Рабочая программа курса внеурочной деятельности "Школа общения" для обучающихся 1-4 классов
рабочая программа по психологии

Валентина Александровна Класс

Цель программы:  формирование знаний, умений и навыков культурного общения и норм поведения в различных жизненных ситуациях.

Задачи программы:

– обучение навыкам общения и сотрудничества;

– формирование у младших школьников навыков речевого этикета и культуры поведения;

– развитие коммуникативных умений в процессе общения;

– введение в мир человеческих отношений, нравственных ценностей, формирование личности;

– формирование устойчивой положительной самооценки школьников.

Скачать:


Предварительный просмотр:

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ НОВОСИБИРСКОЙ ОБЛАСТИ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ

УЧРЕЖДЕНИЕ НОВОСИБИРСКОЙ ОБЛАСТИ

«ОБЛАСТНОЙ ЦЕНТР ОБРАЗОВАНИЯ»

(ГБОУ НСО «ОЦО»)

ПРИНЯТО

Решением методического совета

Протокол от __ августа № __

Рабочая программа учебного курса внеурочной деятельности

«Школа общения»

1-4 класс

Срок освоения: 1 год

Составитель:

Класс В.А., куратор ШСП

п. Тулинский

2024

Пояснительная записка

В настоящее время к числу наиболее актуальных вопросов образования относятся воспитание свободной, творческой, инициативной, ответственной и саморазвивающейся личности. Без такой личности невозможно успешное общественное развитие. Приоритетной целью российской системы образования является развитие обучающихся: личностное, познавательное, общекультурное. Личность ученика становится центром внимания педагогики.

Внеурочная деятельность является составной частью учебно-воспитательного процесса и одной из форм организации свободного времени учащихся.

Программа «Школа общения» разработана в соответствии с требованиями ФГОС начального общего образования и реализует социальное направление во внеурочной деятельности в 1-4 классах.

Цель программы: формирование знаний, умений и навыков культурного общения и норм поведения в различных жизненных ситуациях.

Задачи программы:

  • обучение навыкам общения и сотрудничества;
  • формирование у младших школьников навыков речевого этикета и культуры поведения;
  • развитие коммуникативных умений в процессе общения;
  • введение в мир человеческих отношений, нравственных ценностей, формирование личности;
  • формирование устойчивой положительной самооценки школьников.

Так же предполагается решение более узких задач. В области формирования социальной культуры:

  • формирование доверия к другим людям;
  • развитие доброжелательности и эмоциональной отзывчивости, понимания и сопереживания другим людям;
  • развитие навыков сотрудничества с педагогами, сверстниками, родителями, старшими детьми в решении общих проблем.

В области формирования семейной культуры:

  • формирование отношения к семье как к основе российского общества и знакомство с культурно-историческими и этническими традициями семьи;
  • формирование у обучающихся почтительного отношения к родителям, заботливого отношения к старшим и младшим;
  • формирование ценностного отношения к здоровью и здоровому образу жизни.

Очень важно, чтобы повседневная жизнь и деятельность школьников были разнообразными, содержательными и данный курс дает возможность это осуществить.

Данная внеурочная деятельность занимает важное место в системе общего образования школьников. Особенность построения внеурочной деятельности состоит в том, что в работе с младшими школьниками отдаётся предпочтение групповой форме проведения занятий. На них учащиеся не только получают знания о том, как общаться, но и упражняются в применении различных способов поведения, овладевают навыками эффективного общения. Большое внимание на занятиях уделяется обсуждению различных ситуаций, групповым дискуссиям, ролевому проигрыванию, творческому самовыражению, самопроверке и групповому тестированию. Курс предполагает активное включение учащихся в творческий процесс. На изучение курса «Школа общения» в каждом классе начальной школы отводится по 1 часу в неделю. Курс рассчитан на 34 часа. Продолжительность занятия: 40 мин.

Программа предусматривает следующие формы и методы проведения занятий:

  • тренинговые и интерактивные занятия;
  • ролевая игра;
  • разбор сложных ситуаций (групповая дискуссия);
  • проектирование;
  • обратная связь;
  • диспут;
  • мозговой штурм;
  • лекция;
  • беседа;
  • викторина;
  • конкурсы.

Ведущей формой организации занятий является групповая работа.

Планируемые результаты освоения учебного курса внеурочной деятельности:

Планируемые результаты определяются поставленными выше задачами и ориентируются на следующие критерии:

1. Изменения в модели поведения школьника:

  • проявление коммуникативной активности при получении знаний в диалоге (высказывать свои суждения, анализировать высказывания участников беседы, добавлять, приводить доказательства); в монологическом высказывании (рассказ, описание, творческая работа);
  • соблюдение культуры поведения и общения, правильных взаимоотношений; проявление доброжелательности, взаимопомощи, сочувствия, сопереживания;
  • активное участие в альтруистической деятельности, проявление самостоятельности, инициативы, лидерских качеств;
  • создание условий для реальной социально ценной деятельности и обеспечение формирования реально действующих мотивов.

2. Изменения объема знаний, расширение кругозора в области нравственности и этики:

  • использование полученной на уроках информации во внеурочной и внешкольной деятельности;
  • краткая характеристика (высказывание суждений) общечеловеческих ценностей и осознанное понимание необходимости следовать им;
  • объективная оценка поведения реальных лиц, героев художественных произведений и фольклора с точки зрения соответствия нравственным ценностям.

3. Изменения в мотивационной и рефлексивной сфере личности:

  • способность объективно оценивать поведение других людей и собственное;
  • сформированность самоконтроля и самооценки: действия контроля ситуативного поведения, побуждение вовремя его изменить; способность «видеть» свои недостатки и желание их исправить.

Ожидаемые результаты:

Личностные результаты: при выборе тематики занятия, воспитание толерантного отношения к иным решениям.

Формирование этих УУД в младшем школьном возрасте поможет школьнику адаптироваться и подготовиться к жизни в современном обществе.

Метапредметные результаты:

Регулятивные УУД: обеспечивая умения решать проблемы, возникающие в ходе общения, при выполнении ряда заданий в ограниченное время.

Познавательные УУД: при необходимости извлекать информацию из различных источников, делать логические выводы.

Коммуникативные УУД: при использовании диалога, совместной творческой деятельности, презентации, за счёт обучения аргументировано отстаивать свою точку зрения, логически обосновывать свои выводы.

Содержание программы учебного курса внеурочной деятельности

«Школа общения»

№ п/п

Название разделов

Содержание раздела

Виды и формы деятельности

1

Раздел 1. Культура общения.

Вежливость и этикет. Интерактивное занятие с элементами тренинга «Мастерская общения» (невербальное и вербальное общение). «Правила хорошего тона». «Искусство делать комплименты». Знакомство с понятиями «конфликт», «спор», «дискуссия». Техника активного слушания. Практикум. Тест «Умеете ли вы слушать?». Стили поведения в конфликте. Игра «Сглаживание конфликтов». Мои достоинства и недостатки. Разыгрывание этикетных ситуаций. Семья. Культура общения в современной семье. Уважение.

Изучение нового материала,

Беседа ознакомительная,

притча,

дискуссия,

анкетирование,

тренинг,

игры,

тест.

2

Раздел 2. Общечеловеческие нормы нравственности.

О доброте. Что значит "быть добрым"? Что значит "быть вежливым". Игра "Город Вежливости". "Дружба каждому нужна. Дружба верностью сильна". Что значит "настоящий друг"? О тактичном и бестактном поведении. Спешите делать добро. Что значит быть трудолюбивым? Полезные привычки. Дал слово, держи. Что такое счастье? Что такое "милосердие"? Культура внешнего вида.

Применение на уроках игровых форм,

работа с иллюстрациями, конкурс ,

групповые дискуссии,

тест,

тренинг,

3

Раздел 3. Познаем других людей и себя.

Интерактивное занятие с элементами тренинга для учащихся «Разноцветный мир эмоций». Познай самого себя. Я – личность. Работа с гневом и злостью. Тренинг. Тренинг по работе с собственным эмоциональным состоянием. Отработка конструктивных способов управления собственной агрессией и агрессией оппонентов. Практика. Игра "Учимся понимать друг друга". Наш театр. Хорошие манеры. Разыгрывание различных ситуаций. Береги своё время и время других. Учимся решать конфликты с одноклассниками. В мире мудрых мыслей. Игра-путешествие "В стране Этикета". Чему мы научились на уроках «Школы общения»?

Изучение нового материала,

викторина,

тест,

просмотр и обсуждение видеофильма, беседы,

игры,

анкетирование,

тренинг

Тематическое планирование

№ п/п

Тема учебного занятия, раздела

Количество часов

1

Раздел 1. Культура общения.

10

2

Раздел 2. Общечеловеческие нормы нравственности.

13

3

Раздел 3. Познаем других людей и себя.

11

Итого:

34 часа

Тематическое планирование

34 часа (1 час в неделю)

№ п/п

Содержание (разделы, темы)

Кол-во часов

1

Раздел 1. Культура общения. Вежливость и этикет

1

2

Интерактивное занятие с элементами тренинга «Мастерская общения» (невербальное и вербальное общение)

1

3

«Правила хорошего тона». «Искусство делать комплименты»

1

4

Знакомство с понятиями «конфликт», «спор», «дискуссия»

1

5

Техника активного слушания. Практикум. Тест «Умеете ли вы слушать?»

1

6

Стили поведения в конфликте. Игра «Сглаживание конфликтов».

1

7

Мои достоинства и недостатки.

1

8

Разыгрывание этикетных ситуаций.

1

9

Семья. Культура общения в современной семье.

1

10

Уважение.

1

11

Раздел 2. Общечеловеческие нормы нравственности.

1

12

О доброте. Что значит "быть добрым"?

1

13

Что значит "быть вежливым". Игра "Город Вежливости".

1

14

"Дружба каждому нужна. Дружба верностью сильна".

1

15

Что значит "настоящий друг"?

1

16

О тактичном и бестактном поведении.

1

17

Спешите делать добро.

1

18

Что значит быть трудолюбивым?

1

19

Полезные привычки.

1

20

Дал слово, держи.

1

21

Что такое счастье?

1

22

Что такое "милосердие"?

1

23

Культура внешнего вида.

1

24

Раздел 3. Познаем других людей и себя. Интерактивное занятие с элементами тренинга для учащихся «Разноцветный мир эмоций».

1

25

Познай самого себя. Я – личность

1

26

Работа с гневом и злостью. Тренинг

1

27

Тренинг по работе с собственным эмоциональным состоянием. Отработка конструктивных способов управления собственной агрессией и агрессией оппонентов. Практика

1

28

Игра "Учимся понимать друг друга".

1

29

Наш театр. Хорошие манеры. Разыгрывание различных ситуаций.

1

30

Береги своё время и время других.

1

31

Учимся решать конфликты с одноклассниками.

1

32

В мире мудрых мыслей.

1

33

Игра-путешествие "В стране Этикета".

1

34

Чему мы научились на уроках «Школы общения»?

1

Всего:

34 часа


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа курса внеурочной деятельности для учащихся 5-9 классов

Рабочая программа курса внеурочной деятельности Профильный лингвистический лагерь "Влюбляйся в английский" (Fall in Love with English) разработана для занятий с учащимися 5-9 классов проявляющий особы...

Рабочая программа курса внеурочной деятельности для обучающихся 4 классов « Умелые ручки» на 2021-2022 учебный год (базовый уровень)

Программа разработана для занятий с учащимися 1-4 классов во второй половине дня в соответствии с новыми требованиями ФГОС начального общего образования второго поколения, на основе программы «Х...

Программа курса внеурочной деятельности для обучающихся 1-4 классов "Подвижные игры с элементами спортивных игр"

Программа характеризуется:Направленностью на комплексное решение задач обучения, тренировки и разностороннего физического развития. Предлагаемые общеразвивающие упражнения согласуются с существующими ...

Рабочая программа курса внеурочной деятельности для обучающихся 3 классов « Умелые ручки» на 2019-2020 учебный год (базовый уровень)

    Программа разработана для занятий с учащимися 1-4 классов во второй половине дня в соответствии с новыми требованиями ФГОС начального общего образования второго поколения, на осно...

Рабочая программа курса внеурочной деятельности для обучающихся 2 классов « Умелые ручки» на 2018-2019 учебный год (базовый уровень)

    Программа разработана для занятий с учащимися 1-4 классов во второй половине дня в соответствии с новыми требованиями ФГОС начального общего образования второго поколения, на осно...

Рабочая программа курса внеурочной деятельности для обучающихся 1 классов « Умелые ручки» на 2017-2018 учебный год (базовый уровень)

    Программа разработана для занятий с учащимися 1-4 классов во второй половине дня в соответствии с новыми требованиями ФГОС начального общего образования второго поколения, на осно...

Программа курса внеурочной деятельности для обучающихся 5-8 классов "История и культура Владимирского края"

Программа предназначена для изучения истории и культуры Владимирского края учащимися с нарушениями интеллекта....