семинар для педагогов "Девиантное поведение: меры профилактики и способы преодоления»
методическая разработка по психологии
Цель: Выработка единой стратегии и тактики работы с данной категорией детей всех участников образовательного процесса.
Задачи
· Знакомство участников совещания с основами девиантного поведения;
· Выявление проблемных зон, которые требуют совместных действий;
· Формирование основных направлений работы;
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
seminar-_deviantnoe_povedenie.doc | 56 КБ |
Предварительный просмотр:
Педагог-психолог Огнивова А.Ю. МБОУ СКОШ №122
Семинар «Девиантное поведение: меры профилактики и способы преодоления»
Цель: Выработка единой стратегии и тактики работы с данной категорией детей всех участников образовательного процесса.
Задачи
- Знакомство участников совещания с основами девиантного поведения;
- Выявление проблемных зон, которые требуют совместных действий;
- Формирование основных направлений работы;
Ход семинара:
Трудные дети: кто они? Что стоит за этим известным (от лат. де- виацио- отклонение, отклоняющееся поведение) и, к сожалению, становящимся привычным термином? Для учителя- это неуспевающий ребенок, ребенок, который не слушает на уроках и прогуливает их. Для милиционера – это хулиган, нарушающий общественный порядок. Для родителей – это ребенок, который привносит в семейную жизнь те или иные проблемы. У каждого педагога, в каждой семье свои трудные дети, со своими проблемами.
Часто мы не можем до конца понять, как нам управлять такими детьми, детьми педагогически запущенными, которые нарушают дисциплину, равнодушны к учебе, грубы, драчливы, лживы, употребляют алкогольные напитки, курят, в силу разных обстоятельств, в конце концов, может быть уже после окончания школы, становятся правонарушителями. Может быть, где-то мы не уделяем им должного внимания, не стараемся вникнуть в их внутренний мир.
Эпиграфом к совещанию мы взяли слова Константина Дмитриевича Ушинского «Для того, чтобы воспитывать ребенка во всех отношениях, его нужно познать во всех отношениях».
Итак, что же такое девиантное (отклоняющееся) поведение\
Девиантное поведение – это устойчивое поведение личности, отклоняющееся от наиболее важных социальных правил и норм общества и причиняющее реальный ущерб обществу или самой личности.
Девиантное поведение – система поступков или отдельные поступки человека в зависимости от его возраста, носящие характер отклонения от принятых в обществе норм.
А в нашем случае дети со сложным характером, неадекватным поведением, те, которых мы называем трудными, с отклоняющимся поведением. Но в первую очередь мы должны помнить, что «трудные» – это такие дети, не с которыми нам трудно, а которым трудно самим.
Стадии формирования девиантного поведения
Всего их три:
1 стадия (младшего школьного возраста)
а) на данном этапе возникает предрасположенность к девиантному поведению, в основе которого могут лежать такие причины как ошибки в воспитании, психологическая неготовность ребенка к школе, недостаточная социализация ребенка или же его изоляция в коллективе (бойкоты, моббинг, буллинг). Все это может способствовать тому, что у младшего школьного возрастов появляются негативные личностные качества, недостатки в поведении, и, собственно предпосылки девиантного поведения.
б) второй этап - это более сильное игнорирование правил поведения и социальных норм. Это может произойти по причине непонимания со стороны сверстников и учителей (а также родителей), недостаточно ответственного подхода к процессу учебы, вышеупомянутой изоляции в коллективе, а также под воздействием негативной окружающей среды (уличные компании). Данные факторы определяют дальнейшее формирование так называемой педагогической запущенности и проявления антисоциального поведения (агрессия, хулиганство, прогулы школы, мелкие правонарушения).
в) на третьем этапе девиантное поведение уже является довольно стойким и трудноизменяемым, т.к. здесь налицо ярко выраженная педагогическая запущенность. Проявляться оно может в антисоциальном поведении, наличии ряда вредных привычек, отрицании системы норм и ценностей, нарушениях дисциплины и закона.
Т.е., здесь педагогическая запущенность переходит в стойкую социальную запущенность, девиантное поведение уже полностью сформировано и проявляется через самые разные отрицательные его формы. Например, вандализм, разбои, алкоголизм, наркотическая зависимость и преступления разной степени тяжести. На этой повлиять или изменить девиантное поведение уже практически невозможно. Если только не прибегнуть к мерам социальной изоляции, или часто практикуемой в подобных случаях интенсивной трудотерапии.
Типы девиантного поведения
- Асоциальное поведение.Это поступки, отклоняющиеся от социально – нравственных норм, угрожающие благополучию межличностных отношений.
- Агрессия.
- Аморальное поведение.
- Бродяжничество.
- Ложь.
- Настенные надписи непристойного характера.
- Ругательства.
1)Делинквентное (антисоциальное) поведение. Это поступки, которые могут повлечь уголовную ответственность. Отличие от криминальных деяний - такие поступки совершаются детьми чаще всего из желания просто развлечься. Зачастую ими не осознается степень опасности, которую таят подобные развлечения.
Пример: Воровство. Мелкое хулиганство. Разрушение имущества. Поджоги. Драки. Прогуливание занятий
В основе такого типа поведения лежит психическая незрелость ребенка и непонимание социальной опасности и неприемлемости подобных деяний.
2) Аддитивное поведение- это избегание реальности, посредством изменения психического состояния с помощью психоактивных веществ. Дети считают, что их жизнь скучна и неинтересна. Здесь не последнюю роль играет комплекс неполноценности, заниженная самооценка, повышенная тревожность, тенденция к позиции «жертвы».
3) Суицидальное поведение-поведение, отклоняющееся от медицинских и психологических норм, угрожающее целостности и развития личности. Поступки зависят от наличия и проявления психических расстройств
Поступки. • Курение. • Токсикомания. • Наркомания • Вскрытие вен. • Алкоголизм. • Суицид, вовлечение в «игры смерти».
Причины • Безразличие и враждебное отношение. • Неприятие (нежданный ребенок). • Недостаток любви и ее проявлений. • Безучастность к жизни ребенка. • Остутствие эмоциональной связи. • Унижение и оскорбление особенно публичные. • Подавление эмоций ребенка.
3) Патохарактерологическое поведения – это поведение, проявляющееся под влиянием специфики характера ребенка. Этот фактор во многом зависит от процесса и стиля воспитания в семье. Здесь можно выделить такие понятия, как обидчивость, упрямство, непризнание авторитетов, нежелание им подчиняться, или наоборот, стремление к доминированию.
4)Психопатологический тип во многом зависит от наличия и проявления психических расстройств или заболеваний( аутоагрессия, стремление к самоповреждению и суицидальные наклонности. Яркий пример такого поведения –игра «Синий кит», в которой дети и подростки наносят себе физические увечья).
5) Девиантное поведение, на основе гиперспособностей. Как правило, он выходит за общепринятые рамки и способности человека. Например, так называемый «вундеркинд», проявляющий свой талант в какой-то одной области, но при этом имеющий девиации в повседневной жизни. При этом типе девиантного поведения, ребенок (а впоследствии и взрослый) не умеет правильно оценивать поступки и поведение, как себя, так и окружающих, совершенно не готов к реалиям современной жизни и при этом склонен проявлять наивность и некоторую инфантильность. Как следствие, для данного типа поведения характерно «игнорирование реальности».
Каждому учителю, а социальному педагогу чаще всего в своей практике так или иначе приходится иметь дело с детьми девиантного поведения. При столкновении с такими детьми нормальные педагогические подходы перестают действовать.
Согласно исследованиям российских психологов основная причина противоправного поведения связана с низким самоуважением. Это неприятное состояние, от которого хочется избавиться. Чаще всего оно вызывается недостатком родительского внимания и любви в раннем детстве. В результате дети переживают синдром эмоциональной недостаточности. Недостаток умной родительской любви побуждает подростков поступать так, чтобы повысить уровень принятия самих себя. Это и склоняет их к девиантному поведению, если социальное окружение, социально приемлемые каналы формирования такого самоуважения не дают подобной возможности.
Чувство самоунижения впервые возникает у ребенка и подростка через переживание своего несоответствия предъявляемым общественным требованиям. В этом случае встает проблема выбора - или продолжать свои мучения, или же повысить самоуважение в поведении, направленном против этих требований. Выбирается, как правило, второе. Поэтому желание соответствовать требованиям коллектива и общества уменьшается, а стремление уклониться от них растет. Принадлежность к преступной группировке дает социально ущербному индивиду новые критерии и возможности достичь самоуважения за счет социально отрицательных черт и действий. Наличие девиантной группы облегчает совершение противоправных действий.
Эрих Фромм в своей книге "Искусство любви" писал: "Человек обладает способностью любить. И если он не может найти применения своей способности любить, он способен ненавидеть, проявляя агрессию и жестокость. Этим средством он руководствуется как бегством от собственной душевной боли".
Вот они вечные истины эти:
Поздно заметили…мимо прошли…
Не рождаются трудными дети,
Просто им вовремя не помогли!
С. Давидович
Профилактика - это система мер, направленных на предупреждение возникновения явления.
Первичная профилактика направлена на устранение неблагоприятных факторов, вызывающих определённое явление, а также на повышение устойчивости личности к влиянию этих факторов. Первичная профилактика может широко проводиться среди подростков.
Задача вторичной профилактики – раннее выявление и реабилитация нервно-психических нарушений и работа с «группой риска», например, подростками, имеющих выраженную склонность к формированию отклоняющегося поведения без проявления такового в настоящее время.
Третичная профилактика решает специальные задачи, как лечение нервно-психических расстройств, сопровождающихся нарушениями поведения. Третичная профилактика также может быть направлена на предупреждение рецидивов у лиц с уже сформированным девиантным поведением.
Московский государственный психолого-педагогический университет (МГППУ) создал алгоритм, который включает в себя основные признаки видов девиантного поведения и общий порядок действий педагогов в случае выявления признаков такого поведения у учеников. Описаны социально-психологическая дезадаптация, раннее проблемное (отклоняющееся) поведение, рискованное поведение, суицидальное, самоповреждающее поведение, аддиктивное (зависимое) поведение, агрессивное поведение, делинквентное поведение
Памятка для педагогов
Позиция педагога в ситуациях взаимодействия с девиантными подростками
1 Установка педагога на принятие подростка таким, какой он есть.
Внутренняя готовность к возможным негативным особенностям подросткового
возраста.
2 Наличие у педагога коммуникативной толерантности (терпения, умение
не обозляться на подростков, несмотря на их негативизм, скепсис, дерзость и пр.).
3 Оптимистический взгляд на подростка: вера в его наилучшие качества,
в наступление положительных эффектов сотрудничества, в позитивные перемены
в поведении, судьбе. Педагогу запрещено унижать личность подростка,
навешивать ему «ярлыки».
4 Стремление проявлять подчеркнутое внимание к личности, нуждающейся
в психолого-педагогической помощи. Оно проявляется в стремлении педагога
помочь подростку осознать, что он не безразличен, что его поступки и личностные
свойства замечают, что ему готовы оказать поддержку.
5 Готовность педагога относится к подростку не менее уважительно, чем к
себе: в этом случае подросток убеждается, что в нем видят личность, достойную
признания и уважения, что ему помогают самоутверждаться, проявлять свою
самостоятельность, взгляды, мнения.
6 Доброжелательность и чистосердечность.
Человек может быть доброжелательным - открытым к людям, бескорыстным и миролюбивым,
помогающим в осуществлении хороших дел, располагающим к себе в общении и деятельности. Но может быть зловредным - готовым к неодобрительной критике, проявляющим неприятие чужих инициатив, отчитывающим, укоряющим, ищущим благодарность за совет и услугу, и тем самым - отталкивающим от себя людей.
Воспитателю подростков лучше относится к первой категории людей.
7 Понимание сложности воспитательной задачи при взаимодействии с
подростками, в том числе и со сложными характерами. Уместно всегда помнить слова Януша Корчака: «Надо остерегаться смешивать «хороший» и «удобный».
Все современное воспитание направлено на то, чтобы ребенок был удобен…».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Способы преодоления типичных отклонений в поведении школьников
Статья адресована классным руководителям 5-х-7-х классов. Материал взят из практического пособия "Проблемные ситуации в школе и способы их решения" (авторы Королёва Е.В., Юрченко П.Г., Бурдыгина Т.Н.)...
Причины и способы преодоление девиантного поведения
Целью своей работы считаю формирование положительных качеств подростков, ослабление отрицательных качеств личности ребенка через работу с родителями, посещение учащихся на дом...
Причины суицидального поведения подростков, способы преодоления
И.П.Павлов писал: «...Жизнь перестает призывать к себе, как только исчезает цель»). Роль психологических факторов в формировании суицидального поведения велика, однако их необходимо рассматривать в со...
Беседа с родителями "Подростковый суицид и способы преодоления суицидального поведения"
Если вы видите, что человек ведет себя слишком рискованно – это тоже повод прислушаться к его проблемам. Ничего, что он вполне может быть сильной личностью, но может, ему просто не хватает душев...
план-конспект "Коронавирус. Меры профилактики" Лекция-семинар для детей старшего школьного возраста.
Данный материал позволяет организовать просветительную и разъяснительную работу со школьниками по вопросам, связанными с особенностями профилактики и недопущения рапространения Коронавируса....
Профессиональное выгорание педагогов - причины, профилактика, способы преодоления
Эмоциональное выгорание - это состояние эмоционального, физического и умственного истощения. Возникает в результате внуутреннего накапливания отрицательных эмоций без соответствующего "освобожден...