программа МКОУ СКОШ VIII вида № 9 «Профилактика суицидального поведения обучающихся с ограниченными возможностями здоровья»
методическая разработка (9 класс) по теме
Предварительный просмотр:
Паспорт
комплексной программы МКОУ СКОШ VIII вида № 9
«Профилактика суицидального поведения обучающихся с ограниченными возможностями здоровья»
на 2012 /2015 гг.
Наименование Программы | «Профилактика суицидального поведения обучающихся с ограниченными возможностями здоровья». |
Разработчик Программы | Скорикова Л.А., зам. по УВР, Мартынова Н.Е., социальный педагог |
Цель Программы | Организация профилактической работы по предупреждению суицидальных действий среди подростков; сохранение и укрепление психического здоровья школьников с ограниченными возможностями здоровья. |
Задачи Программы |
|
Основание для разработки Программы |
|
Сроки реализации Программы | 2112 /2015 гг. |
Ожидаемые конечные результаты Программы | В результате реализации Программы ожидается:
|
Механизм реализации Программы | Программа реализуется через комплекс мероприятий, направленный на профилактику суицидального поведения и кризисную поддержку школьников с ограниченными возможностями здоровья на основе планирования при едином взаимодействии всех участников и заинтересованных лиц. |
Контроль за исполнением Программы | Контроль за исполнением Программы осуществляет администрация ОУ через:
|
Содержание Программы
«Мир, вероятно, спасти уже не удастся,
но отдельного человека всегда можно»
Иосиф Бродский.
Введение.
Суицид – это глобальная и трагическая проблема для мирового сообщества. По всей Земле после решения покончить с собой умирает больше людей, чем в результате войн и насильственных убийств, вместе взятых.
Проблема суицида привлекает внимание психологов, социологов, психиатров многих стран мира. По данным Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ), общее количество смертей от суицида сейчас приближается к миллиону в год. Тенденции таковы, что к 2020 году число самоубийств, по всей видимости, возрастет в полтора раза.
Наметившийся в последние годы в Российской Федерации рост психических расстройств и связанных с этим последствий в виде увеличения депрессивных состояний, алкоголизма, наркомании, а также суицидов и т.п.
заставляют задуматься о мерах не только по лечению этих явлений, но и об их эффективной профилактике.
Кемеровская область не является исключением, кроме того, в связи с целым рядом особенностей региона вышеуказанные тенденции в Кузбассе имеют более выраженный характер. В частности, это касается значительного роста завершенных суицидов, превышающего общероссийский более чем в 1,5 раза. При этом нужно иметь в виду, что рост суицидов среди здорового контингента населения есть серьезный показатель нарастания кризисных состояний в обществе, так как на один завершенный случай суицида приходится 10 попыток, а среди молодежи этот показатель равен 100.
Распространенность завершенных суицидов в Кузбассе значительно превышает таковые и по Западносибирскому региону. Начиная с 2000 года эти показатели не опускаются ниже 46 случаев на 100 тысяч населения. Среди лиц, совершивших завершенные суициды, подростки и молодые люди до 20 лет составили 6,1%. Таким образом, приведенные данные свидетельствуют о том, что Кемеровская область является регионом с повышенным суицидальным риском. Следует отметить, что неблагоприятным является тот факт, что в Кузбассе наиболее высокие показатели завершенных самоубийств отмечаются в группах лиц молодого возраста.
Особое внимание в этой ситуации следует обратить на проведение профилактических мероприятий в образовательных учреждений по предупреждению суицидальных действий детей и подростков.
Ведь именно школьники являются наиболее уязвимыми к стрессовым ситуациям в силу неустойчивости своей психики, отсутствия эмоциональной поддержки со стороны взрослых. И порой их протест, вплоть до суицидальных действий – это всего лишь способ обратить на себя внимание, которого в большинстве случаев им не хватает. По данным статистики Генпрокуратуры, в 10% случаев суицидальное поведение несовершеннолетних имеет цель покончить с собой, а в 90% – подросток пытается привлечь к себе внимание.
В связи с этим особое значение приобретает формирование, сохранение и укрепление психического здоровья воспитанников – одно из приоритетных направлений в работе нашего учреждения, в реализации которого важное место отводится профилактической работе по выявлению и предупреждению кризисных состояний обучающихся и коррекции неадаптивных установок, приводящих к их развитию.
Комплексная программа «Профилактика суицидального поведения обучающихся с ограниченными возможностями здоровья» представляет собой методологический модуль, успешное взаимодействие структурных элементов и направлений которого обеспечивает достижение требуемого результата.
Данная Программа направлена на повышение социальной адаптированности школьника, активное приспособление его к социальной среде, включающее в себя как успешное функционирование в ней, так и перспективу на психологическое здоровье.
Основная идея и исходное теоретическое положение Программы заключается в понимании глубокого единства и гармоничной взаимосвязи социально личностного и психологического развития воспитанника. Это позволяет не останавливаться на социально личностном развитии, а идти дальше:
- видеть за социальным здоровьем обучающегося – его психологическое здоровье;
- использовать потенциал самого воспитанника для осознания им ценности жизни и здоровья, необходимости выработки и закрепления социальных навыков и умений, способствующих устойчивой адаптации в социуме.
Основные принципы Программы:
- принцип ценности личности, заключающийся в самоценности ребенка;
- принцип уникальности личности, состоящий в признании его индивидуальности;
- принцип приоритета личностного развития, когда обучение выступает не как самоцель, а как средство развития личности каждого ребенка;
- принцип аксиологического подхода – человек является высшей ценностью, а основа его жизнедеятельности – освоение общечеловеческих ценностей, где здоровье выступает основной категорией;
- принцип последовательности работы с каждым воспитанником с учетом его предыдущей социально образовательной ситуации и возможной последующей;
- принцип комплексности – согласованного взаимодействия специалистов школы в организации сопровождения;
- принцип дифференцированного подхода к организации мероприятий.
Цель Программы: организация профилактической работы по предупреждению суицидальных действий среди подростков; сохранение и укрепление психического здоровья школьников с ограниченными возможностями здоровья.
Задачи Программы:
- Выявлять школьников, находящихся в состоянии социально-психологической дезадаптации и оказывать им экстренную социально-психологическую, педагогическую помощь.
- Изучать особенности психолого-педагогического статуса воспитанников «группы риска» с целью установления проблем в личностной, эмоционально-волевой сфере и конструктивного их решения.
- Организовать социально-психолого-педагогическое сопровождение обучающихся «группы риска» и их семьи.
- Формировать у школьников с ограниченными возможностями здоровья эмоционально-ценностного отношения к себе, другим людям и к миру в целом.
- Вырабатывать у воспитанников навыки контроля и самоконтроля в отношении неадаптивных социально-психологических установок.
- Осуществлять сетевое взаимодействие с ОПДН, КДНиЗП и городской ПМПК по вопросам профилактики суицидального поведения несовершеннолетних.
Основные направления реализации Программы.
- Психолого-педагогическое сопровождение социально дезадаптированных школьников с ограниченными возможностями здоровья.
Цель: Создание социально-психологических условий, благоприятных для максимально успешной адаптации каждого воспитанника в социуме, изменение дезадаптивных и деструктивных форм поведения на социально приемлемые.
- Формирование культуры психологического здоровья у всех субъектов воспитательно-образовательного процесса.
Цель: повышение валеологической компетенции у всех субъектов воспитательно-образовательного процесса.
- Работа с семьей, находящейся в социально опасном положении.
Цель: оказание социально-психологической помощи неблагополучным (проблемным) семьям и семьям «группы риска» по преодолению социальной дезадаптации несовершеннолетних.
- Координация и межведомственное взаимодействие со специалистами различных учреждений и организаций города.
Цель: установление сетевых взаимоотношений с заинтересованными субъектами по вопросам профилактики суицидального поведения детей и подростков.
Система мероприятий по реализации Программы.
Цели и задачи Программы реализуются системой мероприятий по каждому направлению, взаимодействие которых позволит воспитанникам более успешно войти в мир социальных связей и облегчит их интеграцию в общество.
- Психолого-педагогическое сопровождение социально дезадаптированных школьников с ограниченными возможностями здоровья:
– создание комфортной психологической атмосферы в школе;
– выявление социально дезадаптированных воспитанников с повышенным фактором девиантности и проведение углубленного психологического обследования их личностной, эмоционально-волевой сферы;
– коррекционная работа с личностью несовершеннолетнего в кризисный и посткризисный период;
– проведение развивающих занятий, направленных на формирование у обучающихся жизненно важных навыков и умений: позитивного отношения к себе и окружающим, уверенного поведения, саморегуляции психоэмоционального состояния в стрессовых ситуациях, самоконтроля и самокоррекции в отношении неадаптивных психологических установок;
– просветительская работа по формированию ценностно-смысловой сферы школьников.
- Формирование культуры психологического здоровья у всех субъектов воспитательно-образовательного процесса:
– осуществление подготовки педагогов по вопросам профилактики суицидального поведения и сохранения и укрепления психологического здоровья школьников с учетом существующих требований и специфики данного направления через организацию постоянно действующего семинара;
– повышение уровня информированности обучающихся о способах сохранения и укрепления своего психологического здоровья, о здоровом образе жизни посредством познавательных, коррекционно-развивающих, тренинговых занятий и проектной деятельности;
– проведение социокультурных и спортивно-массовых мероприятий внутри школы и привлечение к ним дезадаптированных воспитанников;
– занятия внеурочной деятельности по программам социальной направленности;
- Работа с семьей, находящейся в социально опасном положении:
– обучение родителей использованию ресурсов семьи и ее окружения для восстановления системы детско-родительских отношений;
– консультирование родителей по вопросам поддержки детей и подростков и преодолению социальной дезадаптации у них.
- Координация и межведомственное взаимодействие со специалистами различных учреждений и организаций города:
– осуществление сотрудничества со службами психолого-педагогического сопровождения несовершеннолетних по профилактике суицидального поведения детей и подростков.
План мероприятий по реализации программы.
№ п/п | Направления и содержание работы | Сроки | Ответственные |
| |||
1.1 | Создание комфортной психологической атмосферы в школе и классах. | постоянно | администрация, кл. рук, воспитатели |
1.2. | Выявление социально дезадаптированных воспитанников с повышенным фактором девиантности и проведение углубленного психологического обследования их личностной, эмоционально-волевой сферы. | постоянно | педагог-психолог, социальный педагог |
1.3 | Коррекционная работа с личностью несовершеннолетнего в кризисный и посткризисный период: индивидуальные занятия, консультирование. | постоянно | педагог-психолог, социальный педагог |
1.4 | Проведение развивающих занятий, направленных на формирование у обучающихся жизненно важных навыков и умений (по программам): групповые занятия, занятия с элементами тренинга. | постоянно | педагог-психолог, социальный педагог |
1.5 | Просветительская работа по формированию ценностно-смысловой сферы школьников: беседы, классные часы, лекции. | постоянно | педагог-психолог, социальный педагог, кл. рук, воспитатели |
1.6 | Консультирование обучающихся, в том числе и по запросу. | постоянно | педагог-психолог |
1.7 | Разрешение кризисных ситуаций. | постоянно | педагог-психолог, социальный педагог |
| |||
2.1 | Для педагогов: | ||
2.1 | Практико-ориентированный семинар для педагогов «Суицидальное поведение школьников: факторы риска и меры по его предупреждению». | 1 раз в четверть | педагог-психолог, зам. по ВР |
2.2 | Для обучающихся: | ||
2.2.1 | Психологические классные часы (цель: формирование позитивной Я-концепции; ознакомление со способами управления своим эмоциональным состоянием, конструктивными способами разрешения конфликтов):
| по плану | педагог-психолог |
2.2.2 | Классные часы на правовые темы (цель: формирование правовой культуры, представлений об юридических нормах):
| по плану | социальный педагог |
2.2.3 | Правовой лекторий (5-9 кл, цель: профилактика правонарушений среди несовершеннолетних). | в течение года | социальный педагог |
2.2.4 | Классные часы нравственной тематики (1-9 кл., цель: формирование нравственной культуры, морально-этических норм, здорового образа жизни)
| по плану | кл. рук, воспитатели |
2.2.5 | Тренинг общения (1-9 кл, цель: развитие навыков конструктивного общения). | по плану | педагог-психолог |
2.2.6 | Тренинг – «Я – само совершенство» (5-9 кл, цель: формирование эмоционально-позитивного отношения к себе, устойчивой самооценки, уверенного поведения). | по плану | педагог-психолог |
2.2.7 | Тренинг «Путь к совершенству» (7-9 кл, цель: введение в проблему жизненного и профессионального самоопределения). | по плану | педагог-психолог, социальный педагог |
2.2.8 | Тренинг «Быть уверенным – это здорово!» (7-9 кл, цель: формирование навыков уверенного поведения и умения противостоять давлению). | по плану | педагог-психолог |
2.2.9 | Тренинг ассертивности, или аффективно-ценностного обучения) (7-9 кл, цель: формирование навыков принятия решения, повышение самооценки, стимулирование процессов самоопределения и развития позитивных ценностей). | по плану | педагог-психолог |
2.2.10 | Игра «Друзья» (2-3 кл., цель: развитие эмпатии, понимания другого, обучение сотрудничеству). | по плану | педагог-психолог |
2.2.11 | Игра «Две планеты» (5-7 кл., цель: обучение позитивному восприятию себя и другого человека). | по плану | педагог-психолог |
2.2.12 | Игра «Три года с наркотиком» (7-9 кл, цель: информирование подростков о том, что будет с ними происходить, если они начнут употреблять наркотики). | по плану | педагог-психолог, социальный педагог |
2.2.13 | Занятия с элементами релаксации: «Цветовой спектр радуги» (1-9 кл., цель: гармонизация отношений с собой, другими людьми, окружающим миром). | постоянно | педагог-психолог |
2.2.14 | Занятия по программам внеурочной деятельности:
| в течение года | педагог дополнительного образования |
2.2.15 | Разработка и реализация групповых проектов, направленных на формирование здорового образа жизни. | в течение года | кл. рук, воспитатели |
2.2.16 | Участие воспитанников в социокультурных и спортивно-массовых мероприятиях внутри школы и вне. | по плану | зам. по ВР, воспитатели, уч. физкультуры |
| |||
3.1 | Родительские собрания, лектории:
| по плану | зам. по ВР, кл. рук. |
3.2 | Акция «Письмо матери» (1-9 кл., цель: гармонизация детско-родительских отношений). | по плану | зам. по ВР, кл. рук. |
3.3 | Тренинг детско-родительских отношений как составляющая психологической помощи для родителей дезадаптированных детей и подростков (цель: коррекция детско-родительских отношений). | по плану | педагог-психолог |
3.4 | Консультирование родителей по вопросам поддержки детей и подростков и преодолению социальной дезадаптации у них. | постоянно | педагог-психолог, соц. педагог |
| |||
4.1 | Установление сотрудничества со службами психолого-педагогического сопровождения несовершеннолетних по профилактике суицидального поведения детей и подростков. | постоянно | администрация ОУ, ОПДН, КДНиЗП, ПМПК |
Литература.
- Григорьева Т.Г. Основы конструктивного общения. Практикум. Новосибирск: Изд-во Новосиб. Ун-та; М.: Совершенство, 1997 – 116 с.
- Григорьева Т.Г., Усольцева Т.П. Основы конструктивного общения. Методическое пособие для преподавателей. – Новосибирск: Изд-во Новосиб. Ун-та; М: Совершенство, 1997. – 171 с.
- Григорьева Т.Г., Усольцева Т.П. Основы конструктивного общения. Хрестоматия. – Новосибирск: Изд-во Новосиб. Ун-та; М: Совершенство, 1997. – 198 с.
- Игумнов С.А. Психотерапия и психокорекция детей и подростков. – М.: Изд-во Института психотерапии, 2000. – 112 с.
- Кузнецов Д. Демобилизирующая тревожность: некоторые причины и формы проявления невротических расстройств у современных старшеклассников // Школьный психолог, 2005, №2.
- Профилактика суицида в детской среде. Сборник методических
рекомендаций. / Составитель: Конькова Н.Л. – Биробиджан: ОблИПКПР, 2012. – 52 с.
- Синягин Ю.В., Синягина Н.Ю. Детский суицид: Психологический взгляд. – СПб: КАРО, 2006. – 176 с.
- Фалькович Т. А., Высоцкая Н. В., Толстоухова Н. С. Подростки ХХI века. Психолого-педагогическая работа в кризисных ситуациях: 8-11 классы. – М.: ВАКО, 2006. – 256 с. – (Педагогика. Психология. Управление).
- Фесенко Н, Олейко Н. Акция «Письмо матери»// Школьный психолог, 2008, №16.
Глоссарий
Покушение на самоубийство – это однородная деятельность человека, не закончившаяся летальным исходом по различным обстоятельствам.
Социализация – двуединый процесс: с одной стороны, это внешнее для человека влияние на него со стороны общества его социальных институтов и общественной атмосферы, нравственных норм и культурных ценностей, образа жизни людей; с другой – это внутреннее, личностное освоение каждым человеком такого влияния в процессе социального становления.
Социальная среда – человеческое, духовное, предметное окружение ребенка, которое оказывает влияние на его личностное развитие, выступая реальным пространством его формирования и самореализации.
Суицид – самоубийство, намеренное лишение себя жизни. Самоубийство и примыкающий к нему более широкий ряд феноменов аутоагрессии и саморазрушения следует отнести к формам девиантного поведения (поступки или действия человека, не соответствующие официально установленным или фактически сложившимся в данном обществе нормам).
Суицидальная попытка – это целенаправленное оперирование средствами лишения себя жизни, не закончившееся смертью.
Суицидальное поведение – волевые действия личности, конечной целью которых является покушение на самоубийство или сам акт самоубийства. Является следствием социально психологической дезадаптации личности в условиях микросоциального климата.
Суицидальные замыслы – это активная форма проявления суицидальности, т.е. тенденция к самоубийству, глубина которой нарастает параллельно степени разработки плана её реализации.
Суицидальный риск – склонность человека к совершению действий, направленных на собственное уничтожение.
Суицидент – человек, совершивший самоубийство или покушение на самоубийство.
Толерантность – способность человека принимать других людей такими, каковы они есть, сосуществовать и взаимодействовать с ними.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Создание коррекционно-развивающей среды для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья при использовании современных технологий в учебно-воспитательном процессе специальной (коррекционной) школы VIII вида
Обучающиеся с ограниченными возможностями здоровья – это дети с особыми образовательными потребностями, поскольку задаются спецификой нарушения психического развития и определяют особую ло...
Проектная и исследовательская деятельность обучающихся с ограниченными возможностями здоровья на уроках биологии в специальной (коррекционной) школе VIII вида
Для специальной (коррекционной) школы VIII вида забота о жизненной перспективе выпускника наряду с компенсацией недостатков в развитии всегда были доминирующими....
Музыкально-игровая программа для детей 2 класса в школе - интернате для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья «Путешествие в страну мыльных пузырей».
В материале представлен сценарий музыкально-игровой программы в школе - интернате для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья «Путешествие в страну мыльных пузырей» (2 класс)...
ПРОФИЛАКТИКА ДЕВИАНТНОГО ПОВЕДЕНИЯ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ
ПРОФИЛАКТИКА ДЕВИАНТНОГО ПОВЕДЕНИЯ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ...
Профилактика нарушений поведения детей с ограниченными возможностями здоровья
Среди обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (интеллектуальной недостаточностью), очень много детей с нарушением поведения и главная задача школы профилактика нарушений поведения. ...
Включение духовно-нравственного компонента в содержание рабочей программы по музыке и пению в школе-интернате для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (ИН).
Статья опубликована в сборнике "Ценностные ориентиры духовно-нравственного воспитания детей и молодёжи": в материалах Восьмых областных Благовещенских чтений (Воронежский государственный пед...
Особенности работы педагога по коррекции поведения обучающихся, с ограниченными возможностями здоровья, на дому
Особенности работы педагога по коррекции поведения обучающихся, с ограниченными возможностями здоровья, на домуСоциальная адаптация умственно отсталых детей и подростков практически всегда определяетс...