Профориентационная работа в школе для слабовидящих обучающихся
методическая разработка по психологии (9 класс)

 Мусоян Лилит Михайловна

Описано, как поэтапно проходит профессиональная ориентация обучающихся с нарушением зрения

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proforientatsionnaya_rabota_v_shkole.docx19.96 КБ

Предварительный просмотр:

1.Профориентация – основные направления работы в школе.

Профориентацию следует понимать как комплекс социально-экономических, психолого-педагогических и медико-физиологических задач, цель которых – формирование профессионального самоопределения, соответствующего индивидуальным особенностям и запросам общества в кадрах. В числе психолого-педагогических задач, и в том числе для слабовидящих, называют в первую очередь профессиональное информирование и профессиональное консультирование.

     В школе-интернате уделяется большое значение и внимание профориентационной работе.

Профориентационная работа проходит по нескольким направлениям:

- самопознание;

-информационное обеспечение;

- помощь в развитии профессионального самоопределения;

- первичная профконсультация;

- углубленная профконсультация.

И в несколько этапов:

8й класс.

 В течение года проводятся занятия, которые включают в себя задачи самопознания (представления о себе и своих способностях в контексте выбора профессии: тесты Айзенка на тип темперамента с рекомендациями, методика Кэттелла на особенности характера с рекомендациями, изучение интересов с помощью модифицированного опросника «Карта интересов», диагностика познавательных процессов).

 

9й класс.

Происходит информирование школьников о мире профессий и конкретно о профессиях, рекомендованных людям с нарушениями зрения в форме бесед). Обсуждаются  профессии, которые противопоказаны выпускникам нашей школы. Проводится работа для развития профессионального самоопределения,  расширение представлений о мире профессий, создание ситуации выбора. Первичная профконсультация. Групповая и индивидуальная работа.

10й класс.  

Углубленная профконсультация. Построение жизненной перспективы, осмысление представлений о будущем. Диагностика профессиональной направленности (индивидуальная работа, групповая работа, диагностика).

11-12й классы.

Осмысление типичных ошибок при выборе профессии. Осмысление требований профессий к здоровью.  Диагностика проф. направленности. Помощь ученикам, которые еще не определились с выбором профессии.

 

 2. Взаимодействие членов коллектива

     В организации и проведении профориентационной работы в школе участвует не только педагог-психолог. Задействованы администрация (которая взаимодействует с организациями и учреждениями за пределами школы), педагог-организатор (организация всех выездных мероприятий), классные руководители, воспитатели. Все названные члены коллектива активно взаимодействуют для помощи выпускникам.

     Проводится также активная работа с родителями по вопросам выбора профессии ребенком. Родители при желании могут прийти на консультацию к психологу, или к классному руководителю, высказать свои пожелания, обсудить дальнейший путь ребенка.

3. Документация

     Все результаты диагностических обследований с рекомендациями собираются в одну папку для каждого ученика, далее заполняется «Карта первичной индивидуально-психологической профконсультации и составляется план профконсультации.

4.Программы  профориентации, реализуемые в школе.

а) Программа занятий для развития профессионального самоопределения (Как научиться выбирать профессию?)

  1. Самопознание, расширение представлений о своих возможностях и их реализации в мире профессий, создание ситуации многоальтернативного выбора.
  2. Осмысление представлений о будущем.
  3. Формирование умений выбирать.
  4. Выбор целей и средств их достижения.
  5. Углубленное самопознание и построение перспектив на основе полученных знаний.

б) Диагностика интересов и профессиональных склонностей

Методики:

  1. Дифференциально-диагностический опросник, модернизированный (ДДО-М). Климов
  2. Анкета интересов А.Е.Голомштока
  3. Методика «Структура интересов» Хеннинга
  4. Опросник Дж.Холланда

После проведения всех этих методик строится профиль интересов и склонностей конкретного испытуемого.

  1. Организация консультативной работы по вопросам выбора профессии.

     Первичная профконсультация – это форма индивидуальной консультации, в процессе которой происходит обучение правилам выбора профессии, дается информация о многообразии профессий, об интересах и склонностях. Результатом первичной профконсультации является оказание помощи в формировании профессионального плана, повышение степени осознанности и ответственности выбора. Помимо этого, на основании первичной профконсультации выявляются испытуемые, нуждающиеся в углубленной индивидуальной профконсультации.

     Углубленная индивидуальная профконсультация основывается на глубоком всестороннем изучении человека: его склонностей, интересов, состояния здоровья и физического развития, уровня и структуры внимания, мышления, ручной умелости и координации движений, особенностей характера. При этом учитываются мнение учителей и родителей, успешность обучения и особенности референтной группы. Обобщение этих данных раскрывает широкие возможности целенаправленного воздействия не только в целях профориентации, но и на формирование личности.

     в программе первичной профконсультации выделяются три аспекта: информационный, диагностический и собственно консультационный.

Собственно консультативный аспект представляет собой заключительную часть первичной профконсультации, которая проводится в форме беседы. Специфика и задачи беседы определяются индивидуально-психологическими особенностями, ситуацией выбора профессии, степенью сформированности профплана и некоторыми другими факторами.

Заполняется «Карта первичной профконсультации» и составляется план профконсультации. Затем сопоставляются и анализируются данные, имеющиеся в карте и на основе этого анализа испытуемый приглашается на углубленную профконсультацию.

  1. Организация обучения учащихся в колледжах, сотрудничающих со школой-интернатом.

Школа – интернат сотрудничает с двумя колледжами г.Москвы. Это -

государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение города Москвы "Колледж архитектуры и строительства № 7"и государственное автономное профессиональное образовательное учреждение города Москвы "Колледж предпринимательства № 11". В общей сложности в них обучается 11 человек по следующим специальностям: контролер пищевой продукции, фотограф, парикмахер, специалист по маникюру, косметик, наладчик технологического оборудования (оператор беспилотных летательных аппаратов), оператор ЭВМ.

  1. Участие в городских проектах и организация экскурсий.

1.МОСГОРТУР

Профориентационные экскурсии для детей с ОВЗ

2.ТЕХНОНАВИГАТОР

ЦЕЛИ ПРОЕКТА

  • стимулирование интереса школьников к профессиям в сфере инноваций, высоких технологий и предпринимательства;
  • повышение престижа профессий в сфере инноваций, высоких технологий и предпринимательства среди школьников;
  • знакомство школьников с деятельностью инновационных организаций различных сфер экономики;

3. Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение города Москвы "Колледж архитектуры и строительства № 7"

4. Государственное автономное профессиональное образовательное учреждение города Москвы "Колледж предпринимательства № 11"

5. Московский городской педагогический университет (МГПУ)

6. РГСУ. Российский государственный социальный университет

7.Субботы Московского школьника

8. Волонтерская деятельность ( Фестиваль кукол «ДетМИР», Музей победы, Приют для собак «Красная сосна», школьные мероприятия)

9. Московский государственный психолого-педагогический университет (МГППУ)

10.Московский день профориентации и карьеры

     


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Система профориентационной работы в школе

Презентация, отражающая систему профориентационной работы в школе....

Программа профориентационной работы в школе.

Необходимость создания программы по профориентационной деятельности объясняется, во-первых, значимостью данного направления деятельности в системе образования; во-вторых, координацией деятельности раб...

Особенности профориентационной работы в школе в современных экономических условиях

На протяжении нескольких лет отвечаю за  профориентационную работу  в школе. Контингент  обучающихся нашей школы - дети из неблагополучных и малообеспеченных детей, которые встречаются ...

Опыт работы "Организация профориентационной работы в школе"

Данная работа знакомит с определением "профориентации", целями, направлениями и формами профориентационной работы в школе....

Система профориентационной работы в школе-интернате для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья

В статье описана система профоринтационной работы с детьми с интеллектуальными нарушениями...

«Особенности профориентационной работы со слепыми и слабовидящими детьми в школе-интернате»

В настоящее время наблюдается становление рыночных отношений в стране и десятки миллионов людей нуждаются в экстренной социальной помощи, в защите и социализации. Не являются исключением и инвалиды п...