Роль учителя в формировании самосознания у неслышащих подростков
материал по теме

Скопкарева Маргарита Николаевна

 

Обучающиеся коррекционных школ отличаются крайне низким уровнем познавательной активности. Они испытывают серьезные трудности в процессе обучения.

 

Самооценка личности, система оценок формируется в процессе развития личности, в ходе образования сложной системы психологических контактов отражаются объективные отношения, образующиеся в различных группах.

Отношения, которые складываются между подростками, и , в особенности между ними и взрослыми, - важнейшее условие становления личности молодого человека.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rol_uchitelya_v_formirovanii.doc64 КБ

Предварительный просмотр:

Классическая педагогика прошлого утверждала: « Смертельный грех учителя - быть скучным». Когда ребенок занимается из-под палки, он доставляет учителю массу хлопот и огорчений. Когда же дети занимаются с охотой, то дело идет совсем по-другому.

Обучающиеся коррекционных школ отличаются крайне низким уровнем познавательной активности. Они испытывают серьезные трудности в процессе обучения.

Внутренний мир личности и ее самосознание издавна привлекали внимание философов, ученых и художников. Поведение человека, всегда так или иначе, соотносится с его представлением о самом себе (« образ» ) и о том, каким он хотел быть.

Изучение свойств самосознания, адекватности самосознания, структуры и функций ( « образа я») представляет поэтому не только теоретический, но и практический интерес в связи сформированием жизненной позиции личности.

Самооценка личности, система оценок формируется в процессе развития личности, в ходе образования сложной системы психологических контактов отражаются объективные отношения, образующиеся в различных группах.

Отношения, которые складываются между подростками, и , в особенности между ними и взрослыми, - важнейшее условие становления личности молодого человека.

Рассмотрим с этой точки зрения психологический контакт между воспитателем и воспитуемым. Известно, что именно эта неосязаемая связь, целиком лежащая в сфере идеального, становится материальной ( основой ) силой,определяющей успех любых предприятий воспитателя. Именно ее наличие обеспечивает высокий коэффициент полезной деятельности работы по воспитанию молодежи.

Психологический контакт воспитателя и воспитуемых – это уровень взаимопонимания, позволяющий координировать совместные действия и осуществлять общие цели, определяемые вполне осознанной или интуитивно нащупываемой программой воспитания.

Само слово « контакт» предполагает связь двустороннюю. Ни о каком контакте не может быть и речи, если дети без должного уважения относятся к личности воспитателя.

Есть и другая сторона- уважение учителем личности ребенка. С этим дело обстоит вовсе не так уж и благополучно. К сожалению, далеко не все педагоги умеют видеть и уважать в обучающемся личность. Хорошо зная извечную педагогическую формулу: « Максимум требований к личности и максимум уважения к ней», некоторые учителя используют лишь первую ее часть, игнорируя вторую.

Временная потеря психологического контакта способна нанести тяжелый ущерб. Если же такие ситуации правила, а не исключения, то между педагогом и обучающимися образуется пропасть.

Проблема психологических контактов особенно относится к подростковому возрасту, который именуется переходным. Именно в этот период жизни человека вплотную сдвигаются его детство, которое еще не ушло, и зрелость, которая еще не наступила. Сосуществуют, вступая в противоречие, качества личности, как будто взаимоисключающие друг друга, как будто несовместимые. Ласковый и внимательный сегодня, подросток становится резок и груб на другой день, сегодня с ним можно поговорить по душам и мать удивляется зрелости его рассуждений, а завтра, услышав замечание по поводу беспорядка на столе, он выскочит из квартиры, хлопнув дверьми. Можно заметить, что поведение, тон, манеры подростка существенно меняются в зависимости от того, находятся ли рядом его приятели, что есть темы, которых ни в коем случае нельзя касаться в разговоре с ним, иначе он немедленно вспылит, что к одним замечаниям он чрезвычайно чувствителен, а к другим - совершенно безразличен. И очень трудно подчас установить с ним необходимое  взаимопонимание, сохранить  прежнее на него влияние.

Разумеется, один подросток на другого не похож. Индивидуальные различия весьма значительны, и все-таки есть одна очень важная общая для всех детей психологическая особенность подросткового возраста. Если принимать ее во внимание, многие трудности воспитания подростков будут не столь уж непреодолимы, как это кажется на первый взгляд.

Поведение человека во многом зависит от тех оценок, которые дают ему другие люди. На основе этих оценок постепенно складывается самооценка личности. У взрослого человека самооценка, как правило, весьма устойчива. Жизнь же успела, и многократно, показать ему, чего он стоит. И его самооценка в большинстве случаев сближается с той,  которую дают ему окружающие. Вот почему, думая о том или ином поступке- хорошем или плохом, важном или незначительном, взрослый оценивает его так, как это сделали бы другие, авторитетные для него люди. И если самооценка более или менее постоянно оказывается достаточно высокой, у человека появляется уверенность в своих возможностях, самоуважение, хорошее самочувствие в коллективе.

Подросток же оказывается в принципиально ином положении. У него еще не сложилась устойчивая самооценка, и во многом потому, что он попеременно ориентируется на предполагаемую оценку своего поступка со стороны различных авторитетов, родителей, педагогов, сверстников из разных референтных групп.

Например, « курить или не курить?»- эта проблема стоит едва ли не перед каждым подростком. Понятно, что сама по себе первая сигарета особого наслаждения начинающему курильщику не оставляет. Прелесть в другом. Как шикарно он ( она) будет выглядеть с сигаретой в зубах, как уважительно глянут на него ребята, когда он небрежно протянет им пачку и предложит, не стесняясь, как завистливо будут смотреть на него малыши.

Да, первоначально сигарета нужна подростку только для самоуважения. Но дело осложняется тем, что самоуважение требует от  него и диаметрально противоположных поступков. Достаточно представить, что придется прятаться по углам и курить украдкой, что мама почувствует запах табака и будет до вечера вздыхать , что отец напомнит ему о давнишнем обещании не начинать курить до совершеннолетия, и самоуважение его окажется под угрозой.

Вот и мечется подросток, переходит от одного решения к другому, противоположному, всячески стараясь сохранить свое самоуважение. И это стремление очень важно. Опытные педагоги хорошо знают, как оно ценно, и в своей работе с подростками  они опираются прежде всего на их потребность в самоуважении. Вот один из примеров: Максим учился из рук вон плохо. Чем дальше, тем больше он отставал от класса. По видимому он примирился с положением безнадежного и стал нечувствительным к плохим отметкам, неуважению в классе, замечаниям учителей, упрекам родителей. И вот тогда преподавательница физики призвала  в союзники его самоуважение. Она стала дополнительно с ним заниматься и при этом применила психологически хорошо рассчитанный прием, не догоняла с Максимом класс, а умышленно перегнала с ним всех одноклассников, объясняя новый материал до урока. И когда в классе во время решения задач по- новому методу даже сильные школьники пасовали, учительница вызывала его, и он успешно справлялся  с заданием. Это существенно изменило к нему отношение одноклассников.  Обретая самоуважение, Максим стал относиться к учению по другому, стараясь учиться лучше и по остальным  предметам.

Стремление к самооценке, расчет на пробуждение чувства самоуважения зачастую дают лучшие результаты в воспитательной работе с подростком, чем приказ, запрещение, наказание.

А как быть с теми, кому безразлично уважение взрослых, родителей и учителей? Следует ли считаться с их самоуважением, которое определяется оценками весьма сомнительных авторитетов с соседнего двора? Да, следует считаться. Во- первых, потому, что личность, лишенная самоуважения, утрачивает стимул к развитию. ( Другое дело, что с сомнительным авторитетом следует бороться, развенчивать их, помогать подростку обрести правильную ориентировку). Во- вторых, потому что мы,  взрослые, не всегда правильно оцениваем то, что значимо, важно для самолюбия подростка, и, походя, сами того не понимая, наносим удар его чувству самоуважения.

Девочке исполняется пятнадцать  лет. Мама хочет подарить ей новое платье, но для нее гораздо более значимым является в данный период факт совместного празднования дня рождения с одноклассниками. Она просит об этом мать , но та глубоко возмущена неблагодарностью дочери. Возникает глубокий семейный конфликт. Между тем в этой истории стоило разобраться. За последнее время девочка несколько раз была у подруг на праздновании дня рождения и теперь они ждали от нее ответного приглашения. То, что матери казалось прихотью, для девочки являлось вопросом чести. И, принимая во внимание чувство самоуважения девочки, надо было выполнить ее просьбу.

Чувство самоуважения- инструмент точный, но хрупкий. И если взрослые по неосторожности, неведению или же намеренно разрушают у подростка чувство самоуважения, они лишают его возможности противостоять дурным влияниям, делают невосприимчивым к хорошему примеру.

Как бы не был плох человек, но если у него сохранилось самоуважение, это позволяет надеяться, что его удастся научить уважать и других людей.

Едва ли не центральное условие, которое характеризует возможность или невозможность установления и поддержания психологического контакта с подростками - наличие или отсутствие у взрослых педагогического такта. Что такое такт? Есть одно обстоятельство без которого общение становится затруднительным или невозможным. Таким обстоятельством является приписываемое нами собеседнику ожидание. Мы в значительной степени строим общий тон своего поведения и своих высказываний с учетом того, чего ждут от нас наши собеседники. И если утрачиваем эту заранее предположенную обратную связь, если не ориентируемся на эти приписываемые другому ожидания, то очевидно, не найдем правильного тона разговора, выйдем за пределы интересов нашего собеседника, можем обидеть, задеть его самолюбие и т. д.  Например, друг обращается к Вам и рассказывает о постигших его неприятностях. Для Вас очевидно с самого начала, что он ждет сочувствия, понимания, что в этот момент неуместны шутка и легкий тон, который, быть может, всегда принят между вами. И вы интуитивно выбираете такую манеру поведения, которая отвечает данным обстоятельствам, тем ожиданиям, которые вы ему приписываете.

Всегда ли общение между людьми подчинено этому психологическому закону? Есть люди, не способные учитывать то, что от них ожидают услышать. Окружающие говорят о таких: « На редкость бестактный субъект!». Бесстактность – серьезнейшее препятствие в установлении межличностных отношений.

Педагогический такт при установлении необходимых педагогических контактов дает возможность осуществить процесс формирования личности в наиболее благоприятных условиях, открывая для нее перспективы развития.

Когда осознается не только цель, как идеальное предвосхищение результатов деятельности человека, но и реальное осуществление этой цели в значимом объекте, то это рассматривается как перспектива личности. Юноша, имеющий цель поступить в институт и, будучи, хорошо подготовленным к сдаче ЕГЭ, на первом же сдаваемом предмете убеждается в обоснованности своих надежд,осознает свою учебу в ВУЗе не только как цель, но и как реальную перспективу. Наличие перспективы делает ответ экзаменующихся более уверенным, дает возможность держаться свободнее, его интересы выходят за пределы круга требований, связанных с экзаменами, его интересует содержание плана факультета, возможности и особенности трудоустройства после окончания института и т д.

Если иметь в виду объекты, приобретающие для человека не ситуативную, а устойчивую значимость, то уровень притязаний личности зависит от характера ее перспектив. Задачей воспитателя оказывается в этой связи создание новых перспектив путем использования уже имеющихся и постепенной подстановки более ценных.

Состояние личности, которое свойственно человеку, не осознающему своей перспективы, есть фрустрация. Она возникает в тех случаях, когда человек на пути к достижению цели сталкивается с препятствиями, барьерами, которые воспринимаются как непреодолимые или таковыми являются. Возникшая фрустрация отражается на поведении личности. Это может быть агрессия, принимающая форму прямого нападения или выражающаяся в угрозах, грубости, враждебности не только по отношению к обстоятельствам или лицам, повинным в создании барьера, но и по отношению ко всем окружающим.

Иногда фрустрация ведет к агрессии, которая остается в замкнутом круге фантазии человека. Обиженный представляет себе сцены мести, ничего не предпринимая на деле. Иногда фрустрация разрешается агрессией, направленной против себя.

Фрустрация может вести к тому, что личность замещает деятельность, оказавшуюся блокированной непреодолимым барьером, которая оказывается доступной, перспективной.

Часто повторяющиеся состояния фрустрации могут закрепить в личности некоторые характерные черты : вялость, безразличие, безинициативность – у одних, агрессивность,завистливость, озлобление – у других.

Разумное переключение личности с одного вида деятельности, оказавшегося блокированным в силу каких- либо причин, на другой, устранение барьеров, если это возможно, решительное воздействие на обстоятельства жизни человека с целью объективных изменений их, разъяснение иллюзорности представлений о « непреодолимых» барьерах, а главное, создание перспективы для личности – все это необходимые методы педагогической коррекции. Только таким методом могут быть сняты  фрустрации, разрушен нередко устойчиво зафиксированный в личности « комплекс неполноценности». Роль, которую играет в жизни людей наличие перспективы и фрустрации, вызывает необходимость выяснить значение для личности успеха или неудачи целенаправленной деятельности. Уровень притязаний личности устанавливается в результате действия простого, казалось бы, фактора, человек стремится пережить удачу и избежать неудачи. Подобный характер мотивов поведения ( радоваться успеху и огорчаться из-за неудачи) определяет сравнительно узкий диапазон уровня притязаний личности. Например, начинающий спортсмен, сбив припрыжке в высоту планку, установленную на отметке 1,7 мне будет переживать чувство неуспеха, неудачи, не станет расстраиваться. Рекордных прыжков ни он сам, никто из окружающих от него не ожидает. Точно также он не станет радоваться, если возьмет высоту 1,1м – цель слишком легко достижима. Но, постепенно поднимая планку, можно определить высоту, которая станет для прыжка зачетной, и, следовательно, выяснить уровень притязания личности. Этот пример показывает, что уровень своих притязаний личность устанавливает где-то слишком легкими и чересчур трудными задачами и целями, чтобы сохранить для себя определенную перспективу.

Формирование уровня притязаний определяется не только предвосхищением успеха или неудачи, но прежде всего- трезвых в одних случаях или смутно осознаваемых в других- учетом и оценкой прошлых успехов или неудач.

Исследования уровня притязаний личности, перспектив не только со стороны их действительности, но и по содержанию предоставляют широкие возможности лучше понять мотивацию поведения человека и осуществлять направленное воздействие, формирующее волевые качества личности. В некоторых случаях существенно важной становится задача повышения уровня притязаний личности, когда она низко оценивает себя и свои возможности, что приводит к определенной ущербности, устойчивой потере уверенности в успехе. Повторяющиеся неудачи могут привести к общему снижению самооценки, сопровождающемуся тяжелыми эмоциональными срывами и конфликтами, снижению волевых качеств личности. Так, например, учитель, систематически систематически выставляющий обучающемуся двойку, казалось бы, верно оценивая его знания, допускает при этом серьезную ошибку, если игнорирует психологию последнего, смирившегося с подобным положением вещей.

Пути повышения уровня притязаний различны и зависят от особенностей личности воспитанника, характера фрустрации, реальных возможностей воспитателя и т.д.

Необходимость решения подобной задачи диктуется тем обстоятельством, что человек с неоправданно завышенным уровнем притязаний вступает в конфликт с окружающим, а завышенная самооценка, многократно вступая в противоречие с реальными неудачами, еще более усугубляет острые эмоциональные конфликты. Нередко при игнорировании личных неудач проявляются упрямство, обидчивость, неадекватность реакции на собственные промахи, причина которых объясняется чьей- то злой волей. Подозрительность, озлобленность, агрессивность при частом повторении закрепляются в качестве устойчивых черт личности.

Формирование всей системы притязаний, оценок и самооценки подростков оказывается в тесной зависимости от тех установок, которые складываются у воспитателей, родителей и учителей. Что же такое психологическая установка?

С целью демонстрации действия установки в одном вузе был проведен эксперимент. Испытуемым показали портрет одного и того же человека. Но одним говорили, что это портрет ученого, а другим- что это портрет преступника. Предлагалось охарактеризовать душевные качества изображенного человека. Те, кто получил первую информацию, отмечали добрые и умные глаза, лоб мыслителя, юмор, запрятанный в уголках губ, что этот человек не знает отдыха, много и плодотворно работает, внимателен к людям, гуманен и т. д. Совершенно другие душевные качества «открывали» в портрете «преступника» : и глаза у него бесчеловечные (и похоже, что он- садист,заявил один из испытуемых), и ухмылка злобная, и коварен, и безжалостен. Совершенно очевидно, что установка существенно дезорганизовала процесс восприятия. Установка как готовность определенным образом воспринять нечто с необходимостью включается в структуру межличностных отношений, участвует в конструировании субъектом образа другого человека.

Если знать механизм действия психологической установки, то можно использовать сопряженные с ней эффекты в сугубо практических целях. Социальная адаптация детей с нарушением слуха во многом зависит от отношения и поведения людей из их ближайшего окружения. С сожалением приходится отмечать, что в большинстве своем общество еще недостаточно подготовлено к взаимодействию с лицами, имеющими те или иные дефекты, как здоровья, так и развития. Исследования во многих случаях обнаруживают факты, отягчающие процесс их социальной адаптации:

- недостаток информации, раскрывающей возможности восстановления трудоспособности;

- ложные представления нормально слышащих о людях с недостатками слуха, в частности необоснованные обвинения их в наличии отрицательных общественных черт;

- темпы современной жизни,при которых нарушение слуха становится препятствием для быстрого приема и передачи информации.

Все это ведет к самоизоляции лиц с нарушением слуха, мешает их общественной адаптации.

Анализ материалов исследований показывает, что многие люди с нарушением слуха не включаются более активно в общественную жизнь, не проявляют инициативы. Они неуютно чувствуют себя в многолюдных собраниях, у них слаборазвито чувство собственного достоинства. Даже, очень желая принять участие в каком- либо мероприятии, только лишь немногие из них решаются высказать свое желание. Такое поведение часто является следствием ошибок, допущенных в процессе воспитания, излишней опеки, когда ребенок с нарушением слуха освобождается от обязанности принимать решение, проявлять инициативу.

Наиболее высокой степенью общественной адаптации обладают люди, которым свойственен динамизм. Он сказывается в стремлении к постоянной работе над совершенствованием своего произношения и повышению знаний. Эти люди более снисходительно и спокойно относятся к иногда неуместной реакции нормально слышащих, они стараются находиться чаще в среде говорящих. Развитие личности и самосознания детей с нарушением слуха протекает в сложных условиях, связанных с трудностями в общении с окружающими людьми, замедлением процесса переработки информации.

Из сказанного можно сделать вывод, что человек, не умеющий примириться с наличием у себя дефекта и его последствиями, приобретает многие комплексы, усложняющие нормальное общественное функционирование. Умение преодолевать трудности, невосприимчивость к неблагоприятным ситуациям облегчает правильное определение своего места в жизни и в обществе. Однако достижение удовлетворительной степени социальной адаптации обусловлено наличием в окружении соответствующего климата и эффективными организационными мероприятиями.

Литература:

В.С.Мухина. Возрастная психология. М. 2001г

 Т.Н.Прилепская. Особенности самооценки и уровня притязаний у глухих и слышащих школьников. Дефектология, 1989г № 5

А.И. Дьячкова. Основы обучения и воспитания детей. М.1965г

Р.М. Босхис. Глухие и слабослышащие дети. М.1963г


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Роль семьи в формировании адекватной самооценки старших подростков

Высветить проблемы формирования подростковой самооценки; обсудить с родителями способы поддержания самооценки подростков....

Роль учителя в формировании иноязычной компетенции учащихся

В материале говорится о направлениях деятельности для формирования компетентностей учащихся, о критериях профессиональной компетентности педагога. Одной из важнейших задач в области разработки и совер...

Роль учителя в формировании личности ученика

Данная статья размещена в сборнике научно-методических материалов предназначенного для широкого круга педагогических работников: учителей общеобразовательной школы, методистов, студентов педагогически...

РОЛЬ УЧИТЕЛЯ В ФОРМИРОВАНИИ ЛИЧНОСТИ УЧЕНИКА НА НАЧАЛЬНОМ ЭТАПЕ ОБУЧЕНИЯ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ

В данной статье поднимаются актуальные вопросы современных требований к учителю, которому предстоит обеспечивать требуемый новыми стандартами результат обучения, используя всю мощь педагогической наук...

Роль учителя в формировании универсальных учебных действий на уроках английского языка на начальном этапе обучения

Формирование  универсальных учебных действий на уроках английского языка важно именно на  начальном этапе обучения...

Доклад на тему «Роль учителя в формировании культуры поведения школьников».

Сегодня в центр школьной образовательно - воспитательной системы ставится развитие всей совокупности качества личности, которая будет формировать культуру поведения. Учитель несёт ответственность за д...

"Роль учителя в формировании успешного имиджа образовательной организации"

Данный материал может быть полезен для классных руководителей ,учителей предметников ,заместителя директора по учебно-воспитательной работе...