Программа адаптационных занятий с пятиклассниками "Первый раз в пятый класс"
рабочая программа по психологии (5 класс)

Наталья Иванова

Предлагаемая программа направлена на формирование этих навыков и на

 

создание благоприятных условий для их дальнейшего развития.

 

Программа коррекционно-развивающей работы по проблеме адаптации пятиклассников к школе разработана на основе авторской программы Коблик Е.Г. «Первый раз в пятый класс: программа адаптации детей к средней школе» . – М.: Генезис, 2003.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 1_raz_v_5_klass.docx30.04 КБ

Предварительный просмотр:

Принята на заседании

педагогического совета школы

протокол от № 1 от  30. 08. 2020 г.

УТВЕРЖДЕНА

приказом директора МБОУ «Перенская  средняя школа»

от  30.08.2020  года № 72 /осн

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ПЕРЕНСКАЯ  СРЕДНЯЯ ШКОЛА»

Программа адаптационных занятий

педагога-психолога

c обучающимися 5 класса

«Первый раз в пятый класс»

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

 

Актуальность

Обучение ребенка в начальной школе – первая и очень значимая ступень в его школьной жизни. От степени освоения им новой – учебной – деятельности, приобретения умения учиться во многом зависит дальнейшее обучение ребенка, развитие как субъекта учебного процесса и формирование его отношения к школе.

  • пятом классе для детей многое оказывается новым: учителя, разнообразие их требований, форма обучения, которая в средней школе становиться предметной, занятия

  • разных кабинетах, необходимость вступать в контакты со старшеклассниками. Переход

  • среднее звено школы сопряжен с проблемами личностного развития и межличностных отношений ребят, а это, как правило, сопровождается появлением разного рода трудностей – повышением тревожности, появлением неуверенности, страхов, частых волнений в ситуациях, связанных с решением каждодневных задач.

К сожалению, не всегда опыт  учебной деятельности  на этом этапе способствует

позитивному восприятию ребенком установок и правил школьной жизни. Нереализованные ожидания, связанные с учебой, трудности общения с учителем или сверстниками, нарастание волевого и нервного напряжения в ходе обучения – эти и многие другие факторы, к которым еще в начальной школе ребенок оказывается не вполне готов, могут способствовать формированию у него повышенной тревожности и негативных установок к дальнейшему школьному обучению. Необходима система профилактических психолого-педагогических мер по предотвращению школьной дезадаптации и подготовке младших школьников к переходу в основную школу.

Насколько легко и быстро младший подросток приспособится к условиям средней школы, зависит не только и не столько от его интеллектуальной готовности к обучению. Важно, чтобы были сформированы умения и навыки, определяющие успешность адаптации:

  • умение осознавать требования учителя и соответствовать им;
  • умение устанавливать межличностные отношения с педагогами;
  • умение принимать и соблюдать правила жизни класса и школы;
  • навыки общения и достойного поведения с одноклассниками;
  • навыки уверенного поведения;
  • навыки совместной (коллективной) деятельности;
  • навыки самостоятельного решения конфликтов мирным путем;
  • навыки самоподдержки;

  • навыки адекватной оценки собственных возможностей и способностей. Предлагаемая программа направлена на формирование этих навыков и на

создание благоприятных условий для их дальнейшего развития.

Программа коррекционно-развивающей работы по проблеме адаптации пятиклассников к школе разработана на основе авторской программы Коблик Е.Г. «Первый раз в пятый класс: программа адаптации детей к средней школе» . – М.: Генезис, 2003.

Программа рассчитана на 10 занятий, включая диагностику.

Цель программы: способствовать психологической адаптации пятиклассников к

условиям средней школы.

Задачи:

  • Формирование у детей позитивной Я-концепции и устойчивой самооценки, снижение уровня школьной тревожности

  • Формирование положительной учебной мотивации детей
  • Формирование групповой сплоченности
  • Освоение детьми школьных правил
  • Выработка норм и правил жизни класса
  • Формирование навыков уверенного поведения
  • Формирование адекватных форм поведения в новых школьных ситуациях

  • Развитие социальных и коммуникативных умений, необходимых для установления межличностных отношений друг с другом, с новыми учителями и другими сотрудниками школы.

ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ

  • результате занятий по курсу «Первый раз в пятый класс» обучающиеся должны овладеть:

  • приемами организации учебной деятельности;

  • способами развития различных видов памяти;
  • приемами аналитико-синтетической деятельности;
  • навыками целеполагания и планирования;
  • умениями определять  понятия. Развитие связной речи;

  • приемами доброжелательного общения, правилами поведения и общения со взрослыми, обучения и поведения в основной школе;
  • приемами организации отдыха, релаксации.

Обучающиеся получат возможность научиться:

  • анализировать и обобщать информацию, сравнивать, выделять главное, доказывать и опровергать;
  • применять способы запоминания при работе;
  • определять понятия;
  • пользоваться сведениями об организации своего рабочего времени;
  • сформировать адекватные формы поведения в новых школьных ситуациях;

  • использовать социальные и коммуникативные умения, необходимые для установления межличностных отношений друг с другом, с новыми учителями и другими сотрудниками школы.

ТЕХНОЛОГИЯ РАБОТЫ, МЕТОДЫ И ТЕХНИКИ, ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ В ПРОГРАММЕ

Ведущая технология, ее цели и задачи:

Используется психологическая технология коррекционно-развивающего обучения, которая предусматривает:

1. Целенаправленное развитие социально-нравственных качеств детей, необходимых для успешной адаптации их в школьных условиях:

  • осознание каждым ребенком своей социальной роли – роли ученика – и возлагаемых этой ролью обязанностей и ответственности,

  • умение строить свое поведение в соответствии с правилами школьной жизни, адекватно вести себя в учебной системе.

  1. Формирование содержательной учебной  мотивации.

  1. Развитие интеллектуального потенциала ребенка, основных психических процессов.

  1. Обогащение кругозора и развитие речи.
  2. Развитие личностных компонентов познавательной деятельности:

– познавательной активности, - самостоятельности,

- преодоление интеллектуальной пассивности, безынициативности

  1. Формирование до необходимого уровня и последующего целенаправленного развития учебный умений: общедеятельностных и интеллектуально-перцептивных.

  1. Развитие социальных и коммуникативных умений, необходимых для установления межличностных отношений.

  1. Формирование позитивной Я-концепции и устойчивой самооценки, снижение уровня школьной тревожности.

Методы работы:

  1. Ролевые игры. Разыгрывание различных ситуаций, предлагаемых как этюды
  2. Дискуссии. Обсуждение вопросов, связанных с основной темой занятия.
  3. Диагностические процедуры.

  1. Рисуночная арт-терапия. Задания могут быть предметно-тематические и образно-тематические: изображение в рисунке абстрактных понятий в виде созданных воображением ребенка образов, а также изображающие эмоциональные состояния и чувства.

  1. Моделирование образцов поведения. Поскольку тревожность и страхи перед определенными ситуациями обусловлены отсутствием у младшего подростка адекватных способов поведения, в программе подобраны игры и упражнения на снятие тревожности, на преодоление школьных страхов, которые позволяют преодолеть тревожность и расширить поведенческий репертуар ребенка.

  1. Метафорические истории и притчи.

Принципы работы:

  • работе используются традиционные принципы, с помощью которых ведущий групповых тренингов сумеет включить детей в работу, развить коммуникативные навыки.

Принцип добровольного участия в работе группы. Он касается как выполнения отдельных упражнений, так и участия в занятиях в целом. Такой подход не только помогает создать условия психологической безопасности для детей, но и способствует развитию открытости и способности к самостоятельному принятию решений.

Принцип обратной связи. В процессе занятий создаются условия, обеспечивающие готовность детей давать обратную связь другим детям и ведущему, а также принимать ее. Необходимо просить детей прокомментировать задание, которое они должны будут выполнить, а также инструкцию к нему. Это начальное обсуждение является подготовкой участников к эффективному выполнению упражнения. Чрезвычайно важно убедиться, что все дети правильно поняли задание. Если возникают вопросы, следует повторить задание еще раз.

Принцип самопознания. В содержании занятий предусматриваются упражнения, помогающие ребенку самостоятельно познавать особенности своей личности. В процессе выполнения многих упражнений ребенок имеет возможности увидеть себя в разных ситуациях, когда от него требуется принятие определенного решения.

Принцип равноправного участия. В соответствии с этим принципом необходимо создавать условия для равноправного межличностного общения детей на занятиях. В случае доминирования одного участника или нескольких членов группы эффективное выполнение задания становится невозможным. В программе занятий предусмотрены так называемые структурированные упражнения, предназначенные для установления взаимосвязей в группе, в ходе их выполнения каждый ребенок получает возможность высказаться. В такой ситуации членам группы, обладающим авторитарным складом характера, приходится вырабатывать самоконтроль, чтобы позволить другим детям

выступить, а застенчивые дети получают возможность попробовать себя в новой поведенческой роли, в результате чего возрастает их вовлеченность в групповую работу.

Принцип психологической безопасности. Упражнения не должны пугать и настораживать детей. Важно понимать, что специфические условия начала обучения в средней школе не допускают использования в занятиях провокационных упражнений, в процессе выполнения которых дети могли бы получить негативную оценку со стороны одноклассников или оказаться в изоляции (если никто не захочет выбрать их в пару или микрогруппу). Поэтому необходимо, чтобы ведущий самостоятельно осуществлял деление детей на микрогруппы с помощью различных игровых приемов. Особенно это касается начала работы по программе.

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ,

СПОСОБЫ КОНТРОЛЯ РЕЗУЛЬТАТОВ

Ожидаемый результат:

  • Ученик, успешно адаптированный к обучению в среднем звене школы;

  • Ученик, с положительной  учебно-познавательной мотивацией;

  • Ученик, с достаточным уровнем развития познавательных процессов: памяти, внимания, мышления;

  • Ученик, умеющий устанавливать межличностные отношения с одноклассниками и педагогами;
  • Ученик, осознающий требования учителя и соответствующий им;
  • Ученик, адекватно оценивающий собственные возможности и способности;
  • Ученик, принимающий и соблюдающий правила жизни класса и школы.

Формы контроля:

  1. диагностика знаний, умений, навыков обучающихся в виде рефлексии по каждому занятию в форме вербального проговаривания;

  1. диагностика адаптации к обучению в основной школе.

Критерии оценивания различных видов работ:

Программа предполагает безоценочную систему проведения занятий. Рекомендуется словесное поощрение.

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

Название занятия

Количество

часов

Дата  проведения

план

факт

1

Давайте познакомимся…

1

13.09

2

Диагностическое занятие.

1

20.09

3

Как научиться учиться?

1

27.09

4

Как готовить домашнее задание.

1

04.10

5

Как развивать память.

1

11.10

6

Умею ли я думать?

1

18.10

7

Я и мои одноклассники.

       1

 25.10

8

Я и мои учителя.

       1

  01.11

9

Я и моя семья.

        1

15.11

10

Итоговая диагностика.

        1

 22.11

Условия реализации программы:

  • Разработанная программа рассчитана на 10 занятий.
  • Занятия проводятся не менее 1 раза в неделю по 1 часу  в  сентябре- ноябре  текущего учебного года

Формы организации деятельности учащихся:

- групповая

- работа в парах

- индивидуальная

 ЛИТЕРАТУРА

  1. Князева Т.Н. «Я учусь учиться» М., 2004.
  2. Коблик Е. Г. Первый раз в пятый класс: Программа адаптации детей к средней

школе. – М.: Генезис, 2003.

  1. Слободяник Н.П. Психологическая помощь школьникам с проблемами в обучении: Практическое пособие. – М.: Айрис-пресс, 2003.

  1. Тихомирова Л.Формирование и развитие интеллектуальных способностей ребенка. М., 2000г.

  1. Фопель К. Чтобы дети были счастливы: Психологические игры и упражнения для

детей школьного возраста: Пер. с нем. – М.: Генезис, 2005.

  1. Фопель   К.   Психологические   группы:   Рабочие   материалы   для   ведущего:

Практическое пособие. Пер. с нем. 5-е изд., стер. – М.: Генезис, 2004.

  1. Фопель К. Энергия паузы. Психологические игры и упражнения: Практическое

пособие/Пер. с нем. – 3-е изд. – М.: Генезис, 2005.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа адаптационных занятий по профилактике проявлений школьной дезадаптации у учащихся 1 классов «Здравствуй школа – это я!»

Адаптироваться к школе для первоклассника — задачка не из легких. Происходит это у всех по-своему и, увы, не всегда гладко. И если «не гладко» (это называется дезадаптацией), то есть с нар...

Программа факультативных занятий по аэробике для 5-11 классов

Данная программа может использоваться в программе общеобразовательных учреждений "Физическая культура" , как вариативный компонет (3-й час) с 5 по 9 классы, и как базовый и вариативный в 10-11 к...

Программа коррекционных занятий «Стилистика и культура речи 9 класс»

Настоящая программа имеет целью подготовить выпускников 9 класса к письменному экзамену по русскому языку (изложение с элементами сочинения), обогатить речь учащихся, научить различать виды стил...

Методическая разработка группового адаптационного занятия для учащихся с овз 1х классов с участием классного руководителя и воспитателя «Лесная школа доброты и вежливости».

Групповое адаптационное занятие с участием детей и педагогов 1-го класса проводиться педагогом-психологом на начальном этапе адаптационного периода.Содержит элементы визуализации, ролевой игры, релакс...

Методическая разработка адаптационного занятия для учащихся 4х и 5х классов "В гору знаний"

Адаптационное занятие для учащихся с ОВЗ используется при сопровождении процесса адаптации в 5м классе, проводится педагогом психологом с участием школьников, классного руководителя и воспитателя....

Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Первый раз в пятый класс»

Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Первый раз в пятый класс»...

Программа адаптационных занятий "Здравствуй школа - это Я!"

Начало школьной жизни – серьезное испытание для большинства детей, приходящих в первый класс, связанное с резким изменением всего образа жизни. Дети должны привыкнуть к новому коллективу, к новы...