Профориентационная работа в школе для слабовидящих обучающихся
методическая разработка по психологии (9 класс)
Описано, как поэтапно проходит профессиональная ориентация обучающихся с нарушением зрения
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proforientatsionnaya_rabota_v_shkole.docx | 19.96 КБ |
Предварительный просмотр:
1.Профориентация – основные направления работы в школе.
Профориентацию следует понимать как комплекс социально-экономических, психолого-педагогических и медико-физиологических задач, цель которых – формирование профессионального самоопределения, соответствующего индивидуальным особенностям и запросам общества в кадрах. В числе психолого-педагогических задач, и в том числе для слабовидящих, называют в первую очередь профессиональное информирование и профессиональное консультирование.
В школе-интернате уделяется большое значение и внимание профориентационной работе.
Профориентационная работа проходит по нескольким направлениям:
- самопознание;
-информационное обеспечение;
- помощь в развитии профессионального самоопределения;
- первичная профконсультация;
- углубленная профконсультация.
И в несколько этапов:
8й класс.
В течение года проводятся занятия, которые включают в себя задачи самопознания (представления о себе и своих способностях в контексте выбора профессии: тесты Айзенка на тип темперамента с рекомендациями, методика Кэттелла на особенности характера с рекомендациями, изучение интересов с помощью модифицированного опросника «Карта интересов», диагностика познавательных процессов).
9й класс.
Происходит информирование школьников о мире профессий и конкретно о профессиях, рекомендованных людям с нарушениями зрения в форме бесед). Обсуждаются профессии, которые противопоказаны выпускникам нашей школы. Проводится работа для развития профессионального самоопределения, расширение представлений о мире профессий, создание ситуации выбора. Первичная профконсультация. Групповая и индивидуальная работа.
10й класс.
Углубленная профконсультация. Построение жизненной перспективы, осмысление представлений о будущем. Диагностика профессиональной направленности (индивидуальная работа, групповая работа, диагностика).
11-12й классы.
Осмысление типичных ошибок при выборе профессии. Осмысление требований профессий к здоровью. Диагностика проф. направленности. Помощь ученикам, которые еще не определились с выбором профессии.
2. Взаимодействие членов коллектива
В организации и проведении профориентационной работы в школе участвует не только педагог-психолог. Задействованы администрация (которая взаимодействует с организациями и учреждениями за пределами школы), педагог-организатор (организация всех выездных мероприятий), классные руководители, воспитатели. Все названные члены коллектива активно взаимодействуют для помощи выпускникам.
Проводится также активная работа с родителями по вопросам выбора профессии ребенком. Родители при желании могут прийти на консультацию к психологу, или к классному руководителю, высказать свои пожелания, обсудить дальнейший путь ребенка.
3. Документация
Все результаты диагностических обследований с рекомендациями собираются в одну папку для каждого ученика, далее заполняется «Карта первичной индивидуально-психологической профконсультации и составляется план профконсультации.
4.Программы профориентации, реализуемые в школе.
а) Программа занятий для развития профессионального самоопределения (Как научиться выбирать профессию?)
- Самопознание, расширение представлений о своих возможностях и их реализации в мире профессий, создание ситуации многоальтернативного выбора.
- Осмысление представлений о будущем.
- Формирование умений выбирать.
- Выбор целей и средств их достижения.
- Углубленное самопознание и построение перспектив на основе полученных знаний.
б) Диагностика интересов и профессиональных склонностей
Методики:
- Дифференциально-диагностический опросник, модернизированный (ДДО-М). Климов
- Анкета интересов А.Е.Голомштока
- Методика «Структура интересов» Хеннинга
- Опросник Дж.Холланда
После проведения всех этих методик строится профиль интересов и склонностей конкретного испытуемого.
- Организация консультативной работы по вопросам выбора профессии.
Первичная профконсультация – это форма индивидуальной консультации, в процессе которой происходит обучение правилам выбора профессии, дается информация о многообразии профессий, об интересах и склонностях. Результатом первичной профконсультации является оказание помощи в формировании профессионального плана, повышение степени осознанности и ответственности выбора. Помимо этого, на основании первичной профконсультации выявляются испытуемые, нуждающиеся в углубленной индивидуальной профконсультации.
Углубленная индивидуальная профконсультация основывается на глубоком всестороннем изучении человека: его склонностей, интересов, состояния здоровья и физического развития, уровня и структуры внимания, мышления, ручной умелости и координации движений, особенностей характера. При этом учитываются мнение учителей и родителей, успешность обучения и особенности референтной группы. Обобщение этих данных раскрывает широкие возможности целенаправленного воздействия не только в целях профориентации, но и на формирование личности.
в программе первичной профконсультации выделяются три аспекта: информационный, диагностический и собственно консультационный.
Собственно консультативный аспект представляет собой заключительную часть первичной профконсультации, которая проводится в форме беседы. Специфика и задачи беседы определяются индивидуально-психологическими особенностями, ситуацией выбора профессии, степенью сформированности профплана и некоторыми другими факторами.
Заполняется «Карта первичной профконсультации» и составляется план профконсультации. Затем сопоставляются и анализируются данные, имеющиеся в карте и на основе этого анализа испытуемый приглашается на углубленную профконсультацию.
- Организация обучения учащихся в колледжах, сотрудничающих со школой-интернатом.
Школа – интернат сотрудничает с двумя колледжами г.Москвы. Это -
государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение города Москвы "Колледж архитектуры и строительства № 7"и государственное автономное профессиональное образовательное учреждение города Москвы "Колледж предпринимательства № 11". В общей сложности в них обучается 11 человек по следующим специальностям: контролер пищевой продукции, фотограф, парикмахер, специалист по маникюру, косметик, наладчик технологического оборудования (оператор беспилотных летательных аппаратов), оператор ЭВМ.
- Участие в городских проектах и организация экскурсий.
1.МОСГОРТУР
Профориентационные экскурсии для детей с ОВЗ
2.ТЕХНОНАВИГАТОР
ЦЕЛИ ПРОЕКТА
- стимулирование интереса школьников к профессиям в сфере инноваций, высоких технологий и предпринимательства;
- повышение престижа профессий в сфере инноваций, высоких технологий и предпринимательства среди школьников;
- знакомство школьников с деятельностью инновационных организаций различных сфер экономики;
3. Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение города Москвы "Колледж архитектуры и строительства № 7"
4. Государственное автономное профессиональное образовательное учреждение города Москвы "Колледж предпринимательства № 11"
5. Московский городской педагогический университет (МГПУ)
6. РГСУ. Российский государственный социальный университет
7.Субботы Московского школьника
8. Волонтерская деятельность ( Фестиваль кукол «ДетМИР», Музей победы, Приют для собак «Красная сосна», школьные мероприятия)
9. Московский государственный психолого-педагогический университет (МГППУ)
10.Московский день профориентации и карьеры
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Система профориентационной работы в школе
Презентация, отражающая систему профориентационной работы в школе....
Программа профориентационной работы в школе.
Необходимость создания программы по профориентационной деятельности объясняется, во-первых, значимостью данного направления деятельности в системе образования; во-вторых, координацией деятельности раб...
Особенности профориентационной работы в школе в современных экономических условиях
На протяжении нескольких лет отвечаю за профориентационную работу в школе. Контингент обучающихся нашей школы - дети из неблагополучных и малообеспеченных детей, которые встречаются ...
Опыт работы "Организация профориентационной работы в школе"
Данная работа знакомит с определением "профориентации", целями, направлениями и формами профориентационной работы в школе....
Система профориентационной работы в школе-интернате для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья
В статье описана система профоринтационной работы с детьми с интеллектуальными нарушениями...
«Особенности профориентационной работы со слепыми и слабовидящими детьми в школе-интернате»
В настоящее время наблюдается становление рыночных отношений в стране и десятки миллионов людей нуждаются в экстренной социальной помощи, в защите и социализации. Не являются исключением и инвалиды п...
Особенности использования ИКТ в работе со слепыми и слабовидящими обучающимися
Доклад на совещание...