Зачем педагогу креативность и как её развить.
статья по психологии

Стародумова Александра Сергеевна

Креативность в педагогике — это умение преподавателя находить и использовать нестандартные подходы к обучению, подготовке уроков и взаимодействию с учениками. Креативное мышление позволяет педагогу легко адаптировать материал к потребностям конкретных учащихся, их особенностям и интересам. Это значительно повышает эффективность образовательного процесса. И именно креативный учитель способен создать атмосферу, в которой дети разовьют творческие способности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pechat.docx17.06 КБ

Предварительный просмотр:

Зачем педагогу креативность и как её развить.

Профессиональная креативность педагога

Креативность в педагогике — ключ к успеху преподавателя. Ёё рассматривают как компонент профессиональной компетентности. Так чем же отличается креативный педагог от своих менее творческих коллег?

  • Умеет работать с образовательным материалом: делает его более доступным при необходимости, комбинирует эти знания с другими темами и предметами.
  • Создаёт новые идеи: преподаватель не зацикливается на привычных и шаблонных формах обучения, добавляет другие приёмы для стимуляции интеллектуальной деятельности, такие как неожиданные примеры, выводы, оригинальная структура ответа и др.
  • Использует дифференцированный подход в обучении: грамотно разделяет учащихся на группы по их особенностям и интересам.
  • Способен мотивировать учащихся, ставит цели и задачи, понятные ученикам: и всё это при помощи диалога, сбора обратной связи, моделировании различных социальных ситуаций, толерантности в отношении к ученикам и т. д.

История возникновения креативности в педагогике

Образовательная система в 20 веке начала отходить от традиционной школы, которая была ориентирована на запоминание фактов и «зубрёжку». На смену ей пришли более гибкие методы обучения, которые стимулируют творческое мышление и помогают развивать индивидуальные способности учащихся. Развилась идея о приоритете личности в образовательном процессе.

Что способствовало развитию креативной педагогики:

Новый социокультурный контекст. Развитие информационных технологий, глобализация, новые формы коммуникации требуют более гибких мыслительных навыков, самостоятельности и умения принимать нестандартные решения.

Требования рынка труда. Современная экономика все больше ценит творческие и инновационные способности, что требует формирования соответствующих навыков.

Научные исследования. Исследования в области психологии, нейронаук, педагогики показали, что традиционные методы обучения могут ограничивать потенциал учащихся. В приоритете сегодня развитие потенциала каждого ученика.

«В современном мире, где информационные технологии проникают во все аспекты жизни, педагогам всё сложнее удерживать внимание учащихся, особенно, когда речь заходит о конкуренции с интернетом. Сегодняшние школьники и студенты выросли в цифровую эпоху. Интернет предлагает им огромный объём информации и развлечений, который может казаться более привлекательным, чем традиционные образовательные методы.

„Зачем мне это знать, если я это могу найти в интернете“. Эта фраза стала одним из главных вызовов, с которым сталкиваются современные учителя. И на помощь к ним приходит креативная педагогика. Она предоставляет мощные инструменты для трансформации обучения, делая его более интересным, вовлекающим и соответствующим потребностям современных учащихся. Этот подход помогает учителям не только удерживать внимание учеников, но и готовит их к будущему.

Обучение трансформируется из простой передачи фактов и данных в процесс, нацеленный на приобретение умений эффективно работать с информацией и применять полученные знания в разнообразных ситуациях».

Павел Бородин, методист ИКРЫ

Взаимосвязь креативности и интеллекта

А как уверенность в себе, творчество и интерес вообще связаны со знаниями? Дело в том, что креативное мышление задействует интеллектуальные ресурсы для генерации новых идей и поиска решений. Интеллект отвечает за базовые знания и умения, которые с помощью креативного мышления можно применять нестандартно. Но помним, что сам креативный процесс — алгоритм, который может освоить каждый.

Леонардо да Винчи — выдающийся ученый, изобретатель, художник (и мн. др) и креативная личность. Он создал множество изобретений, объединив глубокие знания в самых разных областях науки с уникальным подходом. Вся его деятельность и есть креативность — способность решать задачи и проблемы нестандартным способом. Эта связь интеллекта и креативности и становится важнейшим аспектом для современного образования, которое должно подготовить учеников к конкурентному информационному обществу.

Принципы креативности в педагогике

Креативность в педагогике подразумевает под собой использование и комбинирование различных методов и подходов к обучению, а также способность находить нестандартные решения и легко адаптироваться к потребностям учеников. И самое главное, создавать атмосферу, в которой дети смогут развивать свои творческие способности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Креативность как важнейшая характеристика инновационной деятельности педагога

Тема семинара: Креативность как важнейшая характеристика инновационной деятельности педагога.Цель семинара– осознание педагогами влияния творческих способностей на возможности внедрения инноваций в пе...

Методическая учеба для педагогов "Развитие креативности педагога как необходимое условие в работе с творческими учащимися"

Цель: создать условия для формирования у педагогов потребности в организации работы по развитию собственной креативности.Задачи: создать в группе атмосферу эмоциональной свободы, открытости, друж...

Педагогический тренинг «Развитие креативных способностей педагогов»

Педагогический тренинг «Развитие креативных способностей педагогов»Цели:осознание креативности в себе и ее развитие;создать условия для формирования у педагогов потребности в организации р...

Статья "Креативный педагог - креативные ученики"

Во все времена были люди, которые отличались нестандартностью поведения, оригинальностью суждений, высоким уровнем фантазии. Они осваивали новые пространства, совершали научные открытия, создавали про...

Как развить креативность?

Как развить креативность?...

Документы педагога-психолога (что, как и зачем)

Рекомендации для педагогов-психологов по ведению и оформлению организационно-методической документации...

Консультация для родителей "Креативность: что это и зачем ее развивать"

Консультация для родителей Цель:Знакомство с понятием "креативность"         Знакомство со способами развития креативности у детей дошкольного возраста...