Программа адаптационных занятий с пятиклассниками "Первый раз в пятый класс"
рабочая программа по психологии (5 класс)
Предлагаемая программа направлена на формирование этих навыков и на
создание благоприятных условий для их дальнейшего развития.
Программа коррекционно-развивающей работы по проблеме адаптации пятиклассников к школе разработана на основе авторской программы Коблик Е.Г. «Первый раз в пятый класс: программа адаптации детей к средней школе» . – М.: Генезис, 2003.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
1_raz_v_5_klass.docx | 30.04 КБ |
Предварительный просмотр:
Принята на заседании педагогического совета школы протокол от № 1 от 30. 08. 2020 г. | УТВЕРЖДЕНА приказом директора МБОУ «Перенская средняя школа» от 30.08.2020 года № 72 /осн |
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ПЕРЕНСКАЯ СРЕДНЯЯ ШКОЛА»
Программа адаптационных занятий
педагога-психолога
c обучающимися 5 класса
«Первый раз в пятый класс»
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Актуальность
Обучение ребенка в начальной школе – первая и очень значимая ступень в его школьной жизни. От степени освоения им новой – учебной – деятельности, приобретения умения учиться во многом зависит дальнейшее обучение ребенка, развитие как субъекта учебного процесса и формирование его отношения к школе.
- пятом классе для детей многое оказывается новым: учителя, разнообразие их требований, форма обучения, которая в средней школе становиться предметной, занятия
- разных кабинетах, необходимость вступать в контакты со старшеклассниками. Переход
- среднее звено школы сопряжен с проблемами личностного развития и межличностных отношений ребят, а это, как правило, сопровождается появлением разного рода трудностей – повышением тревожности, появлением неуверенности, страхов, частых волнений в ситуациях, связанных с решением каждодневных задач.
К сожалению, не всегда опыт учебной деятельности на этом этапе способствует
позитивному восприятию ребенком установок и правил школьной жизни. Нереализованные ожидания, связанные с учебой, трудности общения с учителем или сверстниками, нарастание волевого и нервного напряжения в ходе обучения – эти и многие другие факторы, к которым еще в начальной школе ребенок оказывается не вполне готов, могут способствовать формированию у него повышенной тревожности и негативных установок к дальнейшему школьному обучению. Необходима система профилактических психолого-педагогических мер по предотвращению школьной дезадаптации и подготовке младших школьников к переходу в основную школу.
Насколько легко и быстро младший подросток приспособится к условиям средней школы, зависит не только и не столько от его интеллектуальной готовности к обучению. Важно, чтобы были сформированы умения и навыки, определяющие успешность адаптации:
- умение осознавать требования учителя и соответствовать им;
- умение устанавливать межличностные отношения с педагогами;
- умение принимать и соблюдать правила жизни класса и школы;
- навыки общения и достойного поведения с одноклассниками;
- навыки уверенного поведения;
- навыки совместной (коллективной) деятельности;
- навыки самостоятельного решения конфликтов мирным путем;
- навыки самоподдержки;
- навыки адекватной оценки собственных возможностей и способностей. Предлагаемая программа направлена на формирование этих навыков и на
создание благоприятных условий для их дальнейшего развития.
Программа коррекционно-развивающей работы по проблеме адаптации пятиклассников к школе разработана на основе авторской программы Коблик Е.Г. «Первый раз в пятый класс: программа адаптации детей к средней школе» . – М.: Генезис, 2003.
Программа рассчитана на 10 занятий, включая диагностику.
Цель программы: способствовать психологической адаптации пятиклассников к
условиям средней школы.
Задачи:
- Формирование у детей позитивной Я-концепции и устойчивой самооценки, снижение уровня школьной тревожности
- Формирование положительной учебной мотивации детей
- Формирование групповой сплоченности
- Освоение детьми школьных правил
- Выработка норм и правил жизни класса
- Формирование навыков уверенного поведения
- Формирование адекватных форм поведения в новых школьных ситуациях
- Развитие социальных и коммуникативных умений, необходимых для установления межличностных отношений друг с другом, с новыми учителями и другими сотрудниками школы.
ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ
- результате занятий по курсу «Первый раз в пятый класс» обучающиеся должны овладеть:
- приемами организации учебной деятельности;
- способами развития различных видов памяти;
- приемами аналитико-синтетической деятельности;
- навыками целеполагания и планирования;
- умениями определять понятия. Развитие связной речи;
- приемами доброжелательного общения, правилами поведения и общения со взрослыми, обучения и поведения в основной школе;
- приемами организации отдыха, релаксации.
Обучающиеся получат возможность научиться:
- анализировать и обобщать информацию, сравнивать, выделять главное, доказывать и опровергать;
- применять способы запоминания при работе;
- определять понятия;
- пользоваться сведениями об организации своего рабочего времени;
- сформировать адекватные формы поведения в новых школьных ситуациях;
- использовать социальные и коммуникативные умения, необходимые для установления межличностных отношений друг с другом, с новыми учителями и другими сотрудниками школы.
ТЕХНОЛОГИЯ РАБОТЫ, МЕТОДЫ И ТЕХНИКИ, ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ В ПРОГРАММЕ
Ведущая технология, ее цели и задачи:
Используется психологическая технология коррекционно-развивающего обучения, которая предусматривает:
1. Целенаправленное развитие социально-нравственных качеств детей, необходимых для успешной адаптации их в школьных условиях:
- осознание каждым ребенком своей социальной роли – роли ученика – и возлагаемых этой ролью обязанностей и ответственности,
- умение строить свое поведение в соответствии с правилами школьной жизни, адекватно вести себя в учебной системе.
- Формирование содержательной учебной мотивации.
- Развитие интеллектуального потенциала ребенка, основных психических процессов.
- Обогащение кругозора и развитие речи.
- Развитие личностных компонентов познавательной деятельности:
– познавательной активности, - самостоятельности,
- преодоление интеллектуальной пассивности, безынициативности
- Формирование до необходимого уровня и последующего целенаправленного развития учебный умений: общедеятельностных и интеллектуально-перцептивных.
- Развитие социальных и коммуникативных умений, необходимых для установления межличностных отношений.
- Формирование позитивной Я-концепции и устойчивой самооценки, снижение уровня школьной тревожности.
Методы работы:
- Ролевые игры. Разыгрывание различных ситуаций, предлагаемых как этюды
- Дискуссии. Обсуждение вопросов, связанных с основной темой занятия.
- Диагностические процедуры.
- Рисуночная арт-терапия. Задания могут быть предметно-тематические и образно-тематические: изображение в рисунке абстрактных понятий в виде созданных воображением ребенка образов, а также изображающие эмоциональные состояния и чувства.
- Моделирование образцов поведения. Поскольку тревожность и страхи перед определенными ситуациями обусловлены отсутствием у младшего подростка адекватных способов поведения, в программе подобраны игры и упражнения на снятие тревожности, на преодоление школьных страхов, которые позволяют преодолеть тревожность и расширить поведенческий репертуар ребенка.
- Метафорические истории и притчи.
Принципы работы:
- работе используются традиционные принципы, с помощью которых ведущий групповых тренингов сумеет включить детей в работу, развить коммуникативные навыки.
Принцип добровольного участия в работе группы. Он касается как выполнения отдельных упражнений, так и участия в занятиях в целом. Такой подход не только помогает создать условия психологической безопасности для детей, но и способствует развитию открытости и способности к самостоятельному принятию решений.
Принцип обратной связи. В процессе занятий создаются условия, обеспечивающие готовность детей давать обратную связь другим детям и ведущему, а также принимать ее. Необходимо просить детей прокомментировать задание, которое они должны будут выполнить, а также инструкцию к нему. Это начальное обсуждение является подготовкой участников к эффективному выполнению упражнения. Чрезвычайно важно убедиться, что все дети правильно поняли задание. Если возникают вопросы, следует повторить задание еще раз.
Принцип самопознания. В содержании занятий предусматриваются упражнения, помогающие ребенку самостоятельно познавать особенности своей личности. В процессе выполнения многих упражнений ребенок имеет возможности увидеть себя в разных ситуациях, когда от него требуется принятие определенного решения.
Принцип равноправного участия. В соответствии с этим принципом необходимо создавать условия для равноправного межличностного общения детей на занятиях. В случае доминирования одного участника или нескольких членов группы эффективное выполнение задания становится невозможным. В программе занятий предусмотрены так называемые структурированные упражнения, предназначенные для установления взаимосвязей в группе, в ходе их выполнения каждый ребенок получает возможность высказаться. В такой ситуации членам группы, обладающим авторитарным складом характера, приходится вырабатывать самоконтроль, чтобы позволить другим детям
выступить, а застенчивые дети получают возможность попробовать себя в новой поведенческой роли, в результате чего возрастает их вовлеченность в групповую работу.
Принцип психологической безопасности. Упражнения не должны пугать и настораживать детей. Важно понимать, что специфические условия начала обучения в средней школе не допускают использования в занятиях провокационных упражнений, в процессе выполнения которых дети могли бы получить негативную оценку со стороны одноклассников или оказаться в изоляции (если никто не захочет выбрать их в пару или микрогруппу). Поэтому необходимо, чтобы ведущий самостоятельно осуществлял деление детей на микрогруппы с помощью различных игровых приемов. Особенно это касается начала работы по программе.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ,
СПОСОБЫ КОНТРОЛЯ РЕЗУЛЬТАТОВ
Ожидаемый результат:
- Ученик, успешно адаптированный к обучению в среднем звене школы;
- Ученик, с положительной учебно-познавательной мотивацией;
- Ученик, с достаточным уровнем развития познавательных процессов: памяти, внимания, мышления;
- Ученик, умеющий устанавливать межличностные отношения с одноклассниками и педагогами;
- Ученик, осознающий требования учителя и соответствующий им;
- Ученик, адекватно оценивающий собственные возможности и способности;
- Ученик, принимающий и соблюдающий правила жизни класса и школы.
Формы контроля:
- диагностика знаний, умений, навыков обучающихся в виде рефлексии по каждому занятию в форме вербального проговаривания;
- диагностика адаптации к обучению в основной школе.
Критерии оценивания различных видов работ:
Программа предполагает безоценочную систему проведения занятий. Рекомендуется словесное поощрение.
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ | Название занятия | Количество часов | Дата проведения | |
план | факт | |||
1 | Давайте познакомимся… | 1 | 13.09 | |
2 | Диагностическое занятие. | 1 | 20.09 | |
3 | Как научиться учиться? | 1 | 27.09 | |
4 | Как готовить домашнее задание. | 1 | 04.10 | |
5 | Как развивать память. | 1 | 11.10 | |
6 | Умею ли я думать? | 1 | 18.10 | |
7 | Я и мои одноклассники. | 1 | 25.10 | |
8 | Я и мои учителя. | 1 | 01.11 | |
9 | Я и моя семья. | 1 | 15.11 | |
10 | Итоговая диагностика. | 1 | 22.11 |
Условия реализации программы:
- Разработанная программа рассчитана на 10 занятий.
- Занятия проводятся не менее 1 раза в неделю по 1 часу в сентябре- ноябре текущего учебного года
Формы организации деятельности учащихся:
- групповая
- работа в парах
- индивидуальная
ЛИТЕРАТУРА
- Князева Т.Н. «Я учусь учиться» М., 2004.
- Коблик Е. Г. Первый раз в пятый класс: Программа адаптации детей к средней
школе. – М.: Генезис, 2003.
- Слободяник Н.П. Психологическая помощь школьникам с проблемами в обучении: Практическое пособие. – М.: Айрис-пресс, 2003.
- Тихомирова Л.Формирование и развитие интеллектуальных способностей ребенка. М., 2000г.
- Фопель К. Чтобы дети были счастливы: Психологические игры и упражнения для
детей школьного возраста: Пер. с нем. – М.: Генезис, 2005.
- Фопель К. Психологические группы: Рабочие материалы для ведущего:
Практическое пособие. Пер. с нем. 5-е изд., стер. – М.: Генезис, 2004.
- Фопель К. Энергия паузы. Психологические игры и упражнения: Практическое
пособие/Пер. с нем. – 3-е изд. – М.: Генезис, 2005.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа адаптационных занятий по профилактике проявлений школьной дезадаптации у учащихся 1 классов «Здравствуй школа – это я!»
Адаптироваться к школе для первоклассника — задачка не из легких. Происходит это у всех по-своему и, увы, не всегда гладко. И если «не гладко» (это называется дезадаптацией), то есть с нар...
Программа факультативных занятий по аэробике для 5-11 классов
Данная программа может использоваться в программе общеобразовательных учреждений "Физическая культура" , как вариативный компонет (3-й час) с 5 по 9 классы, и как базовый и вариативный в 10-11 к...
Программа коррекционных занятий «Стилистика и культура речи 9 класс»
Настоящая программа имеет целью подготовить выпускников 9 класса к письменному экзамену по русскому языку (изложение с элементами сочинения), обогатить речь учащихся, научить различать виды стил...
Методическая разработка группового адаптационного занятия для учащихся с овз 1х классов с участием классного руководителя и воспитателя «Лесная школа доброты и вежливости».
Групповое адаптационное занятие с участием детей и педагогов 1-го класса проводиться педагогом-психологом на начальном этапе адаптационного периода.Содержит элементы визуализации, ролевой игры, релакс...
Методическая разработка адаптационного занятия для учащихся 4х и 5х классов "В гору знаний"
Адаптационное занятие для учащихся с ОВЗ используется при сопровождении процесса адаптации в 5м классе, проводится педагогом психологом с участием школьников, классного руководителя и воспитателя....
Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Первый раз в пятый класс»
Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Первый раз в пятый класс»...
Программа адаптационных занятий "Здравствуй школа - это Я!"
Начало школьной жизни – серьезное испытание для большинства детей, приходящих в первый класс, связанное с резким изменением всего образа жизни. Дети должны привыкнуть к новому коллективу, к новы...