«Открытое» занятие «Личность и индивидуальность» (с использованием новых образовательных технологий, в том числе - ЭОР и ИКТ; игровые, коммуникативно-диалоговые, рефлексивные).
план-конспект занятия по психологии (5 класс)

Мендаева Дания Джавитовна

Данное занятие  способствует формированию эмоциональной  децентрации у обучающихся – умению встать на позицию другого, понимания  ценности, неповторимости, уникальности каждого человека. Тем самым, ориентирует на развитие навыков умения у участников безопасно и эффективно общаться с окружающими, понимать и выражать свои чувства, а также формированию таких личных качеств,  как уверенность в себе, честность, открытость, чувство юмора;  навыков умения устанавливать и поддерживать гармоничные отношения, принимать решения, преодолевать кризисные ситуации.

Скачать:


Предварительный просмотр:

                                                       

Министерство образования и науки Самарской области

Государственное бюджетное учреждение

дополнительного профессионального образования

(повышения квалификации) специалистов –

центр повышения квалификации

«Региональный социопсихологический центр»

          Конспект  «открытого» урока

          психологического здоровья на тему:

           «Личность и индивидуальность»

 с использованием новых образовательных технологий (в том числе - ЭОР и ИКТ; игровые, коммуникативно-диалоговые, рефлексивные).

               

                                                           

                                                                       

                                                                        Составитель:  педагог-психолог    ГБУ  ДПО

                                                                      «Региональный социопсихологический центр»

                                                                                                             Мендаева Д. Д.            

Цель:  Формирование эмоциональной  децентрации – умения встать на позицию другого, понимания  ценности, неповторимости, уникальности каждого человека, посредством использования  электронного образовательного  ресурса и ИКТ.

          Для достижения поставленных целей необходимо решить следующие задачи:
1. Сформировать у подростков такие конструктивные навыки взаимодействия, как:
• умение безопасно и эффективно общаться,
• умение понимать и выражать свои чувства.
2. Способствовать выработке у подростков таких личных качеств, как:
• уверенность в себе,
• честность,
• открытость,
• чувство юмора
и навыков:
• умения устанавливать и поддерживать гармоничные отношения,
• умения принимать решения,
• умения преодолевать кризисные ситуации.

Дата проведения: 14.10.2024г.

Участники: обучающиеся 5 «Б» класс

План:

  1. Организационный момент. Вступительное слово.
  2. Игра – активатор “Я люблю...”.
  3. Дискуссия:  “Уникальность каждого человека”.
  4. Упражнение “Я – ...”.
  5. Дискуссия: “Что такое личность?”
  6. Игра “Похвала по кругу”.
  7. Игра “Что чувствует...если…?”.
  8. Подведение итогов (рефлексия).

Материал:

1. Электронный образовательный ресурс и ИКТ –

  • мультимедийный комплекс ( интерактивная  доска, как демонстрационный экран - показ слайдов, наглядного материала) для визуализации учебной информации, ноутбук, проектор;  медиатека - интерактивные цифровые образовательные ресурсы, представленные в цифровой форме,  картографические материалы, звукозаписи, символьные объекты, текстовые документы; СД- презентация и иные учебные материалы). 

2. Компьютер или ноутбук.

3. Доска, мел.

4. Карандаши, фломастеры или ручки.

5. Заготовки  опросных листов для упражнения «Я -...»  по количеству участников.

Ход урока

  1. Добрый день, дорогие ребята!  Сегодня на занятии  мы поговорим  о себе, о своём здоровье, в частности – психологическом. Тема  нашего  урока  называется: «Личность и индивидуальность».

2. Чтобы вы активнее включились в работу, предлагаю вам поиграть в игру “Я люблю... Я не люблю...”.  Правила такие:  человек,  которому  будет  передан  значок, должен сказать “Я люблю...”  и называть что-нибудь любимое.  Можно называть действия, предметы, еду, напитки и т.п.  Затем,  по моей команде,  необходимо  сделать то же самое, но со словами “Я не люблю...”. (Передаётся  значок  любому  ученику, его  можно выбрать  и считалочкой).

3.  Ну вот, мы увидели, какое большое разнообразие любимых и нелюбимых предметов, явлений, действий есть у каждого из нас. Но разве только этим мы отличаемся друг от друга? Посмотрите друг на друга. У каждого разный  цвет волос,  глаз,  разный рост, у каждого есть своё имя, фамилия. Но то, что один человек отличается от другого, не означает, что кто-то хуже, а кто-то лучше.  Все  люди – разные. Каждый из нас уникален, неповторим по-своему. В этом-то и проявляется его индивидуальность. Вы согласны со мной, ребята?!

 4.Сейчас поиграем в игру “Я – ...”.    Я вам раздам листочки, которые разделены на две половины. Каждая половина содержит вопрос, на который необходимо написать по 8 ответов. Вот таким образом:

кто я

какой я

(например)

1.Мальчик

2. Ученик

3.Спортсмен

(например)

1.Высокий

2. Активный

3.Голубоглазый

   

Все написали? А теперь разделитесь на пары (можно рассчитаться на  

первый-второй по порядку) и прочитайте друг другу, какие качества вам

удалось у себя обнаружить. Теперь мы можем сказать, что индивидуальность

– это своеобразие человека, то, что делает его не похожим на окружающих,

это оригинальность его личности.                                

5. А что означает личность? Что включает в себя эти понятие?                                    

Попробуем раскрыть это понятие,  опираясь на компоненты составных

частей личности.                                                                                                    

Первый компонент раскрывается в тех потребностях, которые есть у всех

нас. Каждому человеку необходимы: еда, сон и т. п. Однако, все люди

отличаются в своих отношениях к этим потребностям. Со сферой

потребностей тесно связаны индивидуальные интересы людей. Интересы  

воплощаются в образе мыслей, в наших занятиях, в избранных профессиях

или увлечениях…

Второй компонент – наши возможности и способности. Возможность

говорить, писать, обучаться есть практически у всех. Однако и здесь люди

различаются своими способностями: кто – то говорит вяло или убедительно,

кто – то схватывает на лету или учится медленно и обстоятельно, один

обладает безудержной фантазией, другой способностью к безустанному и

методичному труду.                                                                   

Третий компонент – характер и темперамент: кто-то постоянно весел

и заражает своей энергией, кто-то серьезен и задумчив. Один бурно

выражает свои эмоции, другие сдержаны до холодности.                                                                                                                            

Кроме того, людей объединяют и различные привычки, способы

управления своим поведением, восприятие самих себя, склонности в

построении своей деятельности. Одни постоянно недовольны собой и

своими поступками, а другие считают, что всегда все делают

замечательно.  Конечно, это далеко не полный перечень составных

частей личности.                                                                                                                                

Личность – это гораздо более сложная структура. Мы говорим сейчас

лишь о самых основных ее частях. Но, как бы то ни было, каждая

личность уникальна и отличается от других внешне, своими интересами,

желаниями, талантами и способностями, увлечениями, отношением к

людям и к себе самому, своими эмоциями, поведением, моральными

ценностями и т. п.  Казалось бы, люди внешне очень похожи, однако

каждый из них является личностью, обладающий своими

индивидуальными чертами.  И мы должны очень ценить в каждом

человеке уникальность его личности.

6. Ребята, давайте сейчас поиграем в игру, которая как раз и подчеркивает индивидуальность каждого из нас. Она называется “Похвала по кругу”.  Правила  такие:  по очереди  будет передаваться  значок  и  передающему необходимо сказать, что  нравится, в том человеке, которому  передал  значок,   что  привлекает в нем.  Не стесняйтесь говорить друг другу комплименты.  (Чтобы было легче, подсказать игрокам комплимент, обратить внимание на более  нейтральную  деятельность: учебу, умение, и т. п.).                                

Вот теперь, я думаю,  все  поняли, какие разносторонние и прекрасные люди учатся у вас в классе.

7. Каждую личность надо уважать, уважать мнение, интересы, чувства каждой личности. Давайте сыграем в игру “Что чувствует..., если...” Мы будем придумывать сами для себя ситуации близкие к жизненному опыту, а вы постарайтесь вспомнить свои ситуации и все вместе мы попытаемся понять чувства людей.

Например:

– “Что чувствует педагог, если ты постоянно отвлекаешься на уроке?”

– “Что чувствует младший брат, если ты с ним не играешь?”

– “Что чувствует другой человек, когда ты его обозвал?” (ударил) и т. п.

– “Что чувствуешь ты, если...?”

От чего это зависит? От ситуации! Вот видите, сколько разнообразных бывает ситуаций. Но мы не должны забывать о чувствах других людей (личностей). Попытайтесь сами себя поставить в эти ситуации, что бы вы чувствовали в тот момент и оцените чувства других.                                                                                                                                        

8.Завершение урока.                                                                                                            Выражаю вам благодарность, ребята! Вы старательно работали. Просьба –

высказаться желающим:  что  на этом  занятии для  вас оказалось интересным или полезным?  А может быть, кому-нибудь что-то показалось неправильным или обидным? (Выслушиваются ответы ребят).

        Быть частью класса, группы, стремиться быть принятым в группе сверстников, желать быть  похожим на кого-то,  – это нормальные явления. Но при этом, необходимо оставаться самим собой, сохранять  свою уникальность и индивидуальность. И тогда с вами всегда будет интересно и увлекательно общаться всем окружающим.

На этом я прощаюсь с вами, до свидания!

Литература:  Общепрофессиональные дисциплины/ ОПД.04_КИСП/02/практика/профилактика наркомании.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Личность и индивидуальность

Слайд 2

Я люблю... Я не люблю...

Слайд 3

Я ... Кто я? Какой я?

Слайд 4

Индивидуальность – это своеобразие человека, то, что делает его не похожим на окружающих, это оригинальность его личности

Слайд 5

Личность ?

Слайд 6

Личность – сложная структура … Основные составные части личности – это потребности (н-р, физиологические – еда, сон и др.). Потребности связаны и с интересами, образом мыслей и т.д. - возможности и способности (возможность говорить, писать, обучаться – есть, практически, у всех. Но различаемся мы своими способностями: принятием информации, освоением материала; способностью к той или иной деятельности); - характер и темперамент. Характер – приобретается в процессе воспитания, а темперамент зависит от типа нервной деятельности, то есть, это то, что заложено в человеке природой (кто-то активный, кто-то пассивный кто-то бурно выражает свои эмоции, кто-то сдержан; кто-то постоянно весел и заражает своей энергией, кто-то серьезен и задумчив и т.д. ).

Слайд 7

Каждая личность уникальна! Если даже мы и отличаемся от других, например: интересами, желаниями, талантами, способностями, увлечениями, отношением к людям и к самому себе, своими эмоциями, поведением, моральными ценностями и т. д., мы обязаны ценить и уважать в другом человеке уникальность его личности ; и помнить, что каждый из нас - личность со своими индивидуальными особенностями…

Слайд 8

«Похвала по кругу»

Слайд 9

«Что чувствует...» - Что чувствует учитель, если ты нарушил дисциплину во время урока? Что чувствует товарищ, когда ты его обозвал, ударил? Что чувствует человек, когда ты настраиваешь других против него? Что чувствует человек, если его несправедливо обвинили? Твои чувства, если на месте этого другого оказался бы ты? Твои чувства, если тебя унижают многолюдно? Что чувствуешь ты, если тебе отказали в помощи?

Слайд 10

СИТУАЦИИ помнить о чувствах

Слайд 11

Больше всего мне запомнилось… Мне было… (интересно) Теперь я…

Слайд 12

БЛАГОДАРЮ ЗА УЧАСТИЕ!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект открытого урока по математике "Площадь треугольника" с использованием новых образовательных технологий (в том числе электронных образовательных ресурсов и ИКТ) 5 класс

Данная работа представляет собой конспект урока математики в 5 классе по теме «Площадь треугольника». На уроке используется презентация PowerPoint, материалы Федерального центра информационно-образова...

Использование новых образовательных технологий (в том числе ЭОР и ИКТ) в образовательном процессе

Таблица " Использование новых образовательных технологий (в том числе ЭОР и ИКТ) в образовательном процессе" - из материалов портфолио к аттестации....

Использование новых образовательных технологий (в том числе ЗОР и ИКТ) в образовательном процессе.

Здесь я представила наиболее используемые мной технологии при разработки уроков....

Использование новых образовательных технологий (в том числе ЭОР и ИКТ) в образовательном процессе

Материал содержит таблицу "Использование новых образовательных  технологий (в том числе ЭОР и ИКТ) в образовательном процессе" для прохождения аттестации....