Практикум для родителей «От конфликта к сотрудничеству»
план-конспект по психологии

Материал содержит информацию, направленную на пвышение психолого – педагогической грамотности родителей в решении конфликтных ситуация с детьми. Представленные в разработке тренинговые упражнения, задания помогут сформировать данный навык у родителей. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл praktikum_dlya_roditeley_ot_konflikta_k_sotrudnichestvu.docx46.89 КБ

Предварительный просмотр:

Практикум для родителей «От конфликта к сотрудничеству»

Прежде чем сказать – посчитай до десяти,

Прежде чем обидеть – посчитай до ста,

Прежде чем ударить – посчитай до тысячи.

(Старинная народная мудрость)

Цели: Повышение психолого – педагогической грамотности родителей в решении конфликтных ситуация с детьми.

Задачи:

  • выявить причины возникновения конфликтов между родителями и детьми;
  • обучать родителей искусству компромисса;
  • дать представление о способах предупреждения конфликтов в семье;
  • активизировать позитивную коммуникацию в семье.

Ведущий:  Здравствуйте. Приятно вас видеть на занятии. Начнем, по традиции, с приветствия.

Упражнение на приветствие

Игра «Здравствуйте»

Сейчас я буду здороваться с вами.  Если то, что я скажу, вам подходит, отвечайте «здравствуйте» и называйте свое имя.

«Те, кто сейчас и всегда в хорошем настроении, здравствуйте»!

«Те, кто сегодня не выспался, здравствуйте!»

 «Те, кто любит петь и танцевать, здравствуйте!»

«Те, кто хочет заниматься и повышать свои навыки, здравствуйте!»

«Те, кто хочет стать уверенным, здравствуйте!»

«Те, кто радуется любой погоде, здравствуйте!»

«Те, кто сегодня будет самым активным, здравствуйте!»

«Те, кто никогда не теряет оптимизма, здравствуйте!»
«Те, кто любит общаться, здравствуйте!»

«Те, кто за мир и дружбу в семье, здравствуйте!»

«Те, кто сегодня вкусно и сытно позавтракал, здравствуйте!»

«Те, кто пришел на встречу пешком, здравствуйте!»

«Те, кто еще не все нервы потратил на детей, здравствуйте!»

Ведущий:  А теперь на этой позитивной ноте давайте перейдём к теме нашего занятия. Надеюсь, обсуждаемая сегодня проблема будет для вас актуальна и мы не только плодотворно поработаем, но и приобретем навыки, которые будут полезны в улучшении отношений с детьми.

- Я предлагаю начать наш тренинг с упражнения, которое подведет нас к основной теме нашей встречи.

Ситуация – провокация

В начале занятия психолог задает ситуацию-провокацию. Просит двух родителей подойти к флипчарту и дает им игровое задание: быстро и красиво нарисовать здание. Родители начинают рисовать. Психолог останавливает игру и просит начать все сначала, потому что родители допустили ошибку. Так он останавливает игру несколько раз, перебивает родителей и выдвигает все новые и новые претензии: здание должно быть объемным, а не плоским, крыша – современная и т.д. Затем психолог дает возможность родителям закончить рисунок. После чего он сообщает, что все равно художники неправильно выполнили задание, например, нарисовали жилой дом, а надо было школу. Поэтому победителей в игре нет.

- Вам понравилась такая игра? (Нет)

- Почему?

- Что произошло в данной ситуации? (Конфликт)

- Что испытывали те участники, которые непосредственно выполняли данное упражнение?

- Почему рисунок не получился? (Психолог плохо объяснил, родители не поняли и т.д.)

- Что не было сделано до начала работы? (Не обговорили правила выполнения рисунка)

- Можно было избежать конфликта? (Можно)

- Как? (Ответы родителей)

Ведущий:  Итак, конфликт, пути его решения – тема нашего разговора. Тема нашей встречи звучит так: «От конфликта к сотрудничеству». 

Открыть презентацию

Это упражнение очень хорошее отображение конфликтной ситуации.

- Важна ли для вас эта тема? Почему? (Высказывания родителей).

- Давайте прочтем слова, являющиеся эпиграфом к занятию (Слайд):

Прежде чем сказать – посчитай до десяти,

Прежде чем обидеть – посчитай до ста,

Прежде чем ударить – посчитай до тысячи.

(Старинная народная мудрость)

Ведущий:   Родители люди одного поколения, дети другого. Разные взгляды на одни и те же вещи, жизненные ситуации, различные убеждения, моральные и нравственные принципы. Все это приводит к непониманию, столкновению мнений, конфликтам. Итак, конфликт между детьми и родителями. Какие бы ни были у нас отношения с детьми, но проблема конфликтов, ссор, споров всегда присутствует в отношениях между взрослыми и детьми. Имеют ли они место у нас, что становится причиной, как с наименьшими потерями выйти из такой ситуации? На эти вопросы мы постараемся ответить сегодня.

Ведущий: Большинство людей сходится во мнении, что конфликты в нашей жизни были, есть и будут. Каждый человек порой участвует в конфликте – или его туда вовлекают, или он сам провоцирует его, или выступает в роли спасательного круга.

Игра «Невидимая связь»

Для проведения игры потребуется моток прочных толстых нитей. Ведущий просит участников игры встать в круг на расстоянии вытянутых рук и закрыть глаза. Сам ведущий заходит внутрь круга и рассказывает вводную историю.

« Известно, что давным - давно на свете жил один удивительный человек. У него были длинные седые волосы и борода, поэтому многие думали, что он стар и мудр. Другие же видели озорной блеск его глаз и говорили, что он молод. Этот человек умел то, чего не умели другие. И люди называли его мудрецом.

       Менялись поколения, а мудрец все жил среди людей, и они ощущали себя под его защитой. И вот пришел день, когда мудрец отправился в путь. Он обошёл всю Землю, и узнал многих людей. И удивился мудрец, насколько разными были эти люди, их характер, привычки, желания и стремления.

« Как непросто всем уживаться друг с другом, - думал мудрец, - что бы такое предпринять? – размышлял он.

И тогда мудрец сплел длинную тончайшую нить.

 Задумал он обойти добрых сердцем людей и связать их этой тончайшей чудесной нитью.

Далее ведущий продолжает рассказывать историю, обходя каждого участника игры и вкладывая ему в руки нить.

« Воистину нить - эта была уникальна. Она была совершенно незаметна для человека, но, несмотря на это, влияла на его взаимоотношения с другими людьми. Те, кому мудрец передал чудесную нить, стали добрее, спокойнее, терпеливее. Они стали более внимательно относиться друг к другу, стремились понять мысли и чувства ближнего. Иногда они спорили, но, о чудо, нить натягивалась, но не рвалась.

Иногда они ссорились, и нить разрывалась, но при примирении оборванные концы не связывались вновь.

Такой узелок напоминал о прошлой ссоре.

Что сделали люди с подарком мудреца?

Кто-то бережно берег, передавая тайну из поколения в поколение. Кто-то, не ощущая присутствия нити, оставлял на ней множество узелков, да и характер его постепенно менялся и становился «узловатый ». Но главное, у каждого появилась способность протягивать невидимые нити к тем, кого он считал близкими и друзьями, соратниками и партнерами.

Ведущий на последнем участнике игры, стоящий в кругу, отрезает нить от лотка и завязывает концы. Таким образом, нить образует замкнутый круг.

Дорогие друзья! – обращается ведущий. - Сейчас вы ощущаете в своих руках чудесную нить, подарок мудреца. Давайте проверим, что может произойти, если каждый потянет её на себя. Она натянется и станет « резать » руки. Такие отношения некоторые называют  «натянутыми ».

А если, - продолжает ведущий, - кто-то потянет нить на себя, а кто-то не станет этого делать? Что будет, давайте попробуем….Равновесие круга нарушается. Кто-то оказывается в более устойчивом положении, а кто-то совсем в неустойчивом. О таких ситуациях говорят: « Он тянет одеяло на себя ».

Некоторые люди, - продолжает ведущий, - предпочитают надевать эту нить себе на шею. Попробуйте. Тех, кто сейчас сделал это, наверное, ощутили, как больно нить режет шею. В подобных ситуациях люди говорят: «посадил себе на шею».

Разные эксперименты можно проводить с этой нитью,- продолжает ведущий, - многие люди посвящают этому целую жизнь. Натянут, разорвут, завяжут узел, натянут на шею, или вообще отпустят «порвать со всеми отношения». Не на то рассчитывал мудрец, делая людям чудесный подарок.

Давайте сейчас найдем такое положение и натяжение нити, которое для всех будет наиболее удобным и комфортным. И запомним это состояние каждой клеточкой нашего тела.

Вопросы:

1. Чему эта игра может научить?

Выводы: Всегда есть нечто, что объединяет людей. Ощущение связи помогает установить доверительные отношения в коллективе, в нашем случае, в семье.

Комфортность взаимоотношений зависит от того, в каком состоянии находится нить, натянутым или свободным.

Ведущий:  Экспериментируя с натяжением нити, мы символически проживали различные типы взаимоотношений друг с другом. Среди членов семьи бывают разные эпизоды в общении. Главное, чтобы ни происходило, уметь восстанавливать комфортное состояние нити. Вот к чему мы должны стремиться.

Слайды презентации

Ведущий:  Слово «конфликт» происходит от латинского conflictus – столкновение интересов, противоборство. Основанием для противоборства является ситуация, в которой, например, цели у людей разные, и продвижение к цели одного отдаляет от цели другого.

Конфликт – это когда есть две стороны, со своими идеями, мнениями, интересами, и только один путь, который позволяет эти мнения реализовать.

Существует 2 формулы конфликта:

1. К= КС + П (конфликт = конфликтная ситуация + повод)

- Чем отличается конфликтная ситуация от конфликта? (ответы родителей)

Конфликтная ситуация – это возникновение разногласий, т.е. столкновение желаний, мнений. Она бывает при споре, дискуссии, когда участники не просто обсуждают проблему, а заинтересованы в ее решении в свою пользу. Однако здесь характерным является уважение обеими сторонами друг друга, проявлением чувства такта. И между конфликтной ситуацией и конфликтом очень маленький шаг. Конфликтная ситуация может складываться на протяжении очень длительного времени и из-за какого-нибудь мелкого повода или несоблюдения уважения, контроля своих эмоций, переход на оценку личности конфликтная ситуация перерастает в конфликт. А участники конфликта могут удивляться, как это они «поссорились навеки» из-за какой-то ерунды.

Ведущий:  Вспомните себя. Может кто-то хочет поделиться подобными ситуациями?

Ведущий:  Идем дальше… ко второй формуле. Но прежде - пример. В стакан капает вода, долго и медленно, чем все закончится? (можно нарисовать на доске стакан и капли воды).

- Да, рано или поздно стакан наполнится, и вода прольется. Вот так и в жизни. Эти капли являются конфликтогенами (К), которые - вольно или невольно - задевают нас, но мы их стараемся не замечать. Но как только их становиться слишком много, наше терпение лопается. Хочу заметить, что «емкость» у каждого своя. Поэтому «завестись» вы можете от разного количества конфликтогенов.  Конфликтогены – это мелкие и совсем не мелкие поводы, из-за которых может вспыхнуть конфликт. И сколько таких поводов понадобится, неизвестно. Для каждого человека и для каждого конфликта количество будет разным. Так какова же вторая формула конфликта? (ответы родителей, К=К+К+К+…..)

Ведущий:  Что, на ваш взгляд, можно отнести к конфликтогенам? (Примеры: приказы, угрозы, оскорбления, отрицательная оценка, критика, насмешки, сарказм, слова - «должники», категоричность типа «обсуждению не подлежит», «разговор окончен», перебивание собеседника, смена темы, обман или попытка обмана, проявление агрессивности и т.п.)

Есть закономерность. Заключается она в том, что на конфликтоген одного человека, другой человек, скорее всего, ответит другим конфликтогеном и чаще всего еще более сильным.

Упражнение «Сопротивление»

Работа в группах:

1 группа - Как вы думаете, что подталкивает детей и подростков к конфликтам?

 (Выслушиваются ответы родителей)

- Кризис переходного возраста;

- Стремление к самостоятельности и самоопределению;

- Привычка к конфликту, воспитанная поведением взрослых в семье;

- Бравирование подростка своими правами перед сверстниками и авторитетными дня него людьми.

2 группа: - Давайте поразмышляем, что заставляет родителей вступать в конфликтные отношения с детьми? (высказывания можно записать на доске, работа в группах).

- Нежелание признавать, что ребенок стал взрослым;

- Боязнь выпустить ребенка из гнезда, неверие в его силы;

- Проецирование поведения ребенка на себя в его возрасте;

- Борьба за собственную власть и авторитетность;

- Отсутствие понимания между взрослыми в воспитании ребенка;

- Неподтверждение родительских ожиданий и т.д.

Ведущий:  Чаще всего наши желания и ожидания не совпадают с желаниями и ожиданиями детей.

Ведущий:  А теперь давайте выполним упражнение «Светофор». Я всем раздам красные и зелёные карточки и буду зачитывать различные утверждения. Если вы считаете, что утверждение верное, поднимаете зелёную карточку, если утверждение ошибочно – красную. Спорные ответы мы обсудим совместно.

Высказывания:

1.   Ваш ребёнок запустил учёбу и где-то допоздна гуляет. Заставить его учиться, можно только, заперев его дома.

2.   Крик - самый лучший и быстрый способ добиться своего.

3.  Подросток раним, хотя и пытается скрыть это за маской безразличия, высокомерия и т.п.

4.   Многочасовые гулянки, болтовня с друзьями - пустое времяпрепровождение.

5.   Подросток должен быть эмоционально уравновешен и стабилен.

6.   Подросток не склонен к самоанализу.

7.   Подростки эгоистичны и совсем не думают о других.

8.   Чрезмерное общение со сверстниками вредит подростку.

9.   Самовоспитание и саморегуляция доступны подростку.

10.  Подростка больше интересует окружающий его мир, нежели он сам.

11.  Подростковый возраст в большинстве случаев сопровождается скандалами, ссорами.

12.  В стремлении подростков к красоте возможны нелепости и перегибы (злоупотребление косметикой у девочек и т.п.).

13.  Если подросток стремится к уединению - значит у него депрессия.

14.  Если подросток игнорирует родителей, им следует ответить ему тем же.

15.  Подростковый возраст - время, когда начинается половое созревание.

16.  Подросток ещё не готов серьёзно думать о своём будущем.

17.  Подросток уникален и непредсказуем.

18. Подростковый кризис непременно сопровождается протестом “против отцов”.

Упражнение не релаксацию «Разозлились – одумались»

По сигналу ведущего «разозлились» участники тренинга напрягают тело, сжимают кулаки; по сигналу «одумались» - расслабляются и улыбаются.

Ведущий:  Проблемы отношений – это вечная тема, которая требует особого внимания.

Чтобы в семье царила гармония, всегда было слышно смех счастья детей и родителей, нужно придерживаться лишь нескольких правил.

Упражнение «Шкатулка правил». Родители из шкатулки (коробки) достают

по одной записки и зачитывают вслух правила:

«Управление конфликтом».

1. Не прерывайте. Слушайте.

2. Не делайте предположений.

3. Не переходите на личности и не оскорбляйте.

4. По-настоящему работайте над решением проблемы.

5.Предлагайте множество решений конфликта, пока не достигните соглашения, которое устроит вас обоих.

7. Используйте  «Я - сообщение» (констатация вашего огорчения по поводу возникших противоречий) и «активное слушание» (констатация вами огорчения оппонента в связи со случившимся спором). Эти способы общения помогают начать доброжелательный разговор с вашим оппонентом.

8. Предлагайте ряд решений конфликта, подчеркивайте вашу заинтересованность в решении, выгодном обеим сторонам.

9. Подчеркивайте уважение к личности  оппонента.

10. Не высказывайте никаких негативных оценочных суждений в адрес оппонента.

11. Ведите разговор с чувством собственного достоинства, будьте спокойны, уверенны в себе, но не заносчивы и самонадеянны.

12. Не торопитесь: доброжелательный диалог с оппонентом обеспечит вам выгодное разрешение конфликта.

13. Не повышайте голос в споре: ничего кроме раздражения, это у другой стороны  не вызовет, к тому же, слова, сказанные абсолютно спокойно и уверенно, скорее будут восприняты и осмысленны противоположной стороной.

14. Заканчивайте всегда на позитивной ноте.

15.Учитесь оценивать поступки, а не личности.

16.  В конфликтах между собственными детьми не занимайте чью - либо из сторон.

17. Искренне говорите о своих чувствах и переживаниях, но без обвинений, унижений и упреков.

 

18. Уважайте границы личного пространства каждого.

19.Умейте слушать, слышать,  сдерживаться, умейте убеждать и аргументировать свою позицию; умейте поставить себя на место другого (ребенка).

20. Старайтесь понять, что хочет  ребенок.

21. Противоречия со стороны ребенка воспринимайте как фактор нормального развития

22. Чаще предлагайте выбор из нескольких альтернатив, одобряйте варианты конструктивного решения

23. Совместно ищите выход из конфликтной ситуации.

24. Уменьшите число «нельзя» и увеличьте число «можно».

25. Уменьшите число «должен» и увеличьте число «хочу, чтобы…»

25. Ограниченно применяйте наказания и соблюдайте при этом справедливость и необходимость.

 

26. Разъясняйте ребенку возможные негативные последствия его поведения.

27. Расширяйте диапазон моральных, а не материальных поощрений.

Ведущий:  А насколько вы сами конструктивны во взаимоотношениях с детьми? Ведь родители – главные «проектировщики, конструкторы и строители» личности ребёнка. Вот почему важно знать, насколько успешно мы справляемся с такой сложной ролью. Предлагаемый тест дополнит ваше представление о себе как о родителе. (Тест «Самооценка конструктивного поведения во взаимоотношениях с детьми»)

Тест «Самооценка конструктивного поведения во взаимоотношениях с детьми»

Позиция

Оценка

1.

Я всегда помню об индивидуальности ребенка

5 4 3 2 1

2.

Я всегда знаю и учитываю то, что каждая новая ситуация требует нового решения

5 4 3 2 1

3.

Я всегда стараюсь понять потребности и интересы ребенка

5 4 3 2 1

4.

Противоречия я воспринимаю как фактор нормального развития

5 4 3 2 1

5.

Я всегда стабилен в отношениях с ребенком

5 4 3 2 1

6.

Я стремлюсь к уменьшению “нельзя” и увеличению числа “можно”

5 4 3 2 1

7.

Для меня наказание является крайним средством воспитания

5 4 3 2 1

8.

Я стремлюсь дать ребенку возможность прочувствовать неизбежность негативных последствий его поступков

5 4 3 2 1

9.

При необходимости я использую метод логического разъяснения возможности негативных последствий

5 4 3 2 1

10

Я стремлюсь к расширению диапазона моральных, а не материальных стимулов

5 4 3 2 1

11

Я стремлюсь использовать положительный пример других детей и родителей. При этом соблюдаю меру и такт.

5 4 3 2 1

Интерпретация результатов:

Подсчитывается средний балл по всем 11 позициям.

От 4,5 до 5 баллов – высокий уровень готовности к взаимопониманию с детьми. Высокая психолого-педагогическая культура, позволяющая избегать конфликтные ситуации.

От 3 до 4,5 баллов – готовность к воспитанию детей средняя. Необходимо пересмотреть некоторые позиции Вашего подхода к воспитанию детей.

Меньше 3 баллов – готовность к воспитанию детей низкая. Вы не обладаете достаточными знаниями и культурой воспитания детей. Необходимо срочно заняться самообразованием.

Ведущий:  А сейчас перейдём к Упражнению «Поддержка». Кто-то из вас будет зачитывать высказывания от имени детей, а вы в ответ на каждое из этих высказываний должны сказать то, что могло бы оказать поддержку ребёнку. Можно дополнять друг друга и высказывать свой вариант ответа на каждое высказывание. Так же можно обсуждать варианты ответов друг друга, ведь мы же учимся строить конструктивный диалог с ребенком.

Слайды «Активное слушание», «Мудрый слушатель»
Предлагаемые высказывания.

1.   “Сегодня я хочу погулять до 23.00”.

2.   “Я хочу побыть один. Не заходить ко мне в комнату!”.

3.   “Я сам (а) решу, с кем мне общаться, а с кем - нет”.

4.   “Этот Новый год я хочу отпраздновать с друзьями!!!!”

5.   “Этот Новый год я буду праздновать с друзьями!!!!”

7.   “Я хочу, чтобы вы перестали звонить мне через каждые пять минут!”

8.   “Когда ты, наконец, поймёшь, что я уже не маленький (ая)!”

9.   “Я буду сидеть за компьютером столько, сколько захочу!!!!”

10. “Мне надоело, что ты постоянно указываешь мне, с кем общаться”

11.  “Я хочу получать 500 рублей в неделю на карманные расходы”

12.  “Я не курю” (При этом от ребёнка жутко несёт табаком).

13.  “Я не хочу одевать то, что вы мне купили”

14.  “Это модно! Ты ничего не понимаешь” (о супервызывающей одежде)

15.  “Я ничего тебе не скажу”

16. “Я влюбился (лась)” (объект влюблённости заведомо вам не нравиться)

17. “Да отстаньте вы от меня”

18. “А вот мама Васи (Маши) всегда разрешает гулять ему допоздна”

19. “Я не красивая”, “Я слабый”, “Я толстая”, “Я глупый” и т.п.

Ролики «О чем молчат подростки»

Ведущий:   Сейчас мы проведем с вами Игру «На приёме у психолога». Для этого вам нужно дать совет «со стороны» маме и дочке в следующей конфликтной ситуации.

- Рассказывает ситуацию, мама.

Мама: - Помогите, я не знаю, что делать с дочерью. Она нас с отцом совершенно не понимает! Ну ладно: прическа, голое пузо, курение - это вообще неприступная тема. Но в комнате своей можно убрать?! Там у нее - как после бомбежки. Везде все разбросано. В шкафу на верхней полке - учебники вперемешку с колготками, под кучей футболок можно найти пачку сигарет и тюбик моей самой дорогой помады! А на нижней полке тарелки с остатками еды, съеденной неделю назад. Они так и будут стоять, пока я не почувствую запах! Сама не убирает и меня не пускает - это, мол, ее «территория детства». Про учебу уже не говорю - в школу стыдно зайти. Иногда так и подмывает взять ремень да выпороть хорошенько! (Обреченно.) Но я пока терплю, глотаю обиды.

- А вот что рассказала сама девочка Даша.

Даша: - Родаки конкретно достали своими наездами: и то не так, и это не так. Им вообще чихать на мои дела: иду в ванную, а они говорят: «Вынеси ведро», только включу музыку, надену наушники: «Сходи за хлебом!». Только возьму телефон, чтобы побазарить с друзьями: «Мой посуду!» А главное - постоянно хотят рулить мной: туда не ходи, то не смотри, с тем не дружи, то не слушай. Если начинаешь отрываться, сразу обзывают неблагодарной. А я все равно буду все делать по-своему. Иначе они так и не поймут, что я уже взрослая.

Обсуждение проблемной ситуации.

Ведущий:  Вот такие пациенты оказались сегодня на приеме у психолога. Даже не верится, что живут они в одной семье. Ведь семья дает человеку защиту, покой, уверенность в себе. Как вы считаете:

- хорошо ли все чувствуют себя в семье Даши?

- можно ли назвать их семью счастливой?

- можно сказать, что между дочерью и родителями возник конфликт?

- из-за чего выплескивается столько эмоций, вспоминается столько обид? (Примерные ответы родителей: трудный возраст дочери; невоспитанность, упрямство, плохой характер дочери; успеваемость, учеба; лень, неаккуратность; придирчивость родителей; родители считают ее ребенком, а она уже взрослый человек).

Алгоритм «Решение конфликтной ситуации с детьми» (раздать памятки)        

Пример с двумя ослами

Решить прежнюю ситуацию уже с опорой на алгоритм

Ведущий:  А теперь я вам предлагаю разбиться на пары (родитель - ребёнок) и проинсценировать следующие ситуации, используя алгоритм решения конфликтной ситуации.

Ситуация А.

Дочь в школе очень плохо учится. Маму вызвали в школу. После посещения школы состоялся ее разговор с дочерью. (Импровизация родителей).

(После инсценировки происходит обсуждение конфликтной ситуации, оценивается поведение дочери и мамы. Обсуждается вопрос: как с самого начала необходимо было повести себя маме, чтобы избежать конфликта? (Происходит поиск решения, выработка стиля поведения). Они говорят о том, что с такими результатами никуда не возьмут после школы. Ученик спокойно отвечает: «Значит, пойду работать».

Ситуация Б.

Дочь возвращается домой в 12 часов ночи. Родители возмущены до предела, требуют объяснений.

Ситуация В.

Сын требует от родителей купить, модную и дорогую вещь. Родители объясняют, что сделать это сейчас нет возможности.        Родители подарили деньги своему ребенку с определенной целью. Он их истратил не по назначению, купил то, что ему давно хотелось. Родители были возмущены, в свой адрес ребенок услышал много гневных слов. В конце концов, он хлопнул дверью и ушел из дома.

Обсуждение предложенных ситуаций

Ведущий:   Вы видите, что у самой сложной ситуации всегда есть выход, любую проблему можно решить еще до того, как она превратится в конфликт, глубокий и затяжной. Надо только попытаться встать, в позицию детей, попять их, прислушаться к их аргументам.

Слайды из презентации («Я - Высказывание», вербальные приемы)

Мозговой штурм «Способы решения конфликтных ситуаций»

Упражнение «Три мешочка»

Ведущий: Перед Вами 3 мешочка (демонстрация на слайде). В каждом из них содержится одно  личностное качество. И если открыть мешочек - то оно станет Вашим. Вы станете более... каким-то. Чтобы каждый из вас взял из этих трех мешочков, что помогло бы вам в профилактике конфликтов с детьми, установлению доверительных мирных взаимоотношений, решать конфликтные ситуации более конструктивно, спокойно, без ущерба своему здоровью и здоровью ребенка.

Какие 3 качества Вы хотите обнаружить в этих мешочках - для себя? Что вы хотите  развивать в себе в первую очередь, во вторую, в третью?

Важные практические выводы из упражнения «Три мешочка»:

Ведущий: Подумайте, какие первые шаги Вы можете сделать уже сегодня, завтра, на этой неделе, чтобы начать развивать у себя эти качества и поскорее стать тем самым родителем? Опишите эти шаги конкретно – в деталях: в цифрах, названиях, именах и т.д.

 Антистрессовое упражнение «Волшебный ластик» 

Ведущий: Для поддержания стабильного психологического состояния у вас и детей, важно уметь забывать, как бы «стирать» из памяти конфликтные ситуации.

 Сейчас мы проведем с вами упражнение на «стирание» антистрессовой ситуации. Сядьте и расслабьтесь. Закройте глаза. Представьте перед собой чистый альбомный лист бумаги. Карандаши, ластик. Мысленно нарисуйте на листе негативную ситуацию, которую необходимо забыть. Это может быть реальная картинка, образная ассоциация, символ и т.д. Мысленно возьмите ластик и начинайте последовательно «стирать» с листа бумаги представленную ситуацию. «Стирайте» до тех пор, пока картинка не исчезнет с листа. Через некоторое время методику можно повторить уже с открытыми глазами.

В результате выполнения антистрессовых упражнений восстанавливается и активизируется механизм, обеспечивающий адаптацию к стрессовой ситуации и постепенный психофизиологический выход из нее.

Письмо подростка родителям: «Есть вещи похуже, чем плохие оценки»

Афоризмы и цитаты про подростков

Притча (про рот, уши, глаза и мозг) см. скрин-шот в телефоне. Вспомнить про эпиграф к занятию.

Упражнение «Правила каждого дня»

 Ведущий: В течение нескольких минут заполните, пожалуйста, ещё анкету – обещание

1.Я никогда не буду___________________________________________________________

2. Всегда буду знать___________________________________________________________

3. Всегда буду проявлять интерес к______________________________________________

4. Я должна__________________________________________________________________

5. Я не могу__________________________________________________________________

6. Я не хотела бы ______________________________________________________________

7. Я хочу_____________________________________________________________________

Ведущий: Надеюсь, что эти правила вы будете использовать, когда возникнут трудности в общении и воспитании ребенка.

Итог занятия.

Ведущий: Итак, уважаемые родители, я вам искренне желаю:

 - чтобы вы в своих семьях для разрешения конфликта всегда садились за «стол переговоров»;

- чтобы вы всегда были готовы к диалогу со своим ребенком, ни лекции, ни нотации, ни нравоучения, ни приказы и команды, а именно диалог как наиболее эффективная форма общения;

- чтобы вместо «Я сказала» - «Мы решили», вместо «Не лезь не в свое дело» - «А как ты думаешь», вместо «Ты еще не дорос» - «Я подумаю над твоими словами» и т.;

- чтобы вы для своих детей были неким «телефоном доверия», «плечом друга», «стеной плача», кем угодно, чтобы только сохранить мир в своей семье;

- чтобы у вас не было поводов для раскаивания и  сожаления и не создавайте сами этих поводов;

- чтобы ваши эмоции не выходили из-под вашего контроля, «держите их на коротком поводке»;

- помните, ребенку не будет комфортно в семье, где постоянно происходят конфликты;

- опасайтесь ранить словом, унизить, обидеть, не понять.

А подвести итог помогут вот такие строчки из стихотворений:

Отругаю сына от души и грубо,

А потом кусаю исступленно губы.

Не верьте. Нет никакой на свете 
Нелепой проблемы “отцов и детей”, 
Есть близкие люди: отцы и дети! 

Ведущий: Теперь я хочу вам раздать памятки, которые помогут вам строить конструктивные, бесконфликтные взаимоотношения не только в своей семье, но и вообще в различных жизненных ситуациях. Это памятки такие: «Активное слушание», «Управление конфликтом», «Способы выхода из конфликта».

Мне было приятно видеть вас на занятии. Не забывайте об анкете – обещании. Спасибо. До новых встреч.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер - класс. Конфликты или сотрудничество

Методическая разработка класного часа для обучающихся 8-9 классов, которая поможет им найти выход из конфликтной ситуации....

Практикум для родителей "Конфликт"

Пояснительная записка. Особенное                    значение в педагогической пра...

конспект занятия "Конфликт или сотрудничество"

Государственная общеобразовательная школа-интернат«Гимназия искусств при Главе Республики Коми»        Методическая разработка конспекта занятия по теме:«...

Практикум по культуре общения. "Конфликты в нашей жизни" 8- 9 классы.

Учащиеся должны изучить понятия «спор», «конфликт», инцидент», «конфликтная ситуация», развить умения нравственного самопознания, самоанализа и самооценки....

Психолого -педагогический семинар «Учитель и родители: конфликт или сотрудничество»

Мы живем в мире, где часто солнечный свет взаимопонимания заслоняется мрачными тучами обид, дует холодный ветер подозрений, сверкают молнии конфликтов… Как сохранить прекрасную погоду в нашей д...