Рабочая программа курса внеурочной деятельности "Школа общения" для обучающихся 1-4 классов
рабочая программа по психологии
Цель программы: формирование знаний, умений и навыков культурного общения и норм поведения в различных жизненных ситуациях.
Задачи программы:
– обучение навыкам общения и сотрудничества;
– формирование у младших школьников навыков речевого этикета и культуры поведения;
– развитие коммуникативных умений в процессе общения;
– введение в мир человеческих отношений, нравственных ценностей, формирование личности;
– формирование устойчивой положительной самооценки школьников.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rab.programma_kursa_vneurochnoy_deyatelnosti_shkola_obshcheniya_1-4_klass.docx | 54.59 КБ |
Предварительный просмотр:
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ НОВОСИБИРСКОЙ ОБЛАСТИ
ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ
УЧРЕЖДЕНИЕ НОВОСИБИРСКОЙ ОБЛАСТИ
«ОБЛАСТНОЙ ЦЕНТР ОБРАЗОВАНИЯ»
(ГБОУ НСО «ОЦО»)
ПРИНЯТО
Решением методического совета
Протокол от __ августа № __
Рабочая программа учебного курса внеурочной деятельности
«Школа общения»
1-4 класс
Срок освоения: 1 год
Составитель:
Класс В.А., куратор ШСП
п. Тулинский
2024
Пояснительная записка
В настоящее время к числу наиболее актуальных вопросов образования относятся воспитание свободной, творческой, инициативной, ответственной и саморазвивающейся личности. Без такой личности невозможно успешное общественное развитие. Приоритетной целью российской системы образования является развитие обучающихся: личностное, познавательное, общекультурное. Личность ученика становится центром внимания педагогики.
Внеурочная деятельность является составной частью учебно-воспитательного процесса и одной из форм организации свободного времени учащихся.
Программа «Школа общения» разработана в соответствии с требованиями ФГОС начального общего образования и реализует социальное направление во внеурочной деятельности в 1-4 классах.
Цель программы: формирование знаний, умений и навыков культурного общения и норм поведения в различных жизненных ситуациях.
Задачи программы:
- обучение навыкам общения и сотрудничества;
- формирование у младших школьников навыков речевого этикета и культуры поведения;
- развитие коммуникативных умений в процессе общения;
- введение в мир человеческих отношений, нравственных ценностей, формирование личности;
- формирование устойчивой положительной самооценки школьников.
Так же предполагается решение более узких задач. В области формирования социальной культуры:
- формирование доверия к другим людям;
- развитие доброжелательности и эмоциональной отзывчивости, понимания и сопереживания другим людям;
- развитие навыков сотрудничества с педагогами, сверстниками, родителями, старшими детьми в решении общих проблем.
В области формирования семейной культуры:
- формирование отношения к семье как к основе российского общества и знакомство с культурно-историческими и этническими традициями семьи;
- формирование у обучающихся почтительного отношения к родителям, заботливого отношения к старшим и младшим;
- формирование ценностного отношения к здоровью и здоровому образу жизни.
Очень важно, чтобы повседневная жизнь и деятельность школьников были разнообразными, содержательными и данный курс дает возможность это осуществить.
Данная внеурочная деятельность занимает важное место в системе общего образования школьников. Особенность построения внеурочной деятельности состоит в том, что в работе с младшими школьниками отдаётся предпочтение групповой форме проведения занятий. На них учащиеся не только получают знания о том, как общаться, но и упражняются в применении различных способов поведения, овладевают навыками эффективного общения. Большое внимание на занятиях уделяется обсуждению различных ситуаций, групповым дискуссиям, ролевому проигрыванию, творческому самовыражению, самопроверке и групповому тестированию. Курс предполагает активное включение учащихся в творческий процесс. На изучение курса «Школа общения» в каждом классе начальной школы отводится по 1 часу в неделю. Курс рассчитан на 34 часа. Продолжительность занятия: 40 мин.
Программа предусматривает следующие формы и методы проведения занятий:
- тренинговые и интерактивные занятия;
- ролевая игра;
- разбор сложных ситуаций (групповая дискуссия);
- проектирование;
- обратная связь;
- диспут;
- мозговой штурм;
- лекция;
- беседа;
- викторина;
- конкурсы.
Ведущей формой организации занятий является групповая работа.
Планируемые результаты освоения учебного курса внеурочной деятельности:
Планируемые результаты определяются поставленными выше задачами и ориентируются на следующие критерии:
1. Изменения в модели поведения школьника:
- проявление коммуникативной активности при получении знаний в диалоге (высказывать свои суждения, анализировать высказывания участников беседы, добавлять, приводить доказательства); в монологическом высказывании (рассказ, описание, творческая работа);
- соблюдение культуры поведения и общения, правильных взаимоотношений; проявление доброжелательности, взаимопомощи, сочувствия, сопереживания;
- активное участие в альтруистической деятельности, проявление самостоятельности, инициативы, лидерских качеств;
- создание условий для реальной социально ценной деятельности и обеспечение формирования реально действующих мотивов.
2. Изменения объема знаний, расширение кругозора в области нравственности и этики:
- использование полученной на уроках информации во внеурочной и внешкольной деятельности;
- краткая характеристика (высказывание суждений) общечеловеческих ценностей и осознанное понимание необходимости следовать им;
- объективная оценка поведения реальных лиц, героев художественных произведений и фольклора с точки зрения соответствия нравственным ценностям.
3. Изменения в мотивационной и рефлексивной сфере личности:
- способность объективно оценивать поведение других людей и собственное;
- сформированность самоконтроля и самооценки: действия контроля ситуативного поведения, побуждение вовремя его изменить; способность «видеть» свои недостатки и желание их исправить.
Ожидаемые результаты:
Личностные результаты: при выборе тематики занятия, воспитание толерантного отношения к иным решениям.
Формирование этих УУД в младшем школьном возрасте поможет школьнику адаптироваться и подготовиться к жизни в современном обществе.
Метапредметные результаты:
Регулятивные УУД: обеспечивая умения решать проблемы, возникающие в ходе общения, при выполнении ряда заданий в ограниченное время.
Познавательные УУД: при необходимости извлекать информацию из различных источников, делать логические выводы.
Коммуникативные УУД: при использовании диалога, совместной творческой деятельности, презентации, за счёт обучения аргументировано отстаивать свою точку зрения, логически обосновывать свои выводы.
Содержание программы учебного курса внеурочной деятельности
«Школа общения»
№ п/п | Название разделов | Содержание раздела | Виды и формы деятельности |
1 | Раздел 1. Культура общения. | Вежливость и этикет. Интерактивное занятие с элементами тренинга «Мастерская общения» (невербальное и вербальное общение). «Правила хорошего тона». «Искусство делать комплименты». Знакомство с понятиями «конфликт», «спор», «дискуссия». Техника активного слушания. Практикум. Тест «Умеете ли вы слушать?». Стили поведения в конфликте. Игра «Сглаживание конфликтов». Мои достоинства и недостатки. Разыгрывание этикетных ситуаций. Семья. Культура общения в современной семье. Уважение. | Изучение нового материала, Беседа ознакомительная, притча, дискуссия, анкетирование, тренинг, игры, тест. |
2 | Раздел 2. Общечеловеческие нормы нравственности. | О доброте. Что значит "быть добрым"? Что значит "быть вежливым". Игра "Город Вежливости". "Дружба каждому нужна. Дружба верностью сильна". Что значит "настоящий друг"? О тактичном и бестактном поведении. Спешите делать добро. Что значит быть трудолюбивым? Полезные привычки. Дал слово, держи. Что такое счастье? Что такое "милосердие"? Культура внешнего вида. | Применение на уроках игровых форм, работа с иллюстрациями, конкурс , групповые дискуссии, тест, тренинг, |
3 | Раздел 3. Познаем других людей и себя. | Интерактивное занятие с элементами тренинга для учащихся «Разноцветный мир эмоций». Познай самого себя. Я – личность. Работа с гневом и злостью. Тренинг. Тренинг по работе с собственным эмоциональным состоянием. Отработка конструктивных способов управления собственной агрессией и агрессией оппонентов. Практика. Игра "Учимся понимать друг друга". Наш театр. Хорошие манеры. Разыгрывание различных ситуаций. Береги своё время и время других. Учимся решать конфликты с одноклассниками. В мире мудрых мыслей. Игра-путешествие "В стране Этикета". Чему мы научились на уроках «Школы общения»? | Изучение нового материала, викторина, тест, просмотр и обсуждение видеофильма, беседы, игры, анкетирование, тренинг |
Тематическое планирование
№ п/п | Тема учебного занятия, раздела | Количество часов |
1 | Раздел 1. Культура общения. | 10 |
2 | Раздел 2. Общечеловеческие нормы нравственности. | 13 |
3 | Раздел 3. Познаем других людей и себя. | 11 |
Итого: | 34 часа |
Тематическое планирование
34 часа (1 час в неделю)
№ п/п | Содержание (разделы, темы) | Кол-во часов |
1 | Раздел 1. Культура общения. Вежливость и этикет | 1 |
2 | Интерактивное занятие с элементами тренинга «Мастерская общения» (невербальное и вербальное общение) | 1 |
3 | «Правила хорошего тона». «Искусство делать комплименты» | 1 |
4 | Знакомство с понятиями «конфликт», «спор», «дискуссия» | 1 |
5 | Техника активного слушания. Практикум. Тест «Умеете ли вы слушать?» | 1 |
6 | Стили поведения в конфликте. Игра «Сглаживание конфликтов». | 1 |
7 | Мои достоинства и недостатки. | 1 |
8 | Разыгрывание этикетных ситуаций. | 1 |
9 | Семья. Культура общения в современной семье. | 1 |
10 | Уважение. | 1 |
11 | Раздел 2. Общечеловеческие нормы нравственности. | 1 |
12 | О доброте. Что значит "быть добрым"? | 1 |
13 | Что значит "быть вежливым". Игра "Город Вежливости". | 1 |
14 | "Дружба каждому нужна. Дружба верностью сильна". | 1 |
15 | Что значит "настоящий друг"? | 1 |
16 | О тактичном и бестактном поведении. | 1 |
17 | Спешите делать добро. | 1 |
18 | Что значит быть трудолюбивым? | 1 |
19 | Полезные привычки. | 1 |
20 | Дал слово, держи. | 1 |
21 | Что такое счастье? | 1 |
22 | Что такое "милосердие"? | 1 |
23 | Культура внешнего вида. | 1 |
24 | Раздел 3. Познаем других людей и себя. Интерактивное занятие с элементами тренинга для учащихся «Разноцветный мир эмоций». | 1 |
25 | Познай самого себя. Я – личность | 1 |
26 | Работа с гневом и злостью. Тренинг | 1 |
27 | Тренинг по работе с собственным эмоциональным состоянием. Отработка конструктивных способов управления собственной агрессией и агрессией оппонентов. Практика | 1 |
28 | Игра "Учимся понимать друг друга". | 1 |
29 | Наш театр. Хорошие манеры. Разыгрывание различных ситуаций. | 1 |
30 | Береги своё время и время других. | 1 |
31 | Учимся решать конфликты с одноклассниками. | 1 |
32 | В мире мудрых мыслей. | 1 |
33 | Игра-путешествие "В стране Этикета". | 1 |
34 | Чему мы научились на уроках «Школы общения»? | 1 |
Всего: | 34 часа |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа курса внеурочной деятельности для учащихся 5-9 классов
Рабочая программа курса внеурочной деятельности Профильный лингвистический лагерь "Влюбляйся в английский" (Fall in Love with English) разработана для занятий с учащимися 5-9 классов проявляющий особы...
Рабочая программа курса внеурочной деятельности для обучающихся 4 классов « Умелые ручки» на 2021-2022 учебный год (базовый уровень)
Программа разработана для занятий с учащимися 1-4 классов во второй половине дня в соответствии с новыми требованиями ФГОС начального общего образования второго поколения, на основе программы «Х...
Программа курса внеурочной деятельности для обучающихся 1-4 классов "Подвижные игры с элементами спортивных игр"
Программа характеризуется:Направленностью на комплексное решение задач обучения, тренировки и разностороннего физического развития. Предлагаемые общеразвивающие упражнения согласуются с существующими ...
Рабочая программа курса внеурочной деятельности для обучающихся 3 классов « Умелые ручки» на 2019-2020 учебный год (базовый уровень)
Программа разработана для занятий с учащимися 1-4 классов во второй половине дня в соответствии с новыми требованиями ФГОС начального общего образования второго поколения, на осно...
Рабочая программа курса внеурочной деятельности для обучающихся 2 классов « Умелые ручки» на 2018-2019 учебный год (базовый уровень)
Программа разработана для занятий с учащимися 1-4 классов во второй половине дня в соответствии с новыми требованиями ФГОС начального общего образования второго поколения, на осно...
Рабочая программа курса внеурочной деятельности для обучающихся 1 классов « Умелые ручки» на 2017-2018 учебный год (базовый уровень)
Программа разработана для занятий с учащимися 1-4 классов во второй половине дня в соответствии с новыми требованиями ФГОС начального общего образования второго поколения, на осно...
Программа курса внеурочной деятельности для обучающихся 5-8 классов "История и культура Владимирского края"
Программа предназначена для изучения истории и культуры Владимирского края учащимися с нарушениями интеллекта....