Программа курса внеурочной деятельности для обучающихся 5-8 классов "История и культура Владимирского края"
рабочая программа по краеведению
Программа предназначена для изучения истории и культуры Владимирского края учащимися с нарушениями интеллекта.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ikvk_5-8.docx | 90.15 КБ |
Предварительный просмотр:
ГКОУ ВО «Мстерская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат»
«Рассмотрено» На заседании Педагогического совета школы-интерната Протокол № от «______» августа 2023 г. | «Согласовано» Заместитель директора по УР ____________Кислякова С.В. «_____» августа 2023 г. | «Утверждено» Директор школы-интерната ____________ Грачева Т.М. Приказ от «_____» августа 2023 г. № ______ |
Приложение к АООП НОО
от 21.07.2016 г. № 138
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
внеурочной деятельности по духовно-нравственному направлению
«История и культура Владимирского края»
(5-8 классы)
Составитель: учитель Белова Е.А.
2023 г.
Рабочая программа составлена на основе требований ФГОС О с у\о от 19.12.2014 год № 1599 и целевого раздела АООП школы.
-ФГОС О с у\о от 19.12.2014 год № 1599, который регламентируется ФЗ об образовании в РФ от 29.12.2012 года № 273 – ФЗ.
-Локальные акты учреждения.
Одна из задач специальной (коррекционной) школы – воспитание гражданина, любящего свою Родину и готового трудиться на благо общества. Но воспитание патриотизма в детях в настоящее время осложняется отсутствием чёткого идеологического вектора для подрастающего поколения. Кумирами молодёжи и образцами для подражания становятся не герои русской истории и русской литературы с богатым духовным миром и беззаветной преданностью Родине, а персонажи иностранных мульт- и кинофильмов с сомнительными взглядами на добро и зло. Особенно актуальны данные проблемы для учащихся коррекционных школ, которым, в силу своего дефекта, ещё труднее найти правильный путь для духовно-нравственного становления. Поэтому в настоящее время совершенно очевидна необходимость возрождения культуры, традиций, связанных с православным историческим прошлым России. «Уровень культуры эпохи, как и отдельного человека, определяется отношением к прошлому…к своему обществу…» - эти слова А.С. Пушкина не утратили актуальности и по сей день.
В этих условиях большая роль в воспитании патриотических чувств отводится краеведению. Наш земляк, владимирский писатель В.А.Солоухин, справедливо замечал, что любовь к «Родине, которую мы пишем всегда с заглавной буквы» начинается с «любви к родным местам», которая вырастает из детских «жизненных впечатлений»[1]. Использование краеведческих материалов помогает прививать детям любовь и уважение к Родине, её истории, природе, традициям. Познавая историю родного края, «малой Родины», человек понимает и идентифицирует свои корни, устанавливает связь между поколениями и ощущает себя частью своего народа, своего Отечества. Поэтому целесообразно дополнить изучение истории России краеведческим курсом, призванным расширить и углубить знания учащихся о малой Родине.
Прототипом программы является региональная образовательная программа школы I ступени «Наш край» Харчевниковой Е.Л. (5,6 и 8 классы). При составлении программы на 7 класс основным источником послужило мультимедийное учебное пособие «Путешествие по малым городам Владимирского края», созданное творческой группой учителей Владимирской области на базе кабинета истории и обществознания ВИРО и предназначены для реализации регионального компонента исторического образования в учебных учреждениях.
Основной целью программы является пробуждение патриотических чувств учащихся к малой Родине, воспитание бережного отношения к культурному и историческому наследию через формирование интереса к изучению родного края.
Общие задачи курса:
1. Пробуждение познавательного интереса к истории своего края и Отечества в целом.
2.Формирование представлений о различных сторонах жизни родного края и его населения с древнейших времен и до наших дней.
3.Ознакомление обучающихся с лучшими образцами культуры края на примере зодчества, живописи, декоративно-прикладного искусства, фольклора, народных праздников и обрядов, литературного творчества.
4.Обучение умению анализировать, оценивать факты и события родного края, определять общее и особенное в историческом процессе.
5.Воспитание бережного отношения к культурному наследию края, развитие гражданских качеств учащихся, патриотизма по отношения к России и своей малой родине.
Задачи обучения в 5 классе:
1.Формирование первичных понятий об истории и культуре.
2.Изучение жизни и быта славян на территории Владимирского края: устройства и убранства жилища, особенностей кухни, одежды, обычаев и традиций наших предков в труде и праздниках.
3.Ознакомление с устным народным творчеством и творчеством писателей и поэтов Владимирской земли.
4.Формирование положительной мотивации к изучению родного края.
Задачи обучения в 6 классе:
1.Ознакомление с музыкальной культурой нашего края, с владимирскими композиторами.
2.Изучение декоративно – прикладного искусства, ремёсел и промыслов Владимирского края.
3.Формирование представления о каменном зодчестве г. Владимира древнего периода на примере Золотых ворот и важнейших храмов.
4.Ознакомление с биографией и творчеством владимирского писателя В. Солоухина.
5.Воспитание бережного отношения к культурному наследию, любви к родному краю.
Задачи обучения в 7 классе:
1.Ознакомление с историческим прошлым, святынями и достопримечательностями основных городов Владимирского края.
2. Воспитание чувства любви к малой Родине, желания трудиться на родной земле, приносить пользу родному краю.
Задачи обучения в 8 классе:
1.Ознакомление с биографическими данными и вкладом в развитие края и Родины наших земляков: великих князей, святых, героев, изобретателей, путешественников, поэтов, спортсменов и др.
2.Воспитание уважения к нашим славным землякам, формирование на их примерах чувства ответственности, верности долгу, любви к родной земле и людям.
3.Формирование знаний об основных праздниках христианской Руси, их смысловом значении.
Специальной задачей курса является коррекция когнитивных процессов и связной речи детей с интеллектуальной недостаточностью, а именно:
1.Коррекция функций логического и аналитического мышления, умения устанавливать причинно-следственные связи, делать выводы на основе изученного материала.
2.Формирование коммуникативных навыков обучающихся, расширение пассивного и активного словаря.
3.Коррекция различных видов памяти и произвольного внимания.
4.Закрепление навыков самостоятельной работы с дополнительными источниками информации, справочниками, таблицами, картами, иллюстративным материалом.
Направленность образовательной программы краеведческая. Реализация курса осуществляется с опорой на межпредметные связи с уроками чтения, математики, истории, русского языка, ИЗО.
Программа реализуется в рамках внеурочной деятельности и рассчитана для обучающихся 5, 6, 7 и 8 классов с периодичностью 1 час в неделю (34 часа в год).
Результаты освоения программы
К личностным результатам относятся:
1) осознание себя как гражданина России; формирование чувства гордости за свою Родину;
2) воспитание уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов;
3) сформированность адекватных представлений о собственных возможностях, о насущно необходимом жизнеобеспечении;
4) овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;
5) овладение социально-бытовыми навыками, используемыми в повседневной жизни;
6) владение навыками коммуникации и принятыми нормами социального взаимодействия;
7) способность к осмыслению социального окружения, своего места в нем, принятие соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей;
8) принятие и освоение социальной роли обучающегося, проявление социально значимых мотивов учебной деятельности;
9) сформированность навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях;
10) способность к осмыслению картины мира, ее временно-пространственной организации, формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве природной и социальных частей;
11)воспитание эстетических потребностей, ценностей и чувств;
12) развитие этических чувств, проявление доброжелательности, эмоционально-нравственной отзывчивости и взаимопомощи, проявление сопереживания к чувствам других людей;
13) сформированность установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям;
14) проявление готовности к самостоятельной жизни.
Личностными результатами изучения курса являются:
-интерес к предмету;
- способность применять адекватные способы поведения в разных ситуациях;
- способность обращаться за помощью;
- использование готовых алгоритмов деятельности;
- использование доступных источников и средств получения информации;
- контроль своей деятельности;
- самостоятельное выполнение задания;
-успешное выполнение учебных заданий обучающимися;
- умение организовать рабочее место в соответствии с предстоящим видом деятельности;
-пpoвoдить cpaвнeния, нaxoдить пpизнaки cxoдcтвa и paзличия;
-yмeть caмocтoятeльнo cocтaвлять paccкaз пo плaнy; oбъяcнять знaчeниe нoвыx пoнятий и cлoв;
-yмeть ycтaнaвливaть cвязи мeждy дaтaми и coбытиями;
-yмeть излaгaть кoнтeкcт иcтopичecкиx coбытий пo иллюcтpaциям, плaнy, лeнтe вpeмeни;
-осознание своей национальности;
-понятие о малой Родине, воспитание любви к родному дому, семье, школе, городу, поселку;
- проявление уважения к культуре, традициям русского народа, осознание себя как гражданина России; формирование чувства гордости за свою Родину;
-владение навыками коммуникации и принятыми нормами социального взаимодействия;
-принятие и освоение социальной роли обучающегося, проявление социально значимых мотивов учебной деятельности;
-воспитание эстетических потребностей, ценностей и чувств;
-наличие мотивации к творческому труду, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.
-определение сильных и слабых сторон своей личности с помощью учителя;
-сформированность внутренней позиции обучающегося, принятие и освоение новой социальной роли, развитие самоуважения и способности адекватно оценивать себя и свои достижения, видеть слабые и сильные стороны своей личности;
-уважительное отношение к чужому мнению.
Планируемые результаты
5 класс
Минимальный уровень:
-узнавать и называть изученные объекты и предметы исторического быта наших предков на иллюстрациях, фотографиях с помощью учителя;
-относить изученные объекты к определенным группам с помощью учителя;
-отвечать на элементарные вопросы по содержанию изученного материала;
-называть и объяснять основные изученные термины;
-выполнять задания под контролем учителя.
Достаточный уровень:
-узнавать и называть изученные объекты и предметы исторического быта наших предков на иллюстрациях, фотографиях;
-относить изученные объекты к определенным группам;
-составлять небольшие рассказы – описания по изученному материалу;
-владеть основными понятиями и терминами по курсу, использовать их в речи;
-проявлять интерес, активность и самостоятельность в работе на занятии.
6 класс
Минимальный уровень:
-называть фамилии 2-3 писателей Владимирского края;
-называть несколько ремёсел, развитых в крае, узнавать и называть по иллюстрациям изделия основных ремёсел;
-относить изученные объекты к определенным группам с помощью учителя;
-отвечать на элементарные вопросы по содержанию изученного материала;
-называть и объяснять основные изученные термины;
-выполнять задания под контролем учителя.
Достаточный уровень:
-называть фамилии изученных писателей, поэтов, художников Владимирского края, их основные произведения;
-называть ремёсла, развитые в крае, изделия ремесленников, узнавать их на иллюстрациях;
-называть основные архитектурные памятники города Владимира, узнавать их на фотографиях;
-относить изученные объекты к определенным группам;
-составлять небольшие рассказы – описания по изученному материалу;
-владеть основными понятиями и терминами по курсу, использовать их в речи.
7 класс
Минимальный уровень:
-называть столицу и 5-6 городов Владимирского края, показывать их по карте области;
-называть и показывать по карте свой районный город;
- называть имена князей – основателей города Владимира;
- знать внешний вид герба и флага г. Владимира;
-отвечать на элементарные вопросы по содержанию изученного материала;
-называть и объяснять основные изученные термины;
-выполнять задания под контролем учителя.
Достаточный уровень:
-называть и показывать по карте города Владимирской области;
-знать имена князей – основателей города Владимира, дату основания города;
-знать внешний вид герба и флага г. Владимира, их символику;
-называть и узнавать на иллюстрациях основные архитектурные памятники г. Владимира;
-сообщать общие сведения об изученных городах области: положение на карте, происхождение названий, страницы истории, основные достопримечательности и святыни, хозяйственную специализацию;
-относить изученные объекты к определенным группам;
-составлять небольшие рассказы – описания по изученному материалу;
-владеть основными понятиями и терминами по курсу, использовать их в речи;
- показывать изученные исторические даты на ленте времени.
8 класс
Минимальный уровень:
-называть 5-6 имен изученных исторических деятелей, князей, национальных героев, почётных земляков; объяснять их вклад в развитие Владимирского края;
-знать названия основных праздников христианской Руси, традиции празднования;
-отвечать на элементарные вопросы по содержанию изученного материала;
-называть и объяснять основные изученные термины;
-выполнять задания под контролем учителя.
Достаточный уровень:
-называть имена изученных исторических деятелей, князей, национальных героев, почётных земляков, внёсших вклад в развитие Владимирского края; рассказывать об их вкладе в развитие Владимирского края;
- называть имена некоторых святых Владимирской земли; пересказывать исторический материал, изученные биографии, жития святых с опорой на план и наглядность;
-знать даты и названия основных праздников христианской Руси, их смысловое значение, символику, иконографию, традиции празднования;
-уметь правильно и точно употреблять новые термины и понятия;
-составлять небольшие рассказы – описания по изученному материалу;
-уметь показывать изученные даты на ленте времени;
-уметь ориентироваться в текстах краеведческого содержания.
Содержание курса внеурочной деятельности
5 класс
№ п\п | Название разделов и тем | Основное теоретическое содержание занятий. Практические задания |
1 | Введение. Понятие об истории и культуре. | Знакомство с новым предметом. Организационные вопросы изучения курса, требования к ведению тетрадей, словарей. Понятие об истории как науке. Кто такие историки. Способы изучения историками прошлого нашего края. Культура и её основные компоненты. |
2 | Общие сведения о Владимирской земле. | Положение области в Российской Федерации. Столица области. Основатели города Владимира. Население области и его основные занятия. |
3 | Жизнь древних людей на территории Владимирского края. | Сунгирское поселение и его находки. Захоронения. Орудия труда и оружие сунгирцев. Занятия сунгирцев. |
4 | Славяне – наши предки. | Кто такие славяне? Восточные славяне – наши предки. Славянские поселения. Занятия славян. Характер славян. Отношения славян с соседними племенами. |
5 | Крестьянское жилище, утварь и одежда Русская изба | Изба – жилище крестьян. Происхождение названия. Строительный материал для избы. Порядок строительства избы. Наружное украшение избы. Элементы избы. Понятия «сруб», «скат», «конёк крыши», «слюда», «наличник», «ставни», «венец», «пакля». Определение элементов избы по рисунку, заполнение перфокарты «Элементы русской избы». |
6 | Внутреннее убранство русской избы | Печь – душа крестьянского дома. Понятие «изразец». Предметы быта русской избы. Красный угол. Места для ночлега. Мужская и женская половины избы. Будничное и праздничное убранство избы. Определение предметов русской избы по иллюстрациям. |
7 | Крестьянская утварь | Понятие о домашней утвари. Предметы крестьянской утвари, описание их внешнего вида и предназначение. Виды посуды и тары для хранения хозяйственных припасов. Определение предметов крестьянской утвари по иллюстрациям. Заполнение перфокарт «Крестьянская утварь» |
8 | Крестьянский двор | Виды хозяйственных построек на крестьянском дворе. Назначение каждой постройки. Задание «Соедини стрелками постройку и её назначение» |
9 | Русская кухня | Русское хлебосольство. Традиции крестьянской трапезы. Виды блюд крестьянского стола в будни и праздники. Напитки: квас, сбитень. |
10 | Как одевались наши предки | Русский народный костюм: рубашка, кафтан, порты, лапти. Головные уборы. Символика цвета в одежде. Особенности покроя. Ткани для пошива одежды богатых и бедных людей. Определение предметов одежды по иллюстрациям. |
11 | Женский костюм на Руси | Особенности женского костюма Владимирской земли. Предметы женского костюма: сарафан, летник, кокошник, душегрея, передник, опашень, венец, кика. Различия в костюме девушки и замужней женщины. Женские украшения. Определение предметов женского костюма по иллюстрации. Подпись элементов одежды на рисунках. |
12 | Повторение по теме «Крестьянское жилище, утварь и одежда» | Повторение и обобщение основного материала по теме. |
13 | Праздники на Руси Календарь праздников | Значение слова «праздник». Эмоции человека в ожидании праздника. Смена праздников в истории наших предков. Церковный календарь праздников. Классификация современных праздников на группы: национальные, христианские, семейные. Главные праздники нашей жизни. Заполнение таблицы «Виды праздников». |
14 | Земледельческий календарь наших предков | Связь праздников славян с земледелием. Земледельческий календарь наших предков. Славянские названия месяцев. Святые – покровители земледельческих праздников. Заполнение таблицы «Земледельческий календарь» |
15 | Осенние праздники | История осенних христианских праздников: Рождество Пресвятой Богородицы, Воздвижение Креста Господня. Православные традиции празднования. |
16 | Зимние праздники | История зимних христианских праздников: Рождество Иисуса Христа, Крещение Господне. Православные традиции празднования. Сочельник. Колядки. Новый год. |
17 | Весенние праздники | История великого христианского праздника Пасхи. Православные традиции праздника. Масленица. Атрибуты и обычаи празднования Масленицы. |
18 | Летние праздники | История летних христианских праздников: Троица, Успение Пресвятой Богородицы. Православные традиции празднования. |
19 | Повторение по теме «Праздники на Руси» | Повторение и обобщение основного материала по теме. |
20 | Устное народное творчество. Творчество писателей и поэтов Владимирской земли. Азбука и первые книги на Руси | Алфавит и азбука. Славянская азбука, её создатели Кирилл и Мефодий. Кириллица. Первые книги на Руси. Как и кем изготавливались рукописные книги на Руси. Иван Фёдоров – первый книгопечатник на Руси. |
21-22 | Русские былины | Понятие о былине как произведении устного народного творчества. Гусляры – сказочники. Былинные богатыри: Алёша Попович, Илья Муромец. Добрыня Никитич. Чтение былин, разбор содержания, пересказ. |
23-24 | Никитин С.К. «Приключения ёлочных игрушек» | Биография и творчество писателя. Чтение произведения, анализ поступков главных героев, работа по содержанию, пересказ повести. |
25 | Ларин С.В. «Январь морозный» | Биография и творчество писателя. Чтение произведения, работа по содержанию. Акцентуация на описательной составляющей произведения: поиск и разбор в тексте эпитетов и сравнений. Соотнесение содержания литературного произведения и картин владимирских художников: О.Золотовой «Сумерки», Б. Французова «Зимний сад». Организация внеклассного чтения по произведениям владимирских писателей. |
26 | Андреева Т.А. Биография. Стихи. | Биография и творчество писательницы. Выразительное чтение стихотворений, разбор содержания. Словарная работа. Устное составление картин – описаний к стихам. Заучивание стихов наизусть. |
27 | Шлыгин А.И. Биография. Стихи. | Биография и творчество писателя. Выразительное чтение стихотворений, разбор содержания. Словарная работа. Подбор пословиц и поговорок о дружбе и Родине к изученным стихам. Заучивание стихов наизусть. |
28-29 | Костин Б.А. «Родничок и тропинка» | Биография и творчество писателя. Чтение произведения, анализ поступков главных героев, работа по содержанию, пересказ повести. Подбор поговорок, характеризующих главных героев произведения. Чтение по ролям. |
30 | Богословский Н.Н. «Кому нужны пёстрые пёрышки» | Биография и творчество писателя. Чтение сказки, работа по содержанию, выделение главной мысли произведения, пересказ сказки. |
31 | Мусатов А.И. Биография. Творчество. | Биография и творчество писателя. Выразительное чтение стихотворений, разбор содержания. Словарная работа. |
32-33 | Стихи и рассказы владимирских писателей о природе нашего края. | Выразительное чтение стихов владимирских поэтов о природе нашего края. Работа над описательной составляющей стихотворений. Заучивание стихов наизусть, работа над декламацией. |
34 | Обобщение по теме «Творчество писателей и поэтов Владимирской земли» | Повторение и обобщение основного материала по теме. Подведение итогов внеклассного чтения по теме. |
6 класс
№ п\п | Название разделов и тем | Основное теоретическое содержание занятий. Практические задания |
1 | Введение. | Организационные вопросы изучения курса, требования к ведению тетрадей, словарей. Понятие об истории как науке. Историки – учёные, изучающие историю. Способы изучения историками прошлого нашего края. Культура и её основные компоненты. |
2 | Музыкальная культура Владимирского края Певческая и музыкальная культура Владимирского края. | Песни наших предков: колыбельные песни, пестушки, потешки, прибаутки. Выразительное чтение песен, разбор их содержания, значения в жизни наших предков. |
3 | Колокольный звон России. | Значение и виды колокольного звона. Появление колоколов на Руси. Устройство колокола. Виды звонов. Профессия звонаря. Прослушивание аудиозаписей колокольных звонов. |
4 | Владимирский рожок | Рожечники – народные музыканты Владимирской губернии. Пастуший рожок – народный музыкальный инструмент. Применение рожечной музыки на Руси. Изготовление рожка. Традиции владимирских рожечников на современном этапе. Деятельность ансамблей «Вишенка», «Владимирские рожечники». Прослушивание аудиозаписей рожечной музыки. |
5 | Русский композитор С.И. Танеев | Краткая биография С.И. Танеева. Творчество композитора. Знакомство с некоторыми произведениями, прослушивание аудиозаписей произведений. |
6 | Творчество композитора М.А. Балакирева | Краткая биография М.А. Балакирева. Творчество композитора. Знакомство с некоторыми произведениями, прослушивание аудиозаписей произведений. |
7 | Поэт – песенник Алексей Фатьянов | Краткая биография А.Фатьянова. Творчество композитора. Знакомство с некоторыми произведениями, прослушивание аудиозаписей произведений. |
8 | Повторение по теме «Музыкальная культура Владимирского края» | Повторение и обобщение основного материала по теме. |
9 | Декоративно – прикладное искусство и ремёсла Владимирского края Кузнец – всем ремёслам отец | Понятие о ремесле. Кто такой ремесленник. Виды ремёсел. Кузнечное ремесло: устройство кузницы, приспособления для работы (молот, наковальня, меха), виды изделий, процесс их изготовления. Уважение кузнечного ремесла на Руси. Составление описание работы кузнеца по картине. |
10 | Деревянное зодчество края | Плотницкое ремесло. Изделия из древесины: колодцы, колыбели, наличники, мельницы, ворота, церкви и др. Понятия «сруб», «фронтон», «врубка». Орудия труда плотника: топор, пила, молоток, рубанок. Деревянное зодчество Суздаля. Зарисовка силуэтов теремков, ворот, колодцев, ветряных мельниц. Подпись в тетради изученных элементов русской избы. |
11 | Резьба по дереву | Украшение резьбой русской избы. Определение элементов резного убранства русской избы по иллюстрациям. Придумывание узоров для наличников, их зарисовка. |
12 | Узоры на ткани | Мстёрская вышивка. Основные понятия «белая гладь», «владимирский шов», «мулине», «батист», «маркизет». Применение вышивки для украшения изделий. Ведущие мстёрские мастерицы – вышивальщицы, их искусство. Определение по образцам вышивальной техники. |
13 | Стеклянных дел мастера | Изготовление изделий из стекла и хрусталя в городе Гусь – Хрустальный. История ремесла. Основатель ремесла в области купец Аким Мальцов. Кварцевый песок – основное сырьё для ремесла. Мастерство стеклодувов. Состояние промысла на современном этапе. Виды изделий из стекла и хрусталя. |
14 | Владимирская игрушка | Виды владимирской игрушки: гороховецкая плотницкая, глиняная суздальская, расписная ковровская. Технологии изготовления игрушек. Назначение игрушек. |
15 | Сканное ремесло | Понятие о скани или филиграни. Изделия, украшенные сканью. Технология их изготовления на заводе «Ювелир» пос. Мстёра. |
16 | Лоскутное шитьё | Изготовление изделий в лоскутной технике, развитие ремесла во Владимирском крае. Виды изделий. Раскрашивание шаблонов лоскутных одеял. |
17 | Гончарное ремесло | Понятие о гончарном ремесле. Работа гончара: сырьё, приспособления, технология. Виды гончарных изделий, их применение в быту. Составление описание работы гончара по картине. |
18 | Полотняная сказка | Льноткачество: истоки, сырьё, технология. Применение льняных тканей, свойства льна. |
19 | Мстёрская иконопись | Понятие об иконописи. Требования к иконописцам, условия работы иконописцев в Мстёрской слободе. Технология создания иконы в 18 веке и на современном этапе. Понятия «личник», «доличник», «офеня», «темпера». |
20 | Лаковая миниатюра Мстёры | Понятие о лаковой миниатюре. Истоки ремесла. Понятие «папье – маше». Изделия лаковой миниатюры. Технология изготовления шкатулки. Состояние ремесла на современном этапе. |
21 | Мстёрские художники | Известные мстёрские художники – миниатюристы, их творчество, страницы биографии. |
22-23 | Художники Владимирского края | Народные художники России – жители Владимира: Ким Бритов, Владимир Юкин, Валерий Кокурин, Пётр Дик, Борис Французов. Знакомство с творчеством художников. |
24 | Обобщение по теме «Декоративно – прикладное искусство и ремёсла Владимирского края» | Повторение и обобщение основного материала по теме. |
25 | Каменная летопись града Владимира Устройство и убранство православного храма | Понятие об архитектуре. Виды архитектурных памятников. Храм как архитектурный памятник. Устройство храма: деление на притвор, среднюю часть и алтарь. Убранство средней части и алтаря. Назначение каждой части храма. Царские врата. Понятия «иконостас», «аналой», «солея». |
26 | Золотые ворота | Расположение Золотых ворот в г. Владимире. Происхождение названия. Период строительства. Внешний вид ворот в древности и в настоящее время. Использование ворот в историческое время и на современном этапе. Страницы истории, связанные с Золотыми воротами. |
27 | Успенский собор | Успенский собор – архитектурный памятник г. Владимира. Положение собора в черте города. Происхождение названия. Период строительства. Внешний вид собора. Внутреннее убранство. Святыни собора. Страницы истории, связанные с Успенским собором. |
28 | Дмитриевский собор | Дмитриевский собор и его строитель князь Всеволод Большое Гнездо. Время и причины строительства собора. Внешний вид и внутреннее убранство. Каменная резьба – уникальное украшение храма. |
29 | Церковь Покрова на Нерли | Расположение церкви, происхождение названия. История строительства. «Белая лебедь» русской архитектуры. |
30 | Повторение по теме «Каменная летопись града Владимира» | Повторение и обобщение основного материала по теме. |
31 | Творчество владимирского писателя Владимира Солоухина Биография писателя В. Солоухина | Знакомство со страницами биографии и творчеством писателя. |
32-33 | Стихи В. Солоухина о природе | Выразительное чтение стихотворений В. Солоухина о природе нашего края. Работа над описательной составляющей стихотворений. Словарная работа. |
34 | Обобщение по теме «Культура земли Владимирской» | Обобщение всего материла, изученного за курс. Выполнение модифицированных заданий, работа с наглядностью. |
7 класс
№ п\п | Название разделов и тем | Основное теоретическое содержание занятий. Практические задания |
1 | Введение. Общие сведения о городах Владимирской области. | Организационные вопросы изучения курса, требования к ведению тетрадей, словарей. Сообщение основной темы курса. Названия городов Владимирского края. Тренировочные упражнения в показе городов по карте Владимирской области. |
2 | Владимир – столица области. | Положение г. Владимира на карте области. Князья – основатели города, дата основания. Страницы истории города. |
3 | Герб и флаг города Владимира | Символика и история создания герба и флага г.Владимира. Значение символов в настоящее время. Зарисовка флага в тетрадях. |
4 | Архитектурные памятники г. Владимира | Понятие об архитектурном памятнике. История строительства, особенности архитектуры шедевров русского зодчества г. Владимира: Успенский собор, Дмитриевский собор, церковь Покрова на Нерли, Золотые ворота. Фрески Андрея Рублёва. Упражнения в определении дат на ленте времени. |
5 | Города западной части Владимирской области Александров. Общие сведения. История города. | Положение города на карте области. Общие сведения о городе: дата основания, топонимика названия, геральдика, число жителей и др. История города. Александровская слобода – центр опричнины. Город на современном этапе. Нанесение города на контур Владимирской области. Аналитическая работа с текстами. |
6 | Александров. Достопримечательности города | Заочная экскурсия по достопримечательностям города. Культурное наследие города: Троицкий собор, Покровская церковь, Успенская церковь. |
7 | Киржач. Общие сведения. История города. | Положение города на карте области. Общие сведения о городе: дата основания, топонимика названия, геральдика, население и др. История города. Город на современном этапе. Нанесение города на контур Владимирской области. Аналитическая работа с текстами. |
8 | Киржач. Достопримечательности города | Архитектурные памятники города: Свято – Благовещенский монастырь, его история, Благовещенский собор, церковь Преподобного Сергия Радонежского, храм Всемилостивого Спаса. Краткое житиё Романа Киржачского. |
9 | Кольчугино. Общие сведения. История города. | Положение города на карте области. Общие сведения о городе: дата основания, топонимика названия, геральдика, число жителей и др. История города. Нанесение города на контур Владимирской области. |
10 | Кольчугино. Достопримечательности города | Заочная экскурсия по достопримечательностям города. Экономика города на современном этапе. |
11 | Юрьев – Польский. Общие сведения. История города. | Положение города на карте области. Владимирское Ополье. Общие сведения о городе: дата основания, топонимика названия, геральдика, население и его занятия. История города. Город на современном этапе. Нанесение города на контур Владимирской области. Работа с текстами. |
12 | Юрьев – Польский. Достопримечательности города | Заочная экскурсия по достопримечательностям города. Культурное наследие города: Георгиевский собор, Михайло-Архангельский монастырь, Троицкий собор, памятник князю Юрию Долгорукому. |
13 | Собинка. | Положение города на карте области. Общие сведения о городе: дата основания, топонимика названия, символика, число жителей и др. История города. Текстильная специализация города. Город на современном этапе. Нанесение города на контур Владимирской области. |
14 | Петушки. | Положение города на карте области. Общие сведения о городе: дата основания, топонимика названия, население и его занятия. История города. Город на современном этапе. Музей петуха. Нанесение города на контур Владимирской области. |
15 | Повторение по теме «Города западной части Владимирской области» | Повторение и обобщение основного материала по теме. Работа с контурами области. |
16 | Города северо – восточной части Владимирской области Суздаль. Общие сведения. История города. | Положение города на карте области. Владимирское Ополье. Общие сведения о городе: дата основания, топонимика названия, геральдика, население и его занятия. История города. Город на современном этапе. Нанесение города на контур Владимирской области. Работа с текстами. |
17 | Суздаль – город – музей. | Суздаль – город-музей. Святыни города. Культурное наследие Суздаля: Богородице – Рождественский собор Кремля, архиерейские палаты Кремля, ансамбль Спасо – Евфимиева монастыря, ансамбль Покровского монастыря, Музей деревянного зодчества. Праздники Суздаля: фестиваль русской сказки, день огурца. |
18 | Ковров. Общие сведения. История города. | Положение города на карте области. Общие сведения о городе: дата основания, топонимика названия, символика, население и его занятия. История города. Экономика города на современном этапе. Нанесение города на контур Владимирской области. Работа с текстами. |
19 | Ковров. Достопримечательности города | Заочная экскурсия по достопримечательностям города: Христо-Рождественский храм, церковь Ивана-Воина, Спасо-Преображенский храм, церковь Фёдоровской иконы Божией Матери, Благовещенская церковь, мемориальный дом – музей В.А. Дегтярёва. |
20 | Камешково | Положение города на карте области. Общие сведения о городе: дата основания, топонимика названия, символика, число жителей и др. История города. Город на современном этапе. Основные достопримечательности. Нанесение города на контур Владимирской области. |
21 | Вязники. Общие сведения. История города. | Положение города на карте области. Общие сведения о городе: дата основания, топонимика названия, геральдика, население и его занятия. История города. Текстильная специализация города. Город на современном этапе. Нанесение города на контур Владимирской области. |
22 | Вязники. Достопримечательности города | Культурное наследие города: Благовещенский монастырь, Крестовоздвиженская церковь, фатьяновские места, историко – краеведческий музей, Соборная площадь, Музей песни. |
23 | Гороховец. Общие сведения. История города. | Положение города на карте области. Общие сведения о городе. История города. Город на современном этапе. Нанесение города на контур Владимирской области. |
24 | Гороховец. Достопримечательности города | Основные достопримечательности: Никольский монастырь, Благовещенский собор, Сретенский монастырь, Знаменский монастырь. |
25 | Повторение по теме «Города северо – восточной части Владимирской области» | Повторение и обобщение основного материала по теме. Работа с контурами области. |
26 | Города юго – восточной части Владимирской области Древний Муром. Общие сведения. История города. | Общие сведения о городе. История Мурома. Топонимика названия города. Город на современном этапе. Показ города на карте Владимирской области, нанесение города на контур Владимирской области. Аналитическая работа с текстами. |
27 | Муром. Достопримечательности города. | Святые места Муромской земли: Спасский, Троицкий, Благовещенский монастыри, памятники Илье Муромцу, благоверным князьям Петру и Февронии. Село Карачарово. Знаменитые люди Муромской земли: граф Уваров, живописец Куликов И.С., лётчик Н. Ф. Гастелло и др. Праздник семьи, любви и верности на муромской земле. |
28 | Гусь – Хрустальный. Общие сведения. История города. | Общие сведения о городе, положение на карте области. История Гусь-Хрустального. Край стеклодувов. Купец Аким Мальцов – основатель стекольного промысла в городе. Топонимика названия города. Город на современном этапе. Нанесение города на контур Владимирской области. |
29 | Гусь – Хрустальный. Достопримечательности города | Достопримечательности города: музей хрусталя, Георгиевский собор, Музей Гуся. Просмотр видеофильма о Гусь- Хрустальном. |
30 | Меленки | Положение города на карте области. Общие сведения о городе: дата основания, топонимика названия, символика, число жителей и др. История города. Город на современном этапе. Основные достопримечательности. Нанесение города на контур Владимирской области. |
31 | Судогда | Общие сведения о городе: положение на карте области, топонимика названия, геральдика, население и др. История города. Город на современном этапе. Основные достопримечательности. Нанесение города на контур Владимирской области. |
32 | Красная Горбатка. | Положение города на карте области. Общие сведения о городе: дата основания, топонимика названия, символика, число жителей и др. История города. Город на современном этапе. Основные достопримечательности. Нанесение города на контур Владимирской области. |
33 | Повторение по теме «Города юго – восточной части Владимирской области» | Повторение и обобщение основного материала по теме. Работа с контурами области. |
34 | Обобщение по теме «Путешествие по городам Владимирской области» | Обобщение всего материла, изученного за курс. Выполнение модифицированных заданий, работа с наглядностью. |
8 класс
№ п\п | Название разделов и тем | Основное теоретическое содержание занятий. Практические задания |
1 | Введение. | Организационные вопросы изучения курса, требования к ведению тетрадей, словарей. Повторение понятий «история», «историк», «культура». Сообщение основной темы курса. |
2-3 | Великие князья земли Владимирской Владимир Красное Солнышко и Владимир Мономах – основатели города Владимира. | Периоды правления князей Владимир Красное Солнышко и Владимир Мономаха, их вклад в основание г.Владимира и развитие Владимиро-Суздальской земли. |
4 | Князь Андрей Боголюбский | Жизненный путь Андрея Боголюбского, его вклад в процветание Владимирской земли. Основание села Боголюбова и монастыря Рождества Богородицы. Строительство храмов во Владимирской земле. Мученическая кончина князя. Работа с текстами. |
5 | Князь Всеволод Большое Гнездо | Страницы биографии князя. Его вклад в развитие Владимирской земли. Строительство Дмитриевского собора. |
6-7 | Александр Невский – ангел – хранитель земли русской. | Жизненный путь Александра Невского, его вклад в процветание и укрепление Владимирской и Русской земли. Нравственный и патриотический подвиг князя. Кончина князя. Аналитическая работа с текстами. Упражнения в определении дат на ленте времени. |
8 | Повторение по теме «Великие князья земли Владимирской» | Повторение и обобщение основного материала по теме. |
9 | Праздники христианской Руси. Осенины. | История, символика и значение осенних христианских праздников: Усекновение главы Иоанна Крестителя, Рождество Пресвятой Богородицы, Воздвижение Креста Господня. Иконография праздников. |
10 | Святые Владимирского края Кто такие святые? | Понятие о святых, топонимика термина. Деление святых на мучеников, великомучеников, преподобных, святителей, апостолов, равноапостольных, праведных. Примеры святых. Собор Владимирских святых. |
11-12 | Илья Муромец – богатырь земли русской | Жизненный путь, нравственный, ратный и иноческий подвиг Ильи Муромца. Места в Муроме, связанные с Ильёй Муромцем: село Карачарово, памятник Илье Муромцу, церкви в честь святого. Пересказ былин. |
13 | Сказание о Петре и Февронии | Жизненный подвиг муромского князя Петра и его супруги княгини Февронии. Нравственный пример православной семьи, служения ближнему. Составление плана рассказа о жизни святых. |
14-15 | Житиё святой праведной Иулиании Лазаревской | Жизненный и нравственный подвиг праведной Иулиании Лазаревской. Составление плана рассказа о жизни святой. |
16 | Святые благоверные князья Константин, Михаил и Фёдор Муромские | Жизненный путь князя Константина Муромского и его сыновей Феодора и Михаила. Крещение жителей Мурома князем Константином. |
17 | Евфросиния Суздальская | Житиё преподобной Евфросинии Суздальской. Иноческие подвиги, дар пророчества, помощь страждущим. Кончина преподобной. |
18 | Святитель Иларион, митрополит Суздальский | Жизненный путь святителя. Чудеса, явленные Богом, через Илариона Суздальского. Составление плана рассказа о жизни святителя. |
19 | Святитель Митрофан Воронежский | Житиё святителя. Деятельность святителя в годы Смуты и раскола. Содействие реформам Петра I. Патриотизм святителя. Строительство храмов. Духовное завещание святителя. |
20 | Повторение по теме «Святые Владимирского края» | Повторение и обобщение основного материала по теме. |
21 | Зимние праздники христианской Руси | История, символика и значение зимних христианских праздников: Рождество Иисуса Христа, Крещение Господне, Сретение Господне. Иконография праздников. Особенности рождественских обрядов. Колядование. |
22 | Известные люди и герои земли Владимирской Князь Д.М. Пожарский | Происхождение и детство князя на Суздальской земле. Служба при царях Борисе Годунове и Василии Шуйском. Роль князя в 1-ом и 2 – ом народных ополчениях, в освобождении Руси и Москвы от польской интервенции. Служба при царе Михаиле Романове. Смерть князя, памятники герою. |
23 | Мореплаватель М.П. Лазарев | Жизненный подвиг нашего земляка М.П. Лазарева, его вклад в открытие новых земель. Участие в 3-х кругосветных путешествиях. Роль в открытии Антарктиды. Нравственный и патриотический подвиг. Аналитическая работа с текстами. |
24 | Виноградов Д.И. – фарфоровых дел мастер | Жизненный путь Д.И. Виноградова: детство, учёба в монастырской школе, в Петербургской Академии наук, стажировка в Германии. Поручение царицы Елизаветы Петровны – узнать секрет изготовления фарфора. Открытие мастера. Трудовые будни и кончина мастера. |
25 | Русский поэт Н.А. Некрасов и Владимирский край | Общие сведения о поэте Н.А. Некрасове, творчество писателя. Посещение Некрасовым Владимирской земли, пос. Мстёра. Жизнь в имении Алешунино близ Мстёры. Отражение природы края в стихах Некрасова. |
26 | Голышев И. А. – мстёрский краевед | Жизненный путь литографа И.А. Голышева, его вклад в развитие Мстёрской слободы. Исследовательская и летописная деятельность Голышева. |
27-28 | Наши земляки – герои Великой Отечественной войны | Вклад наших земляков в победу в Великой Отечественной войне. Вязники – город 26 героев Великой Отечественной войны. Краткое жизнеописание и подвиги вязниковцев - героев Великой Отечественной войны. |
29 | Лётчик – космонавт Валерий Кубасов | Жизненный подвиг нашего земляка Валерия Кубасова, детство и юность на Вязниковской земле. Вклад в развитие советской космонавтики. Аналитическая работа с текстами. |
30 | Поэт Алексей Фатьянов | Страницы биографии Алексея Фатьянова. Творчество поэта. Традиционные фатьяновские праздники на вязниковской земле. Чтение стихов Фатьянова. Прослушивание аудиозаписей с песнями поэта. |
31 | Спортивная слава наших земляков | Спортсмены, прославившие наш край: гимнасты, лыжники, самбисты. Достижения в вертолётном спорте. Участие наших спортсменов в Олимпийских играх. |
32 | Повторение по теме «Известные люди и герои земли Владимирской» | Повторение и обобщение основного материала по теме. |
33 | Весенние праздники христианской Руси | История, символика и значение весенних христианских праздников: Масленица, Прощёное воскресенье, Вход Господень в Иерусалим, Благовещение Пресвятой Богородицы, Пасха. Иконография праздников. Традиции празднования Пасхи, Масленицы. |
34 | Обобщение по теме «Наши славные земляки» | Обобщение всего материла, изученного за курс. Выполнение модифицированных заданий, работа с наглядностью. |
Тематическое планирование
5 класс
№ занятия | Тема занятия | Форма проведения занятия | Количество часов | Воспитательный компонент занятия |
1 | Введение. Понятие об истории и культуре. | Беседа | 1 | Воспитывать любовь к малой Родине, желание изучать её историю. Формировать навыки наблюдений, накопления фактов, осмысления опыта в гуманитарной области познания. Формировать научные представления о закономерностях развития человека. Формировать познавательный интерес к изучению истории с учетом индивидуальных способностей, достижений. |
2 | Общие сведения о Владимирской земле. | Виртуальная экскурсия | 1 | |
3 | Жизнь древних людей на территории Владимирского края. | Лекция | 1 | |
4 | Славяне – наши предки | Групповая работа в центрах активного обучения | 1 | |
5 | Крестьянское жилище, утварь и одежда Русская изба | Эвристическая беседа | 1 | Формировать навыки наблюдений, накопления фактов, осмысления опыта в гуманитарной области познания. Формировать научные представления о закономерностях развития человека. Формировать этнокультурную идентичность, любовь к своему народу, его традициям, культуре. Воспитывать уважение, ценностное отношение к историческому и культурному наследию своего народа. Формировать интерес к познанию истории, культуры своего народа, своего края. Воспитывать любовь к малой Родине. Формировать чувство сопричастности прошлому, настоящему и будущему России, тысячелетней истории российской государственности. |
6 | Внутреннее убранство русской избы | Виртуальная экскурсия | 1 | |
7 | Крестьянская утварь | Творческая мастерская | 1 | |
8 | Крестьянский двор | Эвристическая беседа | 1 | |
9 | Русская кухня | Устный журнал | 1 | |
10 | Как одевались наши предки | Творческая мастерская | 1 | |
11 | Женский костюм на Руси | Творческая мастерская | 1 | |
12 | Повторение по теме «Крестьянское жилище, утварь и одежда» | Игра «Историческое лото» | 1 | |
13 | Праздники на Руси Календарь праздников | Игра «Праздничный калейдоскоп» | 1 | Формировать навыки наблюдений, накопления фактов, осмысления опыта в гуманитарной области познания. Формировать научные представления о закономерностях развития человека. Формировать этнокультурную идентичность, любовь к своему народу, его традициям, праздникам, культуре. Воспитывать уважение, ценностное отношение к историческому и культурному наследию своего народа. Формировать интерес к познанию родного языка, истории, культуры своего народа. Формировать чувство сопричастности прошлому, настоящему и будущему России, тысячелетней истории российской государственности. |
14 | Земледельческий календарь наших предков | Эвристическая беседа | 1 | |
15 | Осенние праздники | Устный журнал | 1 | |
16 | Зимние праздники | Групповая работа в центрах активного обучения | 1 | |
17 | Весенние праздники | Творческая мастерская | 1 | |
18 | Летние праздники | Устный журнал | 1 | |
19 | Повторение по теме «Праздники на Руси» | Игра «Аукцион знаний» | 1 | |
20 | Устное народное творчество. Творчество писателей и поэтов Владимирской земли. Азбука и первые книги на Руси | Эвристическая беседа | 1 | Воспитывать любовь к малой Родине, желание изучать её историю, природу. Формировать уважительное отношение к людям труда и результатам их деятельности. Формировать навыки наблюдений, накопления фактов, осмысления опыта в гуманитарной области познания. Формировать познавательный интерес к изучению истории с учетом индивидуальных способностей, достижений. Воспитывать ценностное отношение к книгам, произведениям культуры и искусства. Формировать чувство сопричастности прошлому, настоящему и будущему России, тысячелетней истории российской государственности. Формировать стремление к познанию культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества; формировать чувство уважения к русскому и родному языку, литературе, культурному наследию народа России. Формировать осознание значения художественной культуры как средства коммуникации и самовыражения в современном обществе, значения нравственных норм, ценностей, традиций в искусстве. |
21-22 | Русские былины | Устный журнал | 2 | |
23-24 | Никитин С.К. «Приключения ёлочных игрушек» | Эвристическая беседа по содержанию сказки | 2 | |
25 | Ларин С.В. «Январь морозный» | Эвристическая беседа | 1 | |
26 | Андреева Т.А. Биография. Стихи. | Литературная гостиная, конкурс чтецов. | 1 | |
27 | Шлыгин А.И. Биография. Стихи. | Пресс –конференция по творчеству писателя | 1 | |
28-29 | Костин Б.А. «Родничок и тропинка» | Эвристическая беседа по содержанию рассказа | 2 | |
30 | Богословский Н.Н. «Кому нужны пёстрые пёрышки» | Эвристическая беседа по содержанию сказки | 1 | |
31 | Мусатов А.И. Биография. Творчество. | Пресс –конференция по творчеству писателя | 1 | |
32-33 | Стихи и рассказы владимирских писателей о природе нашего края. | «Литературное кафе» | 2 | |
34 | Обобщение по теме «Творчество писателей и поэтов Владимирской земли» | Литературная викторина | 1 |
6 класс
№ занятия | Тема занятия | Форма проведения занятия | Количество часов | Воспитательный компонент занятия |
1 | Введение. | Беседа | 1 | Воспитывать любовь к малой Родине, желание изучать её историю, культуру. Формировать уважительное отношение к людям искусства и результатам их деятельности. Формировать навыки наблюдений, накопления фактов, осмысления опыта в гуманитарной области познания. Формировать познавательный интерес к изучению истории с учетом индивидуальных способностей, достижений. Воспитывать ценностное отношение к произведениям культуры и искусства. Формировать чувство сопричастности прошлому, настоящему и будущему России, тысячелетней истории российской государственности. Формировать стремление к познанию культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества; формировать чувство уважения к русскому и родному языку, культурному наследию народа России. Формировать осознание значения художественной культуры как средства коммуникации и самовыражения в современном обществе, значения нравственных норм, ценностей, традиций в искусстве. |
2 | Музыкальная культура Владимирского края Певческая и музыкальная культура Владимирского края. | Групповая работа в центрах активного обучения | 1 | |
3 | Колокольный звон России. | Эвристическая беседа | 1 | |
4 | Владимирский рожок | Занятие - исследование | 1 | |
5 | Русский композитор С.И. Танеев | Музыкальная гостиная | 1 | |
6 | Творчество композитора М.А. Балакирева | Музыкальная гостиная | 1 | |
7 | Поэт – песенник Алексей Фатьянов | Экскурсия в дом-музей поэта | 1 | |
8 | Повторение по теме «Музыкальная культура Владимирского края» | Игра «Угадай мелодию» | 1 | |
9 | Декоративно – прикладное искусство и ремёсла Владимирского края Кузнец – всем ремёслам отец | Групповая работа в центрах активного обучения | 1 | Формировать навыки наблюдений, накопления фактов, осмысления опыта в гуманитарной области познания. Формировать научные представления о закономерностях развития человека. Формировать познавательный интерес к изучению истории с учетом индивидуальных способностей, достижений. Формировать уважительное отношение к культуре народов России, бережного отношения к культурно-историческому наследию родного края и страны. Воспитывать любовь к малой Родине, желание изучать её историю. Формировать уважительное и бережное отношение к людям труда и результатам их деятельности. Формировать чувство сопричастности прошлому, настоящему и будущему России, тысячелетней истории российской государственности. Формировать осознание значения художественной культуры как средства коммуникации и самовыражения в современном обществе, значения нравственных норм, ценностей, традиций в искусстве. Воспитывать стремление к самовыражению в разных видах искусства, художественном творчестве. Воспитывать уважение к трудовым достижениям своих земляков, жителей своего края. |
10 | Деревянное зодчество края | Виртуальная экскурсия в музей деревянного зодчества г. Суздаля | 1 | |
11 | Резьба по дереву | Творческая мастерская | 1 | |
12 | Узоры на ткани | Творческая мастерская | 1 | |
13 | Стеклянных дел мастера | Виртуальная экскурсия в музей стекла и хрусталя в г. Гусь-Хрустальный | 1 | |
14 | Владимирская игрушка | Творческая мастерская | 1 | |
15 | Сканное ремесло | Виртуальная экскурсия на завод «Ювелир» | 1 | |
16 | Лоскутное шитьё | Творческая мастерская | 1 | |
17 | Гончарное ремесло | Устный журнал | 1 | |
18 | Полотняная сказка | Занятие-исследование | 1 | |
19 | Мстёрская иконопись | Экскурсия в иконописную мастерскую | 1 | |
20 | Лаковая миниатюра Мстёры | Экскурсия в музей лаковой миниатюры пос. Мстера | 1 | |
21 | Мстёрские художники | Устный журнал | 1 | |
22-23 | Художники Владимирского края | Викторина «Картинная галерея» | 2 | |
24 | Обобщение по теме «Декоративно – прикладное искусство и ремёсла Владимирского края» | Игра «Аукцион знаний» | 1 | |
25 | Каменная летопись града Владимира Устройство и убранство православного храма | Виртуальная экскурсия в православный храм | 1 | Формировать навыки наблюдений, накопления фактов, осмысления опыта в гуманитарной области познания. Формировать этнокультурную идентичность, любовь к своему народу, его традициям, культуре. Воспитывать уважение, ценностное отношение к историческому и культурному наследию своего народа. Формировать интерес к познанию истории, культуры своего народа, своего края. Воспитывать любовь к малой Родине. Формировать чувство сопричастности прошлому, настоящему и будущему России, тысячелетней истории российской государственности. |
26 | Золотые ворота | Виртуальная экскурсия | 1 | |
27 | Успенский собор | Виртуальная экскурсия | 1 | |
28 | Дмитриевский собор | Виртуальная экскурсия | 1 | |
29 | Церковь Покрова на Нерли | Виртуальная экскурсия | 1 | |
30 | Повторение по теме «Каменная летопись града Владимира» | Игра «Знатоки архитектуры» | 1 | |
31 | Творчество владимирского писателя Владимира Солоухина Биография писателя В. Солоухина | Лекция | 1 | Воспитывать ценностное отношение к книгам, произведениям культуры и искусства. Формировать стремление к познанию культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества; формировать чувство уважения к русскому и родному языку, литературе, культурному наследию народа России. Формировать осознание значения художественной культуры как средства коммуникации и самовыражения в современном обществе, значения нравственных норм, ценностей, традиций в искусстве. |
32-33 | Стихи В. Солоухина о природе | Литературная гостиная, конкурс чтецов | 2 | |
34 | Обобщение по теме «Культура земли Владимирской» | Викторина «Краеведческая азбука» | 1 |
7 класс
№ занятия | Тема занятия | Форма проведения занятия | Количество часов | Воспитательный компонент занятия |
1 | Введение. Общие сведения о городах Владимирской области. | Эвристическая беседа | 1 | Формировать навыки наблюдений, накопления фактов, осмысления опыта в гуманитарной области познания. Формировать этнокультурную идентичность, любовь к своему народу, его традициям, культуре. Воспитывать уважение, ценностное отношение к историческому и культурному наследию своего народа. Формировать интерес к познанию истории, культуры своего народа, своего края. Воспитывать любовь к малой Родине. Формировать чувство сопричастности прошлому, настоящему и будущему России, тысячелетней истории российской государственности. Воспитывать уважение, ценностное отношение к государственным символам России, города Владимира. |
2 | Владимир – столица области | Виртуальная экскурсия | 1 | |
3 | Герб и флаг города Владимира | Занятие - исследование | 1 | |
4 | Архитектурные памятники г. Владимира | Устный журнал | 1 | |
5 | Города западной части Владимирской области Александров. Общие сведения. История города. | Групповая работа в центрах активного обучения | 1 | Формировать навыки наблюдений, накопления фактов, осмысления опыта в гуманитарной области познания. Формировать познавательный интерес к изучению истории с учетом индивидуальных способностей, достижений. Формировать уважительное и бережное отношение к культурно-историческому наследию родного края и страны. Воспитывать любовь к малой Родине, желание изучать её историю. Формировать уважительное отношение к людям труда и результатам их деятельности. Формировать этнокультурную идентичность, любовь к своему народу, его традициям, культуре. Формировать чувство сопричастности прошлому, настоящему и будущему России, тысячелетней истории российской государственности. Воспитывать уважение, ценностное отношение к государственным символам городов Владимирской области. |
6 | Александров. Достопримечательности города. | Виртуальная экскурсия | 1 | |
7 | Киржач. Общие сведения. История города. | Устный журнал | 1 | |
8 | Киржач. Достопримечательности города. | Виртуальная экскурсия | 1 | |
9 | Кольчугино. Общие сведения. История города. | Групповая работа в центрах активного обучения | 1 | |
10 | Кольчугино. Достопримечательности города. | Виртуальная экскурсия | 1 | |
11 | Юрьев – Польский. Общие сведения. История города. | Устный журнал | 1 | |
12 | Юрьев – Польский. Достопримечательности города. | Виртуальная экскурсия | 1 | |
13 | Собинка | Групповая работа в центрах активного обучения | 1 | |
14 | Петушки | Виртуальная экскурсия | 1 | |
15 | Повторение по теме «Города западной части Владимирской области» | Игра «Угадай-ка» | 1 | |
16 | Города северо–восточной части Владимирской области. Суздаль. Общие сведения. История города. | Групповая работа в центрах активного обучения | 1 | Формировать навыки наблюдений, накопления фактов, осмысления опыта в гуманитарной области познания. Формировать познавательный интерес к изучению истории с учетом индивидуальных способностей, достижений. Формировать уважительное и бережное отношение к культурно-историческому наследию родного края и страны. Воспитывать любовь к малой Родине, желание изучать её историю. Формировать уважительное отношение к людям труда и результатам их деятельности. Формировать этнокультурную идентичность, любовь к своему народу, его традициям, культуре. Формировать чувство сопричастности прошлому, настоящему и будущему России, тысячелетней истории российской государственности. Воспитывать уважение, ценностное отношение к государственным символам городов Владимирской области. |
17 | Суздаль – город – музей. | Виртуальная экскурсия | 1 | |
18 | Ковров. Общие сведения. История города. | Устный журнал | 1 | |
19 | Ковров. Достопримечательности города. | Виртуальная экскурсия | 1 | |
20 | Камешково | Виртуальная экскурсия | 1 | |
21 | Вязники. Общие сведения. История города. | Групповая работа в центрах активного обучения | 1 | |
22 | Вязники. Достопримечательности города. | Виртуальная экскурсия | 1 | |
23 | Гороховец. Общие сведения. История города. | Устный журнал | 1 | |
24 | Гороховец. Достопримечательности города. | Виртуальная экскурсия | 1 | |
25 | Повторение по теме «Города северо – восточной части Владимирской области» | Игра «Аукцион знаний» | 1 | |
26 | Города юго-восточной части Владимирской области Древний Муром. Общие сведения. История города. | Групповая работа в центрах активного обучения | 1 | Формировать навыки наблюдений, накопления фактов, осмысления опыта в гуманитарной области познания. Формировать познавательный интерес к изучению истории с учетом индивидуальных способностей, достижений. Формировать уважительное и бережное отношение к культурно-историческому наследию родного края и страны. Воспитывать любовь к малой Родине, желание изучать её историю. Формировать уважительное отношение к людям труда и результатам их деятельности. Формировать этнокультурную идентичность, любовь к своему народу, его традициям, культуре. Формировать чувство сопричастности прошлому, настоящему и будущему России, тысячелетней истории российской государственности. Воспитывать уважение, ценностное отношение к государственным символам городов Владимирской области. |
27 | Муром. Достопримечательности города. | Виртуальная экскурсия | 1 | |
28 | Гусь – Хрустальный. Общие сведения. История города. | Устный журнал | 1 | |
29 | Гусь – Хрустальный. Достопримечательности города. | Виртуальная экскурсия | 1 | |
30 | Меленки | Эвристическая беседа | 1 | |
31 | Судогда | Виртуальная экскурсия | 1 | |
32 | Красная Горбатка | Эвристическая беседа | 1 | |
33 | Повторение по теме «Города юго – восточной части Владимирской области» | Викторина | 1 | |
34 | Обобщение по теме «Путешествие по городам Владимирской области» | Игра - квест по городам области. | 1 |
8 класс
№ занятия | Тема занятия | Форма проведения занятия | Количество часов | Воспитательный компонент занятия |
1 | Введение. | Эвристическая беседа | 1 | Формировать познавательный интерес к изучению истории родного края с учетом индивидуальных способностей, достижений. Формировать навыки накопления фактов, осмысления опыта в гуманитарной области познания. Воспитывать гордость и уважение к историческим личностям, героям и защитникам Отечества. Формировать этнокультурную идентичность, любовь к своему народу, его традициям, праздникам, культуре. Формировать чувство сопричастности прошлому, настоящему и будущему России, тысячелетней истории российской государственности. |
2-3 | Великие князья земли Владимирской Владимир Красное Солнышко и Владимир Мономах – основатели города Владимира. | Занятие - исследование | 2 | |
4 | Князь Андрей Боголюбский | Устный журнал | 1 | |
5 | Князь Всеволод Большое Гнездо | Эвристическая беседа | 1 | |
6-7 | Александр Невский – ангел – хранитель земли русской. | Групповая работа в центрах активного обучения | 2 | |
8 | Повторение по теме «Великие князья земли Владимирской» | Викторина «Великие князья» | 1 | |
9 | Праздники христианской Руси. Осенины. | Эвристическая беседа | 1 | |
10 | Святые Владимирского края Кто такие святые? | Эвристическая беседа | 1 | Формировать навыки накопления фактов, осмысления опыта в гуманитарной области познания. Формировать познавательный интерес к изучению истории родного края с учетом индивидуальных способностей, достижений. Воспитывать гордость и уважение к историческим личностям, святым, героям и защитникам Отечества. Формировать этнокультурную идентичность, любовь к своему народу, его традициям, праздникам, культуре. Формировать чувство сопричастности прошлому, настоящему и будущему России, тысячелетней истории российской государственности. |
11-12 | Илья Муромец – богатырь земли русской | Занятие - исследование | 2 | |
13 | Сказание о Петре и Февронии | Лекция | 1 | |
14-15 | Житиё святой праведной Иулиании Лазаревской | Работа с текстами, беседа | 2 | |
16 | Святые благоверные князья Константин, Михаил и Фёдор Муромские. | Лекция | 1 | |
17 | Евфросиния Суздальская | Работа с текстами, беседа | 1 | |
18 | Святитель Иларион, митрополит Суздальский | Лекция | 1 | |
19 | Святитель Митрофан Воронежский | Работа с текстами, беседа | 1 | |
20 | Повторение по теме «Святые Владимирского края» | Игра «Кто? Где? Когда?» | 1 | |
21 | Зимние праздники христианской Руси | Творческая мастерская | 1 | |
22 | Известные люди и герои земли Владимирской Князь Д.М. Пожарский | Эвристическая беседа | 1 | Формировать познавательный интерес к изучению истории родного края с учетом индивидуальных способностей, достижений. Формировать навыки накопления фактов, осмысления опыта в гуманитарной области познания. Воспитывать гордость и уважение к историческим личностям, героям и защитникам Отечества. Формировать этнокультурную идентичность, любовь к своему народу, его традициям, праздникам, культуре. Формировать чувство сопричастности прошлому, настоящему и будущему России, тысячелетней истории российской государственности. Формировать стремление к познанию и уважению боевых подвигов и трудовых достижений своих земляков, жителей своего края, героев и защитников Отечества в прошлом и современности. Формировать стремление к познанию и уважению достижений наших земляков в науке, искусстве, спорте. |
23 | Мореплаватель М.П. Лазарев | Заочные путешествия по маршрутам плаваний М.П. Лазарева | 1 | |
24 | Виноградов Д.И. – фарфоровых дел мастер | Работа с текстами, беседа | 1 | |
25 | Русский поэт Н.А. Некрасов и Владимирский край | Занятие - исследование | 1 | |
26 | Голышев И. А. – мстёрский краевед | Экскурсия в художественный музей пос. Мстера | 1 | |
27-28 | Наши земляки – герои Великой Отечественной войны | Круглый стол | 2 | |
29 | Лётчик – космонавт Валерий Кубасов | Устный журнал | 1 | |
30 | Поэт Алексей Фатьянов | Экскурсия в дом-музей поэта | 1 | |
31 | Спортивная слава наших земляков | Занятие-исследование | 1 | |
32 | Повторение по теме «Известные люди и герои земли Владимирской» | Конкурс «Исторические портреты» | 1 | |
33 | Весенние праздники христианской Руси | Творческая мастерская | 1 | |
34 | Обобщение по теме «Наши славные земляки» | Игра «История в лицах» | 1 |
Основные формы и методы организации внеурочной деятельности.
Для изучения курса используется фронтальная, групповая, индивидуальная работа, работа в парах.
Технологии обучения:
- дифференцированное обучение;
- личностно-ориентированное обучение.
Методы обучения: словесные, наглядные, практические.
Формы учебной деятельности: коллективная, групповая, индивидуальная.
Формы занятий: экскурсии, видеоуроки, аукцион знаний, дидактические и ролевые игры, заочные путешествия, викторины, устные журналы, занятия -игры «Угадай-ка», «Кто? Где? Когда?», «История в лицах» и др. Для успешного решения задач коррекционно-развивающего обучения возможно применение интересных методических приёмов: исторических лабиринтов, криптограмм, шифровок «Тетрис», шестиклеточных логиконов, цифровых диктантов, заданий «Вставь пропущенные слова в текст», «Классификация понятий», «Дополни предложение», «Соедини стрелками понятия и их значение» и т. п. В процессе изучения некоторых тем предусматривается выполнение зарисовок, раскрашивание шаблонов наличников, резьбы, русского костюма, изготовление аппликаций.
Материально-техническое обеспечение.
1.История Владимирского края. Учебное пособие для старших классов школ Владимирской области под ред. д.и.н., профессора Д.И. Копылова Владимир, 2004.
2.Конопкина С.А, Озерова Т.В., Харчевникова Е.Л. Наш край, учебное пособие для учащихся 2-х классов общеобразовательных школ Владимирской области, Владимир, 2006.
3.Конопкина С.А, Озерова Т.В., Харчевникова Е.Л. Наш край, учебное пособие для учащихся 3-х классов общеобразовательных школ Владимирской области, Владимир, 2007.
4.Конопкина С.А, Озерова Т.В., Харчевникова Е.Л. Наш край, учебное пособие для учащихся 4-х классов общеобразовательных школ Владимирской области, Владимир, 2008.
5.Тропинка. Хрестоматия по литературному чтению из произведений писателей и поэтов Владимирского края для детей дошкольного и школьного возраста. - Владимир, 2000.-256с.
6.Таблицы и картины.
7.Учебные презентации.
8.Индивидуальные карточки. Перфокарты. Шаблоны.
Мультимедийные пособия
1.«Малое Золотое кольцо Владимирской области», мультимедийное пособие.
2.«Путешествие по малым городам Владимирского края», мультимедийное учебное пособие, кабинет истории и обществознания ВИПКРО, 2008.
[1] Солоухин В.А. Камешки на ладони. – М, 1988, с. 26-27.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа курсов внеурочной деятельности «Подготовка обучающихся к олимпиадам и конкурсам по биологии и экологии»
Центральным направлением в моей педагогической деятельности является создание условий для одаренных детей, организация индивидуального подхода с целью повышения результативности и мотивации школьников...
Рабочая программа курса внеурочной деятельности для обучающихся 4 классов « Умелые ручки» на 2021-2022 учебный год (базовый уровень)
Программа разработана для занятий с учащимися 1-4 классов во второй половине дня в соответствии с новыми требованиями ФГОС начального общего образования второго поколения, на основе программы «Х...
Программа курса внеурочной деятельности для обучающихся 1-4 классов "Подвижные игры с элементами спортивных игр"
Программа характеризуется:Направленностью на комплексное решение задач обучения, тренировки и разностороннего физического развития. Предлагаемые общеразвивающие упражнения согласуются с существующими ...
Рабочая программа курса внеурочной деятельности для обучающихся 3 классов « Умелые ручки» на 2019-2020 учебный год (базовый уровень)
Программа разработана для занятий с учащимися 1-4 классов во второй половине дня в соответствии с новыми требованиями ФГОС начального общего образования второго поколения, на осно...
Рабочая программа курса внеурочной деятельности для обучающихся 2 классов « Умелые ручки» на 2018-2019 учебный год (базовый уровень)
Программа разработана для занятий с учащимися 1-4 классов во второй половине дня в соответствии с новыми требованиями ФГОС начального общего образования второго поколения, на осно...
Рабочая программа курса внеурочной деятельности для обучающихся 1 классов « Умелые ручки» на 2017-2018 учебный год (базовый уровень)
Программа разработана для занятий с учащимися 1-4 классов во второй половине дня в соответствии с новыми требованиями ФГОС начального общего образования второго поколения, на осно...
Рабочая программа курса внеурочной деятельности для обучающихся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) 5 класс.
Рабочая программа курса внеурочной деятельности для обучающихся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) 5 класс....