Психологические аспекты экстремальных ситуаций
презентация к уроку по психологии

Субботина Елена Викторовна

Презентация по психологии

Скачать:

ВложениеРазмер
Office presentation icon psihologicheskie_aspekty_ekstremalnyh_situatsii.ppt615 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Тема : «Психологические аспекты экстремальных ситуаций» Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Департамента здравоохранения города Москвы «МЕДИЦИНСКИЙ КОЛЛЕДЖ №5» Теоретическое занятие ОП.09 Психология Специальность: 34.02.01 Сестринское дело (базовая подготовка) Квалификация выпускника: Медсестра Москва 2024 Е.В. Субботина– преподаватель, первая квалификационная категория

Слайд 2

Вспомним ранее изученное ЗАДАЧА № 1. Больной назначили инъекции пенициллина. Через три минуты после первой инъекции больная скончалась. В истории болезни отмечено, что в прошлом больная лечилась этим препаратом: аллергической реакции не наблюдалось. Экспертная комиссия дала заключение о необычной аллергической анафилактической реакции организма на введение пенициллина. Вопрос: - определите дефект медицинской помощи. Поясните.

Слайд 3

ЭТАЛОН ОТВЕТА Несчастный случай, так как развившаяся анафилактическая реакция организма на препарат представляла собой непредвиденное неблагоприятное стечение обстоятельств. Этот случай произошел до отмены аллергических проб на пенициллин.

Слайд 4

Вспомним ранее изученное ЗАДАЧА № 2. Перед вами речевые формы из медицинской практики: - «пожили бабушка, и хватит», - «неужели вы так боитесь смерти?», - «такая молодая и…такая больная?», - «ложитесь бабушка, сейчас мы вам снимем голову». Вопрос: - в какой модели отношения «врач - пациент» чаще всего возможны подобные реплики? Поясните .

Слайд 5

Эталон ответа Подобные реплики чаще встречаются в патерналистской модели отношения «врач-пациент». В этой модели пациент – объект манипуляции, внутренним состоянием которого можно пренебречь. Эта модель была основной в советской системе здравоохранения. Помимо общих исторических причин ее возникновения и существования (неравенство сторон отношения «врач-пациент», доверие пациента врачу, экстремальные ситуации оказания медицинской помощи пациенту), в советском здравоохранении патерналистское отношение врача к пациенту закреплялось тоталитарной (авторитарной) системой отношений «государство-гражданин».

Слайд 6

Вспомним ранее изученное ЗАДАЧА № 10. У больной Н. внезапно появились острые резкие боли в животе и рвота. Вызванный врач заподозрил обострение язвенной болезни желудка. Были сделаны соответствующие назначения. Посетивший пациентку второй врач пришел к такому же заключению. Ночью Н. скончалась. Вскрытие показало, что у больной был инфаркт сердечной мышцы, начало которого протекало необычно. Вопрос: - определите дефект медицинской помощи. Наступает ли в таком случае правовая ответственность?

Слайд 7

ЭТАЛОН ОТВЕТА Несчастный случай. Смерть пациентки вызвана непредвиденными и неблагоприятными обстоятельствами («инфаркт сердечной мышцы, начало которого протекало необычно»). Действия врачей являются надлежащими, в них отсутствует вина, поэтому юридическая ответственность не наступает .

Слайд 8

Тема: Психологические аспекты экстремальных ситуаций Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Департамента здравоохранения города Москвы «МЕДИЦИНСКИЙ КОЛЛЕДЖ №5» Теоретическое занятие ОП.09 Психология Специальность: 34.02.01 Сестринское дело (базовая подготовка) Квалификация выпускника: Медсестра Москва 2024 Е.В. Субботина– преподаватель химии, первая квалификационная категория

Слайд 9

Содержание учебного занятия Понятие, классификация и виды экстремальных ситуаций. Особенности психического состояния и поведения личности в экстремальных ситуациях. Правила и принципы оказания первой помощи в экстремальной ситуации. Понятие и основные проявления посттравматического стрессового расстройства в разных возрастных группах. Методы поддержки пациентов с ПТСР.

Слайд 10

Изучив эту тему, Вы должны будете: Знать Динамику психогенного расстройства в чрезвычайных ситуациях Техники экстренной психологической помощи Причины развития ПТСР Причины развития ПТСР

Слайд 11

Тема : «Психологические аспекты экстремальных ситуаций»

Слайд 12

Характеризуется общим психическим напряжением предельной мобилизациейпсихофизиологических резервов обострением восприятия и увеличением скорости мыслительных процессов проявлениями безрассудной смелости (особенно при спасении близких) при одновременном снижении критической оценки ситуации

Слайд 13

Динамика психогенного расстройства в чрезвычайных ситуациях: 1 Стадия «Острый эмоциональный шок». Длится от 3 до 5 ч

Слайд 14

Отмечается тотальность недоразвития мозговых систем. Более нарушены высшие психические функции (особенно интеллект, речь), чем элементарные (непроизвольное восприятие, память, моторика, элементарные эмоции).

Слайд 15

Динамика психогенного расстройства в чрезвычайных ситуациях: Стадия«Психофизиологическая демобилизация» Длительность до трех суток .

Слайд 16

Динамика психогенного расстройства в чрезвычайных ситуациях: Характеризуется резким ухудшением самочувствия и психоэмоционального состояния понижением моральной нормативности поведения снижением уровня эффективности деятельности депрессивными тенденциями некоторыми изменениями функций внимания и памяти (пострадавшие не могут достаточно четко вспомнить, что они делали в эти дни).

Слайд 17

Динамика психогенного расстройства в чрезвычайных ситуациях: «Стадия разрешения» 3–12 суток после стихийного бедствия. Постепенно стабилизируется настроение и самочувствие. К концу этого периода появляется желание «выговориться» Тревожные и кошмарные сновидения, в различных вариантах отражающие впечатления трагических событий.

Слайд 18

Динамика психогенного расстройства в чрезвычайных ситуациях: «Стадия восстановления» Начинается приблизительно с 12-го дня после катастрофы

Слайд 19

Динамика психогенного расстройства в чрезвычайных ситуациях: Активизируется межличностное общение, начинает нормализоваться эмоциональная окраска речи и мимических реакций, впервые после катастрофы могут быть отмечены шутки, вызывавшие эмоциональный отклик у окружающих, восстанавливаются нормальные сновидения.

Слайд 20

Динамика психогенного расстройства в чрезвычайных ситуациях: Возможно развитие различных форм психосоматических расстройств, связанных с нарушениями деятельности желудочно-кишечного тракта, сердечно-сосудистой, иммунной и эндокринной систем.

Слайд 21

Возможные симптомы в чрезвычайных ситуациях бред галлюцинации апатия ступор двигательное возбуждение агрессия страх истерика дрожь плач

Слайд 22

Техники экстренной психологической помощи Бред и галлюцинации 1. Вызовите бригаду скорой психиатрической помощи. 2. До прибытия специалистов следите за тем, чтобы пострадавший не навредил себе и окружающим. Уберите от него предметы, представляющие потенциальную опасность.

Слайд 23

Техники экстренной психологической помощи Апатия 1. Поговорите с пострадавшим. Задайте ему несколько простых вопросов: «Как тебя зовут?»; «Как ты себя чувствуешь?»; «Хочешь есть?». 2. Проводите пострадавшего к месту отдыха, помогите удобно устроиться (обязательно снять обувь). 3.Возьмите пострадавшего за руку или положите свою руку ему на лоб. 4. Дайте пострадавшему возможность поспать или просто полежать.

Слайд 24

Техники экстремальной психологической помощи Ступор 1. Согните пострадавшему пальцы на обеих руках и прижмите их к основанию ладони. Большие пальцы должны быть выставлены наружу. 2. Кончиками большого и указательного пальцев массируйте пострадавшему точки, расположенные на лбу, над глазами ровно посредине между линией роста волос и бровями, четко над зрачками.

Слайд 25

Техники экстремальной психологической помощи 3. Ладонь свободной руки положите на грудь пострадавшего. Подстройте свое дыхание под ритм его дыхание 4.Человек, находясь в ступоре, может слышать и видеть. Поэтому говорите ему на ухо тихо, медленно и четко то, что может вызвать сильные эмоции (лучше негативные). Необходимо любыми средствами добиться реакции пострадавшего, вывести его из оцепенения .

Слайд 26

Техники экстренной психологической помощи Двигательное возбуждение 1. Используйте прием «захват»: находясь сзади, просуньте свои руки пострадавшему под мышки, прижмите его к себе и слегка опрокиньте на себя. 2. Изолируйте пострадавшего от окружающих.

Слайд 27

3. Массируйте «позитивные» точки. Говорите спокойным голосом о чувствах, которые он испытывает. («Тебе хочется что-то сделать, чтобы это прекратилось?Ты хочешь убежать, спрятаться от происходящего?»)

Слайд 28

Техники экстренной психологической помощи Агрессия 1. Сведите к минимуму количество окружающих. 2. Дайте пострадавшему возможность «выпустить пар» (например, выговориться или «избить» подушку). 3. Поручите ему работу, связанную с высокой физической нагрузкой. 4. Демонстрируйте благожелательность. Даже если вы не согласны с пострадавшим, не обвиняйте его самого, а высказывайтесь по поводу его действий. Иначе агрессивное поведение будет направлено на вас.

Слайд 29

Если не оказать помощь разъяренному человеку, это приведет к опасным последствиям: из-за снижения контроля за своими действиями человек будет совершать необдуманные поступки, может нанести увечья себе и другим.

Слайд 30

Техники экстремальной психологической помощи Страх 1. Положите руку пострадавшего себе на запястье, чтобы он ощутил ваш спокойный пульс. Это будет для него сигналом: «Я сейчас рядом, ты не один!». 2. Дышите глубоко и ровно. Побуждайте пострадавшего дышать в одном с вами ритме.

Слайд 31

Техники экстремальной психологической помощи Нервная дрожь 1. Нужно усилить дрожь. 2. Возьмите пострадавшего за плечи и сильно, резко потрясите в течение 10–15 секунд.

Слайд 32

Техники экстремальной психологической помощи 1. Не оставляйте пострадавшего одного. 2. Установите физический контакт с пострадавшим (возьмите за руку, положите свою руку ему на плечо или спину, погладьте его по голове). Дайте ему почувствовать, что вы рядом .

Слайд 33

Техники экстремальной психологической помощи Плач 1. Не оставляйте пострадавшего одного. 2. Установите физический контакт с пострадавшим (возьмите за руку, положите свою руку ему на плечо или спину, погладьте его по голове). Дайте ему почувствовать, что вы рядом.

Слайд 34

Применяйте приемы «активного слушания» (они помогут пострадавшему выплеснуть свое горе): периодически произносите «ага», «да», кивайте головой, то есть подтверждайте, что слушаете и сочувствуете; повторяйте за пострадавшим отрывки фраз, в которых он выражает свои чувства; говорите о своих чувствах и чувствах пострадавшего .

Слайд 35

ПЛАЧ 4. Не старайтесь успокоить пострадавшего. Дайте ему возможность выплакаться и выговориться, «выплеснуть» из себя горе, страх, обиду. 5. Не задавайте вопросов, не давайте советов. Ваша задача – выслушать.

Слайд 36

Техники ЭКСТРЕМАЛЬНОЙ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ПОМОЩИ ИСТЕРИКА 1. Удалите зрителей, создайте спокойную обстановку. Останьтесь с пострадавшим наедине, если это не опасно для вас. 2. Неожиданно совершите действие, которое может сильно удивить (можно дать пощечину, облить водой, с грохотом уронить предмет, резко крикнуть на пострадавшего).

Слайд 37

истерика 3. Говорите с пострадавшим короткими фразами, уверенным тоном («Выпей воды», «Умойся»). 4. После истерики наступает упадок сил. Уложите пострадавшего спать. До прибытия специалиста наблюдайте за его состоянием. 5. Не потакайте желаниям пострадавшего.

Слайд 38

Посттравматическое стрессовое расстройство Посттравматическое стрессовое расстройство, или ПТСР – это тяжелое нарушение психики, отсроченная и/или затянувшаяся реакция на краткое или продолжительное стрессовое событие.

Слайд 39

Причины развития ПТСР Военные действия Природные или техногенные катастрофы Террористические акты Несчастные случаи (авария и т.д.) Пережитое физическое, сексуальное или психологическое насилие Вынужденное применение насилия в отношении других людей Смерть близкого человека

Слайд 40

Механизм действияПТСР После травмирующего события в нашей памяти закрепляется стойкий «триггер» − своеобразный слепок из различных образов, которые напоминают о пережитом. Это могут быть и зрительные образы, и звуки, и запахи, и тактильные прикосновения

Слайд 41

Причины развития ПТСР Навязчивые мысли и воспоминания, повторное «переживание» ситуации Избегание мыслей, воспоминаний и разговоров о травме Приступы паники и тревоги Вспышки гнева и агрессии (особенно, если ситуация была напрямую связана с защитой своей жизни) Бессонница и кошмарные сновидения Подавленность, холодность, бесчувственность, эмоциональная отрешенность

Слайд 42

Физиологические симптомы ПТСР: Тошнота, рвота Головокружение, головная боль, звон в ушах Нарушение сердечного ритма и давления Повышенная потливость Дрожь в конечностях Неровное дыхание, одышка, чувство кома в горле

Слайд 43

Вывод Если на первых этапах основным препятствием к обучению и воспитанию является первичный дефект, а затем вторично возникшие явления психического недоразвития, а также негативные личностные установки, вызванные неудачами в школе, нередко начинают занимать ведущее место в отношении к обучению.

Слайд 44

Вывод И наоборот, ранняя психолого-педагогическая коррекция дефекта во многом улучшает прогноз формирования личности и социально компенсации этой группы детей

Слайд 45

Подведем итоги изучения темы занятия: Тест Выберете один правильный ответ 1. Ситуация для человека становится экстремальной в силу: а) ее негативных последствий б) мнений и взглядов других людей, считающих ее таковой в) субъективного переживания самим человеком ее как таковой

Слайд 46

Подведем итоги изучения темы занятия: 2. Посттравматическое стрессовое расстройство: а) психическое состояние, возникающее в ситуации несоответствия желаний имеющимся возможностям б) тяжелое психическое состояние, которое возникает в результате единичной или повторяющихся психотравмирующих ситуаций в) психологическое состояние, вызванное угрожающим воздействием внешних условий и выраженное в чувстве неконтролируемого страха или тревоги

Слайд 47

Подведем итоги изучения темы занятия: 3. Выберете основное мероприятие при оказании первой помощи при активном неудержимом движении: а) неожиданно совершить отвлекающее действие, например, громко крикнуть б) говорить тихо, медленно и четко в) заставить пострадавшего выполнить конкретное поручение

Слайд 48

Подведем итоги изучения темы занятия: 4. Выберете основное мероприятие при оказании первой помощи при плаче: а) дать поплакать и вывести на разговор б) говорить тихо, медленно и четко в) успокоить, укутать, дать горячий чай

Слайд 49

Подведем итоги изучения темы занятия: 5. Выберете основное мероприятие при оказании первой помощи при плаче: а) дать поплакать и вывести на разговор б) говорить тихо, медленно и четко в) успокоить, укутать, дать горячий чай

Слайд 50

Подведем итоги изучения темы занятия: 6. В экстремальных условиях проходит деятельность: а) программистов б) почтальонов в) лётчиков

Слайд 51

7. Виктимное поведение: а) психическое состояние, возникающее в ситуации несоответствия желаний имеющимся возможностям б) действия, связанные с осознанной опасностью для человеческой жизни в) поступки или действия человека, так или иначе провоцирующие причинить ему какой-либо вред

Слайд 52

8 . При оказании первой помощи ребенку, пострадавшему в ЧС, необходимо: а) дать мягкие игрушки, чтобы отвлечь от общего осмотра и манипуляций б) установить с ребенком словесный и тактильный контакт в) оба варианта верны г) нет верного ответа

Слайд 53

9. Выберете основное мероприятие при оказании первой помощи при истерике а) заставить пострадавшего выполнить конкретное поручение б) говорить тихо, медленно и четко в) неожиданно совершить отвлекающее действие, например, громко крикнуть

Слайд 54

10. У человека в экстремальной ситуации могут появлться следующие сиптомы а) галлюцинации б) бред в) все ответы верны

Слайд 55

Сегодня я узнал... 2. На занятии мне было трудно... 3. Сегодня я понял ... 4. Сегодня я научился... 5. Сегодня я смог ... 6. Сегодня мне было интересно узнать, что... 7. Сегодня меня удивило ... 8. Изучив эту тему, мне захотелось ...

Слайд 56

Домашнее задание учебно-методические комплекс преподавателя по данной теме


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Классный час "Экстремальные ситуации"

Материал представлен презентацией по предупреждению травматизма дома и на улице...

Элективный курс "Выживание в экстремальных ситуациях" 9 класс.

В помощь учителям географии. Элективный курс содержит пояснительную записку, планирование, содержание программы, литературу для учителя и учащихся....

Как подготовиться к походу, чтобы не попасть в экстремальную ситуацию

Разработка урока по курсу ОБЖ в 6 классе с целью воспитания культуры безопасного поведения в природной среде. К сожалению, презентация к этому уроку имеет большой объем даже в сжатом виде и нет возмож...

Тема «Дыхание» Урок 1. Газообмен в легких и тканях Урок 2. Дыхание в экстремальных ситуациях

Материалы к урокам "Газообмен в легких и тканях", "Дыхание в экстремальных ситуациях" с использованием ИКТ...

Психологическая помощь в сложных и экстремальных ситуациях

Психологическая помощь в сложных и экстремальных ситуациях...

Психологическая помощь в сложных и экстремальных ситуациях

Психологическая помощь в сложных и экстремельных ситуациях...