Профилактическое занятие для обучающихся. Общение. Умение говорить НЕТ.
план-конспект занятия по психологии (7 класс)

Занятие направлено на сохранение, укрепление и развитие психологического здоровья и так же  направлено на повышение социальной и эмоциональной компетентности подростков, на обучение способам общения и разрешения конфликтов, на профилактику стрессов и повышение ресурсов жизнестойкости. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл obshchenie._umenie_govorit_net._word_2.docx26.57 КБ

Предварительный просмотр:

Общение. Умение говорить НЕТ.

Цель:  формирование навыка позитивного социального поведения у подростков и обучение способам отказа от предложения употребления алкоголя, табака и т. п.

Задачи:

Обучающие:

•        Формировать у подростков представление о силе группового давления на личность.

•        Формировать умение противостоять чужому давлению, выражать отказ оптимальными способами.

•        Отработать навыки уверенного поведения, отстаивания своей позиции.

Развивающие:

•        Развивать способность конструктивного взаимодействия.

•        Расширять поведенческий репертуар подростка в процессе конфронтации с группой.

Воспитательные:

•        Воспитывать у детей понятие о важности принятия собственного решения.

Методы: мозговой штурм, упражнения, деловая игра.

Форма проведения: занятие с элементами тренинга.

Оборудование, дидактические материалы: флипчарт, маркер, плакаты «Виды отказов», карточки с ситуациями

Ход занятия

Беседа. У каждого из нас есть свой круг общения. Это наши друзья, живущие в одном соседи, знакомые по интересам. У каждого человека существует потребность в принадлежности к какой-либо группе- это естественно.

Одинаковые интересы, общие увлечения объединяют людей в группы, но тем не менее каждый из нас -  индивидуальность и чем-то отличается от остальных. Именно это может отразиться на отношениях между конкретно взятыми людьми, а также в определенной группе: иногда группа требует от человека отказаться от своего мнения. Часто это происходит незаметно от нас самих, именно из-за какого-то определенного поведения

Простой пример – это одежда. Несколько твоих приятелей ходят в умопомрачительных куртках. И ты ее тоже покупаешь, несмотря на то, что она тебе не идет. Или не модно одет он может стать предметом насмешек. Давление может оказывать как один человек, так и группа Специалисты называют такое явление групповым давлением

Ещё древнегреческий философ Эпиктет подчёркивал: «Тот человек не свободен, кто сам себе не хозяин».

Предлагаю маленькое задание активатор, для этого нужно объединиться в группы. Упражнение «Кулак».

Предлагаю одному участнику сжать кулак, а остальные должны любым доступным способом сделать так, чтобы партнер разжал кулак. Время выполнения 1.20 сек. Начали.

Есть ребята, которые практически сразу согласились разжать кулак. Поднимите, пожалуйста руку. Почему так легко сдались? Часто ли вам бывает трудно сопротивляться давлению другого человека. Есть ли в вашей жизни такие люди, которым сложно отказать?

А были ли те, которых не удалось уговорить? Поднимите, пожалуйста, руку. Что заставило вас стоять на своем? Можете ответить? Сейчас кому-то может крайне необходимо услышать ваше мнение.

Рефлексия: Какой опыт приобрели, выполняя это упражнение.

Существует много причин, по которым человек соглашается делать то, что ему не хочется.  Человек, например, не хотят оказаться изгоем, быть высмеянным, бояться обидеть, казаться грубым, быть не таким как все.

Но существует много способов отказаться, если ты считаешь что-то вредным для себя.

Игра «Откажись по-разному». Объединитесь в группы по 5 человек.

Ввиду ограниченного времени я сокращаю время на теоретический аспект. Теоретический аспект вам сейчас раздадут вместе с ситуациями.

Вы должны выбрать наиболее эффективный метод отказа в данной ситуации.  Материалы к упражнению в ПРИЛОЖЕНИИ 1

Рефлексия: учиться уверенному поведению при отстаивании своей позиции через игровые ситуации. Развитие умения противостоять давлению.

Упражнение «Уши–нос»

Цель: развитие способности сохранить спокойствие в стрессовой ситуации.

Вспомните какую-либо конфликтную ситуацию из своей жизни, когда на вас кричали, обвиняли или хуже того оскорбляли. В такой ситуации очень сложно не поддаться эмоциям и не вступить в конфликт. Но есть упражнение тренируясь в его выполнении можно отстраниться от ситуации. Называется УШИ – НОС. Необходимо обратить свое внимание не на то, что говорит партнер, а наблюдать за определенными частями лица – как двигается, например, нос, уши, брови. И запомнить свои мысли и чувства.

Делаем это упражнение, чтобы не включаться эмоционально и внутренне отстраниться от партнера. При этом надо отслеживать свои мысли и чувства.

Притча «Индеец» Цель для мастер-класса: настроить участников мастер-класса на использование полученного опыта в своей работе.

Цель для обучающихся: закрепление у участников навыка принимать осознанные, ответственные решения.

 «Когда индеец становится взрослым, он уходит в лес на три-четыре дня, чтобы обрести духовность. Несколько дней он живет одни, общается с миром, преодолевает трудности.

Отправился сын вождя племени на испытание. На третий день он увидел орла, и очень обрадовался: ведь орел-символ того, что ты будешь вождём. И сын вождя стал собираться в путь, домой. Вдруг на вершине горы юноша увидел гнездо орла, и решил достать перо птицы, приносящего счастье. Достав перо, он увидел змею, свернувшуюся колечком.

Она прошипела: - «Меня принёс орёл, я погибаю от холода, возьми меня вниз».

«Я боюсь, что ты укусишь меня» – ответил юноша змее.

«Я не сделаю этого» - снова прошипела змея.

Индеец завернул змею в рубашку, прижал к гуди и стал спускаться. Змея согрелась, и, когда юноша был у подножья горы, она ужалила его.

«Что ты делаешь? Ведь ты же обещала!» - закричал умирающий юноша. «Но ты ведь знал, что я змея».

 Какой вывод можно сделать из данной притчи?

Выскажите своё мнение о занятии.

Деловая игра «Откажись по-разному».

а) Отказ – соглашение: человек в принципе согласен с предложением, но по каким-то причинам не решается дать согласие. Например: «Ребята, спасибо, но мне так неудобно вас затруднять».

б) Отказ – обещание. Человек в принципе согласен с предложением, но в данный момент он не может его принять. Даётся понять, что при других обстоятельствах предложение было бы принято. «Пойдём завтра в кино» - «С удовольствием, но завтра у меня занятия по математике».

в) Отказ – альтернатива. Отказ направлен на альтернативное предложение. Трудность такого отказа в том, чтобы придумать ценное альтернативное предложение: «Пойдём завтра в спортзал» - «Давай лучше погуляем в парке». 

г) Отказ – отрицание. Человек даёт понять, что не согласится ни при каких обстоятельствах на предложение. «Нет, я не поеду на лодке, потому что боюсь воды. Нет, я ни за что не поеду в лес». 

д) Отказ – конфликт. Крайний вариант отказа – отрицание. Он агрессивен по форме. Может содержать оскорбления или угрозы. «Давай сходим погулять» - «Ещё чего! Сам топай!» Этот вид отказа эффективен в случае выраженного внешнего давления».

Можно использовать АЛГОРИТМ ОТКАЗА:

1. Я – сообщение + отказ + аргумент + встречное предложение

(«Мне приятно, что ты меня пригласил + но я не могу пойти + так как у меня

репетитор + пойдем лучше завтра поиграем в волейбол!» («Мне приятно, что ты меня пригласил, + но я не могу поехать, + так как ко мне приезжают родственники, + пойдем лучше завтра…)

2. Встречный вопрос + отказ («Ты думаешь мне не хочется пойти + хочется, но не могу!», «Ты думаешь мне не хочется поехать? + Хочется, но не могу!»)

3. Анализ ситуации, почему человек или группа хочет, чтобы ты согласился с

предложением («Вам, наверное, интересно узнать мои… музыкальные  вкусы? Или («Вам, наверное, интересно узнать мои… спортивные интересы»).

________________________________________________________

Ситуация – 1. 

Ты вместе с друзьями в гостях. Родителей нет дома. Один из ребят говорит твоему другу: “У твоего отца есть запасы спиртного. Давай немного выпьем”. Друг говорит с неохотой: “Ладно, но только чуть-чуть, иначе отец заметит”. Двое уже сделали по глотку, теперь твоя очередь. Все смотрят на тебя, что ты будешь делать…

____________________________________________________

Ситуация №2. На перемене несколько ребят из твоего класса решили покурить.  Ты не куришь, но тебе хочется с ними постоять. Один из них говорит тебе: “Давай закуривай. Не отрывайся от коллектива”.

Ты хочешь пообщаться, но при этом не хочешь курить. Ребята начинают тебя уговаривать… ____________________________________________________

Ситуация – 3. 

Э Ситуация – 4

Знакомый Олега, встретив его во дворе на спортивной  площадке, попросил оставить пакет у Олега дома, но содержимое отказывается показывать и уклончиво отвечает на вопрос, что в пакете.

__________________________________________________________

Ситуация - 5

Андрей вышел поиграть в волейбол на площадку. Знакомый друга Андрея просит отвезти какой-то пакет незнакомому человеку.

__________________________________________________________

тих ребят Александр совсем не знал. Просто во дворе кроме них никого не было, поэтому мальчик пристроился рядом на скамейке. Ребята лениво обсуждали последний футбольный матч. Один подросток достал из кармана пакетик: «Ну что, мультики, что ли посмотрим?» Ребята было двинулись к двери подъезда, но вдруг остановились. Один из ребят повернулся и спросил: «А ты чего расселся? А ну, давай вместе со всеми!»  Ребята угрожающе двинулись в сторону Саши.

Ситуация – 4 

Этого дня Сергей ждал очень долго. Совершенно неожиданно Инна – девочка из соседнего подъезда, которая очень нравилась Сереже, пригласила его на день рождения. Праздник получился очень весёлым. Все танцевали, играли, даже пускали фейерверки, наконец, все уселись за стол с именинным пирогом. В этот момент папа Инны достал из шкафа большую бутылку дорогого спиртного напитка.

Папа Инны: «Ну что, думаю, ради праздника можно выпить!»

Ребята  за столом переглянулись, кто-то радостно оживился. Сергей насторожился.

____________________________________________________________


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Психолого-профилактическая игра «Азбука общения»

Цель игры - гармонизация межличностных отношений через создание ситуации взаимодействия в группе, выработку моделей эффективного общения в ней, развитие у школьников позитивных личностных качест...

Формирование навыков заботы о себе и защиты своего «Я». Умение говорить «нет».

Необходимо сформировать навыки противостояния групповому давлению, навыков неприятия алкоголя, курения, наркотиков.  Осознание права и необходимости защищать себя....

Из опыта работы по теме самообразования « Формирование коммуникативных умений и навыков у обучающихся (VIII вида) на факультативных занятиях «Речь и культура общения», «Этика речевого общения» как одно из условий социального здоровья» (с презентацией)

Совершенствование культуры речевого общения детей с ограниченными возможностями здоровья является одной из актуальных проблем для развития личности ребенка. Решение проблемы путем развития и коррекции...

Час психологии тема: «Общение. Умение вступать в контакт»

Упражнение «Улыбка». Передать друг другу улыбку...

Профилактический психолого-педагогический проект "Умение жить среди людей"

Федеральный государственный образовательный стандарт второго поколения  определяет  личностное развитие и формирование универсальных учебных действий у школьников наряду с предметными резуль...

Методическое пособие "Умение говорить и общаться - слагаемые успешности человека"

laquo;Заговори, наконец- то, чтобы я увидел тебя!» - вскричал великий Сократ пришедшему к нему мужчине, который  молчал. В данном методическом пособии представлены практические советы по ф...

ПРОФИЛАКТИЧЕСКАЯ ПРОГРАММА ПО МЕДИАЦИИ (для обучающихся 1-11 классов) «Основы бесконфликтного общения»

Данная программа составлена для обучающихся 1-11 классов МКОУ Козловская СОШ на основе комплекта рабочих программ «Медиация школьных конфликтов». Автор – А.В. Микляева,  доктор ...