Психолого-педагогическая поддержка детей с дезадаптацией в условиях школы
статья по психологии
В статье раскрыты понятиа адаптация и дезадаптация. Представлена программа психолого-педагогического сопровождения первоклассников. Материал будет полезен школьному педагогу-психологу.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya.docx | 52.83 КБ |
Предварительный просмотр:
Психолого-педагогическая поддержка
детей с дезадаптацией в условиях школы
В условиях образовательного учреждения адаптация рассматривается как процесс приспособления обучающихся к требованиям и условиям учебной деятельности, социальному окружению.
Адаптация - это процесс активного освоения личностью внешней среды условий обучения в школе с целью приспособления ее к своим индивидуальным интересам, склонностям, возможностям.
Дезадаптация - это социально-психологическое и социально-педагогическое явление неуспешности ребенка в сфере обучения, связанное с субъективно неразрешимым для него (ребенка) конфликтом между требованиями образовательной среды и ближайшего окружения и его психофизическими возможностями и способностями, соответствующими возрастному психическому развитию.
Учебная дезадаптация – рассматривается как социально-психологическое и социально-педагогическое явление неуспешности ребенка в сфере обучения, связанное с субъективно неразрешимым для него конфликтом между требованиями образовательной среды и ближайшего окружения и его психофизическими возможностями и способностями, соответствующими возрастному психическому развитию.
Социальная дезадаптация – характеризуется серьезными проблемами в личностном и в социальном развитии ребѐнка, вызванные нарушением социальных связей и межличностных отношений с семьѐй, сверстниками.
Дезадаптация развивается поэтапно в двух аспектах – деятельностном и в сфере отношений. В учебной деятельности при неблагоприятном развитии школьной ситуации развитие дезадаптации проходит 5 этапов:
- первичные трудности в учебе (1 этап) перерастают в пробелы в знаниях (2 этап);
- отставание в усвоении программы по одному или нескольким предметам (3 этап) – переходит в неуспеваемость частичную или общую (4 этап);
- далее возможен крайний случай – отказ от учебной деятельности – ребенок может перестать посещать учебные занятия (5 этап).
В сфере социальных отношений отрицательная динамика выражается в том, что первично возникшее напряжение ребенка в отношениях с родителями и педагогами (1 этап) перерастают в смысловые барьеры (2 этап), в эпизодические (3 этап) и систематические конфликты (4 этап), и как крайний случай – в разрыв личностно значимых для него отношений (5 этап).
Педагогами, как правило, причины таких изменений в поведении ребенка чаще всего не связываются с влиянием школы, им дается однозначная оценка – «не хочет учиться», «у него плохое поведение». Неуспешность в учебной деятельности, проблемы в отношениях со значимыми людьми негативно сказываются на социально-психологическом благополучии личности. Могут возникать нарушения поведения, деформации характера, изменения состояния соматического и психического здоровья. В ситуациях хронической неуспешности учебная деятельность перестает восприниматься ребенком как значимая. Ребенок начинает искать тот вид занятий, в котором он был бы более успешен. Это может быть как досуговая деятельность (кружки, студии и т.п.), спортивные занятия, так и вовлечение в различные неформальные подростковые группы различной направленности. Возможно появление различных форм поведенческих девиаций. Такие формы поведения могут служить способом привлечения внимания взрослых.
Принято выделять следующие основные компоненты дезадаптации:
∙ Когнитивный, компонент — проявляется в трудностях учебной деятельности, несформированности познавательных процессов, низкой успеваемости в обучении по отдельным учебным предметам;
∙ Эмоционально-личностный компонент—отрицательное эмоционально личностное отношение к отдельным предметам и обучению в целом, педагогам;
∙ Поведенческий компонент — нарушения учебной дисциплины, поведения в сфере взаимодействия с педагогами и сверстниками.
У большинства детей, имеющих проявления дезадаптации, достаточно четко могут прослеживаться все три компонента. Риск возникновения дезадаптации повышается в переходные периоды обучения. Выделим наиболее распространенные периоды риска возникновения учебной и социальной дезадаптации у детей и подростков:
1. Этап адаптации первоклассников к школьному обучению.
2. Период адаптации к обучению в 5 классе.
3. Период адаптации на этапе перехода к профильному обучению (8-9 класс)
Дезадаптация в сфере отношений приводит к социальной дезадаптации. Социальная дезадаптация проявляется в нарушении норм морали и права, в асоциальных формах поведения и искажении системы внутренней регуляции, ценностных ориентаций, социальных установок. По сути дела, при социальной дезадаптации речь идет о нарушении процесса социального развития, на которое влияет ближайшее окружение, которое демонстрирует образцы асоциального, антиобщественного поведения, взглядов, установок, так и косвенные влияния, когда имеет место снижение значимости ведущих институтов социализации, которыми для учащегося, в частности, являются семья, школа.
В зависимости от степени и глубины деформации процесса социализации можно выделить две стадии социальной дезадаптации:
1. Педагогически запущенные учащиеся. Основные деформации связаны со школьным учебно-воспитательным процессом, отношением к учебной деятельности, учителям, нормам школьной жизни и школьного распорядка. Педагогическая запущенность характеризуется хроническим отставанием по ряду предметов школьной программы, сопротивлением педагогическим воздействиям, дерзостью с учителями, негативным отношением к учебе, социальной дезадаптацией и различными асоциальными проявлениями (сквернословие, курение, хулиганские поступки, пропуски уроков, конфликтные отношения с учителями, одноклассниками).
2. Социально запущенные дети и подростки. Социально запущенные учащиеся не только плохо учатся, имеют хроническое отставание по предметам учебной программы и оказывают сопротивление педагогическим воздействиям, но, в отличие от педагогически запушенных, профессионально не ориентированы, у них не сформированы полезные навыки и умения, сужена сфера интересов. Они характеризуются глубоким отчуждением от семьи и школы, их формирование и социальное развитие идет в основном пол влиянием асоциальных, криминогенных подростковых групп, усвоение групповых норм и ценностей которых приводит к деформации сознания, ценностных ориентаций и социальных установок несовершеннолетних. Для социально запущенных подростков характерны различные серьезные социальные отклонения (бродяжничество, наркомания, пьянство, алкоголизм, правонарушения, аморальное поведение и т.д.).
Работа психолога с «трудными детьми» предполагает выявление различного рода неблагоприятных индивидных, личностных, психолого-педагогических и социально-психологических факторов, затрудняющих социальную адаптацию детей и подростков и работа с ними.
При отсутствии специальной помощи психологическое неблагополучие таких детей из начальной школы переходит в подростковый возраст, нередко создавая основу для отклоняющегося поведения.
Психолого-педагогическое сопровождение мы рассматриваем как особый вид помощи ребенку со стороны субъектов педагогического процесса, обеспечивающий его развитие в условиях образовательного процесса. В процессе сопровождения анализируются и обосновываются психолого-педагогические условия, обеспечивающие более легкую степень адаптации первоклассников к обучению в школе, через создание системы активного взаимодействия учителя, родителей, педагога-психолога, социального педагога и логопеда. Такое взаимодействие способствует профилактике дезадаптации ребенка в период вхождения в школьную жизнь за счет своевременной диагностики и объективной оценки положительных и отрицательных влияний семьи на ребенка, учета психологической готовности ребенка к школе, уровня сформированности коммуникативной сферы, состояния здоровья.
Индивидуальная работа психолога с дезадаптивными детьми предполагает выявление как слабых, так и сильных сторон личности трудновоспитуемых детей и подростков, которые, с одной стороны, требуют психолого-педагогической коррекции, а с другой — составляют здоровый психологический потенциал личности, на который можно опираться в процессе воспитания, перевоспитания, самовоспитания.
Коррекция отклоняющегося поведения предполагает в первую очередь выявление неблагополучия в системе отношений ребенка как со взрослыми, так и сверстниками, и «лечение» социальной ситуации, то есть коррекцию педагогических позиций учителей, родителей, разрешение острых и вяло текущих конфликтов, неблагоприятно сказывающихся на социальном развитии подростка. Чрезвычайно важным представляется также анализ социометрического статуса ребенка в коллективе класса, в среде сверстников, определение места, которое он занимает в системе межличностных отношений, выявление того, насколько оправдываются его престижные ожидания, имеет ли место психологическая изоляция, определение причин, а также возможных путей преодоления.
В программе коррекционных мероприятий особое место занимает консультирование родителей, педагогов, позволяющее взрослым лучше понять индивидуально-психологические особенности детей и подростков, подвергнуть критическому самоанализу свои педагогические действия. При этом важно помнить, что наибольшая вероятность осложнений в отношениях взрослого и ребенка появляется в кризисные периоды развития, когда в связи с появлением психологических новообразований происходят резкие скачкообразные изменения в психике и личности ребенка, подростка, в его отношениях с окружающими, в ситуации социального развития, что не всегда учитывается родителями, воспитателями. Серьезные педагогические ошибки, ведущие к нервно-психическим срывам детей и подростков, к дезадаптации их поведения и деформации личностного развития, возникают в случаях, когда родители, воспитатели стремятся влиять на базисные, индивидные свойства ребенка, такие, как темперамент, особенности психомоторики, эмоционально-волевой сферы, не учитывая их инерционность, относительное постоянство. В данном случае психолог должен помочь родителям определить, какие именно свойства ребенка необходимо учитывать, не стремясь к их «переделке», какие можно корректировать и какие развивать. То есть психолог должен, по сути дела, помочь родителям изменить в ребенке то, что в состоянии меняться, смириться с тем, что они не в состоянии изменить, и научиться отличать одно от другого.
1. Программа психолого-педагогического сопровождения обучающихся при адаптации к условиям обучения на уровне начального общего образования
Под адаптацией понимается успешность школьника в обучении, положительный эмоциональный фон его пребывания в школе, а также отсутствие тенденции к нарушению норм школьной жизни. Противоположная ситуация – дезадаптация рассматривается как неуспешность ребенка в сфере обучения и невозможность найти в школе «свое место», на котором он может быть принят таким, каков он есть, сохраняя и развивая свою идентичность, потенции и возможности для самореализации и самоактуализации. Данная ситуация нуждается в психолого-педагогической коррекции.
Сопровождение - система профессиональной деятельности психолога, направленная на создание психолого-педагогических условий для полноценного развития успешного обучения ребенка в ситуациях их взаимодействия.
Адаптация первоклассников связана с успешной реализацией двух важных этапов:
- Адаптация первоклассника к школе;
- Психолого-педагогическая помощь школьникам, испытывающим трудности в школьной адаптации.
Психолого-педагогическое сопровождение должно начинаться с первых дней обучения в школе, а затем непрерывно продолжаться в течение первого года обучения. Программа рассчитана на один год.
Программа адресована обучающимся 1-х классов общеобразовательной школы.
Программа состоит из трех этапов:
1 этап (профилактический) - учащиеся, поступившие в 1 класс общеобразовательной школы.
2 этап (коррекционно-развивающий) - учащиеся, показавшие низкий уровень адаптации к школе после прохождения 1 этапа.
3 этап (заключительный) – учащиеся 1-х классов.
Цель данной Программы: создание условий для успешной адаптации учащихся первых классов к обучению в школе.
Основные задачи Программы:
- Формировать у детей новую внутреннюю позицию школьника;
- Развивать произвольность их поведения и познавательной деятельности;
- Формирование компетентного общения;
- Формирование эмоциональной сферы ребенка.
Актуальность Программы
Содержание Программы психолого-педагогического сопровождения обучающихся при адаптации к условиям обучения на ступени общего начального образования полностью соответствует требованиям Федерального Государственного Образовательного Стандарта начального общего образования.
Адаптация детей к школьной жизни является одной из актуальных проблем, стоящих перед педагогической наукой и практикой. Обращение к данной проблеме обусловлено ориентацией на личность школьника и фиксации потребности в социально адаптированных учащихся. Обучение и воспитание личности ребенка в начальной школе является составной частью всей системы образования. Раннее начало обучения, интенсификация учебной программы, увеличение объема информации, повешение требований к образованию, развитие умственных способностей детей, их творческая активность в общеобразовательной практике не всегда сочетаются с возможностями сохранения и укрепления здоровья, налаживанию взаимоотношений со сверстниками и учителем. Это порождает противоречие между потребностью в формировании всесторонне развитой личности, самостоятельной и творчески развитой, ценящей себя и других и необходимостью сохранения здоровья детей.
Общая характеристика Программы психолого-педагогического сопровождения обучающихся при адаптации к условиям обучения на ступени общего начального образования.
Программа предполагает психолого-педагогическое сопровождение процесса адаптации детей к обучению в школе на трех этапах:
1 этап (профилактический);
2 этап (коррекционно-развивающий);
3 этап (заключительный).
Алгоритмы работы на этапах:
1 этап (профилактический) – Пропедевтика возникновения школьной дезадаптации; Психолого-педагогическая поддержка обучающихся 1-х классов на этапе адаптации к новой социально-педагогической ситуации).
Организационная и методическая подготовка к проведению данного этапа (презентация Программы для администрации ОУ и классных руководителей, обсуждение организационных вопросов).
Выступление на родительском собрании «Что такое готовность ребенка к школе и трудности в период адаптации первоклассников к условиям образовательного учреждения».
Проведение первого этапа диагностического обследования (диагностический минимум).
Методика | Направленность диагностики | Сроки |
Наблюдение: «Признаки утомляемости» «Особенности поведения детей в урочной и внеурочной деятельности» «Определение уровня тревожности» «Оценка формирования педагогом позиции ученика у детей» (на основе опросника М.Р.Битяновой) «Анализ продуктов деятельности детей» | Изучение поведенческих проявлений детей, уровня школьной тревожности, профилактических мер, предпринимаемых учителем. | Сентябрь |
Опросники: «Диагностика школьной тревожности детей на основе их поведенческих проявлений» (для педагогов) «Особенности поведенческих проявлений у детей в период адаптации к первому классу» (для родителей) «Определение отношений ребенка со сверстниками» (для педагогов) | Изучение взаимоотношений ребенка со сверстниками и взрослым (учителем), характера поведения ребенка в период его адаптации к школе и школьному режиму, школьной тревожности посредством анализа ее проявлений в поведении. | Октябрь |
«Беседа о школе», «Рисунок человека», «Гештальт-тест Бендер», «Домик» | Изучение познавательных процессов и эмоционально-личностной сферы с целью получения необходимой информации о психолого-педагогическом статусе первоклассника, для предупреждения и преодоления трудностей периода адаптации к школьному обучению; | Ноябрь |
Консультирование родителей и учителей «Адаптация первоклассников».
Проведение психопрофилактических классных часов «Я в школе» (Адаптация учащихся на сложных возрастных этапах (1,5,10 классы): система работы с детьми, родителями, пеадгогами /автор-составитель С.А.Коробкина. – Волгоград:Учитель, 2010). Сентябрь.
Подготовка к психолого-педагогическому консилиуму. (Обработка полученных результатов, анализ результатов, составление отчета).
Проведение психолого-педагогического консилиума «Выявление детей «группы риска» в период адаптации к условиям школы».
Реализация решений консилиума.
Консультирование классного руководителя по результатам диагностики и формирование групп для проведения коррекционно-развивающих занятий с учащимися.
Консультирование родителей по результатам диагностики и оформление заявления - разрешения на проведение коррекционно-развивающих занятий.
Планирование и осуществление контроля за эффективностью проводимой работы.
2 этап (коррекционно-развивающий) – Профилактика школьной дезадаптации; Оказание психолого-педагогической поддержки учащимся 1 классов период адаптации к условиям обучения на новой ступени.
Проведение второго этапа психодиагностического обследования (углубленная диагностика).
Методика | Направленность диагностики | Сроки |
Наблюдение: «Анализ продуктов деятельности детей» | Изучение поведенческих проявлений детей, уровня школьной тревожности, профилактических мер, предпринимаемых учителем. | Декабрь |
Опросники: «Опросник дезадаптации», предложенный Л.М. Ковалевой и Н.Н. Тарасенко (для педагогов) | Систематизация представлений о дезадаптации ребенка. | Декабрь |
«Тест Равена», «Методика исследования вербально-логического мышления», тест «Тулуз – Пьерона», «Методика определения мотивов учения М.Р.Гинзбурга» «Социометрическое исследование» | Изучение познавательных процессов и эмоционально-личностной сферы с целью получения необходимой информации о психолого-педагогическом статусе первоклассника, для предупреждения и преодоления трудностей периода адаптации к школьному обучению; | Декабрь |
Анкета обучающихся и родителей «Удовлетворенность школьной жизнью» | Определить удовлетворенность родителей и обучающихся школьной жизнью. | февраль |
Консультирование родителей и учителей «Как помочь ребенку адаптироваться к условиям школы».
Реализация Программы «Я и Мы». Январь - май.
Подготовка к психолого-педагогическому консилиуму.
Проведение психолого-педагогического консилиума «Адаптация детей «группы риска».
Реализация решений консилиума.
Планирование и осуществление контроля за эффективностью проводимой работы.
3 этап (заключительный) – Отслеживание динамики развития; Оказание психолого-педагогической поддержки учащимся 1 классов период адаптации к условиям обучения на новой ступени. (февраль – май)
Консультирование родителей и учителей «Динамика развития».
Заключительное диагностическое обследование (см. 1,2 этап)
Методика | Направленность диагностики | Сроки |
Наблюдение: «Анализ продуктов деятельности детей» | Изучение поведенческих проявлений детей, уровня школьной тревожности, профилактических мер, предпринимаемых учителем. | Февраль - май |
Анкета обучающихся и родителей «Удовлетворенность школьной жизнью» | Определить удовлетворенность родителей и обучающихся школьной жизнью. | Февраль |
Подготовка к психолого-педагогическому консилиуму.
Проведение психолого-педагогического консилиума «Динамика развития в адаптации детей «группы риска».
Реализация решений консилиума.
Планирование и осуществление контроля за эффективностью проводимой работы.
2. Коррекционно-развивающая программа «Я и Мы»
Программа «Я и Мы» может реализовывать социальное направление во внеурочной деятельности в начальной школе в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования.
Программа адресована обучающимся 1-х классов общеобразовательной школы.
Цель данной Программы: развитие компетенции личностного самосовершенствования, ценностно-смысловой компетенции, коммуникативной компетенции и активности через формирование положительной Я-концепции учащихся.
Основные задачи Программы:
- Учить методам и приемам познания себя.
- Учить осмысленно относиться к ресурсам человеческой психики, эффективно использовать их во всех основных видах и формах познания.
- Формирование положительной Я-концепции и положительной концепции другого человека, их баланса.
- Помочь осознать свои задатки и способности.
- Формирование мотивации достижения успеха.
- Формирование компетентного общения.
- Формирование эмоциональной сферы ребенка.
- Ориентировать детей на развитие творческих способностей и воображения.
Актуальность Программы
Содержание программы «Я и Мы» полностью соответствует требованиям Федерального Государственного Образовательного Стандарта начального общего образования.
Адаптация детей к школьной жизни является одной из актуальных проблем, стоящих перед педагогической наукой и практикой. Обращение к данной проблеме обусловлено ориентацией на личность школьника и фиксации потребности в социально адаптированных учащихся. Обучение и воспитание личности ребенка в начальной школе является составной частью всей системы образования. Раннее начало обучения, интенсификация учебной программы, увеличение объема информации, повешение требований к образованию, развитие умственных способностей детей, их творческая активность в общеобразовательной практике не всегда сочетаются с возможностями сохранения и укрепления здоровья, налаживанию взаимоотношений со сверстниками и учителем. Это порождает противоречие между потребностью в формировании всесторонне развитой личности, самостоятельной и творчески развитой, ценящей себя и других и необходимостью сохранения здоровья детей.
Адресат. Программа «Я и Мы» предназначена для детей 7 - 8 лет и рассчитана на 15 занятий по 1 часу.
Практическая значимость Программы
Составляя программу взаимодействия с младшими школьниками в области социальной адаптации, я опиралась на формирование компетенции личностного самосовершенствования, социально-трудовой компетенции, коммуникативной компетенции. Целью данных встреч является помощь младшим школьникам в формировании положительной Я-концепции, осознании своих достоинств, мотивации к достижению успеха.
Метапредметными результатами изучения программы «Я и Мы» является формирование следующих универсальных учебных действий (УУД).
Личностные УУД:
- Личностное, профессиональное, жизненное самоопределение.
- Смыслообразование – поиск и установление личностного смысла учения, понимание границ того, «что я знаю» и «что не знаю», стремление к преодолению разрыва между этими областями.
- Нравственно-этическая ориентация, в том числе и оценивание усваиваемого содержания исходя из социальных и личностных ценностей.
Регулятивные УУД:
- Целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися, и того, что еще не известно.
- Планирование – определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата; составление плана и последовательности действий.
- Прогнозирование – предвосхищение результата и уровня усвоения знаний, его временных характеристик.
- Контроль – сличение способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона.
- Коррекция – внесение необходимых дополнений и корректив в план и способ действия в случае расхождения эталона, реального действия и его результата с учетом оценки этого результата самим обучающимся, учителем товарищами.
- Оценка – выделение и осознание обучающимися того, что уже усвоено и что еще нужно усвоить, осознание качества и уровня усвоения; оценка результатов работы.
- Саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии, к волевому усилию (к выбору в ситуации мотивационного конфликта) и преодолению препятствий.
- Основой для формирования этих действий служит соблюдение технологии оценивания образовательных достижений.
Познавательные УУД:
- Установление причинно-следственных связей, представление цепочек объектов и явлений.
- Построение логической цепочки рассуждений, анализ истинности утверждений.
- Доказательство, выдвижение гипотез и их обоснование.
- Формулирование проблемы.
- Самостоятельное создание способов решения проблемы творческого и поискового характера.
Коммуникативные УУД:
- Планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками – определение цели, функций участников, способов взаимодействия.
- Постановка вопросов – инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации.
- Разрешение конфликтов – выявление, идентификация проблемы, поиск и оценка альтернативных способов разрешения конфликта, принятие решения и его реализация.
- Управление поведением партнера – контроль, коррекция, оценка его действий.
- Умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка, современных средств коммуникации.
Формы, режим:
Программа «Я и Мы» рассчитана на 15 занятий во 2 полугодии 1 класса. Занятия проводятся 1 час в неделю (возможно проведение в рамках внеурочной деятельности). Форма проведения: групповая.
К результатам обучения относятся психологические знания (понятия, способы психической деятельности), психологические умения (чем для самого человека становятся те знания и способы действия, которые он приобретает в процессе обучения), навыки (привычка мыслить и действовать в соответствии с психологической культурой), опыт творческой самодеятельности, овладение культурой психической деятельности, формирование эмоционально-целостного отношения к психологической реальности и действительности в целом.
Основные результаты:
- Низкий уровень тревожности;
- Высокая и нормальная самооценка;
- Позитивное отношение к себе и своей личности;
- Хорошо сформированные умения общения со сверстниками и взрослыми, в том числе педагогами;
- Положительная мотивация к обучению.
Основные умения и навыки, которыми должен овладеть школьник за время занятий по программе:
- Умение осознавать требования учителя и соответствовать им;
- Умение устанавливать межличностные отношения с педагогами и детьми;
- Умение принимать и соблюдать правила жизни класса и школы;
- Умение общения и достойного поведения с одноклассниками;
- Навыки коллективной деятельности.
Результативность:
Результативность изучения данной Программы определяется на основе наблюдения и анализа включенности ребенка в процесс взаимодействия.
Содержание Программы внеурочной деятельности.
Блочно-модульное планирование:
Программа включает в себя 5 блоков, каждый из которых состоит из нескольких занятий.
Блок «Эмоциональная сфера» включает 3 занятия.
Данный блок занятий укрепляет психическое здоровье детей путем сбалансированности положительных и отрицательных эмоций, обеспечивающих поддержание душевного равновесия и жизнеутверждающего поведения. Профилактика нарушения эмоционального дисбаланса способствует укреплению такого типа эмоционального реагирования, который в будущем поможет ребенку устанавливать и поддерживать адекватные социальные контакты.
Блок «Я концепция – концепция другого человека» включает 3 занятия.
Регулярные занятия создают условия для позитивного формирования «Я – концепции» младшего школьника, развитию его представлений о себе и окружающих, заботе о своём «личностном росте»; определению сдвигов в общении со сверстниками, повышение своей «ценности».
Блок «Мотивация достижения успеха» включает 3 занятия.
Разнообразие ситуаций, представленных в программе, способствует обретению младшими школьниками успешности, проявлению их индивидуальности, что является важнейшими предпосылками обретения уверенности в себе, чувства самоуважения, достоинства как важнейших составляющих позитивного представления о собственной личности.
Блок «Когнитивная сфера» включает 3 занятия.
Занятия этого блока включают в себя упражнения на развитие процессов памяти, внимания, мышления и воображения. Несложные упражнения позволят обратить персональное внимание на деятельностный компонент. Обучающиеся приобретают умения формулировать простую учебную задачу, что стимулирует познавательную активность.
Блок «Компетентность в общении» включает 3 занятия.
Общение со сверстниками в группе дает возможность каждому вступать в процесс общения. Дети учатся ориентироваться в партнерах и ситуациях общения, согласовывать свои действия и мнения. В процессе общения ребята имеют возможность оценить свои индивидуальные умения при решении совместных задач и результаты совместного общения. Общение становится доверительным.
Тематическое планирование.
№ п/п | Темы | Количество часов | В том числе | |
Теоретические занятия | Практические занятия | |||
Блок «Эмоциональная сфера» | ||||
0,5 | 0,5 | 1 | 0,5 | 0,5 |
2 | Мы испытываем разные чувства. | 1 | 0,5 | 0,5 |
3 | Понимаем чувства другого человека. | 1 | 0,5 | 0,5 |
Блок «Я концепция – концепция другого человека» | ||||
4 | Какой Я? Какой ты? | 1 | 0,5 | 0,5 |
5 | Люди отличаются друг от друга своими качествами. | 1 | 0,5 | 0,5 |
6 | Важные качества людей. | 1 | 0,5 | 0,5 |
Блок «Мотивация достижения успеха» | ||||
7 | Трудности первоклассника в школе, дома, на улице? | 1 | 0,5 | 0,5 |
8 | Школьные трудности. Домашние трудности. | 1 | 0,5 | 0,5 |
9 | Ответственность: могу и делаю. | 1 | 0,5 | 0,5 |
Блок «Когнитивная сфера» | ||||
10 | Я внимательный. | 1 | 0,5 | 0,5 |
11 | Я понимающий. | 1 | 0,5 | 0,5 |
12 | Я думающий. | 1 | 0,5 | 0,5 |
Блок «Компетентность в общении» | ||||
13 | Я желаю добра ребятам. | 1 | 0,5 | 0,5 |
14 | Давайте пообщаемся. | 1 | 0,5 | 0,5 |
15 | Мир вокруг нас. | 1 | 0 | 1 |
15 | 7 | 8 |
Краткие методические рекомендации по организации занятий Программы:
Методы и приемы организации деятельности учащихся на занятиях ориентированы на усиление самостоятельной практической и умственной деятельности, на развитие навыков контроля и самоконтроля, а также познавательной активности.
Занятия носят не оценочный, а обучающий и развивающий характер. В связи с этим упор делается на развитии внимания и мышления, развитие и совершенствование которых очень важно для формирования полноценной, самостоятельно мыслящей личности.
Занятия построены таким образом, что один вид деятельности сменяется другим. Это позволяет сделать работу детей динамичной, насыщенной и менее утомительной.
Система представленных на занятиях задач и упражнений построена таким образом, что позволяет обеспечить познавательный, развивающий аспект курса.
Список литературы для педагога.
И.В.Вачков, Т.А. Аржакаева, А.Х. Попова. Психологическая азбука. Рабочая тетрадь. 1 класс. – М:Генезис, 2012.
О.В.Хухлаева. тропинка к своему Я: уроки психологии в начальной школе (1-4). – М.: Генезис, 2004.
Уроки психологии в 1 классе. Рабочая тетрадь школьника. Под редакцией С.В.Кривцовой. – М.: Генезис, 2011.
Психология. 1 класс. Развивающие занятия. Методическое пособие с электронным приложением/ авт.-сост. Д.А.Глазунов. – М.: Издательство «Глобус», 2009.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
: «Психолого- педагогическое сопровождение (поддержка) учащихся групп риска по состоянию здоровья на уроках математики в классах педагогической поддержки».
Методическая разработка преподавателя математики – Удодовой Л.В. На тему: «Психолого- педагогическое сопровождение (поддержка) учащихся групп риска по состоянию здоровья на...
«Психолого-педагогическое сопровождение одаренных детей в условиях дополнительного общего образования»
Процесс выявления, обучения и развития одаренных и талантливых детей составляет одну из важнейших задач современного отечественного образования.Актуальность работы с одаренными детьми определяет...
ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ПОДДЕРЖКА ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ В УСЛОВИЯХ ШКОЛЫ-ИНТЕРНАТА
реферат-исследование по проблеме поддержки тубинфицированных детей и подростков в условиях санаторной школы-интерната...
Проектная работа Психолого- педагогическая поддержка детей с ОВЗ в начальной школе
В данной работе представлены советы по психолого- педагогической поддержке детей с ограниченными возможностями (ЗПР) детей в начальной школе...
Статья "Психолого-педагогическое сопровождение исследовательской деятельности одаренных школьников в условиях сельской общеобразовательной школы "
В статье раскрывается опыт работы по психолого-педагогическому сопровождению исследовательской и проектной деятельности школьников....
Программа "Психолого-педагогическое сопровождение несовершеннолетних получателей социальных услуг в условиях социально-реабилитационного отделения для несовершеннолетних от 12 до 18 лет временного проживания Центра социальной помощи семье и детям"
В программе описано планирование деятельности, концептуальные подходы, основные цели и задачи социального педагога социально-реабилитационного отделения для несовершеннолетних временного проживания Це...