Классный час для пятиклассников «Учимся разрешать конфликты»
классный час по психологии
Задачи: предоставить возможность узнать самого себя; развитие ответственности за свои поступки; показать значимость взаимопонимания.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
klassnyy_chas_na_temu_uchimsya_razreshat_konflikty.docx | 27.71 КБ |
Предварительный просмотр:
Классный час для пятиклассников
«Учимся разрешать конфликты»
Цель: 1.Способствовать формированию у учащихся научных представлений о конфликте, развитию у них умения понимать причины возникновения конфликтных ситуаций и находить способы их разрешения.
2. Развивать индивидуальность и субъективность детей, обогащать жизненный опыт, творческие и коммуникативные способности.
Задачи: предоставить возможность узнать самого себя; развитие ответственности за свои поступки; показать значимость взаимопонимания.
Форма проведения: групповая.
Оборудование:
1.Слайды (или на доске):
а) Тема: «Конфликты»;
б) определение конфликта;
в) причины возникновения конфликтов;
г) правила поведения в конфликте
д) способы поведения в конфликтной ситуации;
е) пословицы:
– Браниться бранись, а рукам воли не давай.
– Старый друг лучше новых двух.
– Полно браниться, не пора ли помириться.
2. Карточки с описанием конфликтных ситуаций.
3. Рисунок ладошек.
4. квадратики, вырезанные из цветной бумаги на каждого ученика (синий, зеленый, желтый, черный)
5.Иллюстрации с животными и подписи.
Черепаха | Акула | Медведь | Лиса | Сова |
Не общаться | Быть сильным | Уступить | Ты – мне, | Сотрудничество |
В группах:
- Толковый словарь.
- Бланки теста.
- “Ладошки”.
- Клей, скотч, фломастеры.
- Квадратики на каждого ученика (синий, зеленый, желтый, черный)
Ход занятия
1. Мотивация.
Ведущий:
– О чем сегодня пойдет речь?
– Можно ли обойтись без ссор?
– Почему возникают ссоры?
– Как правильно ссориться?
– Что же такое конфликт? (на доске появляется слово “конфликт”, дети находят значение слова “конфликт” в толковом словаре).
Дети выдвигают свои гипотезы.
2. Психологический тест.
Ведущий: Во время конфликтных ситуаций мы ведем себя по-разному. Выделяют 5 типов поведения в конфликте.
Ведущий обращается к иллюстрациям с животными и подписями к ним.
Черепаха | Акула | Медведь | Лиса | Сова |
Не общаться | Быть сильным | Уступить | Ты – мне, | Сотрудничество |
Ведущий: Как вы думаете, какую позицию занимаете вы во время ссоры чаще всего? Прикрепите “синий квадратик” со своим именем под соответствующим символом.
Дети прикрепляют “синий квадратик”.
Ведущий: А теперь проверим, выполнив тест.
Инструкция;
Перед вами бланк ответов. Если вы чаще действуете так, то в бланке ответов напротив номера утверждения ставите знак плюс. (Ведущий зачитывает вопросы теста, дает детям время на обдумывание и ответ, также вопросы можно выводить на экран не только для слухового, но и для зрительного восприятия).
Когда конфликт в классе, я:
1. Прошу ребят остановиться
2. Стараюсь, чтобы отнеслись к конфликту спокойно
3. Помогаю ребятам понять друг друга
4. Пытаюсь растащить ребят
5. Пусть конфликт разрешится сам
6. Нахожу «зачинщика»
7. Ищу причину, из-за которой возник конфликт
8. Ищу компромиссное решение
9. Обращаю все в шутку
10. Говорю: не делайте «шума из ничего»
11. Заставляю прекратить и извиниться
12. Вдохновляю на поиск другого решения
13. Помогаю им решить, от чего стоит отказаться
14. Стараюсь переключить внимание
15. Не мешаю «сражаться», пока кто-нибудь не победит
16. Ссылаюсь на правила поведения
17. Предлагаю несколько вариантов решения на выбор
18. Помогаю всем почувствовать себя комфортнее
19. Отвлекаю от конфликта каким-либо другим делом
20. Говорю, что личные проблемы должны решаться вне школы.
Бланк для ответов
А | Б | В | Г | Д |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
6 | 7 | 8 | 9 | 10 |
11 | 12 | 13 | 14 | 15 |
16 | 17 | 18 | 19 | 20 |
сумма | сумма | сумма | сумма | сумма |
Результаты диагностики:
Ведущий: Теперь давайте посчитаем сумму баллов в каждой колонке и выясним, в колонке с какой буквой у вас получилось наибольшее количество баллов (учащиеся подсчитывают баллы). Если количество баллов одинаковое в нескольких колонках, то вы можете действовать по-разному в зависимости от ситуации. Например, дома вы ведете себя как черепаха, а в школе как акула.
(Ведущий оглашает полученные результаты.В зависимости от количества оставшегося времени, описание результатов можно сократить, выбирая самое необходимое и наиболее доступное).
Если вы набрали наибольшее количество баллов в колонке Д, то ваше поведение похоже на поведение черепахи, которая в момент опасности прячется в свои панцирь. Тактический девиз «Черепахи» – «Оставьте мне немножко и не трогайте меня». Ваш способ поведения в конфликте – уход, избегание. Стратегия избегания характеризуется стремлением уйти от конфликта. Она характеризуется низким уровнем направленности на личные интересы и интересы соперника и является взаимной.
Если вы набрали наибольшее количество баллов в колонке Г, то ваше поведение похоже на поведение плюшевого мишки. Такая стратегия называется приспособление. Человек, придерживающийся данной стратегии, также стремится уйти от конфликта. Но причины «ухода» в этом случае иные. Человек, принимающий стратегию уступки, жертвует личными интересами в пользу интересов соперника. В отличие от стратегии борьбы в стратегии уступки предпочтение отдается межличностным отношениям.
Основной принцип поведения: «Все, что Вы хотите – только давайте жить дружно». Это установка на доброжелательность за счет собственных потерь. Важно иметь в виду, что стратегия уступки оправданна в тех случаях, когда условия для разрешения конфликта не созрели. В этом случае она ведет к временному перемирию, является важным этапом на пути положительного разрешения конфликтной ситуации.
Если вы набрали наибольшее количество баллов в колонке В, то ваше поведение похоже на поведение лисы. Стратегия поведения называется компромисс. Иначе ее можно назвать стратегией взаимной уступки.
Стратегия компромисса не только не портит межличностные отношения, но и способствует их положительному развитию. «Лиса» действует по принципу: «Я уступлю немного, если вы тоже готовы уступить».
Если вы набрали наибольшее количество баллов в колонке А, то ваше поведение похоже на поведение акулы в момент ее нападения. Эта стратегия называется доминирование, борьба, соперничество. Тот, кто выбирает данную стратегию поведения, прежде всего, исходит из оценки личных интересов в конфликте как высоких, а интересов своего соперника — как низких. Выбор стратегии принуждения в конечном итоге сводится к выбору: либо интерес борьбы, либо взаимоотношения. Этот тип поведения жестко ориентирован на победу, не считаясь с собственными затратами, что можно определить выражением «прет напролом».
Если вы набрали наибольшее количество баллов в колонке Г, то ваша стратегия сотрудничество, похоже на поведение совы. Данная стратегия характеризуется высоким уровнем направленности, как на собственные интересы, так и на интересы соперника. Являясь одной из самых сложных стратегий, сотрудничество отражает стремление противоборствующих сторон совместными усилиями разрешить возникшую проблему. Основной принцип данной стратегии: «Давайте оставим взаимные обиды, я предпочитаю... А Вы?».
– Надо ли перевесить кому-нибудь “свой квадратик ”?
3. Причины возникновения конфликтов
Ведущий: Назовите мне, пожалуйста, какие вы знаете причины возникновения конфликтов?
Дети перечисляют причины возникновения конфликтов, а на доске появляется слайд с основными причинами возникновении конфликтов.
Основные причины возникновения конфликтов:
- неумение слушать,
- непонимание;
- неумение договориться;
- несдержанность.
Ведущий: В разных ситуациях мы ведем себя по-разному. Давайте попробуем решить ситуации и найти лучший способ выхода из конфликта.
4. Работа в группах.
Каждая группа получает рабочий лист (Инструкция + ситуация).
Ведущий :
– Прочитайте предложенную вам ситуацию.
– Предложите разные способы поведения в данной ситуации и выберите лучший.
– Определите тип поведения.
Варианты конфликтных ситуаций:
Ситуация № 1.Кто-то из ребят посмеялся над твоим рисунком, сказав, что это – просто мазня.
Ситуация № 2. Учитель предложил выбрать командира в каждой группе. В одной группе голоса разделились, на роль командира претендуют двое.
Ситуация № 3. Твой друг взял у тебя книгу и обещал вернуть завтра – она нужна на уроке, но забыл ее дома.
Ситуация № 4.На уроке кто-то настойчиво обратился к тебе с вопросом, ты стал отвечать и, учитель сделал вам строгое замечание.
Ситуация № 5.Подруга (друг) рассказала всему классу секрет, который ты ей доверил.
Ситуация № 6.На празднике кто-то занял место рядом с твоим лучшим другом, а вам так хочется сидеть вместе.
5. Обсуждение:
Каждая группа зачитывает свою ситуацию. При определении типа поведения возвращаемся к иллюстрациям с животными.
Лучший способ разрешения данной ситуации выделяется (например, цветочком).
6. “Ладошки”.
Ведущий:
-Лучший способ для решения конфликтных ситуаций необходим, чтобы мы жили дружно. Чтобы жить дружно, мы используем свои лучшие качества.
– Напишите на “ладошке” качество, которое вам помогает дружить.
– Склейте свои “ладошки” в цепочку.
Каждая группа представляет свои “ладошки” со словами: “Мне помогает дружить …”. Каждый ребенок называет то качество, которое он написал.
Затем “ладошки” всего класса склеиваются в один круг.
7. Правила.
Ведущий:
– Когда же конфликт будет разрешен?
– Когда достигнута цель.
– Когда сохранены хорошие отношения (на доске появляются эти фразы).
– Что же надо делать, чтобы разрешить конфликт?
Дети предлагают свои варианты разрешения конфликта.
Правила поведения в конфликте
(записываются детские варианты и вывешиваются на доске):
– выслушай другого
– старайся понять интересы другого
– не используй оскорблений
– не повышай голос
– доказывай свое мнение
– найди то, с чем ты сможешь согласиться в позиции другого
– возьми тайм-аут
– привлекай авторитетного посредника…
8. Подведение итогов.
Заключительное слово.
Ведущий: Сегодня мы с вами познакомились с понятиями конфликт, определили причины возникновения конфликтов, а также научились их решать мирным путём.
Мы поняли, что в обществе нельзя жить без противоречий, люди всегда будут отличаться взглядами, вкусами и пристрастиями. Но эти противоречия нельзя доводить до конфликтов. Что бы сохранить душевное, психическое и физическое здоровье, нужно научиться предотвращать конфликты, а если конфликт уже разгорелся, нужно уметь из него выйти.
9.Рефлексия занятия.
В конце занятия каждому ученику выдается небольшая анкета
Анкета:
- Что нового узнали?
- Какое впечатление оставил у вас занятие?
- Прибавилось ли у вас уверенности в своих силах?
- Появилось ли желание воспользоваться способами предотвращения и погашения конфликтов?
- Как нам эта информация поможет в классе?
Ведущий: Считаете ли вы обсуждение этой темы полезным, и изменит ли оно ваше поведение в конфликтных ситуациях? Ребята поднимают квадратики:
- КРАСНЫЙ "ДА"
- ЗЕЛЕНЫЙ "СОМНЕВАЮСЬ"
- ЧЕРНЫЙ "НЕТ"
А вам всем маленький сюрприз - апельсин. Мы делили апельсин, много нас, а он один!
Я желаю вам разделить его без конфликта.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация к психологическому классному часу"Учимся разрешать конфликты"
Классный час для учащихся 8-9 классов...
классный час на тему: "Учимся разрешать конфликты"
Классный час основан на решении проблемы повышения сплочённости класса. Помочь учащимся усвоить понятия «общение», «конфликт», «конфликтная ситуация», «инцидент», правила предупре...
Конспект занятия с родителями "Учимся разрешать конфликты"
Данный материал может быть использован при проведении классного собрания с родителями по профилактике конфликтов в семье, по просвещению родителей в вопросах воспитания и взаимодействия с детьми. Пров...
«Учимся разрешать конфликты» ( 8 - 9 классы)
учащиеся должны усвоить правила разрешения конфликта, развитие умений анализировать конфликтные ситуации и разрешать конфликты....
Учимся разрешать конфликты
Современная жизнь невозможна без конфликтов. Поэтому взрослые и дети должны научиться разрешать их без вражды и агрессии....
Классный час "Учимся разрешать конфликты"
Классный час "Учимся разрешать конфликты"...
Классный час для пятиклассников «Учимся разрешать конфликты»
Цель: 1.Способствовать формированию у учащихся научных представлений о конфликте, развитию у них умения понимать причины возникновения конфликтных ситуаций и находить способы их разрешения...