Классный час для пятиклассников «Учимся разрешать конфликты»
классный час по психологии

 Симонян  Анаит Рафиковна

Задачи: предоставить возможность узнать самого себя; развитие ответственности за свои поступки; показать значимость взаимопонимания.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл klassnyy_chas_na_temu_uchimsya_razreshat_konflikty.docx27.71 КБ

Предварительный просмотр:

Классный час для пятиклассников

«Учимся разрешать конфликты»

Цель: 1.Способствовать формированию  у  учащихся научных представлений о конфликте, развитию у них умения понимать причины возникновения конфликтных ситуаций и находить способы их разрешения.

2. Развивать индивидуальность и субъективность детей, обогащать жизненный опыт, творческие и коммуникативные способности.

Задачи: предоставить возможность узнать самого себя; развитие ответственности за свои поступки; показать значимость взаимопонимания.

Форма проведения: групповая.

Оборудование:

1.Слайды (или на доске):    

а) Тема: «Конфликты»;

б) определение конфликта;

в) причины возникновения конфликтов;

г) правила поведения в конфликте

д) способы поведения в конфликтной ситуации;

е) пословицы:

       – Браниться бранись, а рукам воли не давай.

       – Старый друг лучше новых двух.

      – Полно браниться, не пора ли помириться.

2. Карточки с описанием конфликтных ситуаций.

3. Рисунок ладошек.        

4. квадратики, вырезанные из цветной бумаги на каждого ученика (синий, зеленый, желтый, черный)

5.Иллюстрации с животными и подписи.

Черепаха

Акула

Медведь

Лиса

Сова

Не общаться

Быть сильным

Уступить

Ты – мне,
я – тебе

Сотрудничество

В группах:

  1. Толковый словарь.
  2. Бланки теста.
  3. “Ладошки”.
  4.  Клей, скотч, фломастеры.
  5. Квадратики на каждого ученика (синий, зеленый, желтый, черный)

Ход занятия

1. Мотивация.

Ведущий:

– О чем сегодня пойдет речь?

– Можно ли обойтись без ссор?

– Почему возникают ссоры?

– Как правильно ссориться?

– Что же такое конфликт? (на доске появляется слово “конфликт”, дети находят значение слова “конфликт” в толковом словаре).

Дети выдвигают свои гипотезы.

2. Психологический тест.

Ведущий: Во время конфликтных ситуаций мы ведем себя по-разному. Выделяют 5 типов поведения в конфликте.

Ведущий обращается к иллюстрациям с животными и подписями к ним.

Черепаха

Акула

Медведь

Лиса

Сова

Не общаться

Быть сильным

Уступить

Ты – мне,
я – тебе

Сотрудничество

Ведущий: Как вы думаете, какую позицию занимаете вы во время ссоры чаще всего? Прикрепите “синий квадратик” со своим именем под соответствующим символом.

Дети прикрепляют “синий квадратик”.

Ведущий: А теперь проверим, выполнив тест.

Инструкция;

Перед вами бланк ответов. Если вы чаще действуете так, то в бланке ответов напротив номера утверждения ставите знак плюс. (Ведущий зачитывает вопросы теста, дает детям время на обдумывание и ответ, также вопросы можно выводить на экран не только для слухового, но и для зрительного восприятия).

Когда конфликт в классе, я:

1. Прошу ребят остановиться

2. Стараюсь, чтобы отнеслись к конфликту спокойно

3. Помогаю ребятам понять друг друга

4. Пытаюсь растащить ребят

5. Пусть конфликт разрешится сам

6. Нахожу «зачинщика»

7. Ищу причину, из-за которой возник конфликт

8. Ищу компромиссное решение

9. Обращаю все в шутку

10. Говорю: не делайте «шума из ничего»

11. Заставляю прекратить и извиниться

12. Вдохновляю на поиск другого решения

13. Помогаю им решить, от чего стоит отказаться

14. Стараюсь переключить внимание

15. Не мешаю «сражаться», пока кто-нибудь не победит

16. Ссылаюсь на правила поведения

17. Предлагаю несколько вариантов решения на выбор

18. Помогаю всем почувствовать себя комфортнее

19. Отвлекаю от конфликта каким-либо другим делом

20. Говорю, что личные проблемы должны решаться вне школы.

Бланк для ответов

А

Б

В

Г

Д

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

17

18

19

20

сумма

сумма

сумма

сумма

сумма

Результаты диагностики:

Ведущий: Теперь давайте посчитаем сумму баллов в каждой колонке и выясним, в колонке с какой буквой у вас получилось наибольшее количество баллов (учащиеся подсчитывают баллы). Если количество баллов одинаковое в нескольких колонках, то вы можете действовать по-разному в зависимости от ситуации. Например, дома вы ведете себя как черепаха, а в школе как акула.

(Ведущий оглашает полученные результаты.В зависимости от количества оставшегося времени, описание результатов можно сократить, выбирая самое необходимое и наиболее доступное).

Если вы набрали наибольшее количество баллов в колонке Д, то ваше поведение похоже на поведение черепахи, которая в момент опасности прячется в свои панцирь. Тактический девиз «Черепахи» – «Оставьте мне немножко и не трогайте меня». Ваш способ поведения в конфликте – уход, избегание. Стратегия избегания характеризуется стремлением уйти от конфликта. Она характеризуется низким уровнем направленности на личные интересы и интересы соперника и является взаимной.

Если вы набрали наибольшее количество баллов в колонке Г, то ваше поведение похоже на поведение плюшевого мишки. Такая стратегия называется приспособление.   Человек, придерживающийся данной стратегии, также стремится уйти от конфликта. Но причины «ухода» в этом случае иные. Человек, принимающий стратегию уступки, жертвует личными интересами в пользу интересов соперника. В отличие от стратегии борьбы в стратегии уступки предпочтение отдается межличностным отношениям.
   Основной принцип поведения: «Все, что Вы хотите – только давайте жить дружно». Это установка на доброжелательность за счет собственных потерь. Важно иметь в виду, что стратегия уступки оправданна в тех случаях, когда условия для разрешения конфликта не созрели. В этом случае она ведет к временному перемирию, является важным этапом на пути положительного разрешения конфликтной ситуации.

Если вы набрали наибольшее количество баллов в колонке В, то ваше поведение похоже на поведение лисы. Стратегия поведения называется компромисс. Иначе ее можно назвать стратегией взаимной уступки.
Стратегия компромисса не только не портит межличностные отношения, но и способствует их положительному развитию. «Лиса» действует по принципу: «Я уступлю немного, если вы тоже готовы уступить».

  Если вы набрали наибольшее количество баллов в колонке А, то ваше поведение похоже на поведение акулы в момент ее нападения. Эта стратегия называется доминирование, борьба, соперничество. Тот, кто выбирает данную стратегию поведения, прежде всего, исходит из оценки личных интересов в конфликте как высоких, а интересов своего соперника — как низких. Выбор стратегии принуждения в конечном итоге сводится к выбору: либо интерес борьбы, либо взаимоотношения. Этот тип поведения жестко ориентирован на победу, не считаясь с собственными затратами, что можно определить выражением «прет напролом». 

  Если вы набрали наибольшее количество баллов в колонке Г, то ваша стратегия сотрудничество, похоже на поведение совы. Данная стратегия характеризуется высоким уровнем направленности, как на собственные интересы, так и на интересы соперника. Являясь одной из самых сложных стратегий, сотрудничество отражает стремление противоборствующих сторон совместными усилиями разрешить возникшую проблему. Основной принцип данной стратегии: «Давайте оставим взаимные обиды, я предпочитаю... А Вы?».

 – Надо ли перевесить кому-нибудь “свой квадратик ”?

3. Причины возникновения конфликтов

Ведущий: Назовите мне, пожалуйста, какие вы знаете причины возникновения конфликтов?

Дети перечисляют причины возникновения конфликтов, а на доске появляется слайд с основными причинами возникновении конфликтов.

Основные причины возникновения конфликтов:

  • неумение слушать,
  • непонимание;
  • неумение договориться;
  • несдержанность.

Ведущий: В разных ситуациях мы ведем себя по-разному. Давайте попробуем решить ситуации и найти лучший способ выхода из конфликта.

4. Работа в группах.

Каждая группа получает рабочий лист (Инструкция + ситуация).

Ведущий :

Прочитайте предложенную вам ситуацию.

– Предложите разные способы поведения в данной ситуации и выберите лучший.

– Определите тип поведения.

Варианты конфликтных ситуаций:

Ситуация № 1.Кто-то из ребят посмеялся над твоим рисунком, сказав, что это – просто мазня.

Ситуация № 2. Учитель предложил выбрать командира в каждой группе. В одной группе голоса разделились, на роль командира претендуют двое.

Ситуация № 3. Твой друг взял у тебя книгу и обещал вернуть завтра – она нужна на уроке, но забыл ее дома.

Ситуация № 4.На уроке кто-то настойчиво обратился к тебе с вопросом, ты стал отвечать и, учитель сделал вам строгое замечание.

Ситуация № 5.Подруга (друг) рассказала всему классу секрет, который ты ей доверил.

Ситуация № 6.На празднике кто-то занял место рядом с твоим лучшим другом, а вам так хочется сидеть вместе.

5. Обсуждение:

Каждая группа зачитывает свою ситуацию. При определении типа поведения возвращаемся к иллюстрациям с животными.

Лучший способ разрешения данной ситуации выделяется (например, цветочком).

6. “Ладошки”.

Ведущий:

-Лучший способ для решения конфликтных ситуаций необходим, чтобы мы жили дружно. Чтобы жить дружно, мы используем свои лучшие качества.

– Напишите на “ладошке” качество, которое вам помогает дружить.

– Склейте свои “ладошки” в цепочку.

Каждая группа представляет свои “ладошки” со словами: “Мне помогает дружить …”. Каждый ребенок называет то качество, которое он написал.

Затем “ладошки” всего класса склеиваются в один круг.

7. Правила.

Ведущий:

– Когда же конфликт будет разрешен?

– Когда достигнута цель.

– Когда сохранены хорошие отношения (на доске появляются эти фразы).

– Что же надо делать, чтобы разрешить конфликт?

Дети предлагают свои варианты разрешения конфликта.

Правила поведения в конфликте

(записываются детские варианты и вывешиваются на доске):

– выслушай другого

– старайся понять интересы другого

– не используй оскорблений

– не повышай голос

– доказывай свое мнение

– найди то, с чем ты сможешь согласиться в позиции другого

– возьми тайм-аут

– привлекай авторитетного посредника…

8. Подведение итогов.

Заключительное слово.

Ведущий: Сегодня мы с вами познакомились с понятиями конфликт, определили причины возникновения конфликтов, а также научились их решать мирным путём.

Мы поняли, что в обществе нельзя жить без противоречий, люди всегда будут отличаться взглядами, вкусами и пристрастиями. Но эти противоречия нельзя доводить до конфликтов. Что бы сохранить душевное, психическое и физическое здоровье, нужно научиться предотвращать конфликты, а если конфликт уже разгорелся, нужно уметь из него выйти.

9.Рефлексия занятия.

В конце занятия  каждому ученику выдается небольшая анкета

Анкета:

  1. Что нового узнали?
  2. Какое впечатление оставил у вас занятие?
  3. Прибавилось ли у вас уверенности в своих силах?
  4. Появилось ли желание воспользоваться способами предотвращения и погашения конфликтов?
  5. Как нам эта информация поможет в классе?

Ведущий: Считаете ли вы обсуждение этой темы полезным, и изменит ли оно ваше поведение в конфликтных ситуациях? Ребята поднимают квадратики:

- КРАСНЫЙ "ДА"

- ЗЕЛЕНЫЙ "СОМНЕВАЮСЬ"

- ЧЕРНЫЙ "НЕТ"

А вам всем маленький сюрприз - апельсин. Мы делили апельсин, много нас, а он один!

Я желаю вам разделить его без конфликта.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

классный час на тему: "Учимся разрешать конфликты"

Классный час основан на решении проблемы повышения сплочённости класса. Помочь учащимся усвоить понятия «общение», «конфликт», «конфликтная ситуация», «инцидент», правила предупре...

Конспект занятия с родителями "Учимся разрешать конфликты"

Данный материал может быть использован при проведении классного собрания с родителями по профилактике конфликтов в семье, по просвещению родителей в вопросах воспитания и взаимодействия с детьми. Пров...

«Учимся разрешать конфликты» ( 8 - 9 классы)

учащиеся должны усвоить правила разрешения конфликта, развитие умений анализировать конфликтные ситуации и разрешать конфликты....

Учимся разрешать конфликты

Современная жизнь невозможна без конфликтов. Поэтому взрослые и дети должны научиться разрешать их без вражды и агрессии....

Классный час "Учимся разрешать конфликты"

Классный час "Учимся разрешать конфликты"...

Классный час для пятиклассников «Учимся разрешать конфликты»

Цель: 1.Способствовать формированию  у  учащихся научных представлений о конфликте, развитию у них умения понимать причины возникновения конфликтных ситуаций и находить способы их разрешения...