Психологическая помощь в сложных и экстремальных ситуациях
методическая разработка по психологии

Адыг-оол Чинчи Хертековна

Психологическая помощь в сложных и экстремельных ситуациях

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл saytche2.docx30.51 КБ

Предварительный просмотр:

Психологическая помощь в сложных и экстремальных ситуациях

ОСОБЕНО ВАЖНО! 

  • Если Вы находитесь рядом с человеком, получившим психическую травму в результате воздействия экстремальных факторов (при террористическом акте, аварии, потере близких, трагическом известии и т.п.) не теряйте самообладания!
  • Поведение пострадавшего не должно Вас пугать, раздражать или удивлять. Его состояния, поступки, эмоции – это нормальная реакция на ненормальные обстоятельства. Позаботьтесь о своей психологической безопасности.
  • Не оказывайте психологическую помощь в том случае, если Вы этого не хотите (неприятно или другие причины). Найдите того, кто может это сделать. Придерживайтесь принципа «Не навреди»!
  • Не делайте того, в пользе чего Вы не уверены. Ограничьтесь тогда лишь сочувствием и как можно быстрее обратитесь за помощью к специалисту (психотерапевту, психиатру, психологу).

ПЕРВАЯ ПОМОЩЬ ПРИ РАЗЛИЧНЫХ ПСИХИЧЕСКИХ СОСТОЯНИЯХ. 

ТРЕВОГА

В данной ситуации:

  • Очень важно постараться разговорить человека и понять, что именно его тревожит. В этом случае, возможно, человек осознает источник тревоги и сможет успокоиться.
  • Часто человек тревожится, когда у него не хватает информации о происходящих событиях. В этом случае можно попытаться составить план, когда, где и какую информацию можно получить.
  • Попытайтесь занять человека умственным трудом: считать, писать и т.д. Если он будет увлечен этим, то тревога отступит.
  • Физический труд, домашние хлопоты тоже могут быть хорошим способом успокоиться. Если есть возможность, можно сделать зарядку или совершить пробежку.

ПЛАЧ

  • Каждый человек знает, что после того, как дашь волю слезам, на душе становится немного легче. Хорошо, если рядом есть кто-то, с кем можно разделить горе. Самая здоровая реакция в экстремальной ситуации. Если пострадавший плачет, то просто активно слушаем и обнимаем, если он позволяет. Признаки: Человек уже плачет или готов разрыдаться, Подрагивают губы, Наблюдается ощущение подавленности, В отличие от истерики нет возбуждения и поведении.

В данной ситуации:

  • Не оставляйте пострадавшего одного.
  • Установите физический контакт с пострадавшим (возьмите за руку, положите свою руку ему на плечо или спину, погладьте его по голове). Дайте ему почувствовать, что вы рядом.
  • Применяйте приемы «активного слушания»
  • Периодически произносите «ага», «да», кивая головой, т.е. подтверждайте, что слушаете и сочувствуете; 
  • Повторяйте за пострадавшим отрывки фраз, в которых он выражает чувства; говорите о своих чувствах и чувствах пострадавшего. 
  • Не старайтесь успокоить пострадавшего. Дайте ему возможность выплакаться и выговориться, «выплеснуть» из себя горе, страх, обиду.
  • Не задавайте вопросов, не давайте советов. Ваша задача – выслушать.
  • Один нюанс. НЕ ПРОИЗНОСИМ ФРАЗУ: "ВСЕ БУДЕТ ХОРОШО!" и не даем невыполнимых обещаний.
  • Вы не знаете как оно все будет. У человека погибли близкие или разрушен дом, хорошей его жизнь станет очень не скоро. 

ИСТЕРИКА

Истерический припадок длится несколько часов или несколько дней. Эту реакцию нужно отслеживать в зоне ЧС В ПЕРВУЮ ОЧЕРЕДЬ после "не наших клиентов"! Если плач - реакция адекватная и прогноз дальнейшего поведения положительный, то не так с истерикой.

Истерика опасна прежде всего тем, что ею заражаются зрители. А, вокруг истерящего всегда собирается кучка сочувствующих и зевак. Если истерящему удастся заразить толпу - беда. С неконтролируемой толпой справится будет почти невозможно.

В отличие от слез, истерика — это то состояние, которое необходимо постараться прекратить. В этом состоянии человек теряет много физических и психологических сил.

Признаки: сохраняется сознание, чрезмерное возбуждение, множество движений, театральные позы, речь эмоционально насыщенная, быстрая, громкие надрывные крики и рыдания.

В данной ситуации:

  • Удалите зрителей, создайте спокойную обстановку. Не разгоняем, а даем задание. Просим зевак о помощи. Останьтесь с пострадавшим наедине, если это не опасно для вас.
  • Неожиданно совершите действие, которое может сильно удивить (можно дать пощечину, облить водой, с грохотом уронить предмет, резко крикнуть на пострадавшего).
  • Говорите с пострадавшим короткими фразами, уверенным тоном («Выпей воды», «Умойся», «Встань», «Пойдем со мной», «Дай руку», … и повели его к медикам).
  • После истерики наступает упадок сил. Уложите пострадавшего спать. До прибытия специалиста наблюдайте за его состоянием.
  • Не потакайте желаниям пострадавшего.

СТРАХ

Панический страх, ужас может побудить к бегству, вызвать оцепенение или, наоборот, возбуждение, агрессивное поведение. При этом человек плохо контролирует себя, не осознает, что он делает и что происходит вокруг. 

Со страхом, кажется все просто. Нормальная защитная реакция для экстремальных условий

Если бы не одно "но". Страх в условиях ЧС может перерасти в панику. А это уже опасно.

Признаки:  Напряжение мышц (особенно лицевых), учащенное сердцебиение и поверхностное дыхание (человек, как бы замирает, перед лицом опасности и сканирует окружающее в поисках источника страха), сниженный контроль собственного поведения. 

В этой ситуации:

  • Не оставляйте человека одного. Страх тяжело переносить в одиночестве.
  • Говорите о том, чего человек боится, когда человек проговорит свой страх, тот становится не таким сильным.
  • Если пострадавший говорит, слушайте его, показывайте заинтересованность, понимание, сочувствие.
  • Не пытайтесь отвлечь человека фразами: «Не думай об этом», «Это ерунда», «Это глупости» и т.д.
  • Положите руку пострадавшего себе на запястье, чтобы он ощутил ваш спокойный пульс. Это будет для него сигналом: «Я сейчас рядом, ты не один!».
  • Дышите глубоко и ровно. Побуждайте пострадавшего дышать в одном с вами ритме.

НЕРВНАЯ ДРОЖЬ

Возможно вы наблюдали когда-нибудь такую картину: человек, только что переживший аварию, нападение или ставший свидетелем происшествия, участником конфликта сильно дрожит. Со стороны это выглядит так, будто он замерз. Однако причина в другом.

После экстремальной ситуации появляется неконтролируемая нервная дрожь (человек не может по собственному желанию прекратить эту реакцию). Так организм «сбрасывает напряжение».

Если эту реакцию остановить, то напряжение останется внутри, в теле, и вызовет мышечные боли, а в дальнейшем может привести к развитию серьезных заболеваний. 

Отличительные черты: полная осознанностьнеконтролируемый тремор одной или нескольких частей тела (челюсть, руки и ноги). Невозможность удержать в руках предметы или самостоятельно передвигаться.

  • Дрожь возникает внезапно – сразу после инцидента или спустя какое-то время. Возникает сильное дрожание всего тела или отдельных частей (человек не может удержать в руках мелкие предметы, зажечь спичку). Реакция продолжается довольно долгое время (до нескольких часов). Потом человек чувствует сильную усталость и нуждается в отдыхе.

В данной ситуации:

  • Нужно усилить дрожь.
  • Возьмите пострадавшего за плечи и сильно, резко потрясите в течение 10–15 секунд.
  • Продолжайте разговаривать с ним, иначе он может воспринять ваши действия как нападение.
  • После завершения реакции необходимо дать пострадавшему возможность отдохнуть. Желательно уложить его спать.

Нельзя:

• обнимать пострадавшего или прижимать его к себе;

• укрывать пострадавшего чем-то теплым;

• успокаивать пострадавшего, говорить, чтобы он взял себя в руки.

БРЕД И ГАЛЛЮЦИНАЦИ

Признаки
Бред: Ложные представления или умозаключения, в ошибочности которых пострадавшего невозможно разубедить. 

Галлюцинации: Пострадавший воспринимает объекты, которые в данный момент не воздействуют на соответствующие органы чувств (слышит голоса, видит людей, чувствует запахи и проч., которых нет на самом деле). 

В данной ситуации:

  • Обратитесь к медицинским работникам, вызовите бригаду скорой психиатрической помощи.
  • До прибытия специалистов следите за тем, чтобы пострадавший не навредил себе и окружающим. Уберите от него предметы, представляющие потенциальную опасность.
  • Изолируйте пострадавшего и не оставляйте его одного.
  • Говорите с пострадавшим спокойным голосом. Соглашайтесь с ним, не пытайтесь его переубедить.
  • В такой ситуации переубедить пострадавшего невозможно.

АПАТИЯ

В душе – пустота, нет сил даже на проявление чувств. Если человека оставить без поддержки и помощи в таком состоянии, то апатия может перерасти в депрессию. В состоянии апатии человек может находится от нескольких дней до нескольких недель. 

Признаки: осознанность ограниченная, безразличное отношение к окружающему, вялость, заторможенность, речь медленная, с большими паузами. 

В данной ситуации:

  • Поговорите с пострадавшим. Задайте ему несколько простых вопросов: «Как тебя зовут?»; «Как ты себя чувствуешь?»; «Хочешь есть?».
  • Проводите пострадавшего к месту отдыха, помогите удобно устроиться (обязательно снять обувь). Иначе уйдет наш пострадавший потихоньку в общей суете и никто его не хватится, дай Бог если он останется потом жив. Человек в состоянии апатии способен войти в горящее здание или убрести зимой куда глаза глядят.
  • Дайте пострадавшему возможность поспать или просто полежать.
  • Возьмите пострадавшего за руку или положите свою руку ему на лоб.
  • Если нет возможности отдохнуть (происшествие на улице, в общественном транспорте, ожидание окончания операции в больнице), то больше говорите с пострадавшим, вовлекайте его в любую совместную деятельность (можно прогуляться, сходить выпить чая или кофе, помочь окружающим, нуждающимся в помощи).

СТУПОР

Ступор – одна из самых сильных защитных реакций организма. Происходит после сильнейших нервных потрясений, когда человек затратил столько энергии на выживание, что сил на контакт с окружающим миром у него уже нет.

Ступор может длиться от нескольких минут до нескольких часов. Поэтому, если не оказать помощь, и пострадавший пробудет в таком состоянии достаточно долго.

Признаки:  резкое снижение или отсутствие произвольных движений и речи, отсутствие реакции на внешние раздражители (шум, свет, прикосновения), «застывание» в определенной позе, оцепенение, состояние полной неподвижности, глазодвигательные реакции слабы, либо отсутствуют (смотрит в одну точку. Моргать может, поскольку это рефлекторное движение век)

В данной ситуации:

  • Если есть возможность то на носилки пострадавшего и к медикам. ЭТО НАИЛУЧШИЙ И ЩАДАЩИЙ ВАРИАНТ!
  • Согните пострадавшему пальцы на обеих руках и прижмите их к основанию ладони. Большие пальцы должны быть выставлены наружу.
  • Кончиками большого и указательного пальцев массируйте пострадавшему точки, расположенные на лбу, над глазами ровно посредине между линией роста волос и бровями, четко над зрачками.
  • Ладонь свободной руки положите на грудь пострадавшего. Подстройте свое дыхание под ритм его дыхания.
  • Человек, находясь в ступоре, может слышать и видеть. Поэтому говорите ему на ухо тихо, медленно и четко то, что может вызвать сильные эмоции. Гнев или отвращение. Сильные негативные эмоции. Именно они могут вытащить человека из раковины ступора.

ДВИГАТЕЛЬНОЕ ВОЗБУЖДЕНИЕ

Человек теряет способность логически мыслить и принимать решения, становится похожим на животное, мечущееся в клетке.

  • «Я побежал, а когда пришел в себя, оказалось, что не знаю, где нахожусь».
  • «Я что-то делал, с кем-то разговаривал, но ничего не могу вспомнить». 

Признаки:  "сумеречность сознания" человек слышит ваши слова, но понимает далеко не все, часто отсутствует реакция на окружающих (на замечания, просьбы, приказы), резкие движения, часто бесцельные и бессмысленные действия, ненормально громкая речь или повышенная речевая активность (человек говорит без остановки, иногда абсолютно бессмысленно), неконтролируемый бег или быстрая ходьба, амнезия после успокоения.

В данной ситуации:

  • Прежде, чем пытаться ему помочь, убедитесь, что это не опасно для вас. Помните, помощь возможна только в случае, если пострадавший отдает себе отчет в своих действиях.
  • Используйте прием «захват»: находясь сзади, просуньте свои руки пострадавшему подмышки, прижмите его к себе и слегка опрокиньте на себя.
  • Изолируйте пострадавшего от окружающих.
  • Говорите спокойным голосом о чувствах, которые он испытывает. («Тебе хочется что-то сделать, чтобы это прекратилось? Ты хочешь убежать, спрятаться от происходящего?»)
  • Не спорьте с пострадавшим, задавайте короткие вопросы (ты хочешь пить? Как тебя зовут помнишь?), в разговоре избегайте фраз с частицей «не», относящихся к нежелательным действиям (например: «Не беги», «Не размахивай руками», «Не кричи», «Не дергайся»).
  • Помните, что пострадавший может причинить вред себе и другим.
  • Двигательное возбуждение обычно длится недолго и может смениться нервной дрожью, плачем, а также агрессивным поведением.
  • Предложите совместно сделать дыхательную гимнастику.
  • Старайтесь разрядить обстановку смешными комментариями или действиями.

АГРЕССИЯ

Проявление злобы или агрессии может сохраняться достаточно длительное время и мешать самому пострадавшему и окружающим. ЧС демонстрирует им что они бессильны в таких ситуациях. Чаще такую реакцию демонстрируют мужчины, если эту реакцию демонстрируют женщины, то вместе с агрессией идет и истерический компонент. Эта реакция так же опасна эмоциональным заражением толпы.

Признаки: раздражение, недовольство, гнев (по любому, даже незначительному поводу), нанесение окружающим ударов руками или какими-либо предметами, словесное оскорбление, громкая брань, "мат-перемат", мышечное напряжение, повышение кровяного давления, если нет цели получить выгоду от агрессивного поведения, осознанность.

В данной ситуации:

  • Сведите к минимуму количество окружающих.
  • Дайте пострадавшему возможность «выпустить пар» (например, выговориться или «избить» подушку).
  • Если не оказать помощь разъяренному человеку, это приведет к опасным последствиям: из-за снижения контроля за своими действиями человек будет совершать необдуманные поступки, может нанести увечья себе и другим.
  • Поручите ему работу, связанную с высокой физической нагрузкой.
  • Демонстрируйте благожелательность. Даже если вы не согласны с пострадавшим, не обвиняйте его самого, а высказывайтесь по поводу его действий. Иначе агрессивное поведение будет направлено на вас.
  • Агрессия может быть погашена страхом наказания.
  • Старайтесь разрядить обстановку смешными комментариями или действиями.

ВИНА И СТЫД

В данной ситуации:

  • Если с вами рядом человек, который мучается от стыда или от чувства вины, постарайтесь убедить его обратиться к специалисту. Такое состояние часто требует помощи специалиста-психолога или врача-психотерапевта.
  • Поговорите с человеком, выслушайте его. Дайте понять, что вы слушаете и понимаете его (кивайте, поддакивайте, говорите «угу», «ага»).
  • Не осуждайте человека, не старайтесь оценивать его действия, даже если вам кажется, что человек поступил неправильно. Дайте понять, что принимаете человека таким, какой он есть.
  • Не пытайтесь переубедить человека («Ты не виноват», «Такое с каждым может случиться»).
  • На этом этапе важно дать человеку выговориться, рассказать о своих чувствах.
  • Не давайте советов, не рассказывайте о своем опыте, не задавайте вопросов — просто слушайте.

В заключение хотелось бы сказать о том, что все эти состояния организма – это естественная реакция в чрезвычайных ситуациях, и зачастую помощь и поддержка окружающих помогают человеку справиться.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Авторская программа коррекционно-развивающих занятий для подростков коррекционных классов VIII вида. Психологическая помощь подросткам, оказавшимся в трудной жизненной ситуации "Я выбираю жизнь".

По данным отчёта Детского фонда ООН за последние годы значительно увеличилось число суицидальных попыток и завершенных самоубийств среди детей и подростков. Уровень самоубийств среди российских подрос...

Оказание психологической помощи обучающимся, оказавшимся в кризисной ситуации

Виды кризисных ситуаций, коррекционная работа по оказанию психологической помощи  выхода из кризиса...

Первая медицинская помощь в экстремальных ситуациях

Презентация по разделу ОБЖ "Здоровый образ жизни" рассматривает порядок действия детей при оказании первой медицинской помощи....

Оказание первой медицинской помощи в экстремальных ситуациях

Методическая разработка урока по основам безопасности жизнедеятельности(8 класс) содержит материал об оказании первой помощи при кровотечениях, сердечно-лёгочной реанимации,ожогах, обморожениях, перел...

Психологическая помощь в сложных и экстремальных ситуациях

Психологическая помощь в сложных и экстремальных ситуациях...

Доклад "Экстренная помощь педагога-психолога в экстремальной ситуации"

ознакомление с основными принципами при организации экстренной психологической помощи, ознакомление с целями и задачами при оказании экстренной психологической помощи. А так же описание основных прави...