Психологический практикум « Как бороться с конфликтами»
классный час (8 класс) на тему

Тухфатулина Юлия Юрьевна

Как бороться с конфликтами.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon kak_borotsya_s_konfliktami.doc60 КБ

Предварительный просмотр:

Психологический практикум « Как бороться с конфликтами»

Необходимо научить ребят оценивать конфликты и свое участие в них, вымышленное или реальное. Для этого и проводится подобный практикум.

I этап. Тест «Оценка собственного поведения в конфликтной ситуации».

Классный руководитель предлагает учащимся ответить на вопросы теста. Учащимся раздаются листы ответов, в которых они должны проставить балл для каждого варианта.

Учащимся нужно представить себя в конфликтной ситуации, а также свое обычное поведение в ней. Если учащемуся свойственно то или иное поведение, нужно поставить соответствующее количество баллов после каждого номера ответа, характеризующего определенный стиль поведения.

Возможные ответы

мне такое поведение свойственно - 3 балла;

мне такое поведение свойственно в малой степени - 2 балла;

мне такое поведение несвойственно - 1 балл.

Утверждения теста        '

  1. Угрожаю или дерусь.
  1. Стараюсь принять точку зрения оппонента, считаюсь с ней, как со своей.
  1. Ищу компромиссы.
  1. Допускаю, что не прав, даже если не могу поверить в это окончательно.
  1. Избегаю противника.
  2. Желаю, во что бы то ни стало, добиться своих целей.
  1. Пытаюсь выяснить, с чем я согласен, а с чем - категорически нет.
  1. Иду на компромисс.
  2. Сдаюсь.

  1. Меняю тему.
  2. Настойчиво повторяю одну мысль, пока не добьюсь своего.
  3. Пытаюсь найти исток конфликта, понять, с чего все началось.
  4. Немножко уступлю и подтолкну тем самым к уступкам другую сторону.
  5. Предлагаю мир.
  6. Пытаюсь обратить все в шутку.

Лист ответов

«А»

«Б»

«В»

«Г»

«Д»

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

И

12

13

14

15

П этап. Обработка результатов теста.

Нужно подсчитать количество баллов по столбикам. Наибольший результат укажет тип поведения учащегося в конфликтной ситуации:

«А» - «жесткий» тип разрешения конфликтов и споров. Вы до последнего стоите на своем, защищая свою позицию. Во что бы то ни стало вы стремитесь выиграть. Это тип человека, который всегда считает себя правым.-

«Б»- «демократический» стиль поведения. Вы всегда стремитесь договориться. Во время спора вы пытаетесь предложить альтернативу, ищете решения, которые удовлетворили бы обе стороны.

«В» - «компромиссный» стиль. С самого начала вы согласны на компромисс.

«Г» — «мягкий» стиль. Своего противника вы «уничтожаете» добротой. С готовностью вы встаете на точку зрения противника, отказываясь от своей.

«Д» - «уходящий» стиль. Ваше кредо - «вовремя уйти». Вы стараетесь не обострять ситуацию, не доводить конфликт до открытого столкновения.

III        этап. Обсуждение.

Предлагается обсудить следующие вопросы:

  1. В чем сходство и различие понятий «спор» и «конфликт»?
  2. Что, на ваш взгляд, является конфликтной ситуацией?
  3. Приходилось ли вам попадать в конфликтную ситуацию? '.' - Что чаще всего является для вас причиной конфликта?
  1. Можно ли разрешить конфликт, не ущемляя права и чувства достоинства всех людей, участвующих в конфликте?
  2. Что мешает людям (вам лично) разрешать конфликты именно так?

IV        этап. Тест «Уровень конфликтности личности».

Для выявления некоторых причин возникновения конфликтов между людьми предлагается ответить на вопросы еще одного теста. Ведущий раздает учащимся листы ответов и инструкцию.

Инструкция

При ответе на вопрос выберите один вариант ответа под конкретной буквой, обведите ее кружком в листе ответов.

Лист ответов

1

2

; з

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

А

1

3

1

3

3

2

3

3

2

3

2

3

2

,  1

Б

2

2

3

2

2

3

2

2

1

1

1

2

1

' 2

В

3

1

2

1

1

1

1

1

'3

2

3

1

3

3

Вопросы

1.        Характерно ли для вас стремление к тому, чтобы подчинить своей воле других?

а) Нет. б)Когда как. в) Да.

2.        Есть ли в вашем классе ребята, которые вас побаиваются, а возможно, и ненавидят?

а)        Да.

б)        Ответить затрудняюсь.

в)        Нет.

3.        Кто вы в большей степени?
а) Пацифист.

      б) Принципиальный,

     в) Предприимчивый.

4.        Как часто вам приходится выступать с критическими суждениями?

а)        Часто.        

б)        Периодически.

в)        Редко.

5.        Что для вас было бы наиболее характерно, если бы вы стали  лидером в каком-либо деле?

а)        Разработал бы программу развития на год и убедил бы всех в ее выполнимости.        ,

б)        Изучил бы, кто есть кто, и установил контакт с лидерами.

в)        Чаще советовался бы с людьми.

6.        В случае неудач какое состояние для вас наиболее характерно?

а)        Пессимизм.

б)        Плохое настроение.        

в)        Обида на самого себя.

7.        Характерно ли для вас стремление отстаивать и соблюдать традиции вашего коллектива?        

а)        Да.

б)        Скорее всего, да.

             в) Нет.

        

8. Относите ли вы себя к людям, которым лучше в глаза сказать горькую правду, чем промолчать?

а)        Да.

б)        Скорее всего, да.

в)        Нет.

9. Из трех личностных качеств, с которыми вы боретесь, чаще всего вы стараетесь изжить в себе?

а)        Раздражительность.

б)        Обидчивость.

в)        Нетерпимость критики со стороны других.

10.        Кто вы в большей степени?

а)        Независимый.

б)        Лидер.

в)        Генератор идей.

11.        Каким человеком считают вас ваши друзья?

а)        Экстравагантным.

б)        Оптимистом.

в)        Настойчивым.

12.        С чем вам чаще всего приходится бороться?

а)        С несправедливостью.

б)        С бюрократизмом.

в)        С эгоизмом.

13.        Что для вас наиболее характерно?

а)        Недооцениваю свои способности.

б)        Оцениваю свои способности объективно.

в)        Переоцениваю свои способности.

14.        Что приводит вас к столкновению и конфликту с людьми?

а)        Излишняя инициатива.

б)        Излишняя критичность.

в)        Излишняя прямолинейность.

V        этап. Подведение результатов.

Подсчитав общую сумму баллов, учащиеся могут определить свой уровень конфликтности:

14-17 баллов - очень низкий, 18-20 баллов - низкий, 21-23 балла - ниже среднего, 24-26 баллов - ближе к среднему, 27-29 баллов - средний, 30-32 балла - ближе к среднему, 33-35 баллов - выше среднего, 36-38 баллов - высокий, 39-42 балла - очень высокий.

VI        этап. Обучение разрешению конфликтов.

Обсудив с детьми результаты теста, классный руководитель предлагает ребятам научиться разрешать конфликты.

Разрешение конфликта - это процесс нахождения взаимоприемлемого разрешения проблемы, имеющего общую значимость для участников конфликта, и на этой основе - улучшение их отношений.

Сначала классный руководитель вместе с ребятами формулирует правила разрешения конфликта, записывая их на доске.

Следующий шаг: анализ конкретных конфликтных ситуаций (групповая работа). Разбив ребят на труппы, классный руководитель предлагает им в течение 5-10 минут обсудить ситуации в соответствии с усвоенными правилами и дать свой вариант возможного пути разрешения конфликта, причем важно найти решение, приемлемое для обеих конфликтующих сторон, иначе эта конфликтная ситуация сохранится и вскоре разразится новый конфликт.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Практикум по культуре общения. "Конфликты в нашей жизни" 8- 9 классы.

Учащиеся должны изучить понятия «спор», «конфликт», инцидент», «конфликтная ситуация», развить умения нравственного самопознания, самоанализа и самооценки....

Семинар-практикум для классных руководителей "Конфликт в школе. Пути выхода из конфликтных ситуаций"

Семинар для классных руководителей по теме: "Конфликт в школе. Пути выхода из конфликтных ситуаций". Цель - поиск путей предотвращения и преодоления конфликтных ситуаций. Работа над созданием бла...

Психологический практикум "Психологическое здоровье педагога"

Практикум направлен на снижение эмоциональной нагрузки педагогов, снятие напряжения, профилактику эмоционального выгорания. Содержит теоретический материал и практические упражнения...

сертификат ( тренинг- практикум "Предупреждение и разрешение конфликтов")

тренинг- практикум "Предупреждение и разрешение конфликтов"...

Практикум для педагогов «Решение конфликта – творчество учителя»

Практикум для педагогов «Решение конфликта на уроке – творчество учителя» «Не постоянное ли горе жизни состоит в том, что люди большей частью не понимают друг друга, не мо...

Выступление на семинаре-практикуме. Тема: "Общение без конфликтов"

Тема: ОБЩЕНИЕ БЕЗ КОНФЛИКТОВ(слайд 2)        Известный педагог  В.А. Сухомлинский писал: “Вы живете среди людей. Каждый ваш поступок, каждое ваше желание ...