
Презентация к уроку "Искусство художественного перевода- искусство общения"
Презентация к уроку "Искусство художественного перевода - искусство общения" по общей теме "Искусство - универсальный способ общения" по предмету "Искусство" в 8 классе...
Классный час «Искусство общения. Искусство беседы. Общение между юношами и девушками»
Классный час ...
Интегрированный урок английского языка и литературы "Искусство перевода - искусство общения" для обучающихся 10 класса
Дланный урок имеет профориентационную направленность. Целями урока являются:1. знакомство обучающихся с принципами литературного перевода;2. развитие ум...
Методическая разработка к программе "Искусство общения". Презентация "Секреты общения в афоризмах".
Методическая разработка к программе "Искусство общения". Презентация "Афоризмы для 5-8 классов. Можно использовать для практических занятий по развитию навыков общения. Через обсуждение...
Занятие «Общение как взаимодействие. Искусство общения»
Занятие «Общение как взаимодействие. Искусство общения» расчитано на обучающихся 12-15 лет, для которых становится актуальным общение и взаимодействие со сверстниками и взрослыми....