Презентанция "Формирование коммуникативной компетенции у учащихся на уроках английского языка"
методическая разработка на тему

Голубева Юлия Петровна

Выступление на педагогическом совете от 22 апреля 2014 года

Голубева Юлия Петровна.

Мое выступление посвящено   формированию коммуникативной
компетенции  у учащихся на уроках английского языка

Итак, Что такое компетенция?  Что такое компетентность? Что такое коммуникативная компетенция?

  • Компетенция в переводе с латинского языка  означает круг вопросов, в которых человек хорошо осведомлен, обладает познаниями и опытом. 

- Коммуникативная компетенция не рассматривается как личностная характеристика человека; ее сформированность проявляется в процессе общения.

  • По мнению доктора педагогических  наук Германа Константиновича  Селевко компетенция –готовность субъекта эффективно организовать внутренние и внешние ресурсы для постановки и достижения цели.
  • Под внутренними ресурсами понимаются знания, умения, навыки, надпредметные умения, компетентности (способы деятельности), психологические особенности, ценности и т.д.
  • Компетентность – эффективное взаимодействие с окружающим миром. Это качество личности, проявляющееся в общей способности и готовности ее к деятельности, основанной на знаниях и опыте, которые приобретены в процессе обучения и социализации и ориентированы на самостоятельное и успешное участие в деятельности.

В течение всего периода обучения иностранному языку у детей формируется  коммуникативная компетенция, составляющими которой являются:

       - лингвистическая компетенция, т.е. знание определенного словарного запаса и синтаксических правил и умение использовать их для построения связных высказываний;

       - социолингвистическая компетенция, т.е. способность использовать и преобразовывать языковые формы, исходя из ситуации общения, которая определяет выбор языковых форм:

        - дискурсивная компетенция, т.е. способность воспринимать и порождать высказывание в коммуникативном общении;

        - стратегическая компетенция, т.е. способность прибегать к стратегии общения, вербальной и невербальной, в целях компенсации незнакомого языкового материала;

       - социокультурная компетенция, т.е. желание вступать в общение с другими, уверенность в себе, предполагающая поставить себя на место другого, а также знание социальных отношений в обществе и умение ориентироваться в них.

Каковы же методы формирования коммуникативной  компетенции?

Это  Слушание    говорение        чтение           аудирование                  письмо

Задача учителя

  • Стимулировать  интерес ребят  к определенным проблемам, предполагающимвладение определенной суммой  знаний  и  через   деятельность на уроке,  предусматривающую решение проблем, показать практическое применение  полученных  знаний
  • Формирование универсальных учебных действий включено в стандарт начального образования который предлагает широкий спектр увлекательных заданий, позволяющих учащимся расширить и углубить свои знания по предмету.
    Для развития коммуникативных
     ууд у  учащихся на уроке английского языка используются следующие технологии обучения:
    1. Технология интерактивного обучения
  • Использование интерактивных технологий в работе учителя способствует повышению мотивации учащихся к обучению.
    2. Информационно-коммуникационная технология обучения
  • На мой взгляд, активное и эффективное внедрение ИКТ в процесс обучения позволяет:
    - учителю успешнее работать над развитием и совершенствованием навыков иноязычной устной и письменной речи у учащихся;
    - повысить мотивацию и познавательную активность за счет разнообразия форм работы.
  • 3.  Технология проблемного обучения
  • Проблемное обучение на уроках английского языка имеет практическую значимость в формировании личности. Использование технологии проблемного обучения способствует развитию коммуникативных УУД,  стимулирует интерес, поддерживает высокую мотивацию к изучению иностранных языков.
  • И другое

 

В ходе урока я стараюсь соблюдать условия, необходимые для формирования коммуникативной компетенции учащихся. ЭТО:

- постоянная речевая практика учащихся;

- использование коммуникативно-ценного материала, презентаций;

- постоянная активизация речемыслительной активности учащихся;

- речевой характер урока.

Формированию коммуникативной компетенции  способствуют такие факторы, как:

- доброжелательная обстановка на уроке;

-положительный эмоциональный климат;

  • доверительные отношения между учителем и учащимися, а также между самими учащимися.
  •  работа в парах, группах, ролевые игры.

Для того чтобы стимулировать развитие коммуникативных навыков, нужно выбирать такие формы урока, которые будут наиболее способствовать этому.

Деятельностная сущность коммуникативной компетенции обучения иностранному языку реализуется в условиях гуманистического подхода к обучению. Гуманистический подход предполагает обучение, центрированное на ученике. Это означает, что учение, а точнее, взаимодействующие между собой учащиеся являются центром познавательной активности на уроке.

При таком подходе создаются положительные условия для активного и свободного развития личности в деятельности:

  • учащиеся получают возможность свободного выражения своих мыслей и чувств в процессе общения;
  • каждый участник общения остается в фокусе внимания остальных;
  • участники общения чувствуют себя в безопасности от критики, преследования за ошибки и наказания.

Коммуникативное обучение (взаимодействия и сотрудничества учащихся) включает формирование коммуникативной компетенции, то есть внутренней готовности и способности к речевому общению, ориентирующей  на "вхождение" в иное культурное пространство. Для такого обучения характерно:

  • использование видео-урока (результат: создание реальных и воображаемых ситуаций общения на уроке )
  • использование урока-экскурсии (ученик должен уметь провести экскурсию по городу и др)
  • урок-спектакль (такой вид работы активизирует мыслительную и речевую деятельность учащихся, развивает их интерес к литературе, служит лучшему усвоению культуры страны изучаемого языка, а также углубляет знание языка, поскольку при этом происходит процесс запоминания лексики)
  • использование ролевой игры (…как формы работы позволяет осуществить взаимодействие всех видов речевой деятельности, при активном участии обучающихся в сюжетной импровизации)
  • урок-праздник (эта форма урока расширяет знания учащихся о традициях и обычаях, существующих в англоязычных странах, и развивает у школьников способности к иноязычному общению) 

Вовлечение детей во всевозможные школьные конкурсы  на АЯ, поощрение грамотами и дипломами стимулирует познавательную активность и  способствует формированию коммуникативной компетенции.

Сам участник, побывав на сцене, осознает всю важность на первый взгляд рутинного, кропотливого труда на уроке.

Сидящие в зрительном зале одноклассники также получают опыт, отмечают плюсы и минусы выступления, делают выводы, строят планы относительно своего возможного участия в следующих конкурсах.

Большую  роль в изучении языка играет участие  во всевозможных дистанционных интернет конкурсах и олимпиадах на английском языке.
Круг вопросов в подобных конкурсах зачастую мотивирует учащихся к самоорганизации и к самостоятельному поиску необходимой информации, что особенно соответствует требованиям ФГОС нового  поколения.
Ученики активно участвуют в таких мероприятиях.

Необходимо отметить, что развитие коммуникативной компетентности происходит не естественным путем, а с помощью специальных приемов, заключающихся в создании особых ситуаций воздействия. Все активные методы преследуют одну цель: оказать социально-психологическое воздействие на личность, способствующее развитию и совершенствованию ее коммуникативной компетентности.

И, завершая,  слова  Бенджамина Франклина , американского ученого  и политического  деятеля:  «Скажи мне и я забуду. Научи меня и я запомню. Вовлеки меня и я выучу».

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 1_pedsovet_22apr2014.rar2.88 МБ

Подписи к слайдам:

Формирование коммуникативнойкомпетенции у учащихся на уроках английского языка Голубева Ю.П.ГБОУ СОШ № 629г. Москва
Что такое компетенция?Что такое компетентность?Что такое коммуникативная компетенция?

1 лингвистическая компетенция
2 социолингвистическая компетенция
3 дискурсивная компетенция
4 стратегическая компетенция
5 социокультурная компетенция
Коммуникативная компетенцияи ее составляющие
Задача учителя
Стимулировать интерес ребят к определенным проблемам, предполагающим владение определенной суммой знаний и через деятельность на уроке, предусматривающую решение проблем, показать практическое применение полученных знаний
Условия, необходимые для формирования коммуникативной компетенции учащихся:-постоянная речевая практика учащихся;-использование коммуникативного ценного материала, презентаций;-постоянная активизация речемыслительной активности учащихся;-речевой характер урока.
Формированию коммуникативной компетенции способствуют такие факторы, как:- доброжелательная обстановка на уроке;-положительный эмоциональный климат;доверительный отношения между учителем и учащимися, а также между самими учащимися. работа в парах, группах, ролевые игры.
учащиеся получают возможность свободного выражения своих мыслей и чувств в процессе общения;каждый участник общения остается в фокусе внимания остальных;участники общения чувствуют себя в безопасности от критики, преследования за ошибки и наказания.
использование видео-урока использование урока- экскурсии урок- спектакль использование ролевой игры урок-праздник
Празднование Хэллоина
Спектакль «Красная шапочка»
Школьные конкурсы на английском языке
Конкурс рисунка с комментариями на АЯ 2013
Конкурс рисунка с комментариями на АЯ 2014

развитие и совершенствованию коммуникативной компетентностиличности.
Цель использования активных методов
«Tell me and I forget. Teach me and I remember. Involve me and I learn». Benjamin Franklin
«Скажи мне и я забуду.Научи меня и я запомню.Вовлеки меня и я выучу».Бенджамин Франклин

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ФОРМИРОВАНИЕ СОЦИОКУЛЬТУРНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ У УЧАЩИХСЯ НА УРОКАХ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА

Компетенция — это готовность человека к мобилизации знаний, умений и внешних ресурсов для эффективной деятельности в конкретной жизненной ситуации; готовность действовать в ситуации неопределенности....

Развитие продуктивных видов речевой деятельности как средство формирования коммуникативной компетенции младших школьников на уроках английского языка.

В настоящие время общество характеризуется усилением социальной мобильности, развитием контактов всех уровней, резкими изменениями ценностных ориентиров.Все вышесказанное делает особенно актуальной пр...

Представление педагогического опыта "Особенности формирования коммуникативной компетенции младших школьников на уроках английского языка"

Особенности формирования коммуникативной компетенции  младших школьников на уроках английского языка...

Проблемное обучение как средство формирования коммуникативной компетенции у учащихся на уроках английского языка.

Данная работа представляет собой презентацию, в которой изложены основные положения технологии проблемного обучения с позиции  формирования коммуникативной компетенции....

Технология совместного обучения как средство формирования коммуникативной компетенции у учащихся на уроках английского языка

В соответствии с концепцией модернизации российского образования вопросы коммуникативного обучения английскому языку приобретают особое значение, т. к. коммуникативная компетенция выступает как интегр...