Мастер - класс. Конфликты или сотрудничество
методическая разработка по психологии (9 класс) на тему
Методическая разработка класного часа для обучающихся 8-9 классов, которая поможет им найти выход из конфликтной ситуации.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metodicheskaya_razrabotka_master_-_klass1.doc | 101.5 КБ |
Предварительный просмотр:
МОУ «ОТКРЫТАЯ (СМЕННАЯ) ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА Г. НАДЫМА»
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА МАСТЕР – КЛАССА
ДЛЯ УЧАЩИХСЯ 8 –9 КЛАССОВ
ТЕМА: «КОНФЛИКТ ИЛИ СОТРУДНИЧЕСТВО?»
Автор:
учитель математики и физики
С.Д.Самарина
г.Надым – 2011г.
Актуализация темы
Подростковый возраст представляет собой переходный этап, когда происходит коренная перестройка всех сложившихся ранее анатомических и психофизиологических характеристик организма. Одной из наиболее сложных проблем этого возраста является проблема межличностных конфликтов, при разрешении которых, как правило, преобладают деструктивные тенденции, ведущие к обострению ситуации и эскалации конфликта.
Мы работаем в Открытой (сменной) общеобразовательной школе с категорией детей, которые, если можно так сказать, получили не столько радостей, сколько неприятностей. Это контингент обучающихся от 14 до 18 лет. В нашу школу поступают подростки, которые не смогли продолжить обучение в дневных школах. Основными причинами этого являются:
- систематические пропуски учебных занятий;
- нарушения ведущей деятельности;
- отклонения в поведении и трудности в социальной адаптации;
- отсутствие контроля со стороны родителей;
- отклонения в поведении, проявляющиеся на фоне индивидуально – психологических особенностей.
Мало того, подросток приходит в нашу школу с грузом еще и внутрисемейных проблем, все проблемы неблагополучных семей стекаются в школу. И здесь именно мы - педагоги должны быть центром социально–педагогической реабилитации. И в некоторых случаях только мы можем компенсировать недостаток любви, понимания, нормальных теплых отношений между близкими.
К сожалению, многие подростки ни в семье, ни в школе так и не приобретают важнейшего социального навыка - умения общаться. Поэтому педагог может и должен научить детей решать конфликты самостоятельно, слушать и понимать других людей, уважать чужое мнение, т.е. следовать социальным нормам и правилам поведения.
В нашей школе в основном возникают конфликты среди вновь прибывших учащихся. Может обозначиться конфликт трех-четырех подростков с целым классом или вспыхнуть конфликтное противостояние одного школьника и класса.
Проработав долгое время в этой школе, мы не раз приходили к выводу, что не все подростки умеют разрешать конфликты конструктивными способами, и поэтому возникла идея проведения занятий с группой учащихся 8 – 9 классов по этой проблеме.
Пояснительная записка
Цели и задачи:
- вовлечение в деятельность, событие, переживание, где накапливается опыт проявления формируемых личностных качеств;
- обучать способам анализа и методам нахождения решения в конфликтной с
- помочь участникам скорректировать свое поведение в сторону снижения его конфликтогенности;
- развитие и сплочение ученического коллектива;
- формирование чувства товарищества и взаимопомощи;
- формирование умения конструктивно решать возникающие конфликтные ситуации;
- подготовка подростков к самостоятельной жизни;
Средства: анализ конкретных ситуаций, ролевые игры в конфликтных ситуациях, игра
Предполагаемый результат:
- уменьшение числа конфликтов, возникающих на почве религиозных, националь- ных, этнических и личностных взглядов и установок;
- развитие способностей управления отрицательными эмоциями, стремление и умение понять позицию другого;
- расширение спектра знаний об урегулировании межличностных отношений между обучающимися;
- формирование доверительного стиля общения в процессе налаживания контактов;
- осознание роли терпимости (толерантности) во взаимоотношениях и конструктивном разрешении конфликтных ситуаций.
Учащиеся должны:
знать: понятие, структуру конфликта, стили и способы разрешения конфликта.
уметь: анализировать конфликтные ситуации, выделять конструктивные и деструк-
тивные стороны конфликта, уметь разрешать конфликтные ситуации через
сотрудничество.
I. Вступление. Беседа.
II.Способы конструктивного разрешения конфликтов.
1.Просмотр видеоролика с конфликтной ситуацией.
2.Ролевая игра, в процессе которой разыгрывается «судебное разбирательство»
Роли: подсудимый, судья, два заседателя, обвинитель, защитник, свидетели
обвинения и свидетели защиты.
3. Игры для профилактики и разрешения конфликтов.
III.Рефлексия.
ХОД ЗАНЯТИЯ
I. Вступление. Беседа.
Время, в котором мы живем, нельзя назвать спокойным. Встречаются люди, сильные и слабые, весёлые и грустные, нерешительные и активные. Одни люди нам нравятся больше, другие меньше, а общаться приходится и с теми, и с другими. Как построить общение, чтобы избежать конфликтных ситуаций, во многом зависит от нас самих. Довольно часто встречаются и бывают острыми и неприятными конфликты между сверстниками. Сколько боли и разочарования приносит нам конфликт. Но их часто можно избежать, если вовремя, конструктивно разрешить его. Сегодня мы с вами попытаемся разобраться, как избежать конфликтных ситуаций и рассмотрим пути их урегулирования.
Мир, в котором мы живём – это наш огромный дом. И каждому из нас хочется жить в доме, где царит доброта, любовь, взаимопонимание, где нет конфликтов, ссор, унижений… Но, конфликтные ситуации подстерегают нас на каждом шагу. В одних случаях дело кончается открытым спором, в других невысказанной и затаенной обидой, а бывает, и настоящим «сражением». Давайте представим, что в нашем доме возник конфликт (показ видеоролика).
II.Способы конструктивного разрешения конфликтов
1.Просмотр видеоролика с конфликтной ситуацией.
2.Ролевая игра, в процессе которой разыгрывается «судебное разбирательство»
Ведущий:
Конфликт очень серьёзный. Для разрешения этого конфликта предлагается вам провести судебное разбирательство.
Ролевая игра «Судебное разбирательство»
Наряду с публикой в суде задействованы учащиеся, играющие роль обвиняемого, защитника обвиняемого, обвинителя, двух заседателей, свидетеля, секретаря суда, судьи, одетого в мантию. В качестве консультантов могут присутствовать реальные работники. На суде обсуждаются реальные проступки учащихся.
Суть конфликта:
Ведущий:
На скамье подсудимых Кирпичиков Николай. 13 октября 2007года увидев новый телефон у одноклассника, попросил посмотреть его. Без разрешения потерпевшего начал звонить с этого телефона. На просьбы потерпевшего не звонить с телефона Кирпичиков отреагировал неадекватно. Сбежал с чужим телефоном. Через час телефон был возвращён потерпевшему. Но с его счёта были сняты деньги, в сумме 50 рублей. Обвиняется в незаконной трате денег.
Защита уверена в невиновности обвиняемого. Судебное заседание считается открытым.
Встать, суд идёт!
Судья: (обращение к обвиняемому) Назовите фамилию, имя, адрес проживания, где
учитесь?
Кирпичиков: Я, Кирпичиков Николай, учащийся 9 класса Открытой (сменной)
общеобразовательной школы, проживаю по адресу: г.Надым,
ул. Зверева 17 кв.91.
Судья: Объявляется состав суда: обвинитель - Иванов И. И., защита обвиняемому
– Петров П. П., секретарь суда - Семёнова С.А.
Суд объявляет Ваши права: вы имеете право ознакомиться с материалами
дела, а также обжаловать решение суда в указанный судом срок.
Суд приступает к судебному делу. Слово предоставляется прокурору.
Обвинитель: Ваша честь согласно протоколу была обнаружена незаконная трата денег
со счёта Курочкина Сергея, в этом обвиняется Кирпичиков Николай, но
он утверждает, что никаких звонков с этого телефона не делал.
Судья: Обвиняемый, Вы можете что-нибудь пояснить по этому поводу?
Кирпичиков: Я себя считаю невиновным. Признаю только то, что 13 октября 2007 года я
действительно просил телефон у Курочкина Сергея, так как телефон у
него новый и хотел посмотреть дизайн. Но по этому телефону я, ни с кем
не разговаривал.
Защитник
обвиняемого: Скажите, Кирпичиков, а телефон Вы вернули Курочкину С?
Кирпичиков: Да.
Судья: Обвинитель у Вас есть вопросы к подсудимому?
Обвинитель: Да, Ваша честь. Скажите, Кирпичиков Н., телефон Вы сразу вернули?
Кирпичиков: Нет. Ну, я его вернул в этот же день.
Судья: Курочкин расскажите свою версию события.
Курочкин: Я 13 октября 2007 года дал посмотреть свой телефон Кирпичикову. А он
без моего разрешения начал звонить. Когда я попытался забрать у него
свой телефон, он толкнул меня и выбежал из кабинета с моим телефо-
ном. Я думал, что он решил надо мной подшутить, и сейчас же
вернётся назад. Но телефон мне был возвращен не Кирпичиковым, а его
одноклассницей Викой. Я решил позвонить маме, но дозвониться не
смог, так как на счету не оказалось денег. Хотя я точно знаю, что у меня
на счете они должны быть. Настаиваю, чтобы Кирпичиков вернул мне
деньги, в сумме 50 рублей.
Судья: Вопросы к потерпевшему имеются?
Защитник
обвиняемого: Да, Ваша честь. Вы утверждаете, что деньги у Вас на счёте имелись. Но
сами Вы ни куда не звонили в этот день?
Курочкин: Нет. Звонков я никуда не делал, так как телефон в течение учебного дня у
меня был отключен.
Защитник
обвиняемого: Мог ли кто-нибудь из родных 13 октября воспользоваться вашим телефо-
ном?
Курочкин: Нет. Родители имеют свои телефоны.
Судья: Суд приступает к опросу свидетелей. Пригласите свидетеля Полякову
Викторию. Назовите фамилию, имя, адрес проживания, где учитесь?
Свидетель
Полякова В.: Я, Полякова Виктория, учащаяся 9 класса Открытой (сменной) общеобра-
зовательной школы, проживаю по адресу: г.Надым,
ул. Комсомольская 11 кв.70.
Судья: Вопросы свидетелю.
Защитник
обвиняемого: Расскажите, как оказался у Вас телефон Курочкина.
Свидетель
Полякова В.: Я 13 октября видела, как Николай сидел в фойе школы и рассматривал
телефон. Подошла к нему и попросила позвонить. Он сказал, что телефон
не его, а Курочкина и попросил меня передать этот телефон Сергею. Я в
надежде на то, что Сергей мне разрешит позвонить понесла ему телефон.
Защитник
обвиняемого: А Вы точно не звонили с этого телефона?
Свидетель
Полякова В.: Нет.
Судья: У сторон есть еще дополнения?
Защитник
обвиняемого: Да, Ваша честь. Мною был сделан запрос в службу сотовой связи о состо-
янии счета Курочкина на 12 – 13 октября. Действительно на 12 октября
2007 года на счете Курочкина имелась сумма денег в размере 50 рублей.
Но на 13 октября деньги со счета были сняты интернет компанией. Прошу
суд это обстоятельство учесть при вынесении приговора.
Судья: Курочкин, поясните, пожалуйста, суду была ли у Вас связь с интернет
компанией?
Курочкин: Да, связь с интернет клубом у меня была, но это было 12 октября, а
деньги со счёта сняты 13 октября.
Судья: Еще дополнения есть?
Обвинитель: Нет, Ваша честь.
Защитник
обвиняемого: Нет, Ваша честь.
Судья: Суд заслушивает прокурора.
Обвинитель: Ваша честь, прошу взыскать с Кирпичикова Николая, денежную сумму в
размере 50 рублей.
Судья: Слово предоставляется защитнику обвиняемого.
Защитник
обвиняемого: Ваша честь, я считаю, что мой подзащитный не виновен и прошу для
него вынести оправдательный приговор.
Судья: Обвиняемый встаньте. Суд слушает Ваше последнее слово.
Кирпичиков: Вину свою признаю лишь в том, что взял телефон друга без его согласия.
Я в этом искренне раскаиваюсь и готов публично извиниться.
Судья: Суд удаляется для вынесения приговора.
Ведущий:
Пока суд совещается, давайте с вами обсудим, как можно было избежать этого конфликта? (подростки высказывают своё мнение, записывают на альбомных листах и вывешивают на доску).
Например:
- Изъятие из конфликта одного из участников ( друзья могли не встретиться).
- Исключение взаимодействия участников на длительное время.
- Устранение объекта конфликта и т.д.
конфликт
Проявлять вежливость, тактичность, уважение по отношению друг к другу | Исключение взаимо-действия участников на длительное время. |
Устранение объекта конфликта | Изъятие из конфликта одного из участников. |
Судья: Рассмотрев все материалы дела, выслушав истца, ответчика, свидетеля суд
вынес решение:
- Исковое заявление Курочкина Сергея о возмещении материального ущерба в размере 50 рублей не удовлетворять.
- Признать Кирпичикова Николая виновным в причинении морального вреда Курочкину Сергею и обязать его публично попросить извинения.
Договор может быть обжалован в течение 14 суток со дня его оглашения.
3. Игры для профилактики и разрешения конфликтов.
В повседневной жизни люди часто сталкиваются с ситуацией конфликта. (Показ слайда)
Воспоминания о конфликтах, как правило, вызывают неприятные ассоциации: угрозы, враждебность, непонимание, попытки, порой без надежные, доказать свою правоту, обиды...
В результате сложилось мнение, что конфликт - всегда явление негативное, нежелательное для каждого из нас. Но на самом деле конфликт играл и играет важную роль в жизни человека. Без конфликтов не возможно развитие общества.
Чтобы вовремя избежать конфликтной ситуации. Надо уметь управлять своими чувствами. Предлагаем Вам выполнить следующее упражнение:
« Глу боко вдохните, крепко-накрепко сожмите челюсти. Паль цы рук зафиксируйте в кулаках, до боли вдавите паль цы в ладони. Затаите дыхание на несколько секунд. Задумайтесь: а может, не стоит драться? Выдохните и расслабьтесь. Ура! Неприятности позади!»
Сейчас мы Вам предлагаем проявить свои творческие способности, попробовать войти в положение других, а также осмыслить всё происходящее. Надеемся, что у Вас будет хорошее настроение, взаимоуважение, дружеские симпатии.
Разыгрывание и обсуждение конфликтных ситуаций.
- Разыграйте следующие ситуации в группе из 3 – х человек с позиции 3 – х птиц.
Голубь – вступает в конфликт и старается решить его мирным путём, не причиняя ни кому вреда.
Страус - прячет голову в песок, уходит от конфликта.
Ястреб – сам разжигает конфликты и решает в свою пользу.
Ситуация. Мама торопится закончить приготовления к приему гостей. Неожиданно обнаруживается, что в доме нет хлеба. Она просит дочь сходить в магазин. Но у той скоро начало занятий в спортивной секции, и она не хочет опаздывать.
Ситуация. Три друга, живущих по соседству купили сообща компьютерный диск с интересной игрой. В первый же день между ними произошёл конфликт, так как каждому хотелось подольше поиграть в эту игру.
- С учащимися обыгрываются ситуации, которые наиболее часто являются причинами недопонимания и ссор. Фразы нужно закончить так, чтобы конфликта не было.
«Дай мне…» – подросток не умеет вежливо попросить, а грубо и громко требует;
«Ты не так сказал…» – навязывает свои правила другому;
«Я хочу и буду главным…» – подросток не умеет обосновать свои притязания;
«Я хочу у тебя списать домашнюю работу…» – подросток пытается войти в ситуацию, не учитывая мнений и желаний других;
«Я обиделся…» – подросток не умеет справиться с фрустрацией;
«Я не хочу…» – подросток не умеет правильно отказаться от того, что ему не по душе, так, чтобы не обидеть.
Конфликт – ситуация сложная и неприятная, если мы ничему в нём не научились. А учиться есть чему. Во-первых, истинных причин своего и чужого поведения. Во-вторых, поиску таких способов его решения, которые пошли бы на пользу обеим сторонам. В-третьих, выработке взаимоприемлемых решений.
- «Помоги другу»
Представьте, что Вы работаете на популярном молодёжном радио, и Вам позвонил подросток с проблемой, что он очень не уверенный, и из-за этого у него возникают конфликты. Он просит у Вас помощи и поддержки. Чтобы Вы ему пожелали? Сейчас Вам предстоит записать на листочках бумаги одной фразой свои пожелания неуверенному подростку.
«Мостик»
Любая проблема создается двумя противоборствующими сторонами, каждая из которых стремится доказать, что она — единственно правая в споре. Задача каждого участника — сделать встречные шаги, выстроить «мостик», который поможет объединить людей, их желания и стремления, поможет привести их к общей цели, которая затем и должна быть сформулирована.
Например: до Вас дошли слухи о Вас явно искажённого содержания. Как Вы поступите, если источником дезинформации была ваша подруга (друг).
III. Рефлексия.
Каждому участнику мероприятия предлагается выбрать один воздушный шар.
Тем, у кого красный шар предлагается сказать, что на этом занятии было самым важным для Вас, что понравилось. У кого синий шар, что не понравилось.
В конце мероприятия всем участникам вручаются буклеты «Живи без конфликтов».
Литература:
1. Лизинский В.М. Приёмы и формы в воспитании. – М.: Центр «Педагогический поиск»,
2004
2. Савченко М.Ю Профориентация.: Личностное развитие. Тренинг готовности к
экзаменам: 9-11 класы: - М.: ВАКО, 2008
3.Смирнова Е.Е., Психология общения: Курс для старших классов средней школы. –
СПб.: КАРО, 2005
4.Фалькович Т.А., Толстоухова Н.С., Высоцкая Н.В. Подростки XXI века. Психолого-
педагогическая работа в кризисных ситуациях: 8-11 классы. – М.: ВАКО, 2008
5. Журнал «Классный руководитель» №5, 2006
6. Конфликты в коллективе и пути их преодоления. — Л.; ВИПК. 1991.
7. Психология и педагогика. Учебн. пособие. - М.: ИНФРА-М, 1998.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
конспект занятия "Конфликт или сотрудничество"
Государственная общеобразовательная школа-интернат«Гимназия искусств при Главе Республики Коми» Методическая разработка конспекта занятия по теме:«...
Сценарий: Мастер-класс «Победи конфликт!» Сценарий: Мастер-класс «Победи конфликт!»
Сценарий: Мастер-класс «Победи конфликт!» Сценарий: Мастер-класс «Победи конфликт!» Цель: познакомить педагогов с опытом эффективного взаимодействия классного руковод...
Мастер-класс. Конфликты с собственным ребенком и пути их разрешения.
Мастер-класс. Конфликты с собственным ребенком и пути их разрешения....
Презентация мастер-класса: "Применение технологии сотрудничества в работе с одаренными детьми в рамках учебного занятия"
В презентации подробно представлено мое выступление на городском едином методическом дне по теме Научно-методическое сопровождение педагогов при организации работы с одаренными детьми в условиях реали...
Мастер-класс "Конфликты в классе"
Мастер-класс поможет разобраться с причинами возникновения конфликтов в классе и путях их разрешения....
Мастер-класс "Конфликты педагогов с подростками"
В основе мастер-класса - анализ российского фильма «Училка». Этот мастер-класс помогает проанализировать конфликты, учитывая потребности и интересы обеих сторон. В групповой работе п...
Мастер-класс «Сотрудничество – путь к успеху или методы и приемы эффективной работы с воспитанниками посредством сотрудничества»
Презентация на мастер-класс. Конкурс Воспитать человека...
Комментарии
Конфликты или сотрудничество