Занятие «Общение как взаимодействие. Искусство общения»
учебно-методический материал (6 класс)

Занятие «Общение как взаимодействие. Искусство общения» расчитано на обучающихся 12-15 лет, для которых становится актуальным общение и взаимодействие со сверстниками и взрослыми.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon zanyatie.doc75.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное учреждение

 дополнительного образования

«Центр развития творчества детей и юношества»

 Каменского муниципального района

Воронежской области

Занятие

«Общение как взаимодействие. Искусство общения»

 Подготовила: Павлова Наталья Владимировна, педагог дополнительного образования  МБУДО «ЦРТДиЮ» Каменского муниципального района Воронежской области.

Тема.    Общение как взаимодействие. Искусство общения.      

Цель.   Выяснить трудности, возникающие в процессе коммуникации.

Задачи.

- Создать условия для обучающихся в преодолении трудностей в коммуникативной сфере.

- Научить навыкам позитивного общения учащихся.

- Формировать мотивацию построения позитивных взаимоотношений.

- Развивать навыки сотрудничества, умение слушать и слышать другого человека.

- Воспитывать чувства уважения к культуре общения и к своим товарищам.

Целевая группа: обучающиеся  12-15 лет.

Длительность занятия: 45-50 минут.

Форма  проведения:  занятие с элементами тренинга.

Методы: словесный, наглядный, игровой, практический.

Оснащение: музыкальное сопровождение, раздаточный материал для каждого участника, диагностическая схема «Лестница коммуникативных способностей».

Предполагаемые результаты:

- формирование адекватной самооценки и освоение эффективных поведенческих стратегий с целью регуляции социальных отношений;

- уменьшение факторов, приводящих к чрезмерному напряжению и тревожности;

- формирование навыков адекватного конструктивного поведения;

- развитие навыков доброжелательного общения.

Ход занятия.

1. Организационный.

Педагог. Добрый день, ребята. Я рада вас видеть. Уверена, что наше занятие  пройдет интересно и плодотворно. Я права? Давайте поприветствуем друг друга нетрадиционными способами.

Упражнение «Необычное приветствие»

Цель: создать благоприятную непринужденную психологическую атмосферу в объединении. Участникам предлагается поздороваться друг с другом правыми локтями, левыми коленками, правой пяткой, левым плечом, спиной, правой ногой.

II. Подготовка к основному этапу занятия (мотивация и актуализация знаний)  

Педагог. Великий мудрец Эзоп, попавший в рабство к лидийскому царю Крезу, вынужден был прислуживать у него на пиру. Когда подвыпивший Крез попросил Эзопа принести для гостей самое лучшее угощение, которое есть во дворце, мудрец принес ему язык.

«Почему это блюдо самое лучшее?» - спросил удивленный царь.

«Что может быть прекраснее языка, передающего чувства?! Что может быть ценнее языка, дарящего нам знания?! Что может быть возвышенней языка, говорящего слова любви?!», – ответил Эзоп.

Тогда царь, решивший проверить находчивость Эзопа, потребовал принести самое худшее блюдо, которое только есть в царстве. Эзоп не сдвинулся с места и вновь протянул царю блюдо с языком.

«Но почему?!», - воскликнул Крез.

«Что может быть отвратительнее языка, который лжет, что может быть грязнее языка сквернословия, что может быть в мире более гнусного, чем язык клеветы и навета?!», – ответил мудрец.

О чем повествует данное предание? (Ответы обучающихся). Мудрость предания, дошедшая до нас через тысячелетия, свидетельствует о том, что общение бывает как конструктивным, культурным, этичным, так и деструктивным, конфликтным. Она нам говорит о том, что словом можно возвысить и унизить человека, и о том, что слово может врачевать или убить.

Не случайно наши занятия в «Школе лидерского начала и общественных инициатив» направлены на развитие коммуникативных способностей, умения эффективно общаться. Вы учитесь быть лидерами. (Педагог показывает название темы занятия – «Общение как взаимодействие. Искусство общения.)

Что значит – эффективного?

(Составление кластера – что входит в понятие «эффективное общение» (например, двусторонний обмен информацией, тактичность, хорошие манеры, культура речи и поведения, честность, точность, умение слушать, умение убеждать, грамотное изложение, вербальная и невербальная коммуникация – жесты, позы, мимика, бесконфликтность, конструктивность, этика и т.д.).

III. Основной этап занятия.

Педагог.   Антуан де Сент  Экзюпери говорил, что на земле существует самая большая роскошь – роскошь общения с людьми. И если глубоко задуматься над этими словами, то они окажутся справедливыми. Достаточно вспомнить о печальной судьбе Робинзона Крузо, который, оказавшись на острове в полном одиночестве, сумел выжить и обеспечить себе сносное существование, но ему не хватало духовного общения. Может быть, поэтому Дефо «подарил» ему Пятницу? Как же общается человек с себе подобными?

   Общение – это не только обмен информацией, знаниями, но и организация совместных действий, в ходе которых и возникают межличностные отношения. мыслители по-разному объясняют суть общения. Одни, сторонники теории обмена ( Джордж Каспар  Хоманс) полагают, что люди взаимодействуют друг с другом на основе своего опыта, взвешивая возможное вознаграждение и затраты. Яркий пример подобного понимания содержится в притче. Прочтите ее и дайте свой комментарий.

 Обучающиеся читают притчу.

Благодарить должен дающий

  Когда Учитель был  настоятелем монастыря, ему понадобилось новое учебное здание. Один купец решил пожертвовать на постройку нового учебного здания 500 золотых монет и принес их Учителю.

- Хорошо, я возьму их, - сказал Учитель. Подав Учителю мешок с золотом, купец остался недоволен его безразличным отношением. На три золотые монеты можно прожить целый год, а тут не благодарят за пятьсот.

 - В мешке 500 монет, - намекнул он.

- Ты уже говорил это, - ответил Учитель.

- Но ведь даже для такого богатого купца, как я, это огромная сумма, - сказал купец.

- Ты хочешь, чтобы я за них благодарил тебя? – спросил Учитель.

- Вы должны сделать это, - ответил купец.

- Почему же? – сказал Учитель. – Благодарить должен дающий!

Педагог.    Сторонники второго направления, представители символического интеракционизма (Джордж Герберт Мид) рассматривают поведение людей по отношению друг к другу и к предметам в зависимости от значений, которые им придают люди. Особенно их интересует период юношеского общения.

Сегодня на занятии постараемся исследовать эти два подхода.

Итак, подход Джорджа Каспара  Хоманса - люди взаимодействуют друг с другом на основе своего опыта, взвешивая возможное вознаграждение и затраты. Купец явно ждал похвалы.

Другой подход, автором которого считают  Джорджа Герберта Мида - поведение людей по отношению друг к другу и к предметам в зависимости от значений, которые им придают люди.

Учитель не придает большого значения деньгам, и поэтому дающего не благодарил, а ждал благодарности от него, за то, что принял эти деньги.

Взаимодействие ( интеракция)

внешний                                                                                                        внутренний

регламентированный порядок действий                           относится к психологической стороне

в каждой конкретной ситуации, т.е.                                  взаимодействия, в ходе которого люди

этикет общения                                                                    удовлетворяют ряд потребностей, связанных

                                                                                               с поддержанием их психического равновесия

Потребности взаимодействия:

- определение своей социальной принадлежности и статуса

- поддержание хороших отношений

- если мы хотим наглядно представить себе процесс интеракции, то попробуем отобразить его в виде схемы

Взаимодействие во время общения

устойчивые действия                                                          реакция партнера

систематические действия                                                   реакция воздействующего

Взаимодействие как процесс

Физический контакт                                                                    духовный контакт

                                                                                                    вербальная невербальная форма

Варианты взаимодействия

кооперация                                                                                             конкуренция

 Стратегия взаимодействия в процессе общения.

- всем известно, что в процессе совместной деятельности люди ведут себя по-разному. Одни легко и просто входят в контакт с людьми, другие – вступают сложно, а иногда вообще предпочитают одиночество. Поэтому прежде чем, допустим, отправить в космос команду космонавтов, их тестируют на психологическую совместимость. Так же поступают с полярниками, которые должны будут на долгое  время быть оторваны от Большой земли и вынуждены жить в небольшом коллективе.

    - Означает ли это, что с нелюдимым человеком невозможно наладить отношения? не слишком ли будет раздражать в процессе общения поведение чересчур активных и общительных товарищей?

Упражнение «Завтрак с героем»

Необходимый материал - бумага, карандаши.

Представьте себе следующую ситуацию: у каждого из присутствующих есть возможность позавтракать с любым человеком. Это может быть знаменитость настоящего, или историческая фигура прошлого, или обыкновенный человек, который произвел на вас впечатление в какой-то момент его жизни. Каждый должен решить для себя, с кем он хотел бы встретиться, и почему.

Запишите имя своего героя на листе бумаги. Теперь поделитесь на пары, в паре надо решить с кем из двоих героев вы будете встречаться. На дискуссию у вас 30 сек.

Теперь пары объединяются в четверки, которым, в свою очередь, необходимо выбрать только одного героя. На дискуссию у вас 1 минута.

Теперь четвертки объединяются между собой и в течение 1 минуты выбирают одного героя.

А теперь все объединяются, и решаете, с кем вы будете завтракать.

Рефлексия:

Педагог.  Почему остался именно этот герой? (ответ обучающихся)

                 Легко было уступать и почему вы уступали? (ответ обучающихся)

Педагог. Известный психолог Дейл Карнеги советует избегать споров, как гремучих змей. Он считает, что 90% из участников спора убеждается в своей правоте еще тверже, чем прежде. Спор практически нельзя выиграть.

Перерыв – 5 мин.

Педагог.  Продолжаем занятие. Помимо общения словами, есть невербальное общение.

Невербальное общение – это все сигналы, символы, жесты, манеры, тембр, мимика, то есть неречевая форма общения.

Упражнение «Разговор через стекло»

Группа разбивается на пары. Первым номерам дается задание попытаться без слов позвать в зимний поход, вторым — объяснить, что их наказали родители. Причем первые номера не знают, что было предложено вторым, и наоборот. Участники пытаются договориться между собой так, словно между ними находится толстое стекло, через которое они не могут слышать друг друга.

Рефлексия:

Педагог. Поняли ли вы друг друга, смогли ли договориться? Если да, то, как вам это удалось.

Упражнение «Общение в рисунках»

Участники разбиваются на пары. Каждая пара получает один на двоих лист бумаги, где участники в течение двух минут посредством рисования ведут общение на произвольные темы. Не следует писать слова, отдельные буквы, цифры и т. д.; используются только рисунки и схемы. Затем участники проговаривают в парах, что каждый из них хотел выразить и что понял из рисунков партнера, после этого происходит обмен впечатлениями в кругу.

Рефлексия:

- Удалось ли достигнуть взаимопонимания при таком общении? Что помогало?

Упражнение «Понятие конфликт»

Цель: выяснить, что означает «конфликт» для каждого из участников.

Каждому участнику раздается стикер. На нем должны написать ответ на вопрос «Что такое для вас конфликт?» и повесить стикер на стенд. Педагог зачитывает все утверждения и дает научное определение «конфликту». Вместе с учениками выясняет причины и последствия конфликта.

Педагог. По - научному, конфликт – это столкновение, предельное обострение противоречий, ситуации, когда одна сторона противостоит другой.

Дискуссия:

- Каковы причины конфликта? (разные характеры, разные мнения по одному и тому же вопросу, неумение слушать, нежелание уступать)

- Какие последствия могут быть? (ссора, драка, человек может обидеться)

- Как можно решить конфликт? (договориться между собой, попросить помощи старших)

Теперь узнав, что такое конфликт, из-за чего он возникает, какие последствия могут быть, мы с вами попробуем применить свои знания.

Упражнение «Достойный ответ»

Цель: Отработка навыка конструктивного выхода из конфликтных ситуаций.

Все участники сидят в кругу. Каждый получает от ведущего карточку, на которой содержится какое-либо замечание по поводу внешности или поведения одного из участников.

Все слушатели по кругу (по очереди) произносят записанную на карточку фразу, глядя в глаза соседу справа, задача которого — достойно ответить на этот «выпад». Затем ответивший участник поворачивается к своему соседу справа и зачитывает фразу со своей карточки. Когда каждый выполнит задание, то есть побывает и в качестве «нападающего», и в качестве «жертвы», упражнение заканчивается и группа переходит к обсуждению.

Рефлексия:

- Легко ли было выполнять задание?

- Вы принимали близко к сердцу нелестное замечание о себе? (Как правило, все говорят, что грубые высказывания их не взволновали потому, что они не воспринимали их как направленные конкретно против себя)

- Предложите конструктивное решение – как воспринимать негативную информацию от партнеров по общению.

Примеры высказываний:

Ты слишком высокого мнения о себе. Ты ведешь себя так, как будто ты самый главный здесь.

Ты никогда никому не помогаешь.

Когда я тебя встречаю, мне хочется перейти на другую сторону улицы.

Ты совсем не умеешь красиво одеваться.

Почему ты на всех смотришь волком?

С тобой нельзя иметь никаких деловых отношений.

Ты как не от мира сего.

У тебя такой страшный взгляд.

С тобой бесполезно договариваться о чем -либо. Ты все равно все забудешь.

У тебя такой скрипучий голос, он действует мне на нервы.

Посмотри, на кого ты похожа!

Ты слишком много болтаешь ерунды.

Что ты вечно на всех кричишь?

У тебя полностью отсутствует чувство юмора.

Ты слишком плохо воспитана.

Необходимо делать акцент не на «кто виноват?», а на «что делать?».

Не забывайте, что выйти из конфликтной ситуации часто помогает чувство юмора.

Упражнение «Вместо ссоры – помирились»

Педагог. Разбейтесь на пары, повернитесь друг к другу спиной. Представьте себе, что вы поссорились. Вот-вот начнется драка. Пальцы сожмите в кулаки, глубоко вдохните, сожмите челюсти, затаите дыхание, надуйте щеки. Надуйте щеки как можно сильнее. Затем быстро развернитесь к тому, кто с вами в паре, и пальцами «сдуйте» его надутые щеки. Смешно, весело, ругаться уже неохота. Ура! Можете обнять своего друга.

Рефлексия:

- Какие чувства вы испытывали, стоя спиной друг к другу? А какие – после того, как развернулись и «сдули» щеки друга?

IV. Итоговый этап.

Педагог. Ребята, мы начинали наше занятие с притчи и закончить я хочу тоже притчей. Однажды солнце и ветер поспорили, кто из них сильнее. Вдруг они увидели путешественника, что шагает по дороге, и решили: кто быстрее снимет его плащ, тот сильнее. Начал ветер. Он стал дуть, что есть силы, стараясь сорвать плащ с человека. Он задувал ему под ворот, в рукава, но у него ничего не выходило. Тогда ветер собрал последние силы и дул на человека сильным порывом, но человек только лучше застегнул плащ, съежился и пошел быстрее. Тогда за дело взялось солнце. "Смотри, - сказало оно ветру. - Я буду действовать по-иному, ласково". И действительно, солнце начало нежно пригревать путешествующему спину, руки. Человек расслабился и подставил солнцу свое лицо. Он расстегнул плащ, а потом, когда ему стало жарко, то и совсем его снял.

Так солнце победило, действуя по-доброму, с любовью.

Мне очень хочется надеяться , что также и Вы будете побеждать в любых конфликтных ситуациях, действуя по-доброму и с любовью, и у вас обязательно все получится!

Ребята, давайте напишем на сердечках друг другу добрые пожелания, и приклеим их на наше дружелюбное и согревающее солнце. Я дарю вам это солнце, пусть оно светит в вашем классе и согревает вас своей любовью.

Упражнение «Подарок»

Педагог. Сейчас, пожалуйста, встаньте в круг, рассчитайтесь по порядку и запомните свой номер. Отлично. Здесь, в этой комнате, для каждого из вас есть небольшой подарок. Вспомните свой номер, под таким же номером вы найдете свой подарок. И помните, что, вероятно, ничто не случайно. То, что скажет твой подарок, — предназначено именно тебе.

Каждый находит в комнате листок (в виде сердечка) со своим номером, на обратной стороне которого написано пожелание.

Пожелания:

Чтобы контролировать ситуацию, надо оставаться спокойным.

Отстаивай свою точку зрения во время конфликта, но не дави на собеседника.

В споре умей выслушать собеседника до конца.

Уважай чувства других людей.

Любую проблему можно решить.

Будь внимательнее к людям, с которыми общаешься

Не сердись, улыбнись.

Начни свой день с улыбки.

Посмотри на других: в тебе и окружающих так много общего.

Взгляни на своего Обидчика — может, ему просто нужна твоя помощь.

Раскрой свое сердце, и мир раскроет свои объятия.

Всегда внимательно выслушай своего собеседника.

После того как все нашли свои «подарки», участники возвращаются в круг и зачитывают то, что написано на их листочке, даря эти слова всем присутствующим.

V. Рефлексия занятия.

Педагог. Предлагаю вам провести самооценку коммуникативных навыков и умений.

Упражнение «Лестница коммуникативного мастерства» (5 ступеней)

Педагог вывешивает заранее приготовленный рисунок - «лестницу коммуникативного мастерства». Правый край — «Ас коммуникации», левый — «Полный профан». Задача участников — найти свое место на этой лестнице и встать туда, в соответствии со своими собственными представлениями.

После того как все расставят себя на лестнице происходит обсуждение, почему они расположили себя именно на этом участке лестницы и что мешает при общении с людьми, чтобы добиться более высоких показателей?

Педагог. Чему вы научились во время занятия?

Упражнение «Аплодисменты по кругу»

- Мы хорошо поработали сегодня, поэтому предлагаю поаплодировать друг другу, но так, чтобы каждый почувствовал себя «героем встречи».

Педагог начинает хлопать в ладоши, постепенно подходя к одному из обучающихся объединения. Затем этот обучающийся выбирает из группы следующего, кому они аплодируют вдвоем, третий выбирает четвертого и т.д. Последнему участнику аплодирует уже вся группа.

Педагог. Спасибо всем вам за активную работу на занятии. До свидания!

Литература.

1. Артюхова И. С. Воспитательная работа с подростками занятия, игры, тесты. М., 2004.

2. Смид Р. Групповая работа с детьми и подростками. М , 1999.

3. Солдатова Г.У., Шайгерова Л.А., Шарова О.Д. Жить в мире с собой и другими. М., 2000.

4. Фопель К. Как научить детей сотрудничать. М., 1998.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к уроку "Искусство художественного перевода- искусство общения"

Презентация к уроку "Искусство художественного перевода - искусство общения" по общей теме "Искусство - универсальный способ общения" по предмету "Искусство" в 8 классе...

Внеклассное занятие по развитию навыков общения и взаимодействия с учащимися 5 - 7 классов

Групповое занятие в форм тренинга. Применяемые методы - групповая работа, дискуссия, игра в группах. Цель занятия - развивать навыки конструктивного общения....

Проект занятия (в рамках клуба выходного дня) "Искусство общения"

Тема: "Чтобы радость людям дарить, надо добрым и вежливым быть" Цель: Познакомить  подростков со способами  общения располагающих к себе людей.   Отработка коммуникативны...

Занятие на тему: "Дискуссия как один из важнейших этапов формирования речевой компетенции и гражданской позиции. Речевое общение как взаимодействие между людьми посредством языка".

В ходе дискуссии (просмотра видеоролика "Учитель года", изучения мнения в чатах, произведениях литературы, СМИ), высказывания популярных авторитетных личностей) её участники пытаются выявить истину по...

Конспект коррекционно-развивающего занятия для подростков «Ценность общения и взаимодействия с окружающими в жизни человека»

Конспект коррекционно-развивающего занятия для подростков«Ценность общения и взаимодействия с окружающими в жизни человека»  Актуальность проблемы:  Известно, что в подростк...

Методическая разработка к программе "Искусство общения". Презентация "Секреты общения в афоризмах".

Методическая разработка к программе "Искусство общения". Презентация "Афоризмы для 5-8 классов. Можно использовать для практических занятий по развитию навыков общения. Через обсуждение...